Культурная жизнь в период оттепели ссср: КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

Содержание

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

Культура СССР 1953-1964 годов.

После смерти Сталина в культуре вместе с внешними изменениями стали происходить и значительные содержательные перемены. На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.

Литература эпохи «оттепели»

Символом этого времени стал журнал «Новый мир», в котором была опубликована статья «Об искренности в литературе» В.М. Померанцева, где подвергался критике принцип партийности в литературе. Там же вышли рассказы В.В. Овечкина «Районные будни», в которых автор отошел от приукрашивания действительности. В 1954 г. был опубликован новый роман И. Эренбурга «Оттепель», по названию которого послесталинский период получил свое название. Среди писателей произошел настоящий раскол между «ретроградами»  и «новаторами». В 1954 г. А.Т. Твардовский был снят с должности главного редактора журнала «Новый мир», но в 1958 г. вновь занял эту должность.

При нем ежемесячный журнал стал настоящим символом эпохи, на страницах которого «шестидесятники» могли делиться своими идеями. По личному разрешению Н. С. Хрущёва в нем была опубликована повесть А. И. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича» (1962), посвященная ГУЛАГу. Вследствие крупных успехов советских ученых в освоении космоса, советские читатели обратились к научной фантастике. Появились романы и повести И.А.Ефремова, братьев А.Н. и Б.Н.Стругацких.

Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция

Это время характеризуется бурным развитием киноискусства, на экранах появляются фильмы и актеры, сделавшие имя советскому кинематографу. Так, в 1958 г. фильм М. Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

В 60-е годы в Политехническом музее на сцене Большого зала музея при громадном интересе аудитории выступали блистательные поэты своего времени — Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский.

С 1957 г. стали регулярно проводиться встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства, на которых Н.С.Хрущев в своих выступлениях предостерегал писателей и художников от «опасных тем и трудных материалов». В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление, в котором признавались несправедливыми прежние оценки советских композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др., подвергнутых критике при Сталине. В тоже время Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей за публикацию за границей романа «Доктора Живаго», принесшего ему Нобелевскую премию. Из-за давления советских властей, угрожавших ему высылкой из страны, писатель был вынужден отказаться от нее. В 1962 г. Н.С.Хрущев лично раскритиковал произведения художников-авангардистов, выставленных в Манеже.

С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.

Противоречивая политика властей привела к появлению «самиздатовской» литературы, в которой публиковались произведения молодых или запрещенных писателей.

Спорт и образование

В то же время период «оттепели» был ознаменован настоящим триумфом советских спортсменов на международной арене. С 1952 г. советская делегация стала постоянным участником Олимпийского движения. Футбольная команда СССР в 1956 г. стала чемпионом Олимпийских игр в Мельбруне, а в 1960 г. чемпионом Европы. Ворота защищал прославленный вратарь Л.И. Яшин, ставший единственным голкипером в истории мирового футбола, который получил «Золотой мяч».

По мере развития советской экономики происходило развитие образования. В 1956-1957 гг. была отменена плата за обучение, взимавшаяся со старшеклассников и студентов вузов. Новые предприятия требовали ежегодного прироста количества квалифицированных рабочих. Для решения этой задачи была задумана и реализована реформа образования 1958 г., по которой вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа, десятилетняя школа преобразовалась в среднюю 11-летнюю с производственным обучением. С 1959 г. в старших классах в учебную программу был включен труд на производстве. Реформа образования имела неоднозначный результат, поскольку привела к падению образовательного уровня учащихся. 

Духовная и культурная жизнь в СССР в 50 — 60-е годы

Духовная и культурная жизнь общества в период хрущевской «оттепели» носила противоречивый характер. Процесс обновления, либерализации в политике вызвал оживление культуры, ослабление идеологического контроля, подъем науки и образования. Однако прежним оставалось стремление поставить культуру на службу официальной идеологии.

В 50-е — 60-е годы наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Журнал «Новый мир» (А.Т. Твардовский) публиковал произведения демократически настроенных писателей и поэтов (1962 — А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»). В Москве начал работать новый театр «Современник» под руководством О.Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей, регулярными стали за рубежом гастроли советских театров. Было возобновлено проведение Московского кинофестиваля (впервые в 1935 г.).

Оживление научной и культурной жизни способствовало появлению новых журналов: «История СССР», «Юность», «Наш современник», «Иностранная литература», «Москва» и др. Создавались новые творческие союзы. Были реабилитированы некоторые деятели культуры, публиковались запрещенные стихи С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др. В период «Оттепели» начали печататься Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Б.А. Ахмадулина, А.А. Вознесенский и др.

В числе лучших произведений киноискусства следует назвать фильмы: «Летят журавли» (М.К. Калатозов), «Баллада о солдате» (Г.И. Чухрай).

Однако некоторые произведения литературы принимались хрущевским руководством в штыки (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго», В. Гроссман «Жизнь и судьба»).

Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно космонавтики: запуск искусственного спутника Земли (1957 г.), полет Ю.А. Гагарина (1961 г.). Здесь плодотворно трудились С.Л. Королев, С.П. Глушко. В Дубне был создан международный исследовательский центр — Объединенный центр ядерных исследований; образовалось Сибирское отделение Академии наук СССР.

Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: отменена плата в вузах, техникумах, вводилось обязательное всеобщее восьмилетнее образование, а затем среднее.

В начале 60-х годов произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилось нетерпение к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Культура в период хрущевской оттепели: VIKENT.RU

Культура в период «оттепели» при Н.С. Хрущёве

«Хрущёвской оттепелью» называют оживление в конце 50-х годов XX века культурной жизни в СССР по контрасту со временами

И.В. Сталина.

В 1954 году была опубликована повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель», который, вероятно, использовал высказывание Ф.И. Тютчева, который этим словом охаратеризовал начало царствования императора Александра II в 1855 году…

Считается, что политическим толчком к «оттепели» послужила  антисталинская речь Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС в 1956 году.

В это время появилась некоторая свобода слова и творчества; в страну стали приглашаться иностранные деятели искусства, а в 1957 году в Москве был проведён VI-й Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Этот период, по оценке искусствоведов, дал толчок развитию отечественного искусства.

 

А вот как этот период воспринимался в семье московского писателя В.М. Кожевникова [1909-1984]:  

«Сталин кончился, пришёл Хрущёв. И недоверчивые слились в братании. Недолгом. В сознательном возрасте подобное пришлось наблюдать в начале «перестройки». Надежды, надежды… В доме у нас появляется Галина Серебрякова, переговоры ведутся с Лебедевым, помощником Хрущева, по поводу её лагерной прозы, которую папа собирается печатать в «Знамени». Мама настораживается: Серебрякова, в её понимании, чересчур активна, а папа излишне внимателен. Обычно в застолье сам без умолку говорит: скуку глушит, как я потом догадалась. В тот период драматург Штейн тоже приобщился к разоблачению культа личности, написав пьесу «Гостиница «Астория»», поставленную его другом Николаем Охлопковым с большим успехом. В те годы от писателей не ждали самовыражения, но вот соответствовать веяниям и быть тут чуткими следовало непременно. Тоже непросто: не забежать вперед и не отстать; не прогневить власть и в то же время вызвать симпатию у либеральной публики, без чего успеха быть не могло. Никакое официальное одобрение, никакая хвалебная рецензия не могли даже отдаленно равняться по влиянию с тем, что возникало из шёпота на тех самых, уже набивших оскомину кухнях.

[…]

Иностранцы, проникнув на московские кухни, слюной от зависти исходили: пир духа, поголовная даровитость, искромётность, блестящие реплики, тосты, как философские эссе. На таком фоне их знаменитости унылыми, скучными казались: всё молчком, все себе на уме. А объяснение простое: те в своих книгах себя выражали, наши же — в устном творчестве, опровергая нередко самими же написанное. В застольях выкладывались, в общении».

Кожевникова Н.В., Незавещанное наследство: Пастернак, Мравинский, Ефремов, М., «Время», 2007 г., с.45-46 и 49.

 


Нерешение актуальных задач советской элитой — оценка О.А. Матвейчева.

 

достижения и проблемы» (11 класс)

Культурная жизнь СССР в эпоху оттепели: достижения и проблемы

25 февраля 1956 года Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Данный доклад стал отправной точкой в освобождении, или частичном освобождении, культуры от «оков сталинской цензуры, не терпевшей индивидуализма».

Но можно ли сказать, что индивидуализм и неординарность в полной мере раскрыли себя в хрущевскую эпоху? Нет, нет и еще раз нет. Но об этом позже, для начала стоит раскрыть саму суть культурной оттепели.

На мой взгляд, все же были факторы, замедляющие процесс культурного развития. Например, в целом культурными событиями управляли деятели искусства, оставшиеся со сталинских времен. Ну а что нового они могут привнести? Это как раз-таки те люди, что крепкой хваткой вцепились в устоявшиеся принципы построения культурной жизни, люди, отрицающие все новое и прогрессивное, люди, которым до сих пор сложно воспринимать окончание борьбы с «низкопоклонством перед Западом». Хотя возвращались на культурную арену и такие деятели, как Ахматова и Пастернак.

Так с чего же началась хрущевская оттепель? А началась она символично: «вначале было слово». Утрированный вариант слова на самом деле обычная повесть. Повесть, давшая целое название эпохе – «Оттепель» – под авторством Ильи Эренбурга.

Теперь, хотя культурный контроль и не был уничтожен, рамки для творчества стали более расплывчатыми. Можно сказать, что Хрущев фактически уничтожил устоявшееся деление на «добро» и «зло», «советское» и «антисоветское». Теперь творцы могли не ограничиваться рамками сурового соцреализма.

Творческие идеи все же продолжали содержать пропаганду. Но нельзя сказать, что это была грубая пропаганда «Иди в село, рожай каждый год, паши без зарплат на пользу государства – и будет тебе счастье». Хотя нынешняя пропаганда и содержала моменты, связанные с пользой государству, но это было существенно иное явление. Так, в киноматографе стал популярен образ романтичного/лирического физика/геолога/любого другого ученого, который предан своему делу, имеет собственные моральные принципы. Это ярко выражено в кинофильме «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма. Как раз его образ и стал эталоном для нового поколения ученых.

Нельзя пропустить такой знаменательный фильм для советского народа, как «Я шагаю по Москве». В нем нет работяг-тружеников, героев труда, непреклонных ученых. Это фильм о простых ребятах, которые лелеют свои мечты, не стремятся к каким-либо высотам, просто дружат, просто любят. Разве не это является культурным прогрессом? Произведение об обычных людях, с обычными потребностями и желаниями.

Будет огромной ошибкой, если я пропущу фильм «Карнавальная ночь». В нем высмеиваются бюрократизм, плановость системы. На самом деле, данный фильм является показательным примером, на мой взгляд, того, как люди относились к «правителям мира сего». Плюс данной картины в том, что основные пороки партийных бюрократов высмеиваются с легкой иронией, а не с озлобленностью. Этот факт помогает поверить в реальность происходящего.

Хотя не все работы получили одобрение. «Застава Ильича» была подвергнута жесткой критике Хрущева еще до выхода в свет. Он упрекал режиссера в том, что персонажи в фильме не могут олицетворять нынешнее поколение советской молодежи, т. к. «не знают, как им жить и к чему стремиться». Хотя такие идеи уже проскальзывали в кинематографе («Я шагаю по Москве»).

Андрей Тарковский. Его работы популярны и в наше время. Особое внимание стоит уделить фильмам «Летят журавли» и «Иваново детство». Хотя общество и было в восторге от кинолент, Хрущев был недоволен ими, в частности, фильмом «Летят журавли». Интересно то, что он раскритиковал данный фильм, а главную героиню грубо прозвал «шлюхой». Однако его резкие высказывания не поменяли мнение публики.

Во время оттепели, если сравнивать с зарубежными странами, был очень интересный феномен: советские люди приходили слушать стихи, в то время как западные ходили на рок-концерты.

Однако такие слушания стихов не отличались полной свободой мысли. Зато она присутствовала в подпольных клубах, таких как СМОГ. Но такие объединения были заранее обречены на «раннюю смерть».

Знаменательными певцами «деревенской литературы» были А. Солженицын и В. Шукшин. Хотя, на мой взгляд, деревенская проза Шукшина является слишком примитивной, оптимистично радужной.

Стоит указать то, что запрет на зарубежную литературу был отменён. Наиболее популярными авторами на то время являлись Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй.

Художники с радостью восприняли разрешения для отхода от соцреализма. Однако радость продолжалась недолго. Когда Хрущев прибыл на выставку Московского отделения Союза художников, где были представлены работы абстракционистов и сюрреалистов, основная мысль его комментариев сводилась к следующему: «такое искусство советскому народу не нужно». С этого времени давление на рамки дозволенного для художников увеличилось.

Стоит сказать о министре культуры СССР, Е. А. Фурцевой. Это достаточно неоднозначная личность. Хотя ее и называют Екатериной Великой, для многих она так и осталась ткачихой, добравшейся до власти. Основой ее культурной политики было следующее: «не нравится мне – не нравится никому». На мой взгляд, к политике Екатерины Алексеевны можно применить следующее выражение: «любая кухарка может управлять государством».

Огромным упущением для советского общества был запрет на гастроли таких групп, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз». По сути, они являлись живыми легендами западной музыкальной индустрии.

Хотя были и добрые дела: выставки Дрезденской галереи, пропуск в страну полотен Святослава Рериха и Фернана Леже, выставка работ Марка Шагала.

Также Фурцева допустила в Советы картины французских импрессионистов и произведение «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В 1960-х слух советских меломанов услаждали пение Ива Монтана и Симоны Синьоре, музыка оркестра Бенни Гудмена, а в 1974-м в Большом театре выступили оперные исполнители «Ла Скала». Хотя этим список ее культурных допущений не ограничивается, здесь упомянуты самые значимые.

Таким образом, можно прийти к следующему заключению. Страна, фактически избавленная от сталинского ценза, перешла в руки хрущевских ограничений. Свобода мысли до сих пор оставалась в рамках «отражения советского общества». Как бы то ни было, нельзя только в негативном ключе рассматривать деятельность Хрущева и Фурцевой. Благодаря этим людям в тираж выходили ранее запрещенные книги («Мастер и Маргарита»), появлялись новые течения кинематографа, да и в целом культурная жизнь пробуждалась.

Эволюция власти и либерализация общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «Оттепели» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

Валентин ТЯН

ЭВОЛЮЦИЯ ВЛАСТИ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ В СССР В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

В статье рассматривается проблема эволюции власти и либерализации общественной и культурной жизни в СССР в период хрущевской «оттепели». Обосновывается концепция ограниченной либерализации в этот период (1953-1964).

The problem of power evolution and liberalization of public and cultural life in the USSR at the Khruschev’s thaw period are considered in the article. The concept of limited liberalization at that period (1953-1964) is proved.

Ключевые слова:

теория эволюции власти, политическая либерализация, хрущевская «оттепель», СССР, общественная жизнь, культурная жизнь; theory of power evolution, political liberalization, Khruschev’s thaw, USSR, public life, cultural life.

Зволюция власти в условиях политической модернизации общества, т.е. реформирования политических институтов и политической системы по рациональной технологии, — это преемственность политических традиций и субстанциональные изменения характеристик власти. В сущности, эволюция власти — это ее динамика, обновление ее символов, цепь редуцированных (рациональных и иррациональных) действий субъекта власти и объекта власти, предопределяющих различные изменения (концептуальные, локальные, необратимые) в системах и сферах общественной жизни страны.

Следовательно, для критериев оценки эволюции власти определяющими являются категории преемственности и изменений.

Осенью 1953 г. Н.С. Хрущев (1894—1971) как первый секретарь ЦК КПСС начал делать первые шаги по либерализации политического режима, т.е. осуждению «культа личности Сталина» и восстановлению «ленинских норм партийной жизни», принципов коллективного руководства, что означало непрямую преемственность власти. «Хрущевская альтернатива не была безупречной, но она в большей мере отвечала потребностям развития страны, интересам партийно-государственной номенклатуры, потому победил курс на медленное освобождение от пут сталинизма, модернизацию советской системы»1.

Правящая элита поначалу одобрительно отнеслась к первым реформам Н.С. Хрущева в политической системе: остается та же административно-командная система, но без сталинского управленческого максимума. Судьба общественных интенций находилась в руках советского лидера, который сразу не отважился выступить с критикой самой системы, хотя позже его идея общенародного государства содержала скрытую угрозу достижениям номенклатуры. Хрущевская демократизация предполагала гуманизацию системы (коллективное руководство, попытка бифуркации моноядерной политической системы — сельские и промышленные комитеты партии).

Таким образом, вопрос о демонтаже политической системы не ставился, но появилось понимание того, что формируемая власть должна утвердиться как антисталинская альтернатива, обществу должны вернуть политические свободы, несмотря на политические риски и угрозы в отношении распавшегося «триумвирата».

1 Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. — М., 2002, с. 414.

ТЯН

Валентин Васильевич — к.и.н., доцент кафедры социологии и культуры факультета управления и права МГУПИ

roman 76 @ mail ru

Но было очевидно: либерализация политического режима безальтернативна. Это означало, что решение вопроса о либерализации общественной и культурной жизни в стране нельзя откладывать. Либерализация общественной жизни в СССР означала придание обществу динамики, его гуманизацию.

Этот процесс называют хрущевской «оттепелью». Как известно, Н.С. Хрущев вспоминал, что слово «оттепель» пустил в ход Эренбург. Он считал, что после смерти Сталина в жизни людей наступила оттепель. Слово «оттепель» связано с одноименной повестью Ильи Эренбурга (1954-1956)1.

Активная фаза «оттепели» — 19531961 гг. Этот период во внутриполитической жизни СССР характеризовался частичной либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью миру, большей свободой научной и творческой деятельности.

Свобода мнений предполагалась, однако средства массовой информации по-прежнему были в руках государства и являлись инструментом пропаганды.

Реальная либерализация общественной жизни началась с освобождения сотен тысяч политических заключенных после волны их выступлений в спецлагерях (1954 г.), пересмотра уголовных дел. Тысячи невинно осужденных людей получили возможность в судебном порядке отстоять свою честь и достоинство, преодолевая при этом юридические препоны и явное противодействие в восстановлении справедливости со стороны прежних аппаратчиков, внесших свою лепту в раскол общества.

Жизнь общества многообразна, и все же можно определить ее импульсы в пост-сталинское время. Теперь уже можно было собираться группами в общественных местах. Люди выходили на площади не только в дни официальных праздников, но и в будни, чтобы танцевать, петь песни, «отогреться» от холодного времени. Возникали различные клубы по интересам, общества, землячества для совместного решения актуальных проблем. В жизни страны в связи с тем, что в обществе были ликвиди-

рованы социальная мобильность и социальная стратификация, часто возникали хаотические явления.

Так как экономическая сфера находилась под контролем государства, многие освобожденные из мест заключения столкнулись с проблемами. Бывшие заключенные не могли вернуться на прежнее место работы, на прежнюю должность. Профсоюзы не имели возможности защитить их интересы. Здесь существенное влияние оказывали институты государственной и колхозной собственности. В учреждениях и на предприятиях существовали отделы, которые строго следили за состоянием кадрового состава, функционировали партийные организации, которые вели политическую деятельность. Не прекращалось тайное доносительство, давался ход анонимкам. Но человек уже мог в случае необходимости постоять за себя, обратиться в суд.

Трудно было адаптироваться и рабочим и крестьянам, т.к. их социальные проблемы, в т.ч. проблемы социальной мобильности, решались медленно. Тем не менее впервые появилась возможность создания прецедента. Сельские жители, поступившие в вуз, получали паспорта. Несколько в лучшем положении находились те, кто избежал беззакония. Им можно было собираться в неформальные организации — «оттепель» это позволяла, ибо речь не шла о формировании политических сил. Но ЦК КПСС принял два постановления, призывающих бороться с антисоветскими элементами. Такая корректировка курса либерализации вела к политическому застою (воспоминания Г.И. Воронова, П.Е. Шелеста, К.Т. Мазурова, других партийных и государственных деятелей2).

В экономической сфере новый период ознаменовался попыткой либерализации экономической деятельности при сохранении прежней формы собственности: создавались совнархозы, устранялась диспропорция развития тяжелой и легкой промышленности.

В духовной сфере, с точки зрения власти, появились негативные явления. В связи с этим 7 мая 1954 г. ЦК КПСС принял постановление «О крупных недостат-

1 См.: Антология русской поэзии / сост. ———————

Е. Евтушенко. — М., 1995; О литературе // www 2 См.: От «оттепели» до застоя / сост. 1143 help .ru Г.В. Иванова. — М., 1990.

ках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения»1.

Началась реабилитация выпущенных на свободу бывших политических заключенных. С 1953 г. были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930— 1940-х гг. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. Это было событием, улучшающим имидж власти с политологической и социологической точек зрения.

Реформы, проводимые Н.С. Хрущевым, преломлялись в зеркале мнений, созданных прежним харизматическим лидером, номенклатурой. Неприятие элитой нового лидера было обусловлено коннотацией его недостаточной харизматичности. Н.С. Хрущев — не создатель системы, а ее реформатор. Человек дисциплинированный, он не допускал и мысли о недисциплинированности элиты. А серьезная эволюция власти возможна лишь с кадровой революцией, но на это Н.С. Хрущев пойти не мог.

«Каждый раз, когда Хрущев пытался провести полезную реформу, он оказывался в непримиримом противоречии с существующим общественным строем, что было прямым вызовом интересам власти, обретшей чувство безопасности после смерти Сталина. Советским высшим слоям была необходима преемственность власти. Все, что ей угрожало, было опасным вызовом»2.

Либерализация культурной жизни началась с фактического признания ошибочными партийное вмешательство в творческий процесс, наступление на свободу мысли, искоренение инакомыслия, партийные «разносы» талантливых писателей, композиторов, художников за их отклонения от генеральной линии партии, необоснованные обвинения в упадочничестве, лакировке действительности, низкопоклонстве перед Западом, навязывание копиизма как вершины реализма. С обновлением власти изменилось и отношение к творческой интеллигенции. Считая ее индикатором общественного настроения,

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. — 8-е изд. — М., 1971, т. 8, с. 502—507.

2 Геллер М.Я., Некрич А.М. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 года до наших дней. Кн. 2. — М., 1995, с. 179; От «оттепели» до застоя / сост. Г.В. Иванова. — М., 1990, с. 129.

новая власть видит в ней лишь объект манипулятивного управления, обостряя коммуникативные проблемы.

Огромное воздействие на развитие художественного творчества оказало ослабление цензуры, введенной еще первым рабоче-крестьянским правительством. В сфере духовной жизни произошел перелом. Люди перестали воспринимать упрощенные схемы виртуальной (художественной) действительности, неолубок и неокитчи.

Событиями в литературной жизни стали «Районные будни» В. Овечкина (1952— 1956), сборник стихов Л. Мартынова

(1955), «Не хлебом единым» В. Дудинцева

(1956), «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына (рассказ, написанный в 1959 г., стал одной из главных платформ сторонников «оттепели»). С успехом проходили выступления поэтов в Политехническом музее (Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.), где присутствовали руководители страны. Писатели В. Астафьев, В. Тендряков завоевали сердца читателей душевной искренностью и литературным мастерством. А. Ахматова, запечатлевшая трагические годы в жизни народа в поэме «Реквием», сочиняет новые стихи, становится поэтическим центром «оттепели». Но в то же время продолжались гонения на В. Гроссмана за его роман «Жизнь и судьба», Б. Пастернака за роман «Доктор Живаго»

(1957), подвергшийся серьезным нападкам со стороны Н.С. Хрущева. Встречи Хрущева с представителями творческой интеллигенции поначалу становились событиями в общественной и культурной жизни, но со временем все чаще приводили к взаимонепониманию и разочарованию.

При отсутствии гласности обсуждения литературных произведений становились событиями в общественной и культурной жизни страны. Иногда они омрачались фактами огульной критики. По сути, в ответе за «разброд и шатания» среди интеллигенции была сама власть, культивируя и подлинное, и фальшивое, практикуя амбивалентный подход в оценке творчества автора, применяемый с первых дней советской власти, исходящий из принципа априорного недоверия к человеку вообще и к творческому, дихотомичному индивиду в частности. Симулякры в жизни и искусстве — мифические трудовые рекорды, «подвиг» Павлика Морозова, воспеваемые и увековечиваемые сервильными поэтами

и скульпторами, оказывали негативное влияние на нравственный климат в семье, школе, трудовом коллективе.

Культурная жизнь в советском государстве в силу своего значения для процесса построения нового общества находилась под контролем политической власти. В материалах академического труда «Культурная жизнь в СССР» «находит отражение развитие всех важнейших отраслей советской культуры и направлений культурного строительства — наука, литература и искусство, мораль, народного образования, печати и издательского дела, охраны памятников искусства и старины. Значительное место уделено вопросам идеологической борьбы на культурном фронте, преодоления сопротивления свергнутых классов, а также идеологии “Пролеткульта” и нигилистическим отношениям к культурному наследию прошлого»1.

«Печатный станок» принадлежал государству. Н.С. Хрущев склонялся к созданию общественной собственности, вместо государственной и колхозной, для более действенного управления этой собственностью. Но идея не получила развития.

Необходимость либерализации культурной жизни в СССР подтолкнула Н.С. Хрущева к участию в создании программы культурного строительства с учетом региональных особенностей.

В результате по всей стране развернулось строительство клубов в сельской местности, дворцов культуры в городских районах, создание филармоний, театров.

Отмена запретных тем способствовала разнообразию репертуара театров, кинопроката. Миллионы людей испытывали эстетическую радость от просмотра кинофильмов — ярких, свободных, новых по содержанию, стилистике. В театрах ставились спектакли, в которых отражена реальная действительность, показаны живые люди с их тревогами и радостями, заботами и надеждами, помогавшие даже самой заскорузлой душе «отогреться» в неожиданную пору хрущевской «оттепели».

Либерализация имела и свои пределы. Например, развитие сатиры и юмора шло в известных границах. Высмеивать главу города, как в «Ревизоре» Н. Гоголя (годы правления императора Николая I

1 Культурная жизнь в СССР. 1917—1927. — М., 1985, с. 10.

— творца первой российской «оттепели»), было нельзя. Все это, под занавес «оттепели», привело, наряду с развитием книгоиздательства, к появлению «самиздата» и «тамиздата».

Н.С. Хрущев и общество уже по-разному относились к главным историческим вехам. Еще недавно вполне демократичный лидер принимал участие в народных гуляниях, что импонировало обществу, но все чаще он искал уединения, отдалялся от забот и надежд народных.

Установление явочным порядком режима персональной власти, во многом иррациональной (волюнтаристской), обеспокоило, прежде всего, творческую интеллигенцию. Появляются первые диссиденты, со временем поднявшие градус общественной жизни. Конфликты между Н.С. Хрущевым и творческой интеллигенцией свидетельствовали о некомпетентности власти в области литературы и искусства.

Политическая «оттепель», как и природная, не может быть продолжительной. Общественная жизнь исподволь возвращалась в прежнюю колею. В стране по-прежнему существовала только государственная собственность, так и не возникла свобода предпринимательства. Конфликт личности и государства в таких условиях был неизбежен.

Жертвами либерализации общества стали не только диссидентская часть творческой интеллигенции, но и сам творец либерализации Н.С. Хрущев, который был смещен сталинскими выдвиженцами. Это событие породило слухи и страх неосталинизма. Но некоторые надежды, связанные с периодом «оттепели», еще сохранялись.

В последние годы своего пребывания на высших постах Н.С. Хрущев нанес серьезный урон имиджу власти в связи с непоследовательностью в проведении политики либерализации под влиянием внутриполитических и внешнеполитических факторов, недостаточной культурой и некомпетентностью в общественно значимых вопросах, что было непростительно для политического лидера.

«Оттепель» была кратковременной, либерализация общественной и культурной жизни носила ограниченный характер, но она оказалась важным следствием эволюции власти и, хотя она не защищала от новой «заморозки» общества, стала не только индикатором, но и катализатором обновления.

историографический аспект – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 008:303.446.4(47 + 57)»1954/1964″

Беляева Кира Сергеевна

Belyaeva Kira Sergeyevna

аспирантка кафедры истории,

истории культуры и музееведения

Московского государственного института культуры

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PhD student, History, Culture History and Museology Department, Moscow State Institute of Culture

RUSSIAN CULTURE OF THE «THAW» PERIOD: HISTORIOGRAPHIC ASPECT

Аннотация:

Статья посвящена отражению в отечественной историографии состояния советской культуры периода 1954-1964 гг. — «хрущевской «оттепели», существенно изменившей курс развития страны. Автор представляет основные оценки событий и достижений культуры рубежного времени в современных исследованиях. Проведен анализ общего характера работ, посвященных «оттепели», выделены приоритетные точки зрения по данной теме. Получен вывод о недостаточно полном освещении в трудах отечественных исследователей феноменального значения культуры, которая на переходном этапе достигла наивысших показателей.

Ключевые слова:

отечественная культура, искусство, «оттепель», историография, достижения, Н.С. Хрущев, демократизация, интеллигенция, творчество.

Summary:

The article discusses how national historiography has reflected the Soviet culture of 1954-1964 — the period of Khrushchev «thaw» that significantly changed the country’s course of development. The author presents the main evaluations of the events and achievements of the culture of that time in the modern researches. The article analyses general nature of the works concerned with the «thaw», highlights the priority views on the subject. It is concluded that Russian scholars have not covered sufficiently enough the phenomenal value of the culture, which was on its top at the transition stage of Russian state development.

Keywords:

Russian culture, art, «thaw», historiography, achievements, N.S. Khrushchev, democratization, intellectuals, creativity.

Период «хрущевской оттепели» — период сложный, но богатый на события, которые существенно изменили курс развития страны. В статье предпринимается попытка определить значение отечественной культуры в годы «хрущевской оттепели» как феноменального периода Руси-России на основе анализа взглядов ряда современных исследователей.

Обращаясь к Большому биографическому справочнику «Кто есть кто в мире», находим следующую оценку периода: «С именем Н.С. Хрущева связан самый, пожалуй, светлый период в советской истории — период оттепели — начало 60-х гг. ХХ в. Многие тогда были полны ожиданием перемен, которое потом сменилось разочарованием. Хотя заслуги Хрущева бесспорны. При нем жертвы сталинских репрессий вышли из лагерей, крестьяне получили паспорта и могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой, сотни тысяч семей переехали из бараков в отдельные квартиры, которые сейчас презрительно называют «хрущевками»» [1, с. 1531].

В большинстве случаев исследователи в своих работах в основном проводят анализ общественно-политической ситуации «оттепели» (1953-1964). Культура периода охарактеризована в них кратко [2; 3; 4].

Наиболее развернуто и глубоко проанализировано состояние культуры 1950-1960-х гг. в монографии профессора А.А. Аронова «»Оттепель» в истории отечественной культуры (50-е -60-е гг. ХХ века)». Данная работа представляет для нас наибольший интерес, так как в книге рассматриваются такие вопросы, как социально-политическая и экономическая жизнь общества, разрушение «железного занавеса» вокруг СССР, состояние науки, образования, художественной культуры. Автор в своей монографии, вышедшей в 2008 г., дает наиболее исчерпывающую объективную характеристику эпохе «оттепели». Важно и то, что А.А. Аронов выделяет произошедшие в годы «оттепели» существенные позитивные перемены практически во всех слагаемых целостного культурного процесса, которые объективно свидетельствуют об очевидном скачке в истории отечественной культуры. К таким переменам автор относит: падение тоталитарного режима, массовую реабилитацию жертв сталинских репрессий, разрушение «железного занавеса», интенсивную международную деятельность, разрядку международной напряженности, улучшение благосостояния советских граждан, выдающиеся успехи отечественной науки и образовательной системы, новый этап в развитии литературы, кинематографа и театра [5].

Действительно, именно годы «оттепели» ознаменованы множеством успехов в различных областях. Так, СССР стал первой космической державой, было достигнуто мирное сосуществование стран, улучшено благосостояние граждан, деятели культуры получили возможность творческого самовыражения.

В пособии для вузов «История русской культуры 1Х-ХХ вв.» в начале четырнадцатой главы авторы делают признание, что реформы «оттепели» создавали более благоприятные условия для развития культуры. Но, как отмечают авторы пособия, изменения не имели устойчивого характера, на смену идеологическим послаблениям пришло грубое административное вмешательство, однако значение «оттепели» «выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни» [6, с. 416].

Между тем считаем объективным рассматривать данный период в конкретных исторических условиях, в тенденциях времени. После «сталинской ночи» новое руководство не могло быстрыми темпами решать поставленные перед ним задачи и проблемы. Заметим, что в годы «оттепели» улучшилось качество жизни граждан, удалось поднять промышленность, что невозможно при жестком административном вмешательстве в принципе.

Широкий интерес для нас представляет диссертация Е.Л. Ряполовой «Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской «оттепели». 1953-1964 гг. (по материалам Кубани)». Автор рассматривает разные факторы развития под воздействием внутренних и внешних обстоятельств, настроений, мыслей, ожиданий, чувств людей, передающих «дух» времени и являющихся составляющими общественной атмосферы, которая служит надежным показателем для определения состояния общественной системы в целом [7].

Стоит выделить и кандидатскую диссертацию Л.Б. Брусиловской «Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля» [8]. Автор проделал серьезную систематизацию различных материалов, в том числе архивных, с целью выявления сущности культуры повседневности «оттепели», имевшей место в различных сферах духовной жизни общества. Положительная сторона диссертации связана с попыткой рассмотреть «оттепель» в искусстве, выявить внешние и внутренние причины ее зарождения, динамику ее развития, стилевую характеристику и значение для последующих этапов отечественной культуры.

В 2001 г. вышла книга В.А. Морозова и А.Я. Антипина «Хрущевская оттепель». Шестая глава полностью посвящена искусству «оттепели». Авторы подчеркивают, что рассматриваемый рубеж был сложным периодом. Но демократические настроения, появившиеся в социуме, дали серьезный толчок к переосмыслению исторического пути страны. Эти веяния в свою очередь оказали непосредственное влияние на творчество и искусство. Свое отражение они нашли в характере самовыражения творческой интеллигенции, в темах, которые она затрагивала, а также в восприятии общественности. Важно и то, что исследователи видят усиление и одновременно торможение демократических процессов, происходивших вследствие проведения двойственной политики самого Хрущева. «С одной стороны, он призывал правдиво отражать советскую действительность, а с другой — резко критиковал тех, кто показывал негативные стороны нашей жизни» [9, с. 88].

Авторы затрагивают также различные сферы искусства — театр, кино, литературу, живопись и т. д. Они подчеркивают, что новые веяния в искусстве были воплощены в жизнь благодаря зарубежным культурным связям. Общий вывод заключается в том, что искусство «оттепели» было на подъеме и наполнялось, что, на наш взгляд, немаловажно, позитивным содержанием.

Выделяется среди других исследований работа С.Г. Сизова «Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946-1964 гг.». Автор рассматривает эпоху «оттепели» на материалах Западной Сибири. Однако стоит заметить, что тенденции, присутствовавшие в данном регионе, были присущи всей стране. Внимание автора акцентируется на взаимоотношениях власти и интеллигенции, в частности творческой, как одном из самых влиятельных рычагов умонастроений общества. В работе приводятся примеры идеологического давления на творческую интеллигенцию. Но тем не менее С.Г. Сизов подчеркивает, что многим работам давали «зеленый свет». Подробно описано состояние науки в годы «оттепели» [10].

Итак, можно сделать вывод, что работ, посвященных исключительному состоянию культуры «хрущевского десятилетия», недостаточно. Изучены отдельные аспекты культуры 19501960-х гг., однако не в полной мере уделяется внимание феноменальному значению эпохи. В историографии проблемы отсутствуют работы, посвященные рассматриваемому периоду с позиций прецедентного и уникального исторического отрезка в истории Советской России.

Обобщая вышесказанное, отметим, что десятилетие Н.С. Хрущева не было спокойным периодом. Оно знало кризисы, трудности, внутренние и внешние проблемы. Между тем стоит признать, что интенсивными темпами развивалась культура: появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты, художники, создавшие настоящие шедевры. За годы правления Н.С. Хрущева больших достижений достигла наука. Изменилась система образования. Улучшилась жилищная ситуация. Таким образом, за такой небольшой для истории срок страна сделала мощнейший скачок в развитии отечественной культуры.

Ссылки:

1. Кто есть кто в мире. М., 2005.

2. Аксютин Ю.В. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2010.

3. Айрапетов В.А. Динамика качественных характеристик административно-политической элиты СССР в «эпоху» Н.С. Хрущева: историко-политический анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 441-448.

4. Таубман У. Хрущев. М., 2008.

5. Аронов А.А. «Оттепель» в истории отечественной культуры (50-е — 60-е гг. ХХ века). М., 2008.

6. История русской культуры 1Х-ХХ вв. / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина. М., 2002.

7. Ряполова Е.Л. Общественно-политические и социокультурные процессы в годы хрущевской «оттепели». 19531964 гг. (по материалам Кубани). Краснодар, 2003.

8. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности эпохи «оттепели»: Метаморфозы стиля. М., 2000.

9. Морозов В.А., Антипин А.Я. Хрущевская оттепель. Йошкар-Ола, 2001.

10. Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946-1964 гг.: (На материалах Западной Сибири). Омск, 2001.

Развитие и изменение культуры и науки в эпоху Хрущёва

После того, как Никита Хрущев оказался у власти, он принялся активно изменять страну, подстраивая интересы государства под свои коммунистические взгляды, которые сильно отличались от воззрений Сталина. Преследуя цель навсегда развенчать культ личности Сталина, Хрущев стал отменять ссылки для деятелей искусства, возвращая из тюрем художников, писателей, музыкантов, неугодных прежнему руководству страны.

Также новый генеральный секретарь проявлял немалый интерес к дореволюционной истории страны, к деятельности православной церкви. Данный период в истории СССР неспроста получил название «оттепель», ведь Хрущев был готов сделать все, лишь бы продемонстрировать высоту собственной политической мысли над ограниченностью сталинского образа мышления.

Однако это не означает, что репрессии и расстрелы ушли в прошлое. Хрущев точно также преследовал неугодных ему деятелей культуры, отправляя в лагеря всех, кто ставил под вопрос уместность его политических действий. На фоне постоянных ограничений коммунистической партии и вечно насаждаемой идеологии, культура и наука продолжала развиваться, пусть и весьма замедленными темпами.

Культура

Какие тенденции были наиболее характерны для советской литературы эпохи «оттепели»? Умеренная критика культа личности Сталина.

Не было:

1. усиление интереса к православной традиции

2. критика социалистической идеи           

3. повышенный интерес к дореволюционной России

 Характерные для периода «оттепели» литературные тенденции первым наиболее полно воплотил журнал «Новый мир» — А.Т. Твардовский.   

В годы правления Хрущева

  1. началась деидеологизация образования и культуры
  2. соцреализм оставался главным художественным методом
  3. деятели культуры получили частичное право на свободное творчество

Культура во время правления Хрущева плюсы и минусы в таблице:

плюсы

Минусы

Духовное раскрепощение советских людей

Наука и культура оставались под контролем режима.

Процесс расконсервации «закрытого общества»

Трагическую роль продолжали играть пристрастия и произвол партийных руководителей (вера в чудо коммунизма при общей невысокой культуре).

Расширялись международные контакты

Грубая, порой уничтожающая критика поэтов, художников, скульптуров.

Общественные подъем сопровождался рождением новых творческих направлений в искусстве

Укажите фамилию писателя, названную в заявлении ТАСС (ноябрь 1959 г.):  «В случае, если Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении «Доктор Живаго», то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предоставлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все «прелести капиталистического рая».

Возросла тяга к поэзии и литературе

Открылись архивы, началась более глубокая разработка проблем отечественной истории

Бурное развитие науки

Достигнутая за эти годы политическое духовное было поверхностным и чреватым новым поворотом назад.

Наука

Ряд дат, отражающий важные вехи в развитии отечественной космонавтики:       

4 октября 1957 — был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли ИСЗ.

1959 — советская автоматическая межпланетная станция впервые достигла поверхности луны.

12 апреля 1961 — полет Гагарина.

1959 — Первый в мире атомный ледокол, спущенный на воду в СССР, назывался… «Ленин».

1949 — Первое испытание советской атомной бомбы было произведе­но на полигоне под Семипалатинском.

Укажите правильный список физиков-ядерщиков, внесших вклад в разработку ядерного и термоядерного оружия в 40-е-50-е гг.:  И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, А.Д. Сахаров

Оттепель | Советская история культуры

В России: Хрущевская эпоха (1953–64)

… лидерство было культурным потеплением, и русские писатели, которых подавляли, снова начали публиковаться. Западные идеи о демократии начали проникать в университеты и академии. Они должны были наложить свой отпечаток на целое поколение россиян, в первую очередь на Михаила Горбачева, который позже стал последним лидером…

Подробнее

Латвия

  • В странах Балтии: советские республики

    Во время оттепели, общей либерализации советской власти В конце 1950-х — начале 1960-х годов в Латвии была предпринята попытка переломить эту тенденцию и национализировать политическую и административную элиту.Этот шаг имел неприятные последствия и спровоцировал чистку местных элементов в…

    Подробнее

Русская литература

  • В русской литературе: оттаивает и замерзает

    За годы от смерти Сталина до падения Никиты Хрущева в 1964 году было несколько « оттепели », разделенные словами« замораживания ». В романе Ильи Эренбурга « Оттепель » (1954; «Оттепель» ) этот термин обозначал период относительного либерализма. В 1956 году Хрущев поставил…

    Подробнее

Советская культура

  • В Советском Союзе: культурная оттепель

    Культурная «оттепель», наступившая при Хрущеве, изменила интеллектуальную среду.Это сформировало поколение, хотя Хрущев временами возвращался к репрессиям. Лечение Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе в 1958 году за свои работы, в том числе за роман « Доктор…

    Подробнее
», «url»: «Introduction», «wordCount»: 0, «sequence» : 1}, «imarsData»: {«HAS_REVERTED_TIMELINE»: «false», «INFINITE_SCROLL»: «»}, «npsAdditionalContents»: {}, «templateHandler»: {«name»: «INDEX», «metered»: false }, «paginationInfo»: {«previousPage»: null, «nextPage»: null, «totalPages»: 1}, «seoTemplateName»: «PAGINATED INDEX», «infiniteScrollList»: [{«p»: 1, «t» : 5
  • }], «familyPanel»: {«topicLink»: {«title»: «Оттепель», «url»: «/ topic / the-Thaw-Soviet-culture-history»}, «tocPanel»: {» title «:» Каталог «,» itemTitle «:» Ссылки «,» toc «: null},» groups «: [],» fastFactsItems «: null},» byline «: {» Contributor «: null,» allContributorsUrl » : null, «lastModificationDate»: null, «contentHistoryUrl»: null, «warningMessage»: null, «warningDescription»: null}, «citationInfo»: {«участники»: null, «title»: «Оттепель», «lastModification «: null,» url «:» https: // www.britannica.com/topic/the-Thaw-Soviet-cultural-history»},»websites»:null,»lastArticle»:false}

    Узнайте об этой теме в этих статьях:

    Хрущев

    • В России: Хрущевская эпоха (1953–64)

      … Власть наступила культурная оттепель, и русские писатели, которых подавляли, снова начали публиковаться.Западные идеи о демократии начали проникать в университеты и академии. Они должны были наложить свой отпечаток на целое поколение россиян, в первую очередь на Михаила Горбачева, который позже стал последним лидером…

      Подробнее

    Латвия

    • В странах Балтии: советские республики

      Во время оттепели и всеобщей либерализации Советской жизни в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Латвии была предпринята попытка переломить эту тенденцию и национализировать политическую и административную элиту.Этот шаг имел неприятные последствия и спровоцировал чистку местных элементов в…

      Подробнее

    Русская литература

    • В русской литературе: оттаивает и замерзает

      За годы от смерти Сталина до падения Никиты Хрущева в 1964 году было несколько « оттепели », разделенные словами« замораживания ». В романе Ильи Эренбурга « Оттепель » (1954; «Оттепель» ) этот термин обозначал период относительного либерализма. В 1956 году Хрущев поставил…

      Подробнее

    Советская культура

    • В Советском Союзе: культурная оттепель

      Культурная «оттепель», наступившая при Хрущеве, изменила интеллектуальную среду.Это сформировало поколение, хотя Хрущев временами возвращался к репрессиям. Лечение Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе в 1958 году за свои произведения, включая роман Доктор…

      Подробнее

    Перейти к основному содержанию Поиск