Кто такой Ломоносов Михаил Васильевич: краткая биография и творчество
Лишь неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких направлений науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов — один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице из низов к самым вершинам.
Детские годы
Родился Ломоносов Михаил Васильевич 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда, Архангелогородской губернии. Ныне населенный пункт носит имя великого ученого – село Ломоносово.
Отец – зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.
Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Обучил его этому хитрому делу дьяк местной церкви. Тогда-то мальчик и написал на бумаге свое полное имя — Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки.
Кратко о теории трех штилей Ломоносова: почему она важна…
В чем суть это реформы? Какие предпосылки были для ее создания? И какое значение теория имела для…
Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились. И уже через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описать биографию которого очень сложно, тихо покинул дом. Ему повезло – в нужную сторону отправлялся рыбный обоз, к которому и примкнул будущий ученый. Мальчик отправился покорять Москву, где пока еще никто не знал, кто такой Ломоносов.
Тяжелый выбор
В царской России высшее образование можно было получить лишь в трех крупных городах. Конечно же, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.
Начало обучения
В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим естеством стремившийся к наукам. Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.
Невтон. От Ломоносова до наших дней
Откуда взялись «Невтоны и Платоны»? Что эти слова означают сегодня? Могут ли быть именами…
За обучение даже платили очень небольшое жалование, на которое можно было приобрести разве что немного хлеба и кваса. Не раз Ломоносов горевал по поводу постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал о том, чтобы бросить учебу и вернуться в родную деревню, где отец хотел его женить на одной из местных красавиц.
Будущий ученый был явно более развитым, чем его одногодки. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком.
Петербург
В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников переведен на обучение в Санкт-Петербургскую академию наук. Кто такой Ломоносов, смогли воочию наблюдать светила науки. Все основные дисциплины были представлены в этом учебном заведении.
Быт был более чем скромным. Но академия выдала одежду, а в комнатах была простая мебель.
Каждое утро начиналось с урока усиленного изучения немецкого языка. Помимо филологии и написания стихов ученый занимался математикой, физикой, химией, минералогией.
Прилежный ученик быстро примелькался, и уже очень скоро ни у одного из учителей не возникало вопроса о том, кто такой Ломоносов.
Немецкий период жизни
В 1736 году группа студентов, в составе которой был Михаил Васильевич, была отправлена на обучение в Германию.
Основной задачей было обучение горному делу с целью дальнейшего преподавания в институтах. Никто и не удивился тому, что в группе был Ломоносов.
Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и отчасти в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долг и впроголодь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления.
Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича
Деятельность Ломоносова М. В. проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде…
Семейная жизнь
В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, покидает обучение и пытается вернуться обратно в Россию. Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором он снимал жилье, – Елизавете Цильх. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, девочка прожила недолго, умерла в 1743 году.
В декабре 1741 года рождается мальчик Иван. Но не прожив и двух месяцев, ребенок скончался. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.
Возвращение в Россию
В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную академию наук и совместно с профессором И. Амманом начал сбор минералов и окаменелостей. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Уже вскоре получает возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в заседаниях академического собрания. Скоро мир увидели первые диссертации по физике и химии.
В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Санкт-Петербургской академии. По личному прошению ученого начато обустройство химической лаборатории, которое было завершено через два года.
В 1748 г. открыт исторический департамент, в котором Ломоносов принимает самое активное участие.
В этом же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов зарубежных писем для газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Дальнейшая деятельность
После сближения с любимцем императрицы, Иваном Шуваловым, Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.
Так, под его влиянием в 1755 году открыт Московский университет с обучением заграничного образца.
Уже в 1756 г. Ломоносов начал активную борьбу за обучение в гимназиях и университетах детей представителей низшего сословия. Отчасти ему это удается.
В 1758 году он становится главой географического департамента. Производится колоссальная работа по созданию атласа России.
В 1763 Екатерина II произвела ученого в статские советники.
В этом же году получает титул члена академии художеств за работы с мозаикой.
Память
В 1765 году Михаил Васильевич тяжело заболевает. К сожалению, излечиться ему не удалось. Великого ученого не стало 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в г. Санкт-Петербурге.
Ломоносов – уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех отраслях науки: физике, химии, литературе, языках. Помимо этого, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кто смог разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работы с мозаикой долгое время поражали умы современников. Работа была очень длительная, напряженная и кропотливая. Использовал разнообразные оптические приборы собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Ученый-практик, который отличался не только критикой, но и достойным предложением по замене не удовлетворяющей его гипотезы. Работы по горному делу и металлургии и по сей день могут заинтересовать специалистов. В целом Михаил Васильевич Ломоносов был незаурядной личностью.
Память о нем будет еще долго передаваться из поколения в поколение.
Великий гражданин России – Михайло Ломоносов
19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения гениального учёного России – Михаила Ломоносова. Он стал первым русским учёным-естествоиспытателем. Оптика и теория тепла, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – во все эти области науки Ломоносов внёс существенный вклад.
А. С. Пушкин сказал об учёном: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Одним из выдающихся естественно-научных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул – молекул, которые являются «собраниями» элементов-атомов. «Элементу» он придаёт современное ему значение – в смысле предела делимости тел – последней составной их части. М. В. Ломоносов указывает на различие молекул, состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединённых одинаковым образом», и «разнородных» – состоящих из различных элементов. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи.
М. В. Ломоносовым были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества.
Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» – смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла. М. В. Ломоносов и его одноклассник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.
С именем Ломоносова связано возрождение искусства мозаики в России, утраченного после XII века. В своей химической лаборатории он создал первую пробную мозаичную работу «Спас Нерукотворный», мозаичный образ Богоматери, портрет Петра I, «Полтавскую баталию». Сохранилось около 40 работ.
Ломоносов совершил открытия и в области астрономии и оптического приборостроения. Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, он обнаружил наличие у неё атмосферы. Труд М. В. Ломоносова «Явление Венеры на Солнце, наблюдённое в Санктпетербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года» был напечатан на русском и немецком языках.
Ломоносовым было сконструировано и построено более десятка принципиально новых оптических приборов, создана русская школа научной и прикладной оптики. Например, им разработан и построен оптический батоскоп, или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа» – большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности.
В 1752-1753 годах, занимаясь изучением атмосферного электричества, М. В. Ломоносов ставит задачу написания труда, посвящённого общей теории электричества. Им написана работа «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». А в незаконченную рукопись «Теории электричества, изложенной математически» исследователем включены отдельные разработанные им на тот момент положения о тождественности атмосферного и искусственного электричества.
В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта – первый прототип вертолёта с двумя винтами. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов – только подъём метеоприборов. Документы доказывают, что учёный сделал его действующую модель, но оригинальной машины не сохранилось, имеющиеся в музеях модели являются реконструкциями.
Ломоносов возглавлял географический департамент Академии наук и был решительно настроен на существенное совершенствование карт и атласов страны. Сам принимал участие в их составлении. В частности, им была подготовлена карта Арктики как обширного океанического пространства. Ломоносов выдвинул идею систематического обновления географических карт через каждые 20 лет. В обновлении нуждался и Академический атлас. Ломоносов считал необходимым, чтобы в новом атласе были отражены явления социально-экономического характера. Материалы для атласа предполагалось в краткий срок собрать с помощью «географических запросов», разосланных в 1760 году по губерниям и уездам. В анкете содержалось 30 вопросов, десять из которых относились к физической географии, а остальные – к экономике и природопользованию. Ломоносов ввёл в научный оборот термин «экономическая география». Определяя географию как комплексную науку, большую часть выводов Ломоносов обосновывал по частным направлениям: в учениях об атмосфере, гидросфере, криосфере, каменной оболочке. Он пришёл к выводу о трёхслойности атмосферы. Наиболее полное представление Ломоносова о строении земной поверхности и преобразованиях на ней содержится в его работе «О слоях земных», которую называют началом русской научной геологии.
Велика роль Ломоносова и в создании современного русского языка. Его «Российская грамматика» – нормативное описание русского языка, в которой излагается учение о частях речи. Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов. Кроме того, Михаил Васильевич создал основы русского научного языка. Ему удалось не только удачно перевести с латинского языка основные физические и химические термины, но и ввести множество новых терминов, которые закрепились в науке и в быту: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, формула, горизонт, диаметр, радиус, материя, эфир, оптика и так далее.
Учёный внёс вклад и в развитие риторики. Его основной труд в этой сфере так и называется – «Риторика» (1748). Эта книга стала первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.
Ломоносов выступал и как историк (например, в работе «Краткий российский летописец с родословием» в сжатой форме излагались все основные события русской истории с 862 по 1725 гг.), и как педагог (выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета, отстаивал идею светскости образования).
Ломоносов умер 15 апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, чем выразила, как было сказано в «Санкт-Петербургской ведомости», «…Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и художествах в Отечестве». На следующий день после смерти Ломоносова его библиотека и – бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны Г. Орловым, перевезены в его дворец, а потом исчезли бесследно. Уже современники связывали изъятие документов с боязнью «выпустить в чужие руки» бумаги Ломоносова.
Похоронен М. В. Ломоносов 19 апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Научное творчество Ломоносова и его жизненный путь – предмет исследований отечественных и зарубежных учёных. Ведущее учреждение России, в котором с 1949 года ведётся такая работа, – Музей М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге. В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. М. В. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественно-научных и гуманитарных наук. Имя Ломоносова носит МГУ и Московская государственная академия тонкой химической технологии. Именем Ломоносова названы город в Ленинградской области, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на обратной стороне Луны и другие объекты.
Центр чтения предлагает ознакомиться с книгами, посвящёнными этому великому человеку России:
Минаева, О. Д. «Отечества умножить славу…» : биография М. В. Ломоносова / О. Д. Минаева. – Москва : Факультет журналистики МГУ, 2011. – 93 с.
Воскобойников, В. М. Жизнь замечательных детей / В. М. Воскобойников. – Москва : ВАКОША, 2020 – Кн. 1. – 181 с.
Ломоносов : патриот, творец, просветитель : [сборник] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. пед. образования ; под ред. Н. Х. Розова. – Москва : Издательство Московского университета, 2011. – 203 с.
Лебедев, Е. Н. Ломоносов / Е. Н. Лебедев. – Москва : ОГИ, 2010. – 748 с.
Нечипоренко, Ю. Д. Помощник царям : жизнь и творения Михаила Ломоносова / Ю. Д. Нечипоренко. – Москва : Издательство Московского университета, 2011. – 125 с.
Перевезенцев, С. В. Михайло Ломоносов / С. В. Перевезенцев. – Москва : Белый город, 2004. – 40 с. – (Истории России).
Михайло Ломоносов : Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. – Москва : Современник, 1989. – 493 с. – (Открытия и судьбы).
Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765 / Г. Е. Павлова, А. С. Фёдоров. – Москва : Наука. 1988. – 462 с. – (Научно-библиографическая литература).
Над материалом работала Ю. В. Кулалаева, сотрудник Центра чтения
Русский эрудит Михаил Ломоносов | SciHi Blog
Михаил Ломоносов (1711 – 1765)
19 ноября 1711 года родился русский эрудит, ученый и писатель Михаил Ломоносов . Ломоносов внес важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и Закон сохранения массы в химических реакциях. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Ломоносов также был поэтом и повлиял на формирование современного русского литературного языка.
Родословная и образование
Михаил Ломоносов родился в крестьянской семье на Крайнем Севере России. Уже мальчиком он изучил навигацию и метеорологию, а также приобрел базовые знания русской грамматики. Его любознательность была настолько сильна, что он оставил семью против воли отца и прошел пешком 1000 километров до Москвы, чтобы начать обучение в Духовной академии. Считается, что он ложно выдавал себя за сына священника, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Однако Ломоносову удалось закончить двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет и закончить его лучшим учеником. В 1736 г. ему была присуждена стипендия в Санкт-Петербургской академии, а после отличных результатов он был награжден двухлетней стипендией для обучения за границей в Марбургском университете, в Германии, где Ломоносов стал учеником Христиана Вольфа.[7] Там он изучал философию, математику, химию и физику, а с 1739 г.до 1740 г. продолжил обучение во Фрайберге в лаборатории Иоганна Фридриха Генкеля минералогией, горным делом и металлургией. Во Фрайберге он также интенсивно работал над литературой. В 1740 году он вернулся в Марбург, где женился на дочери своей квартирной хозяйки.
Основание Московского государственного университета
В 1741 году он отправился в Санкт-Петербург, чтобы написать докторскую диссертацию с Георгом Вольфгангом Крафтом, где он был назначен адъютантом Российской академии наук по физическому факультету. Два года спустя его жена Элизабет-Кристина последовала за ним с ребенком. С 1745 года он преподавал в качестве профессора химии в созданной им учебно-исследовательской лаборатории, но был также очень продуктивным поэтом. В 1750 году императрица Елизавета и поэт Тредиаковский попросили его написать пьесы для нового Национального театра, что он и сделал. В 1754/1755 году при деятельной поддержке фаворита императрицы Ивана Ивановича Шувалова он принял участие в основании Московского государственного университета имени Ломоносова. Михаил Ломоносов был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук, а в 1764 г. назначен на должность статс-секретаря.
Комплексные научные труды
Ломоносов считается универсальным ученым и основоположником русской науки, в частности, как соучредитель наук металлургии, геологии и метеорологии, географии и картографии, а также истории в России. В то время наука в России была еще прерогативой иностранных специалистов, особенно немцев и французов. Александр Пушкин говорил о Ломоносове, что он не только создал первый в России университет, но и сам был целым университетом.[4] В области химии Ломоносов стал первым, кто зафиксировал замерзание ртути. Кроме того, он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов. омоносов также первым объяснил губительную природу айсбергов для кораблей в 1750 году: так как плотность льда 0,92 г/см³ (плотность морской воды 1,025 г/см³), 90 процентов объема айсбергов должны находиться ниже поверхности воды.
В 1763 г. он написал меморандум « Краткое описание различных исследовательских походов по Северным морям и указание на возможный переход Сибирским океаном в Восточную Индию
В области астрономии Ломоносов стал первым человеком, выдвинувшим гипотезу о существовании атмосферы на Венере на основании наблюдения за прохождением Венеры в 1761 году. Далее он разработал улучшенную конструкцию телескопа-рефлектора для Российской академии наук. Форум наук. Однако его изобретение не было опубликовано до 1827 года, поэтому этот тип телескопа стал ассоциироваться с аналогичной конструкцией Уильяма Гершеля, телескопом Гершеля.
Еще будучи студентом во Фрайберге, Ломоносов разработал новый размер своей поэзии, основанный на идеях русского поэта Тредиаковского. Он пропагандировал русский язык как язык обучения и в 1757 году написал русскую грамматику, коренным образом реформировавшую русскую письменность.
Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года в Санкт-Петербурге в возрасте 54 лет. Он, несомненно, был самым важным новатором образования в Российской империи, работавшим в соответствии с идеями царя Петра Великого[5]; время он был первым русским ученым мирового уровня. Именем Ломоносова назван лунный кратер, а также кратер на Марсе и астероид 1379 Ломоносова. В 1948 году его именем был назван подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Московский государственный университет был переименован в «М. В. Ломоносова» в его честь в 1940.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Михаил Ломоносов из Американского физического общества
- [2] Михаил Ломоносов в Britannica Online
- [3] Михаил Ломоносов в Physics Today
- [4] Александр Пушкин и культурная идентичность современной России, SciHi Blog
- [5] Петр Великий и Великое посольство, SciHi Blog
- [6] Михаил Ломоносов в Викиданных
- [7] Кристиан Вольф и немецкое Просвещение, SciHi Blog
- [8] Скотт В. Палмер, Имперская Россия 7: Просвещение России с проблемами (часть 1) , Скотт В. Палмер @ youtube
- [9] Ломоносов, Михаил (1767). Хронологическое сокращение русской истории . Перевод J.G.A.F. для Т.