Культура византии рассказ: Культура Византии

Византия и Русь — культурная взаимосвязь

Византия и Русь — культурная взаимосвязь | historbook.ru

Сайт о истории

RU SR EN

 

 

Главная » Россия » Русь и Византия

Большое влияние на развивающееся русское государство, а в особенности на его культуру, оказала великая Византия.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). Основу среди населения этого государства составляли греки.
В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византийская империя занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви. В Византийской империи, особенно в Константинополе, было очень много замечательных храмов, в которых находились прекрасные фрески, иконы и мозаики.

Новые территории византийцы покоряли не только с помощью завоеваний, но и сильным культурным воздействием. Они так же отличалась умением прекрасно вести дипломатию.

Византийское искусство

Главная особенность византийской культуры состояла в том, что в её основе лежала христианская религия. Наиболее известные произведения искусства погибшей империи это храмы, иконы, фрески, мозаики.
Наиболее удачным типом храма Восточной Римской империи стала укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Данный тип храма был наиболее распространён в восточной части Византии. Эту технологию выбрали и для самого великого произведения византийского зодчества собора Святой Софии. Строили его мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые к тому же были и замечательными учёными и при постройке этого сооружения использовали работы Архимеда. Шедевром их архитектурной мысли стала гигантская полусфера главного купола. Она поддерживается пространственным «скелетом» многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку.

К главному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, а к ним – малые полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Главный собор Византийской империи внутри украшали сверкающие мозаики, а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест.

Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы. Греческие иконописцы обнаружили, что уплощение фигур и сведение их к простым силуэтам, делает персонажи бестелесными, подобными ангелам. Византийцы отказались от многопланового пейзажа и пришли к решению сделать фон в виде своеобразных знаков архитектурного ландшафта или пейзажа, или в виде чистой однотонной плоскости. Эту плоскость они покрывали золотом. На иконах они изображали Иесуса Христа, Богородицу или святых, которым молились.

Византийское искусство передало в наследие человечеству неоценимое: храмы, фрески, мозаики, иконы и другие богатства. Византийцы также оставили в наследство своё превосходное умение возведения храмов, иконописания, вышивания. Многие из них перебрались частью в Италию, частью на Русь. Вклад Византии в мировую культуру очень велик.

Культурное влияние Византии на Русь

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.

Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.

Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.


Византийские фрески в Спасо-Преображенском соборе, в Пскове. Работы XII века.

После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог — дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.

В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.


Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород. XII в. Византийский стиль.

 

Copyright © historbook 2009-2022

[email protected]

48 — 49 Культура Византии

    1. Культура Византии: общая характеристика.

Византия и Запад: иерархия средневековых народов. Образование Византийского государства. Истоки византийской культуры. Преемственность основ экономической и государственной жизни по отношению к Риму. Торгово-ремесленные центры – место синтеза античной и ближневосточной культур. Централизующая роль Константинополя. Христианство как государственная религия, единство светской и духовной власти. Культурные смыслы деятельности византийских христианских мыслителей и деятелей (Дионисий, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). Роль Византии в христианском мире. Место Византии в мировой культуре.

Культура Византии

На основе христианского мировоззрения сформировалось несколько исторических культурных традиций: восточнохристианский мир сложился вокруг Византии, а западнохристианский мир – вокруг Рима. В Византии сохранялась сильная государственная власть, следующая политико-правовой доктрине, восходящей к позднему Риму. Согласно этой доктрине императорской власти приписывалось божественное происхождение. В Византии декларировался так называемый принцип 

симфонии церкви и государства, фактически же византийский император являлся главой церкви. В отличие от Западной Европы в Византии отсутствовала феодальная доктрина вассалитета, доминировало право полной, безусловной собственности на землю.

Политическая идеология Византии отличалась ярко выраженным консерватизмом.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода:

1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. — период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2. Середина VIIв – начало XIIIв. — появление и развитие феодализма в Византии.

3. XIIIв. – середина XVв. — последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.

На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно — радикальное, настроенное против христианства, другое — более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходит процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы. Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в. храм св. Софии. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В первые столетия существования Византийской империи получила развитие литература, а именно жанры патриотической литературы и литургической поэзии. С 7 века самым популярным жанром литургического песнопения становится канон, утренний гимн, состоящий из 9 песен. Не менее популярным был тропарь.

В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно- музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое.

Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Место театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимися огромной популярностью.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской цивилизации. Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где сохранялось богатое наследие античности. Борьба светской и церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии.

На второй период приходится расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений.

Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв. , на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники. Основными темами живописи в этот период стали сюжеты, заимствованные из библейских и евангельских мифов. В иконах праздничного цикла была отображена история воплощения Бога, а сюжетные композиции обязательно трактовались с устоявшимися канонами.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. В это время в живописи было замечено усиление светского начала: наряду с религиозными сценами художники начали изображать реальные исторические события. Также появились архитектурный и пейзажный фона в композициях. Выдающимся образцом живописи является икона «Двенадцать апостолов»-14 в.

Архитектура поздневизантийского периода становиться более сложной. Храм значительно увеличился в размерах и превратился из одноглавого в шестикупольный.

В 1453 г. Под натиском турок Византия пала.

Культура Византии.

История Византии как самостоятельного государства началась с раздела в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной империи стал Константинополь, основанный в 324 г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей.

Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, т.е. Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. Поскольку Константинополь находился на месте древней греческой колонии Византии, то по этому названию и всю Восточную часть стали называть Византийской империей или Византией. Государственным языком у ромеев был греческий, т.к. большинство пестрого по этническому составу населения составляли греки. Власть императора (василевса) они объявили божественной по своему происхождению, но она не передавалась по наследству, поэтому каждый император старался еще при жизни сделать своего сына соправителем. Выгодное географическое положение сделало Византию «золотым мостом» мировой торговли. Развитый рынок, подвижный этнический состав, мощная власть василевса, поддерживаемая церковью, христианская религия создали уникальные условия для появления нового типа культуры. В христианстве перед человеком стоит свобода выбора между добром и злом. Бог является высшим воплощением духа, творящим своим словом мир из ничего. Все зло связано с дьяволом, который пытается сокрушить высшее творение Бога – человека. Главная идея христианства заключается в троичности божественного существа: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Иисус Христос открыл, как спасти душу, а не мир, впервые заявив, что душа важнее, чем весь космос. Единственным путем спасения души является сознание своей вины, искупление и спасение через любовь к людям, через сострадание. Став при императоре Константине Iгосударственной религией, христианство освятило императорскую власть и самого императора, результатом чего стал тесный союз между церковью и государством. Христианство в 4 — 5 вв. стало предметом различных богословских споров. С течением времени противоречия возросли до такой степени, что западная (католическая) и восточная (православная) церкви разошлись во мнениях по центральным вопросам веры. Шла борьба между Папой Римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В 9 в. Восточная церковь обособилась от Западной. В 11 в. произошел раскол (схизма).

В Византии в нач. Средних вековбыло больше образованных людей, чем в Западной Европе. Работали городские школы, велся поиск редких книг, которые переписывались для императорской библиотеки. Была открыта первая в Европе высшая школа, а затем и высшее мед. училище. Достигли успехов византийские географы, работали крупные математики, астрономы, астрологи, оптики. Но после утверждения христианства лучшие представители науки стали подвергаться гонениям. Уничтожались научные центры, была уничтожена значительная часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать молодость. В то же время получило развитие хим. ремесло – изготовление красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей. В концеVIIв. византийцы изобрели «греческий огонь» — зажигательную смесь, способную гореть на воде, что помогло им одерживать победы в морских битвах.

Византийская философияразвивалась на сохранении античных традиций. Был распространен неоплатонизм, представителями которого былиПроклиИоанн Грамматик. Большинство сторонников неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Далее в философских учениях заметно влияние мистических учений (Максим Исповедник). Со временем происходит борьба различных философских взглядов, особенно большое значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (труд «Источник знания»).

Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Но античные традиции были все еще сильны. Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античные принципы стихосложения. Сложился стихотворный размер, получивший название народного стиха. Лириком этого периода былРоман Сладкопевец. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии. После окончательной победы православия сохранилась только богословская литература. В светском поэтическом творчестве важное значение имеет т.н. «Мириобиблон» (греч. множество книг) – своеобразная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриархФотий. Народное же творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации (пословицы, поговорки из славянского фольклора).

Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время правленияимператораЮстиниана,когда империя достигла размеров почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность. Оно отражало государственные, религиозные идеи и богатство Византийской империи. Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы и изображения этой статуи сохранились на русских иконах. К числу выдающихся памятников этого периода относитсямавзолей Галлы Плакидиив Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом имеет массивные формы, низкие своды, сохраняющие полумрак. Стены внизу украшает драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя часть стен сверкает мозаиками. Над входом мозаика с изображением И. Х. в образе пастуха среди овец. В столице оформился и выдающийся единыйархитектурныйансамбль:Ипподром, Большой дворец с полом, выложенный мозаиками, и центральное здание города –храм Святой Софии. Это главный памятник не только эпохи, а всей Византийской истории. Впервые в храме Святой Софии была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного куполом. Храм выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: собор в интерьере представляет собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы парящим на высоте 40 м куполом (диаметр чуть более 31 м). В своем основании купол имел 40 окон, простенки между которыми из-за льющегося света были не видны. К главному куполу с двух сторон примыкают постепенно возвышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными плитами разных цветов и мозаиками. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной утвари, сияние множества лампад создавали иллюзию беспредельного пространства, превращали храм в подобие макрокосмоса, символически приближали к образу вселенной. Он навсегда остался главной святыней Византии.

Одновременно со сложением ранневизантийского храма складывается стиль настенной живописи. Ее излюбленной техникой сталамозаика, берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всеми оттенками цветов. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Для Византии светское искусство было редкостью. Вмозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении свиты, на другой – жена Юстиниана, императрица Феодора. В Нике сохранилась фреска, известная как«Никейские ангелы», где изображен ангел – полубог-получеловек. У ангелов тяжелые парчовые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, но в лицах претворен образ одухотворенной красоты (открытый лоб, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы). Непревзойденный образец монументального искусства Византии – мозаика Софии Константинопольской. Сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках – воплощение возвышенной одухотворенности.

При Юстиниане широкое распространение получили иконы(по-гречески – образ). Прообразом стал фаюмский портрет, возникший в Египте. На иконе изображалось не лицо (как на фаюмском портрете), а лик (в отличие от портрета). Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт (левкас), красочный слой, защитный слой и оклад. Из ранних икон сохранились немногие: «Богоматерь с младенцем», «Сергий и Вакх», «Богоматерь на троне».

Культовая музыказаняла доминирующее положение в средневековой Византии. Следует выделить светские приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Среди культовой музыки широкое распространение получили гимны. Наиболее известный поэт и музыкант – автор гимновРоман Сладкопевец. Знаменитым автором гимнов былИоанн Дамаскин. Он стал автором «Октоиха». Борьба светской и церковной культур особенно характерна для 1 периода истории Византии.

В период Македонской династиивновь пробуждается интерес к классической литературе. Значительный рост переживает светское образование. Возрождается университет – центр светского образования. В византийской науке наступает век обобщающих произведений энциклопедического характера.

Литературная жизнь Византии переживает в этот период оживление, широкое распространение получили прозаический и стихотворный романы. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» — о нравах и обычаях Византии того века. Нота гуманизма и милосердия – неотъемлемый элемент множества византийских житий.

В живописи и архитектуре наблюдается расцвет. В церковной архитектуребазилика как форма культового здания отступает перед крестово-купольным храмом, сокращаются и масштабы храма. Большое значение приобретает внешний вид храма, улучшается внешний декор. Применяется облицовка фасадов разноцветным камнем, чередованием слоев красного кирпича и белого раствора. Все византийские храмы стали украшаться по раз и навсегда выработанной схеме. Впервые новый тип храма был воплощен в новойбазилике Василия Македонянина «Новая церковь». Современники отмечали, что храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану. Среди крестово-купольных храмов следует также назватьмонастырь Дафнииблиз Афин,церковь Богоматерив Солуни,церковь Феодорыв Афинах.

В это же время наблюдается подъем в искусстве иконописи.Икона Владимирской Богоматери– ярчайший образец искусства византийских образцов. Относится она к типу умиления, где младенец прижимается к матери щечкой. Взгляд Богоматери исполнен материнской тревоги. Другая икона –«Григорий Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно.

Изделия из слоновой кости и камня, худ. стекло и ткани, обработка золота и перегородчатая эмаль – эти шедевры декоративно-прикладного искусстваВизантии были широко распространены в пределах империи.

В 8 – 12 вв. оформилось музыкально-поэтическое искусство. Было создано нотное письмо, а также литургические сборники, где фиксировались песнопения. В конце 10 в., когда Киевская Русь принимает христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение.

Династия Палеологов– последняя в истории Византийской империи. Этот период истории искусства Византии условно называют Палеологовским Возрождением. В 13 в. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204 – 1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя стала мозаикой небольших государств. В этот период усилилась борьба церкви с наукой и научными знаниями. Мистицизм захлестывает все отрасли науки.

Представители литературы этого времени –Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, поэт –Мануил Фил.Сохранилось несколько романов: «Илиада»Гермониака, «Ахиллеида» и др. Распространенным был жанр рассказов-новелл. Под свежим впечатлением событий турецкого завоевания в 1453 г. сложено несколько «плачей», посвященных падению Константинополя и Трапезунда.

В эти годы строились либо небольшие храмы, либо перестраивались старые. Живописный вид приобрел древнийхрам монастыря Хора(нынемечеть Кахриэ Джами). Особенной нарядностью отличаютсяхрамы Мистры(в Спарте), объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм. Позднее сооруженацерковь Апостоловв Солуни.

В живописипроявились новые устремления. Решающую роль в живописных циклах играет драматическое переживание евангельской истории. ВXIVв. византийские мастера предпочитали мозаике фреску, миниатюру и икону. Византия этого века испытала признаки внутреннего оскудения. Не смог найти применения своему дарованиюФеофан Грек. А перенесенное на Афон и на Крит византийское искусство развиваться дальше не смогло. Последний из критских живописцевДоменико Теотокопуливынужден был покинуть родину. Далеко за пределами родины он вошел в историю мировой живописи под именемЭль Греко.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизацией. Дала миру высокие образцы искусства, которые отличали не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь – мировым центром православной веры. Важна просветительская роль Византии, которую она сыграла в средние века. Византия спасла Европу от арабов, сохранила для Европы античное искусство. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь).

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина о древних богах и монстрах

Шесть увлекательных фестивалей со всего мира

Столетие назад люди отказались от мер по борьбе с пандемией гриппа, когда они им надоели, и поплатились за это

Византийская империя | История, география, карты и факты

Собор Святой Софии: мозаика

Просмотреть все материалы

Основные события:
Падение Константинополя Битва при Манцикерте Битва за Косово Осада Антиохии Осада Рима
Ключевые люди:
Константин I Юстиниан I Диоклетиан Эдвард Гиббон Ираклий
Похожие темы:
Восточное православие римское право Купол Скалы Византийское искусство монофизит
Похожие места:
Римская империя Стамбул Иерусалим древний Египет Сицилия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Когда существовала Византийская империя?

Византийская империя существовала примерно с 395 г. н.э., когда Римская империя была разделена, до 1453 г. Она стала одной из ведущих цивилизаций в мире, прежде чем пала под натиском османских турок в 15 веке.

Чем Византийская империя отличалась от Римской империи?

Византийская империя была восточной частью Римской империи и просуществовала более тысячи лет после распада западной половины. Ряд региональных травм, включая эпидемии, войны, социальные потрясения и нападение арабов-мусульман в 630-х годах, ознаменовали его культурную и институциональную трансформацию из Восточной Римской империи в Византийскую империю.

Как Византийская империя получила свое название?

Современные историки используют термин Византийская империя, чтобы отличить государство от западной части Римской империи. Название относится к Византии, древнегреческой колонии и перевалочному пункту, который стал местом расположения столицы Византийской империи, Константинополя. Жители Византийской империи называли себя ромеями или римлянами.

Где находилась Византийская империя?

В наибольшей степени Византийская империя покрывала большую часть земли, окружающей Средиземное море, включая то, что сейчас является Италией, Грецией и Турцией, а также части Северной Африки и Ближнего Востока. Он достиг своего пика в 6 веке при императоре Юстиниане I, но значительно уменьшился к 11 веку из-за внутренних конфликтов и вторжений извне, включая турок-сельджуков и норманнов.

Византийская империя исповедовала христианство?

Граждане Византийской империи четко идентифицировали себя как христиан, точно так же, как они идентифицировали себя как римляне. Императоры, стремясь объединить свое царство под одной верой, признали христианство государственной религией и наделили церковь политической и юридической властью. При некоторых императорах язычникам было приказано посещать церковь и креститься, а евреям и самаритянам запрещалось получать приданое или наследство, если они не обращались.

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Византийская империя , восточная половина Римской империи, которая просуществовала тысячу лет после того, как западная половина распалась на различные феодальные королевства и которая окончательно пала под натиском турок-османов в 1453 году.

Само название Византия иллюстрирует заблуждения, которым часто подвергалась история империи, поскольку ее жители вряд ли сочли бы этот термин подходящим для себя или для своего государства. По их мнению, империя была не чем иным, как Римской империей, основанной незадолго до начала христианской эры по благодати Божией, чтобы объединить Свой народ в подготовке к пришествию Его Сына. Гордясь этим христианским и римским наследием, убежденные, что их земная империя настолько похожа на небесный образец, что он никогда не изменится, они называли себя ромеями, или римлянами. Современные историки согласны с ними лишь отчасти. Термин Восточный Рим точно описывал политическую единицу, охватывавшую восточные провинции старой Римской империи до 476 г. , когда было еще два императора. Тот же термин может использоваться даже до второй половины VI века, пока люди продолжали действовать и мыслить в соответствии с моделями, мало чем отличающимися от тех, что преобладали в более ранней Римской империи. Тем не менее в течение тех же столетий произошли настолько глубокие изменения в их кумулятивном эффекте, что после VII века государство и общество на Востоке заметно отличались от своих более ранних форм. Стремясь признать это различие, историки традиционно описывали средневековую империю как Византийскую.

Последний термин происходит от названия Византии, основанной колонией древнегреческого происхождения на европейской стороне Босфора, на полпути между Средиземным и Черным морями. Город был, в силу своего расположения, естественным перевалочным пунктом между Европой и Малой Азией (Анатолией). Возрожденный как «новый Рим» императором Константином I в 330 году, он наделил его именем Константинополь, город Константина. Происхождение от Византии наводит на размышления, поскольку оно подчеркивает центральный аспект византийской цивилизации: степень, в которой административная и интеллектуальная жизнь империи была сосредоточена в Константинополе с 330 по 1453 год, год последней и безуспешной обороны города при 11-м (1453 г. ) или 12-й) Константин. Обстоятельства последней защиты также наводят на размышления, поскольку в 1453 году древний, средневековый и современный миры, казалось, ненадолго встретились. Последний Константин пал, защищая новый Рим, построенный первым Константином. Стены, прочно державшиеся в раннем Средневековье против германцев, гуннов, аваров, славян и арабов, были в конце концов прорваны современной артиллерией, секретам которой европейские техники научили самых успешных из центральноазиатских захватчиков: турок-османов.

Таким образом, судьбы империи были тесно переплетены с судьбами народов, чьи достижения и неудачи составляют средневековую историю как Европы, так и Азии. Не всегда враждебность характеризовала и отношения между византийцами и теми, кого они считали «варварами». Хотя византийский интеллигент твердо верил, что цивилизация кончается границами его мира, он открывал его варвару при условии, что последний (со своим родом) примет крещение и окажет верность императору. Благодаря поселениям, возникшим в результате такой политики, многие названия, казалось бы, греческие, маскируют другое, иного происхождения: славянское, может быть, или турецкое. Вследствие этого варварская неграмотность затмевает ранние поколения более чем одной семьи, которым суждено занять видное место на военной или гражданской службе империи. Византия была обществом плавильного котла, для которого в предыдущие века характерна была степень социальной мобильности, противоречащая часто применяемому к ней стереотипу неподвижного кастового общества.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

Будучи источником силы в раннем средневековье, центральное географическое положение Византии плохо сослужило ей службу после 10 века. Завоевания той эпохи поставили новые проблемы организации и ассимиляции, и императорам пришлось столкнуться с ними как раз в то время, когда старые вопросы экономической и социальной политики требовали ответов в новой и острой форме. Удовлетворительные решения так и не были найдены. Острая этническая и религиозная вражда отмечена в истории империи в последующие века, ослабляя Византию перед лицом новых врагов, надвигавшихся на нее с востока и запада. Империя окончательно рухнула, когда ее административные структуры больше не могли поддерживать бремя лидерства, возложенное на нее военными завоеваниями.

Империя до 867

Римское и христианское происхождение

Единство и разнообразие в поздней Римской империи

Римская империя, прародительница Византийской, удивительным образом сочетала единство и разнообразие, первое из которых гораздо более известно, поскольку его составляющие были преобладающими чертами римской цивилизации. Общий латинский язык, чеканка, «интернациональная» армия римских легионов, городская сеть, закон и греко-римское наследие гражданской культуры вырисовывались в наибольшей степени среди тех уз, которые, как надеялись Август и его преемники, принесут единство и мир. в средиземноморский мир, измученный веками гражданской войны. Чтобы укрепить эти жилы имперской цивилизации, императоры надеялись, что между несколькими провинциями может развиться оживленная и спонтанная торговля. На вершине этого мира стоял сам император, мудрый человек, который защитит государство от любых несчастий, которые мрачно скрыла судьба. Только император мог обеспечить такую ​​защиту, поскольку, как воплощение всех добродетелей, он в совершенстве обладал теми качествами, которые его отдельные подданные лишь несовершенно проявляли.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Римская формула борьбы с судьбой с помощью разума и тем самым обеспечения единства во всем средиземноморском мире работала на удивление хорошо, учитывая давление разобщенности, которое в то время должно было умножаться. Завоевание привело к римскому правлению регионы с разнообразным прошлым. Восточные провинции были древними и густонаселенными центрами той городской жизни, которая на протяжении тысячелетий определяла характер средиземноморской цивилизации. Западные провинции только недавно вступили на свой собственный путь городского развития под не всегда мягким руководством своих римских хозяев.

Каждый из перечисленных выше аспектов единства имел свою оборотную сторону. Не все понимали или говорили по-латыни. Параллельно римскому праву, а иногда и влиянию на него, были местные обычаи и обычаи, по понятным причинам живучие по причине своей древности. Языческие храмы, иудейские синагоги и христианские баптистерии свидетельствуют о множестве организованных религий, с которыми официальные формы римского государства, в том числе культ императора, не всегда могли мирно сосуществовать. И отнюдь не объединяя римский мир, экономический рост часто создавал самодостаточные единицы в нескольких регионах, провинциях или крупных поместьях.

Принимая во внимание препятствия, с которыми боролись властители римского государства, совершенно примечательно, что римский патриотизм всегда был больше, чем пустая формула, что образованные джентльмены от Геркулесовых Столпов до Черного моря знали, что у них есть «что-то» в общем. Это «что-то» можно определить как греко-римскую гражданскую традицию в самом широком смысле ее институциональных, интеллектуальных и эмоциональных последствий. Благодарные за условия мира, которые способствовали этому, богатые и культурные люди посвящали свое время и ресурсы прославлению этой традиции, украшая города, которые ее олицетворяли, и обучая молодежь, которая, как они надеялись, сможет ее увековечить.

На этот мир варвары пришли примерно после 150 г. н.э. Чтобы защитить границу от них, воины-императоры тратили все силы, которые могли сэкономить от постоянной борьбы, на восстановление контроля над провинциями, где возникали местные режимы. Принимая во внимание последовавшие войны, широкое распространение болезней и быструю смену лиц, занимающих императорский трон, было бы легко предположить, что мало что осталось ни от традиционной ткани греко-римского общества, ни от бюрократической структуры, разработанной чтобы поддержать это.

Ни одно из предположений не является точным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *