Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова
Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом. Образ демона начал появляться ещё в ранних произведениях Лермонтова. Там он ещё не связан со страданиями. Но позже рождается, и демон тоскующий.
Различные интерпретации данного образа встречаются во всём творчестве поэта, причём не только в лирике, но и в прозе. К примеру, образ Вадима. Можно сказать, что на Лермонтова произвело впечатление творчество Пушкина, конкретно, такие стихотворения, как «Ангел» и «Демон».
Поэма «Демон» стала главной работой Лермонтова, над которой он работал примерно 10 лет. Критики разделились на два лагеря, в одних она вызывала неприязнь и отторжение, они спешили обвинить писателя в поклонении дьяволу и моральной нечистоте.
В этой поэме смешаны библейские сказания и кавказский фольклор, в котором Демон был горным духом, поглотившим невинную девушку. Бог в ней изображен самым главной тираном всего мира, а демон его врагом, бунтующей противоположностью.
Можно заметить, что Лермонтов доносит идею о том, что демон не является злом сам по себе. Как падший ангел стал «злым духом» по воле божьей, так и его персонажи ломаются под гнётом обстоятельств. Арбенина таким сделал «жестокий век», а Печорина его ненужность, которая также появилась из-за порядков времени и общества.
Изначально в этих героях было много скрытых сил, способных вылиться в добро. Но из-за зла они были обречены сотворить зло. И их поступки тяготят героев, впоследствии они не добиваются душевного спокойствия, не избавляются от одиночества. Философия Лермонтова – «зло порождает зло».
Тема демона была глубоко психологической и даже социальной. Он – это не только зло, но и отрицание, протест, скептицизм. В 30-х годах люди искали для себя истину, их угнетало рабство и жестокость окружающего мира. Окруженные этим злом, они сопротивлялись, но не могли найти правду, не могли встать на путь, который вывел бы их к добру и справедливости. Пороки крепостнической страны, в которой воспитывались эти люди, впитались в них.
Именно они, бунтующие, одинокие, страдающие, вылились во многие демонические образы поэта. Демонизм был очень актуален в ту эпоху, когда умирало старое понимание мира, а новое ещё не было обретено. Демон был бунтарём, обладавшим отвагой и гордостью, который хотел выразить протест сложившимся устоям, однако ему нечего было предложить взамен.
Демон из одноименной поэмы схож с другим героем Лермонтова – Печориным. Они оба чувствуют одиночество, стремятся к людям и обществу, но одновременно презирают людскую слабость. И Демон, и Печорин не виноваты в том, что их отравило зло, но и отречься от него не могут.
Образ демона символизирует для поэта то, что старый привычный мир рушится, исчезают привычные понятия о добре и зле.
Другие сочинения:← Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова↑ ЛермонтовИдея, суть и смысл романа Герой нашего времени →
Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова
Несколько интересных сочинений
Доброта и жестокость в поэмах М. Ю. Лермонтова
- Сочинения
- Литература
- Лермонтов
/
/
Лермонтов М. Ю великий русский поэт. Поэма «Демон» имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее всю свою жизнь. В самом стихотворении написана история любви и земной женщины.
Тамара является главной героиней поэмы Лермонтова. Автор поэмы описывает Тамару как молодую, девушку которую преподносит как эталон. В своём произведение Лермонтов создал образ красавицы, внешность которой не опишешь словами. Автор восхищается Тамарой так как будто она принцесса, эталон но в то же время, отмечает, что она дочь грузинского князя, то есть обычная девушка. Удивительной красотой обладает девушка и автор отмечает это красивыми эпитетами про красивую походку « не плывет, а скользит»,сразу навевает английской девушкой. Вид у Тамары удивленный, нетипичный. Автор отмечает, что такие красавицы редки на земле, но это красота природы, в том, что она индивидуальна и неповторима .
Говоря о характере героини, поначалу характер автор поэмы не раскрывает, хотя стоит отметить, что каждый персонаж Лермонтова сделан весьма неопределенно, что затрудняет анализ их личности. Но, так или иначе, мы все же прочитав поэму мы знакомимся с персонажем Тамарой чуть ближе. Можно отметить как человека, который очень, много мечтает. Как любая молодая девушка, она хочет обрести любимого человека с которым она будет жить всю свою жизнь. Душа девушки чиста и прекрасна. Тамара представлена автором в романтическом образе ,она обаятельна ,добродушна ,одним словом идеал. Так же Тамаре характерны другие, более возвышенные черты, например та же смелость. Она изо всех сил борется против демона, не позволяя ему быть в ее жизни, чтобы не подвергнуться его уловкам ,она не верит ему ,несмотря на все его сладкие речи ,которые показывают нам ее как человека с очень сильной волей.
Завершая свою повесть, автор не смотря на смерть героине, все так же восхищается ее улыбкой ,взглядом .Она даже в гробу по эго описанию лежит невинна, чиста, все так же загадочно красива . Лермонтов в своей пьесе показывает притягательность добра и зла .Идея автора донести до читателя, что вся жизнь это борьба между добром и злом.
Другие темы: ← Мой любимый герой в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовОбраз Демона в поэме Лермонтова →
`
История и жанр
Лермонтов неоднократно переделывал и переписывал свое произведение. Сначала это была просто поэма с любовным и психологическим содержанием. Но уже после первого изменения у нее появляется автобиографическое значение. Автор проводит прямую параллель между событиями в тексте и собственным чувством к Варваре Лопухиной.
Каждое последующее изменение поэмы становилось то мягким, то жестким. Это обуславливалось переменой чувств и колебаний в отношениях с любимой женщиной. Всего было 7 редакций произведения. В первых критики отмечали неполное раскрытие персонажей. В последних Демой отождествляется с самим Михаилом Юрьевичем, у него появляются монологи, собственная авторская диалектика.
Сюжет заимствован из библейской мифологии, где падший ангел приходит на землю. Здесь также наблюдаются некие обращения к грузинскому фольклору. Не обошлось и без точных и четких описаний быта. Именно детальная проработка всего происходящего, начиная от мелких черт и заканчивая психологическими характерами персонажей, сделали поэму достойным экземпляром отечественной классической литературы.
Учитывая замысел и творческую историю поэмы «Демон», можно назвать ее романтический. Она была написана именно в ту эпоху, когда такой жанр главенствовал в отечественной и мировой литературе. В основе произведения:
- главный герой-бунтарь;
- противостояние Бога и Демона;
- внутренние терзания: персонаж, с одной стороны, понимает, что совершает плохие поступки, но с другой, не может отказаться от своей гордыни, привычки;
- фольклорные мотивы.
Жанр романтической поэмы был достаточно популярен. Впервые к нему обратился Мильтон с произведением «Потерянный рай». Неоднократно таковым пользовался Байрон в стихах и более серьезных творениях. Именно он оказал серьезное влияние на отечественную литературу. Безусловно, и русские классики, например, Пушкин, внесли основательный вклад в эту категорию.
Внешность Тамары
М.Лермонтов создал образ красавицы, чью внешность невозможно описать словами. В тексте идет противопоставление рая и ада, неба и земли. Тамара удивляет красотой: «влажный взор» «из-под завистливой ресницы» с «черной бровью». Княжна не идет, а «скользит, плывет» по ковру. Такие эпитеты навевают мысли об ангельской натуре девушки, ее воздушности и легкости. Движения княжны нежны и милы, «ее божественная ножка», волна «шелковых кудрей» расцветают на фоне красивых Кавказских пейзажей. Автор, описывая очарование красавицы, уточняет: она дочь грузинского князя, обычная девушка. Внешность Тамары удивляет и восхищает, образ нетипичен, такие красавицы редко появляются на земле, но в том и прелесть природы, что она индивидуальна и уникальна.
Краткое содержание
В роскошном грузинском доме князя Гудала вовсю идут предсвадебные хлопоты. Девушка необыкновенной красоты — Тамара — готовится выйти замуж. Почти все уже готово к проведению мероприятия. Остается только дождаться молодого мужчину, спешащего к возлюбленной.
В это же время над вершинами Кавказа пролетает Демон. Он заприметил красавицу и хотел ее соблазнить. Раньше ему все доставалось быстро и по первому желанию, поэтому с сопротивлением он встречается впервые. Хотя ему впоследствии удается его преодолеть, добиться того, на что рассчитывал.
Жених вместе со своими верными друзьями и подарками отправляется большим караваном к невесте. На радость Демону, в ущелье их настигают разбойники, желающие обогатиться нечестным путем. Судьба молодых обрывается. Свадьба оборачивается горестью похорон.
Демон после похорон является Тамаре. Он хочет ею завладеть. Но девушка непреклонна. Чтобы защититься от искусителя, она уходит в монастырь, где на ее защиту встает Ангел-хранитель. Какое-то время ей удается спасаться от падшего, но он выбирает удачный момент, пробирается к красавице и добивается своего.
Кульминация романтической поэмы вовсе не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что соблазненная Демоном красавица погибает, Ангел все-таки спасает ее душу. Он переносит Тамару в рай, где ее дух наконец-то обретает спокойствие и гармонию.
Характер княжны
Молодая грузинская княжна выросла на берегах вольной реки Арагвы.
«Высокий дом, широкий двор»
символизируют достаток и роскошь, в котором растет девушка. Беззаботная семья живет «не зная горя». Отец, седой Гудал, долго создавал для семьи такие условия. Тамара весела и безмятежна. Она по-детски улыбается, играет и резвится. Молодость девушки сравнима со свободой, дыханием ветра. Наследница Гудала – это жизнь во всех ее проявлениях. Она идеальна внешне, нет слов, характеризующих ее ум, но читатель понимает, что у Тамары множество достоинств. Романический идеал чистоты, совершенства, женственности и молодости. Тамара верит в счастье, любовь и искренность. Именно вера и привела ее в руки Демона, потерявшего все ценное, что он получил от Неба.
Персонажи произведения
Как и все романтические поэмы, данная не отличается обилием главных героев. Сюжетный замысел в том, чтобы создать конфликт между парой персонажей. Поэтому список ограничивается только двумя основными участниками:
- Демон.
- Тамара.
Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон» нельзя назвать полностью отрицательным, хотя до конца истории он не отступает от своей сути. Кроме того, здесь Дьявол является не полным отражением Библейского антигероя. Тут читатель видит своеобразную авторскую трактовку. Падший Ангел переживает наказание — он вынужден бесконечно летать над миром людей в полном одиночестве. Сначала его это забавляет, можно любоваться красотами Кавказа, творить зло, ломать судьбы. Но со временем становится тоскливо.
Демон встречает удивительную девушку. Она красива нарядами, внешностью. Но и душа у нее полна доброты. В отличие от большинства людей, Тамаре удается сопротивляться искушению, хоть и с большим трудом. Такая сказочная дева вносит изменения и в характер главного героя.
Тамара представляет собой скромную девушку, искренне верующую в Бога. Именно через нее Демон планирует обрести спасение, поскольку видит в ней Ангела в человеческом обличии. Она зарождает в нем пламя доброты, и Падший даже хочет встать на путь исправления. Однако его стремлениям не суждено сбыться, поскольку справиться с гордостью и желанием творить зло непросто.
Демону хочется заполучить Тамару. И когда сделать это искренними и добрыми поступками не удается, он переходит к привычным методам. Беззащитная девушка молит его остановиться, с ним говорит посланник Бога, прося прекратить, однако Падший не уступает.
Жертва Демона
Тамара грустит и горюет о своей судьбе и смерти жениха, а злой дух является ей в образе красавца
« …с глазами, полными печали, И чудной нежностью речей».
Начинается общение княжны с Демоном. Наивная чистая душа становится грешной мечтательницей:
«…лампада грешницы младой», «…Хранитель грешницы прекрасной…».
Лукавый дух вселяет в сердце терзания и мечту. Тамара просит отца отвести ее в монастырь. Она пытается бороться с Демоном, но понимает, что одной ей не справится с навязчивыми желаниями:
«Я гибну, сжалься надо мной!».
В священной обители ее защитит Спаситель. Девушка отказывается от будущего, толпа женихов остается без красавицы.
Идея и проблематика
В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант автора позволяет раскрыть их смысл полностью, не используя много персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблематика:
- Любовь. Лермонтов старается показать, что такое чувство на всех влияет по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верной до последнего момента. Молодой мужчина спешит на свадьбу. Съедаемый ревностью, он торопится и принимает решение сократить путь ценой своей безопасности. Результатом становится смерть. А Демону встречаются давно забытые ощущения, он боится и плачет.
- Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется против Падшего Ангела, как сопротивляется ему. В то же время в душе Демона наблюдаются терзания. Ему хочется стать лучше после встречи с красавицей, но перебороть собственную гордыню он неспособен, хотя и пытался.
- Одиночество. Эта проблема полностью принадлежит характеристике Демона в поэме Лермонтова. Он вынужден тысячелетиями летать над Кавказом, перебиваясь лишь редкими контактами с людьми, преимущественно в губительных и смертоносных целях. А вечерняя церковная песня становится чуть ли не переломным моментом. Существо, творившее зло, плачет и думает о том, чтобы обратиться к Всевышнему за прощением.
- Вера. Главная героиня чиста в своей вере, и всякий стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытках соблазнить Тамару говорит ей о Боге, о том, что он занят небесными делами и никогда не станет участвовать в жизни людей. Но девушка остается непреклонной, что и позволяет ей избежать мук ада.
Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние Демона с Ангелом здесь выбрано не случайно. Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что внутри каждого человека живет добро и зло. И он самостоятельно принимает решение, какой поступок ему совершить и какую часть личности развивать. Также автор наглядно демонстрирует все модели поведения и их последствия, в зависимости от выбора.
Читать стихотворения Лермонтова нужно внимательно и осознанно. Его творчество заполнено философскими рассуждениями и эрудицией, а особенно такое произведение, как «Демон», над которым автор трудился почти всю свою жизнь. Создание поэмы началось в 14 лет, и по ней можно наблюдать совершенствование таланта писателя.
Понятие добра в произведении «Демон»
Эссе на книгу: «Демон: восточная повесть» — Лермонтов М. Ю.
В произведении «Демон» известный отечественный литератор Лермонтов отразил весь присущий ему пафос. Бог в произведении Лермонтова представляет собой самого сильного тирана из всех известных. Демон в произведении является главным врагом тирана. Таким образом, в произведении Лермонтова понятие добра и зла не соответствует традиционным.
В этом произведении автор много ведет разговоров с самим собой. Он пытается разобраться в вечном понятии добра и зла. Ведь, если бог недобр, тогда понятие добра меняет свой смысл на противоположный.
Задается вопрос, неужели быть злым – правильно.
Лермонтов вместе со своим главным лирическим героем не отрицает добра. Однако, добро для главного лирического героя и автора совсем другое. Бог – виновник всего зла в мире, тогда Демон является добром. Но, ведь он ничего хорошего для мира не делал, он просто являлся врагом бога.
Бог незримо присутствует в произведении «Демон». Он главное действующее лицо в этом произведении. Но, с другой стороны эфемерное. Об этом зле постоянно говорят. Бога в этом произведении постоянно обвиняют. Безусловно, это произведение не все поняли. Ведь оно весьма было схоже на богохульство.
Однако, автор не видел цели в осмеивании святого. Он просто пытался донести до читателей, что понятие добра не у всех является правильным, так как они сами не осознают, что является хорошим, а что плохим.
Другие эссе на произведения этого автора (Лермонтов М.Ю.):
- Несчастие родиться
- О таких как Максим Максимыч
- Отношение Лермонтова к критике произведения «Герой нашего времени»
- Почему образ Печорина волнует и по сей день?
- «Байронический герой» в русской литературе. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- «Герой нашего времени»
- «Герой нашего времени» (Женские образы в романе)
- «Герой нашего времени» М. Лермонтова — социально-психологический роман
- Образ Григория Печорина
- «И дай вам бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей»
- «Печорин и Грушницкий в сцене дуэли»
- Анализ фразы Печорина «Из двух друзей всегда один раб другого»
- Раскрытие причин трагической судьбы Печорина
- Отношения Печорина с окружающими
- Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман
- Особенная дуэль между Печориным и Грушницким, которая раскрывает кто есть кто
- Поверхностно о романе лучшем романе Лермонтова
- Романтизм в романах Пушкина и Гоголя
- Особенности композиции в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
- Лермонтов и Печорин
- Серое общество со своими пороками
- Введение от Михаила Юрьевича Лермонтова
- Любимая тема Лермонтова
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)
- Многоликий Печорин.
- Как я отношусь к Григорию Печорину
- Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени
- Пару слов о Максиме Максимыче
- Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
- Образ Печорина
- Пейзаж в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Пейзаж и его роль в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
- Лермонтов — на все года
- Печорин — младший брат Онегина
- Печорин — как крик души Лермонтова
- Печорин и Грушницкий (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Насколько важен для Печорина самоанализ?
- Портрет произведения «Герой нашего времени»
- Рассматриваем подробно образ Печорина
- Противоречивая натура Печорина
©2005—2021 Обратная связь
Тамара Милия Балакирева : Интерлюдия
Милий Балакирев
Русский композитор Милий Балакирев (1837-1910) сыграл фундаментальную роль в изменении русской музыки от чрезмерного подражания немецкой музыке и создания веских аргументов в пользу того, что она русская. Работая сначала через идею национализма, он привил своей музыке и музыке своих последователей идею о том, что русская народная песня и русские темы могут быть объединены с классической музыкой, смешивая популярное и классическое в одном. Это началось с музыки Михаила Глинки и продолжилось, когда Балакирев и Владимир Стасов объединили The Five: к Балакиреву присоединились Александр Бородин, Сезар Кюи, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков, чтобы создать ядро новой русской музыки. За исключением Балакирева, остальные были еще в начале своей карьеры и рассчитывали, что он поможет им стать признанными композиторами.
Башни в Ингушетии, Кавказские горы (фото Тимора Агирова)
Продолжением его националистических композиций стала работа над «ориентализмом», это был микс двух различных музыкальных жанров, первый из которых представлял собой медленную извилистую мелодию. с медленными гармониями внизу и орнаментом вверху, а вторая — быстро движущаяся часть с быстрым темпом и мелодиями. Более быстрая часть сохраняет медленные гармонии в более низких голосах. В большей части музыки, написанной в ориенталистском стиле, композитор (будь то Балакирев или более поздний Римский-Корсаков) словно вызывает в памяти «тайну далекого, экзотического востока» 9.0003
В «Тамаре» Балакирев обратился к поэзии Михаила Лермонтова за рассказом о соблазнительнице Тамаре, которая в своей башне над рекой Терек предлагает путникам ночь наслаждений, прежде чем утром их безжизненные тела бросят в речное ущелье . Место действия — горы и ущелья Кавказского хребта.
Маковский: Тамара и Демон (1889)
В поэме Лермонтова « Демон », законченной в 1839 году, Тамара и Демон стали таким торжеством плотских страстей, что стихотворение было немедленно запрещено цензурой. Однако она циркулировала в экземплярах и была известна как «самая популярная неопубликованная русская поэма середины XIX века».век». Балакирев изменил историю, сделав Тамару злой соблазнительницей мужчин (а не невинной жертвой лермонтовского Демона). Тамара Лермонтова умирает на руках у Демона и уходит в рай, а Демон остается один на земле, «….Покинутый, без любви и надежды!…» на работе), для Балакирева Тамара стала одной из величайших его работ. Она начинается с томной мелодии, которую мы ожидаем, когда башня Тамары поднимается из тумана. Тему Тамары дают в унисон флейта и гобой. Музыка продолжает описывать пропасти, навязчивые туманы и бурные реки как своего рода картину демонической природы. Это трудная территория, и наш путешественник наткнулся на мир, который увидит только его конец.
Балакирев: Тамара, Симфоническая поэма
Николай Голованов
Это произведение явно повлияло на « Шахерезаду» Римского-Корсакова и является выдающимся образцом ориентализма в русской моде.
Эта запись 1949 года, сделанная Николаем Головановым (1891-1953), руководителем Симфонического оркестра Государственного радио СССР (теперь известный как Симфонический оркестр Чайковского), сразу же переносит нас на опасную территорию Кавказских гор. Голованов был ведущим дирижером в Советском Союзе, на его счету множество известных записей таких композиторов, как Скрябин, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рахманинов и Глазунов, а также Лист, Моцарт и Григ.
Произведя
Николай Голованов
Orchester Symphonique de la Radio de L’urss
Записано в 1949
Официальный веб-сайт
Mikhail Vrubel Paints, Bio, Idea
. Разрушение работ бросало вызов ортодоксальным взглядам в русском искусстве настолько, что его сверстники часто неправильно понимали их.
Хотя при жизни его недооценивали, сейчас история «востребовала» его как одного из отцов-основателей русского авангарда.Врубель заработал себе раннюю известность серией картин маслом и глиняных скульптур, основанных на русском фольклоре, в которые он привнес элементы символистской живописи и стиля модерн. Позже он создал графические иллюстрации к поэзии Михаила Лермонтова, у которых он черпал вдохновение для своих знаменитых произведений «Демон». Фигура Демона стала мотивом в творчестве Врубеля и прочитывалась, таким образом, как олицетворение собственного внутреннего смятения художника. Действительно, художник провел последние годы своей жизни в психиатрических больницах, хотя именно в эти годы он написал некоторые из своих самых необычных работ, некоторые из которых теперь приводятся в качестве основополагающих образцов русского модерна.
Снять рекламу
Свершения
- Нарушая все традиции и приемы петербургской Академии художеств, картина Врубеля передала глубоко духовную и светлую внутреннюю жизнь, вмещавшую в себя мрак и смятение ума. Именно эта мистическая составляющая искусства Врубеля уводит зрителя далеко за рамки его картин.
- Отвергнутый русской церковью неприятие его искусства, Врубель отказался от католицизма и русского православия и обратился к философии. Его особенно привлекал Иммануил Кант, полагавший, что путь к истинному духовному просветлению связан с идеей о том, что можно достичь полной самореализации только через личное творчество.
- Когда-то живя в Москве, Врубель знакомился с новыми художественными стилями, зародившимися в Западной Европе. Декоративный и естественный стиль модерна, и особенно его акцент на эстетике, хорошо сочетались с его кантианским мировоззрением. Воодушевленный возможностями нового стиля и желая экспериментировать с символизмом и ближневосточными украшениями и узорами, Врубель стал пионером того, что должно было стать красочным и специфически русским модерном. Можно найти некоторое сходство между Врубелем и символистскими мозаиками Густава Климта.
- Врубеля почитали за его плотные мазки и склонность разбивать фигуры на почти анархическую массу граней и плоскостей. Это побудило нескольких восторженных комментаторов назвать Врубеля одним из первых предшественников кубизма. В картинах, таких как Венеция (1893), Врубель начал сознательно экспериментировать с коллажем и кубическими формами. Действительно, когда Венеция впервые была выставлена в Париже, Пабло Пикассо был настолько увлечен работой, что назвал Врубеля «гением».
Убрать рекламу
Жизнь Михаила Врубеля
Михаил Врубель прожил непростую жизнь; Преследуемый депрессией и помещенный в учреждение после смерти его единственного сына, он также провел свои последние годы в психиатрической клинике. Поэтому неудивительно, что мотив, которым он наиболее известен, — это демон, которого он изображал на картинах на протяжении всей своей жизни.
Читать полную биографию
Читать творческое наследие
Важное искусство Михаила Врубеля
Развитие искусства
1884
Богородица с младенцем
Подвешенная между высокодекоративными колоннами и аркой, Богородица с младенцем — одна из нескольких фресок, которые Врубель помогал реставрировать в церкви св. Кирилла в Киеве в начале 1880-х гг. . Хотя это были реставрационные, а не оригинальные работы (Врублев работал в составе группы студентов, реставрировавших более 150 работ в течение семи месяцев), фрески по-прежнему несли в себе фирменный стиль художника.
Парадная композиция Богородица с Младенцем взята из традиционных изображений Богородицы и Христа и демонстрирует полную связь Врубеля с русской, византийской и средневековой христианской изобразительной традицией. Складки ткани, задумчивое выражение лица, использование сочных красок и золота сродни тому, что Врубель видел в росших русских православных церквях, а также в своих путешествиях в Венецию, предпринятых в том же году, что и это произведение. был окрашен.
В своей биографии Врубеля 1911 года художник Степан Еремич назвал произведения, созданные в Киеве в 1880-х годах, лучшими в творчестве Врубеля. Хотя это мнение может не выдержать критики, комментарии Яремича действительно объясняют важность киевских картин в развитии стиля, который можно увидеть в более поздних работах Врубеля. Росписи церкви Святого Кирилла можно рассматривать как начало исследования Врубелем духовности и личной веры, предшествующее его отказу от религии и экспериментам с символизмом. Здесь, в торжественности и задумчивости взглядов фигур, зритель начинает видеть Врубеля, созерцающего наполненность и покой, достигаемые через прозрение и личное размышление.
Картон, масло — Кирилловская церковь, Киев, Украина
1890
Демон сидящий
Еще работая в Киеве над реставрационным проектом, Врубель начал экспериментировать с иллюстрациями к «Демону», которые он взял за основу описания Демона в поэме Михаила Лермонтова, крупнейшего поэта и писателя того времени и по сей день величайшего героя русского романтизма. Влияние реставрации святого Кирилла очевидно в использовании Врубелем толстых мазков для создания мозаичной текстуры. Это особенно заметно справа от фигуры Демона, где геометрические формы, созданные кистью, разбивают плоскость на абстрактное пространство. Как отмечает искусствовед Мария Тарутина, здесь зритель видит, как Врубель использует «средневековые средства для модернистских целей». Обращение Врубеля к фигуре Демона тонко детализировано, в то время как он подчеркивает настроение одиночества, помещая свой предмет на пустой и бесконечный фон. Монументальность этого произведения меценат Врубеля Мамонтов охарактеризовал как «чарующие симфонии гения».
Сам Врубель описывал Демона как «дух, соединяющий в себе мужское и женское обличие, дух не столько злой, сколько страдающий и раненый […] могучее и благородное существо». Неоднозначность пола Демона отражается в неопределенности обстановки. Пейзаж далекий и создает ощущение одиночества и беспокойства: Демон может смотреть в далекий закат, а может быть и адское пламя. Эта картина демонстрирует личное неприятие Врубелем христианства и фиксированную стабильность религии в этот период его жизни в пользу представления о том, что творческие свершения принесут ему духовное содержание. Демон задумчив и экспрессивен, взвешивая в уме личную веру, муку и покорность, как это делал сам Врубель в эти годы до того, как его поместили в психиатрическую лечебницу.
Изолированный и задумчивый, Врубель отвергает традиционный религиозный взгляд на Демона как на злое существо, стирая границы между добром и злом — Христом и Сатаной — чтобы дать более современный взгляд на духовную личность. В этом отказе от традиционной дихотомии художник призывает зрителя вместо этого рассмотреть индивидуальную душу: ощущение, что путь — это самоанализ, а не массовая религия.
Холст, масло — Государственная Третьяковская галерея, Москва
1897
Портрет Саввы Мамонтова
В этом портрете зритель может увидеть влияние народного творчества и церковных мозаик и росписей, которые Врубель помогал восстанавливать в начале своей карьеры. Художник использует толстые мазки, чтобы создать эффект мозаики на заднем плане картины, используя приглушенные цвета, чтобы выделить более смелую фигуру Мамонтова на переднем плане. В окружении предметов, связанных с богатым коллекционером произведений искусства, таких как роскошные ткани и мебель, Мамонтов также одет в свой первозданный костюм. Это демонстрирует то, что искусствовед Джеймс Кертис описывает как «сильную театральность» искусства Врубеля.
Врубель менее известен как художник-портретист (возможно, из-за того, что он недостаточно абстрактен для передачи идей символизма), но при жизни он создал немало портретов. Важно отметить, однако, что его портретное творчество в основном состоит из изображений хорошо знакомых ему людей, таких как поэт Валерий Брюсов и его собственная жена Надежда Забела, которых Врубель писал неоднократно. Поэтому вполне естественно, что такой портрет своего покровителя и друга Саввы Мамонтова Врубель нарисовал во время своего пребывания в творческом товариществе Мамонтова: в усадьбе Абрамцево. Пара была близка: Врубель сопровождал семью Мамонтовых на отдыхе в Италию в 189 г.1. Происходя из богатой купеческой семьи, Мамонтов поощрял и прославлял художников, работавших в разных областях, интересующихся традиционным русским фольклором и ремеслами. Искусствовед Анна Чучваха описывает Абрамцево как место, которое «олицетворяло собой возрождение народного искусства и стилизацию народного искусства».
Холст, масло — Государственная Третьяковская галерея, Москва
1900
Царевна-Лебедь
Большую часть этой картины занимает почти абстрактное изображение белых перьев Царевны-Лебедь. Легкими мазками Врубель создает фактуру перьев, из которых вырисовывается более детализированная фигура Царевны-Лебедя с причудливо раскрашенным головным убором и фатой. Драматизм фигуры на переднем плане и таинственность задника характерны для произведений рубежа веков, вдохновленных русским фольклором и сказками, а широко раскрытые и задумчивые глаза Царевны-Лебедя напоминают врубелевские изображения Богородицы. в его вкладе в реставрацию св. Кирилла в Киеве.
На драматизм и театральность этой картины повлияла женитьба Врубеля на оперной певице Надежде Забеле, состоявшаяся за четыре года до создания этой работы. После женитьбы Врубель ушел в мир театра, создавая декорации и костюмы для нескольких балетов и опер. Здесь главный герой с широко раскрытыми глазами смоделирован со своей жены, когда она снималась в роли Царевны-Лебедя в Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» . Именно этот очень личный элемент делает эту картину, по словам искусствоведа Лидии Иовлевой, «кипящей страстью и сильным темпераментом».
Холст, масло — Государственная Третьяковская галерея, Москва
1900
Город Леденец из «Сказки о царе Салтане»
С 1896 по 1901 год Врубель написал эскизы декораций и изготовил костюмы для 9 оперных постановок в составе оперного театра Саввы Мамонтова. Московская частная оперная труппа. Арка и ворота богато украшены и экзотически оформлены в темных тонах и с обильным использованием золота. Узоры и здесь, и в городе под куполом, лежащем за ним, основаны на врубелевском исследовании фактуры, такой как керамика, витражи и мозаика.
Опера основана на сказке классика русского поэта и драматурга Александра Пушкина. В сказке мистический город Леденец возникает в одночасье из моря, эффект, которого Врубель достиг благодаря использованию синего и белого цветов. В рассказе представлены идеи двойственности между реальностью и сном, которые Врубель снова иллюстрирует в своем эскизе сценографии через фантастически замысловатые и роскошные узоры и манипулирование пространством для создания трехмерной атмосферы. Он и раньше имел дело с оформлением масштабных площадей, например, церковных фресок, но здесь он использует пространство для создания динамизма и ощущения глубины. За тяжелыми дверями и аркой царство Леденца разворачивается сквозь беспорядочную череду куполов и башен, затягивая зрителя.0065 Салтан декорации, и даже его страшные враги газетные критики говорят, что декорации прекрасны».
Бумага, акварель, карандаш — Бахрушинский музей, Москва Лиетмотив на протяжении всего его творчества изначально был основан на поэме Лермонтова, считается, что увлечение Врубеля фигурой Демона началось после просмотра оперы Антона Рубинштейна «Демон » в Киеве где-то в середине 1880-х годов. проиллюстрировано двумя его самыми знаковыми работами, работами, которые якобы служат форзацами для его карьеры: Демон Сидящий (1890) и, двенадцать лет спустя, Демон Поверженный .
Подобно Демону сидящему , Врубель использует мозаичные текстуры для создания абстрактного и неопознаваемого фона, на котором лежит фигура Демона. Однако на этом сходство заканчивается. В этом произведении фигура Демона резко изменена: он потерял мускулистую стойку предыдущего Демона и вместо этого лежит в простате (а не сидит) и истощен. Он также потерял задумчивый взгляд предыдущего Демона и вместо этого смотрит прямо и вызывающе на зрителя. Врубель использовал металлический бронзовый порошок в элементах этой работы, чтобы отражать свет, подобно русским иконам и произведениям искусства, найденным в русских православных церквях.
На этой картине Демон возвращается, чтобы преследовать Врубеля (или наоборот). Головной убор, который носил Демон, был истолкован как терновый венец, что снова создает двусмысленность между Добром и Злом и отражает собственное неприятие художником религии. Терновый венец намекает на печаль и жертвенность, отражая собственное душевное состояние Врубеля в это время; действительно, после выставки этой работы у него случился тяжелый нервный срыв. Художник-символист-пейзажист Константин Богаевский вспоминал, как увидел картину во время ее показа на выставке «Мир искусства» в 1902: «Он произвел на меня сильное впечатление, которое я не могу сравнить ни с каким другим. Он светился, как будто был сделан из драгоценных камней, так что все вокруг казалось серым и невещественным», — сказал он.
Группа «Мир искусства» организовала в общей сложности шесть выставок в период с 1898 по 1904 год в Санкт-Петербурге и Москве, хотя последняя выставка была неудачной попыткой Дягилева предотвратить «переход» московских членов группы в Союз русских художников. группа (образована в 1903 г.).
Холст, масло — Государственная Третьяковская галерея, Москва
1904
Шестикрылый Серафим
Эта картина тесно связана с более ранними картинами Врубеля «Демон» как по стилю, так и по сюжету. Снова обращаясь к библейской форме, художник изображает монументально господствующую на холсте фигуру на мозаичном фоне переплетающихся мазков. Элементы золота и металла создают ощущение сияния картины, а серьезность лица, запавшие глаза и неоднозначный пол серафима перекликаются с врубелевскими фигурами Демонов прошлых лет. Из тумана заднего плана зловеще появляются руки: одна держит светящийся красный шар, а другая парит над головой зрителя с кинжалом.
Написанный за шесть лет до преждевременной смерти Врубеля, Шестикрылый серафим был одним из крупнейших произведений позднего периода творчества художника. Эта картина показывает кульминацию пожизненной фиксации и борьбы с религией, а также растущую потребность исследовать темы искупления, страдания и покаяния. Как отмечает искусствовед Мария Тарутина, более поздние картины Врубеля часто отвергались как некоторые из его более слабых работ, но также могут быть истолкованы как признак его все более ухудшающегося психического здоровья. Тем не менее, как и прежде, ранние влияния Врубеля эпохи Возрождения и Византии используются в модернистских целях для создания радикальных форм и передачи духовных тем.
Можно найти явное сходство между Врубелем и символистскими картинами Густава Климта, лидера антиистеблишмента Венского престолонаследия. Подобно Врубелю, зрелые произведения Климта использовали символизм для передачи психологических идей, обычно связанных с сексуальным раскрепощением и человеческими страданиями, и для продвижения тезиса о том, что искусство должно быть освобождено от законов традиционной культуры. И, как и Врубель, картины и фрески Климта использовали мерцающую узорчатую мозаику, прямоугольные и бетонные узоры для создания богато украшенных фигур и фонов.
Холст, масло — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Убрать рекламу
Биография Михаила Врубеля
Детство
Михаил Врубель родился в 1856 году в городе Омске на юго-западе Сибири. Один из четырех детей, его мать происходила из древнерусского дворянства и умерла, когда Врубелю было всего три года. Его отец, Александр Михайлович Врубель, был польского происхождения и военным, и воспитал своих детей, чтобы они были знакомы как с католицизмом, так и с Русской православной церковью.
Окончив школу, Врубель решил последовать примеру отца и сделать военную карьеру. Он служил в Императорской Российской Армии и астраханском казачестве, пережив конфликты на себе, участвуя в Кавказской и Крымской войнах. После войны Врубель выучился на военного юриста, окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1880 году. частные репетиторы. Во время учебы в Санкт-Петербурге Врубель посещал вечерние занятия в городской Академии художеств, а затем стал очным аспирантом, где учился у Павла Христякова. Он также имел доступ к музею и архивам Академии, в которых хранились специализированные коллекции древнерусского искусства, в том числе средневековые византийские произведения и русские иконы.
Раннее обучение и работа
Еще до окончания учебы работы Врубеля привлекли внимание искусствоведа и историка профессора Адриана Прахова, который приехал в школу, чтобы набрать студентов для помощи в восстановлении росписей и мозаик XII века в церкви Святого Кирилла в Киеве. Вклад Врубеля в реставрацию оказался решающим как для проекта, так и для его собственной карьеры, поскольку он дал ему образование в византийском колорите и методах, которые наполнят его собственные работы.
Врубель пробыл в Киеве пять лет, хотя в 1884 году посетил Венецию для изучения итало-византийских церковных мозаик в качестве исследования. Его особенно увлекли мозаики базилики Сан-Марко и работы художников Беллини и Карпаччо.
Убрать рекламу
После реставрации Кирилловской церкви Врубель изо всех сил пытался найти оплачиваемую работу. Вернувшись в Россию, он поселился в Одессе и в 1886 году принял участие в конкурсе на проект только что построенного Владимирского собора. Однако на его нестандартные идеи было наложено вето. Этот отказ и финансовые трудности, с которыми Врубель столкнулся в конце 1880-х годов, побудили его переосмыслить свое религиозно-философское мировоззрение. Он отошел от организованной религии и начал сомневаться в своей христианской вере, став заядлым читателем работ таких философов, как Иммануил Кант. Все чаще Врубель тяготел к мысли, что он достигнет духовного наполнения только через стремление к своим творческим начинаниям.
Зрелый период
В 1890 году Врубель переехал в Москву. Здесь он нашел других художников, которые экспериментировали за пределами живописи в прикладном искусстве, таком как гончарное дело и керамика, витражи, а также дизайн костюмов и декораций. Новые идеи и художественные течения из Европы можно было увидеть в Москве, и именно здесь Врубель познакомился с зарождающимся стилем модерн. В отличие от исторических стилей, преподаваемых в девятнадцатом веке, модерн искал вдохновения в узорах и движениях, встречающихся в природе, часто за счет использования современных материалов и декоративного искусства, а не живописи. Вдохновленный идеей, что искусство неотделимо от своего окружения, Врубель преуспел в экспериментировании, развивая живой интерес к восточным искусствам, таким как персидские ковры, и развитию фактуры в живописи.
На решение отойти от живописи и изобразительного искусства и перейти больше к прикладному искусству, безусловно, повлияла его женитьба на известной оперной певице Надежде Ивановне Забеле в 1896 году. Врубель создавал декорации и костюмы для своей жены, которая пела в спектаклях. опер Римского-Корсакова, в том числе Снегурочка и партии Царевны Волховой в Садко и Царевны Лебеди в Сказка о царе Салтане .
В 1898 году художники Александр Бенуа и Леон Бакст вместе с искусствоведом Сергеем Дягилевым основали художественный журнал-манифест «Мир искусства», продвигавший русскую версию модерна. Трио организовало несколько выставок вместе с журналом, и именно благодаря выставочному туру, который путешествовал по Европе, международная репутация Врубеля выросла (не в последнюю очередь благодаря поддержке Пабло Пикассо). Творчество Врубеля и его современников из «Мира искусства», в том числе Константина Сомова и Евгения Лансере, предлагали иной взгляд на западноевропейские черты, поскольку они привносили в модерн специфически русскую эстетику: а именно яркие цвета, фольклорные сказки и традиционные узоры.
Поздний период
Через жену Врубель познакомился с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. С 1870-х годов Мамонтов владел усадьбой Абрамцево близ Хотькова, к северу от Москвы, и управлял ею как художественной колонией («Абрамцевская колония»). Одной из ключевых целей сообщества было изучение русского народного творчества и качества средневекового производства для производства красивых предметов мебели, керамики и текстиля. Группа художников, писателей и дизайнеров, собравшихся здесь для обмена идеями, включая Врубеля, Исаака Левитана, Илью Репина, Елену Поленову, Аполлинария и Виктора Васнецовых, стала известна под общим названием Мамонтовский кружок. Врубель стал крупной фигурой в кружке, создавая росписи и декорации: Мамонтов даже назначил его начальником керамических мастерских. Вместе с художниками Константином Коровиным и Валентином Серовым Врубель активно участвовал в жизни колонии: вместе они принимали участие в любительских драматических и музыкальных постановках. Врубель писал в 189 г.1, что в Абрамцеве ему удалось найти «ту интимную национальную ноту, которую [ему] так хотелось запечатлеть на холсте и в орнаменте».
Удалить рекламу
В рамках этого движения к экспериментам в различных формах искусства начали проявляться признаки особого стиля: символизма. В России символизм впервые осуществился в литературе в конце девятнадцатого века, например, в творчестве поэта Александра Блока и писателя Андрея Белого. Врубель был, по словам искусствоведа Лидии Иовлевой, «первым сознательным, принципиальным символистом среди живописцев». Символистский принцип выражения психологической правды и внутреннего мира художника через искусство дал ключевую отдушину Врубелю, который всю жизнь боролся со своим душевным здоровьем. В то время как другие художники использовали стиль модерн как средство для живописи в реалистической манере, Врубель постепенно перешел к символизму как к средству исследования духовных мыслей, иногда даже через абстрактные формы, которые были далеко от социальной сферы повседневной жизни. . Вскоре с символизмом начали экспериментировать и другие художники из группы «Мир искусства», в том числе Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Нестеров.
На рубеже ХХ века психическое здоровье Врубеля ухудшилось, и после тяжелого нервного срыва он был госпитализирован. Он продолжал рисовать, находясь в клинике, но был вынужден остановиться, так как в последние годы своей жизни он становился все более слепым.
Наследие Михаила Врубеля
Врубель был одним из первых художников в России, который исследовал стиль модерн и то, как концепции символизма могут быть исследованы в изобразительном искусстве. Оглядываясь назад на художественные методы прошлого, он использовал такие приемы для создания стиля, который был связан с духовным, а не с религиозным. Эти идеи, хотя и отклонявшиеся в то время жюри конкурса при подаче работ, с большей готовностью были восприняты новым поколением русских художников.
Необходимость оглянуться назад, чтобы двигаться вперед, и предложение о том, что искусство не должно ограничиваться одним холстом, были идеями, которые продолжали находить отклик в двадцатом веке в России и за ее пределами. Как заметила историк искусства Роберта Ридер, «именно он больше, чем любой другой русский художник того периода, должен был оказать решающее влияние на направление искусства в следующем поколении русских художников».
Сценическое творчество Врубеля почиталось петербургскими артистами группы «Мир искусства», в том числе основателем «Русского балета» Сергеем Дягилевым. Параллели влияния можно увидеть у крупных художников десятилетия после смерти Врубеля: например, у Павла Филонова, Василия Кандинского и Казимира Малевича. Сын профессора Адриана Прахова, художник Николай Прахов, писал о зарождении лучизма в картинах Врубеля и сравнивал их с народным искусством Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Между тем скульптор Наум Габо заявил, что Врубель «освободил искусство живописи и скульптуры от академических и реалистических схем. Его гений ответственен за формирование визуального сознания нашего поколения, пришедшего после него».
Remove Ads
Influences and Connections
Influences on Artist
Influenced by Artist
Giovanni Bellini
Pavel Christyakov
Vittore Carpaccio
Savva Mamontov
Adrian Прахов
Ренессанс
Византийское искусство
Модерн
Medieval Russian painting
Wassily Kandinsky
Mikhail Larionov
Ilya Repin
Leon Bakst
Konstantin Somov
Sergei Diaghilev
Константин Станиславский
Константин Коровин
Валентин Серов
Symbolism
Art Nouveau
Rayonism
Russian Moderne
Russian Primitivism
Open Influences
Close Influences
Useful Resources on Mikhail Vrubel
Books
веб-сайты
статьи
книги
Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы.