Лукреций тит: Тит Лукреций Кар

ЛУКРЕЦИЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. В. Лебедев

ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лук­ре­ций Кар (Titus Luc­retius Carus) (ок. 94 – 55 до н. э.), др.-рим. по­эт и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель эпи­ку­ре­из­ма. Ав­тор со­хра­нив­шей­ся фи­лос. по­эмы «О при­ро­де ве­щей» («De rerum natura») в 6 кни­гах, по­свя­щён­ной рим. ари­сто­кра­ту Гаю Мем­мию, па­тро­ну Ка­тул­ла и Цин­ны. О жиз­ни Л. поч­ти ни­че­го не ­из­вест­но; со­глас­но ле­ген­де, со­об­щае­мой Ие­ро­ни­мом, Л. пи­сал свою по­эму во вре­мя про­свет­ле­ний от бе­зу­мия, вы­зван­но­го лю­бов­ным на­пит­ком, ко­то­рый да­ла ему же­на, и за­тем по­кон­чил с со­бой. В по­эме Л. в по­пу­ляр­ной фор­ме из­ла­га­ет­ся фи­лос. сис­те­ма Эпи­ку­ра, осн. за­да­ча ко­то­рой – ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва от стра­ха смер­ти и стра­ха бо­гов (пре­ж­де все­го по­смерт­ных на­ка­за­ний) че­рез по­сти­же­ние «за­ко­нов при­ро­ды» (foede­ra na­turae), ис­клю­чаю­щих вся­кое вме­ша­тель­ст­во бо­гов в че­ло­ве­че­скую жизнь, и осоз­на­ние смерт­но­сти ду­ши, ис­клю­чаю­щей по­смерт­ные му­че­ния. С гим­на к бо­ги­не люб­ви и тво­ря­щей си­лы при­ро­ды Ве­не­ре (влия­ние Эм­пе­док­ла) на­чи­на­ет­ся 1-я кни­га, в ко­то­рой из­ла­га­ют­ся фун­дам. на­ча­ла ато­миз­ма – су­ще­ст­во­ва­ние не­де­ли­мых и веч­ных ато­мов и пус­то­ты, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии («из ни­че­го не бу­дет ни­че­го») и оп­ро­вер­га­ют­ся мо­ни­сти­че­ские (Ге­рак­лит) и плю­ра­ли­сти­че­ские (Эм­пе­докл, Анак­са­гор) тео­рии не­ато­ми­стич. тол­ка. Во 2-й кни­ге рас­смат­ри­ва­ет­ся ато­ми­стич. ме­ха­ни­ка и све­де­ние всех чув­ст­вен­ных ка­честв (та­ких, как цвет, тем­пе­ра­ту­ра, вкус, за­пах) к ме­ха­нич. раз­ли­чи­ям в фор­ме и раз­ме­ре ато­мов, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся тео­рия бес­чис­лен­ных ми­ров в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве Все­лен­ной. В 3-й кни­ге – по­сле про­слав­ле­ния ге­ния Эпи­ку­ра – трак­ту­ет­ся при­ро­да ду­ши и её связь с те­лом. Вслед за Де­мок­ри­том и Эпи­ку­ром Л. счи­та­ет ду­шу ма­те­ри­аль­ной, со­стоя­щей из мель­чай­ших сфе­рич. ато­мов «ог­ня». Ато­мар­ная струк­ту­ра ду­ши до­ка­зы­ва­ет её смерт­ность и не­обос­но­ван­ность стра­ха смер­ти. Пси­хо­ло­гии ощу­ще­ний (объ­яс­няе­мых де­мок­ри­тов­ской тео­ри­ей «от­пе­чат­ков» ве­щей, ис­те­каю­щих от ве­щей и про­ни­каю­щих в ор­га­ны чувств) и мыс­ли­тель­ной функ­ции ду­ши по­свя­ще­на 4-я кни­га. Л. ос­та­ёт­ся ве­рен эпи­ку­ров­ско­му сен­суа­лиз­му в тео­рии по­зна­ния (вся­кое ощу­ще­ние ис­тин­но), а в кон­це кни­ги ана­ли­зи­ру­ет (и осу­ж­да­ет) лю­бов­ную страсть. В 5-й кни­ге из­ла­га­ет­ся кос­мо­ло­гия и де­мон­ст­ри­ру­ет­ся ко­неч­ность на­ше­го ми­ра, а так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы гео­ло­гии и про­ис­хо­ж­де­ния жи­вот­ных и рас­те­ний. Тео­рия ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния че­ло­ве­ка и раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции пу­тём про­грес­са от­но­сит­ся к са­мым зна­ме­ни­тым и влия­тель­ным в ис­то­рии фи­ло­со­фии час­тям по­эмы Л. В 6-й кни­ге объ­яс­ня­ют­ся ес­теств. при­чи­ны «ме­тео­ро­ло­ги­че­ских» яв­ле­ний (гром и мол­ния, об­ла­ка и дождь, зем­ле­тря­се­ния, вул­ка­ны, раз­ли­вы Ни­ла, лин­ло­гия, маг­не­тизм, эпи­де­мии), она за­вер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем чу­мы в Афи­нах.

Со вре­мён Ци­це­ро­на Л. стал про­слав­лен­ным рим. по­этом, но клей­мо «без­бож­ни­ка», по­став­лен­ное на нём зап. от­ца­ми Церк­ви (Лак­тан­ций и др.), при­ве­ло к его поч­ти пол­но­му заб­ве­нию в сред­ние ве­ка. По­эма Л. со­хра­ни­лась в двух ру­ко­пи­сях 9 в., ко­то­рые бы­ли най­де­ны итал. гу­ма­ни­стом П. Брач­чо­ли­ни в 1417 и лег­ли в ос­но­ву пер­вых пе­чат­ных из­да­ний в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. На­ря­ду с 10-й кн. труда «Жиз­ни и мне­ния про­слав­лен­ных фи­ло­со­фов» Дио­ге­на Ла­эр­тия по­эма Л. ста­ла од­ним из осн. ис­точ­ни­ков по фи­ло­со­фии Эпи­ку­ра.

Тит Лукреций Кар

 

 

  • Главная
  •  / 
  • История
  •  / 
  • Великие мыслители

 

Тит Лукреций Кар

Перевезенцев С.

В.

Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.) жил в трудное и суровое время — в период диктатуры Суллы, борьбы Суллы с Марием, восстания рабов под руководством Спартака. Но о самом философе нам известно очень мало. Неизвестно ни место его рождения, ни социальное происхождение, ни положение в обществе. Мы знаем, что Лукреций — это его родовое имя, Тит — имя собственное, а Кар — прозвище. Известно также, что Лукреций покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

 

Но сохранилось, практически в полном объеме, главное сочинение Лукреция — поэма “О природе вещей”. Интересно, что об этой поэме в Европе ничего не знали в течение многих веков. Ее первое издание состоялось лишь в 1473 году. Поэма состоит из шести книг и представляет собой рассказ автора некоему собеседнику — Меммию, к которому автор иногда обращается по имени. Одна из заслуг Лукреция состоит в том, что он ввел в философский оборот слово “материя” (лат. materies) по аналогии от латинского слова mater — “мать”.

 

Лукреций — оригинальный толкователь атомистического материализма Эпикура. Как и Эпикур, он стремился создать философию, которая дала бы человеку трудно достижимую невозмутимость и безмятежность существования.

 

Поэтому, как и Эпикур, Лукреций был сторонником атомистического материализма, признавая, что все в мире состоит из атомов. Атомы — это первоначала. Ничто не родится из ничего, все вещи возникают из атомов, которые вечны. Все миры возникают из движения потока бесчисленных, невидимых и неосязаемых атомов. Причина движения атомов и всего мироздания — естественная необходимость.

 

Помимо того, что из атомов состоят тела, из них же состоят и души. В отличие от атомов, образующих тело, атомы души более мелкие. Круглые, гладкие и подвижные. Сцепление атомов существует лишь до того, пока существует связь атомов тела. Со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души.

 

Популяризируя Эпикура, Лукреций утверждает существования множественности миров, а также то, что боги неспособны влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает полностью существования богов, но отводит им пустые промежутки между мирами, где боги ведут блаженное существование. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить людей обещаниями своего покровительства, ибо природа возникла не в результате творения богов и управляется не ими, а необходимостью.

 

Повторяет Лукреций и этическое учение Эпикура. Он утверждает, что величайшими врагами человеческого счастья являются страх перед смертью и страх перед богами, и оба эти страха властвуют над человеком. С точки зрения атомиста Лукреция, эти страхи необоснованны. Боги, как утверждает Лукреций, не играют ведущей роли в жизни человека и не влияют на нее.

 

Смерти не стоит бояться потому, что душа человека умирает одновременно с телом и не переселяется в некий загробный и страшный мир, которого тоже нет. Следовательно, после смерти человек не будет испытывать ни телесных, ни душевных мук, у него не будет никакой тоски и никакого стремления к благам.

Лукреций также понимает, что людей мучает сознание того, что их не будет в будущем. Но он возражает — нас ведь мало волнует, что нас не было в прошлом, так почему же мы должны волноваться о том, что на не будем в будущем? Ведь мы не будем знать никакой печали в будущем, как не знали ее и в прошлом. И вообще, по мнению Лукреция, смерть — это такое же естественное явление природы, как и жизнь.

 

 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 

 

 


Веб-студия Православные. Ру
 

Лукреций | Латинский поэт и философ

Лукреций

Смотреть все СМИ

Расцвет:
ок. 100 г. до н.э. — ок. 1 г. до н.э.
г.
Известные работы:
«О природе вещей»
Механизм/стиль:
Цицеронов период Золотой век
Предметы изучения:
Эпикуреизм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Лукреций , полностью Тит Лукреций Кар (расцвет I века до н.

э.), латинский поэт и философ, известный своей единственной длинной поэмой De rerum natura ( О природе вещей ). Поэма представляет собой наиболее полное из сохранившихся изложений физической теории греческого философа Эпикура. Это также намекает на его этические и логические доктрины.

Жизнь

Кроме поэмы Лукреция о нем почти ничего не известно. Имеющиеся немногочисленные доказательства весьма неубедительны. Иероним, видный отец латинской церкви, в своей хронике за 94 год до н. э. (или, возможно, за 96 или 93 год до н. э.) заявил, что Лукреций родился в этом году и что много лет спустя любовное зелье свело его с ума. Написав в просветленные промежутки несколько книг, которые Цицерон впоследствии исправил, он покончил с собой на 44-м году жизни (51 или 50 г. до н. э.). В его Жизни Вергилия, Элий Донат, грамматик и учитель риторики, отмечал, что Вергилий надел toga virilis (тогу взрослого) на 17-м году жизни, в свой день рождения (т.

е. 54 или 53 г. до н. э.), и что Лукреций умер в тот тот же день. Но Донат противоречил сам себе, заявляя, что консулы в тот год были такими же, как и в год рождения Вергилия (т. е. Красс и Помпей в 55 г. до н. э.). Эта последняя дата, по-видимому, частично подтверждается фразой из ответа Цицерона своему брату в 54 г. до н. э. ( Ad Quintum fratrem 2, 9, 3), что предполагает, что Лукреций был уже мертв, а также что Цицерон, возможно, был причастен к публикации его поэмы: «Стихи Лукреция таковы, как вы пишете в своем письме, — в них много гениальных моментов, но и много артистизма». За исключением единственного упоминания у Цицерона, единственным современником, назвавшим Лукреция, был римский историк Корнелий Непот ( Atticus 12, 4) во фразе «после смерти Лукреция и Катулла». Единственным современником, которого Лукреций назвал, был некий Меммий, которому он посвятил свою поэму, вероятно, Гай Меммий (зять Суллы, претор 58 г. до н. э. и покровитель Катулла и Гая Гельвия Цинны), на чью дружбу Лукреций «надеется».
».

Название сочинения Лукреция переводится с названия главного сочинения Эпикура, Peri physeōs ( О природе ), а также дидактического эпоса Эмпедокла, плюралистического философа-натуралиста, о котором Лукреций отзывался с восхищением лишь меньше, чем то, чем он восхвалял своего учителя Эпикура.

Лукреций распределил свои аргументы по шести книгам, начав каждую с тщательно отшлифованного введения. Книги I и II устанавливают основные принципы атомной вселенной, опровергают соперничающие теории досократических космических философов Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора и скрыто нападают на стоиков, школу моралистов, соперничающую со школой моралистов Эпикура. Книга III демонстрирует атомарное строение и смертность души и заканчивается торжествующей проповедью на тему «Смерть для нас ничего». Книга IV описывает механику чувственного восприятия, мышления и некоторых телесных функций и осуждает сексуальную страсть. Книга V описывает создание и работу этого мира и небесных тел, а также эволюцию жизни и человеческого общества.

Книга VI объясняет замечательные явления земли и неба, в частности гром и молнию. Поэма заканчивается описанием чумы в Афинах, мрачной картиной смерти, контрастирующей с картиной весны и рождения в воззвании к Венере, которым оно начинается.

Аргумент стихотворения

Аргумент в общих чертах выглядит следующим образом:

1. Ни одна вещь не создана из ничего и не сводится к ней. Вселенная имеет бесконечную протяженность пустого пространства (или пустоты) и бесконечное число несократимых частиц материи (или атомов), хотя их виды конечны ( см. атомизм). Атомы различаются только по форме, размеру и весу и непроницаемо тверды, неизменны, вечны, предел физического деления. Они состоят из неразделимых минимальных частей или единиц. Более крупные атомы имеют больше таких частей, но даже более крупные атомы мельчайшие. Все атомы вечно двигались бы вниз в бесконечном пространстве и никогда бы не столкнулись, образуя атомные системы, если бы они не отклонялись время от времени в минимальной степени.

Этим неопределенным отклонениям обязано создание бесконечного множества миров; они также прерывают причинно-следственную цепочку и таким образом освобождают место для свободы воли. Все вещи в конечном счете представляют собой системы движущихся атомов, разделенных большими или меньшими промежутками пустоты, которые более или менее связаны в зависимости от их формы. Все системы делимы и, следовательно, преходящи (кроме богов), и всякое изменение объяснимо сложением, вычитанием или перестановкой неизменных атомов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

2. Душа состоит из чрезвычайно тонких атомов и имеет две соединенные части: анима , распределенная по всему телу, которая является причиной ощущений, и анимус в груди, центральное сознание. Душа рождается и растет вместе с телом, а при смерти рассеивается, как «дым».

3. Хотя боги существуют, они не создали мир и не управляют им. Как системы чрезвычайно тонких атомов, они живут удаленно, не заботясь о человеческих делах, являясь для людей примером идеальной жизни совершенного счастья (отсутствие ментального страха, эмоционального смятения и телесной боли).

4. Люди познают чувственным восприятием и рассуждают разумом по определенным правилам. Хотя чувства непогрешимы, разум может делать ложные выводы. Предметы можно увидеть, потому что они сбрасывают со своей поверхности репрезентативные пленки, которые бросаются в глаза так же, как запахи в нос. Отдельные атомы в принципе незаметны, не имеют разряжающихся частей. Чувства воспринимают свойства и случайности тел; разум делает вывод об атомах и пустоте, последняя из которых существует для объяснения воспринимаемого движения тел.

5. Люди естественным образом ищут удовольствия и избегают боли. Их цель должна заключаться в том, чтобы вести свою жизнь так, чтобы в итоге они получали максимум удовольствия и минимум боли. Они преуспеют в этом только в том случае, если смогут посредством философии преодолеть страх перед смертью и перед богами.

Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар

Лукреций наиболее известен своей длинной поэмой О природе вещей (De Rerum Natura), которая в основном представляет собой защиту идей Эпикура, особенно идеи свободы воли, основанной на введении Эпикуром некоторого шанса во вселенную.

Лукреций — наш самый непосредственный источник идей Эпикура. Чтобы разорвать причинно-следственную цепь детерминизма, заложенную в Демокритовой космологии атомов в пустоте, Эпикур постулировал случайное «отклонение» атомов от их определенных путей. Теперь мы знаем, что атомы «отклоняются» (с непредсказуемыми движениями) всякий раз, когда приближаются к другим атомам. Таким образом, предположение Эпикура действительно разрывает причинно-следственную цепь детерминизма.

Но как именно случай входит в разум и его решения? Критики Эпикура, Цицерона и Хрисиппа, например, утверждали, что наши решения были бы случайными, если бы случайность была непосредственной причиной наших действий.

Тогда детерминизм и индетерминизм становятся двумя рогами дилеммы в стандартном аргументе против свободы воли. Если мы решительны, мы не свободны, если мы случайны, мы не контролируем свою волю.

Но Эпикур, конечно же, не считал наш выбор и решения случайными, поскольку он надеялся обеспечить моральную ответственность. Он явно называл необходимость (ἀνάγκη) и случайность (τύχη) двумя видами причин, но (вслед за Аристотелем) утверждал, что наша автономная деятельность — это третий вид (a tertium quid ) причины, которая «зависит от нас» (παρ’ ῆμᾶς), что, очевидно, означает, что она не является ни одной из первых двух. Но стоики (особенно Хрисипп и даже академик Цицерон) разрушили репутацию Эпикура, и она не восстановилась до сих пор.

Лукреций описывает потребность в некотором индетерминизме и более решительно, чем Эпикур, локализует отклоняющиеся первоначала в уме:

Далее, если всякое движение всегда представляет собой одну длинную цепь, и новое движение возникает из старого в неизменном порядке, и если первоначала не создают, отклоняя начало движения, такое, чтобы нарушить веления судьбы , чтобы причина не следовала за причиной из бесконечности, откуда берется эта свобода воли в живых существах по всей земле, откуда, говорю я, эта воля вырвана из судеб, по которым мы идем куда удовольствие ведет каждого, отклоняя и наши движения не в определенное время и в определенных местах, а именно туда, куда привел нас наш ум? Ибо, несомненно, это его собственная воля в каждом начинает эти вещи, и от воли движения идут рябью через члены.
Denique si semper motu conectitur omnis
et vetere exoritur novus ordine certo
nec declinando faciunt primordia motus
principium quoddam, quod fati foedera rumpat ,
ex infinito ne causam causa sequatur,     255
libera per terras unde haec animantibus exstat,
unde est haec, inquam, fatis avolsa voluntas ,
per quam progredimur quo ducit quemque voluptas ,
Declinamus пункт motus nec tempore certo
nec regione loci certa, sed ubi ipsa tulit men? 260
nam dubio procul его ребус sua cuique voluntas
principium dat et hinc motus per membra rigantur.
( De Rerum Natura , Книга 2, строки 251-62, Библиотека Леба, WHD Rouse, пер.) Что удерживает сам ум от необходимости во всех действиях и от того, чтобы быть как бы подчиненным и вынужденным терпеть и страдать, так это минута 9.0109 отклонение
первых начал в неустановленном месте и в неустановленное время.
sed ne res ipsa necessum
intestinum habeat cunctis in rebus agendis     290
и др devicta квази cogatur ferre patique,
id facit exiguum clinamen principiorum
nec regione loci certa nec tempore certo.
( De Rerum Natura , Книга 2, строки 289-93)

Лукреций ясно говорит, что отклонение атома ( clinamen , declinando ) разрывает узы судьбы ( fati foedera rumpat ). Затем он говорит, что «мы отклоняемся» ( declinamus ) от наших собственных движений — именно туда, куда ведет нас наш разум. Можно ясно прочитать это как движения, которые «зависят от нас», а не как то, что наши действия случайны. Но легко понять, как критики (стоики и академики) могли обвинить его в том, что он ставил разум и действия в зависимость от случая.

«Первое начало» ( primordia motus principium ) кажется отсылкой к Аристотелевскому первому движению (ἀρχή) и своего рода causa sui , которое запускало дополнительные новые причинные цепи под контролем разума («именно туда, куда нас привел наш разум»).

Латинский оригинал (строки 256-7) на самом деле говорит — «откуда эта свобода» ( libera ), а не «воля» (ср. voluntas в строке 257). Большинство переводчиков под влиянием многовековых дебатов о свободе воли переводят libera как «свобода воли».

… quod fati foedera rumpat,
ex infinito ne causam causa sequatur,
libera per terras unde haec animantibus exstat,
unde est haec, inquam, fatis avolsa voluntas ,
per quam progredimur quo ducit quemque voluptas,

Но сам Лукреций ясно отличает «свободу» ( libera ) от «воли» ( voluntas ). Семнадцать столетий спустя Джон Локк сказал, что мысль о том, что воля сама по себе свободна (в смысле беспричинной и случайной), является основным источником философской путаницы.

Более того, Лукреций описывает временную последовательность событий в уме, сначала «свободную», затем «волевую». Лукреций сначала описывает ( primum ) образы или «идолы» ( simulacra , ἐιδόλα), которые приходят в сознание случайным образом ( accidere ). Сравните мнение Уильяма Джеймса о том, что идеи просто «всплывают в наших головах».

Только тогда ( inde , далее) происходит волевое действие ( voluntas ), которое движет телом.

Dico animo nostro primum simulacra среднее     881
accidere atque animum pulsare, ut diximus ante.
inde voluntas подходят;

«Во-первых, образы ходьбы ( primum simulacra meandi , строка 881) возникают ( accidere , случайно) в нашем сознании и дают толчок нашему уму… Затем следует воля ( inde voluntas подходит , строка 883)».

Здесь Лукреций явно предвосхищает нашу двухступенчатую модель Cogito — сначала «свобода», затем «воля», — когда он, по существу, говорит: « Первые образы приходят в голову, следующие приходят . »

В De Rerum Natura , Книга 4, строки 877-906, он говорит (перевод Роуза):

877 Далее я скажу, как получается, что мы можем двигаться вперед, когда захотим, как нам дано двигать членами по-разному, чем вызвана привычка толкать вперед эту огромную телесную тяжесть: неужели вы внимай моим словам. 881 Я говорю, что в первую очередь образы движения соприкасаются с нашим умом и поражают ум, как я уже говорил. После этого наступает воля; ибо никто никогда ничего не начинает, пока разум сначала не предвидит, что он хочет сделать. (Что он предвидит, то образ этой вещи присутствует в уме.) Поэтому, когда ум так устремляется, что хочет пойти и шагнуть вперед, он тотчас поражает всю ту массу духа, которая распределяется через члены и тело во всем теле. И это легко сделать, так как дух держится в тесном соединении с ним. Дух, в свою очередь, ударяет в тело, и так вся масса постепенно толкается и движется… 898 Опять же, нет нужды удивляться тому, что столь малые элементы могут раскачивать такое большое тело и поворачивать вокруг себя всю нашу тяжесть. Ибо ветер, тонкий и имеющий тонкое вещество, гонит и толкает большой корабль с могучей инерцией, и одна рука правит им, как бы быстро он ни шел, и один руль направляет его в любом направлении; и машина своими блоками и гусеницами перемещает множество тел большой тяжести и поднимает их с малым усилием.
Nunc qui fiat uti passus proferre queamus,
cum volumus, varieque datum sit membra movere,
et quae rest tantum hoc oneris protrudere nostri
corporis insuerit, dicam; воспринимать дикту. 880

Первые образы
поражают воображение, потом приходит

Dico animo nostro primum simulacra meandi
accidere atque animum pulsare, ut diximus ante.
inde voluntas подходят;

neque enim facere incipit ullam
rem quisquam, quam mens providit quid velit ante;
id quod Providet, illius rei constat imago. 885
ergo animus cum sere ita commovet ut velit ire
inque gredi, ferit extemplo quae in corpore toto
per membra atque artus animai dissita vis est
et facilest factu, quoniam coniuncta tenetur.
inde ea proporro corpus ferit, atque ita tota     890
полые родинки выступают при движении.
praeterea tum rarescit quoque corpus, et aer
(scilicet ut debet qui semper mobilis extat)
per patefacta vent penetratque foramina largus,
et dispargitur ad partis ita quasque minutas     895
корпус. hic igitur rebus fit utrimque duabus,
corpus ut, ac navis velis ventoque, feratur.

Nec tamen illud in its rebus mirabile constat,
tantula quod tantum corpus corpuscula possunt
contorquere et onus totum converters nostrum. 900
quippe etenim ventus subtili corpore tenvis
трудит агенс магнам магно молимин навэм,
et manus una regit quantovis impete euntem
atque gubernaclum contorquet quolibet unum,
multaque per trocleas et tympana ponders magno
commovet atque levi sustollit machina nisu. 906

То, что Лукреций сказал об «идолах» — образах, поражающих ум, показывает, что они не только многочисленны, спонтанны и случайны (случайны), но и могут комбинироваться, образуя чисто воображаемые образы, как кентавр.

В De Rerum Natura , Книга 4, строки 722-48, он говорит:

722 Теперь слушай и слушай, что волнует ум, и узнай в нескольких словах, откуда приходит на ум то, что действительно приходит. 724 Во-первых, я говорю вам, что многие образы вещей движутся по-разному и во всех направлениях, очень тонкие, которые легко соединяются в воздухе, когда встречаются, подобно паутине или золотому листу. По правде говоря, они гораздо тоньше по своей структуре, чем те, что захватывают глаза и нападают на зрение, поскольку они проникают сквозь промежутки тела и пробуждают тонкую субстанцию ​​ума внутри и нападают на чувства. 732 Так видим мы и кентавров, и тела Сциллы, и морды псов, подобных Церберу, и образы тех, для кого смерть миновала, чьи кости покоятся в объятиях земли, ибо образы всякого рода носятся повсюду, одни возникают самопроизвольно в самом воздухе, другие выбрасываются из всякого рода вещей, третьи состоят из комбинации этих форм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *