Людвиг фейербах философия: Фейербах Людвиг

Содержание

Фейербах Людвиг

«Человек человеку бог»

Л. Фейрбах

Фейербах Людвиг (1804-1872), немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).

+ + +

Фейербах Людвиг (1804—1872) — Сын немецкого юриста; учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета, разочаровавшись в теологии и возненавидев догматизм.

В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал в Эрлангенском университете. Опубликовал трактат «Мысли о смерти и бессмертии», где доказывал сомнительность веры в бессмертие души Вынужден был оставить кафедру. Женился на владелице небольшой фарфоровой фабрики и прожил в спокойных размышлениях и работе четверть века, пока фабрика не обанкротилась. Свое учение он называл «философией будущего». Утверждал, что едины душа и тело, духовное и материальное, субъективное и объективное, мышление и бытие. Человек — «единственный, универсальный и высший предмет философии». Вместо религиозного утешения, философия дает людям понимание своих реальных возможностей, чувство собственного достоинства и показывает реальные пути достижения счастья. Человек «верит в совершенное существо, потому что сам не желает умереть». Любовь человека к человеку — проявление религиозного чувства. Понимание своей неразрывной связи с окружающими людьми и природой — реальная разумная основа нравственности.
«Истина — в полноте человеческой жизни и существа».

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012.

Другие биографические материалы:

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Материалист и атеист (С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Ойзерман Т.И. Разработавал концепцию антропологического материализма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Абушенко В.Л. Немецкий философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Фролов И.Т. За атеистические взгляды отстранен от преподавания (

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Был человеком, «поссорившимся с Богом и миром» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Малинин В. А. Фейербах в России (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Багатурия Г.А. Основоположники научного коммунизма критиковали материализм Фейербаха за его метафизичность, созерцательность, антропологизм (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ — ФЕЛЕО. 1971).

Быховский Б.Э. Его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983

).

Нарочницкий А.Л. Младогегельянец (Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978).

Философ-гуманист (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Фейербах. Сущность христианства (Статья Т.Б. Длугач о сочинении Л.Фейербаха).

Маркс Карл. Тезисы о Фейербахе. (1845 г.). т. 3, с. 1-4.

Маркс Карл, Энгельс Фридрих. Немецкая идеология. Том 1. Критика Новейшей Немецкой Философии в Лице ее Представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. т. 3, с. 7-544.

Сочинения:

Фейербах Л. Сочинения, тт. 1–2. М., 1955

Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967.

Sämtliche Werke, Bd 1 — 10, Lpz., 1846-66;

Sämtliche Werke, Bd 1 — 10, Stuttg., 1903-11;

Gesammelte Werke, hrsg. von W. Schuffenhauer, Bd 1 -, В., 1967-;

Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlaß. Dargestellt von K. Grün, Bd 1-2, Lpz.-Hdlb., 1874;

Ausgewählte Briefe von und an L. Feuerbach, hrsg. von W. Bolin, Bd 1-2, Lpz., 1904;

Brietwechsel, Lpz., 1963; в рус. пер. — Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1955;

История философии, собр. произв., т. 1-3, М., 1967.

Литература:

Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии,— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21;

Деборин А. М. Л. Фейербах. М,—Л., 1929;

Ардабьев А. И. Атеизм Л. Фейербаха. М., 1963;

Быховский Б. Э. Л. Фейербах. М., 1967;

Элез Й. Проблемы бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. М., 1974;

Лившиц Г. М. Атеизм Л. Фейербаха. Минск, 1978;

Bolin W. L. Feuerbach. Sein Wirken und seine Zeitgenossen. Stuttg., 1891;

Awon H. L. Feuerbach ou la transformation du sacre. P., 1957;

Schuffenhauer W. Feuerbach und derjunge Marx. В., 1965;

Braun H. I. Ludwig Feuerbachs Lehre vom Menschen. Stuttg., 1971;

Schmidt A. Emanzipatorische Sinnlichkeit. Ludwig Feuerbachs Materialismus. Munch., 1973;

TomasoniF. Ludwig Feuerbach und die nicht-menschliche Natur. Stuttg., 1990.

 

 

Фейербах Людвиг



Фейербах Людвиг

1804-1872

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Людвиг Фейербах

Фейербах Людвиг Андреас (1804- 1872) — немецкий философ-материалист. Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего».

По его собственным словам, Фейербах был человеком, «поссорившимся с Богом и миром». Необходимо изменить понимание самого предмета философии, считает Ф. Гегель пошел по правильному пути.

стремясь выяснить, как разум соотносится с миром. Но это должен быть «чувствующий разум», эмоциональный разум, разум реального земного человека. Вне человека не существует никакого разума. Тема всех его сочинений, как писал Ф., это человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само по себе было субъектом и рассматривалось как нечто самодовлеющее. «Новая философия превращает человека… в единственный, универсальный и высший предмет философии». Разумные проявления человека нельзя изучать вне его телесности. Под сомнением оказывается и привычный взгляд на философию как «науку наук». Философия будущего скорее отвечает на жизненные запросы человека и предельно сближается с религией: «Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя — в соответствующей форме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии».

Ценностная окрашенность философии Ф. не увлекает его в область иррационального. Он хочет заставить философию считаться и с «высоким», и с «низким» в человеке, предлагает полюбить человека со всем его несовершенством, с его телесной ограниченностью, с желанием общения и продолжения рода. То, что для Канта было предметом размышлений, а для последующей философии — выражением трагизма человеческого существования, Ф. призывает принять как данное, ссылаясь на природное происхождение всех человеческих проявлений: природа создала не только мастерскую желудка, но и храм мозга. Источник тела и духа один — природа. Ф. не считает нужным искать природное первоначало, субстанцию, что было характерно для прошлой философии. Вечная изменчивость характеризует природу — этого достаточно для обоснования Ф. возможности отрицания косности, зла, несправедливости в человеческом мире. Если для Гегеля ссылка на закономерный характер развертывания идеи в мире — способ оценки существующего, то для Ф.

ссылка на «природность» человека не столько форма критики, сколько принятие всего многообразия человеческих проявлений. Ф. отказывается от просветительской программы «очищения» человеческой духовной способности от аффектов и «предрассудков».

Свою философию он назвал философией человека, антропологией. Человек, по мнению Ф„ это жизнь ума и сердца; человек неотделим от всего многообразия его эмоций, переживаний. Он есть совершенное создание природы, но он не осознает этого, относясь к себе с позиций им же сконструированных образцов: «в психологии все мы найденыши». Человек может ошибаться, однако природа наделила его еще одним удивительным свойством — способностью к общению. Можно сомневаться в том, что вижу я один, говорит Ф., но если это же видят и другие, то мое знание достоверно. Человек — существо «родовое», все свои способности он реализует сообща, в этом за-лог его будущего величия. Человек — это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо. Он обнаруживает в себе способность ощущать, любовь к жизни, эгоизм, стремление к счастью, интерес, потребность в общении.

На первый взгляд, Ф. идет по пути, проложенному просветителями. Человек, говорит он, стремится к приятному и полезному для себя, хочет удовлетворения своих потребностей, то есть счастья. Вещи, к которым мы так стремимся, мы называем добром, злом называем то, что препятствует нашему счастью. Эгоизм естествен. Однако, по мнению Ф., у человека имеется еще одна «природная» потребность — потребность в общении, в любви. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Любовь есть отношение к человеку как к высшей ценности, любовь сама себе довлеет, это не любовь-эгоизм, это любовь ради любви. Отсутствие внешней необходимости в любовном отношении делает это чувство свободным, человек уподобляется Богу: «Человек человеку Бог — таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории». Человек обязан любить в себе и в другом человекобога. Несовпадение идеала — образца «родового» человека — с его реальными возможностями порождает зло: наши пороки — неудавшиеся добродетели. На протяжении человеческой истории стремление к идеалу приобретает уродливые формы.

Религия — основной предмет размышлений Ф. Человек, говорит философ, есть начало, середина и конец религии. Сущность религии — в человеческом сердце. Природа наделила человека способностью воображения, сила воображения возрастает из-за страха, зависимости человека от внешних сил. Но не страх и не фантазия составляют причину религии. Причина — в нашем эгоизме, в любви к себе, к своей «родовой» сущности. Религию рождают наши потребности: Бог есть то, чем человек хочет быть. Только бедный человек имеет богатого Бога. Человек верит в безмерно счастливое существо, потому что сам желает быть счастливым, в бессмертное — потому что сам не хочет умереть. Даже тайна Божественной Троицы для Ф. оказывается таинством семейной жизни.

Формы религии меняются. Когда потребности человека носили ограниченный характер, самосознание не было развито, тогда преобладала «естественная» языческая религия. Сами боги язычества не были всемогущи. Когда же человеческие потребности были сформированы и осознаны самим человеком в полной мере, тогда появляется религия «духовная» — христианство. Однако христианская вера, по мнению Ф„ также ограниченна. Современный верующий самодоволен, он не чувствует себя свободным и не хочет сам отвечать за свои поступки, он перекладывает ответственность на Бога. Только новая религия — религия как философия будущего, где эмоция будет слита с мыслью, где человек будет обожествлять человеческую «родовую» сущность и будет стремиться воплотить ее в своем существовании, — будет «вечной религией».

Ф. по существу наметил контуры нового стиля философствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим проблем. Человек у Ф. уже вошел в тот трагический круг, из которого нет выхода: вера, любовь, долг. Человек уже понимает, что, протягивая руку Богу, стремясь к трансцендентному, он ловит одну пустоту. Ф. открыл философию как сферу личностного знания, как бесконечный поиск смысла, как диалог, как искание Бога, но сам «опознал» свое открытие как возвращение к природной цельности человека.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 393-395.


Вернуться на главную страницу Фейрбеха

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Search results for «Karl marx»

From New World Encyclopedia

Jump to:navigation, search

Results 1 – 22 of 260

  • Content pages
  • Multimedia
  • Everything
  • Advanced

Заголовок страницы соответствует

  • Карл Маркс

    . .. вертикально слева Подросток Карл Маркс. Карл Маркс обучался на дому до тех пор, пока … Дарвинистский джентльмен на похоронах Маркса — Э. Рэй Ланкестер , стр. 1, http …

    39 КБ (5964 слова) — 14:36, 29 ноября 2022

Текст страницы соответствует

  • Карл Маркс

    … . Образование Изображение:Marx2.jpg большой палец вверх вправо влево Подросток Карл Маркс. Карл Маркс обучался дома до 13 лет, когда он поступил …

    39 КБ (5 964 слова) — 14:36, 29 ноября 2022 г.

  • Карл Каутский

    … Пренебрежительный трактат Ленина, работа Каутского «Экономические учения Карла Маркса» имели такое влияние, что до сих пор использовались в московском Ленинском…

    14 КБ (2103 слова) — 07:17, 5 октября 2022

  • Карла Поппера

    … философия, принятая и используемая как политическими левыми (Карл Маркс, Маркс и марксизм), так и правыми (различными формы фашизма). Поппер …

    33 КБ (4906 слов) — 07:20, 5 октября 2022 г.

  • Карл Поланьи

    … и Марсель Мосс Мосс . Поланьи и Карл Маркс Хотя Поланьи был вдохновлен и проинформирован трудами Карла Маркса, он дистанцировался от…

    16 КБ (2415 слов) — 07:19, 5 октября 2022

  • Карл Мангейм

    … перешел от философии к социологии, так как попал под влияние Карла Маркса и Макса Вебера. В течение короткого периода венгерского …

    10 КБ (1422 слов) — 07:18, 5 октября 2022

  • Марксизм

    … после Маркса и Энгельса. Карл Маркс и Фридрих Энгельс основная статья Карл Маркс Изображение:Карл Маркс.jpg большой палец влево 150 пикселей Карл Маркс — Ко …

    86 КБ (12 847 слов) — 15:58, 7 ноября 2022 г.

  • Коммунистический манифест

    … из первого проекта «Манифеста», написанного от руки Карлом Марксом Весной 1847 года Маркс и Энгельс присоединились к Союзу Справедливых, которые были …

    44 KB (6,126 слов) — 17:03, 29 ноября 2022

  • Коммунизм

    . .. для создания коммунистического государства . Неудавшаяся революция была провозглашена Карлом Марксом, однако она рухнула в течение нескольких недель. Эдуард Бернштейн в своей …

    45 КБ (6736 слов) — 21:48, 10 мая 2020

  • Луи Альтюссер

    … Альтюссер и его ученики на интенсивном философском перечитывании книги Карла Маркса «Капитал Капитал». ‘ Книга отражает …

    30 КБ (4391 слов) — 02:50, 4 ноября 2022

  • Фридрих Энгельс

    … время, хотя пара не впечатлила друг друга. Фрэнсис Уин, «Карл Маркс: жизнь». В Манчестере Энгельс познакомился с Мэри Бернс, молодой женщиной…

    22 КБ (3317 слов) — 08:19, 17 октября 2022

  • Диалектика

    … Гегель. Этот аспект гегелевской мысли был перенят Карлом Марксом и интегрирован в его собственную диалектику, чтобы оправдать неизбежность … ». Нынешнее использование этого термина, однако, восходит к Карлу Марксу. Маркс определял «идеологию» как «ложное сознание» правящего класса…

    17 КБ (2562 слова) — 22:34, 24 февраля 2018 г.

  • Лухо Брентано

    … но, напротив, Гладстон заявил в прямом противоречии с утверждением Карла Маркса: Цифры, которые я привел почти не обращать внимания…

    19 КБ (2824 слова) — 17:48, 29 ноября 2019 г. Берлин I. »Карл Маркс» (Нью-Йорк: 1963), 143. Книга написана в 1845 — 1846…

    35 КБ (5 494 слов) — 00:59, 9 ноября 2022

  • Социалистическая экономика

    … экономики не может быть достигнута. Обзор Изображение:Карл Маркс.jpg thumb 200 px Карл Маркс. Теории социализма впервые возникли в конце…

    42 КБ (6 207 слов) — 06:39, 13 октября 2022

  • Михаил Александрович Бакунин

    … Россия. В Брюсселе Бакунин возобновил контакты с революционными поляками и Карлом Марксом. Он выступил на собрании, организованном Лелевелем в феврале 1848 г….

    43 КБ (6370 слов) — 17:48, 9 ноября 2022

  • Диалектический материализм

    …в. марксистский материализм Как и другие материалисты своего времени, Карл Маркс Маркс и Энгельс утверждали примат материального мира. ..

    15 КБ (2180 слов) — 02:52, 29 июля 2022

  • Социология религии

    … пророчество о «воле Божией». В этом отношении Конт был похож на Карла Маркса и Джереми Бентама. Снова кажется, что Вебер кооптировал Конта…

    35 КБ (5348 слов) — 06:51, 13 октября 2022 г.

  • Парижская коммуна

    … на libcom.org http://libcom.org/library/the-civil-war-in-france-karl-marx Современный отчет Карла Маркса о Коммуне «Гражданская война во Франции …

    40 КБ (6 079 слов) — 07: 58, 18 ноября 2022

  • Людвиг Андреас Фейербах

    … церковь и государство в Германии, а также материалисты, такие как Фридрих Энгельс и Карл Маркс, которые стремились добиться социальных изменений посредством политического …

    24 КБ (3623 слова) — 02:37, 5 ноября 2022

  • Аналитический марксизм

    … взлетел с публикацией книги Г. А. Коэна «Теория истории Карла Маркса: защита» ( 1978). В более широком смысле это может быть . ..

    17 КБ (2571 слов) — 17:37, 3 апреля 2008 г. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии — Часть 3: Фейербах

    Фредерик Энгельс
    Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии


    Часть 3: Фейербах


     

    Подлинный идеализм Фейербаха становится очевидным, как только мы подходим к его философии религии и этики. Он ни в коем случае не хочет упразднить религию; он хочет усовершенствовать его. Сама философия должна быть поглощена религией.

    «Периоды человечества отличаются только религиозными изменениями. Историческое движение является фундаментальным только тогда, когда оно коренится в сердцах людей. Сердце не является формой религии, так что последняя должна существовать также в сердце; сердце есть сущность религии». (Цит. по Старке, стр. 168.)

    Религия, по Фейербаху, есть отношение между людьми, основанное на чувствах, отношение, основанное на сердце, которое до сих пор искало свою истину в фантастическом зеркальном отображении действительности — в посредничестве одного или многих богов, фантастическое зеркальное отображение человеческих качеств — но находит его теперь непосредственно и без всякого посредника в любви между «я» и «ты». Таким образом, наконец, половая любовь становится у Фейербаха одной из высших, если не высшей формой практики его новой религии.

    Так вот, отношения между людьми, основанные на привязанности, и особенно между двумя полами, существуют столько же, сколько существует человечество. Половая любовь, в частности, претерпела развитие и завоевала место в течение последних 800 лет, что сделало ее обязательной осью всей поэзии того периода. Существующие позитивные религии ограничились дарованием высшего посвящения регулируемой государством половой любви, т. е. законам о браке, и завтра все они могли бы исчезнуть, нисколько не изменив практики любви и дружбы. Таким образом, христианская религия во Франции фактически полностью исчезла в 179 г.3–95, что даже Наполеон не мог повторно ввести его без противодействия и трудностей; и это без всякой потребности в замене в фейербаховском смысле, творящее себя в промежутке.

    Идеализм Фейербаха состоит здесь в том, что основанные на взаимном влечении отношения между людьми, как половая любовь, дружба, сострадание, самопожертвование и т. д., он не просто принимает как то, что они есть сами по себе, — не связывая их с любая конкретная религия, которая и для него принадлежит прошлому; но вместо этого он утверждает, что они достигнут своей полной ценности только тогда, когда будут освящены именем религии. Главное для него не в том, чтобы эти чисто человеческие отношения существовали, а в том, чтобы они мыслились как новая, истинная религия. Они должны иметь полную ценность только после того, как они отмечены религиозным штампом. Религия происходит от religare [«связывать»] и первоначально означало облигацию. Следовательно, каждая связь между двумя людьми является религией. Подобные этимологические уловки — последнее средство идеалистической философии. Значение имеет не то, что означает это слово в соответствии с историческим развитием его действительного употребления, а то, что оно должно означать в соответствии со своим происхождением. Итак, половая любовь и общение между полами апофеозируются в религии только для того, чтобы слово религия, столь дорогое идеалистической памяти, не исчезло из языка. Точно так же говорили в сороковых годах парижские реформаторы направления Луи Блана. Точно так же они могли мыслить человека без религии только чудовищем и говорили нам: Donc, l’atheisme c’est votre религия! [«Ну, тогда атеизм — ваша религия!»] Если Фейербах хочет установить истинную религию на основе материалистического по существу понимания природы, это то же самое, что считать современную химию истинной алхимией. Если религия может существовать без своего бога, то и алхимия может существовать без своего философского камня. Между прочим, существует очень тесная связь между алхимией и религией. Философский камень обладает многими богоподобными свойствами, и египетско-греческие алхимики первых двух столетий нашей эры приложили руку к развитию христианских учений, о чем свидетельствуют данные, приведенные Коппом и Бертолетом.

    Утверждение Фейербаха, что «периоды человечества отличаются только религиозными изменениями», решительно ложно. Великие исторические повороты сопровождались религиозными изменениями лишь в том, что касается трех существовавших до сих пор мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Старые племенные и национальные религии, возникшие стихийно, не имели прозелитизма и теряли всякую силу сопротивления, как только терялась самостоятельность племени или народа. Для немцев было достаточно простого контакта с распадающейся Римской мировой империей и с ее новопринятой христианской мировой религией, которая соответствовала ее экономическим, политическим и идеологическим условиям. Только с этими мировыми религиями, возникшими более или менее искусственно, в частности с христианством и исламом, мы находим, что более общие исторические течения приобретают религиозный отпечаток. Даже по отношению к христианству религиозный отпечаток в революциях действительно вселенского значения ограничивается первыми этапами освободительной борьбы буржуазии — с 13 по 17 век — и должен учитываться не сердцем, как думает Фейербах. людей и их религиозных потребностей, а всей предшествующей историей Средневековья, не знавшей иной формы идеологии, кроме религии и теологии. Но когда буржуазия XVIII века достаточно окрепла, чтобы также иметь свою идеологию, соответствующую ее собственной классовой точке зрения, она совершила свою великую и окончательную революцию — французскую, — апеллируя исключительно к юридическим и политическим идеям и беспокоясь за себя. с религией лишь постольку, поскольку она стояла на его пути. Но ему никогда не приходило в голову поставить новую религию вместо старой. Всем известно, как Робеспьер потерпел неудачу в своей попытке [создать религию «высшего существа»].

    Возможность чисто человеческих чувств в нашем общении с другими людьми в настоящее время достаточно урезана обществом, в котором мы должны жить, которое основано на классовом антагонизме и классовом господстве. У нас нет причин еще более урезать его, возводя эти чувства в религию. Точно так же понимание великой исторической классовой борьбы уже достаточно затемнено современной историографией, особенно в Германии, так что нам также нет нужды делать такое понимание совершенно невозможным, превращая историю этой борьбы в простой придаток. церковной истории. Уже здесь становится очевидным, как далеко мы сегодня ушли от Фейербаха. Его «лучшие» пассажи, прославляющие его новую религию любви, сегодня совершенно нечитаемы.

    Единственная религия, которую серьезно исследует Фейербах, — это христианство, мировая религия Запада, основанная на монотеизме. Он доказывает, что христианский бог есть лишь фантастическое отражение, зеркальное отражение человека. Однако теперь этот бог сам является продуктом утомительного процесса абстракции, концентрированной квинтэссенцией многочисленных прежних племенных и национальных богов. И человек, образом которого является этот бог, тоже не есть настоящий человек, но также квинтэссенция многочисленных реальных людей, человек в абстрактном, следовательно, сам опять-таки мысленный образ. Фейербах, который на каждой странице проповедует чувственность, погруженность в конкретное, в действительности становится насквозь абстрагированным, как только он начинает говорить о каких-либо иных, чем чисто половые, отношениях между людьми.

    Из этих отношений его привлекает только один аспект: нравственность. И здесь нас снова поражает поразительная бедность Фейербаха по сравнению с Гегелем. Этика последнего, или учение о нравственном поведении, есть философия права и включает в себя: (1) абстрактное право; (2) мораль; (3) социальная этика [Sittlichkeit], в которую входят: семья, гражданское общество и государство.

    Здесь содержание столь же реалистично, сколь идеалистична форма. Кроме морали, сюда включена вся сфера права, экономики, политики. У Фейербаха как раз наоборот. По форме он реалистичен, так как берет начало от человека; но совершенно нет упоминания о мире, в котором живет этот человек; следовательно, этот человек всегда остается тем же абстрактным человеком, который занимал место в философии религии. Ибо этот мужчина не рожден женщиной; он исходит, как из куколки, от бога монотеистических религий. Он поэтому не живет в реальном мире, исторически сложившемся и исторически определенном. Правда, он имеет сношения с другими мужчинами; однако каждый из них является такой же абстракцией, как и он сам. В его философии религии у нас еще были мужчины и женщины, но в его этике исчезает даже это последнее различие. Фейербах, правда, через большие промежутки времени делает такие заявления, как: «Во дворце и в хижине человек мыслит по-разному». «Если из-за голода, из-за нищеты в вашем теле нет ничего, то и в голове, и в уме, и в сердце нет ничего для нравственности». «Политика должна стать нашей религией» и т. д.

    Но Фейербах абсолютно ничего не может добиться этими максимами. Они остаются просто фразами, и даже Штарке вынужден признать, что для Фейербаха политика представляла собой непроходимую границу и «наука об обществе, социология, была для него terra incognita ».

    Таким же мелким, по сравнению с Гегелем, он кажется в трактовке антитезы добра и зла.

    «Считают, что говорят что-то великое, — замечает Гегель, — если говорят, что «человек по природе добр». Но забывают, что говорят нечто гораздо большее, когда говорят: «Человек по своей природе зол».

    Зло у Гегеля есть та форма, в которой выступает движущая сила исторического развития. В этом заключается двойное значение того, что, с одной стороны, каждое новое продвижение необходимо выступает как святотатство против того, что освящено, как бунт против состояния, хотя и старого и умирающего, но все же освященного обычаем; и что, с другой стороны, именно злые страсти человека — жадность и властолюбие — служат, с момента возникновения классовых антагонизмов, рычагами исторического развития, — факт, который история феодализма и буржуазия, например, представляет собой единственное непрерывное доказательство. Но Фейербаху не приходит в голову исследовать историческую роль морального зла. Для него история — это вообще сверхъестественная область, в которой он чувствует себя не в своей тарелке. Даже его изречение: «Человек, как он возник изначально из природы, был лишь простым созданием природы, а не человеком. Человек есть продукт человека, культуры, истории», — у него даже это изречение остается абсолютно бесплодным.

    То, что Фейербах может сказать нам о нравственности, может быть, следовательно, лишь чрезвычайно скудно. Стремление к счастью присуще человеку и поэтому должно составлять основу всей морали. Но стремление к счастью подлежит двойному исправлению. Во-первых, естественными последствиями наших действий: за развратом приходит «хандра», а за привычным излишеством следует болезнь. Во-вторых, его социальными последствиями: если мы не будем уважать подобное стремление других людей к счастью, они будут защищать себя и таким образом мешать нашему собственному стремлению к счастью. Следовательно, чтобы удовлетворить наше стремление, мы должны быть в состоянии правильно оценить результаты нашего поведения, а также должны предоставить другим равное право искать счастья. Разумное самоограничение в отношении к себе, и любовь — снова и снова любовь! — в нашем общении с другими — таковы основные законы фейербаховской морали; от них происходят все остальные. И ни самые бойкие высказывания Фейербаха, ни самые сильные восхваления Штарке не могут скрыть шаткости и банальности этих немногих положений.

    Только в очень исключительных случаях и ни в коем случае не к этой и чужой пользе индивидуум может удовлетворить свое стремление к счастью, занимаясь собой. Скорее, она требует озабоченности внешним миром, средствами удовлетворения своих потребностей, то есть пищей, лицом противоположного пола, книгами, беседой, спором, деятельностью, предметами для использования и обработки. Мораль Фейербаха либо предполагает, что эти средства и предметы удовлетворения даются каждому индивидууму как само собой разумеющееся, либо дает только неприменимые добрые советы и потому не стоит и ломаного гроша людям, лишенным этих средств. И сам Фейербах прямо заявляет об этом:

    «Человек во дворце и в шалаше думает по-разному. Если из-за голода, из-за страданий в теле у вас ничего нет, то и в голове, и в уме, и в сердце нет ничего для нравственности».

    Лучше ли обстоят дела с равным правом других на удовлетворение их стремления к счастью? Фейербах считал это требование абсолютным, справедливым для всех времен и обстоятельств. Но с каких это пор он стал действительным? Были ли когда-нибудь в древности между рабами и господами, или в Средние века между крепостными и баронами разговоры о равном праве на стремление к счастью? Разве стремление к счастью угнетенного класса не было безжалостно и «по праву закона» принесено в жертву стремлению господствующего класса? Да, это было действительно аморально; в настоящее время, однако, признается равенство прав. Признанное на словах с тех пор и постольку, поскольку буржуазия в своей борьбе против феодализма и в развитии капиталистического производства была вынуждена отменить все сословные, т. е. личные, привилегии и ввести равенство всех лиц перед законом, сначала в сфере частного права, затем постепенно и в сфере публичного права. Но стремление к счастью процветает лишь в незначительной степени на идеальных людях. В наибольшей степени все это процветает за счет материальных средств; а капиталистическое производство заботится о том, чтобы подавляющее большинство этих равноправных людей получало только то, что необходимо для простого существования. Таким образом, капиталистическое производство не более, если вообще уважает равное право на стремление к счастью большинства, чем рабство или крепостничество. И лучше ли нам обстоят дела с умственными средствами счастья, с образовательными средствами? Разве даже «учитель Садовой» не мифическая личность? [А]

    Подробнее. Согласно теории нравственности Фейербаха, фондовая биржа является высшим храмом нравственного поведения, если только спекулировать всегда правильно. Если мое стремление к счастью приводит меня на биржу и если я там правильно соизмеряю последствия своих действий, так что получаются только приятные результаты, а не недостатки, т. е. я всегда выигрываю, то я исполняю завет Фейербаха. Более того, я тем самым не нарушаю равного права другого человека добиваться своего счастья; ибо этот другой человек пошел на биржу так же добровольно, как и я, и, заключая со мной спекулятивную сделку, он следовал своему стремлению к счастью, как я следовал своему. Если он потеряет свои деньги, его поступок ipso facto окажется неэтичным из-за его дурного расчета, а поскольку я дал ему заслуженное наказание, я могу даже гордо хлопнуть себя по груди, как современный Радамант. Любовь также господствует на фондовой бирже, поскольку это не просто сентиментальная фигура речи, ибо каждый находит в других удовлетворение своего стремления к счастью, а это как раз то, чего должна достичь любовь и как она действует. на практике. И если я играю с правильным предвидением последствий своих операций, а потому и с успехом, то я выполняю все строжайшие предписания фейербаховской морали — и в придачу становлюсь богачом. Другими словами, мораль Фейербаха в точности соответствует образцу современного капиталистического общества, как бы сам Фейербах этого ни желал и ни воображал.

    Но любовь! — да, у Фейербаха любовь есть везде и во все времена чудотворный бог, который должен помогать преодолевать все трудности практической жизни, — и притом в обществе, расколотом на классы с диаметрально противоположными интересами. В этот момент из его философии исчезает последний остаток революционного характера, остается только старый кант: Любите друг друга — бросайтесь друг другу в объятия независимо от пола и сословия — всеобщая оргия примирения!

    Короче говоря, фейербаховская теория морали живет так же, как и все ее предшественники. Она предназначена для всех эпох, всех народов и всех условий, и именно поэтому она никогда и нигде не применима. Он остается по отношению к реальному миру таким же бессильным, как и категорический императив Канта. В действительности каждый класс, даже каждая профессия имеет свою мораль, и даже ее он нарушает всякий раз, когда может это делать безнаказанно. А любовь, которая должна всех объединять, проявляется в войнах, ссорах, тяжбах, домашних ссорах, разводах и во всевозможной эксплуатации одного другим.

    Как же могло случиться, что могучий толчок, данный Фейербахом, оказался столь бесплодным для него самого? По той простой причине, что сам Фейербах никогда не умудряется вырваться из царства абстракции, к которой он питает смертельную ненависть, в царство живой действительности. Он яростно цепляется за природу и человека; но природа и человек остаются для него просто словами. Он не в состоянии сказать нам что-либо определенное ни о настоящей природе, ни о реальных людях. Но от абстрактного человека Фейербаха к действительно живым людям приходят лишь тогда, когда их рассматривают как участников истории. Вот чему сопротивлялся Фейербах, и поэтому 1848 год, которого он не понимал, означал для него лишь окончательный разрыв с реальным миром, уход в уединение. Вина за это снова падает главным образом на условия, поставленные им в Германии, которые обрекли его на жалкое гнить.

    Но шаг, которого не сделал Фейербах, тем не менее должен был быть сделан. Культ абстрактного человека, составлявший ядро ​​новой религии Фейербаха, должен был быть заменен наукой о реальных людях и их историческом развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *