Анализ стихотворений Лермонтова: разбор стихов Михаила Юрьевича Лермонтова
Перейти к контенту
Стихи классиков > ♥ Анализ стихотворений > Анализ стихотворений Лермонтова
ОтзывыМихаил Лермонтов — Утес
Михаил Лермонтов — Дума
Михаил Лермонтов — Тучи
Михаил Лермонтов — Смерть поэта
Михаил Лермонтов — Бородино
Михаил Лермонтов — Пророк
Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий)
Михаил Лермонтов — Одиночество
Михаил Лермонтов — Листок
Михаил Лермонтов — Поэт
Михаил Лермонтов — Сон
Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива
Михаил Лермонтов — Кинжал
Михаил Лермонтов — Я не унижусь пред тобою
Михаил Лермонтов — Родина (Люблю отчизну я, но странною любовью)
Михаил Лермонтов — Кавказ
Михаил Лермонтов — Осень
Михаил Лермонтов — И скучно и грустно
Михаил Лермонтов — Ангел
Михаил Лермонтов — Валерик
Михаил Лермонтов — Узник
Михаил Лермонтов — Три пальмы
Михаил Лермонтов — Завещание
Михаил Лермонтов — Два великана
Михаил Лермонтов — Морская царевна
Михаил Лермонтов — Монолог
Михаил Лермонтов — Мой демон
Михаил Лермонтов — Кавказский пленник
Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу
Михаил Лермонтов — Воздушный корабль
Михаил Лермонтов — Ветка Палестины
Михаил Лермонтов — Русалка
Михаил Лермонтов — Беглец
Михаил Лермонтов — Нет, я не Байрон, я другой
Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю
Михаил Лермонтов — На севере диком стоит одиноко
Михаил Лермонтов — Молитва (В минуту жизни трудную)
Михаил Лермонтов — Прощай, немытая Россия
Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен
Михаил Лермонтов — Из-под таинственной, холодной полумаски
Михаил Лермонтов — Тамбовская казначейша
Михаил Лермонтов — Желание
Михаил Лермонтов — Жалобы турка
Михаил Лермонтов — Небо и звезды
Михаил Лермонтов — Гроза
Михаил Лермонтов — Незабудка
Михаил Лермонтов — Она не гордой красотою
Михаил Лермонтов — Как небеса твой взор блистает
Михаил Лермонтов — Умирающий гладиатор
Михаил Лермонтов — Предсказание
Михаил Лермонтов — Отчего
Михаил Лермонтов — Опасение
Михаил Лермонтов — Они любили друг друга так долго и нежно
Михаил Лермонтов — Благодарю
Михаил Лермонтов — Мцыри (Поэма)
Михаил Лермонтов — Благодарность
Михаил Лермонтов — Любовь мертвеца
Михаил Лермонтов — Казачья колыбельная песня
Михаил Лермонтов — Исповедь
Михаил Лермонтов — Из Гёте
Михаил Лермонтов — Звезда
Михаил Лермонтов — Договор
Михаил Лермонтов — Дары Терека
Михаил Лермонтов — Гляжу на будущность с боязнью
Михаил Лермонтов — Весна
Михаил Лермонтов — Я не для ангелов и рая
Михаил Лермонтов — Я видел раз ее в веселом вихре бала
Михаил Лермонтов — Тамара
- Михаил Лермонтов — Стансы
Михаил Лермонтов — Чаша жизни
Михаил Лермонтов — Еврейская мелодия
Михаил Лермонтов — Пленный рыцарь
Михаил Лермонтов — Война
Михаил Лермонтов — Мой дом
Михаил Лермонтов — Что толку жить!. . Без приключений
Михаил Лермонтов — Спор
Михаил Лермонтов — Сосед
Михаил Лермонтов — Сашка
Михаил Лермонтов — Не верь себе
Михаил Лермонтов — Крест на скале
Михаил Лермонтов — Земля и небо
Михаил Лермонтов — Боярин Орша
Михаил Лермонтов — Ангел смерти
Анализ стихотворений Лермонтова: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Учебное исследование стихотворения М.Ю. Лермонтова Валерик (прилагается образец выполнения работы).
Ничковской Кристины, 10 класс
Учебное исследование
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова. Стихотворение «Валерик»В стихотворении М.Ю.Лермонтова раскрываются проблемы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара. Эти проблемы близки каждому современному человеку.
Проблема:
Одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара.
Цель:
Изучение мотивов одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова для понимания мировоззрения поэта.
Задачи:
1.Выявить мотивы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова.
2. Рассмотреть тему неразделенной любви в стихотворении М.Ю.Лермонтова.
3. Определить невостребованность высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова.
4.Сделать вывод.
Основная часть
1.История создания стихотворения «Валерик»:
Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени. Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели поэта.
2.Тема стихотворения:
Тема жизни и смерти.
3.Основная идея стихотворения:
Показать людям не воинские подвиги, а то, что испытывает человек на войне, как война влияет на человека.
4.Проблемы, поднятые автором в стихотворении:
Одиночество, неразделенная любовь, невостребованность высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова.
5.Главные и второстепенные персонажи в стихотворении. Какова их роль в повествовании:
Главным героем стихотворения является герой-пересказчик, который пишет любовное послание женщине.
В нем он выражает свои мысли, чувства, воспоминания и наблюдения.Второстепенным героем стихотворения является рядовой участника битвы на реке Валерик, перенёсший все тяготы и лишения походного быта, которые волнуют автора.
6.Как проявляется мотив одиночества в стихотворении (аргументы из текста + комментарии):
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни М.Ю. Лермонтов был одинок. Поти во всех произведениях поэта лирический герой — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество - центральная тема поэзии М.Ю. Лермонтова. Не обошла стороной эта тема и стихотворения «Валерик». Герой стихотворения говорит о том, что его никто не понимает:
«И вам, конечно, все равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?»
7.Как проявляется мотив неразделённой любви в стихотворении (аргументы из текста + комментарии):
В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. Любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной:
«Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
но я вас помню…».
Мы видим, что любовь Лермонтову приносит не счастье, а грусть и страдание.
8.Как проявляется мотив невостребованности высокого поэтического дара в стихотворении (аргументы из текста + комментарии):
Реалистическая точность общей картины сражения, документальная достоверность каждой её детали были в ту пору в литературе о войне явлением необычайным. Лермонтов при помощи рядового участника битвы на речке «Валерик» в своем стихотворении порывает традиционную условность банальной поэзии, положив начало новому подходу к изображению человека на войне. Автор показывает всю точность и ужас смерти человека на войне:
«…На шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал.
В груди его едва чернели
Две ранки, кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась; взоры
Бродили страшно, он шептал:
«Спасите, братцы. Тащат в горы.
Постойте — ранен генерал…
Не слышат…» Долго он стонал,
Но всё слабей, и понемногу
Затих и душу отдал Богу.
На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые…
И тихо плакали…».
Заключение
О каких общечеловеческих ценностях говорит поэт? Какие уроки жизни можно извлечь из стихотворения Лермонтова?
Свой ответ аргументируйте.
Лермонтов своим стихотворением хотел показать, что не нужно маскировать свои чувства, чтобы в конечном итоге не считать их «игрой» и «ребячеством». Нужно ценить то, что мы живем в мирное время.
Тематическое направление (подчеркнуть):
Литература:
Самооценка:
5
Тема родины в творчестве Лермонтова М.
Ю. Стихи Лермонтова о родинеМихаил Юрьевич Лермонтов, безусловно, один из величайших русских поэтов, чье имя принесло в литературу нашей страны мировую литературу. По своей значимости он ставится в один ряд с такими великими гениями, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Основные периоды творчества поэта: романтический (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841). Тема Родины в творчестве Лермонтова проходит через все его творчество.
С середины 1830-х годов поэт начинает по-своему осваивать особое романтическое понимание исторического и социального процесса, формировавшееся в это время в европейской философской эстетике и историографии (А. В. Шлегель, Г. Ф. Гегель, Г. Г. Гервинус, И. Гердер и др.), а также в литературе России и Европы (Ф. Шиллер, И. Гёте, А. Бестужев, В. Скотт, Н. Полевой, К. Рылеев, ранний Гоголь и др.).
Связь времен и поколений
Как И.В. Гёте, художник должен чувствовать этот процесс как слияние прошлого и настоящего. По мнению Г.Г. Гервинус, творческая личность как участник должна стать бойцом «в армии судьбы». Судьба понимается как реализация вечных связей между будущим и прошлым в событиях настоящего.
Осознав себя в такой роли, Лермонтов встает на защиту человеческой личности. Чувствуя связь поколений и времен, Михаил Юрьевич в то же время переживает драматический перелом. Холодная действительность противопоставляется в сознании поэта героическому прошлому русского народа. Она препятствует подвигу, общественно значимому поступку, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, ставят их на новый этап нравственного и духовного самоосуществления и развития.
Личность-история-вечность
Противопоставляя прошлое настоящему, Лермонтов раскрывает во многих произведениях, по В.Ф. Егорова хочет исключить из формулы «личность-история-вечность» средний компонент. Протестуя против истории, Михаил Юрьевич видит свою задачу в обвинении современного поколения в бездействии и апатии (поэма «Дума») и напоминании о славном героическом прошлом народа («Бородино»).
Д. С. Мережковский развенчивает миф Соловьева о якобы «демонизме» Лермонтова. Он пишет, что иногда, читая современную литературу, невольно возникает мысль, что она исчерпала русскую действительность. Связь последних пятидесяти лет в области литературы и действительности, пишет автор, разрушена. Это нашло отражение в творчестве Лермонтова.
«Песнь о царе Иване Васильевиче»
«Песнь о царе Иване Васильевиче…» входит в единый эпический текст, созданный автором как некий сон, сон о легендарном славном прошлом, когда русские были «люди в действительности», способные на жертвенный, подвиг и подвиг во имя высокой цели, «вечного закона» бытия, побуждающего человека к таким подвигам. Они длятся недолго, но в памяти людей остаются навсегда, соединяя «миг» с «вечностью». Тема Родины в творчестве Лермонтова часто раскрывается в таких актах, которые, по мысли Михаила Юрьевича, являются позднейшими мифологическими легендами, являющимися для художника и писателя, как А.С. Пушкина, «счастливее» исторических воспоминаний.
Лирика нового типа
Лермонтов создал поэзию с новым типом лирики, соединяющей в непосредственном взаимодействии традицию, исторический и личный опыт, современную философскую мысль. В нем также синтезировались жажда земного счастья и интеллектуальная рефлексия, обобщение и личные страсти и переживания, священное, метафизическое слово и обыденная речь.
Лермонтов опирался на все существенные философские концепции о личности и человеке (Кант, Г.В. Гегель, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте и др.), но не отдавал предпочтения ни одному из них. Его поэтическая мысль превратилась в инструмент самопознания и познания окружающего мира, преодолевая ограниченность рационализма и субъективизма философской мысли, присущие современному романтизму, устраняя дисгармонию современной действительности, устремляясь к поиску подлинных духовных ценностей.
М.Ю. Лермонтов, обнажая трагическое положение современной России и мыслящей личности в нашем государстве, постоянно искал различные возможности возвращения человека к национальному целому, к народу, к коллективу, к Богу. В результате этого поэт, усвоив и обобщив достижения русской и мировой поэтической мысли, открыл перспективы развития нового направления — символистской поэзии рубежа XIX-XX веков, а также поэзии будущего вообще.
Тема Родины в поэзии Лермонтова раскрылась в сложный переходный период. С силой и выразительностью Лермонтов воплотил мир переживаний и представлений духовно развитой личности современной ему переходной эпохи. Сформировавшись как поэт в пограничный период разрастания феодально-крепостнического строя и неуверенности в завтрашнем дне, он мощно выразил это промежуточное состояние души, разорвав сковывающие его оковы старых понятий, но не найдя новые основы.
М.Ю. Лермонтов. Родина: тема и идея
Тема Родины в творчестве Лермонтова, взаимоотношения личности и государства, заставили Михаила Юрьевича обратиться к постановке острых этических и социально-философских проблем. В то же время оно было неполным, так как человек в концепции поэта был не совокупностью отношений в обществе, а индивидуумом, рассматриваемым с точки зрения общечеловеческой природы.
«Мысль»
Личность проявляется у Лермонтова в противостоянии всему миру, действенном, но часто опасном, отрицании всего, что сковывало свободу высоких устремлений. В то же время поэт обращался к своим современникам. В стихотворении «Дума», написанном в 1838 году, грустная мысль о поколении, обреченном пройти по жизни, не оставив следа в истории, заменяет его юношескую мечту о романтическом подвиге.
Лермонтов считал себя обязанным сказать современникам правду о плачевном положении, в котором находились их совесть и дух. По словам Михаила Юрьевича, это было безропотное, безвольное, трусливое поколение, жившее без малейшей надежды на будущее. Таков был подвиг поэта, может быть, более трудный, чем готовность во имя своей страны и ее свободы умереть на эшафоте. Поскольку не только враги Лермонтова, но даже те, кому он сообщал эту скорбную правду, обвиняли Михаила Юрьевича в клевете на современное ему общество. И только ВГ. Белинский с его феноменальной проницательностью сумел увидеть лермонтовскую веру в честь и достоинство человеческой жизни в «холодном и незлобном» отношении к жизни.
Подвиг за Родину
Михаил Юрьевич не хотел и не мог скрывать своих мыслей. Все стихи, драмы, поэмы и трагедии, созданные его пером за тринадцать лет напряженной творческой работы, поистине являются подвигом во имя Родины и свободы. Тема Родины в творчестве Лермонтова отражена не только в прославлении русской победы в поэме «Бородино», в известных строках «Я люблю отечество свое…», но и во многих произведениях, не явно относятся к свободе или Родине, но о назначении поэта, судьбе поколения, бессмысленном кровопролитии, одиноком узнике, пустоте жизни, изгнании. Вспоминая современное поколение о героическом прошлом народа («Песня о царе Иване Васильевиче», «Бородино»), он выражал веру в творческий, героический потенциал человека, способного преодолеть трагедию будущего, истории и настоящего положения. . Любовь к Родине у Лермонтова была активной, деятельной.
Герой Лермонтова в поэме «От Андрея Шенье» размышляет о необходимости общественного действия, в произведениях «10 июля 1830 года» и «30 июля (Париж) 1830 года» стремится участвовать в революционных боях и приветствует их участников , в поэме «Предсказание» его привлекают картины восстания.
Родина в ранней лирике
В героях ранней поэзии — Байроне и Наполеоне — Михаил Юрьевич воспевает и общественное дело. Однако его взгляды на революционные потрясения, как и у героя волевого действия Наполеона, противоречивы. Лермонтов пишет, что наступит роковой год, когда монархия будет свергнута, народ разлюбит царя и «пищей многих будет смерть и кровь». Описываемая картина — результат восстания в государстве — мрачна и не похожа на то счастливое время, которое искал герой. Это апофеоз хаоса, разрушения, нечеловеческих страданий.
«Предсказание»
В стихотворении «Предсказание», написанном 16-летним поэтом в 1830 году, Лермонтов пророчествует о неотвратимой катастрофе и печальных последствиях таких событий. Он изображает страшную фигуру палача в черном плаще. Это метафора образа непроглядной тьмы, видимой уже сейчас из-за туч и дыма века.
Уже в ранних своих стихах Лермонтов выражает неверие в людей и жизнь, отчаяние. Позже, преодолевая влечение музы Байрона, он пытается найти опору своим идеалам в самой реальности. Тема Родины у Лермонтова начинает звучать иначе. Он описывает любовь к родному краю (вспомним, например, анализ стихотворения «Родина» Лермонтова), чувство слияния с природой, переходящее в переживание гармонии со всем мирозданием («Когда желтое поле» волновался).
«Бородино»
Тема Родины в творчестве Лермонтова раскрыта в знаменитой поэме «Бородино». Это произведение было опубликовано в «Современнике» в 1837 году. История создания поэмы берет свое начало с ранней романтической поэмы «Бородинское поле». Лермонтов во многом изменил оригинальное произведение. Место неизвестного говорящего, свободолюбивого, однако, в своей свободе абстракции, занял «дядюшка» — вполне прозаический рассказчик, как показывает анализ стиха. Родина Лермонтова выглядит более реалистично, потому что из текста убраны некоторые пафосные стандартные детали, не соответствующие реальности событий. Например, непогоду, романтическую бурю, якобы случившуюся накануне боя, заменили на ясную осеннюю ночь, что соответствовало действительности. Это было не просто выяснением факта, такое прослеживание действительности свидетельствовало о зрелости творческого дара Лермонтова. Поэтому «Бородино» становится одним из самых реалистичных шедевров Михаила Юрьевича «Завещание», «Родина» и «Валерик».
Смена жанра
Стихи Лермонтова на «Родине» коренным образом меняют свой жанр. Дидактика спора ранних «Бородинских полей» уступила место естественной, иронической дидактике нарочито простого и ясного повествования. Произведение «Бородино» — это роман. Скорее это дидактический роман, в котором батальные сцены обращены в своей полемике к косному, вялому, апатичному, по мнению поэта, настоящему. Белинский интерпретировал Бородино как двухчастное произведение, в котором на первом плане повествование о старом воине, реалистическое изображение батальных сцен, его панорамы, а на втором — горечь упрека, противопоставление прошлого и прошлого. присутствующих, осуждение которых еще сильнее выразилось в поэме «Дума».
Тема Родины в творчестве Лермонтова неразрывно связана с понятием народа и народа. Белинский отмечал, что Лермонтов проникся духом народа, слился с ним. Отметим еще раз, что делал поэт в период безвременья. В эти годы особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии государства и его будущем. В Михаиле Юрьевиче патриотическое чувство зародилось очень рано и впоследствии стало самым главным. Будучи пятнадцатилетним мальчиком, М.Ю. Лермонтов, тему Родины, которая проходит через все его творчество, писал: «Я люблю свою Родину и более многих» (стихотворение «Я видел тень блаженства…»).
Новый лирический герой
После 1837 года лирический герой заметно меняется: он начинает ощущать равенство с другими людьми, отходит от демонизма. Определяя себя жертвой времени, он признает себя его представителем. Появляется интерес к жизни и другим людям, даже духовный, внутреннее единение с ними, иногда переходящее в перевоплощение в солдата или заключенного («Сосед», «Сосед», «Пленник», «Плененный рыцарь»). При таком подходе перед героем открываются новые возможности.