Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750). Гениальность и одиночество великого мастера
Dim lights
Иоганн Себастьян Бах… Это, может быть, один их самых великих композиторов, когда-либо живших на земле. А между тем сам он, наверное, очень удивился, если бы узнал, как будут преклоняться ним все музыканты мира. Музыка бала его жизнью и его повседневным делом, которым он занимался, как и его дед, отец, братья, дяди, сыновья. С детских лет Иоганн Себастьян играл на органе, клавесине, скрипке, пел в хоре. С детских лет он стремился узнать как можно больше музыкальных произведений и по ночам переписывал ноты. Позже, уже будучи взрослым, он проделал длинный путь пешком, на север Германии, в город Любек, чтобы послушать знаменитого органиста Дитриха, Букстехуде.
Всю жизнь Иоганн Себастьян учился у своих предшественников и современников: француза Ф.
Трудная жизнь была у великого композитора. Он рано осиротел и должен был сам зарабатывать себе на хлеб. Много маленьких городов в центральных областях германии — Тюрингии (там, в Эйзенахе, он родился) и Саксонии — Бах переменил в поисках лучших возможностей заниматься любимым делом. Он работал органистом в Арнштадте и в Мюльхаузене, придворным музыкантом в Кетене. В Веймаре Бах написал свои лучшие произведения для органа.
Это был его любимый инструмент, которым он владел в совершенстве. Во время богослужения органист должен был сыграть пьесу, в которой бы звучала мелодия хорала — песнопения исполнявшегося потом всеми, кто находился в церкви. Мысли, которые Бах вкладывал в свои хоральные прелюдии (так назывались эти пьесы), далеко выходили за круг молитвенных настроений — в них раскрывалась вся человеческая жизнь.Но иногда — в церкви или при княжеских дворах (его нередко приглашали для пробы новых органов) — Бах играл просто для публики. Это были уже как бы концерты, и здесь уже полнее и богаче раскрывалось его искусство. Он импровизировал. Орган звучал то как человеческая речь, то как захватывающая всех могучая стихия — мрачная или ликующая. Потом оставалась одна мелодия, приковывающая к себе внимание. Она начала звучать у разных голосов — как будто постепенно присоединялись все новые и новые группы хора. Голоса сплетались в разнообразных сочетаниях — это и было искусство полифонии, величайшим мастером которой был Бах.
Но не так уж часто приходилось ему выступать перед публикой. Слишком много было ежедневных обязанностей. В Лейпциге, куда Бах перебрался со своей большой семьей в 1723 г., он стал кантором — руководителем хора мальчиков в церкви святого Фомы. Он должен был и учить детей музыке, и присматривать за тем, как они себя ведут, и заботится о том, чтобы их сносно кормили и одевали, и готовить их к выступлениям. А еще надо было каждое воскресение представлять новую кантату — произведение для солистов, хора и оркестра. Иногда в церкви звучали и самые его большие вокально-инструментальные сочинения — «Страсти по Иоанну» (1723) или «Страсти по Матфею» (1729) на сюжеты из христианских легенд, настоящие музыкальные драмы, несколько напоминавшие оперу. И здесь музыка Баха говорила о человеке, выражала весь сложный мир его внутренней жизни. Но величайшее творение Баха — Высокая месса (Месса си-минор, 1733 — 1738) так и не была исполнена при его жизни. Она уже совсем не подходила для богослужения — ни своими грандиозными размерами, могучей силой раскрывающихся в ней мыслей и чувств.
Дома Иоганна Себастьяна ждали занятия с собственными детьми. Он постоянно писал для них: несложные пьесы помогали им постепенно продвигаться к вершинам музыкального искусства. Трое из сыновей Баха: Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануэль и Иоганн Кристиан — стали впоследствии выдающимися композиторами. И сейчас дети, играющие на рояле, с самого раннего возраста учатся на произведениях Баха. Совсем маленькие играют минуэты, полонезы или
Не обидел он и скрипачей, и виолончелистов, и флейтистов, и других исполнителей. Сонаты и сюиты для скрипки, для виолончели, ансамбли и концерты для разных инструментов, арии и песни — трудно даже перечислить все написанное Бахом.
Но сразу ли оценили это люди? Нет. Современники, уважавшие Баха как почетного мастера, еще не понимали подлинного значения его музыки. Последние годы жизни Бах провел в одиночестве, смерть его прошла незамеченной, следующее поколение быстро забыло его творения. В конце XVIII — начале XIX века сочинения Баха были известны только самым просвещенным музыкантам — среди них были Моцарт и Бетховен. Только в XIX веке началось истинное возрождение музыки Баха, ее повсеместное издание и исполнение. С тех пор любовь к ней все растет. Каждое поколение находит в музыке Баха что-то новое, учится понимать ее еще глубже. Она становится необходимой для всех.
23. 07. 2010
Музыка Баха для детей не стареет
Иоганн Себастьян Бах творил на векаИоганн Себастьян Бах на закате XVII века стал одним из первых композиторов, чья музыка легла в основу известной нам классики наряду с Моцартом и Бетховеном. Создавая свои шедевры, Бах творил и серьезные, многогранные произведения, наполненные глубоким смыслом, и легкие этюды, предназначенные для обучения игре на различных инструментах.
Как детский композитор Иоганн Себастьян Бах находил лаконичное и яркое сочетание смысла и легкого звука, способного понять душу ребенка, раскрыть в музыке такое, чего взрослые просто не увидят.
Содержание статьи
- Рождение гения
- И.С. Бах для детей
- Тетрадь Анны Магдалины и «ХТК»
Рождение гения
Родился Бах в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.
Почти все предки Баха, от его родителей до пра-пра-прадедушки мельника, были прекрасными музыкантами, но в основном уличными. В некоторых провинциях Германии фамилия Бах даже звучала как определение для уличного музыканта.
Творчество Баха создавалось в эпоху лютни, органа и клавикордаОднако уличная музыка Иоганна Себастьяна не привлекала, он рано потерял родителей и воспитывался братом, тоже музыкантом. Старший брат Баха занимался той самой серьезной музыкой в качестве церковного органиста.
По легенде брат первым подтолкнул Иоганна Себастьяна стать композитором, когда запретил тому читать и пытаться играть произведения модных на тот момент авторов музыки, считая, что они разрушат у юноши уважение к настоящим музыкальным авторитетам. Сказав: «Ах, так!», Бах пообещал написать свою музыку, еще лучше. В чем в дальнейшем и преуспел.
Иоганн Себастьян Бах обучался игре на органе и клавире у своего брата, он также закончил гимназию, а потом вокальную школу. Композитор много путешествовал и везде, где оказывался, старался слушать и слышать музыку, учиться, усваивать новое.
Первые произведения свои Бах создавал для органа, а приступив к работе сначала в качестве придворного музыканта, а затем в качестве смотрителя органа в церкви Св. Бонифация в Арнштадте, начал писать много и постоянно. Всего за свою жизнь Бах создал более тысячи больших и малых композиций.
И.
С. Бах для детейБольшинство детей Баха стали талантливыми музыкантамиВероятно, как детский композитор Иоганн Себастьян Бах решил себя проявить после того, как у него появились собственные дети. Музыкант был дважды женат, первый брак трагически прервался, второй же, с Анной Магдалиной Вилькен, дочерью музыканта и талантливой исполнительницей, стал настоящим счастьем.
У Баха было много детей, не все они, правда, сумели достигнуть зрелого возраста, но таков был век. Не чая души в своих отпрысках, Иоганн Себастьян начал создавать музыку специально для них, такую, которая могла помочь развиться музыкальному слуху и способности понимать истинное значение красоты звука в жизни человека.
И в этом отношении композитор был успешен – шестеро его детей стали знаменитыми музыкантами, даже сумевшими на время затмить славу отца.
В чем же секрет детской музыки Баха? Наверное, в том же, в чем лежит секрет хороших детских писателей – когда пишешь для детей, пиши как для взрослых, только лучше.
Каждое истинное музыкальное произведение скрывает за определенным набором звуков глубокий смыл, который касается не только уха, разума слушателя, но и его души. Создавая свои детские произведения, Бах вложил в них смысл, возможно, больший, чем во «взрослые» свои творения.
Сокрытое значение детских произведений Иоганна Себастьяна могли понять и почувствовать только дети и подростки, если они были достаточно способны, чтобы найти в музыке композитора ту затаенную светлую сказку, которую он с любовью вкладывал в композицию.
Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка», для флейты и струнных. Это произведение будто воплощает все то, что хотел принести композитор детям. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скрывающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, незамутненному воображению.
Такой была музыка Иоганна Себастьяна Баха и даже сейчас, через века, она нисколько не потеряла своего значения для тех, кто умеет слушать и слышать.
В то же время музыка Баха заимствовала многие духовные основы из церковной музыки, задачи которой, в свою очередь, во многом были воспитательными. Бах взял лучшие смысловые оттенки, присущие органным концертам и хорам больших соборов, в которых ему доводилось работать, и создал свои произведения.
Такие произведения маэстро, как «Соната для флейты и клавесина» или «Прелюдия для лютни», содержат уже несколько иной смысловой оттенок, полезный для детей. Эти мягкие, четкие, запоминающиеся, но не слишком простые мелодии, медленные и грациозные, заставляют задуматься, ненадолго остановиться и постараться понять, что есть в музыке такого удивительного, без чего жизнь, если упустить, никогда не будет полной. Эти мелодии сохраняют некую церковную строгость и поучительность.
Тетрадь Анны Магдалины и «ХТК»
Детская музыка Баха продолжает поражать и спустя векаБыла и третья, наиболее значительная категория музыки Баха, предназначенная сначала для его детей и любимой супруги, а потом ставшая основой мировой классики. Работая в созвучии со своей второй, трепетно любимой женой, которая тщательно переписывала почти все произведения, созданные Иоганном Себастьяном, композитор создал «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах».
Эта тетрадь, призванная помочь супруге Баха, тоже обладавшей музыкальным талантом, содержала набор композиций, построенных просто и гениально. От самых легких до весьма серьезных вещей. «Нотная тетрадь» позволяла Анне Магдалине, а также их с Бахом детям, постигать секреты музыки, совершенствоваться и открывать новые грани своего таланта.
Неудивительно, что с таким надежным «путеводителем» все дети Баха стали гениальными музыкантами. Также неудивительно, что до сих пор «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» используется во всех музыкальных школах, от Японии до Аргентины, в качестве незаменимого пособия для обучения детей. Так стремление Баха дать своим детям качественное образование в любимой области дало миру один из величайших учебников музыки.
Иоганн Себастьян Бах был большим поклонником клавишных инструментов: он играл на органе, клавесине, клавикорде. Более того – Бах помогал знакомому изобретателю создавать новый вид инструмента, ставший впоследствии прообразом современного фортепьяно. Конечно, композитор не мог обойти вниманием любимый инструмент.
В результате тяжелой, многолетней работы, постепенно дополняемый и совершенствуемый как еще один подарок детям от Баха, родился «Хорошо темперированный клавир». Точно так же, как «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», «Клавир» был создан, чтобы помочь детям композитора освоить его любимый инструмент.
Однако Бах опять себя недооценил: созданное им произведение на все грядущие века стало образцом для обучения пианистов. Все знаменитые композиторы XIX века, от Моцарта до Рахманинова, с теплом отзывались о «Клавире», этот сборник произведений вошел в программу большинства музыкальных школ, многие гениальные пианисты XIX-XX веков в качестве одного из первых своих «контактов» с миром музыки изучали именно «Клавир» и играли Фуги Баха.
Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» и «Хорошо темперированный клавир» стали подарком Иоганна Себастьяна Баха детям, которые хотели не только научиться понимать музыку, но и создавать ее.
10 лучших произведений Баха | ВФМТ
По WFMT |
Пришло время составить десятку лучших композиторов WFMT! Ранее мы просили экспертов-ведущих и продюсеров WFMT проголосовать за лучшие произведения Бетховена и Моцарта, и теперь мы вернулись с десяткой лучших произведений Иоганна Себастьяна Баха!
Немногие могут обоснованно претендовать на то, чтобы определить целую эпоху музыки, но удивительно разнообразное творчество Баха одновременно олицетворяет эпоху барокко и закладывает основу для последующих глав истории классической музыки.
Мы думаем, что Тэд Хасса, ассистент музыкальной базы данных WFMT, сказал это лучше всего: «Все начинается с Баха, это начало и конец, смех и печаль. Если вы сомневаетесь, послушайте Баха, музыка объяснит все, что есть, потому что все в этой музыке».
10. Искусство Фуги , BWV 1080 9. Концерт для двух скрипков в DIN 1001–1006 — (ничья) 7. Месса си минор, BWV 232 — (галстук)
Примечания
Оливер Камачо, музыкальный руководитель : «Мой первый выбор не потому, что это произведение, которое я хочу слушать больше всего» , но из-за всеобъемлющего включения каждого музыкального приема и каждого навыка кажется, что это последнее слово о периоде барокко в целом, как если бы Бах говорил: «Все. Мы закончили. Давайте перейдем к следующая глава в музыке».
Даниэль Хаутцингер, продюсер цифрового контента для WTTW : Монументальный, трогательный и стойкий.
Essential Recordings
Даниэль Хаутцингер: Джон Элиот Гардинер, исполняющий любую хоровую музыку (и написавший о ней) всегда доставляет удовольствие (или угнетает, если это музыка!)
Оливер Камачо: Мой вкус всегда меняется , Гардинер — родина Баха в целом, но мне также нравится Филипп Эрревеге и его Collegium Vocale, Гент.
Essential Recordings
Tad Hassa, Music Database Assistant: Olivier Latry’s Bach to the Future
5. St Matthew Passion , BWV 244Notes
Cydne Gillard, Producer for Изучение музыки: Мои любимые произведения Баха находятся внутри этих больших произведений — «Erbarme dich, mein Gott» из «Страсти по Матфею », «Dona Nobis Pacem» из мессы си-минор и вторая часть Концерта для двух скрипок с оркестром в Ре минор.
Другие топ 10S 4. VARIONS GOLDBERG , BWV 988Essential Recordings
TAD HABASA, Music Database Assistant 7777
TAD HABASA. Red Seal
Киган Моррис, мультимедийный продюсер: Трудно выбрать что-то иное, кроме иконоборческих, противоречивых записей Гленна Гулда. Полные вариации он записал дважды: сначала в начале своей карьеры, а затем незадолго до смерти. Какой контраст!
Релиз 1955 года, положивший начало карьере Гулда, его дебютная запись, является взрывоопасной и стремительной. Релиз 1981 года временами медленный — некоторые критикуют его за тяжеловесность — и почти скорбный. Даже для тех, кто не ценит своеобразную игру Гулда, его карьера неразрывно связана с работой. Фактически, фильм 1993 года «Тридцать два короткометражных фильма о Гленне Гулде » поднимает структуру « вариаций Гольдберга » из 32 частей, изображая жизнь его самого известного интерпретатора.
Запись 1955 года
The Recording 1981
3. Клавье, BWV 846–893Notes
Nate.
Хорошо темперированный клавир — не только одно из самых приятных произведений Баха, но и одно из самых важных произведений в истории западной музыки. .. по крайней мере, для пианистов! Прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях? Во время обучения вас фугам? Давай сейчас. Так фантастично.Даниэль Голдберг, продюсер: Умное руководство Баха по игре на клавиатуре. Без этого произведения Моцарт, Шопен и Бетховен были бы другими.
Даниэль Хаутцингер, продюсер цифрового контента для WTTW: Я должен поставить Хорошо темперированный клавир на первое место, потому что я люблю его и постоянно возвращаюсь к нему, а также потому, что из него вытекает гораздо более поздний фортепианный репертуар. Стравинский начинал свой день с игры на хорошо темперированном клавире 9.0016 каждое утро… Думаю, это замечательная практика.
Essential Recordings
Daniel Goldberg: Wendy Carlos ( Switched-On Bach ) or Andras Schiff
2. Six Cello Suites, BWV 1007-1012
Notes
Робби Эллис, продюсер и ведущий: The Cello Suites для меня номер один, как бы странно это ни звучало. Мало того, что они являются основой для всей виолончельной техники, я искренне думаю, что эти сюиты заложены в ДНК практически каждой пьесы для (неклавишного) сольного инструмента, появившейся после нее. Каприсы Паганини, этюды Арбана, сонаты Изаи, набор флейт Хейлсторка… все они в долгу перед Бахом. Кроме того, в основном каждый инструмент пробовал виолончельные сюиты.
Дэниел Голдберг, Продюсер: Медитативное блаженство. Я ловлю себя на том, что хожу на эти работы, когда мне нужно немного сбежать.
Essential Recordings
Кэндис Эгрей, ведущий программы и продюсер; Даниэль Голдберг: Записи Яноша Старкера для Mercury Living Presence
Даниэль Хаутцингер, продюсер цифрового контента для WTTW : Паоло Пандольфо, играя сюиты для виолончели на виоле да гамба, стало для меня откровением в том, насколько абсолютно музыкальной и естественной может быть музыка Баха, несмотря на ее сложности и интенсивное ремесло. И это отличный пример того, как Бах является одним из немногих композиторов, чьи произведения необычайно хорошо переводятся на инструменты, для которых они не были написаны, не то чтобы он иногда не использовал инструментальные цвета с большим эффектом, особенно в кантатах.
TAD HASSA, Ассистент музыкальной базы данных: Pablo Casals ‘Recordings
1. Бранденбург Concertos , BWV 1046-1051Примечания
9000 2 17. наше сознание так же заметно, как «Времена года» Вивальди.
Даниэль Голдберг, Продюсер: Мне трудно представить классическую музыку без этой работы. Ритм, мелодия и математическая формула этого произведения делают его идеальным как для нового, так и для опытного слушателя.
Оливер Камачо, музыкальный руководитель: Бранденбургские концерты — это еще одна коллекция «Лучшее из эпохи», которая знакомит слушателей с лучшими сольными инструментами 18-го века и дарит острые ощущения и вдохновение. Кто может забыть, как впервые услышал расширенное соло на клавесине в № 5 или соло на краешке трубы в финале № 2? Эти концерты по отдельности можно слушать в любое время суток, в любое время года. Если вы находитесь в зале, когда они исполняются коллективно, это означает, что вы чувствуете себя очень счастливым несколько часов и можете покинуть концертный зал, вдохновленный, чтобы улучшить свое мастерство.
Essential Recordings
Ян Веллер, диктор: The Brandenburgs в исполнении Берлинской академии старинной музыки (они записали их дважды!) Оливер Камачо: Их так много! Я бы выкрикнул «Огонь Аполлона» из-за их зрелищности и чувства юмора. Я видел, как они исполняют номер 5 вживую, и Жанетт Соррелл [основательница и художественный руководитель ансамбля] действительно угостила вас расширенным соло на клавесине.
Также получают голоса: Actus трагический , BWV 106; Французские люксы , BWV 812-817; Концерт для клавесина ре минор, BWV 1052
Что вы думаете о нашем списке? Дайте нам знать о ваших выборах, заполнив этот опрос только для слушателей!
Теги
Адольф Хейлсторк
Музыка барокко
Гленн Гулд
Иоганн Себастьян Бах
Джон Элиот Гардинер
Топ 10
WFMT
Лучшее из Баха — ABC Classic
Опубликовано 000Z»> 18 июня 2019 г.
Иоганн Себастьян Бах происходил из Германии. Многие в его семье были композиторами и музыкантами.
После его смерти его творчество почти кануло в безвестность, но благодаря возобновившемуся интересу в 19 веке, сегодня мы помним его как одного из величайших композиторов в истории западной музыки.
Вот его лучшая музыка.
Вариации Гольдберга
Согласно ранней биографии Баха, Вариаций Гольдберга были составлены, чтобы облегчить бессонницу по ночам графа, и были названы в честь виртуоза клавесина Иоганна Готтлиба Гольдберга, который играл ночью возле спальни графа.
Идет загрузка
Страсти по Матфею
Музыка Баха после его смерти почти полностью исчезла. Это было представление 1829 года Страсти по Матфею , организованные музыкантами, в том числе молодым Феликсом Мендельсоном, помогли возродить интерес к музыке Баха.
Загрузка
Концерт для двух скрипок
Концерт для двух скрипок Баха — одно из самых известных его произведений. В нем представлены фуговая имитация и контрапункт, мастером которых был Бах, и тонкое взаимодействие скрипок.
Идет загрузка
Хорошо темперированный клавир
Скорее всего, две книги 9-го века, составленные как педагогические упражнения для клавишников.0015 Хорошо темперированный клавир содержит прелюдию и фугу, написанные во всех 24 мажорных и минорных тональностях хроматической гаммы.
Загрузка
«Иисус, радость человеческих желаний» из кантаты BWV 147, Herz und Mund und Tat und Leben
По оценкам некоторых ученых, Бах иногда писал по кантате в неделю в те годы, когда сочинял для церкви. Популярный «Иисус, радость человеческих желаний» взят из его кантаты Herz und Mund und Tat und Leben [Сердце и разум, дело и жизнь] с использованием текста гимна о близких, личных отношениях с Иисусом.
Загрузка
Шесть сюит для виолончели соло
Мало исполнявшиеся до тех пор, пока Пабло Казальс не возродил их в начале 20-го века, сегодня Сюиты для виолончели Баха являются одними из самых известных музыкальных произведений для виолончели соло.
Загрузка
Бранденбургские концерты
Рукописи Бранденбургских концертов не публиковались до 1849 года и были почти утеряны во время Второй мировой войны. Сегодня они считаются одними из лучших музыкальных произведений эпохи барокко.
Загрузка
Месса си минор
Месса си минор Баха состоит из лучших произведений, написанных им за предыдущие десятилетия. Месса включает в себя разделы, которые обычно не были частью регулярных церковных служб во времена Баха, и некоторые предполагают, что нерегулярный формат Бах видел в мессе си минор как итог своего искусства.
Загрузка
Токката и фуга ре минор
Возможно, одно из самых известных произведений классической музыки, Токката и фуга ре минор Баха, появилось в некоторых интересных форматах, включая автомобильную сигнализацию и 9 Уолта Диснея.