10 самых прогрессивных изобретений Леонардо да Винчи
15.04.2022 19:12
Рубрика:
Общество
Андрей Каспришин
15 апреля — 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. Ломоносов XV века — итальянец Леонардо да Винчи не остановился на одной профессии и смог удивить своими творениями даже далеких потомков. Художники знают его как создателя картины «Мона Лиза» с загадочной улыбкой, ученые и медики как автора тысяч анатомически точных рисунков тел людей и животных, а инженеры как прогрессивного изобретателя танка, катапульты и даже робота. Кроме того, он прекрасно играл на лире, служил военным инженером, создавал скульптуры и умер на руках у короля Франциска I. Свои мысли и наброски да Винчи записывал в дошедшую до нас книгу «Атлантический кодекс».
Stock Montage/Getty Images
«РГ» предлагает вспомнить 10 самых прогрессивных его изобретений.
1. Велосипед
Прошло не одно тысячелетие после изобретения колеса, когда люди наконец додумались соединить их для более быстрого передвижения. Считается, что именно да Винчи придумал идею велосипеда. По крайней мере рисунок, похожий на современный велосипед, был найден в Атлантическом кодексе. Ведутся споры о подлинности и авторстве наброска, однако принято считать, что отдаленную идею велосипеда создал именно да Винчи.
2. Робот
Чертежи человекоподобного рыцаря с механизмом внутри были найдены только в середине XX века. Механизм основывается на изучении Леонардо анатомии, а германо-итальянская рыцарская броня должна была имитировать человека: ходить, садиться, двигать руками.
3. Вертолет
Одно из самых популярных изобретений да Винчи часто называют «воздушным винтом», потому что он основан на идее переделанного водяного винта. Кроме вертолета да Винчи еще нарисовал модели орнитоптера и дельтаплана. Эти эскизы были изъяты Наполеоном в 1795 году и хранятся в Париже. Изобретатель предполагал, что при быстром вращении винт сможет поднять конструкцию в воздух. Однако на практике собрать такое летательное средство да Винчи не удалось из-за отсутствия в то время легких материалов.
4. Танк
Деревянно-металлическая конструкция на четырех колесах с 16-ю легкими пушками и смотровой площадкой была разработана Леонардо только на бумаге. Скорее всего, изобретатель даже не планировал использовать его в бою, но это было бы мощным оружием устрашения противника. В наше время в разные годы делались реконструкции танка да Винчи по его чертежам, в частности в 2009 году в рамках телепередачи «Аппараты да Винчи» на Discovery Channel команда ученых и механиков собрала модель такого танка.
5. Парашют
В 1485 году Леонардо описал устройство, с помощью которого можно безопасно спуститься с высоты — «палатку» размером примерно 6 на 6 метров. Леонардо писал в работе «О летании и движении тел в воздухе», что с этим аппаратом «человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя». В 2008 году швейцарец Оливье Тепп прыгнул с парашютом, разработанным по схеме да Винчи, похожим на шатер. Приземление прошло успешно, но парашютист заявил, что такой летательный аппарат практически не управляем.
6. Автомобиль
Конечно, Леонардо этот аппарат «автомобилем» не называл, он считал его «самоходной тележкой», однако суть гениального изобретения не меняется. Машина да Винчи была оснащена симметричными пружинами, механизмом, регулирующим повороты и колесом для баланса, который использовался в часах. Вообще, принцип действия ученый явно заимствовал из часов — тележка двигалась с помощью ручного привода, который заводил пружины.
7. Спасательный круг
Найден эскиз Леонардо, на котором изображен вполне современный спасательный круг. Непонятно, какие материалы хотел использовать да Винчи, но его явно интересовал вопрос безопасности в воде. «Наводнения опередят все другие разрушительные ужасы. Причиной их станут вышедшие из берегов реки», — писал ученый.
8. Скорострельный арбалет
Рисунок этого опасного оружия помогает понять принцип его действия — рычажной натяжной механизм, толкающий скользящую планку вперед до тех пор, пока кулиска не зацепится за роликовую гайку. Принцип работы арбалета довольно непростой, но суть в том, что он должен был выстреливать очень быстро и возвращаться на исходную позицию за минимальное количество времени. Собранный макет такого арбалета хранится в музее да Винчи в Милане.
9. Прожектор
В «Атлантических записках» также был найден эскиз прожектора, который работал благодаря свече, помещенной в центр конструкции. Две большие линзы преломляли свет от свечи и концентрировали его поток. Возможно, это изобретение даже применялось на практике в театре для спецэффектов.
10. Водолазный костюм
Самый настоящий прообраз современного скафандра был разработан и нарисован Леонардо для военных операций. Дышать можно было с помощью трубочек из тростника, соединенных стальными кольцами и кожей. Трубки крепились к маске на лице водолаза. Кроме того, предусматривался поплавок в виде купола, чтобы удерживать отверстия трубок над водой. На груди располагался карман с воздухом, чтобы можно было всплыть на поверхность. А для ускорения плавания да Винчи придумал специальные перепончатые перчатки, превратившиеся спустя века в ласты.
НаукаКультура
6 удивительных изобретений Леонардо да Винчи, которые опередили своё время
14 октября 2021 Образование
Жаль, что покровители художника тратили больше денег на бесполезные войны, чем на технический прогресс.
1. Водолазный костюм из натуральной свиной кожи
Фрагмент рукописи да Винчи Codex Arundel с описанием дыхательной маски. Изображение: Public DomainНекоторое время да Винчи жил в Венеции. А на этот город давненько точила зубы Османская империя — и флот у неё был более чем устрашающий. Сами понимаете, от таких суровых ребят венецианские гондольеры на своих утлых посудинах вёслами вряд ли отбились бы.
Да Винчи с радостью предложил городскому правлению свои услуги военного консультанта и инженера. Художник изобрёл невероятное для XV века устройство — водолазный костюм, или «скафандр» (итал. scafandro).
Он был сделан из кожи, укреплён стальными кольцами, чтобы противодействовать давлению воды, и снабжался дыхательной маской со стеклянными окулярами.
Было два варианта скафандра: с бутылками вроде винных, где предполагалось держать запас воздуха, и с тростниковыми трубками, которые торчали на поверхности. О том, как нагнетать воздух в бутылки без устройства для его сжатия (его придумает только Бенуа Рукейроль в 1866 году), да Винчи как-то не подумал.
Но зато костюм дополнительно комплектовался воздушным пузырём. С его помощью можно было регулировать уровень плавучести и погружаться на дно либо всплывать при необходимости.
Современная реплика скафандра да Винчи. Изображение: Museo della Scienza e della Tecnologia / Wikimedia CommonsПрименение сего агрегата Лео описал в своём сборнике Codex Arundel. Предполагалось, что отряд венецианских морских котиков наденет скафандры, подплывёт к турецким военным кораблям и продырявит им днища. Турки с жалобными криками затонут, и Венецианская республика будет спасена. Все счастливы.
К сожалению, магистрат Венеции не оценил по достоинству проект, и его члены, посоветовавшись, выдали что-то вроде: «Знаете, мы тут решили попробовать переговоры». В итоге отряды итальянского морского спецназа не были сформированы, с турками помирились на их условиях, а слава изобретателя первого в мире акваланга досталась Огюсту Денейрузу только в XIX веке.
2. Тактический боевой танк из дерева
Танк да Винчи с бронёй и без неё. Изображение: Turin National Gallery / Wikimedia CommonsКогда Лео в 1487 году просился на службу к герцогу Людовико Сфорца, то накатал ему избавленное от ложной скромности резюме. В числе прочего он там обещал его светлости построить ни много ни мало танк.
Вдобавок я умею мастерить повозки, крытые железом, безопасные, надёжные и неприступные; оснащённые пушками, они вихрем врезаются в сомкнутые шеренги врага, и никакое войско, сколь хорошо бы оно ни было вооружено, не могло бы перед ними устоять.
Леонардо да Винчи
Письмо герцогу Людовико Сфорца, 1482 год.
Под повозкой да Винчи подразумевал первый в мире танк. По задумке он был круглым (конструкция была вдохновлена панцирем черепахи) и собирался из тяжёлых деревянных досок, обшитых железом для защиты от огнестрельного оружия.
По окружности могучей военной машины располагались бойницы с лёгкими пушками, чтобы обстреливать поле боя на все 360°. Дна у танка не было — экипаж должен был ходить пешком. Уже в XV веке Лео предвидел, что сидячий образ жизни до добра не доведёт.
Внутрь можно было засунуть до восьми человек, служивших операторами орудий, и ещё двоих мехводов. Последние крутили валы, приводившие в движение четыре колеса сего агрегата.
На секундочку: эти атлеты за счёт одних своих бицепсов должны были возить по пересечённой местности 2–3 десятка лёгких бронзовых пушек, боезапас к ним и саму эту тачанку, которая тоже прилично так весила.
Какое они должны были развивать мускульное усилие, Леонардо в расчёт особо не брал. Конечно, ведь он инженер, стратег и создаёт общую концепцию, а более частными деталями пусть занимаются люди с мышцами.
Сфорца посмотрел на эту неостановимую машину убийства, сказал: «Лео, выглядит круто, но давай как-нибудь потом». И проект так и остался на бумаге.
Когда в 2010 году энтузиасты воспроизвели уменьшенную модель танка, то обнаружили, что да Винчи неправильно изобразил на чертеже зубчатую передачу. И в результате передние и задние колёса вращаются в разные стороны. Так что сколько ни крути валы, бронемашина будет на месте буксовать.
Фанаты изобретателя считают, что Лео специально спроектировал так аппарат — чтобы вражеские шпионы, умыкнувшие схемы, не смогли этого разрушителя воспроизвести в рабочем состоянии. Остальные же считают, что да Винчи просто ошибся.
3. Вертолёт с несущим винтом из накрахмаленной материи
Эскиз вертолёта Леонардо да Винчи. Изображение: Public DomainСтрого говоря, принцип работы этой штуковины придумал не Леонардо. Вот эта вращающаяся круглая спираль — так называемый архимедов винт. Считается, что учёный изобрёл его примерно в 250 году до н. э. Винт использовался греками и римлянами, чтобы поднимать в гору воду по наклонным трубам.
Однако, видимо, именно Леонардо первым в Европе додумался, что в воздухе архимедово устройство тоже будет работать. В 1493 году он создал проект летающего аппарата, смахивающего на вертолёт или, скорее, на автожир. Диаметр винта этого агрегата составил бы 4 метра.
Леонардо отметил в комментариях к эскизу, что винт следует изготовить из накрахмаленной льняной ткани, поддерживаемой проволокой на тростниковом каркасе. Более того, есть данные, что он создал уменьшенную модель устройства и заставил её подниматься в воздух, но до наших дней она не сохранилась.
Примерно такие же игрушки, кстати, делали китайцы в империи Цзинь в 320 г. н. э. Они брали палку, насаживали на неё плоский кусок бамбука, раскручивали как пропеллер и отпускали в неконтролируемый полёт. Называется чжуцинтин, или «бамбуковая стрекоза».
Но на пути Леонардо к полёту возникла одна трудность. Предполагалось, что воздушный винт машины будут вращать четверо человек, для которых предусмотрительный инженер установил ручки вокруг центральной оси ротора.
Загвоздка в том, что даже самые выносливые бегуны Италии не смогли бы носиться вокруг шеста на скорости 200 оборотов в минуту, чтобы поднять аппарат в воздух. В общем, та же проблема, что и с танком.
Экипажу банально не хватило бы сил приводить аппарат в движение, а двигателей внутреннего сгорания ещё не завезли.
Существует также одна маленькая, чисто конструктивная проблема. Вертолёту Леонардо сильно не хватает рулевого винта. Без него, даже если бы аппарат смог подняться в воздух, его корпус крутился бы в обратную от ротора сторону.
Так что тут надо рулевой винт на балке громоздить. Либо прикрепить поверх тряпичной спирали вторую, зеркально отражённую, чтобы компенсировать вращательный момент, как на каком-нибудь Ка-52. Об этом Лео, видимо, как-то не подумал.
Шарикоподшипник Леонардо да Винчи. Изображение: Public DomainНо от вертолёта была и некоторая практическая польза. Пытаясь прикрепить роторную ось к корпусу агрегата, да Винчи случайно изобрёл вполне современный шарикоподшипник. Правда, запатентовать его не догадался.
Поэтому формально создателем этой детали, применяемой в самых различных механизмах, числится валлиец Филипп Воган, закрепивший за собой разработку в 1791 году.
4. Парашют, который также может служить палаткой
Набросок парашюта Леонардо да Винчи. Изображение: Public DomainЧто делать, если во время полёта экипаж устанет крутить вал и аппарат начнёт падать? Леонардо всё предусмотрел. Нужно всего-навсего покинуть машину в воздухе, выпрыгнув с парашютом.
Итальянский художник придумал девайс для безопасного падения с высоты за 300 с лишним лет до того, как это пришло в голову официальному создателю парашюта — французскому изобретателю Себастьяну Ленорману.
Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м) в ширину и столько же в высоту, он может броситься вниз с любой высоты, не подвергая себя при этом ни малейшей опасности.
Леонардо да Винчи
«Атлантический кодекс».
И правда, устройство похоже на палатку. Если посередине воткнуть шест для поддержания формы, там и от дождя укрыться можно.
26 июня 2000 года британский воздухоплаватель Адриан Николас сделал точную копию парашюта да Винчи, поднялся на высоту 3 километров на воздушном шаре и прыгнул. И что бы вы думаете — сработало! Этот камикадзе вполне уверенно пролетел большую часть спуска на изобретении Леонардо.
Правда, на отметке в 600 метров Николас срезал стропы и остаток пути проделал на современном парашюте.
Дело в том, что, упоминая про отсутствие «малейшей опасности» в своих записях, Леонардо немного покривил душой. Его разработка, сделанная из досок и холста, весила порядка 84 килограммов. Если такая штука при приземлении накроет, даже самый опытный десантник не обойдётся без травм.
5. Автомобиль на пружинном ходу
Устройство пружинного двигателя. Изображение: Public DomainВидимо, в какой-то момент Леонардо решил, что танки и вертолёты, которые работают на рычажной и педальной тяге, далеко не уедут. В конце концов, машина должна везти человека, а не наоборот.
Оставалось понять, каким образом придать аппарату запас хода. Бензинового или парового двигателя под рукой не было, а если вмонтировать в него лошадь или осла (естественные движки, работающие на сене) — так это простая телега получится, никакой интриги. Но Леонардо нашёл способ создать реально автономную систему.
В телегу вставляем пару очень туго заведённых спиральных пружин в специальных барабанах — в дневниках да Винчи упоминал, что и одной пружины хватит, но он разместил две симметричные ради «приятной глазу гармонии». Вынимаем рычаг тормоза. Пружины начинают раскручиваться, через несложную передачу вращают колёса, и наш автомобиль едет вперёд.
Леонардо изобрёл не только пружинный двигатель, но и первый в истории автопилот! Как тебе такое, Илон Маск?
Сложная механическая система, состоящая из дифференциала, маховика и балансировочного колеса, могла поддерживать курс машины неизменно прямым, даже если она ехала без водителя.
Разворачиваем аппарат в нужном направлении, нагружаем чем-нибудь полезным, отжимаем тормоз — и устройство уезжает самостоятельно. В пункте назначения снова зажимаем тормоз, забираем груз, вставляем свежие взведённые металлические спирали, и беспилотный пружиномобиль отправляется в обратный путь.
У такого беспилотного агрегата есть несколько преимуществ перед современными электрокарами Tesla.
Во-первых, экологичность: энергия запасается в стальных пружинах, а не в литийионных батареях, и не возникает проблем с захоронением токсичных веществ из отработанных аккумуляторов.
Во-вторых, такие машины не требуют сложной инфраструктуры. Пружины можно заводить мускульной силой простого осла, работающего на сене и овсе, и обходиться без солнечных панелей, ветряков и гидроэлектростанций.
Но у пружиномобиля есть и незначительные минусы. Его автопилот способен поддерживать траекторию движения, но тормозить или поворачивать не умеет, что несколько затрудняет практическое применение механизма.
Кроме того, энтузиасты точно воспроизвели конструкцию Леонардо и обнаружили, что запас хода машины составляет приблизительно 40 метров, что немного уступает той же Tesla и уж тем более автомобилям с двигателем внутреннего сгорания.
Но если возить с собой большой запас готовых пружин, механизм для их взведения и осла, чтобы животное вращало его, можно значительно увеличить дальность поездки. В теории.
В процессе разработки автомобиля, кстати, Леонардо придумал такую полезную вещь, как бесступенчатая трансмиссия, или тороидальный вариатор. Да Винчи надел три разные шестерни на общий вал, и тот получил возможность менять скорость вращения по необходимости.
В 1886 году конструкция была запатентована неким Милтоном Ривзом и сейчас успешно применяется в автомобилях, велосипедах, фрезерных пилах и ещё много где.
6. Первый в истории газовый баллончик для самозащиты
Чтобы держаться подальше от аромата этого химического оружия, его лучше запускать во врагов вот такой баллистой. Леонардо и это предусмотрел. Изображение: Public DomainВ своём трактате «О благовониях, зловонных веществах и ядах» Лео упомянул следующий рецепт.
Возьми человеческий кал и мочу, вонючую лебеду, если же у тебя нет, капусту и свёклу и вместе положи в стеклянную банку, хорошо закупоренную, и в течение месяца держи под навозом, затем брось, где хочешь произвести зловоние, так, чтобы она разбилась.
Леонардо да Винчи
«О благовониях, зловонных веществах и ядах».
Выглядит как отличный инструмент против бродячих собак и уличных хулиганов. Если на вас напали, извлеките из внутреннего кармана заранее заготовленный таким образом снаряд и с силой бросьте под ноги нападающему.
Главное, бутылку выбирайте непрозрачную. Чтобы знакомые, случайно заметившие её, не рассмотрели содержимое. Иначе вас начнут считать странным.
Читайте также 🧐
- 20 неожиданных изобретений, которые стали повседневностью
- 11 мифов о Леонардо да Винчи, в которые вы верите совершенно зря
- ТЕСТ: Чьё это изобретение — мужское или женское? Определите!
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Женская история: девятнадцатая поправка и избирательное право женщин7 известных картин в Швейцарии
Восстание в Соуэто
5 основных достижений Леонардо да Винчи
You are here: Home / Основные достижения / 5 основных достижений Леонардо да Винчи
В истории есть люди, которые оказали такое большое влияние, что их вклад превзошел их опыт. Леонардо мог быть блестящим и талантливым художником, но многие из его самых больших достижений были не произведениями искусства, а проектами машин, намного опередивших его время. Леонардо да Винчи не только знаменитый художник, но и человек, сделавший ряд изобретений, которые оказались революционными. Многие люди считают Леонардо одним из самых блестящих людей, когда-либо живших, и он гораздо больше, чем просто художественный гений. Достижения, которых он достиг, охватывают гораздо больше, чем просто искусство. Своими изобретениями он также внес значительный вклад в математику и естественные науки. Важно иметь полное представление обо всех основных достижениях Леонардо. Вот несколько основных достижений Леонардо да Винчи.
1. Парашют
Это еще одно изобретение Леонардо, которое на самом деле ему не приписывают, потому что он сделал только эскиз парашюта. Леонардо, казалось, всегда был увлечен полетом и гравитацией. После его смерти было обнаружено, что у него был эскиз парашюта, который позволял бы человеку изящно дрейфовать вниз, а не просто падать с воздуха. Опять же, ему не приписывают изобретение парашюта, но многие считают его первым, кто придумал эту идею и сделал первый набросок конструкции.
2. Витрувианский человек
Многие считают Леонардо только знаменитым художником и художником, но некоторые из его достижений на самом деле относятся к области науки. Витрувианский человек был моделью, которую Леонардо сделал из человека, который был полностью пропорционален. Создавая эту модель, он существенно помог разработать технологию оптики и линз, которые использовались при создании телескопов. Несмотря на то, что Леонардо не получил признания при жизни, ему в конечном итоге приписали его вклад в науку благодаря его модели Витрувианского человека и технологии, которую он открыл. Другой его вклад в науку связан с его работами об эрозии горных пород и о том, как образовались горы. Он был одним из первых, кто разработал точную теорию осадочных пород. В то время его не считали ученым, но многие из вещей, о которых он писал, на самом деле оказались правдой и оказались большим вкладом в науку.
3. Шариковый подшипник
Леонардо нарисовал эскиз системы шарикоподшипника задолго до своего времени. Это изобретение изменило принцип работы машин. Эта технология обладает огромной силой, и идея Леонардо пришла в голову задолго до того, как она была изобретена. Возможно, он не смог бы создать эту систему самостоятельно, но он создал эскиз конструкции системы шарикоподшипников. Эта идея, которую он придумал, не получила широкой известности, и кому-то другому приписывают разработку первой системы шарикоподшипников. Тем не менее, он включен в его ранние наброски и показывает, что он, возможно, был первым, кому действительно пришла в голову идея этого изобретения. Причина, по которой Леонардо часто не считают изобретателем, а не художником, заключается в том, что многие из его изобретений не выходили за рамки простых эскизов.