Легенда икар и дедал: Икар и Дедал | Мифология

Содержание

Дедал и Икар — мифы Древней Греции. Миф про Делала и Икара.

Миф про Дедала — великого зодчего, художника и скульптора древней Эллады и его сына Икара. Злой и жадный царь Минос держал их силой на острове Крит и по морю оттуда невозможно было сбежать. Тогда Дедал решил сбежать по воздуху…

«Дедал и Икар» читать

Дедал, потомок царя Эрехфея, жил в Афинах, был он великим зодчим, художником и скульптором древней Эллады. Он построил много прекрасных зданий и храмов, создал немало чудесных статуй, которые отличались таким большим мастерством, что о них говорили, будто они движутся и видят. Много изобрел Дедал полезных для людей орудий.
Жил у Дедала племянник, его ученик Талое. Он отличался еще большим талантом и мастерством, чем Дедал. Будучи мальчиком, он изобрел без помощи своего учителя пилу — на эту мысль его натолкнул вид рыбьей кости. Он изобрел циркуль, гончарный круг, долото и много других полезных предметов.
И вот Дедал, завидуя своему одаренному ученику Талосу, решил его убить. Однажды он сбросил его с высокого афинского Акрополя. Об этом узнали, и, чтобы избежать грозившего ему наказания, Дедал покинул родной город Афины и бежал на остров Крит, к властолюбивому царю Миносу, который радостно принял искусного мастера.
Минос поручил ему построить для страшного быка Минотавра огромное здание с множеством извилистых, запутанных ходов.
А был Минотавр полубык-получеловек, туловище было у него быка. И вот построил изобретательный Дедал для чудовища огромный лабиринт, состоявший из множества длинных подземных коридоров, откуда не знающему их невозможно было выбраться назад. Сюда царь Минос и поселил своего Минотавра.
Но Дедал вскоре понял, что царь смотрит на него, как на своего пленника, что за ним следят и не хотят отпустить, а ему хотелось покинуть Крит и вернуться на родину.
Однажды Дедал преподнес подарок Пасифае, жене Миноса, не сказав об этом царю. За это жестокий Минос решил отомстить художнику.
Он велел заключить Дедала вместе с его сыном Икаром в страшный лабиринт, но они сумели оттуда бежать. И вот Дедал твердо решил покинуть остров Крит, но осуществить это было почти невозможно. И подумал тогда Дедал: «Если морские пути для меня закрыты, мне остается одно лишь свободное небо. Всем может завладеть злой и жадный Минос, но только не небом!» И он стал размышлять о том, как бы подняться ему в воздух и овладеть свободной стихией.

Долго раздумывал Дедал, и, внимательно наблюдая за полетом птиц, он начал искусно прилаживать птичьи перья одно к одному, начиная от самого небольшого до самого длинного, и связывал их посредине льняными нитками, а внизу скреплял их воском. Так он сделал их похожими на настоящие большие крылья, затем он придал им небольшой изгиб, какой бывает при размахе у птиц.
Юный сын Дедала Икар внимательно следил за работой отца и стал ему помогать. Когда крылья были готовы, Дедал надел их на себя и, взмахнув ими, как птица, поднялся в воздух. Стал Икар просить отца сделать и ему такие же крылья и взять вместе с собой в полет. Сделал Дедал крылья Икару и перед отлетом стал его наставлять:
— Сын мой, держись, летя, середины. Если ты опустишься слишком низко, волны морские могут намочить тебе крылья и утонешь ты в море, а если поднимешься высоко, жаркое солнце может их опалить и растает воск, скрепляющий крылья. Держи путь свой между морем и солнцем, лети вслед за мной.
Сделав крылья Икару, он вскоре научил его подниматься над землей.
В день, когда решено было вылететь с острова Крит, Дедал раным-рано на заре прикрепил крылья Икару, обнял его, поцеловал и взлетел в воздух. Следом за ним полетел Икар.

Как птица, вылетевшая впервые со своим птенцом из гнезда, оглядывается назад, ободряет его и указывает, как легче лететь, так и Дедал оглядывался боязливо на своего сына Икара. В изумлении смотрели на них рыбаки, тянувшие на морском берегу невод; пастухи и земледельцы, шедшие за плугом, думали, не боги ли это летят над полями. И было уже под Дедалом и Икаром открытое море, остались за ними острова Самос, Патмос и Делос, Лебинт и Калимна, и были уже видны вдали берега Эллады. Немало людей дивилось, глядя на смелых воздухоплавателей. Стал Икар лететь смелей и, забыв про совет отца, поднялся высоко к небу, чтоб освежить свою грудь в холодном эфире. Но горячее солнце растопило воск, скреплявший перья на крыльях, они распались и повисли на плечах у Икара.

Напрасно несчастный юноша протягивал руки к отцу, воздух уже его не держал, и вот Икар стремительно падает в море. В испуге он только успел крикнуть имя отца и утонул в бушующих волнах. Оглянулся Дедал, услыша крик сына, но напрасно искал он его. — Икар, где ты? — долго кричал Дедал. Но плавали только перья на волнах морских. Опустился Делал на ближайший остров, и долго бродил он, печальный, по берегу моря. Вскоре прибило волнами к берегу тело Икара.
Похоронил Дедал любимого сына, и стал с той поры называться остров тот Икарией, а море, в котором утонул Икар, названо было в память о нем Икарийским.
Направил свой путь Делал из Икарии в Сицилию и был там радушно принят царем Кокалом. Он сделал для него и его дочерей немало прекрасных работ: построил красивый дворец на высокой скале, соорудил глубокую пещеру, в которой устроил подземное отопление, воздвиг храм Афродите и сделал для него золотые соты так искусно, что, казалось, наполнены были они настоящим прозрачным медом. Минос, стараясь разыскать Дедала, придумал хитрость. Он объявил, что даст большую награду тому, кто сумеет продеть нитку сквозь извилистую раковину. Кокал, прельщенный наградой, поручил выполнить это дело Дедалу. Искусный мастер привязал к ножке муравья нитку, и муравей протянул ее через раковину. Кокал сообщил об этом Миносу, и тот догадался тогда, что Дедал находится у Кокала. Тогда прибыл Минос на военных кораблях в Сицилию, чтобы вернуть к себе Дедала. Но дочери сицилийского царя, любившие Делала, решили погубить злого Миноса: они приготовили ему теплую ванну и, когда он сидел в ней, облили его кипящей водой.
Потеряв сына, Дедал с той поры не был уже больше счастлив. Сделав много прекрасного для людей, он дожил до глубокой печальной старости и умер, по одним преданиям, в Сицилии, а по другим — в Афинах, где после него остался славный род дедалидов, то есть потомков Дедала.

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.3 / 5. Количестов оценок: 57

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

ДЕДАЛ и ИКАР | Мифы о Дедале | Изобретения Дедала | Преступление Дедала | Лабиринт | Минотавр | Крылья Дедала | Падение Икара


Мифы об изобретениях Дедала. — Миф о преступлении Дедала и бегстве на Крит. — Бык бога Посейдона, Минос и Пасифая. — Миф о лабиринте Дедала: Минотавр. — Крылья Дедала и падение Икара. — Геракл, изображенный Дедалом.

 


Мифы об изобретениях Дедала

Имя мифического изобретателя Дедала в античности является собирательным именем для целой корпорации художников и даже ремесленников, занимавшихся изготовлением статуй богов.

Все древние статуи, особенно те, которым придавали какую-то чудодейственную силу, считались произведениями Дедала.

Подобно богу Гефесту (Вулкану) и Титану Прометею, Дедал — цивилизатор, научающий людей ремеслам и промышленности. Дедал также — механик и архитектор.

Происхождение Дедала малоизвестно. В мифах Дедал считается внуком афинского царя Эрехтея.

Дедал изобрел топор, бурав, станок. Также Дедал первым натянул паруса и научил людей управлять парусными судами.

Миф о преступлении Дедала и бегстве на Крит

У Дедала был ученик, который так же, как и учитель, изобрел много полезных инструментов — пилу, гончарный станок и другие. Опасаясь, как бы ученик не стал более знаменитым, чем он сам, Дедал, согласно греческому мифу, убил своего ученика и должен был покинуть родину.

Дедал отправился на остров Крит, мифический правитель которого, царь Минос, сын Зевса (Юпитера) и Европы и супруг Пасифаи, дочери Гелиоса, принял Дедала очень радушно.

 


Бык бога Посейдона, Минос и Пасифая

Желая приобрести расположение своих подданных, которые все без исключения были мореплавателями, царь Минос объявил им, что бог Посейдон (Нептун) исполняет все его желания. Чтобы подтвердить свои слова, царь Минос упросил морского бога подарить ему прекрасного быка, которого Минос обязывался принести ему же в жертву.

Тотчас же из морской глубины появился прекрасный белый бык, но Минос был так пленен его красотой, что решил оставить быка у себя, а в жертву богу Посейдону Минос принес одного из своих быков.

Разгневанный этим поступком бог Посейдон поручил богине Афродите (Венере) отомстить за него. И жестокая богиня любви не придумала ничего лучшего, как внушить царице Пасифае, жене Миноса, страстную любовь к белому быку.

Ужасное чудовище с головою быка — Минотавр — явилось плодом любви Пасифаи и быка Посейдона.

 


Миф о лабиринте Дедала: Минотавр

Чудовище Минотавр, сын Пасифаи, питался исключительно человеческим мясом.

Дедал и Икар. Фредерик Лейтон, 1869 г.

По приказанию царя Миноса Дедал выстроил Минотавру обширное здание, в котором было столько проходов и переходов, закоулков и углов, что попавший туда посетитель не мог найти выхода и должен был блуждать по этому лабиринту — так называлось это здание.

В лабиринт поместили Минотавра, который оставался там до тех пор, пока не был убит Тесеем. Минос, обвиняя Дедала в том, что он помог в этом деле Тесею (тем более что Дедал посоветовал Ариадне дать герою Тесею путеводную нить), заключил Дедала в темницу вместе с сыном Икаром.

Темница Дедала и Икара стояла на скале на самом берегу моря. Казалось, надо было отказаться от всяких попыток к бегству, но изобретательный Дедал придумал следующее: набрав птичьих перьев, он соединил их посредством проволоки и воска и сумел придать им форму гигантских птичьих крыльев.

Сын Дедала Икар, не предчувствуя того, что это изобретение отца будет причиною его погибели, с радостью помогал Дедалу в работе.

Крылья Дедала и падение Икара

Лишь только Дедал окончил свои крылья, он сейчас же решил испробовать их. Дедалу удалось подняться на большую высоту и даже совершенно спокойно и без больших усилий держаться над водой.

Довольный такой удачей, Дедал привязал также крылья и Икару, объяснил ему способ управления ими. Кроме того, Дедал дал Икару совет не слишком низко летать над уровнем моря, чтобы испарения, осаждаясь на крыльях, не замедлили бы его полета, а также не подниматься слишком высоко к небесному своду, дабы лучи солнца не растопили бы воска, которым были скреплены перья.

Вначале все шло хорошо. Икар следовал за отцом и помнил советы Дедала. Но, становясь все более и более отважным, Икар поднялся на большую высоту. Жгучее солнце растопило воск, и несчастный юноша, громко призывая отца на помощь, упал в море.

Морской пейзаж с Дедалом и Икаром. Питер Брейгель Старший, гравюра, 1562 г.

Огорченный Дедал должен был продолжать путь в одиночестве и прибыл на Сицилию, в город Камик, где построил великолепный храм в честь Аполлона. Дедал повесил в нем свои крылья и изобразил на стене красками всю историю своего полета над морем и смерть сына — Икара.

Дедал и Икар, миф о них, вдохновляли художников во все века и сильно занимали их воображение. Из античных изображений сохранились фрески в Геркулануме, на которых изображена гибель Икара.

Новейшие художники продолжают даже в наши дни трактовать этот сюжет. Еще не так давно ученики нашей Академии писали на эту тему конкурсные картины.

[Книга напечатана в 1878 году; имеется в виду Парижская академия художеств. ]

Есть более реальное объяснение бегства Дедала с Крита. Дедал придумал паруса и, подкупив стражей темницы, выпустивших Дедала с Икаром, укрепил паруса на корабле и ушел от своих тюремщиков, которые не могли поспеть за быстро несшимся кораблем Дедала.

Дедал известен главным образом в истории искусства тем, что первый придал своим статуям более жизненные формы. Дедал отделил ноги и руки от туловища, открыл статуям веки и выразил во всей фигуре движение.

 


Геракл, изображенный Дедалом

Дедал был очень дружен с Гераклом. Желая сделать Гераклу удовольствие, Дедал вылепил статую Геракла и поместил на той дороге, по которой Геракл должен был проходить, отправляясь побеждать какое-то чудовище.

Дедал сделал такую живую фигуру и так реально передал силу героя, что Геракл, не узнав в ней себя, вообразил, что перед ним достойный по силам враг, схватил огромный кусок скалы и бросил его в статую, которая разлетелась вдребезги.

Весь миф о Дедале как бы намекает на то удивление, которое испытывали люди архаической эпохи при виде неизвестных до того изобретений и произведений только что нарождающейся промышленности.

 



 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.

Миф о Дедале и Икаре: полет между крайностями

 

В 1903 году братья Райт изобрели первый успешный самолет. Ничто никогда не будет таким же, как человечество только что научилось летать. Это было большое дело. Люди были одержимы полетами на протяжении веков. Еще до создания Леонардо да Винчи сложных рисунков птиц и летательных аппаратов существовали мифы и истории о людях, летающих по небу.

Одна из этих историй была о Дедале и Икаре, древнегреческом мифе, знаменито записанном римским поэтом Овидием в его Метаморфозы . Согласно легенде, Дедал, мифический изобретатель, создал крылья из перьев и воска, чтобы сбежать с Крита, где он и его сын Икар находились в плену у царя Миноса. Однако Икар проигнорировал предупреждения отца и подлетел слишком близко к солнцу. Его крылья растаяли, и он упал в море, где и встретил свой конец.

 

Но давайте начнем с самого начала.

 

Дедал и Икар: Миф
Дедал и Икар , Андреа Сакки, ок. 1645, Musei di Strada Nuova, Генуя

 

История Дедала и Икара начинается задолго до рождения Икара. Дедал, как гласит миф, был непревзойденным скульптором. В одном из диалогов Платона Сократ упоминает легенду о том, что скульптуры Дедала нужно было привязывать, иначе они убежали. Искусство Дедала было настолько реалистичным, что в конце концов ожило. Не случайно многие древние деревянные культовые изображения во многих греческих храмах считались его произведениями.

Павсаний, писатель-путешественник второго века нашей эры, видел довольно много таких изображений, которые, как считалось, принадлежали легендарному скульптору, и писал, что они отражают ощущение божественного.

 

Но Дедал был больше, чем искусным художником. Он также был изобретателем. Древние приписывали ему ряд изобретений, наиболее важным из которых было столярное дело. В некотором смысле Дедал был мифическим эквивалентом человека эпохи Возрождения.

 

Дедал в Афинах
Пердикс, сброшенный Дедалом с башни , Уильям Уокер, по мотивам Чарльза Эйзена, 1774–1778, Британский музей, Лондон

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Однако была и темная сторона Дедала. Изобретатель был величайшим из своего времени, но было короткое время, когда он столкнулся с серьезной конкуренцией. Согласно Овидию ( Metamorphoses VIII. 236-259), Дедал родился в Афинах (другие источники утверждают, что он был критянином) и быстро стал уважаемым гражданином благодаря своим навыкам и уму. Его сестра считала, что ее сын Талос (в других источниках его также можно встретить как Калос или Пердикс) мог бы извлечь большую пользу, если бы учился вместе со своим дядей в Афинах. Мало ли она знала.

 

Дедал взял Талоса и научил его всему, что знал. Мальчик был молод и довольно остроумен. Он быстро усвоил все знания и начал применять их в окружающем мире. Вскоре Дедал понял, что мальчик не просто умен. Это было умнее его. Если бы Талос продолжал в том же духе, Дедал был бы полностью в его тени. Так, он сбросил Талоса со скалы Акрополя. Богиня Афина спасла Талоса, превратив его в птицу, получившую имя его матери Пердикс. Тем не менее, Дедала судили за этот поступок и изгнали из Афин.

 

Дедал на Крите

 

После изгнания из Афин Дедал нашел убежище при дворе царя Миноса, мифического царя Крита. Минос правил морями с могучим флотом, которому не было равных. С Дедалом в своем дворе он стал непреодолимой силой.

 

Во время своего пребывания при дворе Миноса Дедал получил шанс начать все сначала. Именно там у него родился собственный сын от рабыни по имени Наукрат. Мальчика звали Икар. Нет абсолютно никакой информации ни о ранней жизни Икара, ни о его отношениях с отцом.

 

Пасифая, Минотавр и лабиринт
Пасифая и Минотавр, 340–320 гг. до н. э., художник Сеттекамини, Национальная библиотека Франции

 

Дедал мог спокойно жить на Крите. Однако однажды его неожиданно попросили предложить свою помощь Пасифае, жене Миноса. Пасифае хотелось совершить один из самых гнусных поступков, какие только можно себе представить; спариваться с животным, а точнее с быком. Все началось с того, что Минос попросил Посейдона послать ему знак божественной милости в виде прекрасного быка. Царь пообещал, что вернет животное в виде жертвы. Бог исполнил желание Миноса, и из моря появился бык уникальной красоты.

 

Минос был рад видеть, что Посейдон благосклонен к нему, но не хотел приносить животное в жертву. Вместо этого он решил оставить быка и пожертвовать вместо него другим. Посейдон выполнил свою часть сделки, а Минос — нет. Наказание было неизбежным и пришло в виде божественного безумия, охватившего Пасифаю. Жена Миноса не смогла сдержать импульс спариться с быком, посланным Посейдоном. Не в силах совершить действие, поскольку бык также стал непослушным, она попросила помощи у Дедала.

 

Чтобы решить задачу Пасифаи, Дедал вырезал деревянную корову на колесах. Затем он « взял его, выдолбил внутри, зашил в шкуру коровы, с которой снял шкуру, и поставил на лугу, на котором пасся бык ». Пасифая попала внутрь деревянного чучела, обманувшего быка. Женщина, наконец, получила то, что хотела. От союза человека и животного родился Минотавр, получеловек-полубык.

 

Когда Минос увидел страшное существо, он попросил Дедала построить Лабиринт, чтобы спрятать его там.

Позже Минос использовал Минотавра, чтобы поддерживать террор в Афинах, попросив семь молодых женщин и семь молодых мужчин из города, чтобы их скормили зверю в качестве дани. В конце концов, Тесей, афинский герой, прибыл на Крит и убил Минотавра с помощью Ариадны, дочери Миноса. Некоторые древние писатели даже утверждают, что Дедал сыграл свою роль и помог паре в поисках головы Минотавра.

 

Дедал и Икар в тюрьме
Дедал и Икар , лорд Фредерик Лейтон, ок. 1869 г., частная коллекция, через Центр обновления искусства

 

Согласно Овидию, в какой-то момент Дедал возненавидел Крит и решил вернуться в свой дом. Однако Минос был полон решимости удержать изобретателя рядом с собой, даже если это означало заключение его в тюрьму. Другие писатели утверждают, что Минос бросил Дедала в камеру, узнав о его роли в грехе Пасифаи, побеге Тесея или просто для того, чтобы сохранить тайны Лабиринта в тайне.

 

Жизнь в тюрьме была нелегкой, но, по крайней мере, Дедал был не одинок; с ним был его дорогой сын Икар. Тем не менее, Дедал отчаянно пытался бежать с Крита.

 

«Он [Минос] может помешать нашему бегству по суше или по морю, но небо, несомненно, открыто для нас: мы пойдем этим путем: Минос правит всем, но он не правит небесами».
Овидий, VIII. 183

 

Итак, Дедал сделал то, что умел лучше всего; он думал нестандартно. Результатом его творческой лихорадки станет изобретение, которое тысячелетиями будет будоражить воображение западного мира, пока человечество не покорит небо. Дедал изучал движения птиц и построил устройство, имитирующее их. Затем он положил несколько перьев в ряд от самого короткого до самого длинного и связал их вместе с помощью пчелиного воска и нити. Все это время Икар играл с перьями, смеялся, не понимая, что прикасается к тому, что приведет к его трагическому концу.

 

Дедал, формирующий крылья Икара из воска , Франц Ксавер Вагеншон, 18 век, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Когда Дедал закончил, он надел крылья. Дедал и Икар смотрели друг на друга, а отец летел впереди своего сына. Он посмотрел на Икара и объяснил ему, как ему следует использовать крылья и чего следует избегать:

 

«Предупреждаю тебя, Икар, идти средним путем, а то влага отягощит твои крылья, если ты будешь лететь слишком низко, или если ты поднимешься слишком высоко, солнце их обожжет. Путешествие между крайностями. И я приказываю тебе не целиться ни в Волопаса, Пастуха, ни в Гелику, Большую Медведицу, ни в обнаженный меч Ориона: следуй курсу, который я тебе укажу!

Овидий, VIII.183-235

 

Предупреждения и инструкции Дедала имели для них драматический оттенок. Он понимал, что это не игра, а путешествие, которое может плохо кончиться. Страх за жизнь сына овладел им. Слезы текли из его глаз, а руки тряслись. Реакция Икара показала, что он не осознавал опасности полета. Тем не менее, другого выбора не было. Дедал подошел к Икару и поцеловал его. Затем он снова поднялся в небо, ведя впереди и обучая Икара, как правильно использовать свои крылья.

 

Овидий пишет, что пахарь, пастух и рыболов увидели летящих издалека Дедала и Икара и поверили, что они боги.

 

Падение Икара , Джейкоб Питер Гоуи, по Рубенсу, 1636-1638, Прадо, Мадрид

 

Дедал и Икар полетели и оставили позади себя Крит. Теперь они были вне досягаемости Миноса, но не в безопасности. Когда они приближались к острову Самос, Икар стал высокомерным. Он чувствовал непреодолимое желание лететь к небесам, как можно ближе к солнцу. Не обращая внимания на предупреждения отца, он летел все выше и выше, пока воск, скреплявший крылья, не растаял, и он не начал стремительно падать. Икар попытался взлететь, но теперь его руки были обнажены. Ему оставалось только выкрикивать имя своего отца.

 

«Отец!»

 

«Икар, Икар, где ты? Куда мне смотреть, чтобы увидеть тебя?» — закричал Дедал, но Икар уже утонул в темном море, которое впоследствии стало известно как Икарийское море.

 

«Икар!» — снова закричал он, но ответа не получил.

 

Плач об Икаре , Х. Дж. Дрейпер, 1898, Тейт, Лондон

 

Наконец, Дедал нашел тело своего сына, плавающее среди перьев. Проклиная свои изобретения, он отвез тело на ближайший остров и там закопал. Остров, на котором был похоронен Икар, получил название Икария.

 

Дедал только что похоронил своего сына, когда рядом с его головой пролетела маленькая птичка. Это его племянник Талос, которого теперь звали Пердикс, вернулся, чтобы насладиться страданиями человека, который чуть не убил его назло. Так заканчивается миф о Дедале и Икаре.

 

Икар, Фаэтон, Талос
Падение Фаэтона , Гюстав Моро, 1899, Лувр, Париж

 

История Дедала и Икара очень похожа на другой греческий миф о падении Фаэтона. Фаэтон был сыном Аполлона. В мифе Фаэтон настаивает на том, чтобы управлять колесницей солнца. Хотя Аполлон снова и снова предупреждает его, что это приведет к его концу, Фаэтон не отступает. Наконец, Фаэтон получает то, что хочет, только чтобы понять, что у него нет того, что нужно, чтобы управлять лошадьми колесницы. Затем он падает и встречает свой конец. Подобно Дедалу, Аполлон скорбит о своем сыне, но ничто не может вернуть его.

 

Интересно, что Овидий писал об Икаре и Фаэтоне, а также о Талосе (или Пердиксе) в своих Метаморфозах . В этих трех рассказах общая тема трагического падения молодого амбициозного человека. Во всех трех историях падшие встречают свой конец после того, как пытаются преодолеть определенный предел, который им не положено. Икар летит слишком близко к солнцу, Фаэтон настаивает на том, чтобы управлять колесницей солнца, даже если его предупреждают, что он так умрет, а Талос превосходит Дедала в изобретательности. Урок этих историй, по-видимому, заключается в том, что сын не должен торопиться превзойти отца.

 

Дедал и Икар: избегайте крайностей, наслаждайтесь полетом
Пейзаж с падением Икара , по Питеру Брейгелю Старшему, 1558, Королевские музеи изящных искусств Бельгии

 

Однако уникальным элементом истории Дедала и Икара является то, что Икару приказано лететь между крайностями; не слишком высоко, но и не слишком низко. Мы могли бы интерпретировать это как предупреждение, чтобы не быть слишком амбициозным, а также не становиться полностью лишенным амбиций. Икару поручено найти золотое сечение. Если подумать, это действительно хороший жизненный совет. Сколько молодых людей не перегорело из-за чрезмерного честолюбия? Скольким молодым людям так и не удалось развить свои таланты из-за апатичного подхода к жизни? Мы все можем вспомнить соответствующие примеры; возможно, друг, старый знакомый или даже член семьи.

 

В эпоху, когда продолжительность нашего внимания становится короче, а токсичная рабочая культура все больше становится нормой, становится все меньше и меньше возможностей летать между крайностями. В реальной жизни добиться золотого сечения трудно, часто невозможно.

 

Итак, что нам делать? На картине Брейгеля выше мы видим трех мужчин (пахарь, пастух и рыболов), занимающихся своими скромными повседневными делами. Однако, если мы посмотрим в правый нижний угол изображения, мы заметим, что кто-то тонет в море. Это Икар, который только что упал. В этой простой композиции, которая на первый взгляд кажется бессмысленной, кроется мрачное напоминание. В конце концов, что бы вы ни делали, как бы близко вы ни летали к солнцу или нет, жизнь будет продолжаться. Пахарь будет продолжать пахать, пастух будет продолжать следить за своими стадами, а рыболов будет продолжать ждать, пока рыба клюнет на наживку. Возможно, нам следует извлечь уроки из истории Дедала и Икара и просто насладиться полетом.

Миф о Дедале и Икаре.

Тесей убивает Минотавра.
Древнегреческая мозаика. Это история, которую часто приписывают римскому поэту Овидию в его выдающемся произведении Метаморфозы.

Основная тема рассказа связана с изобретательностью и гениальностью человека, а также с неправильным использованием этой гениальности, что часто может привести к нашему собственному падению.

Дедал упоминается в истории Тесея как изобретатель лабиринта, в котором находился Минотавр . Его описывали как изобретателя и ученого, чья изобретательность и интеллект не имели себе равных.

Лабиринт считается одним из его величайших творений. Он был устроен таким образом, что любой человек, отправленный в лабиринт, безнадежно заблудился и не смог выбраться. Только с помощью Ариадны , принцессы Крита, Тесей смог пройти лабиринт, убить Минотавра и сбежать. Дедал рассказал Ариадне секреты лабиринта, и таким образом Тесей смог покинуть лабиринт.

Дедал конструирует крылья для Икара
картина. Андреа Сакки

После побега Тесея с острова царь Минос был так разгневан, что запер изобретателя в башне за то, что он помог афинскому герою сбежать. Другие версии рассказывают, что Дедала посадили задолго до прибытия Тесея, чтобы тайны лабиринта не стали известны публике.

Дедал и его сын Икар провели свои дни взаперти в башне, не имея возможности выбраться по суше или по морю. Все корабли, покидающие остров, находились под пристальным наблюдением царя Миноса, который был полон решимости не дать Дедалу сбежать. Поэтому изобретатель решил, что если он не сможет спастись по морю, то он убежит с острова Крит верхом на ветрах. Оригинальная римская поэма описывает это вдохновение, когда Дедал утверждает:

«Хотя земля и вода в подчинении,


О жестокий Минос, твое владычество,
Мы пойдем по воздуху; конечно, воздух свободен.

Дедал собрал перья многочисленных птиц, насиживавшихся в его башне-тюрьме. Он сконструировал набор крыльев, которые мог носить мужчина, используя свечной воск и нить, чтобы удерживать перья на месте. Затем он построил крылья для своего сына Икара, который также был брошен в башне. Когда крылья были готовы, отец и сын приготовились прыгать с башни и лететь на свободу. Перед тем, как они это сделали, Дедал предупредил своего сына, чтобы он не летал слишком низко к морю, так как туман увлажнит его крылья и заставит его упасть. Он также предупредил мальчика, чтобы он не летал слишком высоко, так как тепло солнца растопит воск, удерживающий перья, и заставит его упасть на землю. Дедал предупреждает:

Проложить курс по среднему воздуху;


Если низко, волны увлажняют ваши слабеющие шлейфы;
Если высоко, солнце тающий воск поглощает:

Дедал и его сын спрыгнули с башни и взлетели над землей и в море. Фермеры и пастухи прекратили свою работу и посмотрели на дуэт, летящий, как птицы. Граждане Крита думали, что пара была богами, никогда прежде они не видели такого чудесного зрелища.

Траур по Икару
картина автор. Герберт Джеймс Дрейпер

Два летающих человека какое-то время путешествовали мирно. Они миновали острова Самос и Делос и в конце концов пролетели мимо Лебинфа. Все это время они старались не летать слишком низко или слишком высоко. Однако в конце концов Икар оставил руководство своего отца и начал летать все выше и выше, как будто слишком достигая небес.

Верный предсказанию отца, Икар взлетел слишком высоко, и жар солнца начал плавить воск, удерживающий перья на месте. Вскоре крылья полностью разрушились, и Икар рухнул в воздух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *