Культура в 1920 годы в россии: Развитие культуры в 1920–1930-е годы

Развитие культуры в 1920–1930-е годы

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура — это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения — «культура и время». Речь пойдёт в первую очередь о тех событиях, явлениях, людях культуры, которые ярко отразили свою эпоху в её идеях и ценностях, научных и технических достижениях, художественных памятниках. 

Содержание

  • 1 Предчувствие перемен
  • 2 Художественная культура 1920–1930-х годов
  • 3 Культура в массовом обществе
  • 4 Тоталитаризм и культура

Предчувствие перемен

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер — книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе — «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX—XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, — модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.


А. Муха. Афиша выставки в Праге 1902 г.

Особое место в художественной культуре конца XIX — начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм»), который распространился во многих странах Европы (во Франции — под названием «ар-нуво», в Германии — «югендштиль» и т. д.). Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.


Д. Микелуччи Виллино Либерти во Флоренции. 1911 г.

Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники — с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского — «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс — с фовизмом, М. Шагал — с примитивизмом, П. Пикассо — с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.


П. Пикассо Авиньонские девицы. 1907 г.


К. Малевич Динамический супрематизм. 1916 г.

Художественная культура 1920–1930-х годов

Мировая война и последовавшие за ней события принесли миллионам людей тяжёлые испытания и потери, потрясли основы общественного устройства, дали толчок попыткам его революционного преобразования. В этот период выявились и противоречия, разделявшие людей, и общие для многих устремления к свободе и справедливости. Это не могло не отразиться в культуре последующих десятилетий.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война. Об этом написал ещё в годы войны английский поэт Р. Брук: «И если я умру, подумай лишь о том, что где-то есть чужой земли частица, что стала Англией». Антивоенная направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала разное отношение — поддержку со стороны одних людей и раздражение других. Так, нацисты использовали роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» как повод для лишения писателя германского гражданства.


Э. Барлах. Памятник павшим

В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых преобладало чувство сожаления об утраченных идеалах и ценностях, многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.


К. Кольвиц. Убитая

В литературе и искусстве данного направления заметно проявились характерные для новейшего времени черты — идеологизация и политизация культуры. Многие из принадлежавших к нему художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918—1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г. ), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929—1934) и др.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.


Бертольт Брехт

Бертольт Брехт (1898–1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах. В зрелые годы Брехт занялся изучением марксистской литературы. События 1929 — начала 1930-х годов в Германии, свидетелем которых он стал, укрепили его в неприятии существовавшего общественного порядка. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он покинул Германию. Широкую известность принесли Брехту постановки его пьес «Трёхгрошовая опера», «Мать» и др. В них он отчасти использовал сюжеты произведений других авторов (пьесы английского драматурга XVIII в. Д. Гэя «Опера нищих» и романа М. Горького «Мать»), но создал оригинальные произведения с собственной идеей, стилем, языком. Они отличались динамичным действием, острыми диалогами, включали стихи-притчи, песни, лозунги и высказывания на злобу дня. Так, один из персонажей «Трёхгрошовой оперы», грабитель-налётчик, заявляет в своё оправдание: «Что такое отмычка по сравнению с акцией? Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка?» За парадоксом и насмешкой, к которым часто прибегал автор, скрывались «вечные вопросы» о жизни и смерти человека, его падениях и взлётах, мечтах и неудачах. Рядом с художником-смутьяном стоял художник-гуманист. Эта последняя черта особенно ярко проявилась в созданных Брехтом в конце 1930-х — начале 1940-х годов пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети».

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра — социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии (опубликован за рубежом в 1924 г.). Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949).

В романе «Мы» действие происходит в «математически совершенном Едином государстве». Жизнь героев, обозначаемых вместо имён «нумерами», жёстко регламентирована на производстве и в быту, в личных отношениях и развлечениях. Художественное творчество рассматривается в этом обществе как «государственная служба», а индивидуальное сознание считают болезнью. Герой Д-503 мечется между жёсткими правилами системы и человеческой потребностью в дружбе и любви. В финале он сообщает Благодетелю (верховному руководителю этого общества) о тех, кто не хочет подчиняться существующему порядку, о «врагах счастья», в том числе о любимой им женщине. Тем самым он обрекает их на пытки и смерть, но остаётся верен системе. В романе как будто предсказаны черты складывавшихся тогда тоталитарных обществ.

Ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К. Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление усиливалось тем, что часть повествования построена в форме газетных репортажей, близких по содержанию к публикациям прессы тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал. В связи с этим нельзя не вспомнить слова А. П. Чехова: «Настоящий писатель — это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».

В изобразительном искусстве 1920—1930-х годов, так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910—1917 гг. Это сформировало их отношение к жизни, к своему народу, идейные позиции. Д. Сикейрос подчёркивал: «Наш путь был иным, совсем иным, чем у художников европейского авангарда…» Начиная творческую деятельность, он и его товарищи так определяли свою главную задачу: «Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное, ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру доиспанской Америки!» Осуществлению этих намерений способствовала культурная политика первых послереволюционных правительств, которые придавали большое значение монументальной пропаганде идей и завоеваний освободительной борьбы народов Мексики. Молодые художники получали заказы на оформление административных и общественных зданий. На стенах и фасадах этих зданий появились монументальные росписи — фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.


Д. Ривера Смерть крестьянина 1926—1927 гг.


Д. Сикейрос Портрет буржуазии (фрагмент) 1939 г.

Активная художественная позиция дополнялась у представителей этой школы политической деятельностью. В начале 1920-х годов был создан Синдикат революционных живописцев, скульпторов и гравёров, провозгласивший главной задачей искусства служение делу революции. Руководители Синдиката Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Герреро были избраны членами ЦК Мексиканской коммунистической партии. Издававшаяся Синдикатом иллюстрированная газета «Мачете» вскоре стала официальным органом компартии.

Значительные изменения произошли в 1920—1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Более того, искусство иррационально (не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма(«надреализма»). Его создатели утверждали, что творчество — это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.


С. Дали. Сон. 1937 г.

Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность были характерными чертами данного стиля. В нём как будто завершился переход от разума к подсознанию, от поиска новых форм к хаосу. Сюрреалисты стремились потрясти, шокировать публику не С. Дали. Сон. 1937 г. только своим творчеством, но и эксцентрическим, антиобщественным поведением. Их идеолог А. Бретон заявлял: «Простейшее сюрреалистическое действие состоит в том, чтобы выйти на улицу с револьвером в руках и, сколько хватит сил, стрелять куда попало в толпу». Один из наиболее известных художников-сюрреалистов С. Дали во всеуслышание называл свой метод «критически-параноическим» (тем не менее в середине 1930-х годов сюрреалисты исключили Дали из своего кружка за «излишне академический» характер его живописи).

Культура в массовом обществе

Формирование в индустриальных странах в 1920–1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, — архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

Возникновение новых течений имело как технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства оно было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и т. д. Социальный заказ состоял в потребности в широкой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов.

Многие архитекторы занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окружённые парковыми зонами городки для представителей так называемого среднего класса, в других — кварталы для рабочих. Проекты жилых комплексов получили особую поддержку в Советском Союзе, где им придавалось идейное обоснование: подчёркивалось, что это «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций коммунальным путём». По таким проектам строились дома-коммуны, показательные жилые комплексы с магазинами, детскими садами, прачечными и т. д.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887—1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом — это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землёй на специальных опорных столбах, имели правильную геометрическую форму, продуманную планировку, «ленточные» окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.



​​​​​​​Административное здание на Мясницкой улице в Москве Арх. Ш. Э. Ле Корбюзье и др.


Фабрика в Роттердаме Арх. И. А. Бринкман и др. 1928—1930 гг.

Известную школу рационализма «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль «Баухауз» быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920—1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). Их герой — маленький человек в шляпе-котелке, больших не по росту ботинках и с тросточкой. В нём удивительно уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого человека, ищущего тепла и сочувствия. Наблюдая за его приключениями, зрители и смеялись, и плакали. Наверное, это и принесло Чаплину всемирное признание.


Кадр из фильма Ч. Чаплина

Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898—1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в США в 1927 г.). Звёзды немого кино, не обладавшие нужной актёрской техникой и голосовыми данными, уступили место новому поколению актёров, многие из которых пришли из театра. Игра актёров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия. Музыку к звуковым фильмам писали многие известные композиторы. Одним из высоких образцов в этой области, получивших международное признание, стала музыка С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938).

Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920—1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актёры и режиссёры из многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной творческой свободы. Работа создателей фильмов жёстко регламентировалась договорами с киностудиями. Хозяева «фабрики грёз» (так называли Голливуд) хорошо знали, какой продукт они хотят получить.

В 1930 г. в Голливуде был принят обязательный для всех студий «Производственный кодекс». В нём говорилось:

«Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку тёмные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей».

Примечательной чертой культуры этого периода стало широкое распространение музыки. Она звучала по радио, в граммофонных записях. Отчасти это была классическая музыка — оперные и симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и Ф. И. Шаляпина). Появились симфонические оркестры на радио. Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти же годы родился мюзикл — особый вид представления, в котором сочетались речь, пение и танцы.

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920—1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизировать нацию… Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Академия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства.

В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Й. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры, куда вошло семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.


Дворец римской цивилизации в Риме. Арх. Э. Ла Падула и др. 1938 г.

Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жёстких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под римской цивилизации весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка 1938 г. дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне. Их объявили «оскорбительными для национальных чувств немцев». В архитектуре под огонь критики попали рационалистские течения, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР её не принимали по другой причине — как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

Показательным сооружением стал архитектурный комплекс в Нюрнберге (площадью 30 кв. км), предназначенный для проведения нацистских съездов и празднований. Он включал Дворец конгрессов, стадион на 405 тыс. мест с высотой трибун свыше 80 м и др. Масштабам зданий соответствовали монументальные скульптуры героев германской истории, атлетов с «нордическими чертами».


А. Гитлер. Плакат. 1936 г.


Парад на стадионе в Нюрнберге. 1936 г.

В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат — защитник Родины». Особое место в живописи и скульптуре заняли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Идеологи тоталитаризма не хуже американских кинодельцов представляли, какие возможности воздействия на людей таит в себе кино. Здесь также устанавливались каноны для пропагандистского документального кино и художественных фильмов, не исключая и предназначенные для массового зрителя развлекательные ленты.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Глава II Советский Союз в 1920–1930-е годы

1. Социальная политика и развитие образования.

Великий перелом, как его понимали руководители страны, включал в себя не только экономические и политические преобразования, но и переделку самого человека, который должен стать строителем но вого мира, членом огромного коллектива. Пропаганда 1930-х гг. была нацелена на воспитание коллективистских ценностей, интернационализма и советского патриотизма. В средствах массовой информации подчёркивалось, что в Советском государстве изживаются социальные и общественные пороки старой патриархальной России. В партийной и комсомольской печати обсуждали коммунистическое чванство. (комчванство) (словосочетание, впервые употреблённое Лениным). Под этим понималось высокомерие и зазнайство некоторых коммунистов, недостойное поведение в быту. Большинство населения оставалось верующим: посещало церкви, мечети, синагоги. Антирелигиозная пропаганда давала результаты прежде всего в среде молодёжи. Членам партии и комсомольцам запрещалось совершение религиозных обрядов. Официальный брак регистрировался в загсах. Были облегчены разводы, что привело к значительному росту их числа. Ряд партийных идеологов, в том числе А. М. Коллонтай, первая в мире женщина-дипломат, выступали с идеей отмирания семьи, постепенной ликвидации домашнего хозяйства, общественного воспитания детей. С середины 1930-х гг. тон пропаганды относительно традиционных ценностей — семьи, одежды, досуга — изменился. Затрудняется процедура развода, запрещаются аборты. В городах появляются парки культуры и отдыха. В 1939 г. в Москве был открыт огромный комплекс «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», где демонстрировались достижения всех республик.

Под руководством наркома здравоохранения Н. А. Семашко велась успешная борьба с эпидемиями, внедрялись гигие нические правила на производстве и в детских учреждениях. Государство поддерживало физкультуру и спорт. Физкультурные парады и представления сопровождали советские праздники и досуг работников. Спортивные занятия были частью военной подготовки. В 1927 г. был создан ОСОАВИА ХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — предшест вен ник ДОСААФ — РОСТО). Практически все культурно-гуманитарные сферы (образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры, клубы, парки культуры и отдыха, охрана памятников архитектуры и культуры, международные культурные связи и др.) контролировал Народный комиссариат просвещения. Его главой до 1929 г. был А. В. Луначарский. Важную роль в становлении новой системы школьного образования сыграла Н. К. Крупская. Она выдвинула идею о том, что школа должна не только обучать, но и быть центром советского воспитания. По инициативе Крупской в 1922 г.
была создана пионерская организация. Пионеры во многом копировали американских бойскаутов, но рассматривались как подрастающая смена комсомольцам. Школа в 1920-е гг. отличалась смелыми экспериментами и поиском новых форм обучения: лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Началась работа по организации детского досуга: в школах создаются кружки различного направления, спортивные секции, ставятся самодеятельные спектакли. Летом пионеры выезжали в палаточные лагеря. Огромную роль в ликвидации безграмотности сыграла система «ликбеза», созданная в первые послереволюционные годы. СССР буквально за одно десятилетие превратился в страну, где подавляющее число граждан могли получать и получали качественное образование. В 1932 г. в школу были возвращены дореволюционные методы обучения: традиционные уроки, предметы, оценки. В 1935 г. был подготовлен школьный учебник истории. В курс по изучению прошлого страны возвращались имена выдающихся полководцев, государственных и культурных деятелей дореволюционного времени — Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I и др.
В 1920-х — начале 1930-х гг. считалось, что советские школьники должны изучать в основном историю классовой борьбы и революционного процесса. Теперь в школы и университеты возвращались патриотические ценности. В школе вводилась твёрдая дисциплина. К 1930 г. в стране было обеспечено всеобщее начальное образование. В 1933 г. было введено обязательное четырёхлетнее образование, а в 1937 г. — семилетнее.

Бурное экономическое развитие страны в 1930-х гг. потребовало большого количества специалистов со средним и высшим образованием. В годы первой пятилетки число вузов выросло более чем в 5 раз, а техникумов — в 3,5 раза. Срок учёбы по ряду специальностей был сокращён до трёх лет. Широко развернулось заочное и вечернее обучение. Это позволило в короткие сроки обеспечить промышленность инженерно-техническими кадрами. К концу 1930-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов, которое возросло за 1930-е гг. в четыре раза. Для партийной учёбы в 1938 г. был подготовлен.

Краткий курс истории ВКП(б), излагавший сталинскую версию истории партии и Советского государства, обличавшую противников Сталина.

2. Советская наука.

Советские учёные также работали под строгим партийным контролем. Особенно это касалось представителей социальных и гуманитарных наук, которые могли оказывать влияние на умы соотечественников. Высшим научным учреждением оставалась Академия наук. В 1936 г. в АН СССР были включены структуры Коммунистической академии (Ком академии). Научная работа теперь строго согласовывалась с потребностями государственного планирования. Создавались принципиально новые научные школы и направления, необходимые для промышленно развитой державы. Были созданы Институт физических проблем во главе с П. Л. Капицей, Институт генетики во главе с Н. И. Вавиловым, Физический институт им. П. Н. Лебедева (ФИАН) во главе с С. И. Вавиловым. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) — высшее научно-исследовательское учреждение по водному, лесному и сельскому хозяйству СССР.

В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) под руководством И. Т. Клеймёнова и С. П. Королёва, который стал одним из первых в СССР научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих ракетную технику. В середине 1930-х гг. СССР продемонстрировал всему миру свои научно-технические достижения. Освоение Арктики вела полярная дрейфующая станция Северный полюс во главе с И. Д. Папаниным. Шло освоение Северного морского пути из Европы на Дальний Восток. В 1932 г. экспедиция во главе с О. Ю. Шмидтом прошла на ледоколе этот путь за одну навигацию. В 1933—1934 гг. Шмидт попытался пройти этим путём на пароходе Челюскин, но корабль был раздавлен льдами и затонул. Однако пассажиры и экипаж были спасены советскими лётчиками. Участникам спасательной операции челюскинцев было присвоено учреждённое в этом году звание Героя Советского Союза — высшая награда в СССР (ещё в 1927 г. было учреждено звание Героя труда, с 1938 г. — Героя Социалистического Труда). В 1937 г. советский самолёт АНТ-25 (конструктор А.
Н. Туполев) с экипажем в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова перелетел из СССР в США через Северный полюс. Не отставали от мужчин и женщины. В сентябре 1938 г. экипаж в составе В. С. Гризодубовой (командир), П. Д. Осипенко (второй пилот) и М. М. Расковой (штурман) на самолёте АНТ-37 совершил беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток, в ходе которого был установлен женский мировой рекорд дальности полёта. Весомый вклад в мировую науку внесли В. И. Вернадский (биогеохимия), С. В. Лебедев (производство синтетического каучука), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), С. П. Королёв и Ф. А. Цандер (ракетостроение), И. М. Губкин (нефтяная геология), Л. С. Выготский (психология). Свои модели самолётов разработали авиаконструкторы Н. Н. Поликарпов и А. С. Яковлев. Конструктор стрелкового оружия Ф. В. Токарев создал пистолет и винтовку лучших мировых образцов. В годы репрессий пострадали многие видные учёные. Были арестованы историки С. Ф. Платонов, В.
Г. Дружинин и Е. В. Тарле. Критике подверглись работы историка М. Н. Покровского. По сфабрикованному делу Трудовой крестьянской партии были репрессированы экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов. Н. И. Вавилов был арестован в 1940 г. и умер в тюрьме.

3. Художественная культура в 1920-е гг.

В 1920-е гг. существовало множество литературных объединений, поддерживавших большевиков: Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) (А. С. Серафимович, А. А. Фадеев), Левый фронт искусств (ЛЕФ) (В. В. Маяковский), Серапионовы братья (М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Тематика произведений всё больше касалась революции и Гражданской войны. Таковы были Железный поток Серафимовича, Разгром Фадеева, Конармия И. Э. Бабеля, Чапаев. Д. А. Фурманова, Тихий Дон М. А. Шолохова. Но вместе с тем выходили произведения иного плана — сатирические (Двенадцать стульев И. Ильфа и Е. Петрова) и фантастические (Аэлита. А. Н. Толстого). Огромной популярностью пользовались стихи С. А.

Есенина. Часть мыслителей и деятелей куль туры в начале 1920-х гг. решили примириться с советской властью. В 1920—1930-е гг. из эмиграции вернулись писатели А. Н. Толстой, М. Горький, А. И. Куприн, композитор С. С. Прокофьев и др. В среде художников в 1920-е гг. также существовали различные объединения. Ассоциация художников революционной России (АХРР) ставила своей целью запечатление величайшего момента в истории в его революционном порыве. Художники, входившие в АХХР (И. И. Бродский, М. Б. Гре ков, Г. Г. Ряжский, К. Ф. Юон и др.), изображали сюжеты Гражданской войны, писали портреты пролетариев и т. д. Представители Общества художников-станковистов (ОСТ) (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов) объявили своей целью создание современных картин — несколько упрощённых, но реалистичных по форме. В то же время перестало поощряться творчество советского авангарда (П. Н. Филонов, К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.). Архитекторы братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины, а также К. С. Мельников разрабатывали основы конструктивизма.
Этот стиль широко использовался в строительстве общественных построек, например домов культуры. В 1924 г. А. В. Щусев создал проект деревянного мавзолея, в котором разместили тело Ленина. В 1930 г. мавзолей был перестроен и стал гранитным. Произведения, овеянные революционным духом (Сеятель, Булыжник — оружие пролетариата), создал скульптор И. Д. Шадр. В 1920-е гг. на ведущие роли в мире выходит советский кинематограф. Его видными представителями были режиссёры Я. А. Протазанов, А. П. Довженко, В. И. Пудовкин. Классикой стал фильм С. М. Эйзенштейна Броненосец „Потёмкин“, посвящённый революции 1905 г. и неоднократно признававшийся лучшим фильмом всех времён и народов.

4. Художественная культура в 1930-е гг.

К концу 1920-х гг. партийный нажим на художественную культуру усилился. В 1932 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) О перестройке литературно-художественных организаций. Все представители художественных профессий объ единялись в официальные союзы. В 1934 г. был создан Союз писателей СССР, который возглавил М. Горький. Как основной творческий метод советской культуре был рекомендован социалистический реализм. Писатели и художники должны были бичевать недостатки прошлого и частные недостатки советской жизни, предлагать пути их решения, прославлять советского человека, его самоотверженность в труде и защите завоеваний социализма. Образцовым в этом смысле стал роман Н. А. Островского Как закалялась сталь, в котором показана жизнь молодого коммуниста, теряющего здоровье в самоотверженной борьбе за идеалы партии. Произведения, выходившие за рамки социалистического реализма, не издавались. Такие писатели, как А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, О. Э. Мандельштам и др., часто писали в стол, для будущих поколений. В 1931 г. вышла первая советская звуковая картина Н. В. Экка Путёвка в жизнь, полюбившаяся миллионам советских зрителей. В ней рассказывалось о перевоспитании беспризорников в трудовой коммуне. Фильм удостоился награды кинофестиваля в Венеции и был показан в 106 странах. По многу раз ходили граждане СССР смотреть картину С. Д. и Г. Н. Васильевых Чапаев. Огромным успехом пользовались музыкальные комедии Г. В. Александрова Весёлые ребята, Цирк и Волга-Волга. с участием Л. П. Орловой и Л. О. Утёсова. Музыку к фильмам Александрова написал композитор И. О. Дунаевский. Идеи соцреализма нашли отражение и в картинах И. А. Пырьева Трактористы и Свинарка и пастух. Большую популярность в 1930-е гг. приобрели актёры Н. К. Черкасов и Н. А. Крючков. Успешно развивалась культура народов СССР. Так, например, в 20—30-е гг. возникла профессиональная татарская музыка, основоположником которой считается С. З. Сайдашев. Члены творческих союзов получали высокие гонорары, возможность пользования домами творчества и мастерскими. Но если автор отклонялся от линии партии, он мог быть исключён из союза и превращался в безработного. В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его удостоились театральные режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, актёры В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, певица А. В. Нежданова. При Сталине начал формироваться новый курс в культуре — прославление выдающихся достижений и патриотизма народов.

СССР с древнейших времён. Это было существенное изменение коммунистической идеологии, которая в 1920-е гг. предпочитала обличение дореволюционной России. Исторической тематике были посвящены как литературные произведения (роман Пётр I А. Н. Толстого), так и фильмы (Александр Невский, режиссёр С. М. Эйзенштейн, композитор С. С. Прокофьев).

С утверждением соцреализма авангардные веяния 1920-х гг. уступили место реалистической живописи, отвечающей задачам дня. Широкую известность получили картины А. М. Герасимова И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле, В. И. Ленин на трибуне. и пр. Символом Советской страны стала скульптура В. И. Мухиной Рабочий и колхозница (1937). Она была создана для Всемирной выставки в Париже, а затем установлена перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ). Произошёл поворот и в архитектуре. В 1930-е гг. конструктивизм стали называть архитектурным уродством. На его место пришёл так называемый сталинский неоклассицизм со строгой симметрией и элементами декора, характерными для ампира (портики, колонны, помпезные статуи). Воплощением этого стиля должен был стать гигантский Дворец Советов, который планировали построить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Проект архитектора Б. М. Иофана представлял собой здание высотой более 300 метров с гигантской статуей Ленина на вершине. Дворец Советов должен был вмещать более 20 тыс. человек. Этот проект не был осуществлён, но оказал влияние на развитие архитектуры уже в 1940-е гг. Замечательным синтезом архитектуры, скульп туры и живописи стал Московский метрополитен, первые станции которого были открыты в 1935—1938 гг. По задумке разработчиков, станции метро должны были напоминать подземные дворцы социалистического города.

Общество и культура России в 1920-е гг. Население, социальная статистика, политическая система


. .
  • |Главный ИНДЕКС|
  • ИНДЕКС ИСТОРИИ
  • Рейтинги стран
    • Введение
    • История
    • География
    • Люди
    • Правительство
    Лидеры правительства
  • Эконом
  • Связь
  • Транспорт
  • Военный
  • Транснациональные вопросы
  • Карты
  • Флаги
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    . Обратная связь

    ===========


  • Россия Общество и культура в 1920-е гг.
    https://workmall.com/wfb2001/russia/russia_history_society_and_culture_in_the_1920s.html
    Источник: Библиотека Конгресс страновых исследований

      В 1920-е годы, когда новое советское государство временно отошло от революционного пути к социализму, партия также приняла менее идеологизированный подход в своих отношениях с остальным миром. Ленин, как всегда практичный руководитель, убедившись, что социалистическая революция в других странах в ближайшем будущем не разразится, понял, что его правительству для выживания необходимы нормальные отношения с западным миром. Хорошие отношения были важны не только для национальной безопасности, но и для экономики требовалась торговля с промышленно развитыми странами. Достижению Советским Союзом этих целей препятствовали сохраняющиеся подозрения западных держав в отношении коммунизма и озабоченность по поводу внешних долгов царского правительства, от которых Советское правительство в одностороннем порядке отказалось. 19 апреля22 декабря советский нарком иностранных дел Георгий Чичерин преодолел эти трудности, достигнув взаимопонимания с Германией, другим изгоем Европы, в Рапалльском договоре. По договору Германия и Россия договорились о взаимном признании, отмене долговых требований, нормализации торговых отношений и тайном сотрудничестве в военном строительстве. Вскоре после заключения договора Советский Союз получил дипломатическое признание со стороны других крупных держав, начиная с Великобритании 19 февраля.24. Хотя Соединенные Штаты воздерживались от признания до 1933 года, частные американские фирмы начали оказывать техническую помощь и развивать коммерческие связи в 1920-х годах.

      По отношению к незападному миру советское руководство ограничивало свою революционную деятельность тем, что вызывало оппозицию коренного населения против «империалистической эксплуатации». Советский Союз действительно проводил активную политику в Китае, помогая Гоминьдану (Националистической партии), немарксистской организации, приверженной реформам и национальному суверенитету. После победы Гоминьдана в 19 г.27 августа среди советских лидеров развернулись дебаты о будущем статусе отношений с Китаем. Сталин хотел, чтобы Коммунистическая партия Китая присоединилась к Гоминьдану и проникла в правительство изнутри, в то время как Троцкий предлагал вооруженное коммунистическое восстание и насильственное навязывание социализма. Хотя план Сталина был в конце концов принят, он ни к чему не привел, когда в 1927 году лидер Гоминьдана Чан Кай-ши приказал уничтожить китайских коммунистов и выслать советских советников.

      Общество и культура в XIX в.20 лет

      Период нэпа во многих отношениях был временем относительной свободы и экспериментов в общественной и культурной жизни Советского Союза. Правительство терпело различные тенденции в этих областях, если они не были открыто враждебны режиму. В искусстве и литературе распространились многочисленные школы, как традиционные, так и радикально экспериментальные. В это время активно действовали писатели-коммунисты Максим Горький и Владимир Маяковский, но и другие авторы, многие произведения которых впоследствии были репрессированы, публиковали произведения, лишенные социалистического политического содержания (см. «Литература и искусство», гл. 4). Кинопроизводство как средство воздействия на в значительной степени неграмотное общество поощрялось государством; К этому периоду относится большая часть лучших работ легендарного кинематографиста Сергея Эйзенштейна.

      При наркоме Анатолии Луначарском образование вступило в фазу экспериментов, основанных на прогрессивных теориях обучения. В то же время государство расширило систему начального и среднего образования и ввело вечерние школы для работающих взрослых. Однако пострадало качество высшего образования, поскольку политика приема отдавала предпочтение абитуриентам из пролетарского класса, а не выходцам из буржуазии, независимо от квалификации.

      В семейной жизни отношения в целом стали более снисходительными. Государство легализовало аборты, и развод становился все легче. В целом традиционное отношение к таким институтам, как брак, было тонко подорвано продвижением партии революционных идеалов.

      Данные на июль 1996 г.

      ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о России на этой странице переиздана из Библиотеки Конгресса США по изучению стран. Претензий к достоверности содержащейся здесь информации «Российское общество и культура 1920-х годов» нет. Все предложения по исправлению любых ошибок в отношении российского общества и культуры 1920-х годов следует направлять в Библиотеку Конгресса.

      Культура Советского Союза

      При Сталине советская культура характеризовалась подъемом и господством навязанного государством стиля социалистического реализма при жестком подавлении всех остальных направлений. В то же время определенная степень социальной либерализации включала большее равенство женщин.

      Цель обучения

      Привести примеры культуры в Советском Союзе

      Ключевые моменты

      • Культура Советского Союза прошла несколько этапов за 69 лет существования СССР, от относительной свободы до репрессивного контроля и цензуры.
      • В сталинскую эпоху искусство и культура были поставлены под строгий контроль, а публичные показы советской жизни ограничивались оптимистичными, позитивными и реалистическими изображениями советских мужчины и женщины в стиле, называемом социалистическим реализмом.
      • Несмотря на строгую цензуру искусства и репрессии против политического инакомыслия в этот период, советские люди выиграли от некоторой социальной либерализации, включая более равное образование и социальные роли для женщин, бесплатное и улучшенное здравоохранение и другие социальные блага.
      • С начала 1930-х годов советское правительство начало полномасштабную войну с организованной религией в стране, правительство активно пропагандировало атеизм.

      Ключевые термины

      Социалистический реализм
      Стиль реалистического искусства, сложившийся в Советском Союзе и ставший господствующим в других социалистических странах.
      Большая чистка
      Кампания политических репрессий в СССР с 19с 36 по 1938 г., которые включали широкомасштабную чистку коммунистической партии и государственных чиновников, репрессии против крестьян и руководства Красной Армии, повсеместную полицейскую слежку, подозрение в «вредителях», тюремное заключение и произвольные казни.
      Русская Православная Церковь
      Одна из восточно-православных церквей, находящаяся в полном общении с другими восточно-православными патриархатами.

      Культура Советского Союза прошла несколько этапов в период существования СССР 69-год существования. Внесли свой вклад люди разных национальностей из всех 15 союзных республик, с небольшим большинством русских. Советское государство поддерживало культурные учреждения, но в то же время осуществляло жесткую цензуру.

      В течение первых 11 лет после русской революции (1918–1929) художники пользовались относительной свободой, поскольку Ленин хотел, чтобы искусство было доступно русскому народу. С другой стороны, сотни интеллектуалов, писателей и художников были сосланы или казнены, а их деятельность запрещена.

      Правительство поощряло различные тенденции. В искусстве и литературе распространились многочисленные школы, как традиционные, так и радикально экспериментальные.

      Позднее, при Сталине, советская культура характеризовалась подъемом и господством навязанного государством стиля социалистического реализма, а все остальные направления жестко репрессировались, за редким исключением, вроде творчества Михаила Булгакова. Многие писатели были заключены в тюрьмы и убиты.

      Основная черта коммунистического отношения к искусству и художникам 1918-1929 был относительной свободой и значительным экспериментированием с несколькими различными методами, чтобы найти характерный советский стиль искусства.

      Это было время относительной свободы и экспериментов в социальной и культурной жизни Советского Союза. Правительство терпело различные тенденции в этих областях при условии, что они не были открыто враждебны режиму. В искусстве и литературе распространились многочисленные школы, как традиционные, так и радикально экспериментальные. В это время активно действовали писатели-коммунисты Максим Горький и Владимир Маяковский, но другие авторы, многие из произведений которых впоследствии были репрессированы, публиковали произведения без социалистического политического содержания. Кино как средство воздействия на в значительной степени неграмотное общество поощрялось государством; большая часть лучших работ кинематографиста Сергея Эйзенштейна относится к этому периоду.

      При комиссаре Анатолии Луначарском образование вступило в фазу экспериментов, основанных на прогрессивных теориях обучения. В то же время государство расширило систему начальной и средней школы и ввело вечерние школы для работающих взрослых. На качество высшего образования повлияла политика приема, которая отдавала предпочтение абитуриентам из пролетарского класса, а не представителям буржуазного происхождения, независимо от квалификации абитуриентов.

      Государство ослабило активные гонения на религию, восходящие к военному коммунизму, но продолжало агитировать в защиту атеизма. Партия поддерживала реформаторское движение «Живая церковь» внутри Русской православной церкви в надежде, что это подорвет веру в церковь, но движение угасло в конце XIX века.20 с.

      В семейной жизни отношения в целом стали более снисходительными. Государство легализовало аборты и облегчало получение развода, в то время как общественные столовые множились за счет частных семейных кухонь.

      Социалистический реализм характеризуется прославлением коммунистических ценностей, таких как освобождение пролетариата, с помощью реалистических образов. Цель социалистического реализма состояла в том, чтобы ограничить популярную культуру определенной, строго регулируемой фракцией творческого самовыражения, продвигающей советские идеалы. Вечеринка имела первостепенное значение и всегда должна была быть выгодно отмечена. Революционный романтизм возвышал простого рабочего, будь то фабричный или сельскохозяйственный, представляя его жизнь, работу и отдых достойными восхищения, чтобы показать, насколько улучшился уровень жизни благодаря революции. Искусство использовалось как образовательная информация.

      Многие писатели были заключены в тюрьмы и убиты или умерли от голода, в том числе Даниил Хармс, Осип Мандельштам, Исаак Бабель и Борис Пильняк. Андрей Платонов работал сторожем и не имел права публиковаться. Творчество Анны Ахматовой также было осуждено режимом, хотя она заметно отказалась от возможности бежать на Запад. После непродолжительного возрождения украинской литературы более 250 советских украинских писателей погибли во время Великой чистки. Тексты заключенных авторов были конфискованы, хотя некоторые из них были опубликованы позже. Книги были изъяты из библиотек и уничтожены.

      Музыкальное самовыражение также подвергалось репрессиям в сталинскую эпоху, и временами музыка многих советских композиторов была запрещена. У Дмитрия Шостаковича были долгие и сложные отношения со Сталиным, во время которых его музыка дважды осуждалась и запрещалась, в 1936 и 1948 годах (см. Указ Жданова). Подобные дела были у Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна. Хотя Игорь Стравинский не жил в Союзе, его музыка официально считалась формалистской и антисоветской.

      Рабочий и колхозница: Рабочий и колхозница Веры Мухиной (1937), образец социалистического реализма сталинской эпохи.

      В этот период (1927-1953 гг.) советский народ выиграл от социальной либерализации. Женщины имели право на такое же образование, как и мужчины, и, по крайней мере, с юридической точки зрения, получали те же права, что и мужчины, на рабочем месте. Хотя на практике эти цели не были достигнуты, усилия по их достижению и констатация теоретического равенства привели к общему улучшению социально-экономического положения женщин. Сталинское развитие также способствовало прогрессу в области здравоохранения, что ознаменовало значительный прогресс по сравнению с имперской эпохой. Политика Сталина предоставила советскому народу доступ к бесплатному здравоохранению и образованию. Широко распространенные программы иммунизации создали первое поколение, свободное от страха перед тифом и холерой. Возникновение этих заболеваний сократилось до рекордно низкого уровня, а уровень младенческой смертности существенно снизился, что привело к увеличению ожидаемой продолжительности жизни как мужчин, так и женщин более чем на 20 лет к середине-концу 19 века.50-е годы. Многие из наиболее экстремальных социальных и политических идей, которые были модными в 1920-е годы, такие как анархизм, интернационализм и вера в то, что нуклеарная семья была буржуазной концепцией, были оставлены. В школах стали преподавать более националистический курс с упором на российскую историю и лидеров, хотя марксистские основы остались. Сталин также начал создавать культ Ленина. В 1930-е годы советское общество приобрело базовую форму, в которой оно сохранялось до своего краха в 1991 году.

      Городские женщины при Сталине были первым поколением, способным рожать в больнице с доступом к дородовому уходу. Образование также улучшилось с экономическим развитием. Поколение, родившееся во время правления Сталина, было первым, в котором большинство членов были грамотными. Некоторые инженеры были отправлены за границу для изучения технологии производства, а сотни иностранных инженеров были привезены в Россию по контракту. Транспортное сообщение также улучшилось, так как было построено много новых железных дорог с принудительным трудом, стоившим тысячам жизней. Рабочие, перевыполнившие свои нормы, стахановцы, получали множество поощрений, хотя многих на самом деле «устраивали» на успех, получая крайнюю помощь, а их достижения затем использовали для пропаганды.

      С начала 1930-х годов советское правительство начало полномасштабную войну против организованной религии. Многие церкви и монастыри были закрыты, а десятки священнослужителей были заключены в тюрьмы или казнены. Государственная пропагандистская машина активно пропагандировала атеизм и осуждала религию как артефакт капиталистического общества.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *