Лирика гумилев: Николай Гумилев — стихи. Читать стихотворения Николая Гумилева

Она — Гумилев. Полный текст стихотворения — Она

Литература

Каталог стихотворений

Николай Гумилев — стихи

Николай Гумилев

Она

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

1912 г.

О любви

Серебряный век

Стихи Николая Гумилева – О любви

Стихи Николая Гумилева – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

О животных

О тебе

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Серебряный век

За что

О, что за скучная забота

Пусканье мыльных пузырей!

Серебряный век

Капитаны

Серебряный век

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Серебряный век

Заблудившийся трамвай

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»

История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Гумилев стихи: Читать стихотворения Гумилева Николая Степановича

Перейти к контенту

Стихи классиков > Николай Гумилев

Отзывы


Николай Гумилев был ярким представителем литературы Серебряного века, а также одним из основателей школы акмеизма, что делает его творчество особенным.

Тематика стихотворений Гумилева:

  • Стихи о любви;
  • Стихи о войне;
  • Стихи о Родине, России;
  • Стихи Гумилева, которые легко учатся;
  • Анализ стихотворений Гумилева.

Основной тематикой стихов Николая Гумилева были любовь, искусство, жизнь и смерть. Кроме того, в его творчестве можно встретить военные и «географические» стихи. Основным отличием стихотворений Николая Гумилева от его современников также является то, что у него практически невозможно найти стихи на политические темы. И это является странным, ведь он был добровольцем в Первой мировой войне.

Крайне непростая жизнь с множеством поездок (в том числе и в Африку), аресты и война не помешали Николаю Степановичу Гумилеву написать множество стихов и пьес, которые и по сей день остаются актуальными и будоражат умы читателей. Многие из его произведений Вы можете найти в данном разделе нашего сайта.


Все стихи Николая Гумилева на одной странице

  1.  Николай Гумилев — Жираф

  2.  Николай Гумилев — Волшебная скрипка

  3.  Николай Гумилев — Шестое чувство

  4.  Николай Гумилев — Капитаны

  5.  Николай Гумилев — Заблудившийся трамвай

  6. Николай Гумилев — Среди бесчисленных светил

  7. Николай Гумилев — Старые усадьбы

  8. Николай Гумилев — Франции

  9. Николай Гумилев — Второй год

  10. Николай Гумилев — Смерть

  11. Николай Гумилев — Священные плывут и тают ночи

  12. Николай Гумилев — Пятистопные ямбы

  13. Николай Гумилев — После победы

  14. Николай Гумилев — Наступление

  15. Николай Гумилев — Рондолла

  16. Николай Гумилев — Молитва мастеров

  17. Николай Гумилев — Война

  18. Николай Гумилев — Сомнение

  19. Николай Гумилев — Ты пожалела, ты простила

  20. Николай Гумилев — Сон (Вы сегодня так красивы)

  21. Николай Гумилев — Сады души

  22. Николай Гумилев — Сада-Якко

  23. Николай Гумилев — С тобой я буду до зари

  24. Николай Гумилев — Русалка

  25. Николай Гумилев — Рассказ девушки

  26. Николай Гумилев — Принцесса

  27. Николай Гумилев — Перчатка

  28. Николай Гумилев — Отказ

  29. Николай Гумилев — Они спустились до реки

  30. Николай Гумилев — Маскарад

  31. Николай Гумилев — Канцона первая

  32. Николай Гумилев — Еще не раз вы вспомните меня

  33. Николай Гумилев — Душа и тело

  34. Николай Гумилев — Думы

  35. Николай Гумилев — Девушке

  36. Николай Гумилев — Девочка

  37. Николай Гумилев — Две розы

  38. Николай Гумилев — Посылка

  39. Николай Гумилев — Баллада

  40. Николай Гумилев — Лишь черный бархат, на котором

  41. Николай Гумилев — Много есть людей, что, полюбив

  42. Николай Гумилев — Свидание

  43. Николай Гумилев — Дремала душа, как слепая

  44. Николай Гумилев — Однообразные мелькают

  45. Николай Гумилёв — Ольга

  46. Николай Гумилев — Рассвет

  47. Николай Гумилев — Луна на море

  48. Николай Гумилев — Память

  49. Николай Гумилев — Заводи

  50. Николай Гумилев — Приглашение в путешествие

  51. Николай Гумилев — Франция

  52. Николай Гумилев — Детство

  53. Николай Гумилев — Так долго сердце боролось

  54. Николай Гумилев — Сон (Снилось мне, ты любишь другого)

  55. Николай Гумилев — Возвращение (Анне Ахматовой)

  56. Николай Гумилев — Слонёнок

  57. Николай Гумилев — Слово

  58. Николай Гумилев — Самоубийство

  59. Николай Гумилев — Прогулка

  60. Николай Гумилев — Рабочий

  61. Николай Гумилев — Рассыпающая звёзды

  62. Николай Гумилев — Потомки Каина

  63. Николай Гумилев — После стольких лет

  64. Николай Гумилев — Портрет мужчины

  65. Николай Гумилев — Перстень

  66. Николай Гумилев — Влюбленная в дьявола

  67. Николай Гумилев — Памяти Анненского

  68. Николай Гумилев — Основатели

  69. Николай Гумилев — Отравленный

  70. Николай Гумилев — Она

  71. Николай Гумилев — Озеро Чад

  72. Николай Гумилев — О тебе

  73. Николай Гумилев — Нет, ничего не изменилось

  74. Николай Гумилев — Носорог

  75. Николай Гумилев — Нет тебя тревожней и капризней

  76. Николай Гумилев — Ветла чернела на вершине

  77. Николай Гумилев — Неизгладимы, нет, в моей судьбе

  78. Николай Гумилев — Любовь

  79. Николай Гумилев — Нежно-небывалая отрада

  80. Николай Гумилев — Любовники

  81. Николай Гумилев — Лес

  82. Николай Гумилев — Я больше её не люблю

  83. Николай Гумилев — Индюк

  84. Николай Гумилев — Из логова змиева, из города Киева

  85. Николай Гумилев — Из букета целого сиреней

  86. Николай Гумилев — Андрей Рублев

  87. Николай Гумилев — Ты говорил слова пустые

  88. Николай Гумилев — Тот, другой

  89. Николай Гумилев — Телефон

  90. Николай Гумилев — У камина

  91. Николай Гумилев — Ты не могла иль не хотела

  92. Николай Гумилев — Хокку

  93. Николай Гумилев — У меня не живут цветы

  94. Николай Гумилев — Юг

  95. Николай Гумилев — Это было не раз

  96. Николай Гумилев — Я и Вы (Да, я знаю, я вам не пара)

  97. Николай Гумилев — Я говорил Ты хочешь, хочешь

  98. Николай Гумилев — Я, что мог быть лучшей из поэм

  99. Николай Гумилев — Я сам над собой насмеялся

  100. Николай Гумилев — Я конквистадор в панцире железном

  101. Николай Гумилев — Заклинание

  102. Николай Гумилев — Завещанье

  103. Николай Гумилев — Змей

  104. Николай Гумилев — Зараза

  105. Николай Гумилев — Ужас

Николай Гумилев: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Анна Ахматова — Стихи известного поэта

Ахматова начала писать стихи в 11 лет и в 21 год стала членом группы поэтов-акмеистов, за лидера которой, Николая Гумилева, вышла замуж в 1910 г., но развелась в 1918 г. Акмеисты , через свой журнал «Аполлон» отвергал эзотерическую расплывчатость и жеманность символизма и стремился заменить их «прекрасной ясностью», компактностью, простотой и совершенством формы — всеми качествами, которыми Ахматова с самого начала отличалась.

Первые сборники «Вечер» (1912; «Вечер») и «Чётки» (1914; «Чётки»), особенно последний, принесли ей известность. При этом демонстрируя лучший вид личной или даже конфессиональной поэзии. Главный мотив Ахматовой — любовь, в основном несостоявшаяся и трагическая любовь, выраженная с ярко выраженным женским акцентом и полностью ее собственной интонацией.

Позже в своей жизни она добавила к своей основной теме некоторые гражданские, патриотические и религиозные мотивы, но без ущерба для личного напряжения или художественной совести. Ее артистизм и растущий контроль над средой были особенно заметны в следующих ее коллекциях: «Белая стая» (1917; «Белая стая»), «Подорожник» (1921; «Подорожник») и Anno Domini MCMXXI (1922). Это расширение ее диапазона, однако, не помешало официальной советской критике провозгласить ее «буржуазной и аристократичной», осудить ее поэзию за ее узкую озабоченность любовью и Богом и охарактеризовать ее как наполовину монахиню и наполовину блудницу.

В 1921 г. ее бывший муж Гумилев был расстрелян по обвинению в участии в антисоветском заговоре (дело Таганцева), что еще более осложнило ее положение. Она вступила в период почти полного поэтического молчания в 1923 и литературный остракизм, и до 1940 года больше не публиковалось. В том же году несколько ее стихов были опубликованы в литературном ежемесячнике «Звезда» («Звезда»), а сборник отрывков из ее более ранних работ вышел под названием « Из шести книг» ( «Из шести книг»). Однако через несколько месяцев она была резко изъята из продажи и библиотек. Тем не менее в сентябре 1941 года, после немецкого вторжения, Ахматовой разрешили выступить с вдохновляющим радиообращением к женщинам Ленинграда [Санкт-Петербурга]. Петербург].

Вскоре после этого эвакуированная в Ташкент, она читала свои стихи госпитализированным солдатам и опубликовала ряд песен, вдохновленных войной; в 1943 году в Ташкенте появился небольшой сборник избранных стихов. В конце войны она вернулась в Ленинград, где ее стихи стали появляться в местных журналах и газетах. Она давала поэтические чтения, и планировалось издание большого тиража ее произведений.

Однако в августе 1946 г. она была резко осуждена ЦК Коммунистической партии за «эротизм, мистицизм и политическое равнодушие». Ее поэзию заклеймили как «чуждую советскому народу», а ее снова охарактеризовали как «блудницу-монахиню», на этот раз не кем иным, как Андреем Ждановым, членом Политбюро и руководителем сталинской программы культурных ограничений. Ее исключили из Союза советских писателей; неизданная книга ее стихов, уже напечатанная, была уничтожена; и ни одна из ее работ не появлялась в печати в течение трех лет.

Затем, в 1950 году, ряд ее стихов, восхваляющих Сталина и советский коммунизм, был напечатан в нескольких номерах иллюстрированного еженедельника «Огонек» («Огонек») под названием «Из цикла «Слава миру» («Из цикла ‘ Слава миру»). Эта нехарактерная капитуляция перед советским диктатором — Ахматова в одном из стихотворений заявляет: «Где Сталин, там свобода, мир и величие земли» — была мотивирована желанием Ахматовой умилостивить Сталина и завоевать свободу ее сын Лев Гумилев, арестованный в 1949 и сослан в Сибирь. Тон этих стихов (прославляющие Сталина были исключены из советских изданий произведений Ахматовой, изданных после его смерти) сильно отличается от трогательного и универсализированного лирического цикла «Реквием», созданного между 1935 и 1940 годами и вызванного горем Ахматовой. над более ранним арестом и заключением ее сына в 1937 году. Этот шедевр — поэтический памятник страданиям советских народов во время сталинского террора — был опубликован в Москве в 1989 году..

Ахматова выполнила ряд превосходных переводов произведений других поэтов, в том числе Виктора Гюго, Рабиндраната Тагора, Джакомо Леопарди и различных армянских и корейских поэтов. Она также написала деликатные личные воспоминания о писателе-символисте Александре Блоке, художнике Амедео Модильяни и товарище-акмеисте Осипе Мандельштаме.

В 1964 году она была удостоена премии Этна-Таормина, международной поэтической премии, присуждаемой в Италии, а в 1965 году она получила почетную докторскую степень Оксфордского университета. Ее поездки на Сицилию и в Англию, чтобы получить эти почести, были ее первым путешествием за пределы родины с 19 лет.12. Произведения Ахматовой широко переводились, и ее международный авторитет продолжал расти после ее смерти. В 1986 г. в Москве вышло двухтомное собрание сочинений Ахматовой, а в 1990 г. — «Полное собрание стихов Анны Ахматовой», также в двух томах.

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Сэм Н. Драйвер, Анна Ахматова (1972), сочетает в себе краткую биографию с кратким обзором поэзии.

2. Аманда Хейт, «Анна Ахматова: поэтическое паломничество» (1976) представляет собой критическую биографию, анализирующую отношение жизни поэтессы к ее поэзии.

3. Рональд Хингли, «Соловьиная лихорадка: русские поэты в революции» (1981), определяет историческую и социальную подоплеку четырех поэтических титанов России 20-го века.

4. Анатолий Найман, Вспоминая Анну Ахматову (1991; впервые опубликовано на русском языке в 1989 г.), — произведение литературного секретаря поэтессы, свидетеля ее последних лет.

Николай Гумилев | Фонд «Поэзия»

Разносторонний критик, переводчик, прозаик и теоретик поэзии, Николай Степанович Гумилев был новаторским, творческим и влиятельным поэтом, пользовавшимся особой известностью в России в годы, предшествовавшие революции 1917. Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте. С 1906 по 1908 год он жил в Париже, Франция, где посещал университетские лекции.

Позже он учился в Санкт-Петербурге, Россия, но не получил степени. В студенческие годы он познакомился с Анной Андреевной Горенко, ставшей впоследствии известной поэтессой под именем Анны Ахматовой, на которой он женился в 1910 году. В 1905 году, будучи еще подростком, Гумилев опубликовал свой первый сборник стихов « Путь конквистадоров ». («Путь конкистадоров»), на которую сильно повлиял французский символизм. Критики обычно считают этот объем незначительным. Например, Эрл Сэмпсон, писавший в Russian Literature Triquarterly , отметил, что, хотя Гумилев начал писать стихи в подростковом возрасте, его художественное развитие было «медленным, почти мучительно медленным». Сэмпсон охарактеризовал
«Путь конквистадоров
» как «определенно, раздражающе подростковый» и «крайне производный» и добавил, что «сам Гумилев впоследствии сожалел о том, что опубликовал его».

Гумилев последовал за Путь конквистадоров с такими поэтическими сборниками, как Романтические цветы («Романтические цветы», 19). 08) и Жемчуга («Жемчуг», 1910), которые, хотя и написаны в традициях символизма, но поразили современных критиков своей богатой, экзотической, дерзкой образностью. Эти произведения, как отметил Сэмпсон в своей оценке Russian Literature Triquarterly , «демонстрируют зрелость и развитие».

Гумилев был активным участником литературной жизни Петербурга как поэт и критик. Особо интересуясь поэтикой — теорией поэзии — Гумилев сыграл важную роль в создании нового литературного течения — акмеизма. Гумилев основал «Гильдию поэтов», а в 1912 вместе с поэтом Сергеем Городецким изобрел термин «акмеизм», основанный на греческом слове

akme , означающем «вершина», для обозначения новой направленности в поэзии.

Реакция на мистический подход к поэзии, предоставивший многим современникам Гумилева возможность обращаться к метафизическим и духовным предметам, акмеизм с его акцентом на поэтическую технику, а также на приемы, способствующие ясности выражения, не только получил широкое одобрение критиков , но и оказал значительное влияние на русскую поэзию. Образцом этой поэзии ясности и лаконичности является собственное произведение Гумилева.0034 Cuzoe nebo («Чужое небо», 1912). Здесь Гумилев совершенно отказывается от символизма с его мистикой и музыкальностью, обнаруживая пристрастие к прямому поэтическому выражению. Тем не менее, как писали критики, Гумилев продолжал упиваться экзотикой, свойственной его ранней поэзии.

Когда началась Первая мировая война, Гумилев пошел добровольцем на службу и вскоре оказался в кавалерии. В конце концов он сражался на передовой, где проявил себя как солдат с выдающимся мужеством. За свои старания он получил две медали, в том числе заслуженный Георгиевский крест.

В последующих сборниках, в частности Колчан («Колчан», 1916 г.), Гумилев проявил себя как автор стихов о войне. Н. Елена Русинко писала в «Славянском и восточно-европейском журнале» : «Гумилёвские военные стихи обычно возвышенны и риторичны по тону. Он трактует «поэтические» аспекты ситуации (честь, мужество, самопожертвование), мало заботясь об объективной реальности». Таким образом, Гумилев, несмотря на свои акмеистические идеи, остался верен поэзии как выражению фантазии. Рассказывая о «Солнце духа» («Солнце духа»), Русинко отмечал «риторическое изобилие» Гумилева и его «патриотический пыл». Марк Слоним описал Колчан в Современная русская литература: от Чехова до наших дней как произведение, изобилующее «жестокими боями, дикими туземцами и пейзажами Восточной Африки». Слоним добавил: «В лесах и пустынях Черного континента [Гумилев] нашел не только гордых бойцов, которые великолепно умирают… но и буйство красок, силу и спонтанный и великолепный порыв жизненного инстинкта».

Гумилев в итоге был переведен с боевой службы на административные должности, но когда 1917 г. в России разразилась революция, он вернулся на родину. Он нашел работу лектором, но также продолжал выпускать сборники стихов. Среди других публикаций Гумилева — Костер («Костер», 1918 г.), еще один том, в котором он продемонстрировал свою любовь к экзотике. Когда появился Костер , Гумилев был относительно хорошо известен в русском литературном сообществе. Он читал лекции в различных учебных заведениях и работал в редакции газеты «Всемирная литература», занимавшей видное место в издательском деле.

По словам Дмитрия Оболенского, поэтическое творчество Гумилева достигает своего апогея в период после 1918 года. Усматривая в поэзии Гумилева некоторую двойственность, двойственность, которая, по его мнению, характеризует творчество Ахматовой, Оболенский писал, что в стихах, написанных между В 1918 и 1921 годах Гумилев «добился замечательной эмоциональной напряженности и прозорливости — как в «Шестом чувстве» или навязчиво-наводящем «Трамвае, заблудившемся».

В отличие от многих своих коллег, Гумилев не был сторонником большевиков власть в России. Фактически он открыто провозгласил себя монархистом. Кроме того, он выразил свое презрение к революции, опубликовав Огненный столп  («Огненный столп», 1921), сборник фантастических, даже кошмарных стихов, отрицающих торжество коммунистов. Здесь Гумилев глубоко выражает свою ненависть к революции и свое презрение к тому, что коммунизм делает упор на коллективное, а не на индивидуальное. Последующий том, Шатер («Палатка», 1921), также язвителен в своих рассуждениях о революции.

В 1921 году Гумилев был арестован, обвинен в соучастии в антикоммунистическом заговоре, известном как заговор Таганцева, и расстрелян без суда. В течение нескольких лет советский истеблишмент считал его не человеком.

Тем не менее, советский режим не смог предотвратить посмертную публикацию «К синей звезде » («К синей звезде», 1923 г.), поэтического сборника, который Эрл Сэмпсон назвал в «Русской литературе, трехквартально» , «лучшим и самым лучшим произведением Гумилева». значительная работа». В отличие от Огненный столп и Шатер, К синей звезде восходит к более лирическому стилю ранних стихов Гумилева.

В годы после смерти Гумилева его труды и репутация погрузились в безвестность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *