Кутузов в войне и мире: Образ Кутузова в романе «Война и мир»

Содержание

Образ Кутузова в романе «Война и мир»

Введение

Русские полководцы удостаивались большого внимания государей, политиков и писателей. Л.Н.Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он получился выдержанным, скромным, но сильным и великим.

Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа он встречается нам не так часто, как, например, французский император Наполеон Бонапарт. Но его присутствие мы чувствуем: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него надеются русские генералы, на него злится император Александр. Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа – он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

Отношение к Кутузову героев романа

Княгиня Друбецкая слезно просит князя Василия Курагина за своего сына Бориса, чтобы устроил его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову.

Старый князь Болконский пишет письмо своему другу – Кутузову, где высказывает просьбу о назначении его сына Андрея к нему в адъютанты. Солдаты за глаза называли Кутузова «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, где были строки: «Кутузовым-отцом». Андрей Болконский перед Шенграбенским сражением был в недоумении, как можно отправлять на верную смерть невинных людей. Но, посмотрев в глаза Кутузову, понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!»

Портрет Кутузова

Л.Н.Толстой дает неполную характеристику Кутузову, есть только небольшое описание внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя. Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добр, улыбчив, ласков, неравнодушен к окружающим. Его речь наполнена словами «голубчик», «дружок», «голубушка», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Особое отношение Кутузов проявлял к Андрею Болконскому. Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, а Болконскому сказал: «…помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…»

Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя самого. При смотре войск под Браунау Кутузов «прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам,..

а иногда и солдатам». Вспомнил он и Тимохина, сказав ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым из его человеческих качеств и характера полководца, истинного русского главнокомандующего. Он часто пишет о его душевном состоянии: «По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка», «Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг», сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Слезы катились из его глаз».

Кутузов и Аустерлицкое сражение

В романе «Война и мир» образ Кутузова подаётся нам не только в его положительной оценке. Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет. Да и сам император Александр был зол на Кутузова за Аустерлиц. Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понимал значения его слов, а он чувствовал всем своим существованием, что это будет крах.

Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда».

Он переживал за людей, за их жизни, ему не хотелось рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди. Когда приехал государь, «он принял вид подначальствующего, нерассуждающего человека», потому как знал, как относится к нему Александр. На вопрос государя, почему не начинаем, Кутузов отвечал: «…поджидаем…» Но усмешка государя дала ему знак – выступать. Решение было принято насильно. Да и мог ли он перечить? Когда же увидел Кутузов, что происходит на самом деле, что французы у них под самым носом, а отступать некуда, он был уже ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и показал на бегущих солдат. Ему было больно от того, что все ожидания его и думы оправдались, но ничего не смог он изменить.
На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…». Состояние Кутузова можно объяснить – он понимал весь ход этого сражения, но никто не прислушался к нему, разговор генералов был ему неинтересен.
После бегства русских при Аустерлице о Кутузове никто не говорил, «некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкою и старым сатиром».

Кутузов – полководец

Переход от Крейса до Цнайма – решение Кутузова, которое привело русских к цели. Неожиданная возможность спасти русскую армию, ошибка Мюрата дала шанс Кутузову увести войска. Оправив отряд Багратиона на задержание врага, Кутузов успел спасти остальных. Расчет или случайность помогли Кутузову выиграть Шенграбенское сражение, как бы то ни было – он великий полководец, заслуживший истинное признание.

Бородинское сражение уже было не за горами, а о Кутузове никто не вспоминал. Но все же комитет назначил его главнокомандующим армией, хотя знал о нерасположении государя к Кутузову. Это является доказательством того, что в Кутузова верили, его ждали, его уважали, его любили. Он держал русский дух, русскую веру, и он оказался выше и сильнее Наполеона. Неприметный, не притязающий ни на что, он явился в романе настоящим русским патриотом, который сражался не за себя, не за славу, а за государя и народ.

Это сочинение можно закончить словами Михаила Иларионовича Кутузова, которые он сказал Андрею Болконскому перед Бородинским сражением: «Да, немало упрекали меня и за войну, и за мир…а все пришло вовремя. Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Характеристика Кутузова в романе “Война и мир” – сочинение на тему

Михаил Илларионович Кутузов – великий полководец, именно он руководил русской армией в Отечественной войне 1812 года. Кутузов – один из тех героев, который является настоящим историческим персонажем. Именно под руководством Кутузова проходили такие знаменательные битвы, как Бородинская битва и сражение при Аустерлице. Какова же характеристика Кутузова в «Войне и мире».

Внешняя характеристика Кутузова

Несмотря на волевой характер русского полководца, внешность у него была неприметная. Он был невысокого роста и имел множества ранений, которые были следствием долгой военной жизни. Он прихрамовал на одну ногу и имел изуродованное лицо. На лице у полководца был шрам и ранение в висок. Результатом этого ранения являлся поврежденный глаз. Именно поэтому он часто носил на глазу повязку. Шрамы придавали ему грозное, устрашающее выражение лица, хотя, на самом деле, он был справедливым и невспыльчивым человеком.

В романе писатель описывает его уже пожилым человеком с множеством болячек: «Кутузов стоял все на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза…»

Образ Кутузова в романе

Безусловно М. И. Кутузов – великий полководец, который очень много сделал для победы русской армии над французами. Однако его образ всплывает в романе не так часто, как образ Наполеона. Но о нем постоянно говорят: кто-то им восхищается, кто-то не доверяет ему, но все признают в нем опытного стратега. О Кутузове часто говорят на светских раутах и приемах, но сам он редко появляется в таких местах. Его место – на войне, рядом с простыми солдатами.

Кутузов – опытный полководец. Солдат он любит, как родных и очень расстраивается, когда многие из них гибнут на полях сражений. Он интересуется, чем солдат кормят, нет ли у них каких-то заболеваний. Герой понимает, что от простого солдата зависит исход войны, поэтому важно, чтобы тот был всем доволен. именно поэтому его так любят простые люди. Заботе о солдатах Кутузова научил Суворов, другой опытный полководец, под началом которого начинал свою блестящую карьеру этот персонаж.

Отличительными чертами характера полководца являются доброта и сдержанность. Также он является любящим отцом, который очень трогательно пишет своим детям с полей боевых действий письма.

Отношение героев романа к Кутузову

Несмотря на то, что М. И. Кутузов был великим полководцем, в светском обществе к нему относились неоднозначно. Царь Александр I откровенно его недолюбливал, при этом признавал его заслуги в военном деле и уважал, как профессионала в своем деле. Он обвинял Кутузова в проигрыше битвы под Аустерлицем, но знал, что тот сделал все возможное.

Андрей Болконский скептически был настроен к Кутузову. Перед одним из сражений, когда Кутузов знал, что десятки молодых солдат погибнут, князя Андрея удивляло, насколько этот человек может быть хладнокровным. Но потом, посмотрев в глаза полководцу, он понял, что тот имеет право на такое поведение.

Очень многие княгини и их мужья пытаются пристроить своих сыновей поближе к полководцу, зная, что он заботится о людях вокруг себя. Даже старый князь просит пристроить своего сына Андрея к нему адьютантом.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Характеристика Кутузова «Война и мир». М. И. Кутузов – реальная историческая фигура, с чьим именем связана победа в Отечественной войне 1812 года. Здесь дается описание внешности этого героя, его характер, взаимоотношения с другими персонажами, а также отношение других персонажей к его фигуре.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Война и мир Толстой Л.

Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Кутузова в романе «Война и мир»

    Роман Толстого “Война и мир” — глубочайшее постижение социального общественного развития, философии, истории. Предметом художественного исследования является в нем роль выдающейся личности. Закономерно, что на страницах книги мы видим множество реальных исторических фигур: Наполеона, Александра I, Багратиона, Сперанского, Кутузова…
    В многочисленных философских отступлениях Толстой решительно отстаивает провиденциализм — учение, объясняющее ход исторических событий волей провидения, Бога. Все-таки нельзя игнорировать религиозный аспект взглядов великого мыслителя. Иначе не понять и той роли, которую сыграли в истории человечества два антипода — Наполеон и Кутузов.
    Выдвижение на политическую арену того или иного деятеля — это, по мнению Толстого, историческая необходимость. Важно то, в какой степени остается человек верен своему предназначению, высшему духовному началу в самом себе. Бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль гения, вершителя судеб человечества. Так, Наполеон склонен к театральным эффектам, к самолюбованию. Он утрачивает дух правды, простоты и добра. Для него люди на поле сражения — это только шахматные фигуры. Однако реальная история оказывается сложнее шахматной партии. Позорное бегство французского императора из России — наглядное тому подтверждение. . .
    Видное место в романе “Война и мир” занимает образ народного полководца Кутузова. Внешний облик его чем-то напоминает портреты простых русских солдат. Кутузов остается самим собой и на военном совете, и на поле боя. В нем нет театральности, ложной торжественности. Он отлично знает и понимает настроение армии. Смотр полка в Браунау проводится с одной лишь целью — показать союзникам, что русские войска устали. В свою очередь, приказ Багратиону начать Шенграбенское сражение мало напоминает язык субординации и устава. Кутузов провожает четырехтысячный русский отряд “на великий подвиг”. И он жалеет тех, кто неизбежно погибнет в неравной схватке с французами. Погибнет ради спасения армии. Вспомним и другой эпизод — Аустерлицкое сражение. Кутузов не торопится выполнить приказ императора о вводе войск в бой. Полководец отлично понимает, что боевой дух солдат низок и на победу надеяться не приходится. И это провидческое чувство не обманывает его.
    Война 1812 года выдвигает фигуру Кутузова в первый ряд крупнейших военных деятелей эпохи. Избрание его главнокомандующим закономерно. Именно на чувстве патриотизма, “которое более или менее смутно испытывали все, и основано то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям избранию Кутузова в главнокомандующие”.
    Бородинское сражение — один из кульминационных моментов войны с французами. От исхода его зависит очень многое. Как же ведет себя Кутузов? “Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему”. Странное поведение для полководца, но в этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум, знание ситуации. Кутузов уверен, что “решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”. Следовательно, нельзя считать Кутузова пассивным созерцателем. Об этом же свидетельствуют и проницательные мысли Андрея Болконского о русском главнокомандующем: “Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий, и он умеет предвидеть их, осмыслить их значение, и в силу этого отречься от участия в них, от своей личной воли, направленной на ситуативно правильное”.
    Все поведение Кутузова во время войны с французами — подчинение себя самого и русской армии “неизбежному ходу событий”. Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) — важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства — плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.
    Говоря о Кутузове, следует упомянуть еще две его существенные черты — религиозность и способность к состраданию. Эти качества сближают главнокомандующего с другими героями войны 1812 года. Вспомним сцену молебна перед Бородинским сражением. Толстой показывает религиозное единение русских людей. Кутузов “с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе… поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы”. Связь между этой сценой и победой на Бородинском поле несомненна…
    Во время панического бегства французов из России Кутузов всячески удерживает русские войска от бесполезных атак.. Мстительность чужда и простому русскому солдату, и главнокомандующему. После Красненского боя Кутузов жалеет пленных французов:
    “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”. И эти слова старого полководца находит отклик в сердцах русских…
    В финале романа “Война и мир” Толстой говорит о смерти Кутузова: “Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.
    В романе “Война и мир” образ Кутузова не сводится лишь к каким-то “полководческим доблестям”: мужеству, умению руководить войсками на поле боя и т. п. Нет! У Толстого все глубже и тоньше. Величие Кутузова в том и заключается, что он не пытается противиться естественному ходу событий, “понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли…”



/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Кутузова в романе «Война и мир»


Смотрите также по произведению «Война и мир»:


Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Произведение «Война и мир» представляет собой одно из лучших работ Л.Н.Толстого. Автор особенно четко показал разгром русских войск в 1812 году французской армии. Наряду с вымышленными именами героев семейств Ростовых, Болконских и Безуховых стоят исторические личности —  Сперанский, Наполеон, Кутузов.

Писатель превосходно запечатлел такие черты русского военачальника, как радушие к народу, близость к военнослужащим  и неприязнь к врагу. В основные моменты сражений Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный солдатским массам, действуя, как человек, любящий от всего сердца свою родину. Он здесь противопоставляется немецким генералам и Наполеону, так как те больше всего во всем преследовали корыстные цели. Если французский правитель показан во всей своей лжи и лицемерии, то образ Кутузова представляет собой воплощение добра, простоты и правды.

Он был замечательным стратегом, прошедшим суровую военную школу у Суворова. Война с французами  явилась прекрасным результатом  его искусства командующего, намного эффективнее маневренных действий Наполеона. Писатель пытается отметить также, что Кутузов был повсюду внимательным наблюдателем. Он старался не мешать происходящим действиям, и сам тоже не организовывал. Толстой считал, что Кутузов был лишь руководителем с моральной точки зрения, таким образом, он как бы принижал его. Но одновременно описатель показывал полководца, полным  кипучей энергии,  и решительности в ходе военных действий.

Особо видна его проницательность в момент, когда он приказывает оставить Москву  во имя Родины. Создается впечатление, что Кутузов показан как противоречивый образ, так как в одних эпизодах он представлен как пассивный созерцатель, а в других -настоящий патриот своей отчизны. Внешность Кутузова тоже очень выразительная. Простая фигура, обыкновенные жесты говорят о простоте и искренности полководца.

 Автор полагает, что если история, судьба непреодолимы, то незачем стремиться к активным действиям, что очень заметно у Кутузова. Имея прекрасную диспозицию и обученную армию, превосходящую противника он спокойно говорит о неблагоприятном исходе сражения в пользу французов. То же спокойствие мы замечаем на заседании военного совета. Кутузов даже заснул на нем. Он полагается на народную мудрость. Все его поступки именно с ней и согласованы, а многие этого и не замечают. Бородинская битва, как для автора, так и для полководца  является тем сражением, где должна одержать победу добрая сторона.   Итак,  Толстой показывает нам Кутузова во всем его превосходстве, как командующего армией, и как  человека, настоящего патриота своей родины.

Вариант 2

В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Кутузов был человеком зрелым, дряхлым, физически немощным, но умным, с ласковым взглядом, старческой улыбкой и выразительными жестами и фигурой. Главнокомандующий русской армии вел себя естественно, так, он спит на совете в Филях, ест курицу во время сражения, и, несмотря на свой опыт, не всегда доводил дела до конца. Он всегда был рядом со своей армией, находился в войсках во все важнейшие моменты, разговаривает просто и ясно. Также полководец был ласков в обращении с окружающими его людьми, он часто употреблял в своей речи уменьшительно ласкательные слова, например, голубчик.

Когда умер отец Андрея Болконского, Кутузов искренне и по-настоящему скорбел о смерти своего старого друга, а самому Андрею сказал, что он может служить для него заменой отца, и он всегда может положиться на него. Эта ситуация еще раз подчеркивает неравнодушие главнокомандующего.

Стоит отметить отношение Кутузова к солдатам. Он проявляет по отношению к ним искреннюю заботу, что показал смотр в Браунау, когда каждому из солдат он старался сказать хотя бы пару приятных слов, которые воодушевят его на бой. Он ласков в обращении с ними, умеет просто разговаривать с ними, не обращая внимание на различие в их положении.

Кутузов проявляет отеческое отношение к русским солдатам. Люди считают его народным полководцем, спасителем земли русской, Отечества.

В отличии от Наполеона, целью которого были слава и власть, у Кутузова основной задачей было защитить Родину. Для достижения этой цели он выбирает тактику удержания армии от войны, ключевого сражения и поддержания духа войска. Перед Аустерлицким сражением, он понимал, что оно будет проиграно, и ему было искренне жаль рисковать людьми и подвергать их опасности.

В целом, Кутузов является талантливым полководцем, истинно русским человеком, мудрым деятелем, выражает патриотический дух и нравственную силу русской армии. В произведении “Война и мир” главнокомандующий русской армии противопоставляется императору Франции, Наполеону Бонапарту, и на его фоне выглядит как светлый и чистый полководец. Несмотря на недовольство власти и личную неприязнь, Кутузов смог привести Россию к победе!

Сочинение про Кутузова

В своем самом популярном  романе Лев Николаевич Толстой поднимает множество обсуждаемых тем. Одной из которой является тема исторической личности, ее влияния на историю.

Кутузов — главная и неоднозначная личность в романе. С одной стороны Лев Николаевич Толстой дает положительную оценку Кутузову, говоря, что он слушает народ, уважает его мнение, пытается действовать на благо России. Но с другой отмечает, что его значение в истории мало, ведь именно народ стал той силой, которая помогла победить врага. Все это Толстой отлично показал, описывая образ Кутузова. Кутузов показан во время боевых действий, он самоуверен и решителен. На совете в Филях Кутузов принимает самое важное решение — оставить Москву французам. Он прекрасно осознает риск всей ситуации, но Кутузов отличный полководец, это доказывают последствия данного события — Россия выигрывает войну.

Роль Кутузова также раскрывается в конфликте с Александром Первым. Он не боится противостоять императору и настоять на своем верном решении.

Но Кутузов выступает главным персонажем не во всем романе. В самом конце Лев Толстой говорит, что Кутузов умирает в самый подходящий момент, никто даже не замечает этого и не переживает.

Его характер проявляется и в отношении к простым солдатам, он с ними дружелюбен, пытается сделать их жизнь на войне благоприятнее и удобнее, помогает достать одежду и еду. К высшим по званию Кутузов относится с уважением, но никогда не стремится завоевать доверие к себе, прежде всего он верен стране и своим взглядам. Кутузов всегда говорит прямо, очень грамотен и тактичен, знает несколько языков. А внешний вид Кутузова автор описывает так — один глаз, который показывает любовь и заботу, орлиный нос, на лице шрам, серьезная и статная походка, иногда усталый вид от постоянных военных действий.

Можно заметить, что Толстой отмечает — Кутузов является наблюдателем, он не оказал большого влияния на происходящие события, инициатором всего был народ, Кутузов лишь смог направить ситуацию в нужное русло, возглавить народ, подтолкнуть его к действиям.

Образ Кутузова олицетворяет всю Россию, всю ее противоречивость и неопределенность.

Другие сочинения:

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Моя любимая игрушка. Описание

    У него раньше был белый хохолок, но когда мы играли со старшей сестрой в парикмахеров, она обманула меня: сказала, что он отрастет, и мы его обрезали.

  • Сочинение на тему Слава науке 7 класс

    Наука всегда являлась двигателем прогресса. Такие предметы, которые облегчают жизнь человеку в настоящее время, как телефоны, различные гаджеты, техника, автомобили, все это создавалось на основе научных трудов

  • Характеристика и образ Кутузова и Наполеона в романе Война и мир Толстого сочинение

    Кутузов и Наполеон – два великих полководца, талантливейшие люди своего времени, сыгравшие огромную роль в истории человечества

  • Характеристика Лопахина и его образ в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Лопахин – купец и представляет лицо новой эпохи, которой и предстоит наполнить Россию, уничтожить прежние сословия

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» — поэма А. С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

ВОЙНА И МИР ОБРАЗ КУТУЗОВА

 

ОБРАЗ КУТУЗОВА

Подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух всего русского народа, Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего человека, презирающего всё показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчёркивает его связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». «Только признание в нём этого чувства заставило народ… выбрать его, против воли царя, в предводителя народной войны. И только это чувство поставило его на… высшую человеческую высоту». Своим, родным чувствуют Кутузова солдаты и лучшие люди из дворян.

Андрей Болконский так объясняет Пьеру замену Барклая де Толли Кутузовым: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

В своей философии истории Толстой стоял на неправильных позициях: исходя из стихийности исторического процесса, он отрицал роль личное: и в истории.

В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он правильно считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную окраску. Он приходит к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.

Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.

Основу его взгляда составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным опытом,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешён. Андрей Болконский говорит о Кутузове:

«Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход событий,- и он умеет виде-.ъ их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое…»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось. В романе выступает полководец, чрезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного плана контрнаступлений Кутузов губит Наполеона и его армию.

Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывающим громадное волевое напряжение. Так художник-реалист преодолевал философию фатализма.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так, он правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это -победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение войны в Европу требовало другого главнокомандующего.

«Представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов — живое лицо. Такое впечатление создаётся у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова — его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение.

Толстой даёт нам его то в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический анализ своего героя. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином.

Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю. Он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово.- Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось… Выпроводим гостей, отдохнём тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. А в письме к старику Болконскому он обнаруживает архаические черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентёров, и он бы поименован был».

Речь Кутузова (как и других героев в эпопее) богата самыми разнообразными интонациями — от официально-торжественной до фамильярно-бытовой.

Кутузов выступает в романе как живое лицо.


← ВОЙНА И МИР ПРОБЛЕМА МУЖИКА В РОМАНЕ. КАРАТАЕВ ЩЕРБАТЫЙ   ВОЙНА И МИР ВОЙНА И МИР НАРОД И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА →

Еще по данной теме::

  •     ЯЗЫК РОМАНА ВОЙНА И МИР   Язык романа. Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развит…

  •   ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ В. И. ЛЕНИНА Творческая деятельность Толстого продолжалась около шестидесяти …

  •   СМЕРТЬ ТОЛСТОГО 28 октября 1910 г., в одну из тёмных, сырых  осенних ночей, 82-летний Толстой…

  •   РЕАЛИЗМ ТОЛСТОГО Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти …

  •   РАЗБОР РОМАНА ВОСКРЕСЕНИЕ Роман Роман «Воскресение» написан Толстым в 90-х годах «Воскоесение»…


Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир

Император Александр I в 1805 году воевал против Наполеона на стороне Австрии. Если бы наступательные и оборонительные движения союзников были более организованными, то войны 1812 года можно было бы избежать. Летом царь отправил в австрийские земли две своих армии и назначил главнокомандующим одной из них генерала Кутузова. Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» Льва Толстого помогают увидеть причины поражения Русской армии в сражениях против французов.



Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Лицо фельдмаршала легко узнаваемо на исторических картинах, потому что ему пришлось потерять один глаз в турецких баталиях. Глубокий шрам придавал мужчине устрашающее выражение лица. Часто он носил черную повязку на изуродованной половине, чтобы не вызывать к себе сострадание невидящим глазом. Но шрам на виске от измайловской пули все равно оставался открытым.

Зато Кутузову свойственна была чуть заметная улыбка, превращающая его в заботливого старика. Лев Толстой часто упоминает об этой доброй, отеческой улыбке, располагающей к себе офицеров и простых солдат. Старческая одутловатость лица свидетельствовала о винных излияниях, необходимых для согрева и поднятия духа в полевых условиях.

Когда главнокомандующий прощается с Багратионом перед боем, по его щеке течет слеза из одинокого глаза. Лицо от влаги становиться мягким, выражает заботу и переживания. В конце Михаил Илларионович подставляет своему лучшему генералу щеку для поцелуя. Кутузов вел себя неприхотливо относительно быта, мог принимать генералов в расстегнутом мундире, потому что воротник жал его жирную шею.

Старик любит подремать в своем вольтеровском кресле, склонив на грудь голову, покрытую седыми волосами. Сутулость гнет его плечи книзу на седьмом десятке лет жизни, но он прекрасно держится в седле, как подобает командующему армией.



Человеческие достоинства и недостатки Кутузова

Михаилу Илларионовичу присуща доброта, он легко прощает капитана, разжалованного за хулиганство. Генерал умен и внимательный к мелочам, способный заприметить, каждую деталь формы, стоящего перед ним адъютанта. Всегда невозмутимый герой сохраняет спокойствие в критический момент в любой сложной ситуации. Всячески старается скрыть волнение и не выдать лихорадочно проносящихся мыслей в голове.

Главнокомандующий сдержан в ораторстве, особенно когда надо выступать перед всей армией. У него правильно поставлена речь, он изъясняется с изяществом, как и принято при дворе. Простой персонаж, созданный автором на основе исторических свидетельств, читатель видит, прежде всего, обыкновенным человеком. Маленькие радости интересуют его, неловкие слабости подчеркивают естественные недостатки характера.

Кутузов, как всякий любящий отец, писал письма своим детям. В свободное время он наслаждался хорошей художественной книгой и обожал скоротать вечер в обществе красивых женщин. Ему было свойственно отпускать шутки, чтобы разрядить обстановку. Шутил генерал одинаково задорно в обществе высших чинов, офицеров, солдат.

Самая важная черта характера Кутузова, по мнению автора, заключалась в том, что умел ласково разговаривать с солдатами. В его голосе звучало уважение, понимание и забота. Поглядывая на изношенные сапоги рядовых солдат, он так грустно покачивал головою, что каждому, наблюдая за стариком, становилось понятно, как тот огорчен.

В свое время генерал получил хорошее образование, его знание французского и немецкого языков вызывает уважение у Болконского. Командующий принял Андрея очень благожелательно, как сына своего старого друга, зная цену настоящей дружбе, проверенной в сражениях с врагом. Даже молодой князь хорошо знал о способности старика рыдать всхлипывая.

Кутузов часто крестился, как человек глубоко верующий полагался на силу господнюю, доверял крестному знамению. Лев Толстой восхищается боевым умением полководца, через слова автора читатель узнает, каким умным, мудрым был Старый ли Севера, как его величали враги. Но власть состарившегося генерала над армией была весьма условной. Ему приходилось в точности придерживаться предписаний, приходивших из Петербурга от военного руководства.

В создавшейся ситуации Кутузов предпочитал не вмешиваться в естественный ход событий, оставаясь при своем мнении, придерживаясь собственной точки зрения, но не имея возможности использовать свой опыт ведения сражений.

История и личность (образ Кутузова в романе «Война и мир»)

 «Война и мир» — исторический роман, в котором автором охвачены все стороны общественной жизни XIX века. В романе действуют вымышленные Толстым ге­рои — дворяне, крестьяне, солдаты, а так­же реальные исторические лица — импе­ратор Александр I, Наполеон Бонапарт, ге­нерал Багратион, генерал Даву, Аракчеев, Сперанский и, конечно же, Михаил Илла­рионович Кутузов, светлейший князь Смо­ленский и гениальный русский полково­дец, один из образованнейших людей своего времени. Кутузов в романе — чело­век неоднозначный. На образ полководца повлияла философия Толстого, согласно которой человеком движет неизбежный фатум. Не человек управляет своей судьбой, а судьба подчиняет человека своему закону. Есть что-то высшее — История, оказывающая непосредственное влияние на судьбы всех без исключения народов. Эта мысль проходит красной нитью через все произведение. В конце романа автор как бы подводит итог: «…в настоящее вре­мя… необходимо отказаться от сознавае­мой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость». По мнению Толстого, личность не имеет никакой свободы. Все, что происходит в реальном мире, проис­ходит вне желания человека, которое обусловлено историческими законами и подчинено им. Именно История, судьба определяют истинный ход событий, а че­ловек — винтик, машина в их руках. Одна­ко и без этого человека как личности не было бы истории.

Кутузов в романе появляется уже тог­да, когда русская армия отступает. Сдан Смоленск, повсюду видны картины разо­рения. Мы видим главнокомандующего глазами русских солдат, партизан, гла­зами Андрея Болконского и глазами са­мого Толстого. Для солдат Кутузов на­родный герой, который пришел остано­вить отступающую армию и привести ее к победе. «Говорят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда… Теперь, авось, и русским говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все отступа­ли, все отступали», — говорит о Кутузове Васька Денисов — один из партизан. Солдаты верили в Кутузова и преклоня­лись перед ним. Он ни на минуту не рас­стается со своей армией. Перед важными боями Кутузов находится среди вой­ска, говорит с солдатами на их языке. Патриотизм Кутузова — это патриотизм человека, верящего в мощь родины и бо­евой дух солдата. Это постоянно ощуща­ется его бойцами. Но Кутузов — это не только величайший полководец и стра­тег своего времени, это прежде всего человек, который глубоко переживает неудачи кампании 1812 года. Таким он предстает перед нами в начале своей де­ятельности на посту полководца. «До че­го… до чего довели! — проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором нахо­дилась Россия». И князь Андрей, кото­рый находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, видит слезы на глазах старика. «Они у меня будут конину жрать!» — грозит он французам, и мы по­нимаем, что это сказано не просто так, ради красного словца.

Так же, как и солдаты, смотрит на Куту­зова Андрей Болконский. С этим челове­ком его связывает еще и то, что он друг отца. Кутузов хорошо был знаком Анд­рею и раньше. Именно к Михаилу Илла­рионовичу послал служить князя Андрея его отец, в надежде, что Кутузов сумеет сберечь сына. Но, согласно философии Толстого, ни Кутузов, ни кто-либо другой не способны изменить того, что предназ­начено человеку свыше.

Совсем в другом ракурсе смотрит на полководца сам Толстой. Кутузов, по его представлениям, не может повлиять ни на отдельных людей, ни на ход истории в целом. В то же время этот человек оли­цетворяет то Добро, которое пришло с целью победить Зло. Зло воплощено в Наполеоне, которого Толстой считал «палачом народов». Позерство Наполео­на, его самовлюбленность и самонаде­янность — свидетельства ложного пат­риотизма. Именно Наполеона, по мысли Толстого, История избрала для пораже­ния. Кутузов лишь не мешает Наполеону пасть, поскольку, как умудренный жиз­ненным опытом человек, понимающий и признающий власть судьбы, знает, что Наполеон обречен. Поэтому он и ждет того момента, пока этот человек сам раскается в содеянном и уйдет. С этой целью он оставляет Москву, тем самым предоставляя Наполеону возможность спокойно все обдумать и осознать бес­плодность дальнейшей борьбы.

Поскольку история, судьба непреодоли­мы, незачем стремиться к активным дейст­виям — полагает автор и делает Кутузова выразителем своих идей. Этим и объясняется его бездействие в романе, которое особенно ярко проявляется перед боем в Аустерлице. Кутузов имеет прекрасную диспозицию и превосходящие противни­ка силы. Тем не менее он с удивительным спокойствием говорит о неблагоприятном для союзников исходе боя, как о деле уже давно решенном и от него не зависящем. «Я думаю, что сражение будет проиграно, и просил передать это государю», — гово­рит Кутузов Андрею Болконскому. То же спокойствие и безмятежность мы видим на заседании военного совета перед сра­жением. Он даже позволяет себе заснуть, говоря тем самым, что ему уже все извест­но заранее. Бездействуя, Кутузов полага­ется не только на свою житейскую муд­рость, но и на мудрость всего народа. Все его поступки согласованы именно с этой мудростью, поэтому многие его не пони­мают. Вспомним, как хотел дать генераль­ное сражение Александр I, как добивался он его от Кутузова. Но такое сражение во­шло бы в противоречие с естественным ходом событий. Кутузов это понимает и поэтому отказывается от генерального сражения.

Бородино как для Толстого, так и для Кутузова является той битвой, где долж­но победить Добро, на стороне которого воюют русские войска. Проследим, как действуют два великих полководца в Бо­родинском сражении. Наполеон волнует­ся, если он и ждет победы, то только в си­лу личной, ничем не обоснованной само­уверенности. Он надеется, что исход решат его действия, как стратега и пол­ководца. Совсем по-другому ведет себя Кутузов. Внешне совершенно спокойный, он не производит на Бородинском поле никаких распоряжений. Его участие сво­дится только к тому, чтобы согласиться или не согласиться с предложениями других. Кутузов знает, что это событие будет решающим как для русских, так и для французов. Но если для русских это будет началом далекой победы, то для французов   —   поражения.

Лишь единственный раз Кутузов проти­вопоставил себя воле всех остальных — на совете в Филях, когда он решил оставить Москву и тем самым выиграл войну.

Таким образом, Толстой нам показал Кутузова во всем его величии и как пол­ководца, и как человека. Кутузов не толь­ко опытный полководец, патриот, умный и чуткий человек, он личность, способная ощутить и понять естественный ход со­бытий. Соединяя в себе житейскую муд­рость и действуя согласно неизбежному ходу истории, он выиграл войну.

Жизнь в войне и мире Александра Микаберидзе

Русский герой войны, победивший Наполеона и ставший мифическим военным деятелем.

Последняя книга Александра Микаберидзе — первая современная англоязычная биография Михаила Голенищева-Кутузова, знаменитого российского фельдмаршала и главного героя эпоса Льва Толстого «Война и мир». Один из самых важных военных умов того периода, ему приписывают победу над
Наполеоном

Русский герой войны, победивший Наполеона и ставший мифическим военным деятелем.

Последняя книга Александра Микаберидзе — первая современная англоязычная биография Михаила Голенищева-Кутузова, знаменитого российского фельдмаршала и главного героя эпоса Льва Толстого «Война и мир». Один из самых важных военных умов того периода, ему приписывают победу над
Наполеоном и спасение России, хотя его слава не ограничивается наполеоновскими войнами. Как это часто бывает с национальными героями, Кутузов постепенно становился больше жизни, мессианским персонажем, который вел Святую Русь против пороков Революции и анархии; впоследствии советские лидеры использовали его
личность для еще более грандиозных замыслов.

Реальный Кутузов постепенно был заменен мифическим персонажем, появившимся в момент большой опасности, чтобы спасти Россию. Влияние этой пропаганды можно наблюдать и в современной России: в 2000 году опрос общественного мнения показал, что большинство россиян считают Кутузова Человеком XIX века, намного опережая известных писателей Александра Пушкина и Льва Толстого, композитора Петра Чайковского или ученого Дмитрия Менделеева, а опрос общественного мнения 2017 года поместил Кутузова в двадцатку самых выдающихся исторических личностей мировой истории (немного уступив Наполеону).

Насколько Кутузова почитают в России, на Западе он остается незамеченной фигурой, поскольку западная историография состоит всего из нескольких названий на английском, французском или немецком языках, подавляющее большинство из которых являются переводами старых советских произведений или заимствованы из их. Эта книга представляет собой новую биографию
фельдмаршала, исследуя его личную жизнь и военно-дипломатические достижения, опираясь на широкий круг первичных и вторичных источников, а также на российские архивные материалы. Микаберидзе предлагает по-новому взглянуть на историческую фигуру, характер которой остается неуловимым, но чьи
достижений неопровержимы.

На Кутузова. 278-й день Года войны и мира | Брайан Э. Дентон

День 278 года Войны и мира

P ринс Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, фельдмаршал Российской империи , наряду с Платоном Каратаевым, является одним из двух лиц в толстовском эпосе чье представление больше карикатурно, чем характерно.Это неплохо. Это сделано намеренно. Роман богат разносторонними, динамичными персонажами. Это персонажи, являющиеся зеркалом нашей собственной запутанной, запутанной и многогранной жизни. Однако Кутузов и Платон служат другой цели. Это дидактические творения, несущие мудрость как другим вымышленным персонажам, так и читателям. Платон Каратаев олицетворяет земную, простую жизнь. Кутузов, напротив, более возвышен, масштабен и космичен. Можно сказать, что Кутузов — это Марк Аврелий платоновскому Сенеке.

Нынче плоды кутузовской мудрости сдержанности, самодостаточного бесстрастного отношения к невзгодам и принятия провиденциального направления созревают, когда русская армия наконец выдвигается против французов.

Еще со времени Бородинского сражения Кутузова подталкивают к открытию атаки на французов. Он сопротивлялся этому призыву. Он сопротивлялся общественному мнению. Он сопротивлялся призывам своих товарищей-генералов, а также требованиям своего Императора. Всю дорогу он спокойно отдыхал в тех мудрых словах, сказанных когда-то князю Андрею много глав назад: «Сильнейшие из всех воинов эти двое — время и терпение.

По мере того, как война подходит к концу, обратите внимание на исход дуэли лидеров Наполеона и Кутузова. Наполеон, всегда стремившийся установить контроль над миром, терпит унизительное поражение при отступлении. Кутузов, напротив, выходит победителем во многом благодаря терпеливому терпению того, над чем он не властен, и мудрому, добродетельному применению того, над чем он властен.

Все то, к чему ты желаешь прийти окольным путем, ты можешь получить сейчас, если не откажешь в этом себе.А это значит, если ты не будешь обращать внимания на все прошедшее, а будущее доверишь провидению, а настоящее направишь лишь сообразно благочестию и справедливости. Сообразно благочестию, чтобы ты мог довольствоваться жребием, назначенным тебе, ибо природа создала его для тебя и тебя для него. Сообразно справедливости, чтобы ты мог всегда говорить правду свободно и без утайки и делать то, что соответствует закону и соответствует достоинству каждого. И да не помешает тебе ни чужая злоба, ни мнение, ни голос, ни даже ощущения убогой плоти, выросшей вокруг тебя; для пассивной части будет смотреть на это.

Марк Аврелий, Размышления

Война и мир Льва Толстого: Часть 13 Глава 17

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ: 1812 г. 17. ГЛАВА XVII

Кутузов, как и все старики, мало спал по ночам. Он часто неожиданно заснул днем, а ночью, лежа на спать, не раздеваясь, он вообще бодрствовал, думая.

Так он и лежал теперь на своей кровати, поддерживая свою большую, тяжелую, покрытую шрамами голову на пухлой руке, с открытым глазом, медитируя и вглядываясь в темноту.

Так как Беннигсен, который переписывался с Императором и имел более влиянием, чем кто-либо другой в штабе, стали избегать его, Кутузов спокойнее относился к возможности себя и своего войска вынуждены принимать участие в бесполезных агрессивных движениях. То урок Тарутинского сражения и накануне его, который Кутузов с болью вспоминал, должно же, думал он, как-то подействовать на другие тоже.

«Они должны понимать, что мы можем проиграть только в наступлении.Терпение и время — мои воины, мои богатыри», — думал Кутузов. Он знал, что яблоко нельзя срывать, пока оно зелено. Так и будет само падает, когда созрело, но если сорвать недозрелое яблоко, оно испорчено, дерево повреждено, а у вас оскомина. Как опытный охотник знал, что зверь ранен, и ранен так, как могла ранить его только вся сила России, но было ли оно смертельно ранено или нет, еще не было решено. вопрос.Теперь, судя по тому факту, что Лористон и Бартелеми были послан, и по донесениям партизан Кутузов был почти уверен что рана была смертельной. Но ему нужны были дополнительные доказательства, и это было необходимо подождать.

«Они хотят бежать посмотреть, как они ранили его. Подождите, и мы видеть! Непрерывные маневры, непрерывные наступления! — думал он. — Что для? Только отличиться! Как будто драться было весело. Они есть как дети, от которых нельзя получить разумного отчета о том, что произошло потому, что все они хотят показать, как хорошо они могут драться.Но это не то, что нужно сейчас.

«А какие хитроумные маневры они все мне предлагают! Кажется, им, что когда они подумали о двух или трех случайностях» (он вспомнил общий план, присланный ему из Петербурга) «у них все предусмотрел. Но непредвиденные обстоятельства бесконечны.»

Война и мир Льва Толстого — Руководство по чтению: 9780241265543

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

Вопросы и темы для обсуждения

ВВЕДЕНИЕ
Лев Толстой сказал: «Это не роман, еще менее это поэма и еще менее историческая хроника. Генри Джеймс причислил его к «большим рыхлым мешковатым монстрам» и добавил: «Толстой — это рефлектор, столь же обширный, как естественное озеро; чудовище, запряженное в свой великий предмет — всю человеческую жизнь!» Но как бы мы ее ни называли, « Война и мир » — это удивительное произведение: книга, в которой сочетаются исторические персонажи, яркие батальные сцены, несколько любовных историй, проницательные взгляды на повседневную жизнь, исследование западных идей и русской души, а также исследование о характере самой истории, между прочим.Это одновременно книга идей и эпический портрет обычной жизни в необычных обстоятельствах.

Пьер Безухов и князь Андрей Болконский — главные герои книги, но их истории — лишь две из многих нитей. Пьер, большой, неуклюжий и великодушный, наивный искатель больших истин — либерал с французским образованием, который неожиданно наследует титул и большое состояние, попадает в неудачный брак, балуется масонством, становится одержимым убийством Наполеона, и, наконец, находит покой в ​​стоическом, здесь-и-сейчас мировоззрении святого крестьянина.

Андрей — друг Пьера, но почти полная его противоположность. Несмотря на сильное стремление творить добро, Андрей обладает холодным, циничным умом, который видит сквозь корыстные претензии и иллюзии людей, с которыми он сталкивается при дворе и в армии, не говоря уже о его тираническом отце и набожной сестре. Он не способен играть в политику или предаваться сентиментальным заблуждениям; он скорее выполнит свой долг, сразится и умрет. Только в своем мучительном любовном романе с Наташей Ростовой, зажженном ее пламенным духом, прерванном горьким скандалом и вновь возгоревшемся перед смертью, Андрей обретает надежду и, в конце концов, своего рода трансцендентность.

Семья Ростовых — Наташа, ее брат Николай и ее родители — другие главные герои книги. Они, казалось бы, обычные люди: отец — сентиментальный мот, Николай — фанатичный кавалерист, а Наташа — энергичная наивка. А между тем их простодушная доброта, врожденный патриотизм, любовь к простым удовольствиям — балам, гуляниям, пирам, охоте, катанию на санях, народным танцам — и их сердечные радости и печали представляют собой обычный русский противовес беспокойным размышлениям и беспорядочным странствиям Пьер и Андрей.

Вторжение Наполеона в Россию — историческое событие, лежащее в основе романа, — бесповоротно меняет жизнь всех этих персонажей. Для некоторых — для Андрея и брата Наташи Пети, а также для многих тысяч других — вторжение резко кладет конец всем мечтам о будущем. Другим — Пьеру и Наташе, Николаю и сестре Андрея Марии — вторжение приносит много потрясений и печали, но в конечном итоге дает им второй шанс на счастье. Подобно Наполеону, ложно верящему, что он управляет историей, и подобно генералу Кутузову, благоразумно позволяющему истории управлять собой, все они были захвачены таинственным круговоротом людей и событий, историческим приливом, который неумолимо толкал их к судьбе, является одновременно полностью определенным и совершенно удивительным.


О ЛЬВЕ ТОЛСТОМ

Лев Николаевич Толстой родился в средней полосе России в 1828 году. артиллерийский полк на Кавказе в 1851 году. Принимал участие в Крымской войне, и появившиеся в результате Севастопольские зарисовки закрепили его репутацию. Прожив некоторое время в Санкт-Петербурге и за границей, он женился на Софи Берс в 1862 году, и у них было тринадцать детей.Счастье, которое это принесло ему, дало ему творческий импульс для двух его величайших романов, Война и мир (1869) и Анна Каренина (1877). Позже его взгляды становились все более радикальными, когда он отказался от своего имущества, чтобы жить простой крестьянской жизнью. После ссоры с женой он однажды ночью тайно сбежал из дома, чтобы найти убежище в монастыре. Он заболел и умер во время этого драматического перелета на маленькой железнодорожной станции Астапово в 1910 году.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
  • Как Толстой относится к своим женским персонажам — обреченной губатой Лизе; красивая, чарующая Элен; влюбленная, многострадальная Соня; набожная, неряшливая Марья? А что же Наташа? Как вы объясните ее трансформацию на протяжении всей книги, от ее дебюта в образе энергичной пикси до ее последнего воплощения в виде матроной домоседки?
     
  • Страстная привязанность Пьера к миру идей переносит его от одного увлечения к другому — от вольнодумца-франкофила к масону-филантропу и к потенциальному убийце антихриста Наполеону. Как вы думаете, что ищет Пьер? Почему он неизменно неэффективен, пытаясь воплотить свой энтузиазм в практические результаты? И как он изменился к концу книги?
     
  • Платон Каратаев, крестьянин, подружившийся с Пьером, когда оба находятся в плену у французов, является катализатором превращения Пьера в счастливого человека. Чему житейский искушенный Пьер учится у этого скромного человека? Есть ли в Каратаеве что-то исключительно русское? Как он соотносится с другими крестьянами, описанными в книге, например, с Лысыми Горами, имением Болконских?
     
  • Гордость Андрея Болконского удерживает его от политиканства и саморекламы других штабных офицеров и придворных чиновников, но она также отравляет его отношения с женой Лизой, с сестрой Марией и, на протяжении большей части книги, , со своей бывшей невестой Наташей.Как страшная рана и затяжная болезнь меняют его отношение к Марье, Наташе и вообще к жизни?
     
  • Толстой развивает свою собственную теорию истории на протяжении всей книги и весь свой второй эпилог посвящает ее разработке и защите. Что вы думаете о его теории истории? Как это выражается в жизни героев его книги — как исторической, так и вымышленной?
     
  • Наполеон и Кутузов — этюд контрастов, и ясно, кого Толстой считает лучшим человеком — и лучшим генералом.Как Кутузов добивается победы при Бородино и, в конечном счете, в России? Считаете ли вы, что его стиль руководства действительно лучший во всех обстоятельствах?
     
  • Что Толстой может сказать о слабостях, безрассудствах и достоинствах правящего класса России в период величайшего кризиса? Как влияют на ход войны интриги, протесты, махинации и заявления кутузовского генштаба и александровских министров и дипломатов?
     
  • Книга Толстого переполнена яркими сценами — бал, на котором Андрей влюбляется в Наташу, охота в имении Ростовых, Бородинское сражение и многое другое.Какие ваши любимые сцены из книги? Что они говорят о действующих лицах? О характере русской жизни того времени? Или о природе войны и истории вообще?
     
  • Книга населена множеством запоминающихся жуликов — отвратительными, цепкими братьями Курагиными; храбрый, буйный Долохов; честолюбивый, непостоянный Борис; среди прочих. Тем не менее, ни один из них не рассматривается как мультфильм. Как история меняет этих персонажей и наше восприятие их?
     
  • Как вы думаете, что бы сказал Толстой о наших нынешних вождях и их отношении к истории, войне и миру?
  •  

    Кутузов — Александр Микаберидзе — Oxford University Press

    Русский герой войны, победивший Наполеона и ставший мифическим военным деятелем.

    Последняя книга Александра Микаберидзе — первая современная англоязычная биография Михаила Голенищева-Кутузова, прославленного российского фельдмаршала и главного героя эпоса Льва Толстого «Война и мир». Один из самых важных военных умов того периода, ему приписывают победу над Наполеоном и спасение России, хотя его слава не ограничивается наполеоновскими войнами. Как это часто бывает с национальными героями, Кутузов постепенно становился больше жизни, мессианским персонажем, который вел Святую Русь против пороков Революции и анархии; впоследствии советские руководители использовали его личность для еще более грандиозных замыслов.

    Реальный Кутузов постепенно был заменен мифическим персонажем, появившимся в момент большой опасности, чтобы спасти Россию. Воздействие этой пропаганды можно наблюдать и в современной России: в 2000 году опрос общественного мнения показал, что большинство россиян считают Кутузова «Человеком XIX века», намного опережая известных писателей Александра Пушкина и Льва Толстого, композитора. Петр Чайковский или ученый Дмитрий Менделеев, а опрос общественного мнения 2017 года поместил Кутузова в двадцатку самых выдающихся исторических личностей в мировой истории (немного уступая Наполеону).

    Насколько Кутузова почитают в России, на Западе он остается незамеченной фигурой, поскольку западная историография состоит всего из нескольких названий на английском, французском или немецком языках, подавляющее большинство из которых являются переводами старых советских произведений или заимствованы из их. Эта книга представляет собой новую биографию фельдмаршала, исследуя его личную жизнь и военно-дипломатические достижения, опираясь на широкий круг первичных и вторичных источников, а также на российские архивные материалы. Микаберидзе предлагает по-новому взглянуть на историческую фигуру, чей характер остается неуловимым, но чьи достижения неопровержимы.

    Война и мир | Опера Шотландия

    Война и мир

    Война и мир

    Туры по декадам

    Туры по местам

    Музыка
    Сергей Прокофьев (род. Сонцовка, Украина, 23 апреля 1891 г.; умер в Москве 5 марта 1953 г.)

    Текст
    Композитор и Мира Мендельсон (его вторая жена)

    Источник
    Роман (закончен в 1869 г.) Льва Толстого (1828-1910), повествующий о вторжении Наполеона в Россию.

     

    Премьеры
    Первое исполнение: Москва, 16 октября 1944 г. (неполное, концертное).
    Первое выступление в Великобритании: Лидс (ратуша), 19 апреля 1967 г. (концерт).
    Первое выступление в Шотландии, Глазго (Королевский театр), 22 января 2010 г.
    Премьера Шотландской оперы: нет данных (оркестр и техническая поддержка вышеуказанной постановки).

     

    Фон

    Война и мир — самая амбициозная из опер Прокофьева, и он никогда не видел ее удовлетворительной.Основным периодом сочинения были 1941-43 годы, и он продолжал перерабатывать его до самой смерти. Это было в высшей степени актуально, поскольку Гитлер повторил попытку Наполеона провести массированное вторжение. Это, несомненно, одна из величайших опер 20-го века, охватывающая обширное полотно и имеющая всеобщий успех. Он приобрел известность, когда был выбран в качестве первой постановки, открывшей Сиднейский оперный театр. Английская национальная опера провела успешную премьеру в Великобритании в 1972 году и представила эту постановку в Нью-Йорк Метрополитен.

    Музыка вообще в двух стилях.Мирные сцены полны мелодий, напоминающих его великие балетные партитуры, такие как « Ромео и Джульетта ». Военные сцены содержат отголоски памятной музыки, сочиненной для эпических фильмов Эйзенштейна, таких как Александр Невский и Иван Грозный .

    Актерский состав содержит десятки именных ролей для отдельных персонажей, российских гражданских лиц, а также французских и русских офицеров. Большинство выдающихся персонажей перечислены ниже.
     

     

    Главные действующие лица
    Князь Андрей Болконский (баритон)
    Граф Петр Безухов (Пьер), друг Андрея и Ростовых (тенор)
    Граф Илья Ростов (баритон)
    Наташа Ростова, его дочь (сопрано)
    Соня, ее двоюродная сестра (меццо-сопрано)
    Элен Безухова, жена Пьера (меццо-сопрано)
    Князь Анатоль Курагин, брат Элен (тенор)
    Фельдмаршал князь Кутузов, командующий русской армией (бас)
    Наполеон Бонапарт (баритон)

     

    Краткое изложение сюжета
    В мирных сценах преобладает встреча и помолвка Андрея и Наташи.Он еще молод, но недавно овдовел и меланхоличен. Она моложе и красивее, но незрелая. Она обижается на ее недружелюбный прием со стороны родственников Андрея и позволяет Анатолию соблазнить себя.

    Когда начинается вторжение, Андрей возвращается в армию в качестве штабного офицера при Кутузове. Смертельно ранен под Бородино. Среди хаоса войны, когда Кутузов покидает Москву и она подожжена, сцены сосредоточены на триумфе русского народа. Наташа и Андрей примиряются перед его смертью.В конце концов Наташа выходит замуж за Пьера, который остался верным другом и беспомощным наблюдателем всех этих событий.

    Образ Кутузова из романа «Война и мир». Понимание духа армии

    Кутузов — главнокомандующий русской армией. Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и в то же время в сюжете произведения. У него «пухлое, изуродованное ранами лицо» с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступает.На страницах романа Кутузов впервые появляется в эпизоде ​​рецензии под Браунау, поражая всех своим знанием дела и вниманием, скрытым за кажущейся рассеянностью. Кутузов умеет быть дипломатичным; он достаточно хитер и говорит «с изяществом выражения и интонации», «с нежностью почтительности» подчиненного и не рассуждающего человека, когда речь не идет о безопасности родины, как перед Аустерлицкой битвой. Перед Шенграбенской битвой Кутузов, плача, благословляет Багратиона.

    В 1812 году Кутузов, вопреки мнению светских кругов, получил князьское достоинство и был назначен главнокомандующим русской армией. Он любимец солдат и офицеров. Кутузов с самого начала своей карьеры главнокомандующего считает, что победа в походе «требует терпения и времени», что не знания, не планы, не разведка могут решить все дело, а «что-то другое, независимо от интеллекта и знаний.Согласно историко-философской концепции Толстого, человек не в состоянии реально влиять на ход исторических событий. У Кутузова есть способность «спокойно созерцать ход событий», но он умеет все видеть, слушать, запоминать, ничему полезному не мешать И вредному не допускать.Накануне и во время Бородинского сражения полководец следит за подготовкой к сражению, вместе со всеми воинами и ополченцами молится перед иконой Смоленской Божией Матери, а во время сражения управляет «неуловимая сила», именуемая «духом армии».Кутузов испытывает мучительные чувства, решив покинуть Москву, но «всем своим русским существом» он знает, что французы будут разбиты. Направив все силы на освобождение родины, Кутузов умирает, когда его роль исполнена, а враг изгнан за пределы России.»Эта простая, скромная и потому поистине величественная фигура не могла лечь в ту лживую форму европейского богатыря, который якобы управляет людьми, которую выдумала история». Багратион — один из самых известные русские полководцы, герой Отечественной войны 1812 года, кн.В романе он выступает как реальная историческая личность и участник сюжетного действия. Багратион «невысокого роста, с восточным типом лица твердого и неподвижного, сухой, еще не старый человек». В романе он участвует в основном как командующий Шенграбенской битвой. Перед операцией Кутузов благословил его «на великий подвиг» по спасению армии. Одно только присутствие князя на поле боя многое меняет в его ходе, хотя видимых приказов он не отдает, но в решительный момент спешивается и сам идет в атаку на глазах у воинов.Его все любят и уважают, о нем известно, что за его храбрость еще в Италии сам Суворов подарил ему шпагу. Во время Аустерлицкого сражения Багратион в одиночку целый день отбивался от дважды сильнейшего противника и при отступлении беспрепятственно выводил свою колонну из поля боя. Именно поэтому Москва избрала его своим героем, в честь Багратиона был дан обед в английском клубе, в его лице «оказывалась должная честь военному, простому, без связей и интриг, русскому солдату…».

    ОБРАЗ КУТУЗОВА

    Написав «Войну и мир», Л. Н. Толстой создавал не просто роман, он создавал исторический роман. Многие страницы в ней посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.

    В связи с этим в романе выступают многие реальные исторические персонажи, так или иначе влиявшие на состояние европейского и российского общества в начале XIX века. Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский.И среди них есть персонаж-знак с совершенно особой смысловой наполненностью — генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, Светлейший князь Смоленский — гениальный русский полководец, один из образованнейших людей своего времени.

    Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от реального исторического лица. Кутузов для Толстого есть воплощение его исторических новаций. Это особая фигура, человек, наделенный инстинктом мудрости. Это как бы вектор, направление действия которого определяет сумму тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.

    «История, то есть бессознательная, копошащая, общая жизнь человечества, каждую минуту жизни царей использует для себя, как орудие для своих целей».

    И еще одна цитата: «Всякое действие… в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и определено навеки».

    Такое понимание истории делает всякую историческую личность роковой личностью и делает его деятельность бессмысленной. Для Толстого в контексте истории оно выступает пассивным залогом социального процесса.Только поняв это, можно объяснить действия, вернее, бездействия Кутузова на страницах романа.

    В Аустерлице, имея превосходящее число солдат, отличное расположение, генералитета, того самого, которого он впоследствии приведет на Бородинское поле, Кутузов меланхолично замечает князю Андрею: «Я думаю, что сражение будет проиграно, и Я сказал так графу Толстому и просил его передать царю».

    А на заседании военного совета перед боем он просто, как старик, позволяет себе заснуть.Он уже все знает. Он знает все наперед. Он, несомненно, обладает тем «роевым» пониманием жизни, о котором пишет автор.

    Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельдмаршалу живого человека, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и гневу, состраданию и жестокости.

    Ему тяжело приходится в кампании 1812 года. «До чего… до чего довели!» — вдруг взволнованным голосом сказал Кутузов, ясно представив себе положение, в котором находилась Россия.И видит князь Андрей слезы в глазах старика.

    «Мою конину съедят!» — грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Он умел держать свое слово!

    Воплощена коллективная мудрость в своем бездействии.Он делает вещи не на уровне понимания их, а на уровне какого-то врожденного инстинкта, как крестьянин знает, когда пахать и когда сеять.

    Кутузов не дает французам генерального сражения, не не потому, что он этого хочет — этого хочет государь, этого хочет весь штаб, — а потому, что это противоречит естественному ходу вещей, которого он не может выразить словами.

    Когда происходит это сражение, автор не понимает, почему Кутузов выбирает Бородинское из десятков подобных полей, не лучше и не хуже других. Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон действовали невольно и бессмысленно. Кутузов на Бородинском поле никаких приказов не отдает, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что в конце боя зверь получил смертельную рану. Но ему нужно время, чтобы умереть.Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, Один против всех. Его бессознательный народный разум побеждает сухую логику военной стратегии. Оставив Москву, он выигрывает войну,

    Подчинив себя, свой разум, свою волю стихии исторического движения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Толстой: «Человек есть раб истории».

    Введение

    русских генерала пользовались большим вниманием государей, политиков и писателей.Лев Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он оказался выдержанным, скромным, но сильным и великим.

    Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа мы видим его не так часто, как, например, французского императора Наполеона Бонапарта. Но мы чувствуем его присутствие: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него полагаются русские генералы, на него гневается император Александр.Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа — он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

    Отношение героев романа к Кутузову

    Княгиня Друбецкая со слезами на глазах просит у князя Василия Курагина сына Бориса устроить его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову. Старый князь Болконский пишет письмо своему другу Кутузову, где просит назначить к нему в адъютанты своего сына Андрея.Солдаты называли Кутузова за спиной «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, в которой были строчки: «Кутузов-батюшка».

    Андрей Болконский перед Шенграбенской битвой недоумевал, как отправить на верную смерть невинных людей. Но, посмотрев в глаза Кутузову, я понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о гибели этих людей!»

    Портрет Кутузова

    Лев Толстой дает неполное описание Кутузова, есть лишь небольшое описание его внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя.Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добрый, улыбчивый, ласковый, неравнодушный к окружающим. Его речь наполнена словами «милая», «друг», «милая», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Кутузов проявлял особое отношение к Андрею Болконскому. Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, и сказал Болконскому: «… помни, друг, что я твой отец, другой отец…»
    Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя. Инспектируя войска под Браунау, Кутузов «прошел ряды, изредка останавливаясь и говоря несколько добрых слов офицерам. .. а иногда и солдатам». Вспомнил он и Тимохина, сказавшего ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым от его человеческих качеств и характера полководца, настоящего русского главнокомандующего.Он часто пишет о своем душевном состоянии: «Едва заметная улыбка пробежала по одутловатому, изуродованному раной лицу Кутузова», «Христос с вами. Благословляю тебя на великий подвиг, — сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Из глаз его катились слезы.

    В романе «Война и мир» образ Кутузова предстает перед нами не только в его положительной оценке. Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет.Да и сам император Александр злился на Кутузова за Аустерлиц. Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понял смысла его слов, и он всем своим существованием чувствовал, что это будет крах. Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «. ..он казался измученным и раздражительным», «сердито говорил», «горько вскрикивал», «сердитое и едкое выражение взгляда его». Он беспокоился о людях, об их жизнях, он не хотел рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди.Когда государь прибыл, «он принял вид властного, не осуждающего человека», потому что знал, как с ним обходился Александр. Когда государь спросил, почему мы не едем, Кутузов ответил: «…ждем…» Но улыбка государя дала ему знак — говорить. Решение было принято силой. И как он мог противоречить? Когда Кутузов увидел, что происходит на самом деле, что французы прямо под самым их носом, и отступать некуда, он уже был ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и указал на бегущих солдат.Ему было больно, что все его ожидания и мысли оправдались, но он ничего не мог изменить.
    На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, от которого, как бы освобождаясь, его толстая шея переплывала на воротник, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники , и почти уснул. ..». Состояние Кутузова можно объяснить — он понимал весь ход этого сражения, но его никто не слушал, разговор генералов был ему не интересен.
    После бегства русских под Аустерлицем о Кутузове никто не говорил, «некоторые ругали его шепотом, называя придворной вертушкой и старым сатиром».

    Кутузов — командир

    Переход из Крайса в Знайм – это решение Кутузова, которое привело русских к цели. Неожиданная возможность спасти русскую армию, ошибка Мюрата дала Кутузову шанс отвести свои войска. Послав отряд Багратиона для задержания врага, Кутузов сумел спасти остальных.Расчет или случайность помогли Кутузову выиграть Шенграбенское сражение, как бы там ни было — он великий полководец, заслуживающий истинного признания.

    Бородинское сражение было не за горами, и о Кутузове никто не вспоминал. Но тем не менее комитет назначил его главнокомандующим армией, хотя и знал о нелюбви государя к Кутузову. Это доказательство того, что в Кутузова верили, его ждали, уважали, любили. Он сохранил русский дух, русскую веру и оказался выше и сильнее Наполеона.Незаметный, ни на что не претендующий, он предстал в романе настоящим русским патриотом, сражавшимся не за себя, не за славу, а за государя и народ.

    Этот очерк можно закончить словами Михаила Иларионовича Кутузова, сказанными им Андрею Болконскому перед Бородинским сражением: «Да, меня много упрекали и за войну, и за мир… но все пришло вовремя. Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. »

    Тест продукта

    л.Н. Толстой был убежден, что историю не может сделать один человек, каким бы выдающимся он ни был. По его мнению, судьбу государства даже в самые трудные минуты его существования решал народ.

    Такой подход нашел отражение в образе полководца, под руководством которого русская армия смогла одержать полную победу над французами в 1812 году. Михаил Кутузов у ​​Толстого — пример носителя духа и воли всего люди. Благодаря своему таланту военного тактика, готовности и умению отстаивать свое мнение, отеческому отношению к солдатам он снискал любовь и уважение русской армии.

    История справки

    Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович, 1745 года рождения, прошел хорошую военную школу, когда служил под началом П.А. Румянцев. и Суворова А.В. Его бурный подъем начинается с русско-турецкой войны 1864-78 гг.

    Начав с должности адъютанта принца Гольштейн-Бека в 1861 году, 30 лет спустя он был произведен в генералы. Михаил Кутузов был гостем в царском дворце при Екатерине II и Павле I, неоднократно награждался высокими наградами за воинскую доблесть.

    Михаил Илларионович Кутузов — великий полководец, именно он руководил русской армией в Отечественной войне 1812 года. Кутузов — один из тех героев, кто является реальным историческим персонажем. Именно под руководством Кутузова произошли такие знаменательные сражения, как Бородинское сражение и Аустерлицкое сражение. Какова характеристика Кутузова в «Войне и мире».

    Внешние характеристики Кутузов

    Несмотря на волевой характер русского полководца, внешность его была невзрачной. Он был невысокого роста и имел множество ран, которые были результатом долгой военной жизни. Он хромал на одну ногу и имел обезображенное лицо. У командира был шрам на лице и рана в виске. Эта травма привела к повреждению глаза. Именно поэтому он часто носил повязку на глазу. Шрамы придавали ему грозное, устрашающее выражение, хотя, на самом деле, он был справедливым и ненасильственным человеком.

    В романе писатель описывает его как пожилого человека со многими недугами: «Кутузов все стоял на том же месте и, старчески опустившись на седло своим толстым телом, тяжело зевал, закрывая глаза…»

    Образ Кутузова в романе

    Несомненно, М. И. Кутузов — великий полководец, много сделавший для победы русской армии над французами. Однако его образ не так часто появляется в романе, как образ Наполеона. Но о нем постоянно говорят: кто-то им восхищается, кто-то ему не доверяет, но все признают в нем опытного стратега. О Кутузове часто говорят на светских раутах и ​​приемах, но сам он редко появляется в таких местах. Его место на войне, рядом с простыми солдатами.

    Кутузов — опытный командир. Он любит солдат как родных и очень огорчается, когда многие из них гибнут на полях сражений. Спрашивает, чем солдат кормят, есть ли у них болезни. Герой понимает, что исход войны зависит от простого солдата, поэтому важно, чтобы его все устраивало. именно поэтому его так любят обычные люди. Суворов, еще один опытный полководец, под руководством которого этот персонаж начал свою блестящую карьеру, научил Кутузова заботиться о солдатах.

    Доброта и сдержанность — отличительные черты полководца. А еще он любящий отец, который очень трогательно пишет своим детям письма с полей сражений.

    Отношение героев романа к Кутузову

    Несмотря на то, что М.И.Кутузов был великим полководцем, в светском обществе к нему относились неоднозначно. Царь Александр I откровенно не любил его, признавая при этом его заслуги в военном деле и уважая как профессионала своего дела. Он обвинял Кутузова в проигрыше Аустерлицкой битвы, но знал, что сделал все возможное.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.