Лермонтов М. «Герой нашего времени» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич, родился в 1814г, умер в 1841г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Выдающийся литературный деятель своего времени. Творчество оказало большое влияние на литературу, живопись, театр, музыку второй половины XIX и части XX вв. Наиболее известные произведения – «Герой нашего времени», «Мцыри», «Бородино», «Смерть поэта», «Парус, «Демон» и множество других.
Название: «Герой нашего времени»
Жанр произведения: социально-психологический роман.
Тема произведения: Трагедия незаурядной личности
Число страниц: 423
Годы написания романа «Герой нашего времени» — ориентировочно 1838-1840. Впервые издан в 1840 году. Расцвет литературной славы Лермонтова и его светской жизни. В России правит император Николай I.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Печорин – русский офицер, сквозной герой романа. Один из самых противоречивых персонажей в русской литературе, нарицательное имя. Умный, тонкий, но эгоистичный, проницательный, эмоционально холодный. Ищет свое место в обществе, в мире, чувствует себя везде чужеродным. Склонен к постоянному анализу. «…я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра… Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума»
- Максим Максимыч – штабс-капитан немолодого возраста. Выступает в роли рассказчика, свидетеля событий. Искренний, честный, великодушный, ответственный, добрый. Обидчивый, скромный. Одинок, семьи нет. «Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, — так теперь уж, знаете, и не к лицу…»
- Грушницкий – товарищ Печорина по службе. По замыслу автора, зеркально отражает недостатки героя. Пустой, слабовольный, эгоистичный. Тщеславен, любит быть в центре внимания, большой франт. Амбициозен, стремится, чтобы его оценили по достоинству. «…сколько надежд придали мне эти эполеты… О, эполеты, эполеты! ваши звёздочки, путеводительные звёздочки… Нет! я теперь совершенно счастлив…»
Героев романа трудно однозначно классифицировать как положительных и отрицательных, кроме, разве что, Максим Максимыча.
Время и место действия романа «Герой нашего времени» — Россия, первая половина XIX века. Действие происходит в крепости на Северном Кавказе, во Владикавказе, в Тамани, в Пятигорске и Кисловодске.
Краткое содержание романа «Герой нашего времени»
Роман состоит из нескольких частей, объединенных сквозным персонажем – Григорием Печориным. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, затем он раскрывается перед читателем в дневниковых записях.
- «Бэла». Повествователь – Максим Максимыч, он рассказывает историю автору. Молодой офицер Печорин, служивший с ним на Кавказе, знакомится на местной свадьбе с красавицей Бэлой. Он сговаривается с ее младшим братом, и тот похищает девушку, за что получает возможность увести коня черкеса Казбича. Вскоре Бэла влюбляется в Печорина, но ему делается скучно рядом с ней, он тяготится ее преданностью. Казбич, влюбленный в Бэлу, крадет ее из крепости и смертельно ранит при погоне. Спустя несколько дней Бэла умирает на руках у Печорина.
- «Максим Максимыч». Встреча Печорина и Максим Максимыча в дорожной гостинице. От лица автора. Максим Максимыч ради предвкушает встречу, но Печорин всячески избегает его. Наконец они встречаются, но Печорин явно тяготится общением и стремится его закончить. С дневником (журналом) Печорина, который Максим Максимыч сберег, он разрешает сделать все, что тому заблагорассудится. Так дневник попадает к автору, и следующие части – это уже записи из «журнала» Печорина. Сам герой погибает на обратном пути из Персии.
- «Тамань». В приморском городе Тамань Печорин останавливается в бедной хате, где живут глухая старуха и слепой мальчик-сирота. Он замечает, что вокруг, очевидно, действуют контрабандисты, а слепой мальчик и красавица, дочка старухи им помогают. Печорин грозит донести о них коменданту. Внезапно девушка приглашает его ночью встретиться на берегу. Сам не понимая, как, он отплывает в лодке с девушкой в открытое море, где завязывается борьба. Ему удается сбросить девушку с лодки и утопить. Вернувшись домой, Печорин обнаруживает, что его обокрали и утром уезжает из Тамани.
- «Княжна Мери». Печорин приезжает в Пятигорск на лечебные воды, где встречает давнего приятеля Грушницкого и знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Грушницкий увлечен Мери и чувствует взаимность. У Печорина возникает чувство соперничества, и он направляет усилия на привлечение внимания Мери. Одновременно он вступает в связь с давней возлюбленной Верой, замужней дамой, также случайно встреченной в Пятигорске. Общаясь с Мери, он хочет отвести от себя подозрения ее мужа.
Возмущенный Грушницкий вызывает соперника на дуэль и погибает. Вера сообщает в письме Печорину, что во всем призналась мужу, и ее жизнь разрушена. Печорин едет к Мери и говорит, что просто смеялся над нею. По подозрению в дуэли Печорин сослан в крепость, где и знакомится с Максим Максимычем. - «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу.Играя в карты в компании, он участвует в споре о судьбе человека, которая, по поверью, предопределена на небесах. Поручик Вулич предлагает ему пари, действительно ли каждому назначена роковая минута. Вулич стреляет в себя из пистолета, но происходит осечка, хотя пистолет заряжен боевыми патронами. Он выигрывает пари, чему Печорин искренне удивлен, он был уверен, что поручик должен умереть. К утру Печорин узнает, что Вулича зарубил насмерть пьяный казак. Он участвует в аресте казака и сам рискует жизнью, но пуля проходит мимо. В крепости Печорин рассказывает максим Максимычу эту историю.
Главная мысль романа «Герой нашего времени».
Молодой дворянин не видит реального приложения своих сил, как душевных, так и физических. Ему всюду скучно, все кажется ему бессмысленным. От этого страдают окружающие его люди, он губит тех, кто доверился ему. Сам Лермонтов характеризует героя, как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»
Отзыв о романе «Герой нашего времени».
Роман динамичен, он легко читается, наполнен яркими описаниями и насыщенными диалогами. Это точный психологический портрет скучающего молодого человека, которому нигде нет места, но он не делает ничего, чтобы это место найти. Полное отсутствие созидательного начала и жизненной цели приводит к тому, что Печорин приносит беды как себе, так и другим. Каждая из частей романа говорит об этом: Печорин либо косвенный, либо прямой виновник гибели и несчастья людей, и даже искренне привязанный к нему Максим Максимыч расстается в ним в глубокой, незаслуженной обиде. При этом Печорин образован, умен, привлекателен внешне, он не имеет никаких преград к достойной жизни. Благодаря поэтичному, точному, эмоциональному языку роман всегда остается актуальным, близким читателю, а образ Печорина – нарицательным.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего в романе «Герой нашего времени» мне запомнилась беседа Печорина с Грушницким о княжне Мери. Это ироничная сцена типично мужского диалога о женщине, в которой показано, как хорошо Печорин разбирается в людях и как жестоко судит о них. Даже видя, что товарищ всерьез влюблен в Мери, он безжалостен к нему и характеризует ее со всей неприглядностью как кокетку, над которой нужно обрести власть, которая хочет, чтобы ее забавляли. Печорин предвкушает интересную «забаву», когда Грушницкий будет доверять ему свои чувства. Мне кажется, что эта сцена служит отличной характеристикой многих отрицательных качеству Печорина.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Горец – житель горной местности
- Йок – нет (тюрк.)
- Казенный – принадлежащий государству
- Кунак – приятель
- Тройка – упряжка лошадей
- Чинара – дерево вида платановых
- Эполеты – наплечные знаки различия на военной форме
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка!
- «…привычка – вторая натура…»
- «…чтоб воздержаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства…»
- «…мирный круг честных контрабандистов…»
- «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!..»
- «О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..»
- «Женщины, женщины! Кто их поймет!»
- «Зло порождает зло…»
- «Плохое дело в чужом пиру похмелье!»
- «Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу?. .»
Другие читательские дневники вы найдете здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь
«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Повесть «Тамань»: YouTube/КорнетъБолее 180 лет назад вышел в свет лирико-психологический роман «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения поможет понять сюжетные коллизии и раскрыть образ ключевого персонажа. Анализ раскроет авторский замысел, тему и основной конфликт произведения. Расскажем о романе подробнее.
«Герой нашего времени»: краткое содержание
Роман «Герой нашего времени», читать который рекомендуют школьникам на уроках литературы, — произведение многоплановое. Оно продолжает тему так называемых лишних людей, характерную для русской литературы 40–50-х годов XIX века.
Роман имеет нелинейную структуру повествования. Понять произведение можно, изучив его краткое содержание:
«Бэла»
Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бэла». В ней рассказчик знакомится со штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.
Этот персонаж, в свою очередь, повествует о главном герое романа — прапорщике Печорине, с которым ему довелось служить в одной из крепостей на Кавказе. Максим Максимыч характеризует Печорина как «славного малого», которого сослали на Кавказ после какой-то неприятной истории.
Однажды Максим Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Бэлу — младшую дочь-красавицу хозяина. Среди приглашенных был Казбич — черкес, которого сын хозяина уговаривал продать коня за любые деньги. Даже предлагал помощь в краже сестры.
Казбич наотрез отказался расставаться с конем. Тогда Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик мог выкрасть коня. Взамен на свои услуги потребовал Бэлу.
Мальчик привез сестру в крепость, украл коня и исчез навсегда, опасаясь мести Казбича. Печорин держал девушку взаперти, пытался добиться ее внимания подарками и приятными словами.
Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.
Однажды Казбич похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и убежал. Бэла умерла на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.
«Максим Максимыч»
Описывая краткое содержание романа, следует упомянуть главу, которая самостоятельного значения не имеет, но помогает автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет узнать историю еще одного персонажа.
Действие происходит в придорожной гостинице, где рассказчик вновь встречает Максима Максимыча. Они узнают, что здесь же по пути в Персию остановился Печорин. Максим Максимыч с радостью ожидает встречи со старым приятелем, но тот не приходит ни вечером, ни ночью.
Когда же Печорин появился, он вел себя холодно:
- Вначале сказал, что торопится уезжать.
- На предложение Максима Максимыча остаться подольше ответил отказом.
- На вопрос, что делать с дневником, который тот хранил много лет, Печорин ответил, что ему все равно.
Огорченный таким поведением героя, Максим Максимыч отдал дневник рассказчику.
«Тамань»
Глава повествует о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался во время служебной поездки. Он остановился на берегу в доме, где жила старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, как мальчик отправляется на берег, и последовал за ним.
Он увидел, как мальчик и незнакомая девушка помогают выгрузить груз с лодки на берег. Утром Печорин познакомился с девушкой и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она вечером пригласила его на свидание и попыталась столкнуть с лодки в море. Герой удержался и столкнул девушку.
Позже он вернулся на место, где встретил контрабандистов впервые, и увидел, как девушка с мужчиной отплывают на лодке, оставив на берегу слепого мальчика. Печорин впоследствии жалел, что нарушил привычный уклад контрабандистов.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGC«Княжна Мери»
Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Краткое содержание произведения продолжает глава, написанная в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.
Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также в Пятигорске находится юнкер Грушницкий — старый знакомый героя. Последний старается добиться внимания Мери. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, чем вызывает интерес у семейства.
Далее события развиваются быстро:
- Однажды Печорин узнает, что у Лиговских гостит дальняя родственница. Ею оказывается Вера — его бывшая возлюбленная.
- После встречи между ними вновь пробегает искра.
- По предложению Веры Печорин чаще бывает у Лиговских, ухаживая для отвода глаз за Мери. Этим он вызывает ревность Грушницкого.
Последний начал распускать слухи о Печорине и Мери, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого в пистолете Печорина не должно было быть патронов. Но герой узнал о задумке и изменил правила дуэли, предложив стреляться на краю пропасти, чтобы не осталось шансов выжить.
Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Начальство, получив информацию о происшествии, перевело его на Кавказ в крепость, где герой познакомился с Максимом Максимычем.
«Фаталист»
Действие главы происходит в одной из казачьих станиц, куда судьба забросила Печорина. Во время одного из вечеров зашел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел у него маску смерти на лице. Вулич взял первый попавшийся пистолет и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии курка пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.
Офицеры разошлись, а на утро Печорин узнал, что одного из офицеров зарубил пьяный казак. Покойным оказался Вулич. Казак заперся в хате и угрожал. Только Печорину хватило смелости проникнуть в дом. Он хотел, как и Вулич, испытать судьбу. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.
Этот случай заставил Печорина долго размышлять, является ли он фаталистом.
Кадр из фильма «Герой нашего времени»: UGCЧитайте также: «Шинель»: краткое содержание и анализ произведения
«Герой нашего времени»: анализ произведения
Роман оказался эпохальным произведением. Критики увидели в нем продолжение традиций Пушкина, а Белинский окрестил главного героя романа Лермонтова «Онегиным нашего времени».
Вот какие особенности произведения выделяют литературоведы:
Замысел и история создания романа «Герой нашего времени»
Исследователи творчества Лермонтова полагают, что замысел у писателя родился еще в 1836 году при жизни Пушкина.
Лермонтов намеревался представить героя своего поколения, подобного тому, что изобразил Пушкин. Не удивительно, что фамилию персонажу он выбрал по названию бурной реки Печоры. Этим он хотел подчеркнуть и преемственность, и отличие персонажа от пушкинского Онегина. Онега — спокойная равнинная река, которая географически южнее, чем Печора. После смерти Пушкина Лермонтов поехал служить на Кавказ, где определился с образами и локациями, которые описаны в произведении.
К написанию текста писатель приступил в 1838 году, издавая отдельные повести. Первой увидела свет «Бэла» (1839), а за ней — «Фаталист» (1839). Хронологически их содержание — это середина повествования. «Тамань» — первая по хронологии повествования глава романа — была издана в 1840 году.
«Герой нашего времени»: тема и конфликт произведения
Лермонтов продолжил тему лишних людей — особого типа литературных героев, которые сформировались в 40–50-х годах XIX века. Это люди дворянского происхождения, которые не смогли реализовать свои таланты в общественно полезной деятельности и боролись со скукой, проводя время за азартными играми, устраивая дуэли или бросая вызов нормам общественной морали.
Так, Печорин без зазрения совести разрушает семью князя, пригласившего его на свадьбу дочери. В результате его действий сын князя сбежал, а младшую дочь Бэлу обесчестил Печорин, а затем убил Казбич.
В Пятигорске герой возобновляет отношения с Верой, которая к тому времени замужняя женщина, и нарушает устоявшиеся социальные нормы светского общества по отношению к Мери. При этом он не сожалеет о том, как поступил с Мери или Бэлой, но ему жаль, что потревожил «честных контрабандистов».
«Герой нашего времени»: особенности композиции и жанр
Повествование романа построено так, что читатель узнает героя как из рассказов людей, которые с ним знакомы, так и по материалам его записей. Главы романа расположены не в хронологическом порядке. Поэтому читатель вначале узнает о событиях в крепости на Кавказе, где Печорин организовал похищение Бэлы, а затем о том, в результате каких перипетий судьбы он оказался на Кавказе.
Критики называют роман лирико-психологическим. Он сочетает в себе тему лишнего человека, характерную для русской литературы, с элементами западноевропейского романтизма.
Главный герой романа «Герой нашего времени»
После публикации романа критики разошлись во мнениях. Те, кто придерживался славянофильской ориентации, заявляли, что герои нашего времени, подобные Печорину, не характерны для русского общества. Они лишь порождение вредных влияний Запада.
Другие считали, что совершенно иную идею закладывал Лермонтов. «Герой нашего времени», по мнению Белинского, описывает трагедию поколения николаевской эпохи:
- Молодые люди выросли в эпоху серьезных ограничений.
- Им было сложно вписаться в жесткие социальные рамки. Поэтому они нарушали общественные нормы и вели себя вызывающе.
Печорин — спорная личность. Ему не нравятся общественные устои и своим вызывающим поведением он всячески показывает это. Он не в состоянии построить нормальные отношения. Холоден с Максимом Максимычем, Мери и Бэлой, которые проявляли к нему теплые чувства. Вызывает ревность Грушницкого, точно зная, что тот влюблен в Мери.
Интересно, что Печорину не нравятся нормы общества, к которому он принадлежит, но он, не задумываясь, участвует в колониальной войне, развязанной этим обществом.
«Герой нашего времени» — эпохальное произведение. С ним стоит познакомиться, чтобы узнать больше об особенностях жизни целого поколения людей, которые чувствовали себя лишними в обществе, но не могли изменить ситуацию.
Читайте также: «Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1848407-geroj-nasego-vremeni-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
Герой нашего времени Михаил Лермонтов | Используется | 9781847495761
- Дом
- Художественная литература
- Классическая художественная литература
Отзывы:
Trustpilot
£4. 49
New RRP £7.99
Condition — Like New
Only 1 left
Like NewVery Good
Series Evergreens
Summary
Part of Alma Classics Evergreens series, this издание включает княгиню Лиговскую
Герой нашего времени Краткое содержание
Герой нашего времени Михаила Лермонтова
Путешествуя по дикой гористой местности Кавказа, рассказчик «Героя нашего времени» случайно встречает ветерана-солдата и сказочника Максима Максимыча, который рассказывает ему о сомнительных подвигах своего бывшего товарища Печорина. Участвуя в различных актах дуэлей, контрабанды, похищения и обольщения, Печорин, архетипический байронический антигерой, сочетает цинизм и высокомерие с меланхолией и чувствительностью. Вызвавшее бурю негодования в России, когда оно было впервые опубликовано в 1840 году, блестящее, оригинальное исследование Лермонтова о современном обществе и нигилистическом аспекте романтизма, сопровождаемое здесь неоконченным романом «Княжна Лиговская», остается неотразимой и по сей день.
О Михаиле Лермонтове
Солдат русской армии, дислоцированной на Кавказе, Михаил Лермонтов (1814-41) стал очень известным и влиятельным поэтом-романтиком. Его жизнь оборвалась на дуэли с сослуживцем.
Additional information
Sku
GOR012481925
ISBN 13
9781847495761
ISBN 10
1847495761
Title
A Hero of Our Time by Mikhail Lermontov
Author
Михаил Лермонтов
Серия
Вечнозеленые растения
Состояние
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — НАДОВЫЙ
Тип привязки
Мягкая обложка
Publisher
ALMA Books Ltd
Год. примечание
Изображение книги предназначено только для иллюстративных целей, фактический переплет, обложка или издание могут отличаться.
Примечание
Книга прочитана, но выглядит новой. Обложка книги не имеет видимых следов износа, суперобложка прилагается, если применимо. Никаких отсутствующих или поврежденных страниц, никаких разрывов, возможных минимальных складок, никакого подчеркивания или выделения текста, а также никаких надписей на полях
Обзоры покупателей — герой нашего времени
Trustpilot
Wob продает подержанные книги в Интернете более чем 190 странах мира.
Вы можете связаться с нами через Facebook, Twitter, Instagram или через наш блог.
Trustpilot
Михаил Лермонтов – Герой нашего времени
«Я был готов любить весь мир, но меня никто не понял, и я научился ненавидеть».
Кристина Робертсон, великие княжны Ольга и Александра, дочери Николая I, 1840 г.
Я впервые прочитал увлекательный роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» несколько лет назад, и он мне очень понравился, и я получил огромное удовольствие. читая его, особенно часть под названием «Принцесса Мэри». Главный герой, молодой человек по имени Печорин, очень остроумен, и его комментарии и замечания о мире, любви, людях вокруг него очень забавны, и я могу с ним в какой-то степени согласиться. Я буквально смеялся, пока читал, некоторые диалоги просто истерические.
Лермонтов написал роман в 1839 году, а опубликован он был в 1840 году. Через год Лермонтова не стало. В возрасте двадцати семи лет. Как романтично!? Умереть на дуэли в таком возрасте. Роман разделен на пять частей, не в хронологическом порядке, и часть, которую я больше всего люблю, называется «Княжна Мери» из дневника Печорина и начинается с его приезда в Пятигорск одним прекрасным днем в начале мая. Начинается она лирическим описанием природы Кавказа и ее воздействия на душевное и душевное состояние Печорина: «901:21 ВЧЕРА Я прибыл в Пятигорск. Я нанял квартиру в самом конце города, в самой высокой части, у подножия горы Машук: во время бури тучи сойдут на крышу моего жилища. Сегодня утром, в пять часов, когда я открыл окно, комната наполнилась благоуханием цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущей черемухи заглядывают в мое окно, и ветерок то и дело осыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид, открывающийся моему взору с трех сторон, прекрасен (….) Чувство, близкое к восторгу, разливается по всем венам моим. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце яркое, небо голубое — чего еще можно желать? Какая нужда в таком месте, как это, в страстях, желаниях, сожалениях?
»Григорий Гагарин, Бал, 1832
Но очень быстро Печорин выходит в свет и читатель знакомится с другими персонажами, о которых Печорин пишет откровенно; фальшиво-сентиментальный кавалер Грушницкий, молодой, красивый и неглубокий в эмоциях. Вот как описывает его Печорин: « он ничего не знает о людях и их слабостях, потому что всю свою жизнь никем, кроме самого себя, не интересовался. Его цель состоит в том, чтобы сделать себя героем романа. Он так часто пытался убедить других, что он существо, созданное не для этого мира и обреченное на какие-то таинственные страдания, что почти убедил себя, что таковым он и является на самом деле. Отсюда гордость, с которой он носит свою толстую солдатскую шинель. Я видел его насквозь, и он не любит меня по этой причине, хотя внешне мы находимся в самых дружеских отношениях.
Карл Брюллов, Всадница, 1832
Лишний человек — русский вариант байронического героя; Лермонтов даже упоминает лорда Байрона в своих стихах и на протяжении всего романа.
Подобно байроническому герою, лишний человек полон противоречий; он чувствует превосходство над своим окружением, но он ничего не делает, чтобы использовать свои таланты и интеллект с пользой, он проницателен и имеет глубокие эмоции, но поверхностность и поверхностность общества вынуждают его скрывать эти более глубокие чувства, потому что мир их не понимает . Склонный к саморазрушению, страдающий от скуки и обладающий чувством, что жизнь в своей основе не имеет реального смысла; все это толкает таких лишних людей, как Евгений Онегин и Печорин, к бесцельному путешествию или к флирту, который для них ничего не значит. Пока день приятно проведён, истинные намерения сердца не имеют значения.Дуэли, флирт, сплетни; этого романа в избытке, и Печорин одновременно видит пустоту такой жизни, но тем не менее предается ей, потому что его циничные мировоззрения мешают ему верить в искренность и любовь.
Ах, любовь, да! Каким был бы роман без него. Печорин дает женщинам мало поводов любить его, и тем не менее они его любят, но дает этому ясное циничное оправдание: «Женщины любят только мужчин, которых они не знают». Это, безусловно, верно для такого рода романов; это таинство мужчины, которое манит милых, наивных девиц, потому что они потом приписывают всякие благородные качества дворянам, которых только видели издалека и с которыми говорили, может быть, несколько фраз. Печориным руководит то же эгоистическое желание, каким был Евгений Онегин, когда он давал бедной Татьяне ложные надежды, и это потому, что для Печорина ничто не имеет значения, он ничем не дорожит, так как же он мог понять, что вещи имеют значение для других людей:
“ Я часто спрашиваю себя, почему я так упорно пытаюсь завоевать любовь молодой девушки, которую не хочу обманывать и на которой никогда не женюсь. К чему это женское кокетство? Вера любит меня больше, чем княгиня Мэри. (…) По правде говоря, есть безграничное наслаждение в обладании молодой, едва зародившейся душой! Он подобен цветку, который источает свой лучший аромат при поцелуе первого луча солнца. В эту минуту нужно сорвать цветок и, наполнившись его ароматом, бросить его на дорогу: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе тот ненасытный голод, который пожирает все, что встречается на пути. .. »
У княжны Марии Лиговской нет такой глубокой и чистой души, как у пушкинской Татьяны, ведь она надменная и образованная барышня из Москвы, читавшая сочинения лорда Байрона по-английски и знающая алгебру. С такой девушкой нельзя связываться. Интересно отметить, что Печорин начал флиртовать с ней только после того, как Грушницкий признался ему в своих тайных чувствах к ней. Лишний человек не удовлетворен, пока не разрушит и не испортит чужие перспективы на счастье. И действительно ли он удовлетворен тогда? Нет, к сожалению, он никогда не бывает удовлетворен, ибо для него жизнь — лишь бессмысленная череда событий, каждое из которых скучнее и менее значимо, чем предыдущее, пока не приходит сладкая смерть. В одной беседе по-французски с Грушницким Печорин говорит: «
Карл Брюллов, Сестры Шишмаревы, 1839
В отличие от слепого, юношеского увлечения княжны Марьи Печориным, совершенно обожает его другая женщина, Вера, верная красавица из прошлого Печорина. Мария влюбилась в Печорина, потому что он «высокий, смуглый и красивый», таинственный, манящий — и он, кажется, не очарован ею, что служит ей только мотивацией, чтобы завоевать его. Он — романтический герой, о котором она только читала тоскливыми зимними вечерами в Москве. Но Вера любит его очень сильно, хоть их жизненные пути разошлись, и хоть она замужем…. во второй раз и не ему. Хотя на бумаге она может быть чьей-то женой, но сердце ее принадлежит только Печорину. Она говорит ему, краснея, как они вместе сидят на природе: « Ты знаешь, что я твой раб: я никогда не мог сопротивляться тебе… и я буду наказан за это, ты перестанешь меня любить! По крайней мере, я хочу сохранить свою репутацию… не для себя — это ты прекрасно знаешь!.. О! Умоляю вас: не мучайте меня, как прежде, праздными сомнениями и притворной холодностью! Быть может, я скоро умру; Я чувствую, что день ото дня слабею… И все же я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о вас… Вы, мужчины, не понимаете прелести взгляда, пожатия руки. .. но как для меня, клянусь вам, что, когда я слушаю ваш голос, я чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые страстные поцелуи не могли заменить его. »
А Печорин позже хвалит глубину характера Веры: « Вера не заставляла меня ни клясться в верности, ни спрашивать, любил ли я других с тех пор, как мы расстались… Она вновь доверилась мне со всем своим прежним равнодушием, и я не обмануть ее: она единственная женщина в мире, которую я никогда не был бы в силах обмануть. Я знаю, что скоро нам снова придется расстаться, а может быть, и навсегда. Мы оба разными путями пойдем в могилу, но память о ней останется неприкосновенной в моей душе. Я всегда повторял ей это, и она мне верит, хотя говорит, что не верит. »
Наивная, глупая гусь, вот кто Мария Лиговская, подумать только, что этот темный и загадочный человек откажется от своего цинизма и свободы, чтобы жениться на ней. Печорин совершенно ясно излагает свои взгляды на брак: « … надо мной слово «жениться» имеет какую-то магическую силу. Как бы страстно я ни любил женщину, если она только дает мне почувствовать, что я должен на ней жениться, — тогда прощай, любовь! Мое сердце обратилось в камень, и ничто не согреет его заново. Я готов на любую другую жертву, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, нет, честь свою поставил бы на карту… а свободу свою никогда не продам. Почему я так высоко ценю его? Что в этом для меня? К чему я себя готовлю? Чего я жду от будущего?.. По правде говоря, ровно ничего. »
Наталья Пушкина, Портрет Александра Брюллова, 1831
Вот разговор Печорина с Верой, который меня так позабавил:
Она смотрела мне в лицо своими глубокими, спокойными глазами. Во взгляде ее выражалось недоверие и что-то вроде упрека.
— Мы давно не виделись, — сказал я.
«Давно, и мы оба во многом изменились».
«Значит, ты меня больше не любишь?»…
«Я замужем!»… сказала она.
«Опять? Несколько лет назад, правда, эта причина тоже была, но тем не менее…
Она отдернула свою руку от моей, и щеки ее вспыхнули.