М. Ю. Лермонтов «Стихотворения. Мцыри. Демон. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
загрузка списка…
Содержание:
| |||
|
Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) (Мцыри Лермонтов)
Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветет она и благоденствует, «не опасался врагов, За гранью дружеских штыков».
«Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря.
Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторбе время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.
Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, еще отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается — на восток, на восток, на восток. Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.
Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка—а вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни…
НАБОКВ-Л пост 0016932, Пн, 18 авг 2008 14:13:31 +0400
Ответ RE VN, Agression, Georga
от
Алексей Скляренко
Дата
Body
Charles Licol: Am I. Permory in Permoring, что. В.Н. написал стихотворение, представляя там свою смерть при подобных обстоятельствах?
Дорогой Чаз,
Вы, наверное, имеете в виду стихотворение Лермонтова «Сон» («В полдень зной, в долине Дагестанской…» 1841). Она была переведена В. Н. и включена в «Три русских поэта» (1945) и позднее в Предисловии к переводу В.Н. (1958) в соавторстве с Д.Н. Лермонтова «Герой нашего времени» (1841), где он анализируется как «тройной сон» (сон в сновидении внутри мечтать).
Добавлю, что в своей статье «Ада как тройной сон» («Набоковец» № 53) я цитирую это стихотворение и утверждаю, что роман Набокова — тоже тройной сон. В другой статье «Отцы и дети в Аде» («Набоковец № 54») я утверждаю, что Ада была отчасти вдохновлена знаменитой поэмой Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» («На холмах лежит мрак ночной). Грузии; / Арагва гремит предо мною…» 1829 г.
Ниже приведены две анаграммы, которые кажутся уместными, связанные с двумя грузинскими реками и грузинской столицей:
АРАГВА + КУРА (две реки, текущие в Грузии, которые были воспеты русскими поэтами*) + Г (буква, называемая глаголь, «виселица», в старорусском алфавите) = КУРВА (блудница; словосочетание курва Москва в стихотворении Мандельштама «Нет, не спрятаться мне от великой муры…»** неверно переведено Лоуэллом; ср. юными садовниками в одежде грузинских соплеменников в Аде: 1.2) + ГАГАРА (гагара, птица Гавия; ср. Юрий Гагарин, 1934-68, первый космонавт; обратите внимание, что имя Юрий является формой имени Георгий, Георгий)
КОРОЛЬ ВИКТОР + ТБИЛИСИ + ЭРОТИКА + НАС = ВИКИНГ + КЛИТОР + СОИТ + ТИБР (Король Виктор — персонаж Ады, правительницы Антитерранского Соединенного Королевства; помимо Английские значения местоимения «нас» и аббревиатуры США, нас (произносится как по-немецки Fuss) по-русски означает «усы, волосы»; Тибр — река в Италии, протекающая через Рим)
*ср. Лермонтов, начало Мцыри (по перефразированию В.Н. в Говори, Памяти, стр. 128 издания Пингвина): «точка, где сходятся и текут / В сестринских объятьях прекрасная / Арагва и Курах»
**Нет, мне не спрятаться от великого бреда
Алексей Скляренко
Поиск в архиве с Google:
http://www.google.com/advanced_search?q=site:listserv.ucsb.edu&HL=en
Связаться с редакторами: mailto:[email protected],[email protected]
Посетите Zembla: http://www.libraries.psu.edu/nabokov/zembla.htm
Посмотреть политики Nabokv-L: http://web.utk.edu/~sblackwe/EDNote.htm
Посетите «Онлайн-журнал Набокова»: http://www.nabokovonline.com
Управление вариантами подписки: http://listserv.ucsb.edu/
Приложение
Мцыри как романтический герой. Поэма Лермонтова «Мцыри»
В поэме Лермонтова «Мцыри» в качестве романтического героя показан юноша, бежавший из монастыря. В своем творчестве автор развивает идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич почти полностью исключил из своего творения историю любви, сыгравшую большую роль в его поэме «Исповедь». Этот мотив в «Мцыри» отразился лишь в мимолетной встрече главного героя с грузином, произошедшей у горного ручья.
Преодолев порыв молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В стихотворении патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич не разделяет этих понятий. В его творчестве в «пламенной страсти» сливаются стремление к воле и любовь к Отечеству. Мцыри очень привлекателен как романтический герой. В план анализа этого персонажа следует включить его отношение к монастырю. Мы сейчас поговорим об этом.
Отношение Мцыри к монастырю
Монастырь для нашего героя — тюрьма. Камеры кажутся ему душными, а стены глухими и сумрачными. Стражи-монахи кажутся главному герою жалкими и трусливыми, а сам он заключенным и рабом. Порыв к свободе определяется его желанием узнать, для чего мы рождены, «для воли или тюрьмы». Для юноши предстоит несколько дней, проведенных в миру после побега из монастыря. За глухими стенами он жил полноценной жизнью, а не прозябал. На этот раз герой называет блаженством. Именно в дни, проведенные на свободе, полностью раскрывается образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.
Патриотизм главного героя
Наименее свободолюбивый патриотизм главного героя схож с любовью к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри по ним скучает. Он искренне любит свою Родину, хочет бороться за ее свободу. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремления главного героя до конца, но в намеках они вполне ощутимы. Знакомых и отца юноша помнит в основном как воинов. Этот герой не случайно видит битву, в которой оказывается победителем. Недаром в мир сражений и бед влекут его мечты.
Характер главного героя
Мцыри как романтический герой показан смелым и смелым. Сам он убежден, что «на краю отцов» мог оказаться кто-то из «смельчаков». И хотя не суждено было познать экстаз битвы с этим героем, он по характеру своего персонажа настоящий воин. С юности Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезы на волю, так как их никто не видит. Воля главного героя сдерживалась одиночеством в монастырских стенах. Не случайно именно в бурную ночь Мцыри решился на побег: пугливые монахи испугались загула стихии, но не этот юноша. К грозе у него было только чувство братства.
Стойкость и мужественность юноши
Стойкость и мужество Мцыри с наибольшей силой проявляет себя в эпизоде битвы с барсом. Могила его не испугала, ибо он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Трагический авторский финал показывает, что дух героя не ослабевает от приближения смерти. Его свободолюбивый патриотизм не исчезает перед ее лицом. Мцыри не вынуждают покаяться в увещаниях монаха. Он говорит, что снова променял бы вечность и рай на несколько минут, проведенных среди его родственников. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства не удалось преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой тщетно пытался спорить со своей судьбой. Он был побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри – положительный герой русской литературы. Его принципиальность, отвага, отвага были упреком малоподвижным и робким представителям дворянского общества, современным Лермонтовым.
Роль пейзажа в раскрытии характера
Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы «Мцыри». Как романтический герой, презирающий окружающую среду, он чувствует родство только с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листом. Вырвавшись на волю, он поднимает голову с цветами на восходе солнца. Будучи дитя природы, Мцыри падает на землю и, подобно герою сказок, познает тайну щебетания птиц, тайны их песен. Ему понятна мысль о жажде встречи разрозненных скал, спора с камнями ручья. Он обостряет глаза юноши: он замечает, как серебрится шерсть барса, блестит блеск змеи, видит бледную полосу между землей и небом и клыки далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог видеть полет ангелов.
Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова
Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. На это указывает, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенной страсти Мцыри как романтический герой, одинокий и угрюмый, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это характерно для романтизма. Тем не менее Лермонтов, написавший свою поэму в годы, когда он работал над реалистическим произведением «Герой нашего времени», в «Мцыри» внес черты, не свойственные его более ранним стихам. Действительно, прошлое героев «Боярина Орша» и «Исповеди» остается нам неизвестным. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на формирование их характеров. А в произведении «Мцыри» мы находим строки о том, что детство и юность главного героя были несчастливыми. Это помогает нам лучше понять его мысли и переживания. Следует отметить, что форма исповеди, столь характерная для стихов в стиле романтизма, связана со стремлением «рассказать душу», то есть максимально раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создал одновременно и социальный, и психологический роман.
Очень выразительно сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, характерной для реализма. Стихотворение начинается строками: «Когда-то русский генерал…» Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова все отчетливее стали проявляться реалистические тенденции.
Новаторство Лермонтова
Итак, мы открыли тему «Мцыри как романтический герой». Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и пушкинских традиций. Однако он внес новое в развитие русской художественной выразительности.