Лев толстой о чем писал: О чём писал лев николаевич толстой

Содержание

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ — Древо

Лев Николаевич Толстой. Худ. И.Репин ,1887

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910), русский писатель, критик, общественный деятель.

Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).

Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.

Детство. Учеба

В младенчестве Лев Толстой потерял мать, в отрочестве — отца. После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П.Юшковой (+1876). Никакого религиозно-нравственного образования Лев Толстой в детстве не получил. Да и какую нравственность могла привить ребенку тетушка, которая «всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной«?[1]

Позже он напишет в «Исповеди»:

«Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть…»

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: «В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста«. [2].

«…Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь…«, — писал о. Иоанн Кронштадтский [3]

В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: «В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие…«

В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.

Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

Л. Н. Толстой — поручик. Петербург. Фотография С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856г.

В 1851 уезжает из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев. В дневнике 1851 отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др. ). Осенью 1851, сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром.

В 1852 году в журнале «Современник» под псевдонимами Л.Н.Т. выходит его первое напечатанное произведение «Детство», которая получает одобрение Некрасова. Повесть, вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57), входит в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого – «Молодость» – так и не была написана. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, проводит два года, участвуя во многих стычках. Армейский быт и эпизоды Кавказской войны дают Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55).

В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.

В ноябре 1854 – вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе).

Участие в Крымской войне легло в основу художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки получили название «Севастопольские рассказы». Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).

В эти же годы у Толстого появляются мысли об «основании новой религии». Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:

«Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.

«

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди»: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел»

.

В это время создается рассказ «Утро помещика» (1856), позже повесть «Альберт» (1857-58) и роман «Семейное счастье» (1858-1859).

Осенью 1856 году вышел в отставку («Военная карьера — не моя…», — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Находясь за границей, Толстой много внимания уделяет европейской системе воспитания и образования.

В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.

В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».

Рассказы «Три смерти», «Казаки»

В 1859 году он пишет рассказ «Три смерти» в котором отображена смерть трёх творений природы: некоей барыни, простого мужика и дерева. В нем он противополагает христианству (хоть и ложному) «религию природы», и оговаривает: смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии. Правда, от христианства Толстой пока не отрекается, но каким-то причудливым образом пытается соединить его в душе своей с иной «верой». В одном из писем он признаётся:

«Во мне есть, и в сильной степени, християнское чувство; но и это (религия природы) есть, и это мне дорого очень. Это чувство правды и красоты, а то чувство личное, любви, спокойствия. Как это соединяется, не знаю и не могу растолковать; но сидят кошка с собакой в одном чулане, — это положительно«

В рассказе «Три смерти» заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.

Оленин — главный герой рассказа «Казаки» (1863)- тяготеет к натуральному существованию. Это тяготение есть, по сути, подсознательное снятие с себя всякой ответственности и всякой вины за свой грех. [5]

«Война и мир»,»Анна Каренина».

Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873

В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира».

Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Речь о Боге постоянно заходит в произведении, но Бог не мыслится у Толстого в пространстве одного из основных христианских догматов — догмате о Пресвятой Троице. Толстой еще в 1852 году писал в дневнике: «Не понимаю тайны Троицы«. Один из главных героев романа Пьер Безухов, говоря о христианстве, не упоминает имени Христа, но пользуется словом «Бог». А слово это обладает некоторой неопределённостью и может употребляться с равным успехом для обозначения совершенно различных понятий. Собственно, все рассуждения Пьера можно толковать в большинстве случаев и как чисто деистические. Толстой сам постоянно колеблется между христианством и деизмом.

В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).

Весной 1873 года Толстой начал и через 4 года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматически складывающейся семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина.

Роман «Анна Каренина» есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом «

Мне отмщение, и Аз воздам«.[6]

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. Худ. И.Репин, 1887

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в 1882 участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате «Так что же нам делать?» (1882 — 86), и делает вывод: «

…Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!«

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения.

«Вся его философия сводилась отныне к морали. — пишет И.А. Ильин- И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет «любовью», и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет «разумом»«. [7]

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

«Эту точку зрения, — отмечает И.А. Ильин, — можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой — аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины«. [8]

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм.

Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.

Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: «Он удивительно одноцентренен со мной«. Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и «воистину…злым гением Толстого»[9].

В 1884 году Толстой поддерживает издательство «Посредник», руководимое последователями и друзьями Толстого В.Г.Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатаются сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово».

В эти годы создаются повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». В то же время Толстой начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам (драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения»).

В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.

Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.

Отлучение от Церкви

Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902

В 1899 году в журнале «Нива» был напечатан роман «Воскресение». Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40.

20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.

В «Ответе Синоду», Толстой писал:

«То, что я отвергаю непонятную Троицу, и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же — духа, Бога — любовь, единого Бога — начало всего не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении«. «И я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым«.

В 1902 году Толстой написал легенду «Разрушение ада и восстановление его». Софья Андреевна, жена писателя, вспоминала: «Это сочинение пропитано истинно дьявольским духом отрицания, злобы, глумления надо всем на свете, начиная с Церкви. .. А дети — Саша, еще неразумная, и Маша, мне чуждая — вторили адским смехом злорадствующему смеху их отца, когда он кончил читать свою чертовскую легенду, а мне хотелось рыдать…«.

В том же 1902 году Толстой написал свое знаменитое «Обращение к духовенству», полное такого циничного кощунства, что даже в Советской России оно напечатано только однажды в 90-томном Полном собрании сочинений, которое доступно лишь для специалистов, ученых филологов.

На это обращение откликнулся пр. Иоанн Кронштадтский: «Ренаны, Бюхнеры, Шопенгауэры, Вольтеры — ничто в сравнении с нашим безбожным россиянином Толстым. Написанное Толстым в «Обращении» — с точки зрения христианской — одно безумие«.[10]

Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина

Л. Н. Толстой. Май 1908 г. Ясная Поляна.

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А. П.Чеховым, М.Горьким. В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича…».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения «несоответствием жизни с верованиями».

22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.

В ночь на 28 октября 1910 года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: «Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста — уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни«.

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре. В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. «К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы» — передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: «Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана«.

Ольденбург С.С., историк:

«Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого?..Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: «Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией». <…> Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого… Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве — молодежи«.

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
  • «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
  • «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863—85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
    • «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)
  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879—80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847—1910)

Литература

  • Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911—1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов, свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Толстая А. Л. Отец: Жизнь Льва Толстого, 1989
  • Толстая С. А. Дневники, 1978
  • Толстой И. Л. Мои воспоминания, 1969
  • Толстой Л. Л. В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни, 1923
  • Чертков В. Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого, 1911
  • Чертков В.Г. Уход Толстого, 1922

Использованные материалы

  • Андреев И.М. Русские писатели XIX века, М., 2009
  • Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
  • Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
  • Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование, М., 2010, с.323-324
  • Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
    • http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/EXCOMM/IOANN.HTM
  • Биография Л.Н. Толстого
    • http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12499&ob_no=12771


[1]  «Исповедь», 1879—82

[2]  Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921

[3]  Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902

[4]  эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857

[5]  Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.

[6]  Там же.

[7]  Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

[8]  Там же, с.463

[9]  Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

[10]  См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Ругался, скандалил и развратничал: как жил Лев Толстой

9 сентября 1828 года родился писатель Лев Толстой. «Газета.Ru» рассказывает о непростом характере классика, его взаимоотношениях с женой Софьей Андреевной, товарищами по цеху и несостоявшейся дуэли с Иваном Тургеневым.

«Свободна молчать и покоряться»

«Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят пра­хом», — вспоминала жена Льва Толстого Софья Андреевна.

Толстой женился на своей давней знакомой Софье Берс в 1862 году, будучи уже известным писателем. В то время были опубликованы его знаменитая трилогия о взрослении — «Детство», «Отрочество», «Юность», а главное — «Севастопольские очерки», которые оценил сам Алек­сандр II.

В момент венчания Софье Андреевне было всего 18 лет, а ее жени­ху — 34. Желая быть честным со своей будущей женой, писатель незадолго до свадьбы отдал ей свои дневники — так она узнала обо всех его любовных похождениях.

Связь Толстого с крестьянкой Аксиньей Базы­киной, от которой родился внебрачный ребенок, стала для нее неожиданностью. Несмотря на то, что жизнь автора в Ясной Поляне была по-настоящему плодотворной (здесь он написал «Войну и мир» и «Анну Каре­нину»), Софья Андреевна не могла забыть о произошедшем на протяжении всей их совместной жизни.

«Я пришла в ужас, что должна жить там, где эта баба. Я плакала ужасно, и та грязь мужской холостой жизни, которую я познала впервые, произвела на меня такое впечатление, что я никогда в жизни его не забыла», — писала она.

Они прожили вместе 48 лет, до самой смерти писателя в 1910 году. Как и Толстой, мать его тринадцати детей вела дневники, в которых откровенно писала обо всех конфликтах с мужем. Софью Андреевну обижало «равнодушное» отношение супруга к ее духовной жизни и здоровью. Толстой был ярым противником феми­ни­стических настроений и часто преуменьшал значение женщин в обществе.

«Женщина делает большое дело: рожает детей, но не рожает мыслей, это делает мужчина», — говорил он.

При этом Софья Андреевна была верной помощницей Толстого. Почти 50 лет она занималась тем, что переписывала многочис­лен­ные черновики мужа и помогала советами по части женских обра­зов в его произведениях.

«Фактически я, конечно, свободна: у меня деньги, лошади, платья — все есть; уложилась, села и поехала. Я свободна читать корректуры, покупать яблоки Л. Н., шить платья Саше и блузы мужу, фотографировать его же во всех видах — свободна есть, спать, молчать и покоряться, — писала она в 1898 году. — И мне не весело, а трудно жить. И не то слово я употребила: весело, этого мне не надо, мне нужно жить содержательно, спокойно, а я живу нервно, трудно и малосодержательно».

«Подлец, которого надобно бить»

На момент знакомства с Толстым Иван Тургенев уже был известен во всем мире. Он поощрял талант коллеги, но, как видно из писем, его характер казался ему тяжелым и неприятным. Тургенев не поспевал за устремленным в будущее Толстым, а последнего, в свою очередь, тяготил праздный образ жизни старшего товарища.

Но, кроме этого философского спора, был спор личный. Как пишет биограф Толстого Виктор Шкловский, между Тургеневым и сестрой писателя Марьей Николаевной был роман. Женщина получила развод, и Толстой надеялся выдать родственницу за своего друга. Последний, однако, делать предложение не спешил, что раздражало автора.

Однажды, находясь в гостях у Афанасия Фета, Тургенев рассказал, что его гувернантка «требует, чтобы дочь забирала на руки худую одежду бедняков и, собственноручно вычинив оную, возвращала по принадлежности». Его слова разозлили Толстого, который посчитал, что «разряженная девушка, держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья», напротив, играет «неискреннюю, театральную сцену».

Разгоряченный Толстой написал письмо, в котором вызвал Тургенева на дуэль (попросил приехать на опушку леса с ружьем), но последний вовремя извинился.

«Тургенев — подлец, которого надобно бить, что я и прошу вас передать ему так же аккуратно, как вы передаете мне его милые изречения, несмотря на мои неоднократные просьбы о нем не говорить», — возмутился Толстой в письме к Фету.

Вскоре после инцидента Тургенев переехал во Францию, и они возобновили переписку. В 1878 году Толстой написал Ивану Сергеевичу о том, что никакой вражды к нему больше не имеет.

«Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!»

К 1880 году отношения между Толстым и Фетом также испортились. «Жалкий Фет со своим юбилеем. Это ужасно! Дитя, но глупое и злое», — писал он.

Толстой был решительным противником крепостного права. Еще в юношеские годы в Казанском университете, работая над разбором «Наказа» Екатерины II, он писал о пагубном влиянии крепостничества на экономическое развитие России. В этом смысле Фет слыл весьма популярной мишенью (Салтыков-Щедрин, например, практически отождествлял понятия «вести поместное хозяйство» и «человеконенавистничать»).

«Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и сады, разводит высокие породы животных и растений, дает народу заработки — этот не любит России и враг прогресса», — отвечал на претензии Толстого Фет, добавив, что Тургенев своих крестьян вовсе «пустил по миру».

Менее ожесточенно складывались отношения Толстого с Чеховым. Последний посетил писателя в июле 1895 года в Ясной Поляне. Однажды Толстой, прощаясь с прозаиком, прошептал ему на ухо: «А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!». Сам Чехов, вспоминая об оценке своих трудов классиком, признавался, что его «и смех, и зло разбирает».

«Расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в воздержании от мяса. Война зло и суд зло, но из этого не следует, что я должен ходить в лаптях и спать на печи вместе с работником и его женой. Для меня Толстой уже уплыл, его в душе моей нет, а он вышел из меня, сказав: се оставляю дом ваш пуст», — отмечал Чехов в письме Суворину в 1894 году.

Лев Толстой — Пять книг Рекомендации экспертов

Лев Толстой, русский писатель XIX века, написавший, среди прочего, книги Война и мир и Анна Каренина, , обычно считается одним из величайших писателей всех времен.

Родившийся граф Лев Николаевич Толстой в Туле, Россия, Лев Толстой впервые привлек внимание литературы после публикации трилогии автобиографических книг ( Детство, Отрочество и Юность ), когда ему было еще за двадцать. Молодой Толстой служил офицером во время Крымской войны, опыт, который сильно встревожил его и глубоко изменил его эмоциональные и политические взгляды; его более поздние работы отличаются реалистичным изображением русской повседневной жизни и ужасов войны.

Носителям английского языка, которые надеются прочитать шедевр Толстого Война и мир в первый раз, рекомендуется ознакомиться с нашим кратким интервью с Розамунд Бартлетт, где она рассказывает нам о различных переводах Война и мир , а также об их сильных и слабых сторонах считаются. Сама Бартлетт перевела издание Oxford World Classics «Анна Каренина ».

Книги Льва Толстого

Интервью, в которых рекомендовали книги Льва Толстого

Удостоенный наград репортер и писатель говорит, что нет слишком превосходных степеней для Анны Политковской, которая после трех книг и бесчисленных репортажных поездок в Чечню была убита в Москве

На вопросы моральной философии не всегда лучше всего отвечают книги по философии, говорит ведущий философ-моралист Джонатан Гловер. Он исследует вопросы о том, как мы должны жить и какими ценностями, в книгах, охватывающих разные жанры.

Уважаемый автор в задушевной беседе о своих личных взглядах на аутизм, вызванной его отношениями с собственным аутичным сыном. Обсуждает книги, которые отражают ценности эмпатии и подлинности

Исследования показывают, что секс в среднем возрасте — лучшая часть жизни людей, считает журналист и писатель Кейт Файджес. Она выбирает лучшие книги о сексе и браке.

Психолог и попечитель благотворительной организации SPECAL по борьбе с болезнью Альцгеймера говорит, что британские и американские женщины сегодня в 5 раз чаще страдают психическими заболеваниями, чем в 1950-х годах

В России писателям часто приходится бросать вызов условностям и говорить правду, говорит переводчик и биограф Розамунд Бартлетт. Она лично отбирает одни из самых волнующих русских короткометражных произведений.

Историю обычно изучают и пишут с точки зрения войны, говорит журналист-ветеран Джон Гиттингс.   Это может выглядеть совсем иначе, если смотреть с точки зрения мира.

Это одни из лучших когда-либо написанных романов, часто обширные по своему охвату и амбициозные по своему содержанию. Некоторые длинные, другие можно прочитать за полдня. Они также являются одним из лучших способов понять историю России. Историк Орландо Файджес, автор История России , рекомендует свои любимые русские романы, начиная с 19 века и до наших дней.

Усилия по установлению мира часто были сосредоточены на устранении условий войны, насилия и терроризма. Но, как объясняет Стив Киллелеа, основатель Института экономики и мира и ежегодного Глобального индекса мира, основы устойчивого мира радикально отличаются от отсутствия войн и насилия. Здесь он рекомендует пять книг, которые проливают свет на строительные блоки мира и объясняют, почему «позитивный мир» так важен.

Европа может состоять из многих культур, но ее составные части разделяют художественную и литературную чувствительность, говорит издатель Everyman’s Library Дэвид Кэмпбелл. Здесь он рекомендует пять европейских классиков, которые каждый должен прочитать хотя бы раз в жизни, включая «величайший роман из когда-либо написанных» и несколько менее известных шедевров.

Если вы застряли в изоляции во время COVID-19пандемии, возможно, пришло время, наконец, открыть ту длинную книгу, к которой вы всегда хотели добраться, но по какой-то причине скользнули вниз по списку книг — не хватило времени, слишком много страниц. Проблема в том, что существует так много монстров, которые стоят вашего времени. Редакторы Five Books весят:

Если убивать нехорошо, то как можно оправдать войну? Всегда ли убивать мирных жителей неправильно? Если в вашем доме поселился нацистский солдат, должны ли вы реагировать, когда он приветствует вас? Философ Сесиль Фабр выбирает пять книг, которые помогают исследовать глубокие этические дилеммы войны.

Что такое историческая фантастика? Должна ли она быть исторически достоверной? Зимбабвийский писатель Тендай Хучу рассказывает нам о пяти важных примерах исторических романов, три из которых происходят в Африке.

Писать о войне можно во всех жанрах, включая блоги и Twitter. Профессор Оксфордского университета Кейт Маклафлин, автор книги Authoring War: The Literary Representation of War from the Iliad to Ирак рекомендует несколько своих любимых книг о войне.

Историк из Гарварда Найл Фергюсон рассказывает нам о разнообразных влияниях на его творчество, от Кейнса и Толстого до австрийского сатирика. Он объясняет, почему он предпочитает философию истории, которая делает упор на случайное и хаотичное, а не на четко предсказуемое.

Автор бестселлеров и историк Стелла Тилльярд говорит, что 19Эпоха Регентства 19-го века была, если не считать дуэлей и платьев в стиле ампир, очень похожей на нашу – временем войн и экономической нестабильности.

Бывший корреспондент Би-би-си в Москве Мартин Сиксмит выбрал пять великих работ об обреченных демократиях России

  • 1

    «Анархизм», в Британской энциклопедии 9.0071 Петр Кропоткин

  • 2

    Врата свободы: Вольтерина де Клейр и революция разума


    Евгения К. Деламотт
  • 3

    Рабство нашего времени


    Лев Толстой
  • 4

    Автономия, солидарность, возможность: читатель Колина Уорда


    Криса Уилберта, Колина Уорда и Дамиана Ф. Уайта
  • 5

    Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870-1940 гг.


    Люсьен ван дер Уолт и Стивен Хирш

Иногда критикуемый, часто неправильно понимаемый, редко преподающийся в университетах, анархизм — это политическая философия и общественное движение, которое далеко отстоят от мейнстрима сегодняшней политики. Но это было и остается мощным мотиватором. Политический теоретик Рут Кинна рассказывает нам о лучших книгах, которые нужно прочитать, чтобы лучше понять анархизм.

Книги Льва Толстого

О

Мы просим экспертов порекомендовать пять лучших книг по своей тематике и объяснить свой выбор в интервью.

На этом сайте есть архив из более чем тысячи семисот интервью или восьми тысяч книжных рекомендаций. Мы публикуем как минимум два новых интервью в неделю.

Five Books участвует в программе Amazon Associate и зарабатывает деньги на соответствующих покупках.

Лучшие книги Льва Толстого (отобрано более 6000 авторов)

3 автора выбрали свои любимые книги о Лев Толстой и почему они рекомендуют каждую книгу.

Вскоре вы сможете фильтровать по жанру, возрастной группе и т. д. Подпишите здесь чтобы следить за нашей историей, поскольку мы создаем лучший способ исследовать книги.

Shepherd поддерживается читателем. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем веб-сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. (учить больше).

По Лев Толстой,

Когда с нами говорит явно просветленный духовный учитель, нашей первой реакцией часто бывает сопротивление, потому что послание предназначено для того, чтобы положить конец господству эгоцентризма и вернуть нас к Подлинному Бытию. Для меня все, что Лев Толстой написал в зрелом возрасте, предлагает ту же возможность, но ни одну из них так явно, как 9.0132 Моя религия . Как и при чтении Махатмы Ганди, у нас есть возможность стать свидетелями глубокой практики стремящегося, борющегося с преодолением страданий человеческого состояния, примерно так же, как Иоанн Креста описывает «темную ночь души». Он иллюстрирует духовный путь каждого человека и бескомпромиссность пути к пробуждению.

По Лев Толстой,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Моя религия, что нам делать? & Журнал Льва Толстого как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Эпоха Просвещения
  • Лев Толстой
  • дзен
  • Религия
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Лев Толстой,

Эта трогательная сказка — настоящая рождественская классика. Одинокий старый сапожник мечтает, что Иисус придет и навестит его, поэтому он с нетерпением ожидает этого события, надеясь сшить ему особенную пару обуви. Вместо этого его сердце тянут за собой другие нуждающиеся, и он помогает трем разным людям, от дворника до нищего. Наконец, он перестает ждать прихода Христа и понимает, что это был всего лишь сон. Но затем он слышит голос Иисуса и узнает, что Иисус приходил к нему в каждом человеке, которому он помог в тот день.

По Лев Толстой,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Особое Рождество Папы Панова как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Первоначально написанная французским писателем Рубеном Сайленсом, а затем пересказанная Львом Толстым, эта милая история приобрела статус народной сказки. Трогательная история щедрости папы Панова отражает истинный дух Рождества. Наступило Рождество, и папа Панов, одинокий старый сапожник, ждет особого гостя. Все оказывается совсем не так, как он думал, но к концу дня блеск снова появляется за его маленькими очками. Красивое подарочное издание любимой классики.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Рождество
  • Иисус
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Лев Толстой,

Написанная 150 лет назад, повесть Толстого описывает жизнь чрезвычайно целеустремленного человека, очень похожего на многих наших современников, может быть, очень похожего на нас. Намереваясь удачно жениться, подняться на вершину общественного порядка, достичь богатства и власти, он удивительно преуспевает — пока у него не начинает болеть бок, которая оказывается разрушительной для всего мира. Это может показаться слишком мрачным для «лучшей книги о духовном прорыве». Но, возможно, такие прорывы происходят не так, как мы их себе представляем.

По Лев Толстой,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Смерть Ивана Ильича как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Духовность
  • Европа
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Марсель Пруст,

Когда дело доходит до поиска вдохновения в наших воспоминаниях, Марсель Пруст является золотым стандартом литературы. Французский писатель посвятил остаток своей жизни искусству преломления своих воспоминаний через призму своего писательского «я». Пруст имплицитно понимал, что наши воспоминания вызываются сенсорными переживаниями — образами, звуками, запахами и осязанием, конечно, — но особенно удовольствиями от текста. В Du côté de chez Swann, первом томе своего эпоса À la recherche du temps perdu, Пруст исследует способы, которыми память катализируется чувствами, и в то же время постигает, каким образом реальность наших воспоминаний формируется губительной работой ностальгии, сентиментальности, которая существует за пределами нашего понимания.

По Марсель Пруст,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Дю Коте де Ше Суонн как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Франция
  • Золотой стандарт
  • Память
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

По Лев Толстой,

Толстой описывает и обыгрывает религиозные переживания в различных своих романах. Он не принимает их как должное: первоначальный энтузиазм и перспектива личных изменений редко приводят к настоящей трансформации. Однако здесь, в одном из его последних произведений, мы прослеживаем заразительные чары истинного обращения сердца. Когда серийный убийца встречает чистую душу, его личность преображается и продолжает изменять жизни других.

По Лев Толстой,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Поддельный купон как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Религиозный опыт
  • Российская империя
  • русские
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

По Кэти Портер,

После долгих десятилетий преклонения перед Львом Толстым и его писательством открытие гораздо позже дневников Софьи явилось для меня огромным откровением: я узнал, что ни писатель, ни художник не остров, а всегда часть человеческой экосистемы, которая питает и питает их искусство. В случае Толстого это была его семья и особенно его жена. В ее личных записях мы встречаем женщину, стоящую за великим писателем, которая была замужем за ним 48 лет и родила ему 13 детей. Она сыграла ключевую роль в его работе, поощряя и поддерживая его литературную карьеру. На ее страницах мы узнаем о ее любви к Толстому и их мучительном браке, в котором она часто чувствовала себя заброшенной и раздраженной. Мы видим скрытую, темную сторону великого литератора, чрезвычайно одаренной, но беспокойной личности, а также узнаем о неугасающей жизненной энергии Софии, которая позволила ей…

По Кэти Портер,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Дневники Софьи Толстой. как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Когда Софья Берс вышла замуж за графа Льва Толстого, автора «Войны и мира», муж и жена регулярно обменивались дневниками, охватывающими период с 1862 по 1910 годы. Жизнь Софьи была непростой: она идеализировала мужа, но мучилась его; даже ее многочисленные дети не были абсолютным благословением. На заднем плане ее жизни был один из самых бурных периодов русской истории: переход от старой феодальной России к трем революциям и трем крупным международным войнам. Тем не менее, именно как история жизни самой Софьи Толстой, исследование личного опыта одной женщины,…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Россия
  • Дневник
  • Европа
  • Интеллектуальный
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

По Евгений Водолазкин, Лиза С. Хейден (переводчик),

Эта книга наполнена темами, которые имеют для меня огромное значение: любовь, утрата, исцеление, природа реальности, путешествия во времени, духовность, вера и искупление. Он делает это с помощью языка, который становится поэтичным в формальном, архаичном голосе, попадая во время и вне времени, иногда переходя в веселый современный тон. Лавр, главный герой, напоминает мне меня самого, юродивого, верующего в исцеляющую силу милосердия и сострадания. Кроме того, он держится одной ногой в этом мире, а другой — в мистическом царстве, в которое он жаждет вернуться.

По Евгений Водолазкин, Лиза С. Хейден (переводчик),

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Лавр как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ «БОЛЬШАЯ КНИГА», ПРЕМИИ «ЯСНАЯ ПОЛЯНА» Л. ТОЛСТОГО И ПРЕМИИ «ЧИТАЯ РОССИЯ»

*НОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КНИГА 2016 ГОДА*

Россия XV века

Время чумы, чумы и мора молодой целитель, искусный в искусстве трав и лекарств, обнаруживает, что его одолевают горе и чувство вины, когда ему не удается спасти того, кого он держит ближе всего к сердцу. Оставив позади свою деревню, свое имущество и свое имя, он отправляется на поиски искупления, без гроша в кармане и в одиночестве. Но это не обычное путешествие: скитаться по зачумленной Европе, предлагая свое исцеление…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Иерусалим
  • Россия
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Урсула К. Ле Гуин,

Урсула К. Ле Гуин, пожалуй, наиболее известна как писательница и писательница-фантаст. Но ее научно-популярную литературу тоже стоит прочитать. Я люблю ее ценности, ее мужество, ее ясность, ее настойчивость. Вплоть до конца своей очень долгой жизни (она умерла в 2018 году в возрасте 88 лет) она думала об искусстве и писательском ремесле. Меня глубоко вдохновляет и воодушевляет Ле Гуин и, в частности, эта книга.

По Урсула К. Ле Гуин,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Волна в уме как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Воображение
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

По Лев Толстой,

Когда я учился в колледже, я сказал своему учителю письма, что хочу написать о смерти моего отца, которая случилась, когда я был совсем маленьким. Мой учитель, известный писатель, тоже потерял отца, когда был совсем маленьким, но он сказал мне, что никогда не писал об этом прямо. Я искал в литературе примеры того, как кто-то автобиографически писал о утрате в раннем детстве, и нашел только один: дебютный роман Толстого «Детство, отрочество, юность». Мать Толстого умерла, когда ему было 2 года, отец, когда ему было 8, и он пишет об этом с беспримерной силой в своем творчестве, но никогда так прямо и автобиографично, как в «Детстве, отрочестве, юности». Он позволил мне написать собственный автобиографический роман о потере детства.

По Лев Толстой,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Детство, Отрочество, Юность как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Лев Толстой начал свою трилогию «Детство, отрочество, юность» в начале двадцатых годов. Хотя в старости он, как известно, назвал бы его «неуклюжей смесью фактов и вымысла», поколения читателей не согласились с этим, находя роман очаровательным и проницательным портретом внутреннего роста на фоне мира, изобилующего необычайными событиями. ясность, изящество и цвет. В его блестящем рассказе о зарождающемся осознании молодым человеком мира и своего места в нем также очевидны многие стойки, техники и темы, которые расцветут в бессмертном…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Россия
  • Детство
  • Совершеннолетие
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин. org
  • Амазонка

По Бэнкси,

Невозможно избежать этого имени, когда речь заходит о граффити. Бэнкси — король. В Wall And Piece вы получите широкое изучение его творений. Вы можете листать и наслаждаться картинками, но я настоятельно рекомендую вам потратить время на чтение остроумного и насквозь провоцирующего текста, сопровождающего их. Я не говорю, что сразу на ум пришло сравнение с Толстым. Все, что я хочу сказать, это то, что я продолжал думать о книге дни и недели после ее прочтения.

По Бэнкси,

Почему я должен это читать?

1 автор выбрал Стена и кусок как одна из их любимых книг, и они делятся почему вы должны это прочитать.

О чем эта книга?

Художественный гений, политический деятель, художник и декоратор, мифическая легенда или печально известный художник граффити? Работы Бэнкси безошибочны, за исключением, может быть, тех случаев, когда они находятся в Тейт или в нью-йоркском Метрополитен-музее. Бэнкси отвечает за украшение улиц, стен, мостов и зоопарков городов по всему миру. Остроумный и подрывной, его стрит-арт изображает обезьян с оружием массового уничтожения, полицейских с улыбающимися лицами, крыс с дрелью и культовую девушку с воздушным шаром в форме сердца. Если хорошо поискать, то найдешь свою. Его высказывания, подстрекательства, иронии и эпиграммы то интеллигентны, то дерзки…


Изучить
  • Похожие книги
  • Списки книг с этой книгой
  • Почему людям нравится эта книга?
Темы
  • Граффити
  • Берлинская стена
  • Лев Толстой
  • Предварительный просмотр
  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

Или просмотреть все 19 книг о Льве Толстом.

Новые списки книг, связанные со Львом Толстым

Лучшие книги о духовном прорыве

Джером А. Миллер

Лучшие классические рождественские книги

Джони Хилтон

Лучшие книги о практике осознания дзен

Чери Хубер

Все списки книг, относящиеся к Льву Толстому

Лучшие книги о практике осознания дзен

Чери Хубер

Лучшие классические рождественские книги

Джони Хилтон

Лучшие книги о духовном прорыве

Джером А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *