ТРЕДИАКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
ТРЕДИАКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ (1703–1769), русский поэт, переводчик. Родился 22 февраля (5 марта) 1703 в Астрахани в семье священника. В детстве был отдан в школу католических монахов-капуцинов, в которой обучение велось на латыни. Из Астрахани в 1723 сбежал в Москву, где поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Однако учение в ней не удовлетворило Тредиаковского, и в 1727 он сбежал в Голландию, откуда пешком перебрался в Париж. В Париже обучался в Сорбонне математическим, философским и богословским наукам. В 1730 вернулся в Петербург.
Первым значительным произведением, изданным Тредиаковским по возвращению в Россию, был перевод романа П.Тальмана Езда в остров Любви (1730). Кроме перевода в книге были представлены оригинальные стихи Тредиаковского на русском, французском и латинском языках. Поэт весьма трепетно отнесся к реакции публики на свою книгу. В целом она была доброжелательной, хотя некоторые ханжи из числа духовных лиц называли его развратитетелем русской молодежи. Тредиаковского представили императрице Анне Иоанновне, он получил звание придворного поэта, переводчика, а затем и академика Российской Академии наук.
Однако житейский успех поэта был недолгим. В 1735 он был обвинен в том, что своей песней по случаю коронации императрицы уронил ее высочайший титул. В 1740 Тредиаковский пережил глубокое потрясение. Министр Волынский потребовал, чтобы поэт написал стихи для шутовской свадьбы в Ледяном доме. Недовольный реакцией Тредиаковского на это поручение, Волынский избил его и приказал высечь. Духовенство обвинило поэта в атеизме. После всех этих событий мечтой Тредиаковского стали покой и уединение, в которых он мог бы спокойно работать.
В 1735 Тредиаковский издал трактат Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний. В этой работе он изложил систему литературных жанров классицизма и дал первые в русской поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Кроме того, Тредиаковский положил начало реформе русского стихосложения. Он указал на то, что способ сложения стихов зависит от природных свойств языка. Поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика, пригодная для языка с постоянным ударением, русскому стихосложению не подходит. В качестве примера Тредиаковский привел народную поэзию. Однако Тредиаковский накладывал на силлабо-тоническую систему ряд ограничений, против которых выступил М.В.Ломоносов в своем Письме о правилах российского стихотворства (1739).
Тредиаковскому принадлежат еще несколько литературно-теоретических трактатов: Рассуждение об оде вообще, Предъизъяснение об ироической пииме, Рассуждение о комедии вообще и др., в которых разрабатывались приемы классицизма. В основе этих работ лежали принципы книги Н.Буало Поэтическое искусство, которую Тредиаковский перевел в 1752. Подражанием Буало была и одна из наиболее известных од Тредиаковского Ода торжественная о сдаче города Гданска (1734). Стремясь дать образцы различных поэтических жанров, он написал философскую поэму Феоптия (1750–1753) и стихотворное переложение Псалтири, перевел политико-аллегорический латинский роман шотландского писателя Дж. Барклая Аргенида (1751).
В 1766 Тредиаковский издал одно из самых известных своих сочинений – стихотворный перевод с французского романа Ф.Фенелона Приключения Телемака, получивший название Тилемахида (16 тыс. строк). Проза была переведена гекзаметром, Тредиаковский ввел в текст собственное вступление и существенно переработал стиль автора.
Издание Тилемахиды произошло вскоре после воцарения Екатерины II. Екатерина усмотрела в поэме намеки на собственное царствование, и Тилемахида стала предметом насмешек и издевательств. По свидетельству современников, при дворе было установлено наказание: за легкую вину – выпить стакан холодной воды и прочесть из Тилемахиды страницу, а при большей провинности – выучить шесть строк из поэмы. В противоположность расхожим представлениям о Тилемахиде, закрепившимся в обществе, А.Пушкин впоследствии писал: «Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Любовь его к Фенелонову эпосу делает ему честь, а мысль перевести его стихами и самый выбор стиха доказывают необыкновенное чувство изящного. В Тилемахиде находится много хороших стихов и счастливых оборотов».
Трудолюбие Тредиаковского было поразительным. Его стихотворные произведения составляют десятки тысяч строк, переводы – десятки томов. Более 20 лет он посвятил переводу Древней истории (10 тт., 1749–1762) и Римской истории (16 тт., 1761–1767) Ш.Роллена, лекции которого слушал в Сорбонне. Когда в 1747 пожар уничтожил 9 переведенных им томов, он перевел их заново. Перевел также Историю о римских императорах Ж.-Б.Кревье (4 тт., 1767–1769). Истории Роллена были изданы Тредиаковским с обширными Предуведомлениями от трудившегося в переводе, в котором он изложил свои переводческие принципы; многие из них не оспариваются и современной теорией перевода. Все эти труды, по которым учились несколько поколений россиян, были напечатаны Тредиаковским в основном за свой счет, несмотря на «крайности голода и холода с женою и детьми», которые он испытывал.
В 1759 Тредиаковский был уволен из Академии наук. В 1768 его настигла тяжелая болезнь: отнялись ноги. Несмотря на это, в 1760-е годы Тредиаковский продолжал трудиться над переводами и собственными сочинениями.
Значение Тредиаковского для русской поэзии очень велико. Ему не соответствует поверхностное суждение В.Белинского о том, что «Тредьяковский с его бесплодною ученостию, с его бездарным трудолюбием, с его схоластическим педантизмом, с его наудачными попытками усвоить русскому стихотворству правильные тонические размеры и древние гекзаметры» якобы ничего не сделал для русской литературы.
Полемика с Ломоносовым привела к созданию новой системы русского стихосложения, названной системой Ломоносова – Тредиаковского. Просветитель Н.Новиков писал о Тредиаковском: «Сей муж был великого разума, многого учения, обширного знания и беспримерного трудолюбия; весьма знающ в латинском, греческом, французском, итальянском и в своем природном языке; также в философии, богословии, красноречии и в других науках. Полезными своими трудами приобрел себе бессмертную славу». А.Радищев считал, что «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы».
Философские взгляды Тредиаковского выражены в трактате Слово о премудрости, благоразумии и добродетели. В этой работе он демонстрирует основательное знакомство с традицией европейской философии, как древней (Платон, Аристотель), так и новой (Р.Декарт и Х.Вольф). К пропедевтическим философским дисциплинам Тредиаковский относил логику, онтологию, арифметику, алгебру и историю философии. К «главнейшим» теоретическим философским дисциплинам, с его точки зрения, относятся: теология, ищущая рациональные доказательства бытия Бога, пневматология, исследующая отношения души и тела, и, наконец, физика, изучающая причинно-следственные связи природного мира. В сферу «практической философии» входят нравственная философия, занимающаяся естественным правом, учение о добродетелях (этика) и «гражданская» философия, рассматривающая основные исторические типы общества и формы правления. Наилучшей формой политического правления Тредиаковский считал монархию.
Умер Тредиаковский в Петербурге 6 (17) августа 1769.
См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Творчество Тредиаковского — Русская историческая библиотека
Василий Кириллович Тредиаковский (см. его краткую биографию), сын священника, родился в 1703 г. в Астрахани; первоначальное образование получил он у живших там католиков-миссионеров. В 1723 г. он, в поисках знания, добрался до Москвы, где и поступил в Славяно-латинскую академию; здесь он с особым усердием занимался словесностью, но, не окончив образования, после одной провинности, бежал за границу. Русский посланник в Голландии помог ему пробраться в Париж, где Тредиаковский поступил в университет и с увлечением занялся словесностью и историей.
Тредиаковский и Ломоносов. Лекция А. Н. Ужанкова
В 1730 г. он вернулся на родину и занял место переводчика при Академии наук. В 1733 г. он был сделан академическим секретарем, в 1745 г. – профессором элоквенции (красноречия) при академическом университете. Вместе с Ломоносовым, он горячо отстаивал интересы русской науки и русского образования. В 1759 г. он оставил службу при Академии наук. Умер он в 1769 г.
Тредиаковский – по времени, первый наш одописец в классическом роде; он же – и первый теоретик «тонического» стихосложения.
Его первая ода написана в 1734 г. – «О сдаче города Гданска». Начинается эта ода словами:
Кое странное пианство
К пению мой глас бодрит?
Вы, Парнасское убранство,
Музы, ум не вас ли зрит?..
И в этой оде, и во всех остальных (их несколько) соблюдены все требования теории Буало, но в них мало необходимого для оды «настроения». Если Ломоносов в первых своих произведениях и «взвинчивал» себя порою на высокий лад, то это ему и удавалось, – запас «пафоса» у него был от природы велик, отчего даже в неискренних его произведениях порою пробивались искры правдивого чувства. Но Тредиаковский неспособен даже на это; в его одах нет «настроения», – этот одописец не парил к небесам, а, можно сказать, лишь суетливо и беспомощно бегал по земле, махая крыльями…
Впрочем, он сам, по-видимому, не считал себя «одописцем», признавал свое бессилие, – оттого так мало оставил произведений этого рода. Лучшее из них – приветствие в день коронации Елизаветы Петровны (1742). Тон этой оды смиренный, льстивый; жизнь и люди слишком оскорбляли несчастного Тредиаковского, да и от природы не было величия в душе этого «чернорабочего» на российском Парнасе.
Тредиаковский был, подобно Ломоносову, поклонником псалмов и усердно перелагал их русскими стихами. И он постиг их красоту, и даже рекомендовал им подражать; «всяк российский охотник (любитель од), говорит он, может приметить высоту слога, какова приличествует одам в Псалмах Святого Песпопевца Псалтирического, ибо псалмы не что иное, как токмо оды, – увидит он тут и благородство материи, и богатство украшения, и великолепие изображений; увидит мудрое порывание разума, удивительное вознесение слога».
Далее он перечисляет красоты священной поэзии, отвечающие высокому настроению оды: «реки возвращаются вспять к своим источникам, моря расступаются и убегают, горы тают, как воск, и исчезают! Такова должна быть совершенная ода, а особливо благородную материю воспевающая». В другой раз моисеевы песни ставит он рядом с пиндаровыми одами, называя Моисея «высочайшим из пиитов».
Если слаб был Тредиаковский в творчестве, то в области теории словесности его труды имели серьезное значение, – он был очень начитан и, к тому же, будучи специалистом, больше Ломоносова мог отдаваться изучение словесности. От него остались переводы: «De arte poetica» Горация и «L’art poétique» Буало, – этих двух кодексов ложного классицизма. Из переводов его по изящной литературе интересны: «Телемахида, или Странствование Телемака, сына Улиссова» (Fénelon «Les aventures de Télémaque»), «Езда в остров любви» (P. Tillemon «Voyage à l’île d’Amour»), «Аргенида» Барклая.
Тредиаковский, как известно, первый предложил теорию тонического стиха в рассуждении: «Способ к сложению российских стихов». У многих виршеплетов даже и XVII века попадаются целые строфы тонического сложения, но это были случайные откровения, не освещённые сознанием. Честь открытия всегда принадлежит тому, кто первый выяснил смысл своего открытия.
Василий Кириллович Тредиаковский
Тредиаковский сделал это в своем «Мнении о начале поэзии и стихов вообще». В«Письме к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии» он выяснил значение поэзии для общества. Ему принадлежат еще следующие произведения; «Речь о чистоте российского языка», «Слово о витийстве», «Рассуждение о комедии вообще», «Предызъяснение об Ироической поэме», «Рассуждение об оде», любопытное исследование по истории русской поэзии: «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» и нисколько исследований чисто филологических.
Значение этой деятельности Тредиаковского до сих пор не нашло себе настоящей оценки, хотя все-таки замечено, что наш теоретик довольно самостоятельно отнесся ко многим вопросам, решённым на французском Парнасе. Так, например, даже в понимании «поэзии» он разошелся с Буало. Тот видел в ней лишь l’art des vers – искусство ткать стихи. Тредиаковский же, прекрасно знакомый с учением Аристотеля и даже Платона, различал «пиита» и «стихотворца». В поэзии он видел «творчество»; следуя за Платоном, признал необходимость вдохновения поэта – этого «наития» откуда-то свыше.
Прекрасное знание литературы позволило Тредиаковскому быть хозяином громадного литературного материала, что заставляет нас невольно прислушиваться к тем оценкам, которые он делал произведениям древней и новой европейской литературы.
Судьба зло подшутила над деятельностью наших первых «классиков»: Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова, – они были в вечной ссоре между собой, вечно были друг другом недовольны, жаловались властям, донося и на частную жизнь, и на общественную деятельность, и даже на историко-литературные и научные взгляды друг друга. Любопытно, что эта вражда побудила и Ломоносова, и Сумарокова сочинять теоретические статьи.
Василий Тредиаковский — Academic Kids
From Academic Kids
В Википедии нет статьи с таким точным названием.
- Начать статью о Василии Тредиаковском ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vasily_trediakovsky&action=edit ) .
- Искать Тредиаковский Василий в других статьях.
- Ищите Василия Тредиаковского в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
- Ищите Василия Тредиаковского в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.
- Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vasily_trediakovsky&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье (
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
- Ренессанс ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
- Картинки ( http://classroomclipart.com )
Поиск
Ящик для инструментов
- Специальные страницы
Личный инструмент
Василий Тредиаковский | Русская культура в достопримечательностях
Не знаю почему, но я всегда любил Александра Сумарокова. Для нерусского знатока русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых зубришь перед устными экзаменами. Его не изучали ни на каких занятиях и семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили. Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это самостоятельно. Вы неделю читаете Василия Тредиаковского, несколько дней читаете Михаила Ломоносова.

Другими словами, вы читаете сами себя глупо, практически без чьего-либо обучения. О, есть горстка книг, в которых на словах упоминается ранняя русская драматургия.

Как бы то ни было, Сумароков у меня всегда был слабоват. Если ему кто-то не нравился (а ему не нравились многие люди), он садился и писал пьесу с нападками на них, как делал в довольно забавном 9-м эпизоде.0281 Tresotinius , пародировавший Тредиаковского.


Сумароков родился 25 ноября 1717 г., а умер 12 октября 1777 г. (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическому, но неполному «Избранным произведениям А. П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал не менее 25 различных поэтических жанров, в том числе балладу, оду, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии, элегии, сонеты и многие другие. В этом далеко не полном источнике 268 произведений. (Список включает некоторые трагедии и переводы, но не включает его публицистика, эссе, 12 комедий или его переработок Шекспира.) Но есть серьезная проблема с подсчетом и исследованием полного литературного творчества Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти о нем уже практически никто не заботился. Он был нищим, нелюбимым, неуважаемым, на самом деле о нем никто даже не думал. Его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, но и его могила со временем была утеряна. В его честь в 19 г.51, но размещение этой плиты (которую я помню, как увидел и резко остановился, как если бы увидел привидение) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на похороны, поэтому некоторые московские актеры собрали сбор и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в нищету.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руках. Одним из них был Большой проспект, 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска в честь Сумарокова. Действительно был, и вот что на нем написано: «На этом участке находился дом, в котором проживал с 1765 по 1769 г., писатель, поэт, драматург, крупный театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего такого. Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни озноба, ни мистического магнетизма, ни чувства дежавю. Я старался. Я искал это. Я чувствовал это. Его там не было. Здание, которое сейчас стоит здесь, не имеет ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами, оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие вокруг или проходящие мимо, — все это не имеет никакого отношения к Сумарокову. Никто не остановился, чтобы посмотреть на табличку, всем было наплевать. Даже когда я его поставил и начал фотографировать с одной и с другой стороны. Обычно этого достаточно, чтобы вызвать любопытство хотя бы у некоторых прохожих. Не здесь. Не это место. Эти местные жители уже знали: здесь нам ничего не нужно знать.
Судьба – это индейка, как говорят русские. Я понятия не имею, откуда взялась эта фраза.