Куликовская битва дата начала и окончания место события: 21 сентября 1380 года — Куликовская битва « Молодежь Югорска

«Куликовской битвы не было»: что говорят ученые

Кириллица

Пожалуй, нет более противоречивого события в русской истории, чем Куликовская битва. За последнее время оно обросло большим количеством мифов, домыслов и разоблачений. Ставится под сомнение даже сам факт этого сражения.

© Кириллица

Битва-легенда

Видео дня

Согласно официальной версии Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович (позднее Донской) решив покончить с монгольским темником Мамаем, увеличившим размеры выплачиваемой дани, собирает большое войско.

Выбрав наиболее удачное место – поле между Доном и Непрядвой – Дмитрий встречает двигающееся в сторону Москвы монгольское войско и наносит Мамаю поражение. Сведения о Куликовской битве отечественная история в основном черпает из четырех источников – «Сказании о Мамаевом побоище», «Краткой летописной повести о Куликовской битве», «Пространной летописной повести о Куликовской битве» и «Задонщины».

Однако эти сочинения грешат неточностями и литературным вымыслом. Но главная проблема в том, что в зарубежных источниках нет прямого упоминания как о Куликовской битве, так и о Дмитрии Донском. Учитывая скудность сведений, большие сомнения у части историков вызывают многие факты: состав и количество противодействующих сторон, место и дата сражения, а также его итоги. Более того, некоторые исследователи и вовсе отрицают реальность Куликовской битвы.

Противостоящие стороны

На некоторых старинных фресках и миниатюрах, посвященных Куликовской битве, мы можем увидеть любопытную деталь: лица, обмундирование и даже стяги враждующих армий написаны в одной манере. Что это – отсутствие у живописцев мастерства? Вряд ли. Более того, на фрагменте иконы «Сергий Радонежский с житиями» в стане войска Дмитрия Донского изображены лица с явными монголоидными чертами. Как тут не вспомнить Льва Гумилева, утверждавшего, что татары составляли костяк московского войска.

Впрочем, по словам искусствоведа Виктории Горшковой, «в иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности». Но вполне возможно, что это не аллегорический образ, а реальное отражение событий. Приоткрыть загадку может подпись на одной из миниатюр с изображением Мамаева побоища: «и побеже Мамаи со князи своими».

Известно, что Дмитрий Донской был в союзе с монгольским ханом Тохтамышем, а соперник Тохтамыша Мамай объединял свои силы с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Больше того, западные мамаевы улусы были населены преимущественно христианами, которые и могли влиться в ордынскую армию.

Также масла в огонь добавляют исследования Е. Карновича и В. Чечулина, которые выяснили, что христианских имен в среде русской знати того времени почти не встречается, а тюркские – часто. Все это вписывается в непривычную концепцию сражения, в котором с обеих сторон выступали интернациональные отряды. Другие исследователи делают еще более смелые выводы. К примеру, автор «Новой хронологии» Анатолий Фоменко утверждает, что Куликовская битва это выяснение отношений между русскими князьями, а историк Рустам Наби видит в ней столкновение войск Мамая и Тохтамыша.

Военные маневры

Много загадочного и в подготовке к битве. Ученый Вадим Каргалов отмечает: «Недостаточно ясными представляются и хронология похода, и его маршрут, и время перехода русского войска через Дон».

Для историка Евгения Харина также противоречива картина движения войск: «Оба войска шли для встречи под прямым углом друг к другу по восточному берегу Дона (москвичи – на юг, татары – на запад), затем переправились через него почти в одном месте, чтобы сразиться на другом берегу!». Но некоторые исследователи, объясняя странный маневр, считают, что с севера двигались не русские отряды, а войско Тохтамыша.

Есть вопросы и по поводу количественного состава воюющих сторон. В отечественной истории чаще всего фигурировали цифры: 150 тыс. русских против 300 тыс. монголо-татар. Однако сейчас численность обеих сторон заметно снижена – не более 30 тыс. ратников и 60 тыс. ордынцев.

У некоторых исследователей вызывает вопросы не столько исход битвы, столько ее окончание. Известно, что русские добились решающего перевеса, использовав засадный полк. Рустам Наби, к примеру, не верит в столь легкую победу, утверждая что сильное и опытное монгольское войско не могло так просто обратиться в бегство, не бросив в бой свои последние резервы.

Место сражения

Самая уязвимая и спорная часть в традиционной концепции Куликовской битвы — это место, где она происходила. Когда в 1980 году отмечалось 600-летие сражения, оказалось, что на Куликовском поле не проводилось настоящих археологических раскопок. Однако попытки что-либо обнаружить принесли очень скудные результаты: несколько десятков металлических фрагментов с неопределенной датировкой.

Это дало новые силы скептикам заявлять, что Куликовская битва состоялась совершенно в другом месте. Еще в своде булгарских летописей назывались иные координаты Куликовской битвы – между современными реками Красивая Меча и Сосна, что чуть в стороне от Куликова поля. Но некоторые современные исследователи – сторонники «новой хронологии» – в прямом смысле пошли дальше.

Место Куликовской битвы, по их мнению, расположено практически напротив Московского Кремля – там, где сейчас высится огромное здание Военной академии РВСН им. Петра Великого. Раньше здесь был Воспитательный Дом, который построили, по мнению тех же исследователей, с целью сокрытия следов реального места битвы.

Но на месте находящегося рядом храма Всех Святых на Кулишках, по некоторым данным, до Куликовской битвы уже стояла церковь, по другим – здесь рос лес, что делает это место невозможным для проведения крупномасштабного сражения.

Битва, потерянная во времени

Однако ряд исследователей считает, что никакой Куликовской битвы не было. Часть из них ссылается на сведения европейских хронистов. Так, жившие на рубеже XIV—XV веков Иоганн Пошильге, Дитмар Любекский и Альберт Кранц практически одновременно описывают крупное сражение между русскими и татарами в 1380 году, называя его «битвой у Синей Воды».

Эти описания отчасти перекликаются с русскими летописями о Куликовской битве. Но возможно ли, что «Битва на Синих Водах» между отрядами литовского князя Ольгерда и ордынскими войсками, произошедшая в 1362 году, и Мамаево побоище — одно и тоже событие?

Другая часть исследователей склоняется к мнению, что Куликовская битва, скорее всего, может быть объединена с битвой между Тохтамышем и Мамаем (ввиду близости дат), произошедшей в 1381 году. Впрочем, и Куликово поле в этой версии присутствует. Рустам Наби считает, что возвращающиеся в Москву русские войска могли на этом месте подвергнуться нападению не участвовавших в битве рязанцев. О чем сообщают и русские летописи.

Шесть подземных квадратов

Возможно, решить головоломку Куликовской битвы помогут недавние открытия. С помощью пространственного георадара «Лоза» специалисты Института изучения земной коры и магнетизма обнаружили на Куликовом поле шесть подземных квадратов, что, по их мнению, может быть воинскими братскими могилами. Профессор Виктор Звягин рассказывает, что «содержимым подземного объекта является прах, подобный тому, который обнаруживается в захоронениях с полным разрушением плоти, включая костную ткань».

Эту версию поддерживает замдиректора музея «Куликово поле» Андрей Наумов. Более того, он считает, что сомнения в реальности состоявшейся здесь в 1380 году битвы лишены основания. Отсутствие большого количества археологических находок на месте битвы он объясняет огромной ценностью одежды, оружия и доспехов. К примеру, стоимость полного комплекта доспехов равнялась стоимости 40 коров. В короткие сроки после битвы «добро» было практически полностью унесено.

Истории, Дмитрий Донской, Евгений Харин, Андрей Наумов, Лев Гумилев, Сергий Радонежский, РВСН

11

Куликовская битва 1380 года

Дмитрий Донской, князь Московский (с 1359 г. ), Великий князь Владимирский (с 1362 г.), с 1363 г. князь Новгородский. Родился 12 октября 1350 г. Сын Ивана Красного и княгини Александры, его второй жены. Прозвище Донской князь получил после победы в Куликовской битве 1380 г.

Причиной Куликовской битвы стало обострение отношений с Золотой Ордой и рост влияния Московского княжества. Однако формальным поводом к началу конфликта стал отказ Московского князя увеличить размер выплачиваемой дани. Мамай планировал вооруженное столкновение с московской дружиной еще в 1378 г. Но войско мурзы Бегича потерпело серьезное поражение на реке Воже. Несмотря на серьезное усиление Москвы Дмитрию была необходима поддержка других удельных князей. Во многом для этого князь искал и получил благословение Сергия Радонежского, иконы которого можно увидеть сегодня во многих церквях. Но, несмотря на это ни Рязань, ни Тверь не откликнулись на его призыв. А князья Суздаля вообще выступили на стороне Мамая.

Участники Куликовской битвы стремились собрать как можно больше войск. В распоряжении Дмитрия Донского были только воины Московского и Владимирского княжеств, а так же, воины князя Андрея Ольгердовича. По современным оценкам историков общая их численность достигала 50 – 100 тыс. человек. К ордынскому войску, составлявшему, по оценкам разных специалистов от 60 до 150 тыс. воинов, спешил литовский князь Ягайло. Дмитрий стремился не допустить соединения войск Мамая и это ему удалось. Так же, в войске Мамая было около 4 тыс. генуэзцев, наемников мусульман, ясов и других.

Из летописных источников известно, что Куликовская битва произошла в районе устья Непрядвы и Дона. Однако достоверно известно, что в тот период левый берег Непрядвы был покрыт лесом. А существующее и сегодня небольшое поле слишком мало для того, чтобы на нем произошла столь масштабная битва. В этих местах не было найдено ни древнего оружия, ни останков. Таким образом, вопрос о месте сражения для многих исследователей остается открытым.

Краткое описание Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 г. не займет много времени. Из жития Сергия Радонежского известно, что битву предварял поединок двух богатырей Пересвета и Челубея. Однако в ранних источниках о нем не упоминается. Перед началом Куликовской битвы, 7 сентября, русские войска были выстроены в боевые порядки. Основной полк располагался в центре и находился под командованием окольничего Вельяминова. Полк правой руки был отдан под командование Андрея Ольгердовича, литовского князя, полком левой руки командовал Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Где размещался засадный полк точно не известно. Вероятно – позади полка левой руки. Именно он и решил исход сражения.

Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. При чем засадный полк преследовал врагов еще 50 верст до реки Красная Меча. Сам Дмитрий Донской в этом сражении был сбит с коня. Его нашли только по окончании битвы.

Последствия Куликовской битвы оказали серьезное влияние на дельнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, как многие надеялись, но размер взимаемой дани уменьшился. Авторитет Москвы и князя Дмитрия возрос, что позволило Московскому княжеству стать центром объединения земель Руси. Значение Куликовской битвы еще и в том, что она показала возможность окончательной победы над ордынцами и близость окончания ига.

Житий всех святых, память 22 октября


Памятная суббота святителя Димитрия

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая).

Святитель Димитрий Донской сокрушил воинскую мощь Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы), состоявшейся между реками Дон и Непрядва. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г. ).

Князь Димитрий Донской был очень предан святому великомученику Димитрию. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню Дмитриевского собора Владимира: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на деревяшке из могилы святого. . В Успенском соборе Москвы построена часовня в честь великомученика Димитрия.

Свято-Димитриевская суббота учреждена для общецерковного поминания воинов, павших в Куликовской битве. Эта панихида впервые была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии великого князя Димитрия Донского. Это ежегодное поминание героев Куликовской битвы, среди которых схимонахи Александр (Пересвет) и Андрей (Осляб).


Святитель Аверкий Чудотворец, епископ Иеропольский, равноапостольный

Святой Аверкий, епископ и чудотворец Иеропольский, жил во II веке во Фригии. В городе Иерополисе проживало много язычников и очень мало христиан. Святитель молился Господу о спасении их душ и о причислении их к богоизбранному стаду. Явился ангел и повелел святому Аверкию разрушить идолов в языческом капище. Он исполнил повеление Божие с усердием. Услышав, что идолопоклонники хотят убить его, святитель пошел к месту, где собрался народ, и открыто обличил пороки язычников. Язычники пытались схватить святого.

В этот момент в толпе закричали трое одержимых бесами юношей. Народ был ошарашен, так как святитель своими молитвами изгонял из них бесов. Увидев, что юноши пришли в норму, жители Иерополя попросили святого Аверкия наставить их в христианской вере, после чего приняли святое Крещение.

После этого святитель ходил по окрестным городам и селам, исцеляя больных и проповедуя Царствие Божие. Со своей проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, побывал в Риме и повсюду обращал ко Христу множество людей. Много лет он охранял Церковь от еретиков, утверждал в вере христиан, наставлял на путь праведности блудных, исцелял больных и возвещал славу Христову. За великие дела святого Аверкия называют «равноапостольным».

Святой Аверкий вернулся домой в Иерополь, где вскоре отдохнул от своих трудов. После его смерти у его могилы произошло много чудес. Он написал свою собственную эпитафию, и она была вырезана на его надгробии, которое сейчас находится в Латеранском музее.


7 Святых отроков «Семи Спящих» Ефесских

Семь отроков Эфесских: Максимилиан, Ямблик, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан (Константин) и Антонин, жили в третьем веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, а остальные шесть отроков были сыновьями знатных ефесских граждан. Юноши дружили с детства, и все вместе служили в армии.

Когда император Деций (249-251) прибыл в Эфес, он приказал всем гражданам приносить жертвы языческим богам. Тех, кто ослушается, ждали пытки и смерть. Осведомители разоблачили семерых молодых людей, и их вызвали для ответа на обвинения. Представ перед императором, юноши исповедали свою веру во Христа.

У них быстро отобрали военные ремни и знаки отличия. Однако Деций позволил им уйти на свободу, надеясь, что они передумают, пока он будет в военной кампании. Юноши бежали из города и спрятались в пещере на горе Охлон, где проводили время в молитве, готовясь к мученической кончине.

Младший из них, святой Ямвлик, переодевшись нищим, пошел в город за хлебом. Во время одной из своих экскурсий в город он услышал, что император вернулся и ищет их. Святой Максимилиан призвал своих сподвижников выйти из пещеры и предстать перед судом.

Узнав, где спрятаны юноши, император приказал завалить вход в пещеру камнями, чтобы святые погибли от голода и жажды. Двое из сановников у заблокированного входа в пещеру были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они поставили в пещере запечатанный сосуд с двумя металлическими пластинами. На них были начертаны имена семи юношей и подробности их страданий и смерти.

Господь погрузил юношей в чудесный сон, длившийся почти два века. Тем временем гонения на христиан прекратились. В царствование святого императора Феодосия Младшего (408-450) были еретики, отрицавшие, что будет всеобщее воскресение мертвых при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они разложатся?» Другие утверждали: «Только души будут иметь восстановление, так как телам было бы невозможно воскреснуть и жить через тысячу лет, когда не осталось бы и праха их». Поэтому Господь открыл тайну Воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семи святых.

Хозяин земли, на которой находилась гора Охлон, обнаружил каменное сооружение, а его рабочие открыли вход в пещеру. Господь сохранил юношам жизнь, и они пробудились ото сна, не зная, что прошло почти двести лет. Их тела и одежда были совершенно не разложившимися.

Готовясь принять пытки, юноши еще раз попросили святого Ямвлика купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша с изумлением увидел крест на воротах. Услышав вольно произнесенное имя Иисуса Христа, он начал сомневаться, что приближается к своему городу.

Расплачиваясь за хлеб, Ямблик дал купцу монеты с изображением императора Деция. Его задержали, как человека, который мог скрывать кучу старых денег. Святителя Иамвлика отвели к городскому правителю, который также оказался епископом Эфесским. Услышав недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и пошел с другими людьми в пещеру.

У входа в пещеру епископ нашел запечатанный контейнер и открыл его. Он прочитал на металлических табличках имена семи отроков и подробности запечатывания пещеры по приказу императора Деция. Войдя в пещеру и увидев святых живыми, все обрадовались и поняли, что Господь, пробудив их от долгого сна, являет Церкви тайну Воскресения мертвых.

Вскоре в Эфес прибыл сам император и поговорил с юношей в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и снова уснули, на этот раз до Всеобщего Воскресения.

Император хотел положить каждого из юношей в украшенный драгоценностями гроб, но они явились ему во сне и сказали, что их тела должны быть оставлены на земле в пещере. В двенадцатом веке русский паломник игумен Даниил увидел в пещере святые мощи семи отроков.

Второе поминовение семи отроков бывает 4 августа. По одному преданию, вошедшему в русский ПРОЛОГ (Житий святых), в этот день отроки уснули во второй раз. В греческой МИНЕЕ 1870 г. говорится, что они первый раз заснули 4 августа, а проснулись 22 октября. спать. Семь спящих упоминаются и в службе на церковный Новый год 1 сентября9.0006


Священномученик Александр, епископ Адрианопольский, и мученики Ираклий, Анна, Елизавета, Феодота и Гликерия

Третий век века был временем, когда христианство испытало значительный рост среди тех, кто поклонялся идолам. Многие из них были убиты просто за то, что уверовали во Христа и отказались поклоняться идолам.

Святой Александр был епископом Адрианопольским, который с большим усердием проповедовал Евангелие толпам идолопоклонников, и его проповедь привлекла ко Христу многих язычников. Несмотря на гонения на христиан, епископ Александр бесстрашно обратил и крестил многих язычников в Божественную Веру. Это так взбесило правителя того места, что он приказал схватить святого и подверг его пыткам, чтобы заставить принести жертву идолам. Святой Александр переносил страшные муки с примерным терпением за то, что отказывался поклоняться безжизненным идолам, созданным людьми, предпочитая принести себя в жертву Христу, истинному Богу, Который сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

Солдат по имени Гераклиос, увидев стойкость епископа Александра, уверовал во Христа. Его пытали, прежде чем обезглавить.

Милостью Божией преподобный Александр исцелился от ран, полученных от пыток. Когда стало известно об этом чуде, четыре женщины, Феодота, Гликерия, Анна и Елизавета, также исповедовали свою веру во Христа перед архонтом, опровергая заблуждение идолопоклонства. Поэтому их привели к месту казни, где предали смерти мечом.

После того как другие мученики были убиты, святой Александр был усечен мечом, получив от Христа неувядаемый венец.


День памяти Казанской иконы Божией Матери и избавления от поляков

Память Избавления Москвы от поляков Казанской иконой установлена ​​в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от нашествия поляков в 1612 году. Конец XVI и начало XVII вв. Русская история как «Смутное время». Страна подверглась натиску польских войск, которые издевались над православной верой, грабя и сжигая храмы, города и села. Обманом им удалось взять Москву. В ответ на призыв Святейшего Патриарха Гермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родной земли. Из Казани чудотворная икона Божией Матери была отправлена ​​в войско во главе с князем Димитрием Пожарским.

Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в своем Слове в День явления иконы Божией Матери в Казанской (память 8 июля) сказал:

«Богородица избавила от бед и бед не только праведники, но и грешники, но какие грешники? те, которые обращаются к Небесному Отцу, как блудный сын, они плачут, бьют себя в грудь, как мытарь, они плачут у ног Христа, как грешница, омывающая Его ноги своими слезами, и они приносят исповедь Ему , как разбойник на кресте.

Таких грешников внемлет Пречистой Богородице и спешит на помощь, избавляя их от великих бед и бед».

Зная, что они потерпели за грехи такие бедствия, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост. С молитвой они обращались к Господу и Его Пречистой Матери за помощью. Молитва была услышана. Преподобному Арсению (впоследствии епископу Суздальскому) явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что если Москва спасется, то люди должны молиться Пресвятой Богородице. Ободренные известием, русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву от польских узурпаторов. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1649 году.. И в наши дни эта икона особо почитается русским православным народом.

Память Казанской иконы совершается также 8 июля.


Икона Божией Матери Андроникова

Андроникова икона Божией Матери — семейная икона византийского императора Андроника III. В 1347 году он передал икону монастырю Монемвасия в Морее на Пелопоннесе. Отсюда образ был отправлен в Россию в 1839 году. В 1877 году святая икона была поставлена ​​в храме Казанского женского монастыря близ Вышнего Волочка. Другие праздники этой иконы — 1 мая и 8 июля.


Святые Павел и Феодор Ростовские

Святые Павел и Феодор Ростовские основали монастырь на реке Усть, недалеко от Ростова, в честь святых мучеников Бориса и Глеба (память 2 мая). Святитель Феодор (память 28 ноября) впервые прибыл на место будущего монастыря из Новгородской области. Святитель Павел явился через три года для подвигов.

Преподобный Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля) прибыл в свой родной край Ростов в 1363 году. Узнав об этом, святые Феодор и Павел отправились к великому подвижнику за духовным советом. Преподобный Сергий посетил их пустынный монастырь и благословил построить там храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Уже при строительстве этой первой церкви вокруг подвижников стали собираться монахи. Игумен святой Феодор с радостью принимал всех пришедших. Вскоре был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Приведя в порядок Борисоглебский монастырь, святой Феодор поручил управление им святому Павлу. Потом сам взял нескольких учеников и удалился в Вологодский лес. Здесь, на Белом озере, близ впадения в него реки Кужи, он основал монастырь и несколько лет подвизался. Он построил церковь во имя святителя Николая, устроил монастырь и поставил для него игумена.

Получив откровение о скорой кончине, вернулся в Борисо-Глебский монастырь, где и скончался 22 октября 1409 г.. Святой Павел некоторое время руководил обоими монастырями, затем и скончался в Борисоглебском монастыре.


Почтенный Жребий Египта

Святой Лот был мудрым подвижником пустыни, скончавшимся с миром в начале пятого века. Некоторые из его изречений можно найти в «Рае отцов», где описывается житие отшельников, затворников, монахов, иноверцев и отцов-подвижников пустынь Египетских, составленное святителем Афанасием Александрийским, святителем Палладием, епископом Еленополь, Святой Иероним и другие.

Святитель Никодим (Никόдемос) Святой Горы пишет: «В раю отцов, говорят, святой Лот задал авве Иосифу Панефисскому вопрос: «Авва, сколько могу, молюсь немного , постись немного, учись и молчи. По силам моим я держу свой ум свободным от злых мыслей. Что еще мне делать?

Тогда авва Иосиф встал и воздел руки к небу. И – о чудо – десять перстов рук его стали как десять зажженных свечей, тогда сказал он авве Лоту. «Подвизайся, если хочешь, чтобы в молитве уподобиться огню».

В греческом обиходе авва Лот поминается 22 октября. Поминается он и со святыми богоносцами, просиявшими в подвижнической жизни, в сырную субботу на утрени (песнь 4 канона).

VR Археология. Тайны Куликова поля для ПК Обзоры

ПК

  • Издатель: РИАЛАБ
  • Дата выпуска: 30 ноября 2022 г.
  • Краткое содержание
  • Критические обзоры
  • Отзывы Пользователей
  • Детали и кредиты
  • Трейлеры и видео

Metascore

  1. Первый обзор
  2. Второй обзор
  3. Третий обзор
  4. Четвертый обзор

Пока нет оценок — на основе 0 отзывов критиков Ждем еще 4 отзыва Что это?

Оценка пользователя

уточняется

Пока нет оценок пользователя. Будьте первым, кто оставит отзыв!

Ваша оценка

0 из 10

Оцените это:

  • 10

  • 9

  • 8

  • 7

  • 6

  • 5

  • 4

  • 3

  • 2

  • 1

  • Краткое содержание: Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года, считается одним из крупнейших событий XIV века, объединивших русские народы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *