фото, описание, адрес сайта, известные экспонаты, советы перед посещением, расположение на карте
| Дата основания | 1769 |
| Основатель | Медичи |
| Местонахождение | Флоренция |
| Адрес | Италия, Флоренция, Piazzale degli Uffizi, 2 |
| Посетители в год | 2,2 млн чел |
| Сайт | uffizi.it |
Повелители Флоренции – герцоги Медичи были покровителями науки и искусства. Расцвет эпохи Ренессанса привел к возникновению галереи Уффици. Формально она получила статус музея только в 1865, а открыла свои двери публике гораздо раньше.
История
Грандиозное здание, буквально именующееся Дворцом канцелярий, начали сооружать по распоряжению Козимо I Медичи в 1560 году. Архитектором назначили Джорджо Вазари. Сначала планировалось разместить там административные и судебные помещения, соединив проходом с Палаццо-Веккьо.
Позднее Франческо I Медичи перенес шедевры скульптуры и живописи из семейной коллекции в Уффици, положив тем самым начало экспозиции.
Музей упоминается уже в путеводителях конца XVI в., попасть туда можно было только по предварительной договоренности.
Официальное открытие галереи для широкой публики состоялось в 1769 году. по приказу Великого герцога Пьетро Леопольдо I, что позволяет отнести галерею Уффици к числу старейших музеев мира.
Уже тогда галерея могла похвастаться богатейшим собранием шедевров Микеланджело и Леонардо да Винчи. Пополнением экспонатов занимались все Медичи, а после прихода к власти Лотарингской династии — и герцоги Лотарингские.
Устройство галереи осталось неизменным со времен герцога Франческо. Величественный трехэтажный комплекс состоит из множества лоджий, парадной лестницы, галерей и коридоров. Выставка сохраняет принцип размещения произведений, предложенный Франческо.
Современность
Работы по реставрации и реконструкции галереи не останавливаются.
Уффици не раз страдала в войнах и конфликтах; последние серьезные разрушения связаны со взрывом в 1993 году, после чего рухнула башня Торре-деи-Пульчи, где хранились ценные рукописи и документы. Были безвозвратно утеряны три картины из коллекции Уффици.
В 2004 году. начаты работы по расширению первого этажа; туда перенесена часть коллекции из Палаццо Питти. Целью работ является создание законченного экскурсионного маршрута, ведущего посетителя в хронологическом порядке и в соответствии с развитием различных художественных школ.
Жемчужина Уффици – собрание автопортретов и портретов различных исторических деятелей, живших в разные эпохи.
Отдельный зал посвящен знаменитому флорентийцу, прославившему свою родину — Сандро Боттичелли.
Не меньший восторг вызывают работы других художников флорентийской школы: Фра Филиппо Липпи, Андреа Верроккьо, Доменико Гирландайо и множества других.
Тициан, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джотто, Беллини, Веронезе, Рафаэль — эти имена известны даже самому неискушенному посетителю, и работы этих мастеров можно увидеть в Уффици.
Неудивительно, что можно провести два-три часа в очереди на вход в этот прославленный музей.
Известные картины из этого музея:
Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”
Леонардо да Винчи “Благовещение”
Сандро Боттичелли “Клевета”
Сандро Боттичелли “Поклонение волхвов”
Вероккьо и Леонардо да Винчи “Крещение Христа”
Тициан “Венера Урбинская”
Микеланджело Караваджо “Медуза Горгона”
Мазаччо “Чудо со статиром”
Сандро Боттичелли “Мадонна Магнификат”
Симоне Мартини и Липпо Мемми “Благовещение”
Микеланджело “Мадонна Дони”
Сандро Боттичелли “Аллегория силы”
Леонардо да Винчи “Леда и лебедь”
Сандро Боттичелли “Благовещение Честелло”
«Благовещение» Леонардо да Винчи – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет.
Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди. Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—«Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния.
И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».
В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто. Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств. Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета.
Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.
Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.
Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре.
Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде. Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.
Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.
Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства. Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой.
Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.
Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо. Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя. Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.
Благовещение — Леонардо да Винчи
Предоставлено LeonardoDaVinci.![]() |
Первая работа двадцатилетнего мастера «Благовещение » еще не то, что можно было бы назвать леонардовским. Композиция повторяет многовековую модель с ангелом слева, Богоматерью справа и кафедрой в между; все изображено в архитектурной обстановке, которая выходит на пейзаж. Коленопреклоненный ангел великолепно молод с высоким лбом, стилизованными крыльями, богатой одеждой и лилией. Богородица, читая удивленная, в изумленном жесте поднимает руку и показывает красивое лицо, которое некоторые называют холодным. Ее поза с ровно расставленными коленями, покрытыми широкой и гибкой драпировкой, придает ей сильный монументальный характер.
Когда Благовещение прибыло в Уффици в 1867 году из Оливетанского монастыря Сан-Бартоломео, недалеко от Флоренции, оно было приписано Доменико Гирландайо, который, как и Леонардо, был учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо.
В 1869 году Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой экспатриантской художественной колонии во Флоренции, признал ее юношеской работой Леонардо да Винчи, что стало одним из первых отнесений сохранившейся работы к юношескому
Леонардо.
Верроккьо использовал краску на основе свинца и тяжелые мазки кистью. Он оставил Леонардо записку, чтобы он закончил фон и ангела. Леонардо использовал легкие мазки и не использовал свинец. Когда «Благовещение» подвергли рентгеновскому снимку, работа Верроккьо была очевидно, в то время как ангел Леонардо был невидим.
Эта картина, созданная совместными усилиями в мастерской Верроккьо, тем не менее является мастерским достижением и доказательством врожденного живописного таланта Леонардо да Винчи. Все в этом произведении отличается высоким поэтическим и стилистическим
качество: обращение с фигурами и их атрибутами, пространственное построение, далекие деревья и водоток, свидетельствующие о непреходящей любви художника к природе. В его живописи должно было произойти много изменений, ибо Леонардо да Винчи
был неутомимым новатором, но этой картины было бы достаточно, чтобы причислить его к числу величайших.
Мона Лиза
Тайная вечеря
Витрувианский человек
Спаситель мира
Автопортрет
Богородица с младенцем и святой Анной
Поклонение волхвов
Мадонна прядильщика
Крещение Христа
Благовещение
Дама с горностаем
Бахус
Голова женщины
Литта Мадонна
Портрет Джиневры де Бенчи
Битва при Ангиари
Святой Иоанн Креститель
Эмбрион в утробе матери
«Благовещение» Леонардо да Винчи
«Благовещение» Леонардо да Винчи, созданное между 1472 и 1475 годами, является одной из самых ранних работ, приписываемых ему.
Возможно, он изначально был алтарем в монастыре Сан-Бартоломео в Монте-Оливето и оставался там до 1867 года, когда был перенесен в Уффици.
Биография Леонардо да Винчи
Пожалуйста, включите JavaScript
Биография Леонардо да Винчи
На картине изображена знакомая сцена посещения Девы Марии ангелом Гавриилом, чтобы возвестить о скором рождении Христа. Это типично для многих изображений одного и того же предмета эпохи Возрождения, включающих черты, которые были бы мгновенно узнаваемы аудиторией того времени.
В эпоху Возрождения изображения Благовещения были очень однообразны. В целом Мария помещена буквально справа (как и подобает Пресвятой Богородице), а Гавриил — слева.
Габриэль, обычно в профиль, смотрит на Мэри, а она, в свою очередь, смотрит вперед. В этой версии ангел подчиняется Марии, кланяясь ей, когда он сообщает ей новость о том, что Бог заставил ее забеременеть. Он держит лилии, символ чистоты Марии, а также самой Флоренции, где была написана работа.
Оправа
Обстановка этих картин Благовещения часто находится в огороженном саду («hortus conclusus»), что является отсылкой к Христу и Его невесте из Песни Песней (см.
Песнь Песней 4:12), отсюда и ее значение. .
В «Песне Песней» сад является символом тела Невесты, замкнутого и закрытого для внешнего мира, но при этом плодородного. В свою очередь, это также символизирует саму Марию, чистую и защищенную от внешнего мира, но также плодотворную и рождающую Сына Божьего.
Фон этого сада уходит в туман, придавая картине неземной вид. Это отличает работы да Винчи от других изображений того же предмета эпохи Возрождения.
Он усиливает потусторонний характер картины, но также интересно выводит ее за пределы реальности, потенциально помещая ее среди мифов и легенд, а не истории.
Сад, который да Винчи решил изобразить, — это сад флорентийского дворца, опять-таки узнаваемый для местной публики. С горами и широкой сельской местностью на заднем плане может показаться, что мир Марии широк.
По правде говоря, фокус картины узок. Большой мир серый и туманный — весь свет и детали притягивают взгляд к Мэри и мягко намекают, насколько она важна.
Дева Мария
В отличие от Марии, которая была «сильно обеспокоена» в Библии (см. Луки 1:29NIV) Мария Да Винчи спокойна, отстранена и похожа на ребенка, ее рука покоится на книге, лежащей на кафедре перед ней.
В отличие от ее незрелого лица, у нее статная и зрелая фигура, ее положение указывает на ее взрослость и показывает ее готовность следовать воле Господа.
Но Мария да Винчи — это гораздо больше, чем просто священная переноска для младенцев. Картина дает много подсказок относительно ее значения и ее способностей. Во-первых, она является источником света на картине, окружающие ее золотисто-желтые оттенки затемняют даже великолепие ангела Гавриила.
Ее лицо, пусть и отстраненное, полно понимания. Она понимает, о чем ее просят, и готова позволить этому случиться для общего блага.
В настоящее время легко представить себе годы до двадцатого века как время ограничений для женщин, когда их не уважали и не обучали. Напротив, Мария да Винчи — ученый, читающий книгу до прибытия Гавриила (средневековые легенды представляли ее как ученого, так что это не редкость среди изображений одного и того же предмета).
Это сочетает в себе ее детские черты с уровнем понимания и зрелости, который может удивить современную аудиторию, но который аудитория эпохи Возрождения сочла бы ее «очень любимой» (см. Луки 1:28 NIV).
Религия эпохи Возрождения и Благовещение
Этот образ Марии совершенно очевидно является продуктом своего времени и веры, господствовавшей в то время и в том месте. Важно понять значение Марии для католицизма, чтобы понять, что она означает на картине и почему ангел поклоняется ей.
Католицизм и роль Девы Марии
В то время как в протестантских церквях Мария — это просто женщина, избранная для рождения Сына Божьего, в католицизме она возвышается над земным и получает статус святой. Отчасти это потому, что она была избрана Богом для этой уникальной задачи, но в католицизме Мария приобретает возвышенное значение.
Она становится почти самой Христоподобной, признанной посредником между Богом-Отцом и человечеством и превосходящей только Троицу (Бог-Отец, Святой Дух и Иисус Христос) по значимости.
Это хорошо видно в «Благовещении» да Винчи. Из-за этого наиболее значимой и важной частью картины является Мария; вот почему свет на картине исходит вокруг нее, и поэтому высота, ширина и глубина картины заканчиваются в ней.
Произведение представляет собой прославление Марии в тот момент, когда Бог показывает Ей, насколько она любима и важна. Другими значительными произведениями искусства эпохи Возрождения и барокко являются «Страшный суд» Микеланджело, «Менины» Диего Веласкеса и «Обнаженная маха» Гойи.
Гуманизм и Пресвятая Богородица
Однако существует альтернативное прочтение этого произведения, которое предлагает гуманистический взгляд на роль Марии, заимствующий ее католическое понимание. В этом прочтении Мария представляет человечество, принимая на себя роль в спасении человечества от самого себя. Ее спокойное принятие здесь — это отказ от Бога в мире и согласие с тем, что он больше не нужен человеку.
Гендерная политика
Можно считать это феминистской работой, поскольку картина рассказывает о культурной и образованной молодой женщине, на которую возложена ответственность за участие в спасении мира.
Это означает игнорировать значение католических образов и неправильно понимать роль Марии.
Как уже говорилось ранее, Мария находится в центре картины из-за ее роли в католицизме и потому, что она вторая по высоте после божества. Ее роль ограничивается ролью жены и матери; у нее есть рост, но на самом деле ее возможности ограничены, и как образец для подражания она укрепляет ожидания, традиционно возлагаемые на женщин.
Таким образом, хотя она и может противостоять некоторым тенденциям до двадцатого века, она не бросает вызов гендерному статус-кво.
Благовещение и Спор
Есть две версии картинки. Первая из них висит в Уффици, а вторая, написанная позже, висит в Лувре. У них обоих немного яркая история. Первая версия была «обнаружена» в 1867 году и теперь идентифицирована как работа Леонардо да Винчи и его мастера Андреа дель Верроккьо.
Верроккьо использовал свинцовую краску и тяжелые мазки, в то время как Да Винчи использовал легкие мазки и не использовал свинец.

