Лескова очарованный странник краткое содержание: «Очарованный странник» краткое содержание по главам повести Лескова – читать пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание произведения Очарованный странник Лесков

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.

Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.

Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.

Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.

В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.

Лесков Н. «Очарованный странник» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831, умер в 1895 гг. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения «Левша», «Соборяне», «Очарованный странник».

Название: «Очарованный странник»

Жанр произведения: повесть

Тема произведения: как человек приходит к вере в Бога

Число страниц: 126

Год написания повести «Очарованный странник» — 1872-1873 гг. Входит в цикл «Праведники». Опубликована в 1873 году в газете «Русский мир», с 8 августа по 19 сентября, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву, в доме которого Лесков впервые читал повесть.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Иван Северьяныч Флягин – рассказчик большей части повести. Чуть старше 50 лет. Простой русский мужик. Очень сильный физически, типичный русский богатырь огромного роста. Добрый, незлобивый, покорный обстоятельствам. Хорошо знает лошадей. Уверен в себе, дружелюбен. «Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого».

Время и место действия повести «Очарованный странник» —  вторая половина XIX века, Российская империя: Орловская губерния, Николаев, Пенза, Астрахань, Кавказ, Петербург.

Краткое содержание повести «Очарованный странник»

  1. На пароходе, плывущем по Ладожскому озеру к острову Валаам, рассказчик  встречает могучего богатыря, путника, знатока лошадей. Он выглядит странствующим монахом. Они знакомятся, и, разговорившись, монах, Иван Северьяныч Флягин рассказывает ему свою жизнь.
  2. Иван – крепостного кучера, мать его умерла при родах из-за того, что у младенца была слишком большая голова. За это он получил прозвище Голован. Он много времени проводил с отцом на конюшне и хорошо выучился этому ремеслу.
  3. Однажды, управляя лошадьми, Иван ради смеха засек до смерти монаха. Тот пришел ему во сне и предсказал, что Иван будет погибать много раз, но не погибнет, а на склоне лет исполнит свое предназначение – станет монахом.
  4. При службе на конюшне Иван завел голубей, но на них стала охотиться кошка его хозяина-графа. За то, что Иван отрубил кошке хвост и избил ее, хозяин наказал его и отправил на укладку дорожек в своем саду. Иван, которому эта работа была невыносимой, решил повеситься, но цыган-разбойник его спас. Иван украл у хозяина двух лошадей и убежал вместе с цыганом в Николаев.
  5. В Николаеве он познакомился с барином, которого бросила жена, оставив с маленькой дочкой на руках. Иван стал нянькой девочки, привязался к ней, лечил от рахита (искривления ножек). Однажды к нему подошла мама девочки и стала просить отдать ее. Он отказался, но пожалел мать и разрешил ей встречаться с дочкой на прогулке. Офицер, нынешний муж матери, предлагает ему выкуп за девочку, после чего завязывается драка, которую прерывает появление барина с пистолетом. Иван сбегает в степь.
  6. На ярмарке Иван становится свидетелем «дуэли» двух татар на плетях за лучших лошадей. Он узнает приемы, позволяющие выстоять и победить в такой дуэли, и тоже участвует в ней, забивая до смерти своего противника. Чтобы не быть схваченным полицией, он убегает с татарами в степь, где на 10 лет попадает в их рабство. Чтобы Иван не сбежал, его «подщетинивают» — засыпают в разрезанную кожу на пятках конскую щетину. За это время у него появляются две жены и дети. Но он продолжает тосковать по родине и не слишком любит детей, потому что они не христиане.
  7. Через 10 лет Ивану удается бежать из плена, запустив фейерверки, оставленные приезжими из Хивы. Среди их вещей он также обнаруживает едкую землю и вытравляет щетину в ногах. Так как у Ивана нет паспорта, он вынужден скитаться, наконец он оседает в Астрахани, где служит конюхом у князи, и начинает сильно пить. Он знакомится с человеком, обещающим избавить его от порока пьянства с помощью гипноза. Под гипнозом Иван теряет ориентацию в пространстве и оказывается около случайного трактира. Там он знакомится с молодой цыганкой Грушей и тратит на нее все деньги князя. 
  8. После гипноза Иван больше не пьет, князь разрешает ему взять цыганку жить в свой дом. Оказывается, что сам князь выкупил Грушу из табора за ее красоту, и теперь он разорен. Груша скучает у князя, сильно привязавшись к нему, ревнует его и жалуется Ивану, как сердечному другу и поверенному. У князя в городе уже другая женщина и есть дочка. Иван подслушивает разговор князя с этой женщиной, когда тот просит ее заложить дома, чтобы купить суконную фабрику, а Грушу князь придумал выдать за Ивана, и купить им дом. Иван отправляется заниматься делами фабрики, а, вернувшись, не находит Грушу и ее дом, и никто не говорит, где она. Внезапно Груша прибегает к нему и рассказывает, что князь спрятал ее от людских глаза, а сама она страдает и боится причинить зло его любимой женщине, которая ни в чем не виновата.
  9. Груша не хочет жить и дает Ивану нож, чтобы она не брала на душу грех самоубийства, иначе она станет падшей женщиной. Иван, пожалев девушку, сталкивает ее с обрыва в реку, и Груша погибает. 
  10. Сбежав, он встречает пару стариков, сыну которых забирают в рекруты. Он предлагает пойти вместо него и служит под именем их сына Петра Сердюкова на Кавказе более 15 лет. Полковнику, который хвалит его за смелость, Иван отвечает, что ни земля, ни вода не хотят его принимать, потому что он грешник. Отличившись в боях, Иван получает дворянство и чин офицера и переезжает в Петербург. Там он пытается служить в адресном столе, затем быть артистов в балагане, но везде у него не складывается.
  11. Так Иван решает уйти в монастырь. Он принял имя Измаил и служит кучером, принимать старший постриг он не хочет, потому что ему нравится послушание. В монастыре он научился противиться соблазнам, а сейчас едет на Соловки за благословением к старцам Зосиме и Савватею. Получив благословение, он собирается на войну, где, чувствует, и найдет его смерть.

Главная мысль повести «Очарованный странник»

Претерпевая различные испытания, человек приходит к Богу и вверяет ему свою судьбу. Только тогда он понимает, зачем прожил свою жизнь, раскаивается в своих грехах и становится настоящим праведником.

Отзыв о повести «Очарованный странник»

Повесть требует внимательного и вдумчивого прочтения, потому что она насыщенная событиями, размышлениями, непривычными современному читателю лексикой и реалиями. Она написана в стилистике «жития», жизнеописания святого, не случайно и включена в цикл «Праведники».  Сама жизнь Ивана Флягина – это цепь случайностей и мистических совпадений, которым он не противится. И везде он выживает, адаптируется, налаживает отношения с людьми, потому что человек незлобивый и трудолюбивый. Другие герои повести самобытны каждый по своему, и у каждого своя история жизни, дающая достаточно полное представление о современном автору мире. Взаимоотношения с этими героями способствуют духовному развитию Ивана Флягина и также приводят его к Богу.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Самой запомнившейся для меня стала IV глава повести, где Иван нянчит дочку барина. В этой главе показано, что он – добрый и привязчивый человек, способный заботиться о живом существе и сам нуждающийся в любви и ощущении нужности. Он даже носит ребенка к врачу, выполняет его рекомендации, хочет, чтобы девочке было хорошо. Эта раскрывает способность героя восхищаться всем, что преподносит ему жизнь, и во всем находить радость и утешение, что свойственно истинным праведникам.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Борть — дуплистое дерево с пчелами
  • Дьячок – церковнослужитель низшего разряда
  • Конэсёр – знаток лошадей и руководитель ремонтёров. От французского  connaisseur – знаток.
  • Ладанка — маленький мешочек, в который кладут ладан, носится вместе с крестом
  • Магнетизм – гипноз
  • Мареновые – окрашенные синей краской
  • Ракита – древесное растение семейства ивовых
  • Ремонтер – офицер в армии, отвечающий за закупку лошадей и сохранение их численности в кавалерийском полку.
  • Рутина – обыденный порядок дел, консервативность, следование заведённому правилу.
  • Семинарист – ученик семинарии – учебного заведения для подготовки христианского духовенства.
  • Синие птицы – русские пятирублёвые ассигнации в XIX веке.
  • Фита —  предпоследняя буква старо- и церковнославянской кириллицы.
  • Чухонцы – устаревшее обозначение прибалтийско-финских народов

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть
  • Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают
  • Не греть солнцу зимой против летнего, не видать ему век любви против того, как я любила;
  • Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет
  • У Якова-апостола сказано: „Противустаньте дьяволу, и побежит от вас“
  • мне за народ очень помереть хочется
  • …Подполз ещё ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, – ну, значит, русские!. .

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь

История Н.С. Лескова «Очарованный странник»: краткий анализ. Лескова «Очарованный странник»: краткое содержание

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и история создания будут рассмотрены в этой статье) — самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим далее.

История создания

Рассказ написан в 1872 — 1873 гг.

Летом 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал через Карелию к островам Валаама, где жили монахи. По дороге ему пришла в голову идея написать рассказ о страннике. К концу года работа была завершена и предложена к печати. Он назывался «Черноземный Телемак». Однако Лескову было отказано в публикации, так как произведение показалось издателям сырым.

Затем писатель отнес свое творение в журнал «Русский мир», где оно было опубликовано под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Резюме. Знакомство с главным героем

Место действия — Ладожское озеро. Здесь встречаются путешественники, направляющиеся на острова Валаам. С этого момента можно будет начать анализ рассказа Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путешественников, консерватор Иван Северьяныч, одетый подмастерьем послушника, рассказывает нам, что с детства Бог дал ему чудесный дар укрощать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивану Северьянычу о его жизни.

Именно этот рассказ является началом основного повествования, ведь по своей структуре произведение Лескова представляет собой рассказ в рассказе.

Главный герой родился в Орловской губернии в семье домашнего слуги графа К. С детства пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха насмерть. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что он обещан Богу, и что он много раз будет умирать и никогда не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой не пойдет к черненьким.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, взяв лошадь и веревку. По дороге ему пришла мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, перерезали цыгане. Продолжение скитаний героя, которые приводят его в места, где татары гоняют своих лошадей.

Татарский плен

Анализ лесковского «Очарованного странника» на короткое время подводит нас к представлению о том, что такое герой. Уже из эпизода с монахом видно, что человеческую жизнь он ценит низко. Но вскоре выясняется, что лошадь для него гораздо ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, которые имеют привычку драться за лошадей: двое сидят напротив и бьют друг друга нагайками, кто дольше продержится, тот и победил. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в бой и насмерть убивает врага. Татары ловят его и «ощетинивают», чтобы он не убежал. Герой служит им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое мужчин, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи посетителей, отпугивает их фейерверком татар и лечит ноги наркотиком.

Должность подрядчика

Иван Северьяныч один в степи. В ней показана сила характера главного героя анализа Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он ухаживает за лошадьми бывшего хозяина. Он разносится о нем, слыша как о волшебнике, как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Это узнает Князь, который забирает Ивана Северьяныча к себе в Консерваторию. Теперь герой выбирает лошадей для нового хозяина. Но однажды он сильно напивается и в одном из кабаков знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, она любовница принца.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Оказывается, князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил к пчеле в лес. Однако девушка ускользнула от охраны и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит того, к кому она искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желающей избавиться от боли. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскоре есть выход, Иван Северьяныч решает пойти на войну, чтобы приблизить свою смерть.

В этом эпизоде ​​проявилась не столько жестокость героя, сколько его склонность к странной благотворительности. Ведь он спас Грушеньку от страданий, утроив его агонию.

Однако на войне он не находит смерти. Наоборот, его производят в офицеры, награждают орденом Святого Георгия и подают в отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе прорабом. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь нашему герою не нашлось места. И, не сыграв ни одного спектакля, уходит из театра, решив уйти в монастырь.

Развязка

Решение отправиться в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (краткое здесь) — произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому неудивительно, что именно в монастыре обретает отдых Иван Северьяныч, оставив свои душевные невзгоды. Хотя иногда он и видит «бесов», но молитвами им удается их прогнать. Хотя и не всегда. Однажды в припадке он убил корову, которую принял за дьявольское ружье. За это он был заточен монахами в подвал, где обладал даром пророчества.

Сейчас Иван Северьяныч едет в Словаки в паломничество к старцам Савватию и Зосиме. Закончив свой рассказ, герой впадает в тихую сосредоточенность и чувствует таинственный дух, доступный только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он типичный представитель народа. И в его силе и способности раскрывается сущность всей русской нации.

Интересна в этом отношении эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами опытный монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без испытаний, выпавших на долю героя. Они побудили Ивана к самопожертвованию и желанию искупить свои грехи.

Это герой рассказа, который написал Лесков. «Очарованный странник» (об этом свидетельствует и анализ произведения) — история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы подтверждал своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие герои, способные не только на подвиги, но и на самопожертвование.

Анализ произведения Очарованный странник Лесков. Тема странствий в повести Н. С.

В 19 веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведности, придав литературе несколько своеобразных образов. Праведник – это человек, постигающий истину, вернее, правду жизни. Название рассказа «Очарованный странник» символично: «очарованный» — околдованный, околдованный, «странник» — человек, проходящий путь, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посетил Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель думает о написании рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный телемак» — таково первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ на публикацию своего рассказа в журнале «Русский вестник». В том же году произведение было опубликовано в «Русском мире» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем независимом издании 1874 года посвящение было удалено.

Анализ произведения

Описание произведения

Герой проходит жизненный путь и околдован им. В произведении рассказывается об Иване Флягине – простом русском крестьянине, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Он уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «очень хочу умереть за людей». Его «истина» — самопожертвование.

Главный герой

Иван Флягин, читатель встречает его в конце своего жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Он похож на богатыря, который охраняет русскую землю. Все персонажи Лескова, и Флягин не исключение — люди низкого звания, но высочайшей душевной красоты. Он человек зависимый, любит лошадей до такой степени, что готов продать за них своих сородичей. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в нянях. Иван — герой «сомнительной святости», как метко заметил Горький. Он мучает кошку и убивает человека — он убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он идет на войну вместо чужого сына и в конце концов уходит в монастырь.

Герой рассказывает о себе — это история в истории. Такая композиция называется композицией кадра. Иван Флягин – типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается сущность нации. Герой Лескова, как и многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, например, когда он совершает убийство старого монаха. В конце концов, он предстает перед нами как мудрый духовник с тяжелым жизненным опытом.

Рассказ «Очарованный странник» — это история поиска героем пути и места в жизни духовного. Герою удалось найти нравственный идеал, он победил в себе грех. Флягин теперь ведет по дороге жизни чувство красоты, обаяния миром, самоотречения, жертвенности: «Я хочу умереть за людей». Читатель сталкивается с высокой, нравственно стойкой личностью, обретшей смысл в простой истине — жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «русские дураки… неразумно лезут в самую густую грязь земной жизни». Но читатель помнит и библейскую истину: без праведника село не устоит. Именно Иваны Флагины позволяют человечеству не терять надежды на то, что Бог восторжествует в человеке, а Дьявол со своими искушениями будет посрамлен. Сказка Лескова оставила заметный вклад в русскую литературу, изучается в школьной программе, известна и на других языках мира.

(1873)
В этом, пожалуй, самом оригинальном произведении Лескова отражено то сложное мировоззрение, которое свойственно русскому человеку. Фигура странника Ивана Северьяновича Флягина, с одной стороны, связана с традицией русского фольклора и древней литературы, с образами странников, искателей счастливой доли, а с другой, напоминает рассказчика Илью Муромца. , образы былинных героев. А по жанру рассказ похож на гулянья, очень распространенные в древнерусской литературе.

Сам герой рассказывает о своей жизни. Он родился крепостным, многого добился, от многого потерял и добровольно отказался. Этот человек был увлечен поиском правды, справедливости, счастья, красоты для жизни. И стремление к ним вдохновляло все перипетии его прихотливой судьбы. Он «гибал всю свою жизнь и никак не мог погибнуть». Неуемная сила духа, богатырское озорство, пытливый поиск истины, неистребимое жизнелюбие влекут его по дорогам родины.
Писатель вовсе не идеализирует своего героя. В ранней юности, служа почтальоном у помещика, он совершает страшный грех, убивая монаха. Явившись герою во сне, убитый предрекает ему путь трудного духовного поиска, испытаний, наказания за грехи. И много позже герой вовсе не становится безгрешным. Страстная душа и беспокойное сердце влекут его к новым приключениям. «За свою жизнь я погубил много невинных душ, — признается он. Вспомним, например, трагическую историю цыганки Груши, убийство которой сам рассказчик оценивает как смертный грех.
Драматически-комические, по мнению слушателя-рассказчика, приключения Флягина всегда связаны с выяснением духовно-нравственных вопросов. Результатом его пути должно стать обретение истинного смысла бытия, осознание своего места и предназначения в жизни, духовное озарение.
«Я очень хочу умереть за народ», — говорит герой рассказа в самом конце, предвкушая новые испытания для Родины и для себя. И это определенный и важный результат его поисков. Весь его увлекательный и странный рассказ о жизни в татарском улусе, куда забросила его капризная судьба, пронизан чувством любви к православному отечеству, тоски по родной земле: «в глубине тоски нет дна. ..если возьмете монастырь или храм, то вспомните о крещеной земле и заплачете.
Писатель не впадает в сладость, не идеализирует и не превозносит героя. Каждый раз, когда он действует так, как подсказывает ему здравый смысл, чувство самосохранения, он ведет себя вполне естественно. И позже герой живет житейскими интересами, движимый страстями, ошибается, ошибается, раскаивается.
Но всегда, как священный предмет, он хранит в душе имя, данное ему при рождении, веру, завещанную предками, хранит в сердце своем Святую Русь как неотъемлемую часть и основу личности. В своих странствиях и испытаниях он открыл красоту земли русской, глубину и широту души ее народа, чудесную тайну жизни человека на земле.
Галереей своих праведников и странников, талантливых русских самородков, Лесков значительно обогатил представление о народном народном характере.

Лекция, конспект. Рассказ «Очарованный странник» — анализ произведения — понятие и виды. Классификация, сущность и признаки. 2018-2019 гг.

«Очарованный странник» — рассказ Н. С. Лескова. Она рассказывает об одном из лесковских праведников. Это человек, проживший бурную и насыщенную жизнь, по окончании которой он решил стать монахом.

История создания … Николай Лесков в 1872 году совершил путешествие на остров Валаам, где находится один из самых известных русских монастырей. Это натолкнуло его на создание произведения о простом страннике.

Примерно через полгода рассказ был написан. Как и другие произведения Лескова, оно выдержано в «народном» духе. Первое издательство отказалось печатать рассказ из-за его якобы «сыровости». Однако затем произведение опубликовал журнал «Русский мир».

Значение имени … Любовь к жизни, к другим, в то же время не безопасность. Поиск себя прошел долгий путь. Способность видеть красоту мира, а точнее природы, и очаровываться. Жизнь героя повести Флягина была трудной, но он умел восхищаться.

Герои … Иван Флягин, монах, цыган, хозяева, отец Илья, хан Джанкар, цыганка Груша, жена и дети.

Сюжет … Произведение состоит из двадцати глав, каждая из которых представляет собой полностью законченный рассказ. Герой повести – Иван Флягин по прозвищу Головань; на момент рассказа он уже давно принял монашеский постриг.

Действие начинается на корабле, плывущем к Валааму. Пассажиры просят Флягина рассказать о своей жизни, что он и делает с удовольствием. Он был крепостным; он родился в семье кучера и с детства был приучен к вождению и уходу за лошадьми. Однажды, управляя упряжкой, он ради забавы стал стегать монаха, который от этого и умер. Ночью к нему во сне приходит монах и открывает ему, что его мать «обетовала его Богу», поэтому он много раз будет на волосок от смерти, но не сможет умереть, пока не будет пострижен.

Так и бывает: он спасает от смерти своего первого хозяина, отказывается от самоубийства, участвует в боевых действиях на Кавказе и переживает еще множество приключений, но умереть не может. Впоследствии он смиряется с этим даром (или проклятием). Ему удается оказаться в плену у татар, влюбиться в цыганку, стать наездником (специалистом по лошадям, состоящим на службе у барина) и убить несколько человек.

За боевые заслуги он становится офицером и с честью демобилизуется, после чего пробует работать в Петербурге либо чиновником, либо художником. Наконец, поняв, что места ему нигде не найти, Головань принял окончательное решение уйти в монастырь.

Жанр произведения. Как и другие произведения Лескова, «Очарованный странник» — сказка. Автор имитирует устную речь героя, вводит в нее просторечные и диалектные слова, особую манеру разговора. Рассказ имитирует речь не только Флягина, но и других персонажей.

Проблемы. Иван Флягин, по мнению одного из критиков, похож на Илью Муромца. Это настоящий герой, сильный, крепкий физически, но он силен и духовно. Голован остается стойким, оптимистичным и жизнерадостным, несмотря на выпавшие на его долю страдания. Герой живет полной жизнью, наслаждается ею, как бы ни было трудно, и в старости исполняет свое высшее предназначение, приняв обет монашества.

Критики отмечали, что Лесков слишком идеализирует своих праведников, в том числе и Голованя. На это писатель ответил, что его персонажи созданы на основе реальных людей; например, бабушка рассказала ему о Флигине. Создавая свои «легенды», писатель старался придать им вид наиболее достоверных произведений. Примечательно, что Флягин, как и герои других произведений Лескова, человек «простого звания».

Лесков превозносит своих праведников, вышедших из народа, и глубоко им сочувствует. Сам Лесков говорил, что таким образом он исполняет пожелание Гоголя, высказанное им в «Избранных местах из переписки с друзьями». В то же время эти произведения находились на одной волне с творчеством других русских писателей тех лет (таких, как Тургенев или Некрасов), обратившихся лицом к народу.

Простой человек в «Очарованном страннике» выглядел настолько величественно, что история получила признание в официальных кругах и даже при дворе. И это при том, что она осуждает несправедливость властей и произвол дворян по отношению к крепостным, слугам и беднякам.

Чему учит автор ? Рассказ построен по агиографическому канону. Здесь и история детства героя, и история его жизни, и борьба с искушениями. Однако рассказ ведется не суровым каноническим церковным языком, а в непринужденной сказочной манере; жизнь — занимательная и в какой-то степени юмористическая история, полная захватывающих приключений.

В такой удобоваримой форме Лесков излагает свои основные идеи — высокое предназначение человека, стремление к нравственному совершенству и тяготение к простому русскому народу как носителю истинной праведности.

Многие знакомы с произведением Николая Лескова «Очарованный странник». Действительно, этот рассказ — один из самых известных в творчестве Лескова. Давайте теперь сделаем краткий анализ романа «Очарованный странник», посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и сделаем выводы.

Итак, Лесков написал повесть «Очарованный странник» в период с 1872 по 1973 год. Дело в том, что идея возникла во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, знаменитый приют монахов. В конце того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к публикации под названием «Черноземный телемак». Но издательство отказалось печатать произведение, посчитав его сырым и незаконченным. Лесков не отступил, обратившись за помощью в редакцию журнала «Новый мир», где рассказ был принят и опубликован. Прежде чем сделать непосредственный анализ рассказа «Очарованный странник», кратко рассмотрим суть сюжета.

Анализ рассказа «Очарованный странник», главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где встретились путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них — всадником Иваном Северьянычем, который одет в рясу, остальным он рассказал, что у него с юности есть чудесный дар, благодаря которому он может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой «Очарованного странника» Иван Северьяныч Флягин начинает свой рассказ с того, что его родиной является Орловская губерния, он происходит из семьи графа К. В детстве он ужасно полюбил лошадей. Однажды ради забавы, ради забавы, он избил одного монаха так, что тот умер, из чего видно отношение главного героя к человеческой жизни, что немаловажно в «Очарованном страннике», анализом которого мы сейчас и занимаемся. делает. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни – удивительных и странных.

Вообще очень интересно отметить последовательную организацию повествования. Почему вы можете определить это как сказку? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, имитирующую рассказ-импровизацию. При этом воспроизводится не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражается своеобразие речи других персонажей.

Всего в «Очарованном страннике» 20 глав, первая глава представляет собой своего рода экспозицию или пролог, а остальные главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них представляет собой законченную историю. Если говорить о логике сказки, то ясно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Рассказ напоминает жизненный канон, как говорят некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, а также видно, как он борется с искушениями и искушениями.

выводы

Главный герой в анализе «Очарованный странник» типично представляет народ, а его сила, как и способности, отражают присущие русскому человеку качества. Вы можете видеть, как герой развивается духовно – изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, но в конце истории это опытный и зрелый годами монах. Однако его самосовершенствование стало возможным только благодаря испытаниям, выпавшим на его долю, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупить собственные грехи.

В общем, благодаря этому, пусть и краткому анализу рассказа «Очарованный странник», становится понятно, каким было развитие российского общества. И Лесков смог показать это на судьбе только одного своего главного героя.

Заметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и ему присуща не только сила богатыря, но и дух великодушия. В этой статье мы сделали краткий анализ «Очарованного странника», надеемся, он будет вам полезен.

Произведение Лескова «Очарованный странник» изучается в 10 классе на уроках литературы. В школьном возрасте это довольно сложно воспринять и понять, проблемы праведности и веры не так актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа работы, подготовки к экзамену потребуются специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашей версией разбора «Зачарованного странника» по плану.

Краткий анализ

Год написания — 1872-1873, впервые опубликован в газете «Русский мир» в том же году.

История создания — на создание авторской работы натолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема — праведность, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Состав — 20 глав, связанных наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр — рассказ. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских агиографических текстов, авантюр и былин.

Направление — романтизм.

История создания

Анализ «Зачарованного странника» был бы неполным без предыстории письма. Идея написать рассказ о русском богатыре-страннике, бездомном и нравственно целостном, пришла Лескову во время поездки на Ладожское озеро. Именно такие места выбирают монахи для своего земного пристанища, там особая атмосфера и природа.

Приступив к работе в 1872 году, Николай Семенович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнес рукопись в редакцию «Русского вестника», но главный редактор счел ее неоконченной и отказался от публикации. Затем писатель изменил название произведения с «Черноземный телемак» на «Очарованный странник» и передал книгу в редакцию «Русского мира», где она была опубликована в том же году.

Рассказ Лесков посвятил С.Е. Кушелева (генерал, участвовавший в войне на Кавказе), сам автор впервые прочитал книгу у себя дома. Смысл имени заключается в удивительной способности главного героя созерцать окружающее и восхищаться им, очаровываться им, а персонажу уготована роль странника, человека без дома и семьи. Из-под пера Лескова вышла своего рода легенда о нравственной силе и русском характере. Как отметил сам автор, рассказ создан «на одном дыхании», легко и быстро.

Тема

История затрагивает множество животрепещущих тем; он описывает временной период 1820–30-х годов. Первоначально опубликованное произведение называлось «Очарованный странник». Его жизнь, переживания, мнения и приключения». Именно эти вехи затронуты в произведении, входящем в цикл сказаний о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор имеет в виду вопросы еще в начале рассказа: это рассказ о праведности и православии. Праведник, по мнению автора, это не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознает необходимость раскаяния и признания своих ошибок. Путь праведника – это жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно существование человека.

Тема ностальгии пронизывает все повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет по ночам. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещеным детям, рожденным от жен в татарском плену. Флягин «находит себя» на войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и ему сопутствует удача. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей чистой любви, печальен его опыт общения с женщинами — судьба решает, что Флагину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль рассказа в том, что рано или поздно человек находит свое предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Композиция

«Очарованный странник» состоит из двадцати глав, которые составлены по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя — рассказчика. Есть некое подобие «рассказа в рассказе», когда в первой главе монах Измаил плывет на пароходе и по просьбе пассажиров рассказывает о своей жизни. Время от времени он отвечает на вопросы аудитории, что позволяет автору донести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты рассказа.

Кульминацией произведения можно считать духовное возрождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытание темными силами. Развязка еще впереди у героя, он идет воевать за русский народ, желая отдать в случае необходимости жизнь свою за веру, за Родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует разную лексику при передаче определенного сюжета (татары, жизнь с князем, любовь к цыганке Груше).

главные герои

Жанр

Традиционно жанр «Очарованный странник» принято обозначать как рассказ. В первых публикациях указывалось — рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за рамки простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, искусствоведы находят, что в произведении сочетаются черты быта и черты авантюрного романа, популярные в XIX веке. Повесть связана с жанром жизни строения и особой смысловой нагрузкой: скитания, перипетии, поиск душевного спокойствия, страдание, «хождение» и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сны, мистические моменты и многое другое — признаки агиографического жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу соединения нескольких самостоятельных рассказов из разных периодов жизни человека, причем хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается не всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *