Людочка краткое содержание астафьев: Людочка. Краткое содержание рассказа Астафьева

Людочка. Краткое содержание рассказа Астафьева

Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живёт в нем и жжёт сердце. «Может, все дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?» Кажется автору, что героиню звали Людочкой. Родилась она в небольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители — колхозники. Отец от угнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Мать боялась за будущего ребёнка, поэтому постаралась зачать в редкий от мужниных пьянок перерыв. Но девочка, «ушибленная нездоровой плотью отца, родилась слабенькой, болезненной и плаксивой». Росла вялой, как придорожная трава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя была молчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше, бодрее. В их доме время от времени появлялись мужики, «один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. Ездил на работу на мотоцикле за семь вёрст, брал с собой ружье и часто привозил то битую птицу, то зайца. «Постоялец никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Он, казалось, не замечал её. А она его боялась.

Реклама

Когда Людочка закончила школу, мать отправила её в город — налаживать свою жизнь, сама же собралась переезжать в леспромхоз. «На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлёт — на старости лет, глядишь, и она им поможет».

Людочка приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в привокзальную парикмахерскую сделать завивку, маникюр, хотела ещё покрасить волосы, но старая парикмахерша отсоветовала: у девушки и без того слабенькие волосы. Тихая, но по-деревенски сноровистая, Людочка предложила подмести парикмахерскую, кому-то развела мыло, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила пожилую парикмахершу, отсоветовавшую ей краситься, и попросилась к ней в ученицы.

Гавриловна внимательно осмотрела Людочку и её документы, пошла с ней в горкоммунхоз, где оформила девушку на работу учеником парикмахера, и взяла к себе жить, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать её как родную мать. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров. «Покуль ты ученицей будешь — живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, Бог даст, и жизнь устроишь… Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю…» Она предупредила жилицу, что в распогодицу мается ногами и «воет» по ночам. Вообще, для Людочки Гавриловна сделала исключение: с некоторых пор она не брала квартирантов, а девиц тем более. Когда-то, ещё в хрущевские времена, жили у неё две студентки финансового техникума: крашеные, в брюках… пол не мели, посуду не мыли, не различали своё и чужое — ели хозяйские пирожки, сахар, что вырастало на огороде. На замечание Гавриловны девицы обозвали её «эгоисткой», а она, не поняв неизвестного слова, обругала их по матушке и выгнала. И с той поры пускала в дом только парней, быстро приучала их к хозяйству. Двоих, особо толковых, научила даже готовить и управляться с русской печью.

Реклама

Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную ещё городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. «Свалишься — воды подать некому».

Людочка была послушной девушкой, но учение шло у неё туговато, цирюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала ещё и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, — стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать «на дому», подстригая под раскольников страшенных модников из посёлка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Сооружала причёски на головах вертлявых дискотечных девочек, как у заграничных хит-звёзд, не беря за это никакой платы.

Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. Ноги у старой женщины болели все сильнее, и у Людочки щипало глаза, когда она втирала мазь в искорёженные ноги хозяйки, дорабатывающей последний год до пенсии. Запах от мази был такой лютый, крики Гавриловны такие душераздирающие, что тараканы разбежались по соседям, мухи померли все до единой. Гавриловна жаловалась на свою работу, сделавшую её инвалидом, а потом утешала Людочку, что не останется та без куска хлеба, выучившись на мастера.

Реклама

За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещала Людочке сделать постоянную прописку, записать на неё дом, коли девушка и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде и доглядит её, старуху, когда она совсем обезножеет.

С работы Людочка ездила на трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески — парк вагоно-паровозного депо, посаженный в 30-е годы и погубленный в 50-е. Кому-то вздумалось проложить через парк трубу. Выкопали канаву, провели трубу, но закопать забыли. Чёрная с изгибами труба лежала в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Со временем труба засорилась, и горячая речка текла поверху, кружа радужно ядовитые кольца мазута и разный мусор. Деревья высохли, листва облетела. Лишь тополя, корявые, с лопнувшей корой, с рогатыми сучьями на вершине, опёрлись лапами корней о земную твердь, росли, сорили пух и осенями роняли вокруг осыпанные древесной чесоткой листья.

Через канаву переброшен мосток с перилами, которые ежегодно ломали и по весне обновляли заново. Когда паровозы заменили тепловозами, труба совершенно засорилась, а по канаве все равно текло горячее месиво из грязи и мазута. Берега поросли всяким дурнолесьем, кое-где стояли чахлые берёзы, рябины и липы. Пробивались и ёлки, но дальше младенческого возраста дело у них не шло — их срубали к Новому году догадливые жители посёлка, а сосенки общипывали козы и всякий блудливый скот. Парк выглядел словно «после бомбёжки или нашествия неустрашимой вражеской конницы». Кругом стояла постоянная вонь, в канаву бросали щенят, котят, дохлых поросят и все, что обременяло жителей посёлка.

Реклама

Но люди не могут существовать без природы, поэтому в парке стояли железобетонные скамейки — деревянные моментально ломали. В парке бегали ребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой, драками, «иногда насмерть». «Имали они тут и девок…» Верховодил шпаной Артемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артемки, ничего у неё не получалось. Его «кудри, издали напоминавшие мыльную пену, изблизя оказались что липкие рожки из вокзальной столовой — сварили их, бросили комком в пустую тарелку, так они, слипшиеся, неподъёмно и лежали. Да и не ради причёски приходил парень к Людочке. Как только её руки становились занятыми ножницами и расчёской, Артемка начинал хватать её за разные места. Людочка сначала увёртывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкой по голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову «ухажористого человека». Артемка заулюлюкал и со свистом стал ловить воздух. С тех пор «домогания свои хулиганские прекратил», более того, шпане повелел Людочку не трогать.

Реклама

Теперь Людочка никого и ничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любое время года, отвечая на приветствие шпаны «свойской улыбкой». Однажды атаман-мыло «зачалил» Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий на звериный.

«В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред… Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла».

Людочка испугалась происходящего, забилась в угол, искала глазами Артемку, чтобы заступился, но «мыло измылился в этой бурлящей серой пене». Людочку выхватил в круг хлыщ, стал нахальничать, она едва отбилась от кавалера и убежала домой. Гавриловна назидала «постоялку», что ежели Людочка «сдаст на мастера, определится с профессией, она безо всяких танцев найдёт ей подходящего рабочего парня — не одна же шпана живёт на свете. ..». Гавриловна уверяла — от танцев одно безобразие. Людочка во всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющей богатый жизненный опыт.

Реклама

Девушка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом. Зато если замуж выйдет — все она умеет, во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж её за это любить и ценить станет. Недосыпала Людочка часто, чувствовала слабость, но ничего, это можно пережить.

Той порой вернулся из мест совсем не отдалённых всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. С виду он тоже напоминал чёрного узкоглазого жука, правда, под носом вместо щупалец-усов у Стрекача была какая-то грязная нашлёпка, при улыбке, напоминающей оскал, обнажались испорченные зубы, словно из цементных крошек изготовленные. Порочный с детства, он ещё в школе занимался разбоем — отнимал у малышей «серебрушки, пряники», жвачку, особенно любил в «блескучей обёртке». В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом, но отбирать ему ни у кого ничего не надо было — «малое население посёлка приносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел». Вскоре Стрекач кого-то порезал ножом, его поставили на учёт в милицию, а после попытки изнасилования почтальонки получил первый срок — три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач не угомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром, поэтому владельцы дач начали оставлять выпивку, закуску с пожеланием: «Миленький гость! Пей, ешь, отдыхай — только, ради Бога, ничего не поджигай!» Стрекач прожировал почти всю зиму, но потом его все же взяли, он сел на три года. С тех пор обретался «в исправительно-трудовых лагерях, время от времени прибывая в родной посёлок, будто в заслуженный отпуск. Здешняя шпана гужом тогда ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума», почитая его вором в законе, а он не гнушался, по-мелкому пощипывал свою команду, играя то в картишки, то в напёрсток. «Тревожно жилось тогда и без того всегда в тревоге пребывающему населению посёлка Вэпэрвэзэ. В тот летний вечер Стрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпана обещала: «Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам. Сколько захочешь…»

Реклама

Вдруг он увидел Людочку. Артемка-мыло попытался замолвить за неё слово, но Стрекач и не слушал, на него нашёл кураж. Он поймал девушку за поясок плаща, старался усадить на колени. Она попыталась отделаться от него, но он кинул её через скамейку и изнасиловал. Шпана находилась рядом. Стрекач заставил и шпану «испачкаться», чтобы не один он был виновником. Увидя растерзанную Людочку, Артемка-мыло оробел и попытался натянуть на неё плащ, а она, обезумев, побежала, крича: «Мыло! Мыло!» Добежав до дома Гавриловны, Людочка упала на ступеньках и потеряла сознание. Очнулась на стареньком диване, куда дотащила её сердобольная Гавриловна, сидящая рядом и утешавшая жиличку. Придя в себя, Людочка решила ехать к матери.

В деревне Вычуган «осталось двa целых дома. В одном упрямо доживала свой век старуха Вычуганиха, в другом — мать Людочки с отчимом». Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в заколоченных окнах, пошатнувшихся скворечниках, дико разросшимися меж изб тополями, черёмухами, осинами. В то лето, когда Людочка закончила школу, старая яблоня дала небывалый урожай красных наливных яблок. Вычуганиха стращала: «Ребятишки, не ешьте эти яблоки. Не к добру это!» «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался за расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Ещё одной. «Эдак вот, — пророчила Вычуганиха, — одинова середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…» Жутко было бабам слушать Вычуганиху, они неумело молились, считая себя недостойными милости Божьей.

Реклама

Людочкина мать тоже стала молиться, только на Бога и оставалась надежда. Людочка хихикнула на мать и схлопотала затрещину.

Вскоре умерла Вычуганиха. Отчим Людочки кликнул мужиков из леспромхоза, они свезли на тракторных санях старуху на погост, а помянуть не на что и нечем. Людочкина мать собрала кое-что на стол. Вспоминали, что Вычуганиха была последней из рода вычуган, основателей села.

Мать стирала на кухне, увидев дочь, стала вытирать о передник руки, приложила их к большому животу, сказала, что кот с утра «намывал гостей», она ещё удивлялась: «Откуда у нас им быть? А тут эвон что!» Оглядывая Людочку, мать сразу поняла — с дочерью случилась беда. «Ума большого не надо, чтобы смекнуть, какая беда с нею случилась. Но через эту… неизбежность все бабы должны пройти… Сколько их ещё, бед-то, впереди…» Она узнала, дочь приехала на выходные. Обрадовалась, что подкопила к её приезду сметану, отчим меду накачал. Мать сообщила, что вскоре переезжает с мужем в леспромхоз, только «как рожу…». Смущаясь, что на исходе четвёртого десятка решилась рожать, объяснила: «Сам ребёнка хочет. Дом в посёлке строит… а этот продадим. Но сам не возражает, если на тебя его перепишем…» Людочка отказалась: «Зачем он мне». Мать обрадовалась, может, сотен пять дадут на шифер, на стекла.

Реклама

Мать заплакала, глядя в окно: «Кому от этого разора польза?» Потом она пошла достирывать, а дочь послала доить корову и дров принести. «Сам» должен прийти с работы поздно, к его приходу успеют сварить похлёбку. Тогда и выпьют с отчимом, но дочь ответила: «Я не научилась ещё, мама, ни пить, ни стричь». Мать успокоила, что стричь научится «когда-нито». Не боги горшки обжигают.

Людочка задумалась об отчиме. Как он трудно, однако азартно врастал в хозяйство. С машинами, моторами, ружьём управлялся легко, зато на огороде долго не мог отличить один овощ от другого, сенокос воспринимал как баловство и праздник. Когда закончили метать стога, мать убежала готовить еду, а Людочка — на реку. Возвращаясь домой, она услышала за обмыском «звериный рокот». Людочка очень удивилась, увидев, как отчим — «мужик с бритой, седеющей со всех сторон головой, с глубокими бороздами на лице, весь в наколках, присадистый, длиннорукий, хлопая себя по животу, вдруг забегал вприпрыжку по отмели, и хриплый рёв радости исторгался из сгоревшего или перержавленного нутра мало ей знакомого человека», — Людочка начала догадываться, что у него не было детства. Дома она со смехом рассказывала матери, как отчим резвился в воде. «Да где ж ему было купанью-то обучиться? С малолетства в ссылках да в лагерях, под конвоем да охранским доглядом в казённой бане. У него жизнь-то ох-хо-хо… — Спохватившись, мать построжела и, словно кому-то доказывая, продолжала: — Но человек он порядочный, может, и добрый».

Реклама

С этого времени Людочка перестала бояться отчима, но ближе не стала. Отчим близко к себе никого не допускал.

Сейчас вдруг подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь вёрст, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди. Может, он её и погладит по голове, пожалеет… Неожиданно для себя решила уехать с утренней электричкой. Мать не удивилась: «Ну что ж… коли надо, дак…» Гавриловна не ждала быстрого возвращения жилички. Людочка объяснила, что родители переезжают, не до неё. Она увидела две верёвочки, приделанные к мешку вместо лямок, и заплакала. Мать сказывала, что привязывала эти верёвочки к люльке, совала ногу в петлю и зыбала ногой. .. Гавриловна испугалась, что Людочка плачет? «Маму жалко». Старуха пригорюнилась, а её и пожалеть некому, потом предупредила: Артемку-мыло забрали, лицо ему Людочка все расцарапала… примета. Ему велено помалкивать, шаче смерть. От Стрекача и старуху предупредили, что если жиличка что лишнее пикнет, её гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. Гавриловна жаловалась, что у неё всех благ — угол на старости лет, она не может его лишиться. Людочка пообещала перебраться в общежитие. Гавриловна успокоила: бандюга этот долго не нагуляет, скоро сядет опять, «а я тебя и созову обратно». Людочка вспомнила, как, живя в совхозе, простудилась, открылось воспаление лёгких, её положили в районную больницу. Бесконечной, длинной ночью она увидела умирающего парня, узнала от санитарки его нехитрую историю. Вербованный из каких-то дальних мест, одинокий паренёк простыл на лесосеке, на виске выскочил фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его, что обращается по всяким пустякам, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. В больнице вскрыли череп, но сделать ничего не смогли — гной начал делать своё разрушительное дело. Парень умирал, поэтому его вынесли в коридор. Людочка долго сидела и смотрела на мучающегося человека, потом приложила ладошку к его лицу. Парень постепенно успокоился, с усилием открыл глаза, попытался что-то сказать, но доносилось лишь «усу-усу… усу…». Женским чутьём она угадала, он пытается поблагодарить её. Людочка искренне пожалела парня, такого молодого, одинокого, наверное, и полюбить никого не успевшего, принесла табуретку, села рядом и взяла руку парня. Он с надеждой глядел на неё, что-то шептал. Людочка подумала, что он шепчет молитву, и стала помогать ему, потом устала и задремала. Она очнулась, увидела, что парень плачет, пожала его руку, но он не ответил на её пожатие. Он постиг цену сострадания — «совершилось ещё одно привычное предательство по отношению к умирающему». Предают, «предают его живые! И не его боль, не его жизнь, им своё страдание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того, чтоб самим не мучиться». Парень отнял у Людочки свою руку и отвернулся — «он ждал от неё не слабого утешения, он жертвы от неё ждал, согласия быть с ним до конца, может, и умереть вместе с ним. Вот тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нем появился бы могучий порыв», открылся бы путь к воскресению. Но не было рядом человека, способного пожертвовать собой ради умирающего, а в одиночку он не одолел смерти. Людочка бочком, как бы уличённая в нехорошем поступке, крадучись ушла к своей кровати. С тех пор не умолкало в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом. Теперь сама в горе и заброшенности, она особо остро, совсем осязаемо ощутила всю отверженность умирающего человека. Ей предстояло до конца испить чашу одиночества, лукавого человеческого сочувствия — пространство вокруг все сужалось, как возле той койки за больничной облупленной печью, где лежал умирающий парень. Людочка застыдилась: «зачем она притворялась тогда, зачем? Ведь если бы и вправду была в ней готовность до конца остаться с умирающим, принять за него муку, как в старину, может, и в самом деле выявились бы в нем неведомые силы. Ну даже и не свершись чудо, не воскресни умирающий, все равно сознание того, что она способна… отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы её сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам». Теперь она поняла психологическое состояние узников-одиночек. Людочка опять вспомнила об отчиме: вот он небось из таких, из сильных? Да как, с какого места к нему подступиться-то? Людочка подумала, что в беде, в одиночестве все одинаковы, и нечего кого-то стыдить и презирать.

Реклама

В общежитии мест пока не было, и девушка продолжала жить у Гавриловны. Хозяйка учила жиличку «возвращаться в потёмках» не через парк, чтобы «саранопалы» не знали, что она живёт в посёлке. Но Людочка продолжала ходить через парк, где её однажды подловили парни, стращали Стрекачом, незаметно подталкивая к скамейке. Людочка поняла, что они хотят. Она в кармане носила бритву, желая отрезать «достоинство Стрекача под самый корень». О страшной этой мести додумалась не сама, а услышала однажды о подобном поступке женщины в парикмахерской. Парням Людочка сказала, жаль, что нет Стрекача, «такой видный кавалер». Она развязно заявила: отвалите, мальчики, пойду переоденусь в поношенное, не богачка. Парни отпустили её с тем, чтобы поскорее вернулась, предупредили, чтобы не смела «шутить». Дома Людочка переоделась в старенькое платье, подпоясалась той самой верёвочкой от своей люльки, сняла туфли, взяла лист бумаги, но не нашла ни ручки, ни карандаша и выскочила на улицу. По пути в парк прочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность. Промелькнула спасительная мысль: «Может, уехать?» «Да тут же другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами». В парке она отыскала давно запримеченный тополь с корявым суком над тропинкой, захлестнула на него верёвочку, сноровисто увязала петельку, пусть и тихоня, но по-деревенски она умела многое. Людочка забралась на обломыш тополя, надела петлю на шею. Она мысленно простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как все замкнутые люди, была довольно решительной. «И тут, с петлёй на шее, она тоже, как в детстве, зажала лицо ладонями и, оттолкнувшись ступнями, будто с высокого берега бросилась в омут. Безбрежный и бездонный».

Реклама

Она успела почувствовать, как сердце в груди разбухает, кажется, разломает ребра и вырвется из груди. Сердце быстро устало, ослабело, и тут же всякая боль и муки оставили Людочку…

Парни, ожидающие её в парке, стали уже ругать девушку, обманувшую их. Одного послали в разведку. Он крикнул приятелям: «Когти рвём! Ко-огти! Она…» — Разведчик мчался прыжками от тополей, от света«. Позже, сидя в привокзальном ресторане, он с нервным хохотком рассказывал, что видел дрожащее и дёргающееся тело Людочки. Парни решили предупредить Стрекача и куда-то уехать, пока их не «забарабали».

Хоронили Людочку не в родной брошенной деревне, а на городском кладбище. Мать временами забывалась и голосила. Дома Гавриловна разрыдалась: за дочку считала Людочку, а та что над собой сделала? Отчим выпил стакан водки и вышел на крыльцо покурить. Он пошёл в парк и застал на месте всю компанию во главе со Стрекачом. Бандит спросил подошедшего мужика, что ему надо. «Поглядеть вот на тебя пришёл», — ответил отчим. Он рванул с шеи Стрекача крест и бросил его в кусты. «Эт-то хоть не погань, обсосок! Бога-то хоть не лапайте, людям оставьте!» Стрекач пробовал пригрозить мужику ножом. Отчим усмехнулся и неуловимо-молниеносным движением перехватил руку Стрекача, вырвал её из кармана вместе с куском материи. Не дав бандиту опомниться, сгрёб ворот рубашки вместе с фраком, поволок Стрекача за шиворот через кусты, швырнул в канаву, в ответ раздался душераздирающий вопль. Вытирая руки о штаны, отчим вышел на дорожку, шпана заступила ему дорогу. Он упёрся в них взглядом. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни. Этот не пачкал штаны грязью, давно уже ни перед кем, даже перед самым грязным конвоем на колени не становился». Шпана разбежалась: кто из парка, кто тащил полусварившегося Стрекача из канавы, кто-то за «скорой» и сообщить полуспившейся матери Стрекача об участи, постигшей её сыночка, бурный путь которого от детской исправительно-трудовой колонии до лагеря строгого режима завершился. Дойдя до окраины парка, отчим Людочки споткнулся и вдруг увидел на сучке обрывок верёвки. «Какая-то прежняя, до конца им самим не познанная сила высоко его подбросила, он поймался за сук, тот скрипнул и отвалился». Подержав сук в руках, почему-то понюхав его, отчим тихо молвил: «Что же ты не обломился, когда надо?» Он искрошил его в куски, разбросав в стороны, поспешил к дому Гавриловны. Придя домой и выпив водки, засобирался в леспромхоз. На почтительном расстоянии за ним спешила и не поспевала жена. Он взял у неё пожитки Людочки, помог забраться по высоким ступенькам в вагон электрички и нашёл свободное место. Мать Людочки сначала шептала, а потом в голос просила Бога помочь родить и сохранить хотя бы это дитя полноценным. Просила за Людочку, которую не сберегла. Потом «несмело положила голову ему на плечо, слабо прислонилась к нему, и показалось ей, или на самом деле так было, он приспустил плечо, чтоб ловчее и покойней ей было, и даже вроде бы локтем её к боку прижал, пригрел».

У местного УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артемку-мыло. Со строгим предупреждением он был отпущен домой. С перепугу Артемка поступил в училище связи, в филиал, где учат лазить по столбам, ввинчивать стаканы и натягивать провода; с испугу же, не иначе, Артемка-мыло скоро женился, и у него по-стахановски, быстрее всех в посёлке, через четыре месяца после свадьбы народилось кучерявое дитё, улыбчивое и весёлое. Дед смеялся, что «этот малый с плоской головой, потому что на свет Божий его вынимали щипцами, уже и с папино мозговать не сумеет, с какого конца на столб влазить — не сообразит».

На четвёртой полосе местной газеты в конце квартала появилась заметка о состоянии морали в городе, но «Людочка и Стрекач в этот отчёт не угодили. Начальнику УВД оставалось два года до пенсии, и он не хотел портить положительный процент сомнительными данными. Людочка и Стрекач, не оставившие после себя никаких записок, имущества, ценностей и свидетелей, прошли в регистрационном журнале УВД по линии самоубийц… сдуру наложивших на себя руки».

«Людочка» краткое содержание рассказа Виктора Астафьева – читать пересказ онлайн

5 мин.

Виктор Астафьев

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1311.

Обновлено 10 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Изображая общую бесхозяйственность времён застоя, падение нравственности, разгул преступности, автор показал, как всё это влияет на одинокого “маленького человека”.

Основная тема — убожество и эгоизм городской жизни, тлетворное влияние города на людей, которые становятся жестокими, циничными и не способными сочувствовать горю другого человека.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Людочка», а также пройти тест на знание произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События повести происходят в 1870-х годах в СССР, в неназванном городе и в дервне Вычуган.

Главные герои

  • Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.
  • Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях», отомстил за девушку.

Другие персонажи

  • Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.
  • Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.
  • Гавриловна – пожилая женщина-парикмахер, у которой жила Людочка.
  • Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

Краткое содержание

Рассказчик услышал эту историю

«лет пятнадцать назад». Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава». Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ». В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны», среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку.

«В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама», Людочка убежала домой.

Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны». Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла, «какая беда с нею случилась». «Но через ту беду <…> все бабы поздно или рано должны пройти»

. Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может, он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он, наверное, из «сильных людей», с «могущественным духом».

Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью:

«никому до меня дела нет», она повесилась.

Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян», сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни».

Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными».

И что в итоге?

Людочка – не выдержав равнодушия и безразличия окружающих людей, совершает самоубийство, повесившись в парке.

Отчим – отомстил за Людочку, убив Стрекача.

Стрекач – убит отчимом Людочки.

Артёмка-мыло

– поступает на учёбу и женится.

Заключение

В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Людочки», а оценить рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1311.


А какую оценку поставите вы?

Астафьева Людочка. Проблема произведения

В журнале «Новый мир» в сентябрьском номере 1989 года Астафьев («Людочка») опубликовал свой рассказ. Анализу этой работы и посвящена данная статья. Фото автора представлено ниже.

Проблемы повести

Эта история о юности, но в героях, которых создал Астафьев, юности нет. Все они одинокие люди, страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по миру. Эти изношенные тени навевают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности героев Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменно и жутко. Из этого круга пытается вырваться главный герой повести «Людочка» (Астафьев). Проблема произведения заключается в столкновении внутреннего и внешнего мира. Можно отметить, что уже первые строки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с замерзшей вялой травой, наводят на мысль о том, что она, как и эта трава, неспособна жить.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке — важный момент, который следует остановить, проведя анализ. Астафьев (Людочка) изображает отношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка покидает дом, в котором прошло ее детство. В ней есть и одинокие, чужие ей люди. Мать девочки давно привыкла к устройству собственной жизни. Отчим равнодушно отнесся к главному герою. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка чувствовала себя чужой среди людей.

Проблема духовного одиночества

Нашему обществу больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы подобрать правильное лечение, нужно поставить правильный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны, пытаясь провести собственный анализ. Астафьев (Людочка) поставил очень точный диагноз одной страшной болезни, поразившей страну. Писатель видел главную героиню повести в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль многих наших соотечественников. Повесть «Людочка» (Астафьев) и сегодня очень актуальна. Его проблемы близки и знакомы многим людям, живущим в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный литературный процесс. Одной из главных особенностей авторского таланта является умение освещать проблемы, волнующие многих писателей: развал деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, обыденную, обыденную жизнь. В кругу «дом-работа-дом» живут Гавриловна, женщина, потерявшая здоровье в парикмахерской, и ее дамы, принимающие как должное все удары судьбы. И главный герой должен быть в этом кругу, как показал наш анализ. Астафьев («Людочка») изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в сложных условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения закончила 9 классов и стала девочкой, мать сказала ей, что Людочка поедет в город обживаться, так как ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа – изобразить запутанную судьбу девушки, зажатую экономическими рамками (чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также жестокие нравы города неприемлемо для села. Писатель умело раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы своего поколения, проанализировал их. Астафьев («Людочка») умел говорить о многом серьезном, вызывать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Люда покончила с собой?

Людочка, придя домой, не нашла даже у матери должной поддержки, так как была озабочена своими проблемами. Главная героиня была способна на отчаянный поступок, решительна в себе, как и все недалекие люди. Она всегда первой бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, откинула назад ноги и зажала руками уши, точно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высокого берега, намытого водой. С одной стороны, девушка решила таким образом решить все свои проблемы, никому не мешая, а с другой — ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьевой очень примечательна. Решительность главного героя не свойственна многим молодым людям нашего времени.

Взаимосвязь судеб

Писатель стремится дать в рассказе такой образ, чтобы читатель имел возможность не только увидеть, но и ощутить живое течение жизни в обращенной к нему картине. Проводя анализ повести Астафьева «Людочка», следует отметить еще один важный момент. Сюжет — это не просто и не только видимая событийная связь, но и нечто большее — скрытый подтекст, который проводит всю авторскую мысль на протяжении всего произведения. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи многих взяла на себя Людочка: мать, Стрекоча, Гавриловна, школа, молодежный городок, советская милиция. Это то, с чем не мог согласиться Достоевский, — искупление тех, кто не понимает и невиновен в чужих грехах. Короткая жизнь, однообразная, безысходная, равнодушная, серая, без любви и ласки — трагедия девушки. Ее смерть — это ее подъем. Только после смерти Людочки вдруг понадобилась его мать Гавриловна. Наконец ее заметили. История Астафьева очень трогательна, так как читатель может почувствовать, насколько автор добр и заботлив к этой девушке.

Трагедия «маленького человека»

В произведении раскрывается трагедия «маленького человека». Астафьев продолжает в нем одну из излюбленных тем русской литературы XIX века. В произведении описывается судьба несчастной деревенской девушки, приехавшей в поисках счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Людочку ругали, но самое ужасное было не в этом: люди, которых она любила, не хотели ее понимать. Поэтому девушка покончила жизнь самоубийством, не найдя ни у кого из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьева создал следующий: это обычная русская девушка, много. Главная героиня не отличалась от своего детства ни интеллектуально, ни красиво, но сохранила в душе уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Эта девушка была слабовольной. Вот почему Гавриловна, приютившая ее в городе, всю свою работу вылила на Людочку. Она делала это с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Проводим идейно-художественный анализ повести Астафьева «Людочка». Идейную основу произведения мы описали, теперь обратимся к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое количество устойчивых оборотов, афоризмов («красоточка», «ласточка», «голубоглазая сизокрыла», «моя позолоченная»). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, эмоционально оцениваются ее индивидуальные качества. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь не просто разговор. Это представитель всех моральных и умственных сил. Можно только поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона («кореша», «срать когти», «пахан», «отвали»). Русские пословицы, пословицы и другие устойчивые выражения и словосочетания занимают значительное место среди изобразительных средств, используемых писателем. И это не случайно — они обладают огромными выразительными возможностями: экспрессивностью, эмоциональностью, высокой степенью обобщения. Автор пластичным, емким, художественно-выразительным языком передает свое отношение к читателю. Читая произведение «Людочка» Астафьева, можно увидеть, что точность, живость, свойственные народной речи, придают речам героев устойчивые обороты («работал как конь», «гнулся назад», «вмяшилось в голову»). Колоритный, насыщенный, неповторимый по мелодическому звучанию язык автора. Помимо простых олицетворений (например, «деревня задохнулась в дикой природе»), он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создавая отдельную картину. Поэтому история получилась такой яркой, насыщенной и незабываемой.

Контрастный прием

Он не посвящен исключительно темным сторонам жизни Виктора Астафьева («Людочка»). Анализ произведения показывает, что в нем есть светлое начало, которое скрашивает многие невзгоды. Оно исходит из сердец многих не переведенных в России работников. Помню сцену сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с мамой бросила стог, а потом Людочка смыла свою пыль в родной речке и пыль от пыли с радостью, только привела к людям, хорошо потрудившимся. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которая в городе, погрязшем в нищете, мраке невежества и тотальной отсталости, не ощущается.

В чем привлекательность повести «Людочка» Астафьева?

Этот рассказ привлекателен тем, что автор небольшого по объему произведения мог поставить перед читателем ряд серьезных проблем. Писатель в яркой художественной форме изобразил картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, наверное, заключалась в том, чтобы показать нам всем ту бездну, в которую мы движемся. И если вовремя не остановиться, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наталкивает рассказ «Людочка». Астафьев призывает нас задуматься об окружающем мире и о собственной душе, постараться изменить себя, научиться сочувствовать ближнему и любить людей, видеть красоту этого мира и стараться сохранить его. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Краткое содержание «Жизни Трезора» Астафьева ❤️

Пестрый пёс с большими лапами и сонной мордой лежал по всей длине крыльца, обязательно поперек тому, кто идёт — за ним и он остановился, чтобы след ворвался в дом. В доме Трезор сразу залез под стол, свободно там растянулся; если его ноги ставились на него, то они нападали на широко разбросанные лапы, он прыгал, уткнулся головой в столешницу и дико залаял: «Эр, товарищи, не забудьте себя, я здесь!»

Элс Трезор из старого эмалированного горшка.

Посуда одна на всех животных, которые живут в доме: на трех котов и на него, Трезора. Сунув мордочку в кастрюлю, пес выбрал, что помягче, повкуснее. Кошки терпеливо сидели вокруг и лизали, не смея помешать трапезе лорда. Если кто-нибудь из кошек тыкал мордой в кастрюлю, Трезор изрыгал такой сердитый рев, что кошки бросались во все стороны.

«Ну ты, нечистый дух!» Тигр и Тигр! — воскликнула хозяйка.

Трезор

вопросительно посмотрел на нее, пытаясь понять: Тигр хороший или плохой?

Проснулся и с неохотой вылез из-под стола днем, когда в магазин уже начала собираться хозяйка – работала на теленке и еще торговала в магазине. Я стоял на крыльце лавки Трезора, лаял на всю кору, как будто звонил в колокольчик: «Запиши! Торопиться! Открыть! Открыть! Открыть!» – и между ног покупателей пробрался в магазин. Если таковых не было, лоб открывал дверь и останавливался перед прилавком в ожидании.

«Куда ты идешь?» — сказала хозяйка. – Заработал – получай! – и бросил Трезоре кусочек сахара, раскрошенный имбирный пряник или скомканную конфету.

Съев угощение, Трезор или заснул у дверцы печки, или опять побрел на улицу, растянувшись, настежь, со сладким воем раскрывая рот, и пошел есть на брата Мухтара.

Мухтар был костюм и статья, вылитая Трезором, но его характер был совершенно другим от него. Если Трезор высокомерный

тунеядец, хитрец и хам, его брат, наоборот, был трудолюбив, особенно на охоте, строг, зол, потому и сидел на цепи. И горька ему была такая жизнь, свободная, стремительная, подтянутое тело, стремительная. А то братец объявится и хорошенько зарычит, кидает лапами, иногда до земли доберется, всю колонну забрызгает, бревно в щепки выест, показывая, как и что бы он сделал с Мухтар, если бы захотел.

Мухтар отвечал на все эти издевательства свирепым хрипом, сорвавшись с цепи, был задушен насмерть, глаза кровоточили, изо рта шла пена и, иногда, рвал ошейник или цепочку – и тогда бело-пестрый клубок из двух самцов катился по проселку, разбрасывал сугробы, сбрасывал сваи, сбивал ведра, ящики — так собаки разваливались, что их невозможно было разлучить.

Покатятся, братья разойдутся в стороны, покраснеют, отдышатся и опять: «Р-р-р, р-р-ра, р-р».

Схватки чаще всего были зимой, от скуки, должно быть. Столкнувшись с истощением, вплоть до упадка сил, самцы надолго успокаивались и, если встречались, отворачивали морды друг от друга, издалека предостерегающе рычали: «Ну, погоди, сволочь!

Летом Трезор ни с кем не дрался. Он был полностью поглощен заботами о сладкой пище, которую научился вымогать у детей из города детей, сердобольных тетушек. В то время, когда его брат Мухтар плыл по реке за барской лодкой, он шагал по берегу, кто-то искал или раскапывал, охраняя и строго охраняя, нехитрое имущество рыбаков, Трезор, из последней хижины , пошли по деревне. Он садился против ворот или перед открытым окном и ждал, когда ему дадут сахар или другое лакомство. Если нам долго не давали, Трезор напоминал себе лаем и наконец получал то, что хотел. Неторопливо хрустя сахаром, Трезор лизал и тыкал своей огромной лапой благодетеля или ложился возле ворот и некоторое время «сторожил» добродетельных людей, их двор и домочадцев.

Темп его работы зависел от пищи: сахару давали мало — лежал недолго под воротами, а то и тотчас же бежал в другую избу; и так два раза в день был обход и комиссионные, а Трезор совершенно не замечал изб и дворов, где его не баловали подачками и однажды сослали, и даже после того, как раскаялись, пытались его переманить — он деликатно уклонялся от приглашения.

Ближе к осени Трезору стало скучно: горожане уезжали из деревни, и каждую семью он провожал до автобусной остановки. Опустив голову, опустив хвост, собака присела на дорогу, вздохнула со вздохом: «Что поделаешь? Отпуск – это отпуск. Но помните, люди, здесь у вас есть верный и надежный друг».

Стоило, однако, автобусу удалиться за мост, перекинутый через реку, скрыться за островом еловой рощи, как Трезор закрутил хвост кренделя, заткнул уши топориком и вернулся с подпрыгиванием рявкнуть в деревню: «Я носил, я этих дачников протыкал. беспокойство. “

Осенью, перед октябрьскими праздниками, Трезор – любезность всей деревни! Приближается бойня крупного рогатого скота: праздник для собак, кошек и птиц. Глядишь – двор на тополях и черемухах, вороны, сороки, галки; на колышках заборов кота окаменели, как крошки, на кончике ткани. На земле лежит Трезор, опустив морду на лапы, все сосредоточенно и молча ждут — значит, в этом доме во дворе закололи овцу, телку или быка.

Скотовладельцы объедут, мясо на посев отнимут, картошку со свеженькой жарить пойдут – весь скот придет в движение: над двором прокукают вороны, отняв у друг друга пропитание; суетятся и трещат сороки с окровавленным куском кожи или крепкими венами в клюве; гадили свирепо горящими кошачьими глазами, шипя и фыркая друг на друга. Трезор тоже с угощением в обнимку на полянке лежит — косточку он реально отломит, никто не забудет. Иногда он будет спать возле косточки, упираясь, опять же, брюшком передних лап, она будет хватать ее медленно и с чувством, грызть с удовольствием, забавляться.

Однажды он написал кость, скрежеща зубами, и жадные вороны смотрели на него с тополей, время от времени мешковато пересекаясь и говоря: «Вот оно что». Ест и ест! Ни стыда, ни совести! — Он бы хоть немного ушел.

Вороны сорвали с деревьев, спланировали над Трезором, пугая его криком, пытаясь дотронуться когтями — собака не шевелила ухом и грызла его кость, белую, хрупкую, как сахар. А одна старая храбрая ворона сидела прямо перед мордой Трежера и ждала, когда он забудет или задремлет. Мелкими шажками, словно по своим делам, ворона, оседлавшая живую собаку, разрыла клювом землю, что-то выточила, только подкралась, успела выхватить у собаки кость — но не тут то было! Трезор настороже, сделал такой прыжок – это был почти ворон без хвоста!

Старая ворона села на ветку тополя, посмотрела на Трезора, подумала, подумала и придумала большую стратегию – каркнула, приказав семье следовать за ней; и вороны стали ходить вокруг пса-колброда, подлетать и даже кричать на него. Я бы взял кость до кости и убрал под навес, так нет, он был настолько ленив или так считал себя умным и сильным, что не хотел ни в чем признаваться и не платил за это.

Старый ворон ходил вокруг собачьего хвоста, да ка-а-ак клювом схватил бы, да ка-ак тянет! Собака не выдержала, вскочила и залила ворону лаем. Шерсть дыбом, глаза яростно блестят.

Ворона как будто испугалась, улетела, замахала крыльями, отступила еще на три шага, затряслась от страха, бессильно раскрыла клюв. Трезору того и надо — он дальше за вороной поехал, чуть не схватил ее за хвост.

В это время воронья семья ограбила собаку, схватив кость, и то бросив ее, то снова подхватив ворон, они унесли Трезора в деревню и на огороды, и там каркали, вертясь, деля добычу .

Трезор слушал, слушал, вернулся к тому месту, где грыз кость, понюхал замерзшую траву на полянке, землю когтями вцепился, огляделся, волосы упали на него, уши отвисли, хвост растворился – собака не могла понять: была кость – и нет!! Куда это делось? А на шесте сидела мама-ворона и, дергая за хвост, кричала: «Дура! Дур-р-ррак!

Трезор бегал по деревне, распугивая ворон и сорок, надеясь, что где-нибудь да отломит кость, а может и кусок мяса.

Прошлой зимой глухие, длинноволосые, длинные, Трезор и Мухтар дрались особенно свирепо. Мухтар чуть не вырвал Трезору глаза, разорвал ухо, губы. Трезор надоел моему брату с нервом на голове, а Мухтар быстро оглох. Тотчас же охотничья собака вышла, вся расцвела, стала медленно ходить, уши зашевелились, хвост стал мятым, неопрятным, с редкой шерстью. На смену старому, больному самцу пришел новорожденный – ушастый гончий щенок Дунай, который вскоре вымахнул из колодезного сруба и залаял так, что старухи с перепугу крестились дома.

И Мухтар исчез со двора: застрелил его, больного человека, никому не нужного хозяина, сам ли ушел умирать в лес — неизвестно.

Непонятное начало происходить и с Трезором. Он тоже сразу постарел, скрутился, перестал брать лакомства, лаять, провожать хозяйку в магазин. Потом взял и совсем уехал из деревни верст за пять от своего дома, стал жить на животноводческой ферме, спать на соломе, есть неизвестно что.

Хозяйка не раз бывала в соседней деревне, звала с собой Трезора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *