Логика гегеля кратко и понятно – Система философии Гегеля – кратко — КиберПедия

Содержание

Краткий обзор науки логики | логика

Единство и цикличность философского мышления у Гегеля

В науке логики, как и в целом в системе спекулятивной философии, знание и предмет изначально находятся в единстве, именно поэтому метод философии или логики и ее содержание или сама система неотрывны друг от друга, о расхождении и тем более противопоставлении системы и метода философии Гегеля говорить не приходится. Абсолютное мышление представляет само себя как начало и одновременно должно вернуться к самому себе же в конце как абсолютная идея. «Главное для науки не столько то, что началом служит нечто исключительно непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самой себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее — также и первым»(2: 1, 128). Это мышление не противостоит своему предмету, а развертывает его из самого себя таким образом, что непосредственное и опосредованное в процессе мышления взаимно подталкивают друг друга к развитию. В этом специфика гегелевского философского мышления, которое предстает «в абсолютном смысле как мышление бесконечное, не обремененное конечностью сознания… мышление как таковое» (2: 1, 118). Только так мышление может быть представлено научным образом во всей полноте и взаимосвязи его форм. В отличие от содержательной логики Гегеля традиционная аристотелевская формальная логика, по его мнению, «может притязать самое большее на значение естественно-исторического описания явлений мышления в том виде, в каком они имеются налицо» (2: 3, 30).

Три формы филсофского мышления

Логическое мышление у Гегеля выступает в трех формах: рассудочной, диалектической и спекулятивной, каждая из которых выражает одну из сторон мышления: первая — абстрактное мышление в конечных категориях рассудка, вторая — диалектическое мышление, обнаруживающее противоречивость категорий рассудка и отрицающее их ограниченность, и, наконец, третья — спекулятивное мышление, удваивающее отрицание и производящее в мышлении некий положительный результат. Движение в науке логики, как и в феноменологии духа, происходит через двойное отрицание, или Aufhebung, как называет этот процесс Гегель, т. е. преодоление одной формы другой, вырастающей из отрицания первой.

Бытие

Свое движение по категориям мышления гегелевская логика начинает с непосредственного бытия. Понятие бытия представлено как, с одной стороны, непосредственное начало и самый простой предмет мышления, а с другой стороны, оно уже содержит в себе как понятие внутреннее противоречие и отрицательность, опосредованность рефлексией, которое даст толчок всему последующему развитию. Рефлексия показывает нам это непосредственное бытие в отношении к его отрицанию как определенному, качественному бытию, но тем самым неопределенность самого бытия становится его качеством, следовательно, оно — определенное в себе — и есть наличное, конечное бытие. Внутри бытия неопределенного и чистого разыгрывается та же игра между ним самим и его отрицанием в виде ничто, чистое бытие переходит в ничто. На стадии бытия движение категорий осуществляется за счет «перехода в другое»(7: 1, 215), ибо каждая определенность есть в то же время нечто сущее, а их взаимная отрицательность выступает как нечто внешнее по отношению к ним. Бытие и ничто, переходя друг в друга, снимаются оба в становлении, но, в свою очередь, и становление снимает себя и переходит в ставшее, в «некоторый спокойный результат», который открывается как сущее, т. е. происходит возвращение в бытие. Результат повторного перехода или отрицания, — не ничто, а именно наличное бытие. Для наличного бытия существенными оказываются его развертывание через категории конечного и бесконечного. Поскольку в наличном бытии определенность, или качество, соединилась с самим бытием в результате предшествующего движения, то отрицательность теперь присуща самому наличному бытию. Наличное бытие как конечное нечто имеет границу в себе, в его конечности вновь проявляет себя отрицательность ничто, и поэтому нечто преходяще, оно уничтожается, а не просто изменяется. Конечное преодолевает себя постоянно и тем самым переходит в бесконечное, которое, в свою очередь, остается тем не менее конечным также, ибо удерживается конечным и все время восстанавливает уже преодоленное конечное, переступает границу и вновь ее воссоздает. Так в мышлении образуется то, что Гегель называет дурная, или отрицательная, бесконечность. «Удерживая бесконечное чистым от конечного и вдали от него, мы его лишь оконечиваем»(2: 1, 201), иными словами: «Убегающий еще не свободен, потому что он в своем бегстве все еще обусловливается тем, от чего он убегает»(7: 1, 233).

Избавление от дурной бесконечности достигается вместе с избавлением от внешней рефлексии, когда переход в другое означает переход в другое как в такое же нечто, следовательно, есть и возвращение в себя нечто и одновременно его самопреодоление, вхождение рефлексии в само бытие. Наличное бытие превращается в бесконечное отношение бытия с самим собой, в для-себя бытие, простейшую форму сознательности или понятия как сущего. «Сознание уже как таковое содержит в себе определение для-себя бытия» (2: 1, 224), тогда как «самосознание есть для-себя-бытие как исполненное и положенное… ближайший пример наличия бесконечности» (2: 1, 225). Наличное бытие снимается в отрицании и обнаруживает конечность как идеальное, а не реальное, с другой стороны, здесь же выступает и реальность идеального, но только через истинную бесконечность в самосознании, или в для-себя-бытии. «Эта идеальность конечного есть основное положение философии, и каждое подлинно философское учение есть поэтому идеализм» (7: 1, 236).
Для-себя бытие выступает через категории одно (оно отрицает отношение с другим, поскольку само есть это другое), но тем не менее как одно в отношении многих, поэтому дальнейшее развертывание отрицательности и идеальности бытия связано уже с категорией количества. «Количество есть качество, ставшее уже отрицательным; величина есть определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество» (2: 1, 137). «Число есть мысль, но оно есть мысль как некое совершенно внешнее самому себе бытие»(7: 1, 251).
Если качество переходит в количество (через отрицание в логическом мышлении), то и количество переходит к качеству (как единству с качеством через повторное отрицание) путем меры как качественно определенного количества. Узловая линия мер, представляющая это движение перехода количества в качество, выражает в себе сущность или истину бытия.

Сущность — истина бытия

«Бытие, или непосредственность, которая через отрицание самой себя опосредствует себя собой и приходит в отношение с самой собой и которая следовательно, есть также опосредование, снимающее себя, приводящее себя к отношению с собой, к непосредственности, есть сущность.»(7: 1, 262). Рефлексия теперь не просто внешним образом проникает в само бытие, а позволяет себе снять или отрицать бытие ради проникновения в сущность.

«В сущности нет больше перехода, а есть только отношение. Форма отношения есть в бытии лишь наша рефлексия; напротив, в сущности отношение есть ее собственное определение» (7: 1, 262). Сущность низводит непосредственное бытие к видимости, а с другой стороны, заключает бытие в себе как отношение к самой себе. «Сущность и далее внутреннее находят свое подтверждение единственно лишь в том, как они выступают в явлении»(7: 1, 268). «В ней все положено как бытие рефлексии, бытие, которое светится видимостью в другом и в котором светится видимостью другое. Она поэтому есть также сфера положенного противоречия, которое в сфере бытия остается лишь в себе» (7: 1, 269).
Противоречия мышления обнаруживаются на уровне сущности как раз в явном виде и также необходимо преодолеваются в самой сущности. Поэтому, как заявляет Гегель, «противоречие — вот, что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (противоречие) снимает себя через само себя. Но снятое противоречие не есть абстрактное тождество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Ближайший результат положенной как противоречие противоположности есть основание, которое содержит в себе как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам и тождество и различие»(7: 1, 280). Тождество и различие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность, действительность и возможность все эти категории преодолевают себя и отражаются, или «светятся видимостью», в своей противоположности за счет собственной рефлексии, тем самым они оказываются связанными с друг другом и демонстрируют вместо своей противоположности свое единство в процессе мышления. Сущность есть сторона явления, но и явление в равной мере существенно. Через субстанциальное отношение (необходимость), причинное отношение и взаимодействие раскрывается категория действительности, пронизанная логическими отношениями, что демонстрирует нам разумный характер самой действительности.
«В отличие от голого явления действительность как прежде всего единство внутреннего и внешнего так мало противостоит разуму, что она, наоборот, насквозь разумна, и то, что неразумно, именно поэтому не должно рассматриваться как действительное»(7: 1, 314). Для логики это означает, что действительность снимает себя в логической форме понятия.

Понятие

Начавшись с понятия бытия, теперь само понятие снимает противоречие бытия и сущности и выходит на поверхность в чистом виде. Это не то же, что понятие в формальной логике, — простая форма общего. «Понятие здесь следует рассматривать не как акт сознающего себя рассудка, не как субъективный рассудок, а как понятие в себе и для себя, образующее ступень и природы, и духа» (2: 3, 20). «Понятие есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть благодаря деятельности присущего им и открывающегося в них понятия. Мысль, или, точнее говоря, понятие, есть та бесконечная форма или свободная творческая деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне ее материале» (7: 1, 347).

На этой ступени движение происходит как развитие, развертывание реальности понятия из него самого и проходит следующие стадии: субъективное понятие (заключающее в себе гегелевское учение о традиционных формах мышления: понятии, суждении и умозаключении), объективное понятие, разворачивающееся в области естествознания в виде механизма, химизма и телеологизма, и абсолютная идея, раскрывающая себя через жизнь и познание. «Понятие, которое сначала только субъективно, соответственно своей собственной деятельности, не нуждаясь для этого ни в каком внешнем материале или веществе, приходит к тому, чтобы объективировать себя, и точно так же объект не есть нечто неподвижное, нечто, в чем не совершается никакого процесса; его развитие состоит в том, что он обнаруживает себя одновременно и как субъективное, которое образует дальнейшее движение к идее»(7: 1, 384).
Сама абсолютная идея складывается как единство полностью развитой действительности как жизни и всей полноты форм и содержания познания. И поэтому «единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина» (2: 3, 288). Этим заканчивается развертывание Абсолюта на уровне чистого объективного мышления, но продолжается его развитие как переход абсолютной идеи в инобытие, в природу. Абсолютное мышление не может остановиться или ограничиться чистым самим собой, а вынуждается реализовать внутреннюю отрицательность, накопленную в ходе логического движения, против самого себя и предстать уже как нечто объективированное и внешнее, как природа.

www.di-mat.ru

Введение

ДОКЛАД

Дисциплина: Философия

Тема: «Гегель: учение о логике»

Жизнь Гегеля (1770-1831) бедна событиями. В молодости он сильно тяготел к мистицизму, и в некотором отношении его поздние взгляды можно рассматривать как интеллектуализацию того, что вначале появилось перед ним в мистической форме, как прозрение. Он преподавал философию сначала как приват-доцент в Иене, затем в Нюрнберге, затем в качестве профессора Гейдельбергского университета (1816-1818) и, наконец, в качестве профессора Берлинского университета с 1818 года и до своей смерти (1831). В последние годы своейжизни он был прусским патриотом, лояльным чиновником государства, который спокойно наслаждался своим признанным философским превосходством. Но в юности он презирал Пруссию и восхищался Наполеоном до такой степени, что радовался французской победе при Иене.

Сама философия Гегеля очень трудна в понимании, что признают и видные специалисты . Наиболее важным трудом Гегеля являются его «Наука логики». Логикой для Гегеля является совершенно отличное от того, что мы обычно называем логикой. Его взгляд состоит в том, что любой обыкновенный предикат, если он берется как характеристика реального целого, обнаруживает самопротеречивость.

В докладе не предоставляется возможности рассмотреть не только теории Гегеля, но хотя бы саму логику в его понятии. Поэтому в своем докладе я затрону только вершину айсберга, а именно общее деление логики в представлении Гегеля.

Как уже было сказано, Гегель под логикой понимал не то, что все обычные люди. Гегель говорил «Система логики — это царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности. Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней есть абсолютная культура и дисциплина сознания».

О делении этого «царства теней» и пойдет речь в докладе.

Троичная структура логики

Сам Гегель говорит о делении логики следующее: «…общее деление может быть здесь лишь предварительным, может быть указано как будто лишь постольку, поскольку автор уже знаком с этой наукой и потому в состоянии здесь заранее указать исторически, к каким основным различиям определит себя понятие в своем развитии.»

Внутренняя организация «Науки логики» выражается в следующем положении : » Логика… хотя и распадается вообще на объективную и субъективную логику, все же имеет, точнее, следующие три части:

I Логику бытия.

II Логику сущности.

III. Логику понятия».

Тут дано членение логики на три части учении о бытии, сущности и понятии, которые появились в 1812, 1813 и 1816 годах.

Эта троичная структура обнаруживается в линейности всего произведения. «Сущность, — пишет Гегель, — находится между бытием и понятием и составляет их середину, а ее движение переход из бытия в понятие» С такой точки зрения закон увязывания частей воедино это закон перехода от одной части к другой. Но это такой переход, который грозит оставит каждую из частей в ее относительной внешней самостоятельности: в качестве «первого отрицания бытия» сущность стоит сначала рядом с бытием; сущность должна положить самое себя в-себе и для-себя : «Так она сообщает себе свое наличное бытие, равное ее в-себе-бытию, и становится понятием»

Из этого П.-Ж. Лабарьер (Франция) делает два вывода. Первый: три этапа «Науки логики» иллюстрация трех моментов, которые относятся к схеме рефлексии (от лат. Reflexio обращение назад, процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения). Сфере бытия соответствует полагающая рефлексия, сущности внешняя, а понятию определяющая рефлексия. Существенно принять во внимание, что это указывает на основополагающий характер данной схемы по отношению ко всей «науке логики». Второй вывод: подобно тому как определяющая рефлексия образует единство рефлексии полагающей и внешней, так и понятие есть единство бытия и сущности. Вот тут-то и совершается первое нарушение линейной связи. Становится ясным, что на протяжении всего сочинения и во всех его частях речь идет о понятии: в первой о понятии в-себе, в разделе, посвященному сущности, — о понятии для-себя, а в разделе «Понятие» о понятии, полностью опосредовавшем самого себя, ставшего непосредственным. В оригинале это звучит так: «…все понятие в целом должно рассматриваться, во-первых, как сущее понятие и, во-вторых, как понятие; в первом случае оно есть только понятие в себе, понятие реальности или бытия; во втором случае оно есть понятие как таковое, для себя сущее понятие (каково оно — назовем конкретные формы — в мыслящем человеке, но также, хотя и не как сознаваемое, а тем более не как понятие, которое знают, в ощущающем животном и в органической индивидуальности вообще; понятием же в себе оно бывает лишь в неорганической природе). — Согласно этому, логику следовало бы, прежде всего, делить на логику понятия как бытия и понятия как понятия, или, пользуясь обычными, хотя и самыми неопределенными, а потому и самыми многозначными выражениями, на объективную и субъективную логику. Сообразно же с лежащей в основе стихией единства понятия в самом себе и, следовательно, нераздельности его определений, последние, поскольку они различны, поскольку понятие полагается в их различии, должны также находиться, по крайней мере, в соотношении друг с другом. Отсюда получается некая сфера опосредствования, понятие как система рефлективных определений, т. е. как система бытия, переходящего во внутри-себя-бытие понятия, понятие, которое, таким образом, еще не положено, как таковое, для себя, а обременено в то же время непосредственным бытием как чем-то также внешним ему».

Следующая проблема, которую я хотел бы рассмотреть может быть определена следующим образом: поскольку понятие в его различных формах является единственным субъектом совокупного логического процесса, то оно может и должно положить самого себя как «основание», в котором первые две части находят разрешение своих исходных противоположностей и одновременно обретают конкретную возможность нового структурного развития последнее образует дополнение к ним. Схема, которая артикулирует все три момента, в конце концов, преодолевает линейность (Бытие Сущность — Понятие), чтобы принять форму объединения двух первых моментов в третьем. Что и заставляет нас отказаться от линейной структуры при анализе «Науки логики» и рассматривать первую книгу (учение о бытии и сущности в ее противоположении третьей книге (учении о понятии).

Хотя сам Гегель говорил так об учении о сущности: «… находящееся посредине между учением о бытии и учением о понятии. — В общем делении нашего логического произведения оно помещено еще в объективной логике, поскольку, хотя сущность и есть уже внутреннее, но характер субъекта следует непременно сохранить за понятием».

П.-Ж. Лабарьер делает следующие выводы: Различные части «Науки логики» соотносятся друг с другом отнюдь не в качестве чего-то противоположного и гомогенного: напротив, каждая из них, как всегда бывает в диалектической сфере, находится в состоянии существенного для нее движения от самой себя к другой части, которую она с самого начала уже заключает в себе. Поэтому бытие и сущность суть моменты становления понятия, и субстанции, появляющаяся в конце «Объективной логики». И наоборот, понятие определяется благодаря своему объективному становлению как абсолютная идея, которая «в себе и вне-себя» самой полагает инобытие, придающее абсолютной идее природное и духовное существование.

Это предполагает, — говорит П.-Ж. Лабарьер, — что каждая из частей в ее внутренней организации может и должна быть поставлена в структурное отношение с логическим моментами, которые составляют другую часть. Например, он в начале раздела о сущности формально противопоставляет функции количества внутри сферы бытия и внутри сферы сущности, в умозаключении целого. Эта комплексная организация целиком подчинена закону движения рефлексии, а именно трех ее моментов полагающей, внешней и определяющей рефлексии.

studfiles.net

Логика и диалектика Гегеля

Поделись с друзьями

Кульминационным моментом развития немецкой философии стала философия Гегеля (1770 -1831). Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система не смогла бы возникнуть без философской системы Канта.

Гегель был академическим философом и преподавал философию сначала в Йене, затем в Нюрнберге, далее в качестве профессора Гейдельберского университета (1816 — 1818) и, наконец, в качестве процессора Берлинского университета (с 1819 г. до своей смерти)

Философия Гегеля наиболее трудна для понимания из всех значительных философов. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое.

Известная формула Гегеля гласит: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.

Что такое целое, по Гегелю? Гегель называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомните, что у Спинозы абсолют имеет свойства материи, например, протяженности и мышления; у Гегеля же оба эти свойства абсолюта отрицаются).

Метафизика Гегеля отличается двумя важнейшими моментами: логикой и диалектикой.

1. Логика — и есть философская система Гегеля. Она строится на том утверждении, что любой предикат (любую характеристику целого) можно опровергнуть в силу его самопротиворечивости. Отвергая силой логики любой предлагаемый предикат абсолюта, мы придем к конечному выводу диалектики (которая состоит из тезиса, антитезиса и синтеза), называемому “абсолютной идеей”.

Абсолютная идея, которой завершается произведение Гегеля “Логика”, есть мысль, мыслящая самое себя. Ясно, что абсолют не может мыслить ничего, кроме себя, поскольку не существует ничего, кроме иллюзорных путей и попыток нашего постижения реальности. Дух является единственной реальностью, а его мысль отражает самое себя в самопознании. Абсолютная идея у Гегеля есть чистая мысль, мыслящая самое себя. Это и есть все то, что бог совершает на протяжении веков: “Это единство, есть, следовательно, абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Так Гегель объяснял суть абсолюта.

Здесь нам мог бы помочь Вл. Соловьев, который довольно остроумно заметил о гегелевском абсолюте: “Для Гегеля Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства, на природу же в ее эмпирических явлениях Гегель смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной идеи”. Попробуем для простоты восприятия изобразить это схематично:

I II III

Абсолютная идея — природа — дух

Проиллюстрируем эту теорию выдержками из введения к гелевской “Философии истории”: “… Подобно водителю … идея является водителем народов, и именно дух, его разумная и необходимая воля, руководит хором мировых событий…” “Но единственной мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. …Разум … является как субстанцией, так и бесконечной мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой — проявлением этого ее содержания. Разум есть субстанция”. “Но именно в философии доказывается…, “но такая идея является истинным, вечным, безyсловно могущественным началом, что она раскрывается в мире и что в мире не раскрывается ничего, кроме нее, ее славы и величия”. — “Мир разумности и самосознательной воли не предоставлен случаю, не должен обнаружиться при суете знающей себя идеи”. Это “результат, который известен мне, потому что я уже знаю целое”.

1. В “Философии права” Гегель развивает свое учение о государстве: по отношению к индивиду государство есть объективный дух, истинной целью государства является единство; война не является абсолютным злом, ибо она может иметь положительное нравственное значение, мир есть окостенение, нация не имеет права избегать войны. Идеальным государством для Гегеля была, разумеется, Германия, а формой правления — Прусская сословная монархия.

Еще один важный момент философии истории Гегеля — отношение к нации. Особое значение придается национальному духу, он становится двигателем исторического развития. Таковым, по Гегелю, является в первую очередь — немецкий дух. Важны и личности — “завоеватели”, в которых воплощены цели исторических переходов (Гегель называет в качестве примеров таких личностей Александра, Цезаря и Наполеона).

Таким образом, мы можем дополнить нашу схему тем разъяснением, что, согласно логике Гегеля, дух как воплощение абсолютной идеи сечь государство — Прусская сословная монархия, нация — носитель национального (немецкого) духа; герой — завоеватель, претворяющий в жизнь цели исторического развития. Во всем этом главное заключается в предпочтении целого перед какой-либо его частью: государства, нации — перед индивидом.

Такова философская cистема Гегеля. Теперь обратимся к анализу его метода.

2. Гегель называет свой метод диалектическим: это “столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из самого себя как иное по отношению к себе”. И тогда, как подчеркивает Гегель, древние “диалектику часто рассматривали как некоторое искусство, как будто она основывается на каком — то субъективном таланте”, то на самом деле диалектика “принадлежит к объективности понятия”.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной форме. Эта форма — триада. Она включает в себя утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и отрицание (синтез), или снятие противоположностей.

Каждое понятие (каждое явление) проходит, по Гегелю, цикл развития, циклы могут повторяться вновь и вновь на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Гегель приводил такой пример дналектического цикла: “Почка исчезает, когда распускается цветок и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок предстает ложным наличным бытием растения, а в качестве ею истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Итак, Диалектика понятия определяет диалектику вещей (т. е. природных и социальных процессов). Диалектика вещей, по Гегелю, лишь отражение подлинной диалектики, присущей абсолютной идее, Логос), который сам по себе Абсолютная идея. Логос, мировой разум, или бог (что одно и то же) мыслится Гегелем с точки зрения пантеизма. Это не личный бог христианской религии, а безличный процесс самодвижения — абсолютной идеи, которая в своем развитии проходит три этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии чистого мышления” — Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связаных и переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме “инобытия” т.е. в форме природы — философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”) — Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, развивающийся в процессе того развития — абсолютный дух, в котором “сняты” противоречия и достигнута гармония.

students-library.com

Структура «науки логики» Гегеля

Определение 1

«Наука логики» — это один из трудов Гегеля, который является основанием для всей его философской традиции. Работа являет собою изложение нужного движения мышления в чистых категориях мысли – Абсолютная идея.

Общее понятие логики у Гегеля

Гегель утверждает, что логика являет собою особую форму, которую наука принимает в процессе человеческого мышления. Он считал, что в таком виде, в котором существовала наука о мышлении до возникновения «Науки логики», данная наука о мышлении нуждалась в радикальном и полном переосмыслении.

Гегель полагал, что цель данной дисциплины заключалась в том, чтобы постулировать тотальное разделение между формами познания и содержанием познания, что до этого момента просто не было возможным в контексте существующих философских систем. Такой неустранимый разрыв между формой и содержанием познания, который существовал в научном дискурсе до возникновения «Науки логики», по мнению философа, был остатком феноменологического, обыденного и нефилософского типа мышления.

Основные разделы «логики Гегеля»

Гегель вывел новую систему построения Логики. Так, она должна состоять из трех частей. В первой части рассматривается объективная логика, основу которой будет составлять учение о бытии. Во второй части также рассматривается объективная логика, основу которой составляет учение о сущности. Третьим разделом будет служить субъективная логика, в которой будет рассматриваться учение о понятии.

Таким образом, Гегель формирует совершенно новый взгляд на данную научную дисциплину, так как выделяет такие ее стороны, которые не рассматривались ранее и никогда даже не брались во внимание.

Замечание 1

Важно отметить, что логика Гегеля близко соприкасается с его основной теорией и концепцией Абсолютной идеи и Абсолютного духа.

Подлинная логика

Если же философия природы и философия духа являют собою движение абсолютной идеи в ее инобытии, что заключается в формах движения сознания и природы, то в логике абсолютная идея будет располагаться непосредственно внутри себя самой в стихии собственной чистоты.

Кроме того, царство чистой мысли является царством истины, какова она есть в отсутствие пороков, для себя самой и в себе самой. В таком смысле наука логики является изложением Абсолютной идеи Гегеля в ее нужном раскрытии.

Замечание 2

Важно заметить очень значимый факт. Гегель не является категорическим философом, вследствие чего он не опровергает официальную и формальную логику. Он просто разрывает понимание логического уровня до спекулятивного уровня.

По Гегелю, формальная логика не оправдывает себя и не является полноценной, рассудочной и подлинной формой выражения логики как идеи жизни и рационального познания. Лишь спекулятивная форма, в которой формальная логическая составная преодолевается посредством диалектики, может являться подлинной и истинной логикой.

Таким образом, Гегель дает нам понять, что предыдущая система науки логики была несколько не доработана, вследствие чего она обладает явными недостатками и пробелами в сфере рационального и правильного человеческого восприятия и формирования целостной картины мира.

Замечание 3

Следует заметить, что гегелевское понятие «абсолютного» является уникальным по своей сущности, но оно соприкасается со многими предшествующими философскими традициями начиная с эпохи Античности и мира «идей» Платона. Посредством логики Гегель пытается продвинуть вперед свою идею Абсолютного духа и разума.

spravochnick.ru

29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.

Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего — чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений.

Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Этот принцип триады Гегель проводит через весь анализ категорий.

Становление характерно лишь для духа, природа же хотя и существует во времени, но только в пространстве получает разнообразие.

Осуществляющийся в триаде процесс снятия, отрицания — это сформулированный Гегелем один из законов диалектики — закон отрицания отрицания.

В результате становления возникает наличное бытие, обладающее некой определенностью — качеством. Количество не приводит к изменению качества в определенных границах.

Единство качества и количества образует меру, переход которой приводит к изменению качества, совершающегося посредством скачка. Таким образом, Гегель сформулировал закон перехода количества в качество.

Во втором разделе логики — учении о сущности — Гегель рассматривает проблему противоречия. Он говорит, что «противоречие является корнем всякого движения». Гегель смотрит на противоречие как на источник самодвижения и саморазвития. Он считает, что возможно примирить противоречия.

Гегель подверг критике кантовскую «вещь в себе», считая ее пустой абстракцией и полагая, что вещь в себе — это неразвитый предмет, когда же предмет получает развитие, то он становится предметом для себя.

Гегель раскрыл содержание такой категории, как закон, который для него выступает как существенное явление. Далее Гегель рассматривает другие категории: существенное отношение, возможность, необходимость и случайность, причинность, взаимодействие, свобода. Свободу он понимал как постигнутую в понятии необходимость.

Все категории гегелевской системы делятся на категории бытия, категории сущности и категории понятия, причем сами понятия «бытие», «сущность» и «понятие» тоже являются категориями. Они не рядоположены, а «вытекают» друг из друга последовательно через имманентный процесс отрицания. Гегелевская система включает в себя как «старые» категории, то есть введенные Аристотелем или Кантом (например, качество, свойство, количество, причина, форма, необходимость и многие другие), так и новые (наличное бытие, бытие-для-одного, мера, видимость, основание, абсолютное понятие, суждение, идея, субъективность, объективность, истина и др.). Вся система завершается категорией «абсолютная идея», которая обозначает исходное и конечное первоначало, содержащее в себе «всяческую определенность», и которая является единственным предметом и содержанием философии. Система категорий логики раскрывает свойства абсолютной идеи в чистом виде.

Малая и большая логика

«НАУКА ЛОГИКИ» – центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее предлагавшимися им вариантами системосозидания. «Наука логики» – первая часть и фундамент всей системы гегелевской философии; с ее детальной разработки начинается процесс развертывания философии Гегеля как таковой. «Наука логики» была написана Гегелем в Нюрнберге в его бытность директором местной гимназии; опубликована в двух томах (1812 и 1816). В истории философии за вариантом логики, изложенным в данной работе, закрепилось название «Большой логики«, ибо существует еще и так называемая «Малая логика«, под которой принято понимать версию, изложенную Гегелем в «Энциклопедии философских наук».

studfiles.net

3.1 Логика Гегеля. Философская система Гегеля и ее структура

Похожие главы из других работ:

Вклад Аристотеля в античную философию

3. Логика и методология

Аристотель — признанный основатель логики. Правда, не он дал науке это имя, однако уже в его трудах логика достигла такого совершенства, что еще в конце XVIII в. И. Кант мог сказать, что после него она «до сих пор не могла сделать ни шага вперед и…

Диалектическая логика

1. ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ — ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ

Диалектическая логика по своему предмету и методу является сугубо философской наукой. Она не просто исследует объективное содержание тех форм мышления, которые мы называем категориями, а главное, выясняет вопрос…

Логика и риторика

Часть I. Логика

Семинарские…

Логика отношений (С.И. Поварнин)

2. Логика отношений

Неклассические логики

2.2 Многозначная логика

Классическая логика основывается на принципе, согласно которому каждое высказывание является либо истинным, либо ложным. Это так называемый принцип двузначности. Саму логику…

Неклассические логики

3. МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Для классической логики вещь существует или не существует, и нет никаких других вариантов. Но как в обычной жизни, так и в науке постоянно приходится говорить не только о том, что есть в действительности и чего нет, но и о том…

Неклассические логики

4. ЛОГИКА ОЦЕНОК И ЛОГИКА НОРМ

Этика изучает, как известно, моральные нормы и ценности. Она не является в отличие от, скажем, математики или физики точной наукой. Это отмечал в ясной форме еще Аристотель, первым употребивший название «этика» для этой науки…

Неклассические логики

5.2 Паранепротиворечивая логика

Наука непримирима к противоречиям и успешно борется с ними. Но в жизни многих научных теорий, особенно в начале их развития, имеются периоды, когда они не свободны от внутренних противоречий. Логика, требующая исключения противоречий…

Неклассические логики

5.3 Логика причинности

Понятие причинности является одним из центральных как в науке, так и в философии науки. Причинная связь не является логическим отношением. Но то, что причинность не сводима к логике…

Определение логики

2. ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА

Под интуитивной логикой обычно понимают интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно в процессе повседневной практики мышления. Интуитивная логика, как правило…

Сущность формальной и математической логики

Логика формальная и диалектическая. Математическая логика

Логика (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — в наиболее широком понимании ее предмета — исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности движения к истине. Поскольку мысли выражаются в языке…

Философия Аристотеля

Логика

Обойти вниманием логику Аристотеля — значит не сказать об очень важной части его философии, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой мысли. Аристотель сформулировал ряд правил, следуя которым можно было прийти к истинным суждениям…

Философия Гегеля

2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития…

Философия Гегеля

3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля.

Наиболее авторитетной, аргументированной и разделяемой большинством ученых-обществоведов концепцией по философии истории является концепция, согласно которой история человечества представляет собой единый закономерный процесс…

Этика стоиков

3.1 Логика

Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем. К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны состоять все правильные заключения…

fil.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *