Trojden | Культура СССР в 60-х — середине 80-х годов
Вопрос 63
1. Культурная политика советского государства.
2. Образование и наука.
3. Художественная культура.
4. Массовая культура.
1. С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию и дальнейшем «закручивании идеологических гаек». В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий. Ужесточение цензуры привело к дальнейшему ограничению доступа специалистов к отечественной и зарубежной информации, что имело негативные последствия для развития науки в целом. Усилилось партийно-идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции.
В 1966 г. состоялся первый после смерти Сталина открытый политический процесс — суд над арестованными в 1965 г.
Эмиграция из СССР деятелей культуры. В условиях ужесточения политической и идеологической цензуры СССР покинули добровольно или принудительно немало деятелей культуры (режиссеры: А. Тарковский, Ю. Любимов; художники, скульпторы: М. Шемякин, Э. Неизвестный; поэты: Н. Коржавин, И. Бродский, А. Галич; писатели: А. Солженицын, В. Войнович, В. Аксенов; музыкант М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др.).
2. Средняя и начальная школа. В средней школе было введено всеобщее среднее образование. Начальная и неполная средняя школа стали ступенью общего среднего образования.
В 1984 г. был принят закон о реформе школы, который дополнял всеобщее среднее образование (с 1966 г. — десятилетнее; с 1984 г. — одиннадцатилетнее) всеобщим профессиональным обучением молодежи. Начальное образование после перехода в 70-е гг. на трехлетний срок обучения вновь с 1984 г. стало четырехлетним. Возросло количество детей 6 лет, обучающихся в общеобразовательных школах и в подготовительных группах детских садов,
Высшее образование. СССР оставался страной с широко развитой сетью высших учебных заведений, число которых выросло за 1960-1993 гг. на 36%. В 1969 г. возродились рабфаки как вузовские подготовительные отделения на базе среднего образования.
Наука и научно-технический прогресс в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской тоталитарной системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн человек (в том числе 1,52 млн научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.
Развивалась атомная и газовая энергетика, велись исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Важные исследования проводились в биологических науках. М. Басов и А. Прохоров создали основу новой отрасли квантовой электроники (использование лазеров при исследовании поверхности Луны, обработке сверхтвердых металлов, в хирургических операциях). Продолжали развиваться исследования в области космического пространства. В 1965 г. впервые был произведен выход человека из корабля в космос. Летом 1975 г. был осуществлен совместный полет советского корабля «Союз-19» и американского — «Аполлон».
Однако степень внедрения научно-технических достижений значительно отставала от зарубежной. Обновление парка машин и оборудования, а также производимой продукции шло чрезвычайно медленными темпами. По оценкам экономистов, в 70-80-х гг. отставание СССР от Запада в области нововведений составило 15-25 лет, увеличившись по сравнению с серединой 60-х гг. почти вдвое. На отставании отечественной науки сказался планово-распределительный характер экономики, слабость ее материально-технической базы и остаточный принцип финансирования, неразвитость научного приборостроения.
В общественных науках сохранились партийный контроль и идеологизация. Для советских историков и философов были закрыты многие темы и направления. Во второй половине 60-х гг. фактически произошла реабилитация сталинской версии истории советского общества, что затормозило на долгие годы научное исследование сталинизма как политического феномена. В 1967 г. подверглась разгромной критике книга А.М. Некрича «22 июня 1941 года» о причинах неудач СССР в первые месяцы войны.
В то же время некоторая либерализация научной политики способствовала тому, что были сделаны важные шаги по пути исследования конкретных исторических проблем, продолжились дискуссии, развернувшиеся в 50-е — начале 60-х гг. (хотя исключительно в рамках марксизма-ленинизма). В частности, в исторической науке в центре внимания ученых оказались вопросы о некапиталистическом пути развития, о роли русского абсолютизма в утверждении капитализма в России и др. В 70-е гг. группа историков (К. Тарновский,М. Гефтер, П. Волобуев и др.
) — представителей так называемого нового направления, предложила свою концепцию социально-экономического развития России начала XX в. (проблемы многоукладности, монополизации капитала и др.) с тем, чтобы отойти от сталинских догм и стереотипов в отношении трактовки предпосылок Октябрьской революции. Однако это направление усилиями партийных идеологов было разгромлено.
3. Художественный процесс отличался интенсивностью и динамизмом. Благодаря последствиям «оттепели» установилось своеобразное равновесие сил между режимом и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. значительные либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала «Новый мир» во главе с его редактором А.Т. Твардовским. Стали доступны некогда запрещенные произведения М. Булгакова, Б. Пастернака, А. Платонова, О. Мандельштама и др. В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М.А. Шолохов (1965), A. И. Солженицын (1970).
В центре внимания многих писателей оставалась тема Великой Отечественной войны.
Театр становился более публичным и открытым к восприятию различных проблем современности. Очень популярными были герои производственных пьес (спектакли «Человек со стороны» по пьесе Н. Дворецкого; «Сталевары» по пьесе инженера и журналиста Г. Бочкарева, «Премия» А. Гельмана и др.). В драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина поднимались нравственные проблемы. Широкий отклик встречали постановки А. Эфроса, Ю. Любимова, О. Ефремова, Г. Товстоногова.
Музыка. В области оперы наивысшие достижения связаны с произведениями Р.
К. Щедрина, С.М. Слонимского, К.В. Молчанова, А.П. Петрова. Развивался также жанр камерной оперы (был открыт Московский камерный музыкальный театр под руководством Б.А. Покровского). Балетное искусство, известное во всем мире, отражало темы современности и сюжеты классической литературы.
Кинематограф этого периода составляет одну из славных страниц отечественного кино. В эти годы была осуществлена экранизация произведений классической русской и зарубежной литературы — «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Гамлет» и др. В художественных фильмах режиссеров С. Герасимова, В. Шукшина, А. Митты, Э. Рязанова, А. Михалкова-Кончаловского, Н. Михалкова, С. Ростоцкого поднимались глубокие нравственные и философские проблемы.
Продолжало развиваться монументальное искусство. Были созданы эпические произведения в форме монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте сожженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента «Легендарная тачанка» у города Каховки, скульптурного ансамбля, посвященного защитникам Брестской крепости.
4. В 70-е гг. складываются неформальные молодежные группы, которые формировались вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появились также хиппи и панки. Эти направления ориентировались на западную молодежную субкультуру и отличались свободой от условностей и аполитичностью. В течение 70-х гг. в СССР сложился рок, который был связан с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок первоначально рассматривался как контркультура (это так называемый период андерграунда), однако со второй половины 80-х гг. он превращается в культуру нового времени и воспринимается уже как предмет искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов этого времени относят Б. Гребенщикова и группу «Аквариум», А. Макаревича и группу «Машина времени» и др.
Наряду с этими направлениями молодежной культуры продолжала развиваться авторская песня. Во многих городах СССР создавались клубы самодеятельной песни (КСП), проходили фестивали.
Появилось новое поколение бардов — Ю. Ким, А. Дольский, Т. и С. Никитины и др.
Выводы. Процесс развития отечественной культуры в 60-е — середине 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью. Культурная элита страны продолжала направлять свой творческий потенциал на развитие литературы, искусства, образования, отстаивая идеалы гуманизма и демократии, развивая международные контакты. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР.
Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдался устойчивый рост в художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.
Вместе с тем сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению качества образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах
Содержание
- 1 Условия культурной жизни (1965—1984 гг.)
- 2 Образование и наука
- 3 Литература и искусство
- 4 Культурная жизнь в России 90-х годов
Условия культурной жизни (1965—1984 гг.)
Развитие культуры в период после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.
Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу.
Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («О литературно-художественной критике», «О работе с творческой молодежью» и др.) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.
Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие в соответствии с установками сверху коммунистическому воспитанию трудящихся. Произведения, противоречившие этим принципам, невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом.
Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство». Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю. М. Даниэлем и А. Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.
О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка А. М. Некрича «22 июня 1941 г.». В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.).
В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.
Партийное руководство страны расценило как «провокационный акт» присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г. писателю А. И. Солженицыну. «Идейными перерожденцами» назывались в официальной прессе виолончелист М. Л. Ростропович и певица Г. П. Вишневская, лишенные в 1978 г. советского гражданства.
Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.
Культура и перестройка. На рубеже 80—90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать — газеты «Московские новости», «Аргументы и факты», журнал «Огонек».
Авторы публикуемых статей предпринимали попытки разобраться в причинах «деформаций» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Обнародование неизвестных ранее фактов отечественной истории послеоктябрьского периода вызывало поляризацию общественного мнения. Значительная часть либерально настроенной интеллигенции активно поддержала реформаторский курс М. С. Горбачева. Но многие группы населения, в их числе специалисты, научные работники, видели в проводимых реформах «измену» делу социализма и активно выступали против них. Различное отношение к происходящим в стране преобразованиям приводило к конфликтам в руководящих органах творческих объединений интеллигенции.
В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединения было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР.
О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов «Союз духовного возрождения России». В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на перестройку. Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами», опубликованной в марте 1988 г. в газете «Советская Россия».
Начавшаяся «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.
Образование и наука
В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен.
Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов.
Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.
Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.
В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях.
Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.
Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.
Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения (НПО). Они создавались как в промышленности (например, Ленинградское оптико-механическое объединение), так и в сельском хозяйстве (к примеру, «Эфирмасло»).
НПО соединяли в едином межхозяйственном комплексе промышленные предприятия, исследовательские организации, конструкторские бюро, экспериментальные хозяйства. К середине 80-х годов действовали около 250 НПО в промышленности и почти 400 научно-производственных систем в агросфере экономики. Перестройка и распад СССР привели к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.
В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.
Литература и искусство
В литературе и искусстве второй половины 60-х — конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая — официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями.
Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками». И наоборот, многие работы второго, не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.
В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина).
На рубеже 60—70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б.
П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.
Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников — И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого.
В то же время была открыта «зеленая улица» для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля». «Целина» и «Возрождение». Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л. И. Брежнева в ряды писательского Союза.
Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в самиздате. Этим путем впервые пришли к читателю книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. П. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Годы перестройки преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий.
Печатались стихи Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И. А. Бунина, Г. В. Иванова, Д. С. Мережковского, В. Ф. Ходасевича, В. В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград»,
Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения лиц, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в.— Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности.
Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве.
Были организованы выставки художников, малоизвестных широкому кругу зрителей 80-х годов — П. Н. Филонова, В. В. Кандинского, Д. П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.
Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.
Культурная жизнь в России 90-х годов
Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.
Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.
Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.
В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Действовали наряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия по общественным наукам. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений. К концу 90-х годов в системе высшего образования они составляли свыше 30% общего числа действующих вузов. В них обучалось 5,5% всех студентов.
Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педагогов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.
В тяжелом состоянии находилась отечественная наука.
Российская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осуществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.
С начала 90-х годов стала претворяться в жизнь федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области.
Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ.
Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX —- начала XX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского дворца — резиденции российского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.
Начался перевод на рыночные отношения жилищного строительства. Это привело к появлению в российских городах офисно-деловых, торговых и банковских зданий. По индивидуальным проектам строились малоэтажные жилые дома и коттеджи.
Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов (например, кинофильмы Н.
Михалкова и П. Лунгина).
В 1999 г. — начале 2000 г. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены — певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников; большой интерес у зрителей вызвала, например, выставка графики из собрания Музея современного искусства (Нью-Йоркская школа).
Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.
Советский Союз: Работа и пенсия
[Часть серии Советский Союз]
В Конституции СССР сказано
СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Право на отдых и досуг обеспечивается сокращением рабочего дня до семи часов для подавляющего большинства работающих , учреждением ежегодных отпусков с полным сохранением заработной платы для рабочих и служащих и обеспечением широкой сети санаториев, дома отдыха и клубы для размещения трудящихся.
(Конституция СССР 1936)
Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 41 часа, для рабочих и служащих, сокращенным рабочим днем в ряде профессий и производств и сокращенным рабочим днем в ночное время ; предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков, еженедельных дней отдыха, расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием в массовом порядке спорта, физической культуры, кемпинга и туризма; созданием мест отдыха и других возможностей для рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего и досугового времени колхозников устанавливается их колхозами. (Конституция СССР 1977)
А что на самом деле получили советские рабочие?
Согласно одному отчету Международной организации труда (1994 г.), дореволюционные русские рабочие работали по 10-12 часов в день шесть дней в неделю.
Это очень много: 60-72 часа в неделю. После революции была введена 8-часовая рабочая неделя (но шесть дней в неделю). Затем они хотели перейти на 7-часовую рабочую неделю, и такой переход был осуществлен в период с 1927 по 1933 год. Тем не менее, это была шестидневная неделя: среднее рабочее время составляло 40,3 часа в неделю.
В 1929 году был издан декрет о переходе на 5-дневную рабочую неделю, но незадолго до Второй мировой войны она вернулась к восьмичасовому шестидневному рабочему дню. После войны оно сократилось до семи часов (1956-1960), но по-прежнему шесть дней в неделю. Это согласуется с отчетом ЦРУ (1961 г.).
Источник: отчет МОТ
Затем, в 1961-1967 годах, они перешли на 5 дней в неделю по 8 часов в день, что, наконец, дало Советам настоящие выходные, как на Западе. Бронсон (1968) рассматривает это как отказ от советского обязательства постоянно сокращать рабочий день и рабочую неделю и в целом согласен с докладом МОТ. Он также упоминает, что были ночные смены.
В текстильной промышленности 60% людей работали по ночам в какой-то момент к 19 годам.60.
В 1966 г. была предложена 35-часовая рабочая неделя. Это будет 6 часов в день, 6 дней в неделю или 7 часов в день, 5 дней в неделю. Но это так и не было реализовано.
В 1987 г. максимальное количество часов было ограничено 40 часами в неделю, при этом в одних секторах (сельское хозяйство, строительство, транспорт) было больше часов, а в других (образование, искусство и культура, добыча угля) меньше
Источник: МОТ report
К тому времени у Советов было 15 минимальных дней оплачиваемого отпуска в неделю, а у 75% рабочих было больше. Рабочие моложе 18 лет имели право на вдвое большую сумму. Работающие матери, имеющие более двух детей и менее 28 дней отпуска в году, имели еще три дня отпуска. Кроме того, у женщин был частичный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком (<1 года) и они могли взять дополнительный неоплачиваемый отпуск (<18 месяцев)
Источник: отчет МОТ
Что касается выхода на пенсию, то женщины уходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60.
Средняя пенсия была небольшой, 86 рублей у рабочих и 54 у колхозников. Минимальные пенсии составляли 50% от заработной платы.
Вторым источником является книга Уильяма Москоффа «Труд и досуг в Советском Союзе» (1984).
Он упоминает пару моментов, касающихся советских рабочих: уровень невыходов на работу был в два раза выше, чем в США. Было много «вспомогательных» рабочих (складских, транспортных и ремонтных), 85 таких рабочих на 100 производственных рабочих. В США было 38 к 100. В Советском Союзе, говорит он, нехватка рабочей силы, и досуг в СССР был не таким приятным, как на Западе:
Данные, которые раскрываются в ходе этой книги, не свидетельствуют об огромных успехах советской системы в соответствии марксистским идеалам. Напротив, типичные советские граждане подвержены существенным ограничениям в своих возможностях в свободное время. Эти ограничения отражают два элемента в обществе. Во-первых, низкий приоритет производства рекреационных и культурных товаров.
Это относится к тем товарам для отдыха, которые доступны в повседневной жизни, а также к удобствам для отдыха. Более того, они отражают относительную неадекватность сферы услуг.
Но они также представляют собой философскую точку зрения директоров советской системы. Работа по-прежнему считается самой важной категорией в жизни человека. Это, безусловно, считается более важным, чем отдых. Как сказал один советский писатель: «Материальное производство и труд человека составляют основу его развития». Строго говоря, конец жизни — это работа, а свободное время или отдых — для того, чтобы снова подготовиться к работе. В одном источнике используется термин простое воспроизводство (простое воспроизводство) для обозначения нерабочего времени, в течение которого выполняется другой вид работы, напр. домашние дела. Во многом такое же значение имеет термин расширенное воспроизводство (крупномасштабное воспроизводство), который означает свободное время или свободное время. 2 Таким образом, свободное время рассматривается как время, в течение которого человек регенерирует для истинной цели жизни – работы.
[…]
На 24-м съезде Коммунистической партии в 1971 году первый секретарь Леонид Брежнев сказал: «Свободное время — это не время, свободное от ответственности за общество». Довольно аморфное представление о том, что выбор человека должен осуществляться в соответствии с общественными ценностями, сформулировано совсем недавно: «Индивидуальное развитие работника связано прежде всего с результативностью общественно полезной деятельности. Именно поэтому общество требует от своих членов сознательного подчинения личных интересов интересам общественным. В этом утверждается не только ценность свободного времени во всем его богатстве, но и ценность человеческой жизни… Какой определенный комплекс ценностей находит свою реализацию в деятельности молодежи в свободное время? Его интересует определенная ориентация на базовые социальные ценности общества. И это определяет границы возможной активности досуговой деятельности молодого рабочего
У него есть данные о средней продолжительности рабочей недели:
Источник: Moskoff (1984)
Малле (1990) добавляет некоторые данные: В 1987 году продолжительность рабочего дня составляла 40,6.
Что касается пенсионеров, Москофф говорит, что мужчины имели право на пенсию в 60 лет, а женщины в 55. Люди с вредными или опасными профессиями уходили на пенсию в 50-55 лет для мужчин и 45-50 лет для женщин. Некоторые пенсионеры также работали, чтобы дополнить свои пенсии:
Источник: Moskoff (1984)
Колхозники, однако, не получали государственные пенсии по старости до 19 лет.64. Они вышли на пенсию на 5 лет позже, чем в госсекторе. Минимальная пенсия у них составляла 12 рублей (так получали 2/3 из 3800 пенсионеров, обследованных в Калининской области), а максимальная — 102. В 1971 году они были повышены до минимума в 20 рублей. Сравните с 45 рублями у неколхозных пенсионеров. Колхозы дополняли это за счет собственных средств.
Что касается сверхурочной работы, то по Закону она не должна была использоваться много, максимум 120 часов в год. Сверхурочная работа разрешалась для: производства в целях национальной обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения работы коммунальных служб, завершения работ, которые не были завершены в течение обычного рабочего времени, для ремонта оборудования, если его повреждение влечет за собой остановку завода, и на работа сборочного конвейера, если рабочий в следующую смену не явился.
В сверхурочной работе не может быть отказано, если нет официального исключения: лица моложе 18 лет, беременные женщины, кормящие матери, матери с детьми младше 1 года, больные туберкулезом и студенты.
Директора заводов просили сверхурочную работу в местный профсоюзный комитет, но на практике она всегда предоставлялась. То есть руководство государственной компании было относительно свободно требовать сверхурочных, а профсоюзы были слабы.
Представление о том, что сверхурочной считается количество часов сверх определенного рабочего дня, обманчиво. Чтобы фактически определить, сколько заработано за сверхурочную работу, отчетным периодом является месяц. Сумма сверхурочной работы рассчитывается следующим образом. Нужно взять количество рабочих дней в месяце, умножить его на количество часов в обычном рабочем дне человека и сравнить эту цифру с количеством фактически отработанных часов. Все, что выше первой цифры, считается сверхурочной работой.
Это дает советскому работодателю, то есть государству, гораздо большую гибкость, чем типичная американская модель, в которой для работников, подпадающих под действие федерального законодательства и большинства профсоюзных контрактов, сверхурочная работа превышает 40 часов в неделю.
В советском же случае рабочий действительно мог работать сверх нормы на 8 часов в течение одной недели месяца, но если по какой-либо причине в другую неделю произошел перерыв в работе и он отработал 8 часов по норме, то с с точки зрения компенсации сверхурочная работа не оплачивается. […]
Дополнительная надбавка за сверхурочную работу в ночное время не взимается. Это означает, что либо рабочие не различают день и ночь, либо есть принуждение к выполнению работы, потому что действительно существует разница во вкусах в отношении дневной и ночной работы.
По оценкам Москоффа, в 1959 году мужчины работали сверхурочно по 10,5 часов в месяц. Все это меньше установленного законом максимума в 120.
Что касается оплачиваемых отпусков, то Moskoff предлагает нам следующую таблицу:
84)
В Советском Союзе установленный законом минимум составлял 15 дней, но как в СССР, так и в странах ОЭСР фактический средний срок был выше. В СССР они были 18,5 сут (1958 г.
) и 19,3 сут (1964 г.), а затем 20,9 (1968 г.) и 21,6 (1977 г.) сут.
По данным Москоффа, в половине стран ОЭСР у рабочих отпуск больше, чем в СССР, а в остальных примерно столько же.
Изначально у Советов был один месяц каникул. В 1921 году он был сокращен до 2 недель. В 1941 году праздники были отменены из-за Второй мировой войны, но рабочие получили дополнительную компенсацию. В 1942, дополнительная компенсация также была устранена. В 1945 году двухнедельный отпуск вернулся, и тогда вы можете вернуться к отчету МОТ.
Другой источник — «Работа, занятость и безработица в Советском Союзе» (Поркет, 1989), но основное внимание он уделяет безработице, которая, вопреки официальным данным, существовала. Но это не тема для данного поста.
Мы можем сравнить советские данные с данными с Запада. Судя по количеству отработанных часов в год, существование Советского Союза, похоже, не повлияло на его сокращение: то есть идея о том, что сокращение часов из-за повышенных требований рабочих из-за Советского Союза, не кажется верной.
Источник: Lee et al. (2007)
Согласно ранее цитированному отчету МОТ, рабочее время в СССР в 1986 году было установлено на уровне 2040 часов в год. Таким образом, советские рабочие работали на 100 часов больше, чем их коллеги на Западе. На отличном веб-сайте Макса Розера также есть некоторые данные по этому поводу, и он также соглашается с тем, что к 1986 году ни одна страна на Западе не работала более 2000 часов.
Самореализация на работе (редактирование от 26.02.17)
Одним из обещаний коммунизма было уничтожение отчуждения рабочего. Для Маркса работа рассматривалась как очень важная часть жизни человека, и он видел в наемном труде разрыв связи между работой и произведенным конечным продуктом, на который рабочий не имеет права. Некоторые современные коммунисты рассматривают многие рабочие места в нынешней рыночной экономике как пример этого. Их иногда называют «дерьмовыми работами». Бессмысленная, повторяющаяся работа, на которую указывают как на недостаток капитализма.
Это, кажется, забывает, что даже в утопии кто-то должен мыть пол и переворачивать гамбургеры. Советский Союз платил рабочим не за стоимость, которую они производили, а, казалось, платили им за физически тяжелую их работу.
Согласно советской идеологии, отмена частной собственности на средства производства положит конец отчуждению труда. Однако в то же время Советский Союз не отрицает того, что в некоторых местах существуют неприятные условия труда. В течение последних 20 лет плохие условия труда рассматривались как преходящее явление, которое исчезнет в результате надвигающейся научно-технической революции. В действительности, согласно недавним открытиям советской эмпирической социологии, советские условия труда оставляют желать лучшего. (Джонсон и Рейнс (1984))
Одной из целей советского социализма было, в связи с вышесказанным, привить людям симпатию к своему делу, напомнить им, что теперь они работают на себя, а то, что они производят, — часть его — их.
Выяснилось, что это не сработало. Джонсон и Рейнс упоминают два официальных опроса, проведенных в 1960 и 1970 годах по поводу отношения к работе, и они могли измерить изменение отношения к работе, но в противоположном направлении. То есть рабочие стали рассматривать работу как средство для достижения дальнейших целей, а не как самоцель, как предписывает марксизм. Советские социологи связывают это с повышением уровня потребления и образования новых поколений. Если то, что человек может делать вне работы, доставляет больше удовольствия, то, естественно, работа будет восприниматься как относительно менее желательная.
Заключение
Средняя продолжительность рабочей недели в позднем Советском Союзе составляла около 40 часов. К этому были добавлены сверхурочные для выполнения производственных квот. У советских рабочих было 21,6 дня отпуска в году, что в то время было меньше, чем в половине стран ОЭСР, и примерно столько же, сколько в другой половине. Что касается выхода на пенсию, трудно оценить средний возраст выхода на пенсию для SU, поскольку значительное количество пенсионеров продолжало работать после выхода на пенсию.
Например, 48% мужчин и 20% женщин в возрасте 66-70 лет работали в СССР, получая государственную пенсию (Андерсон, 19 лет).86). На Западе пенсионный возраст был примерно на 5 лет выше, но показатели работы в старости были ниже.
Делаю вывод, что если ты был рабочим или пенсионером в 70-80-х годах, то лучше было работать и выходить на пенсию на Западе, чем в Советском Союзе.
Больше информации есть у Шапиро и Годсона (1981), но я только что просмотрел ее. В конце книги есть таблица, сколько минут работы потребовалось рабочим для покупки разных вещей:
Литература
Андерсон, Б.А. (1987). Работа среди советов пенсионного возраста . Национальный совет советских и восточноевропейских исследований.
Бош Г., Докинз П. и Мишон Ф. (1994). Времена меняются: рабочее время в 14 промышленно развитых странах (Том 48). Женева: Международный институт исследований труда.
Бронсон, Д. В. (1968). Советский опыт сокращения рабочей недели.
Обзор производственных и трудовых отношений , 391-399.
ЦРУ (1961) Оценка программы сокращения рабочей недели в СССР. Отчет.
Эллисон, Х.Дж., Джонсон, Б.П., и Рейнс, Э.А. (1984). Качество жизни в Советском Союзе: доклад конференции . Институт перспективных исследований России им. Кеннана, Международный научный центр имени Вудро Вильсона.
Ли, С., Макканн, Д., и Мессенджер, Дж. К. (2007). Время работы по всему миру. Тенденции рабочего времени, законов и политики в глобальной сравнительной перспективе (pdf). Лондон и Нью-Йорк: Routledge .
Малле, С. (1990). Планирование занятости в СССР: преемственность и изменение . Пэлгрейв Макмиллан.
Москофф, В. (1984). Труд и досуг в Советском Союзе: конфликт между общественным и частным принятием решений в условиях плановой экономики . Макмиллан Паблишерс Лимитед.
Поркет, Дж. Л. (1989). Работа, занятость и безработица в СССР . Макмиллан.
Шапиро, Л., и Годсон, Дж. (1981). Советский рабочий: иллюзии и реальность . Макмиллан.
- Серия Советский Союз | Нинтил 2016-05-14T15:57:04Z
[…] Советский Союз: Работа и пенсия […]
- Линки Пятница #168: Советский Рух | Обыкновенные времена 2016-05-27T09:00:47Z
[…] Взгляните на работу и пенсию в Советском Союзе. Кроме того, […]
- Советский Союз: Обеспечение полной занятости | Нинтил 2016-07-30T16:32:05Z
[…] в советском контексте, и объяснить некоторые аспекты их «рынка труда», не затронутые в моем предыдущем посте на эту тему. Как обычно, этот пост посвящен постсталинской эпохе. […]
- Советская серия: От фермы до завода. Сталинская промышленная революция | Нинтил 2017-02-04T19:38:02Z
[…] пришлось репрессировать и заставить работать по требованию государства.
(Я говорил об этом здесь и здесь) Проблемы принудительного перевода рабочей силы с фермы на фабрику, вызванные дисциплиной, не […]
Советы преследуют американскую мечту : Тенденции: Когда-то проклятая в Советском Союзе, американская поп-культура — от «Тарзана» до рэпа — находится там, где она есть.
МОСКВА —
Каждое воскресенье вечером до 180 миллионов советских телезрителей — детей и взрослых — включают мультфильмы Уолта Диснея. От Одессы до Владивостока подростки каждую неделю включают свои радиоприемники, чтобы послушать, как диск-жокей из Вайоминга, бегло говорящий по-русски, хотя и с акцентом, отсчитывает 20 лучших в США. А до 70% фильмов, показываемых в московских кинотеатрах, — голливудские.
Американская поп-культура штурмом взяла Советский Союз.
«С приходом перестройка, влияние американской культуры чрезвычайно возросло», — говорит Дмитрий М. Урнов, главный редактор журнала «Вопросы литературы», специалист по литературе и культуре США.
«Те же самые высшие чиновники, которые раньше проклинали американскую массовую культуру, теперь приветствуют ее с распростертыми объятиями». В эпоху холодной войны советские чиновники пытались не допустить, чтобы граждане
подвергались воздействию того, что они называли гедонистической капиталистической культурой Запада. И они подавляли все, от рок-н-ролла до секса и насилия в кино и литературе.
Поэтому, когда реформы президента Михаила С. Горбачева сделали доступными запретные плоды современной музыки, фильмов, книг и моды, массовая культура США ринулась заполнить вакуум.
Теперь, когда Горбачев встречается с президентом Бушем на очередной американо-советской встрече на высшем уровне, Урнов сокрушается: «В центре Москвы, над головой памятника нашему величайшему поэту Александру Пушкину, висит огромная вывеска Coca-Cola. Величайший культурный отец России обречен смотреть прямо на Макдональдс.
— А по выражению лица Пушкина в эти дни, — вздыхает он, — кажется, он раздумывает, не занять ли его место в длинной очереди, ведущей в ресторан.
Но вместо того, чтобы перенять все, что сейчас популярно в Соединенных Штатах, советские причуды опираются на американские тенденции последних 40 лет, эффективно стягивая десятилетия в один момент.
«Мы обречены на анахронизм, — говорит Урнов. «Мы обречены одновременно брать вещи из разных периодов. Мы живем сегодня одновременно в Америке 50-х, 60-х, 70-х, 80-х».
Отцы-основатели рока, такие как Элвис Пресли, так же популярны, как хэви-метал группы Bon Jovi и AC/DC. По словам Урнова, книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» и Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» являются двумя наиболее востребованными книгами. Платьев, похожих на Джеймса Дина, предостаточно, как и подражателей Мадонны.
Арбат, пешеходная улица Москвы и излюбленное место уличных торговцев, представляет собой настоящую витрину Американы. Многие торговцы носят бейсболки, футболки и толстовки с логотипами американских спортивных команд, университетов или даже флагом США.
Девочки-подростки с длинными вьющимися волосами и в одежде в стиле хиппи едят мороженое Baskin-Robbins, прогуливаясь по торговому центру. Группа диксиленда играет мелодии, когда советские пары, одетые в Levi’s или флуоресцентные костюмы для разогрева, прогуливаются мимо.
Недавним солнечным днем Николай А. Буянов расхаживал по центру Арбата в узких джинсах, черной майке и солнцезащитных очках с запахом желтого цвета. Его кожаная куртка была перекинута через плечо.
«Элвис — мой кумир, — говорит 45-летний Буянов, у которого длинные вьющиеся волосы с проседью. Техник пекарни в маленьком городе Шуя, примерно в 200 милях от Москвы, Буянов видит в Пресли бунтаря.
«Я стараюсь одеваться как он, потому что он думал сам», — говорит Буянов. «Он всегда делал то, что хотел, независимо от того, что говорили власти. Когда я был молод и эта одежда была в моде в Америке, полиция устроила бы нам ад, если бы мы так одевались».
Но сейчас, сказал Буянов, «своей одеждой я хочу показать независимость русского народа от социалистической идеологии наших коммунистических партийных начальников.
Это мой протест против вонючей системы, из-за которой мы все одеваемся одинаково».
«Идея протеста очень важна для определения того, что популярно», — отмечает Урнов. «Поднимется все, что содержит семена недовольства».
Но даже официальная точка зрения на Соединенные Штаты, представленная ведущими новостей на государственном телевидении и репортерами правительственных газет, резко изменилась. Еще пять лет назад Америка, которую мы здесь видели, была пугающим местом бездомных, безработных, наркозависимых жертв безжалостных капиталистов.
В наши дни Америка на советском телевидении состоит из супермаркетов, битком набитых едой, и людей, живущих хорошей жизнью.
«Если раньше у нас была антиамериканская пропаганда — и только антиамериканская пропаганда, то теперь у нас проамериканская пропаганда, и только проамериканская», — говорит Урнов. «Что отвратительно, так это то, что это исходит от одних и тех же людей. Раньше комментаторы одевались с ног до головы в американскую одежду и рассказывали народу, как все ужасно в Соединенных Штатах.
Теперь тот же комментатор рассуждает о том, как приятна и прекрасна жизнь в «цивилизованном» мире.
«Они просто создают новый ложный образ», — заключает он.
Телевидение, которое охватывает большую часть 290-миллионного населения Советского Союза, сыграло важную роль в распространении американской культуры почти в каждой отдаленной деревне в 15 республиках страны, а также в крупных городах.
Часовое шоу Уолта Диснея, безусловно, самое популярное. В течение года в программе были «Утиные истории». Теперь советские еженедельно настраиваются на выходки «Чипа и Дейла».
Четырехлетний Андрюша Остроух внимательно смотрит программу с момента ее выхода в эфир. «Он ничего не слышит, когда она включена», — говорит его мать Ирина. «Он живет в этих фильмах. Несколько недель он даже думал, что он один из маленьких утят в «Утиных историях»».0003
Ранее этим летом некогда чрезвычайно популярный сериал «Даллас» произвел большой фурор, когда государственное телевидение транслировало его шесть дней подряд.
Даже бабушки покинули свои обычные места на скамейках возле своих многоквартирных домов, чтобы заглянуть в жизнь техасских миллионеров.
«Я бы смотрел его каждый день, если бы его показывали по телевизору, — говорит Игорь С. Заблюдин, 30-летний продавец. «Наши телевизионные продюсеры не умеют делать шоу такого типа. Мы были действительно поражены их образом жизни».
Баскетбол NBA, проповеди евангелиста Джимми Сваггарта и «Мир денег Адама Смита», давний главный продукт американского общественного телевидения, в этом году регулярно транслировались по общенациональному советскому телевидению. Музыкальные клипы MTV транслируются раз в неделю, часто транслируются выступления американского джаза.
«Мы так много вещаем по американскому телевидению, что даже не замечаем, что это уже американское телевидение», — говорит Виктор Осколков, начальник отдела программ Гостелерадиокомпании.
И не только современные американские сериалы привлекают зрителей, добавляет он.
Даже фильмы первых дней существования Голливуда, такие как «Тарзан», пользуются большим спросом.
«Мы пропустили несколько десятилетий американского кино, поэтому нам все интересно», — говорит Осколков. «Мы не беспокоимся об американизации, как итальянцы и французы. Мы приветствуем это».
Кинотеатры и видеоклубы предлагают больше американских фильмов, чем фильмов, снятых их собственными студиями. Фаворитами являются боевики, такие как «Рокки» и «Рэмбо», а также фильмы Арнольда Шварценеггера — главные цели официальной критики несколько лет назад.
Радио способствует дальнейшему распространению массовой культуры США. «The American Top 20», вероятно, самая популярная передача на радио, — говорит Нелли Аликперова, директор музыкальных программ двух государственных станций. «В прошлом году было получено более 130 000 писем. Ни одно другое шоу не получает столько».
Без опроса аудитории невозможно узнать, сколько человек слушает программу, которая идет в эфире больше года.
«Американская музыка здесь очень популярна, и раньше ее на радио почти не звучало, — говорит Аликперова. «У нас нет пластинок в продаже в наших магазинах, так что это отличный источник информации о новой музыке для нашей молодежи».
Многие слушатели старшей школы и колледжа, которые пишут письма Клейтону Саймонсу, американскому диджею шоу, говорят, что каждую неделю записывают «20 лучших американских песен».
«Уже почти год слушаю вашу программу, — написала Валерия Буторина из сибирского угледобывающего города Новкузнецка. «Эти горячие хиты поднимают мне настроение. . . . Я включаю радио на максимальную громкость и танцую весь день».
Американская музыка также сильно повлияла на советский рок, породив здесь поп-музыку, хэви-метал и даже рэп-группы.
Реклама, возможно, типичная форма американского искусства, является еще одним ключевым элементом культурного вторжения.
Московские городские автобусы пестрят огромными рекламами зубной пасты Colgate и других американских товаров, которые, кстати, нельзя купить в советских магазинах.

(Конституция СССР 1936)
Это относится к тем товарам для отдыха, которые доступны в повседневной жизни, а также к удобствам для отдыха. Более того, они отражают относительную неадекватность сферы услуг.
[…]
В советском же случае рабочий действительно мог работать сверх нормы на 8 часов в течение одной недели месяца, но если по какой-либо причине в другую неделю произошел перерыв в работе и он отработал 8 часов по норме, то с с точки зрения компенсации сверхурочная работа не оплачивается. […]
(Я говорил об этом здесь и здесь) Проблемы принудительного перевода рабочей силы с фермы на фабрику, вызванные дисциплиной, не […]