Кто является автором русской правды: Первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого

Авторы «Русской Правды».

«Русская Правда» — один из основных исторических источников, раскрывающий события, происходившие в Киевской Руси в X- XI веках. Это ещё и основной памятник права данного государства. В нем собрана информация об

• особенностях государственного управления;

• управленческом персонале, состоявшем при князе

• о системе управления на местах;

• о защите прав людей, принадлежащих к высшим сословиям;

• оплате различных услуг, оказываемых ими простым общинникам.

Историкам известны три редакции «Русской правды». Автором первой редакции, известной как «Краткая Правда» или «Правда Роська» считается князь Ярослав Владимирович (Мудрый) и его сыновья, Ярославичи (Изяслав Киевский, Олег Черниговский, Всеволод Переяславский). Время её составления — XI век.

«Краткая Правда» содержит сорок три статьи и делится на три большие части.

1. «Правда Ярослава» или «Древнейшая Правда» (с первой по восемнадцатую статьи; содержится информация о княжеских чиновника, об основных законах, о видах наказаний за различные преступления).

2. «Правда Ярославичей» (с девятнадцатой по сорок первую статьи; содержит информацию об основных нормах уголовного и процессуального права; статьи, защищающие феодальную собственность и саму систему раннефеодального государства).

3. «Устав вирный» и «Урок мостника» (содержит информацию о содержании княжеских чиновников, которые были ответственны за сбор виры (штрафной налог) и строительство мостов).

Вторая редакция носит название «Пространной Правды». Она была составлена в XIIXIII веках. Одним из самых известных авторов данной редакции является Владимир Мономах (в состав «Пространной Правды» вошел составленный им «Устав»). Приняли участие в составлении этого документа и другие князья-рюрикович, владетели самых крупных княжеств.

«Пространная Правда» состоит из 121 статьи и разделена на шесть частей.

1. Первая часть (статьи с 1 по 46) является плодом коллективного труда князей, участвовавших в Любическом съезде в 1097 году.

2. Вторая часть (статьи с 47 по 52) принадлежит перу Святополка Изяславовича, правившего в Киеве и покровительствовавшего ростовщикам (регламентирует порядок различных финансовых операций).

3. Третья часть (с 53 по 66) – это «Устав» Владимира Мономаха (регламентирует различные договорные отношения между феодалами и смердами).

4. Четвертая часть (с 67 по 85) принадлежит Всеволоду Ольговичу, князю Черниговскому.

5. Пятая часть (с 85 по 106) составлена тем же Всеволодом, князем Черниговским.

6. Шестая часть (с 106 по 121) составлена Всеволодом Юрьевичем, князем Владимро-Суздальским (сын Юрия Долгорукого).

Автор третьей редакции «Русской Правды» — «Сокращенный Правды», относящейся к XVII веку, не известен. Исходя из текста можно сделать вывод о том, что над ней работал некий государственный чиновник, перед которым стояла довольно сложная задача – выделить из большого объема статей те правовые нормы, которые ещё действовали в это время. То есть, он старался придать древнему памятнику права более современный вид.

Добавить комментарий

правовая защита и не только

Сегодня к словосочетанию «Русская ПРАВДА» отношение на просторах бывшего единого Отечества далеко не однозначное, особенно на Украине. Одни видят в нем истоки славянской правовой культуры и зарождение отечественной правовой системы, другие ‑ определенное идеологическое наполнение, третьи берут это словосочетание в кавычки… Словом, не у всех оно вызывает теплые эмоции. Но только не в этот раз, поскольку речь шла о «Русской ПРАВДЕ» ‑ единственной на Украине газете для российских соотечественников.

Газета «Русская ПРАВДА» является одним из немногих источников правдивой информации для российских соотечественников, живущих на территории украинского государства, особенно для старшего поколения. Ведь не секрет, что для большинства наших соотечественников, которым уже за 60, «не по плечу и не по карману» новые источники информации в виде «всемирной паутины». Для одних это действительно неподъемные финансовые траты на компьютер и пользование интернетом, для других ‑ непреодолимые сложности в пользовании электронными технологиями. Вот и получается, что печатная «Русская ПРАВДА» для них ‑ единственный источник правды.

20 марта, в текущем году второй раз, в гостеприимном Российском центре науки и культуры (Киев, ул. Борисоглебская, 2) проводился «День Русской ПРАВДЫ», организованный созданным при Редакции газеты Центром информационной и правовой поддержки соотечественников, при содействии Представительства Россотрудничества. В мероприятии приняли участие до полусотни человек.

Первый «День Русской ПРАВДЫ» прошел месяц назад ‑ 21 февраля и был посвящен Дню родного русского языка. В этот раз мероприятие приурочено ко Дню Памяти Н. В. Гоголя, который Всеукраинским Координационным Советом организаций российских соотечественников было решено отметить 20 марта, а также 1 и 2 апреля.

В ноябре прошлого года самое известное и едва ли не единственное периодическое печатное русское издание отметило свое десятилетие. И так получилось, что проводимые в феврале и марте «Дни Русской ПРАВДЫ» стали своего рода «юбилейными» мероприятиями. Отрадно, что их участники не только соотечественники и литераторы старшего поколения, но и молодежь, и обсуждаются не столько бывшие свершения, сколько новые задачи, новая стратегия информационной борьбы за реализацию интересов и прав русского населения Украины.

В начале встречи главный редактор «Русской ПРАВДЫ» Сергей Проваторов представил свежий выпуск газеты, который был отпечатан накануне вечером. В только что вышедшем номере особое внимание привлекают материалы, посвященные 60-летию со дня смерти И. В. Сталина, публикации памяти умершего 5 марта венесуэльского лидера Уго Чавеса, а также материалы ко Дню Памяти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Бурную дискуссию вызвала тема Сталина. На вопросы читателей ответил автор опубликованного эссе «Русский Сталин» член Союза писателей России Павел Баулин. По его мнению, пришло время реабилитации имени великого советского лидера в глазах широкой общественности. Как считает главный редактор газеты, это важно и потому, что Сталин, при всех сложностях этой личности, был патриотом России, и именно благодаря его усилиям страна одержала победу в великой войне.

Объем очередного выпуска газеты (№ 5, март 2013) расширен тремя дополнительными информационными блоками: «Говорит Москва» (о деятельности структур Правительства Москвы в поддержку российских соотечественников), «Наша страна» и «Русская культура». Правозащитная проблематика представлена большой экспертной статьей Владимир Матвеева «Права русских попираются, и не только в языковой сфере», двумя информациями о проблемах функционирования закона «Об основах государственной языковой политики» и статьей о прошедшем в Москве круглом столе на тему «Актуальные вопросы совершенствования работы с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом».

Как заявил Сергей Проваторов, одной из главных новых задач, стоящих перед Редакцией, будет «омоложение» газеты, вовлечение в ее работу пишущей русскоязычной молодежи, открытие молодежного направления. Для решения этой задачи при Редакции создается Студия начинающего (молодого) журналиста.

Газета, несмотря на тяжелейшие времена «оранжевой окраски», выжила, и сегодня стала более своевременно реагировать на имеющие место нарушения прав российских соотечественников на Украине.

Кстати сказать, что одной из главных тем «Дней Русской ПРАВДЫ» является презентация очередного выпуска специального правового приложения к газете ‑ «НАШЕ ПРАВО», полностью посвященного проблематике защиты прав и интересов русского населения (российских соотечественников).

Представляя 2-й выпуск правового приложения, руководитель Центра информационной и правовой поддержки соотечественников Сергей Проваторов обратил внимание участников встречи на то, что созданный при Редакции газеты Центр начал свою работу и готов оказывать информационную и правовую поддержку как отдельным гражданам, чьи национально-культурные, языковые права попираются, так и организациям соотечественников. Для того чтобы облегчить «вхождение в курс дела», в правовом приложении уже опубликованы первые консультации, а также Положение о работе Центра информационной и правовой поддержки, где четко и понятно обозначены правила того, как и по каким вопросам можно обращаться за помощью.

Кроме того, отвечая на вопросы, Сергей Проваторов сообщил, что в ближайшее время будут подготовлены материалы о том, как правильно обращаться в организации, которые оказывают материальную поддержку различных инициатив соотечественников и их объединений.

В рамках второй темы встречи, Дня Памяти Гоголя, журналист газеты «Секретные материалы» Сергей Петров рассказал о мистических и исторических основах создания гоголевского произведения «Вий», а Сергей Проваторов прочитал отрывок из письма Гоголя «Нужно любить Россию».

О подготовке издания второго выпуска литературного приложения «Живое слово» рассказал его редактор Павел Баулин, который сообщил приятную для литераторов новость: в литературном приложении к «Русской ПРАВДЕ», где публикуются эссе, рассказы, очерки, будет предоставлен целый раздел для любителей и профессионалов поэзии, которыми так богато наше сообщество соотечественников. Приложение выйдет в этом году по меньшей мере дважды.

Первый выпуск литприложения увидел свет в апреле 2012 года и был представлен публике на Акции Памяти Н.  В. Гоголя возле памятника писателю на Русановской набережной. Второй выпуск «Живого слова» будет издан ко Дню Памяти Гоголя в последних числах марта сего года. Следующий, третий, планируется издать в мае, он будет приурочен ко Дню славянской письменности и культуры.

Выпускать и распространять «Русскую ПРАВДУ» не так просто. Определенные круги продолжают рассматривать газету исключительно как антиукраинскую, а «Русская ПРАВДА» и ее «Живое слово» нужны соотечественникам, особенно, нашим дорогим ветеранам. Это же означает, что «Русская ПРАВДА» на правильном пути, а если есть на Украине те, кто ее боятся, кто против нее борется и выступает, значит … это и есть та самая правда, нужная соотечественникам!

Русская газета сегодня находится на передовой информационной войны, которую враги развязали против нашего Отечества, против русской культуры, языка, против единства славянских и других народов исторической России.

Краткую лекцию о сути информационных и энергетических войн прочитал эксперт Владимир Матвеев. Он призвал всех соотечественников, всех, кому дорога Россия, посильно включаться в работу на стороне «Русской ПРАВДЫ», тем более что, как он считает, наступает время новых войн ‑ кибернетических, а пропагандистско-информационные войны не прекращаются уже столетия.

Гости «Дня Русской ПРАВДЫ» ‑ предводитель Киевского Дворянского Собрания А. В. Попов и вице-президент Всеукраинского национального культурно-просветительского общества «Русское собрание» В. Ю. Потапов ‑ вручили грамоты С. Г. Проваторову и газете. А главный редактор издания в связи с 10-летием газеты вручил благодарность П. Б. Баулину, который был первым шеф-редактором «Русской ПРАВДЫ».

Выступая перед участниками встречи соотечественников, руководитель Представительства Россотрудничества на Украине Константин Воробьев поблагодарил Редакцию газеты и всех журналистов и литераторов, сотрудничающих с ней, за большую и нужную работу, которая проводится и направлена на разъяснение сути проблем русскоязычных граждан Украины. При этом Константин Воробьев подробно рассказал о своем видении тех направлений работы, которые, по его мнению, будет целесообразно развивать, в том числе для привлечения внимания молодого поколения к проблемам, имеющим место в обществе.

Очередной «День Русской ПРАВДЫ» запланирован на 18 апреля, когда будет отмечаться Международный день памятников и исторических мест.

По инициативе Редакции газеты и Центра информационной и правовой поддержки соотечественников будет проведен «круглый стол» на тему: «Каково будущее у памятников русской истории и культуры в украинском государстве? Анализ ситуации, прогноз, рецепты (что делать?)». Как ожидается, мероприятия снова пройдут в конференц-зале Российского центра науки и культуры в Киеве и начнутся в 15.00 часов.

Работа гостеприимного «Клуба» Русской ПРАВДЫ завершилась по русской традиции чаепитием, во время которого участники «Дня Русской ПРАВДЫ» свободно обменивались мнениями. 

Скрытый автор путинизма

«Я автор или один из авторов новой российской системы», — представился нам Владислав Сурков. В этот весенний день 2013 года он был одет в белую рубашку и кожаную куртку, которая была частью Joy Division и частью комиссара 1930-х годов. «Мое портфолио в Кремле и в правительстве включало идеологию, СМИ, политические партии, религию, модернизацию, инновации, международные отношения и…» — здесь он делает паузу и улыбается — «современное искусство». Он предлагает не произносить речи, вместо этого приветствуя доктора философии. студенты, профессора, журналисты и политики собрались в аудитории Лондонской школы экономики, чтобы задать вопросы и провести открытую дискуссию. После первого вопроса он говорит почти 45 минут, практически не оставляя времени на вопросы.

Это его политическая система в миниатюре: демократическая риторика и недемократические намерения.

Как бывший замглавы администрации президента, потом вице-премьер, а потом помощник президента по международным делам, Сурков руководил российским обществом, как одно большое реалити-шоу. Он хлопает один раз, и появляется новая политическая партия. Он снова хлопает в ладоши и создает «Наших», русский аналог «Гитлерюгенда», которые готовятся к уличным боям с потенциальными сторонниками демократии и сжигают на Красной площади книги непатриотичных писателей. Как замглавы администрации он раз в неделю встречался с руководителями телеканалов в своем кремлевском кабинете, инструктируя их, на кого нападать, а кого защищать, кого пускать на телевидение, а кого запрещать, как президенту действовать. быть представлена, и сам язык и категории, которыми мыслит и чувствует страна. Российские телеведущие Останкино по указанию Суркова срывают тему (олигархи, Америка, Ближний Восток) и говорят 20 минут, намекая, подталкивая, подмигивая, намекая , хотя редко когда-либо говорит что-либо прямо, бесконечно повторяя такие слова, как «они» и «враг», пока они не отпечатаются в уме.

Они повторяют великие мантры эпохи: президент — это президент «стабильности», антитезы эпохе «беспорядка и сумерек» 1990-х годов. «Стабильность» — это слово повторяется снова и снова в бесчисленном множестве, казалось бы, неуместных контекстах, пока оно не отдается эхом и не звонит, как большой колокол, и, кажется, не означает, что все хорошо; любой, кто выступает против президента, является врагом великого Бога «стабильности». «Эффективный менеджер», термин, заимствованный из западного корпоративного языка, трансформируется в термин, почитающий президента как самого «эффективного менеджера» из всех. «Эффективность» становится смыслом существования всего: Сталин был «эффективным менеджером», которому приходилось идти на жертвы ради «эффективности». На улицы просачиваются слова: «Наши отношения неэффективны», — говорят любовники друг другу, когда расстаются. «Эффективный», «стабильный»: никто не может точно определить, что они на самом деле означают, и по мере того, как город трансформируется и бурлит, все чувствуют, что вещи прямо противоположны стабильным, и, конечно же, нет ничего «эффективного», но то, как Сурков и его марионетки используют их, слова обрели собственную жизнь и действуют как падающие топоры на любого, кто каким-либо образом нелоялен.

Одно из многочисленных прозвищ Суркова — «политтехнолог всей Руси». Политтехнологи — новое русское название очень старой профессии: визири, серые кардиналы, волшебники страны Оз. Впервые они появились в середине 1990-х, стуча в ворота власти, как крысоловы, низко кланяясь и предлагая свои услуги по объяснению мира и шепча, что могут его заново изобрести. Они унаследовали очень советскую традицию управления сверху вниз и царскую практику кооптации антигосударственных акторов (анархистов в XIX веке).го века, неонацисты и религиозные фанатики сейчас), все это слилось с новейшим мышлением телевидения, рекламы и черного пиара. Их первыми клиентами были на самом деле российские модернизаторы: в 1996 году политтехнологи, которых координировал Борис Березовский, олигарх по прозвищу «Крестный отец Кремля» и человек, который первым понял силу телевидения в России, сумел победить тогдашнего президента Бориса Ельцина. казалось бы, проигранные выборы, убедив нацию, что он единственный человек, который может спасти ее от возврата к реваншистскому коммунизму и новому фашизму. Они производили телевизионные страшилки о надвигающихся погромах и вызывали в воображении фальшивые ультраправые партии, намекая на то, что другой кандидат был сталинистом (на самом деле он был скорее социалистическим демократом), чтобы помочь создать мираж надвигающейся «красно-коричневой» угрозы.

Москва может чувствовать себя олигархией утром и демократией днем, монархией на ужин и тоталитарным государством перед сном.

В XXI веке приемы политтехнологов стали централизованными и систематизированными, координируемыми из кабинета администрации президента, где Сурков сидел за столом с телефонами с именами всех «независимых» партийных лидеров, звонил и направлять их в любой момент дня и ночи. Великолепие этого нового типа авторитаризма заключается в том, что вместо того, чтобы просто подавлять оппозицию, как это было с штаммами 20-го века, он проникает внутрь всех идеологий и движений, эксплуатируя их и доводя до абсурда. То Сурков финансировал гражданские форумы и правозащитные НПО, то тихо поддерживал националистические движения, обвиняющие НПО в том, что они являются инструментами Запада. Он с размахом спонсировал щедрые фестивали искусств для самых провокационных современных художников в Москве, затем поддерживал православных фундаменталистов, одетых во все черное и с крестами, которые, в свою очередь, нападали на выставки современного искусства. Идея Кремля состоит в том, чтобы владеть всеми формами политического дискурса, не позволять никаким независимым движениям развиваться за его стенами. Его Москва может чувствовать себя олигархией утром и демократией днем, монархией на ужин и тоталитарным государством перед сном.

* * *

Сурков больше, чем просто политический деятель. Он эстет, который пишет эссе о современном искусстве, поклонник гангста-рэпа, который держит фотографию Тупака на своем столе рядом с фотографией президента.

И он также является предполагаемым автором романа Почти ноль , опубликованного в 2008 году и основанного на его собственном опыте. «Предполагаемый», потому что роман опубликован под псевдонимом Натан Дубовицкий; Жену Суркова зовут Наталья Дубовицкая. Официально Сурков является автором предисловия, в котором он отрицает, что является автором романа, а затем как бы противоречит сам себе: «Автор этого романа — неоригинальный помешанный на Гамлете халтурщик»; «Это лучшая книга, которую я когда-либо читал». В интервью он может быть близок к тому, чтобы признать себя автором, но всегда уклоняется от полного признания. Независимо от того, написал он на самом деле каждое слово, он изо всех сил старался ассоциировать себя с этим. И это бестселлер: ключевое признание эпохи, самое близкое к тому, что мы можем когда-либо заглянуть внутрь разума системы.

Сурков — эстет, фанат гангста-рэпа, который держит на рабочем столе фотографию Тупака.

Роман представляет собой сатиру на современную Россию, герой которой Егор — коррумпированный пиарщик, готовый служить любому, кто готов платить за квартиру. Бывший издатель авангардной поэзии, теперь он покупает тексты у обедневших писателей-андеграундов, потом продает права богатым бюрократам и гангстерам с художественными амбициями, которые публикуют их под своими именами. Все продаются в этом мире; даже самые «либеральные» журналисты имеют свою цену. Мир пиара и издательского дела, изображенный в романе, опасен. В издательствах есть свои банды, члены которых стреляют друг в друга из-за прав Набокова и Пушкина, а спецслужбы проникают в них для своих темных целей. Именно такие книги сурковские молодежные группы сжигают на Красной площади.

Родившийся в провинциальной России у матери-одиночки, Егор вырос книжным хипстером, разочаровавшимся в бутафорской идеологии позднего Советского Союза. В 1980-х он переезжает в Москву, чтобы потусить на задворках богемной жизни; в 1990-х он становится гуру PR. Это фон, который имеет много общего с тем, что мы знаем о собственном Суркове — он сливает подробности в прессу только тогда, когда считает нужным. Он родился в 1964 году в семье русской матери и отца-чеченца, уехавших, когда Сурков был еще маленьким ребенком. Бывшие одноклассники помнят его как человека, который подшучивал над учительскими питомцами в комсомоле, носил бархатные брюки, носил длинные волосы, как у Pink Floyd, писал стихи и пользовался успехом у девочек. Он был отличником, чьи сочинения по литературе учителя читали вслух в учительской; не только в его собственных глазах он был слишком умен, чтобы верить в социальную и политическую обстановку вокруг него.

«Поэт-революционер Маяковский утверждал, что жизнь (после коммунистической революции) хороша и хорошо быть живым», — писал подросток Сурков в строках, которые были поразительно разрушительными для советского школьника. «Однако это не помешало Маяковскому через несколько лет застрелиться».

Переехав в Москву, Сурков сначала выбрал и бросил ряд университетских профессий, от металлурга до театральной режиссуры, затем попал в армию (где он мог бы служить в военном шпионаже) и участвовал в регулярных жестоких ссорах ( его исключили из театрального училища за драку). Его первая жена была художницей, известной своей коллекцией театральных кукол (которую Сурков впоследствии превратил в музей). А по мере взросления Суркова Россия экспериментировала с разными моделями с головокружительной скоростью: советский застой привел к перестройке, которая привела к распаду Советского Союза, либеральной эйфории, экономической катастрофе, олигархии и мафиозному государству. Как можно во что-то верить, когда все вокруг так быстро меняется?

Его привлекала богемная обстановка в Москве, где артисты перформанса начинали улавливать ощущение головокружительной изменчивости. Ни одна вечеринка не была бы полноценной без Олега Кулика (который изображал из себя бешеную собаку, чтобы показать сломленность постсоветского человека), Германа Виноградова (который выходил голым на улицу и обливал себя ледяной водой), а позже и Андрея Бартеньева (который одевался как инопланетянин, чтобы подчеркнуть, насколько странным был этот новый мир). И конечно Владик Мамышев-Монро. Гиперкэмп и всегда играющий с репертуаром поз, Владик был постсоветским Уорхолом, смешанным с РуПолом. Первый в России дрэг-художник, он начал изображать Мэрилин Монро и Гитлера («два величайших символа 20-го века», как он говорил) и продолжил изображать российских поп-звезд, Распутина и Горбачева в образе индианки; он появлялся на вечеринках как Ельцин, Тутанхамон или Карл Лагерфельд. «Когда я выступаю, на несколько секунд я становлюсь своим субъектом», — любил говорить Владик. Его подражания всегда были одержимо точны, доводя тему до крайности, когда образ человека начинал раскрываться и разрушаться.

Российский перформансист Олег Кулик изображает из себя собаку в клетке, аллегория постсоветского человека (Рейтер)

В то же время Россия открывала для себя магию пиара и рекламы, а Сурков нашел свое ремесло. Ему дал шанс самый красивый российский олигарх Михаил Ходорковский. В 1992 году он запустил первую рекламную кампанию Ходорковского, в которой олигарх в клетчатой ​​куртке, с усами и широкой ухмылкой был изображен протягивающим пачки наличных: «Присоединяйтесь к моему банку, если хотите легких денег» — таков был посыл. «Я сделал это; так ты можешь!» Плакат был прикреплен к каждому автобусу и рекламному щиту, и для населения, воспитанного на антикапиталистических ценностях, это был шок. Впервые российская компания использовала в качестве бренда лицо собственного владельца. Это был первый случай, когда богатство рекламировалось как добродетель. Раньше миллионеры могли существовать, но им всегда приходилось скрывать свой успех. Сурков чувствовал, что мир меняется.

Затем Сурков работал начальником отдела по связям с общественностью на Первом канале Останкино у тогдашнего великого визиря кремлевского двора Бориса Березовского. В 1999 году он пришел в Кремль, создав образ президента так же, как он создал образ Ходорковского. Когда президент выслал Березовского, а Ходорковского арестовал и посадил в тюрьму, Сурков помог провести кампанию в СМИ, в рамках которой был представлен новый образ Ходорковского: вместо ухмыляющегося олигарха, раздающего деньги, теперь его всегда изображали за решеткой. Сообщение было ясным — вы всего в одном фото от обложки 9.0023 Forbes в тюремную камеру.

И во время всех этих изменений Сурков менял позиции, хозяев и идеологии, казалось бы, не пропуская ни секунды.

Владислав Сурков и Владимир Путин в 2006 году (Сергей Карпухин/Reuters)

Возможно, самые интересные моменты Почти ноль происходят, когда автор отходит от социальной сатиры, чтобы описать внутренний мир своего главного героя. Егора описывают как «вульгарного Гамлета», который видит сквозь поверхностность своего возраста, но не способен испытывать искренние чувства ни к кому и ни к чему: «Сам он был заперт в ореховой скорлупе… снаружи были его тени, куклы. Он видел себя чуть ли не аутистом, имитирующим контакт с внешним миром, разговаривающим с другими фальшивыми голосами, чтобы выудить из московского шквала все, что ему нужно: книги, секс, деньги, еду, власть и другие полезные вещи».

Егор — манипулятор, но не нигилист; у него очень ясное представление о божественном: «Егор ясно видел вершины Творения, где в ослепляющей бездне резвятся бестелесные, неуправляемые, беспутные слова, свободные существа, соединяясь и разделяясь и сливаясь в прекрасные узоры. ”

Вершины творчества! Бог Егора по ту сторону добра и зла, а Егор — его привилегированный спутник: слишком умен, чтобы заботиться о ком-либо, слишком близок к Богу, чтобы нуждаться в морали. Он видит мир как пространство, в котором можно проецировать разные реальности. Сурков формулирует основополагающую философию новой элиты, поколения постсоветских суперменов, которые сильнее, проницательнее, быстрее и гибче, чем все, кто был раньше.

Когда я работал на российском телевидении, я каждый день сталкивался с формами такого отношения. Продюсеры, работавшие на каналах «Останкино», могли быть либералами в личной жизни, отдыхать в Тоскане и вполне европейскими вкусами. Когда я спросил, как они сочетают свою профессиональную и личную жизнь, они посмотрели на меня как на дурака и ответили: «Последние 20 лет мы жили в условиях коммунизма, в который никогда не верили, демократии и дефолтов, мафиозного государства и олигархии, а мы поняли, что это иллюзии, что все пиар».

«Все пиар» стало излюбленной фразой новой России; мои московские сверстники прониклись ощущением, что они одновременно и циничные, и просвещенные. Когда я спросил их о диссидентах советской эпохи, таких как мои родители, которые боролись против коммунизма, они отмахнулись от них как от наивных мечтателей, а мою западную привязанность к таким расплывчатым понятиям, как «права человека» и «свобода», назвали ошибкой. «Разве вы не видите, что ваши собственные правительства такие же плохие, как и наши?» они спросили меня. Я пытался протестовать, но они только улыбались и жалели меня. Верить во что-то и отстаивать это в этом мире высмеивается, а способность оборотня прославляется.

«Все — пиар» — новый лозунг России. Вера во что-то высмеивается, изменение формы прославляется.

Владимир Набоков однажды описал вид бабочек, которые на ранней стадии своего развития должны были научиться менять окраску, чтобы прятаться от хищников. Хищники бабочки давно вымерли, но она все же меняла свои цвета от чистого удовольствия от перевоплощения. Нечто подобное произошло и с российскими элитами: в советский период они научились притворяться, чтобы выжить; теперь нет необходимости постоянно менять свои цвета, но они продолжают это делать из какой-то темной радости, конформизма, возведенного в степень эстетического акта.

Сам Сурков является высшим выражением этой психологии. Когда я смотрел, как он выступает перед студентами и журналистами в Лондоне, он, казалось, менялся и трансформировался, как ртуть, от херувимской улыбки до демонического взгляда, от шероховатого либерала, проповедующего «модернизацию», до националиста, поигрывающего пальцами, выплевывающего умышленно противоречивые утверждения. идеи: «управляемая демократия», «консервативная модернизация». Затем он отступил назад, улыбаясь, и сказал: «Нам нужна новая политическая партия, и мы должны помочь ей появиться, не нужно ждать и заставлять ее формироваться самой». А когда внимательно присмотришься к партийцам в политическом реалити-шоу, которое режиссирует Сурков, к плюющимся националистам и коммунистам с мордой свеклы, то замечаешь, что все они, кажется, исполняют свои роли с легкой иронией.

Сурков любит ссылаться на только что переведенные на русский язык новые постмодернистские тексты, на ломку великих нарративов, на невозможность правды, на то, что все есть только «симулякры» и «симулякры»… а потом в следующий момент он говорит, как он презирает релятивизм и любит консерватизм, прежде чем процитировать «Сутру подсолнуха» Аллена Гинзберга на английском и наизусть. Если когда-то Запад подорвал и помог в конечном итоге победить СССР, объединив в один пакет рыночную экономику, холодную культуру и демократическую политику (парламенты, инвестиционные банки и абстрактный экспрессионизм слились воедино, чтобы победить Политбюро, плановую экономику и соцреализм) Гениальность Суркова заключалась в том, чтобы разорвать эти ассоциации, соединить авторитаризм и современное искусство, использовать язык прав и представительства для утверждения тирании, переделывать и приклеивать демократический капитализм до тех пор, пока он не станет противоположным его первоначальной цели.

* * *

«Это была первая нелинейная война», — пишет Сурков в новом рассказе «Без неба», опубликованном под его псевдонимом и действие которого происходит в антиутопическом будущем после «пятой мировой войны»:

В первобытных войнах 19 и 20 веков обычно сражались только две стороны. Две страны. Две группы союзников. Теперь столкнулись четыре коалиции. Ни двое против двоих, ни трое против одного. Нет. Все против всех.

В видении Суркова нет ни слова о священных войнах, ни о кабаре, которым провоцировали и дразнили Запад. Но есть мрачное видение глобализации, в котором вместо того, чтобы все поднимались вместе, взаимосвязь означает множественные состязания между движениями, корпорациями и городами-государствами — где старые союзы, ЕС, НАТО и «Запад» изжили себя, и где Кремль может разыгрывать новые, колеблющиеся линии лояльности и интересов, потоки нефти и денег, раскалывающие Европу от Америки, натравливая одну западную компанию против другой и против обоих своих правительств так что никто не знает чьи интересы и где они направляетесь.

«Несколько провинций присоединятся к одной стороне», — продолжает Сурков. «Несколько других другой. Один город, поколение или пол присоединялись к другому. Затем они могли перейти на другую сторону, иногда посреди боя. Цели у них были совсем другие. Большинство понимало войну как часть процесса. Не обязательно его самая важная часть».

Кремль произвольно переключает месседжи в свою пользу, залезая во все подряд: европейских правых националистов соблазняет месседж против ЕС; крайние левые кооптированы рассказами о борьбе с гегемонией США; Религиозные консерваторы США убеждены в том, что Кремль борется с гомосексуализмом. И в результате получается множество голосов, воздействующих на глобальную аудиторию под разными углами, создавая кумулятивную эхо-камеру поддержки Кремля, и все это транслируется на RT.

Вид из окна самолета на ночную Москву с Кремлем в центре (Александр Демьянчук/Reuters)

«Без неба» был опубликован 12 марта 2014 года. Через несколько дней Россия аннексировала Крым. Сурков помог организовать аннексию со всем своим театром ночных волков, казаков, инсценированных референдумов, сценарных марионеточных политиков и людей с оружием. Новые полезные союзники Кремля, правые, левые и религиозные, поддержали президента. Никаких санкций со стороны Запада, которые могли бы угрожать экономическим связям с Россией, не было. Лишь нескольким высокопоставленным чиновникам, в том числе Суркову, запретили выезжать или инвестировать в США и Европейский Союз.

«На вас этот бан не повлияет?» — спросил репортер Суркова, когда он проходил через Кремлевский дворец. «Ваши вкусы указывают на то, что вы очень западный человек». Сурков улыбнулся и указал на свою голову: «Я могу вписать сюда Европу». Позже он заявил: «Я рассматриваю решение администрации в Вашингтоне как признание моих заслуг перед Россией. Это большая честь для меня. У меня нет счетов за границей. Единственное, что меня интересует в США, это Тупак Шакур, Аллен Гинзберг и Джексон Поллок. Мне не нужна виза для доступа к их работе. Я ничего не теряю».


Эта статья была адаптирована из готовящейся книги Петра Померанцева «Нет ничего истинного, и все возможно » и опирается на его работу для London Review of Books .

Борьба за свободу: правда против лжи в путинской России

6 октября Владимиру Кара-Мурзе, продемократическому российскому политику, было предъявлено обвинение в государственной измене. Российские власти проинформировали Кара-Мурзу об обвинительном заключении в тюрьме, где он содержится с апреля по менее тяжким обвинениям.

Обвинение в государственной измене, которое может привести к 20 годам лишения свободы, основано на публичных выступлениях Кара-Мурзы, сделанных в Лиссабоне, Осло и Вашингтоне, в которых он критиковал войну президента России Владимира Путина на Украине, наследие советских политических преследований в Россия и нелегитимность выборов в России.

По данным Следственного комитета России, эти высказывания «создали угрозу безопасности и конституционному строю Российской Федерации» и «нанесли ущерб международной репутации Российской Федерации». Они придали России «имидж государства-агрессора в глазах международного сообщества».

В ответ Кара-Мурза самоуничижительно написал из тюрьмы: «Хотя я польщен оценкой Следственного комитета моего влияния, я должен признать, что Путин проделал работу по всем трем пунктам гораздо лучше, чем я когда-либо мог».

Контраст между Кара-Мурзой и Путиным не может быть разительным. 41-летний Кара-Мурза — журналист, ставший политиком. Он красноречив, принципиален и абсолютно убежден, что Россия станет демократией. Кара-Мурза также является наследником поколения советских диссидентов, включая Андрея Сахарова, Вацлава Гавела и Владимира Буковского, его наставника, который был заключен в советскую психиатрическую больницу в наказание за инакомыслие. Кара-Мурза благоговеет перед этими людьми и видит в их непоколебимой приверженности истине образец сопротивления двум войнам, которые, по его словам, ведет Путин — одной в Украине и другой за правду.

Со своей стороны, Путин сокрушается о распаде Советского Союза и хвалит советского лидера Иосифа Сталина, чье наследие он реабилитирует с помощью искаженных школьных программ, статуй, музеев и законов.

До прихода к власти в стране в качестве премьер-министра в 1999 году карьера Путина была посвящена службе в агентстве внутренней и международной безопасности, КГБ. Будучи премьер-министром, а затем и президентом, он душил организации гражданского общества, распотрошил выборы и закрыл независимые СМИ, одновременно бомбардируя население гнусной пропагандой через контролируемое государством телевидение.

Кара-Мурза впервые поссорился с Путиным за поддержку принятия Конгрессом США «санкций Магнитского». Эти запреты на выдачу виз и замораживание финансовых активов, названные в честь Сергея Магнитского, адвоката, которого жестоко избили в тюрьме за противостояние официальной коррупции, нацелены на тех, кого считают грубыми нарушителями прав человека. Санкции Магнитского предназначены для наказания тех, кто непосредственно причастен к злоупотреблениям, писал Кара-Мурза в 2012 году, эти санкции: «Избежали ошибки, связанной с преследованием российских граждан в целом за действия небольшой коррумпированной клики в Кремле, и возложили ответственность непосредственно на то, где она находится.

должный. Кроме того, это был самый эффективный подход. Люди, которые сегодня руководят Россией, любят изображать из себя патриотов, но на самом деле им мало дела до страны. Они рассматривают его просто как площадку для мародерства, где они могут накопить личные состояния за счет российских налогоплательщиков, а затем перевести эти состояния на Запад».

Кара-Мурза вовсе не настроены «антироссийски», как утверждает Путин, они настаивают на том, что они глубоко пророссийски настроены, ставя Соединенные Штаты на сторону россиян, пострадавших от коррупции и жестокости.

В сентябре сенаторы Джеймс Риш (от штата Айдахо) и Роберт Менендес (от штата Нью-Джерси) обратились в Госдепартамент с просьбой рассмотреть вопрос о санкциях в отношении виновных в аресте и преследовании Кара-Мурзы в соответствии с законом о санкциях Магнитского.

Послушайте, как Билл Браудер рассказывает, почему он лоббировал в Конгрессе США принятие Закона Магнитского.

Иностранная агрессия, убийства, военные преступления

Внутренние репрессии Путина усилились после его решения вторгнуться в соседнюю Украину, которое он делал дважды. Первое вторжение в 2014 году привело к аннексии Крыма. Вторая, начавшаяся в феврале 2022 года, послужила поводом для многочисленных расследований военных преступлений в связи с задокументированными зверствами против мирных жителей Украины.

Кара-Мурза воспринимает войну на Украине как предлог для искоренения оппозиции его власти на родине и для предотвращения укоренения успешной демократии в соседней стране. Он и другие российские демократы осудили путинскую агрессию.

Один из них, друг Кара-Мурзы Борис Немцов, бывший депутат российского парламента, помогавший разоблачать путинскую коррупцию, был застрелен во дворах Кремля в феврале 2015 года. Через несколько месяцев жертвой стал сам Кара-Мурза почти смертельного отравления, в результате которого он впал в кому — первый из двух таких приступов. Невероятно, но он пережил и то, и другое, оправился за границей от их разрушительных последствий, а затем мужественно вернулся в Россию в то время, когда многие другие русские покидали страну.

Что делать? Оставайтесь верными американским принципам  

Кара-Мурза настаивает на том, что именно он и его сограждане должны изменить Россию, но Америка подрывает их усилия, отступая от своих ценностей и помогая Путину и его режиму. В частности, он призвал Запад прекратить позволять российским олигархам вкладывать свои нажитые нечестным путем активы в европейские и американские финансовые учреждения, недвижимость и другие инвестиции.

Кара-Мурза также рекомендует расширять американское, британское и другие зарубежные вещания, чтобы разрушить монополию на информацию внутри России: «Ничто не сравнится с тоталитарной пропагандой лучше, чем правда, и когда советская система рухнула, это было, на мой взгляд, в первую очередь потому, что она была дискредитирована и лишена легитимности в глазах собственного народа, который смог увидеть ее истинную природу», — заявил Кара-Мурза Хельсинкской комиссии в марте. «Если бы это было сделано по технологиям 1970-х, это, безусловно, можно сделать и сегодня».

Помогите Украине защитить себя

Судьба Кара-Мурзы и российского демократического движения связаны с защитой Украины. Победа Украины также отвечает интересам Америки не только в Европе, но и в Азии.

«Уменьшение способности Путина угрожать демократиям в соседних государствах, а также в его собственной стране, посылает сильный сигнал другим авторитарным режимам, особенно режиму в Пекине, о том, что демократическое сообщество наций не отступит в защиту свободы и концепции суверенитета и территориальной целостности», — написал Дэвид Дж. Крамер, исполнительный директор Института Джорджа Буша-младшего.

Адвокат Кара-Мурзы и других политзаключенных  

Кара-Мурза, окончивший среднюю школу и университет в Великобритании, имеет двойное британо-российское гражданство. Он также является американским держателем грин-карты, и его семья живет в Соединенных Штатах. Совместно добиваясь его освобождения, Соединенные Штаты и Великобритания подчеркивают ценность, которую они придают правам личности, включая свободу ассоциации и свободу слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *