Кто такой сен симон: Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа

Содержание

Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа



Сен-Симон, Клод Анри де Рувруа

1760-1825

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон

Учение Сен-Симона (1760—1825). Анри де Сен-Симон был одним из образованнейших людей своего времени. Он родился в знатной графской семье и учился в юности у знаменитого математика и философа-энциклопедиста Даламбера. И в дальнейшем Сен-Симон неустанно изучал естественные науки, историю и философию. После буржуазной революции 1789—1794 гг. он разорился и остальную свою жизнь провел в крайней нужде. Главной целью своей жизни Сен-Симон считал научное объяснение общественного развития и создание общественного строя, обеспечивающего избавление трудящихся людей от нищеты, расцвет их способностей, всеобщий мир и счастье.

В своих сочинениях Сен-Симон доказывал, что, подобно природе, человеческое общество также имеет объективные законы своего развития. В истории человечества Сен-Симон видел смену менее совершенных форм общественного устройства более совершенными, но оставался при этом на идеалистических позициях: главной движущей силой развития общества он считал философско-религиозные, научные и нравственные воззрения . данной эпохи. Тем не менее Сен-Симон высказал глубокую и верную мысль, что в развитии общества огромное значение имеет смена форм собственности и прогресс промышленности.

Французскую революцию конца XVIII в. Сен-Симон считал закономерным результатом освобождения человеческого разума от средневековых пут церкви, следствием успехов науки, развития промышленности и морального прогресса человечества. Но французская революция, писал Сен-Симон, уклонилась от правильного пути: после нее господствующее положение приобрели тунеядцы-аристократы, праздные слои буржуазии, сановники и военные, а не люди труда и науки.

Сен-Симон резко осуждал пережитки феодализма — господство дворянства и духовенства. Эти группы населения и чиновников он считал совершенно бесполезными и называл их «бесплодными» или «стерильными». Производительными членами общества Сен-Симон считал «индустриалов». К ним он относил предпринимателей-капиталистов, рабочих, крестьян и ремесленников. Из этого видно, что у Сен-Симона не было ясного понятия о делении капиталистического общества на классы. В то же время Сен-Симон подверг критике пороки капиталистического строя — анархию производства, конкуренцию, обнищание широких масс народа, бедственное положение рабочих. Сен-Симон написал много сочинений, в том числе трактаты «О промышленной системе» (1821—1822) и «Новое христианство» (1825).

Осуждая капиталистическое общество, Сен-Симон доказывал необходимость создания такого строя, где бы личные интересы человека и интересы общества постоянно находились в согласии. Такое общество Сен-Симон называл «новой промышленной системой». Отличительные признаки ее Сен-Симон видел в том, что все люди будут работать в ассоциации, т. е. в тесном взаимном сотрудничестве, место каждого человека в обществе будет определяться его способностями и будет создана плановая научная организация производства. Руководящую роль в «промышленной системе» Сен-Симон отводил промышленникам, банкирам и ученым. В последние годы Сен-Симон стал обращать особенное внимание на необходимость уничтожить бедность и нищету. Философско-моральной основой нового общества он объявил «новое христианство», исходящее из принципа «все люди — братья» и необходимости постоянного улучшения положения рабочих масс.

Сен-Симон не сделал непосредственных социалистических выводов из своих проектов. В условиях режима Реставрации Сен-Симон не смог понять непримиримости еще недостаточно обнажавшихся противоречий между пролетариатом и буржуазией. В его «промышленной системе» сохранялась собственность предпринимателей на средства производства и получение ими прибыли. Относя и их, и рабочих к одной категории «индустриалов», Сен-Симон надеялся, что предприниматели станут естественными защитниками интересов рабочих, их заботливыми попечителями. Слабые стороны учения Сен-Симона объяснялись прежде всего неразвитостью капиталистических классовых противоречий в тогдашней Франции.

Но учение Сен-Симона содержало глубокие идеи, необходимые для социалистических выводов, которые не замедлили сделать из них его последователи.

После смерти Сен-Симона его ближайшие ученики Анфантэн и Базар стали пропагандировать идеи своего учителя в специальных журналах. Они организовали в Париже чтение публичных лекций о его идеях и опубликовали в 1830 г. книгу под названием «Изложение учения Сен-Симона». В этом произведении сен-симонисты систематизировали и дополнили взгляды своего учителя, представив их в виде цельного социалистического учения. Они по-прежнему объединяли рабочих и предпринимателей в один класс «индустриалов», но при этом признавали, что рабочие являются эксплуатируемым классом и пролетарии эксплуатируются собственниками средств производства. Новая «промышленная система», утверждали они, покончит с эксплуатацией наемного труда, а частная собственность на средства производства будет постепенно ликвидирована в результате отмены права наследования. Общество превратится во всеобъемлющую ассоциацию трудящихся, в которой будет осуществляться принцип: «Каждому — по его способностям, каждой способности — по ее делам!»

Развивая учение Сен-Симона в социалистическом направлении, его ученики продолжали оставаться решительными противниками революционной борьбы за переустройство общества. Они утверждали, что переход к новому общественному строю может произойти только мирным путем и постепенно. Страшась развития классовых противоречий, Анфантэн и Базар выдвинули на первый план религиозную сторону учения Сен-Симона. Они подхватили идею о «новом христианстве» и превратили сен-симонизм в своего рода религиозную секту, у которой были свои культовые обряды и своя церковная, иерархия. Анфантэн и Базар стали «первосвященниками-апостолами» сен-симонистской религиозной общины. Вскоре в этой общине вспыхнули раздоры и произошел раскол. Сектантское вырождение сен-симонизма произошло в результате его оторванности от массового движения и быстро привело сен-симонистскую школу утопического социализма к распаду. Однако некоторые идеи Сен-Симона были критически использованы К. Марксом и Ф. Энгельсом при разработке теории научного коммунизма.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 278-280.


Вернуться на главную страницу Сен-Симона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

СЕН-СИМОН • Большая российская энциклопедия

Авторы: M.  M. Фёдорова

СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Клод Ан­ри де Рув­руа (de Rouvroy) (17.10.1760, Па­риж – 19.5.1825, там же), франц. со­цио­лог, один из ро­до­на­чаль­ни­ков со­циа­лиз­ма. Про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние под рук. Ж. Д’Алам­бе­ра. Уча­ст­во­вал доб­ро­воль­цем в борь­бе за не­за­ви­си­мость сев.-амер. ко­ло­ний; во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. на не­ко­то­рое вре­мя примк­нул к яко­бин­цам.

Осн. про­из­ве­де­ния: «Пись­ма же­нев­ско­го оби­та­те­ля к сво­им со­вре­мен­ни­кам» («Lettres d’un habitant de Genèveà ses contemporains», 1803), «Вве­де­ние к на­уч­ным тру­дам XIX в.» («Introduction aux travaux sci­entifiques au XIX siècle», 1808), «Ин­ду­ст­рия» («L’industrie», vol. 1–4, 1818), «Ор­га­ни­за­тор» («L’or­ga­nisateur», vol. 1–2, 1819–20), «О про­мыш­лен­ной сис­те­ме» («Du système in­dustriel», pt. 1–3, 1821–1822), «Ка­те­хи­зис про­мыш­лен­ни­ков» («Catéchisme des in­dustriels», vol. 1–4, 1823–24), «Но­вое хри­сти­ан­ст­во» («Nou­veau Christia­nisme», 1825).

Уже в ран­них ра­бо­тах раз­ви­вал идеи раз­де­ле­ния об­ще­ст­ва на три осн. клас­са: класс муд­ре­цов (пред­ста­ви­те­ли ли­бе­раль­ных про­фес­сий и ар­ти­сты), класс соб­ст­вен­ни­ков и кон­сер­ва­то­ров и, на­ко­нец, класс эга­ли­та­ри­ев, или на­род. Ду­хов­ной вла­стью долж­ны об­ла­дать ис­клю­чи­тель­но лю­ди нау­ки, учё­ные, вос­пи­ты­ваю­щие под­рас­таю­щее по­ко­ле­ние. Но­вой, на­уч. ре­ли­ги­ей дол­жен стать «фи­зи­цизм», а не­га­тив­ный мо­раль­ный прин­цип («не по­сту­пай так, как не хо­чешь, что­бы по­сту­па­ли с то­бой») дол­жен сме­нить­ся прин­ци­пом по­зи­тив­ным и ак­тив­ным – «ка­ж­дый че­ло­век дол­жен тру­дить­ся».

В даль­ней­шем С.-С. пе­ре­шёл от «фи­зи­циз­ма» к соз­да­нию кон­цеп­ции «со­ци­аль­ной фи­зио­ло­гии». Ли­бе­ра­лиз­му как по­ли­тич. си­ле, ос­но­ван­ной на соб­ст­вен­но­сти и ка­пи­та­ле, а так­же вла­сти клас­са ло­ги­стов, за­щи­щаю­щих пра­ва соб­ст­вен­ни­ков, С.-С. про­ти­во­пос­та­вил идею ин­ду­ст­риа­лиз­ма как про­дук­тив­ной си­лы об­ще­ст­ва. Он го­во­рил о про­ти­во­по­лож­но­сти ме­ж­ду ста­рым фео­даль­ным об­ще­ст­вом, ос­но­ван­ным на во­ин­ской доб­ле­сти, а по­то­му ари­сто­кра­ти­че­ским и тео­ло­ги­че­ским, и об­ще­ст­вом со­вре­мен­ным, но­ся­щим су­гу­бо эко­но­мич. и ин­ду­ст­ри­аль­ный ха­рак­тер, имею­щим це­лью соз­да­ние воз­мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва благ для тру­дя­ще­го­ся и про­из­во­дя­ще­го клас­са. Ме­ж­ду дву­мя эти­ми со­стоя­ния­ми об­ще­ст­ва С.-С. вы­де­лил про­ме­жу­точ­ную фа­зу, в ко­то­рой гос­под­ству­ет дух аб­ст­рак­ции и ме­та­фи­зи­ки (эта идея трёх со­стоя­ний об­ще­ст­ва в даль­ней­шем бу­дет раз­ви­та О. Кон­том). Цель совр. об­ще­ст­ва – эко­но­мич. про­гресс – мо­жет быть дос­тиг­ну­та при наи­луч­шем при­ме­не­нии зна­ний, по­лу­чен­ных в нау­ках, ис­кус­ст­вах и ре­мёс­лах. С эн­ту­зи­аз­мом и оп­ти­миз­мом от­но­сясь к ма­шин­но­му про­из­вод­ст­ву, С.-С. стре­мил­ся свя­зать раз­ви­тие круп­ной пром-сти и на­уч. ор­га­ни­за­цию об­ще­ст­ва с воз­мож­но­стью под­лин­ной че­ло­ве­че­ской эман­си­па­ции.

Раз­де­ляя жи­ву­щих в об­ще­ст­ве ин­ди­ви­дов на тру­дя­щих­ся, про­из­во­ди­те­лей и лю­дей празд­ных, С.-С. счи­тал, что толь­ко про­из­во­ди­те­ли име­ют пра­во на­зы­вать­ся под­лин­ны­ми гра­ж­да­на­ми об­ще­ст­ва, соб­ст­вен­ни­ки же – толь­ко в том слу­чае, ес­ли они тру­дят­ся. Про­из­во­ди­те­ли долж­ны за­нять гла­вен­ст­вую­щее ме­сто в об­ще­ст­ве, по­тес­нив во­ен­ных, ран­тье и чи­нов­ни­ков. В бу­ду­щем об­ще­ст­ве во­ца­рят­ся аб­со­лют­ная сво­бо­да и пол­ное ра­вен­ст­во, это­му бу­дет спо­соб­ст­во­вать про­по­ведь «но­во­го хри­сти­ан­ст­ва» – брат­ст­ва всех лю­дей, люб­ви и ми­ло­сер­дия.

Идеи С.-С. ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии 19 в.; его про­ект на­уч. ор­га­ни­за­ции об­ществ. тру­да, мысль об обя­за­тель­но­сти тру­да, ин­ду­ст­риа­ли­ст­ская про­грам­ма бы­ли вос­при­ня­ты и раз­ви­ты в бо­лее позд­них со­циа­ли­стич. док­три­нах.

Анри де Сен-Симон | Французский социальный реформатор

Анри де Сен-Симон

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
17 октября 1760 г. Париж Франция
Умер:
19 мая 1825 г. (64 года) Париж Франция
Предметы изучения:
христианский социализм христианство социализм

См. все связанные материалы →

Анри де Сен-Симон , полностью Клод-Анри де Рувруа, граф (граф) де Сен-Симон , (род. 17 октября 1760 г., Париж, о. — умер 19 мая , 1825, Париж), французский социальный теоретик и один из главных основоположников христианского социализма. В своем главном труде « Nouveau Christianisme » (1825 г.) он провозгласил братство людей, которое должно сопровождать научную организацию промышленности и общества.

Жизнь.

Сен-Симон родился в обедневшей аристократической семье. Двоюродным братом его деда был герцог Сен-Симон, известный своими воспоминаниями о дворе Людовика XIV. Анри любил заявлять о своем происхождении от Карла Великого. После нерегулярного обучения у частных репетиторов он поступил на военную службу в 17 лет. Он служил в полках, посланных Францией для помощи американским колониям в их войне за независимость против Англии, и служил капитаном артиллерии в Йорктауне в 1781 году.0003

Во время Французской революции остался во Франции, где скупил только что национализированные земли на средства, предоставленные другом. Он был заключен в Люксембургский дворец во время правления террора и оказался чрезвычайно богатым из-за обесценивания революционной валюты. Он продолжал жить в роскоши и роскоши, развлекая известных людей из всех слоев общества в своих блестящих салонах. За несколько лет он был близок к банкротству. Он обратился к изучению науки, посещая курсы в Политехнической школе и развлекая выдающихся ученых.

В своей первой опубликованной работе Lettres d’un обитателя Женевы à ses contemporains (1803; «Письма жителя Женевы к современникам») Сен-Симон предложил, чтобы ученые заняли место священников в общественном порядке. . Он утверждал, что собственники, обладающие политической властью, могут надеяться защитить себя от неимущих, только субсидируя развитие знаний.

К 1808 году Сен-Симон обеднел, и последние 17 лет его жизни были прожиты в основном на щедрость друзей. Среди его многочисленных более поздних публикаций были De la réorganisation de la société européenne (1814; «О реорганизации европейского общества») и L’industrie (1816–1818, в сотрудничестве с Огюстом Контом; «Промышленность»). В 1823 году в припадке уныния Сен-Симон попытался покончить с собой из пистолета, но ему удалось выколоть только один глаз.

На протяжении всей своей жизни Сен-Симон посвятил себя длинному ряду проектов и публикаций, посредством которых он стремился заручиться поддержкой своих социальных идей. Сен-Симону как мыслителю не хватало системности, ясности и связности, но его влияние на современную мысль, особенно в социальных науках, бесспорно. Помимо деталей его социалистического учения, его основные идеи просты и представляли собой реакцию против кровопролития Французской революции и милитаризма Наполеона. Сен-Симон правильно предвидел индустриализацию мира и считал, что наука и техника решат большинство проблем человечества. Соответственно, выступая против феодализма и милитаризма, он выступал за соглашение, при котором бизнесмены и другие промышленные лидеры будут контролировать общество. Духовное руководство обществом будет в руках ученых и инженеров, которые, таким образом, займут место, занимаемое римско-католической церковью в европейском средневековье. Иными словами, Сен-Симон желал индустриального государства, управляемого современной наукой, в котором общество было бы организовано для производительного труда наиболее способными людьми. Целью общества было бы производить вещи, полезные для жизни. Сен-Симон также предложил, чтобы государства Европы образовали ассоциацию для подавления войны. Эти идеи оказали глубокое влияние на философа Огюста Конта, который работал с Сен-Симоном, пока они не поссорились.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Хотя Сен-Симон не подчеркивает контраста между рабочим и имущим классами в обществе, дело бедняков обсуждается, и в его самой известной работе Nouveau Christianisme (1825; «Новое христианство») , она принимает форму религии. Именно это развитие учения Сен-Симона и послужило причиной его окончательного разрыва с Контом. До публикации Nouveau Christianisme, Сен-Симон не занимался теологией, но в этом сочинении, начиная с веры в Бога, он пытается разложить христианство на его существенные элементы и, наконец, выдвигает наставление: религия «должна руководить общество к великой цели как можно быстрее улучшить положение беднейшего класса». Это стало девизом всей школы Сен-Симона.

Его движение и его влияние.

Сен-Симон умер в 1825 году, и в последующие годы его ученики несли его послание миру и сделали его знаменитым. К 1826 г. начало расти движение в поддержку его идей, и к концу 1828 г. сенсимонианцы проводили собрания в Париже и во многих провинциальных городах. В июле 1830 г. революция открыла перед сенсимонианцами во Франции новые возможности. Они издали прокламацию, требующую совместной собственности, отмены права наследования и предоставления избирательных прав женщинам. В секту входили одни из самых способных и многообещающих молодых людей Франции. Однако в последующие годы лидеры движения поссорились между собой, в результате чего движение раздробилось и распалось, а его лидеры перешли к практическим делам.

Несмотря на это, идеи сенсимонианцев оказали всепроникающее влияние на интеллектуальную жизнь Европы XIX века. Томас Карлейль в Англии был среди тех, на кого повлияли идеи Сен-Симона или его последователей. Фридрих Энгельс нашел у Сен-Симона «широту гениального взгляда», содержащую в зародыше большинство идей позднейших социалистов. Предложения Сен-Симона по социальному и экономическому планированию действительно опередили его время, и последующие марксисты, социалисты и капиталистические реформаторы так или иначе были обязаны его идеям. Феликс Маркхэм сказал, что идеи Сен-Симона имеют особое отношение к 20-му веку, когда социалистические идеологии заняли место традиционной религии во многих странах.

Анри де Сен-Симон — Энциклопедия Нового Света 60 — май 19, 1825) — французский социальный теоретик, основоположник французского социализма.

После Французской революции Сен-Симон предложил новую и позитивную реорганизацию общества, контролируемую руководителями промышленности, с учеными в роли священников. Целью этого общества было бы производство вещей, полезных для жизни, и мир был бы обеспечен всеобщей ассоциацией. Призыв Сен-Симона к «науке об обществе» повлиял на развитие социологии и экономики как областей научных исследований. Видение Сен-Симона влияло на французское и европейское общество на протяжении всего девятнадцатого века.

Его главный труд, Nouveau Christianisme (1825 г.), провозгласил, что мир подошел к кризису, предсказанному Ветхим Заветом, который должен был закончиться установлением подлинно универсальной религии, принятием всеми народами мирная социальная организация и быстрое улучшение положения бедных. Сен-Симон пытался расчистить догматы, сложившиеся в католицизме и протестантизме, и свести христианство к его простым и существенным элементам. Хотя при жизни у него было мало последователей, вскоре после его смерти Олинда Родригес, Бартелеми Проспер Анфантен и Аман Базар основали школу сен-симонизма, которая привлекла многих способных молодых ученых и мыслителей. Сен-симонизм провозглашал, что история движется к эпохе мира и промышленного развития, и отстаивал государственную собственность на собственность. Сен-Симон предложил в качестве заповеди нового христианства, что «все общество должно стремиться к улучшению нравственного и физического существования беднейшего класса; общество должно организовать себя таким образом, чтобы это лучше всего подходило для достижения этой цели».

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Мысли и дела
    • 2.1 Новое христианство
  • 3 Сен-симонизм
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие источники философии
  • 6 кредитов

«Новое христианство» Сен-Симона было видением общества, которое практиковало учения Иисуса, посвящая себя улучшению своих наименее удачливых членов. Сен-Симон отверг многие доктрины и ритуалы, разработанные христианскими церквями, и вернулся к словам Иисуса в Новом Завете. Он разработал концепцию, согласно которой государство владеет средствами производства и управляет ими на благо всех. Более поздние мыслители развили эти концепции в двух направлениях: христианский социализм и атеистический коммунизм.

Жизнь

Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, родился в Париже, Франция, 17 октября 1760 года, в обедневшей аристократической семье. Двоюродный брат его деда, герцог Сен-Симон, написал знаменитые мемуары о дворе Людовика XIV. Анри любил утверждать, что он потомок Карла Великого. В раннем возрасте Сен-Симон проявлял некоторое пренебрежение к традициям; в тринадцать он отказался совершить свое первое причастие и был наказан тюремным заключением в Сен-Лазаре, откуда сбежал. Он утверждал, что его образованием руководил Д’Аламбер, хотя доказательств этого не существует; вероятно, сам Сен-Симон изобрел эту интеллектуальную родословную. Получив образование у частных репетиторов, он поступил на военную службу в возрасте семнадцати лет. С юности Сен-Симон был очень честолюбив. Он приказал своему камердинеру будить его каждое утро; «Помните, monsieur le comte, что у вас большие дела». Его полк был среди тех, которые Франция отправила на помощь американским колониям. Он служил капитаном артиллерии в Йорктауне в 1781 году, позже был взят в плен и освобожден только после Версальского договора. Перед отъездом из Америки он представил вице-королю Мексики план соединения Атлантики и Тихого океана каналом, а также разработал другой план строительства канала из Мадрида к морю.

Он оставался во Франции во время Французской революции (1789 г.) и скупал недавно национализированные земли на средства, взятые взаймы у друга. Во время правления террора он был заключен в тюрьму в Люксембургском дворце и стал чрезвычайно богатым, потому что стоимость революционной валюты обесценилась. Сен-Симон жил в роскоши, развлекая известных людей из всех слоев общества в своих роскошных и блестящих салонах. Через несколько лет он оказался на грани банкротства и начал заниматься наукой, посещая курсы Политехнической школы и знакомясь с выдающимися учеными. Его первая опубликованная работа, Lettres d’un обитателя Женевы à ses contemporains (1803; Письма жителя Женевы к его современникам ), предложил, чтобы ученые заменили священников в общественном порядке, и что собственники, обладающие политической властью, могли только надеются защитить себя от неимущих, если они будут субсидировать развитие знаний.

В августе 1801 года он женился на мадемуазель. де Шампгран. Менее чем через год он развелся с ней, надеясь жениться на мадам. де Сталь, которая только что овдовела, но она отказалась. В 1805 году, полностью разоренный своей беспорядочной жизнью, он стал переписчиком на Мон-де-Пьете, работая по девять часов в день за 40 фунтов стерлингов в год. Он полагался на свою писательскую деятельность как источник средств к существованию; потерпев неудачу в этом, он жил на щедрость бывшего камердинера и, наконец, выпросил у своей семьи небольшую пенсию. В 1823 году он в отчаянии попытался покончить жизнь самоубийством. В конце своей карьеры он познакомился с Олинде Родригес, которая была вдохновлена ​​социальными идеями Сен-Симона и обеспечивала ему жизнь. Умирая, Сен-Симон сказал Родригесу: «Помни, чтобы сделать что-то великое, ты должен быть страстным».

Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, умер 19 мая 1825 года и был похоронен на кладбище Ле Пер-Лашез в Париже.

Мысли и труды

Как мыслитель Сен-Симон не был особенно систематичен, но его влияние на современную мысль неоспоримо, как в качестве исторического основателя французского социализма, так и в качестве источника многих идей, которые позже были развиты в комтизме. В 1817 году он начал излагать свои социалистические взгляды в трактате под названием L’Industrie, 9.0080, который он развил в L’Organisateur (1819 г.), периодическом издании, над которым сотрудничали Огюстен Тьерри и Огюст Конт. Первый номер произвел фурор, хотя и принес мало новообращенных. Du système industriel появился в 1821 году, а в 1823–1824 годах Catéchisme des industriels. Последним и наиболее важным выражением его взглядов является « Nouveau Christianisme » (1825 г. ), который он оставил незавершенным.

Идеи Сен-Симона о переустройстве общества были обусловлены Французской революцией и господствовавшей во Франции феодально-военной системой. В ответ на деструктивный либерализм революции он настаивал на необходимости новой и положительной реорганизации общества и зашел так далеко, что обратился к Людовику XVIII во Франции с просьбой инициировать новый социальный порядок.

Однако в противовес военной и феодальной системе, усиленной реставрацией, Сен-Симон отстаивал порядок, при котором промышленные вожди должны контролировать общество. Вместо средневековой церкви духовное управление обществом должно было принадлежать людям науки. Сен-Симон представлял себе промышленное государство, управляемое современной наукой, в котором всеобщее объединение должно подавлять войны. Он считал, что люди, успешно способные организовать общество для производительного труда, имеют право управлять им. Социальная цель состояла в том, чтобы производить вещи, полезные для жизни. Конфликт между трудом и капиталом, столь подчеркнутый позднейшим социализмом, не существовал для Сен-Симона, который полагал, что промышленные вожди, которым должен был быть передан контроль над производством, будут править в интересах общества. Позже он уделял больше внимания делу бедных, пока в своем величайшем труде Новое христианство, оно приняло форму религии. Это развитие его учения привело к окончательной ссоре Сен-Симона с Контом.

Призыв Сен-Симона к «науке об обществе», подобной естественным наукам, повлиял на его ученика Огюста Конта и на развитие социологии и экономики как областей научных исследований. Томас Карлейль, Мишель Шевалье, Джон Стюарт Милль, Наполеон III и молодой Леон Вальрас были вдохновлены сен-симонизмом. Видение Сен-Симона повлияло на французское и европейское общество на протяжении девятнадцатого века. «Сциентизм» Сен-Симона также повлиял на развитие марксистской теории.

Отличное издание сочинений Сен-Симона и Анфантена было издано оставшимися в живых членами секты (47 томов, Париж, 1865–1878).

Nouveau Christianisme

Позитивистские и научные исследования Сен-Симона привели его к созданию чисто практического и доказуемого морального кодекса, а его сентиментальные и мистические наклонности привели его к пониманию необходимости религии. Он считал, что христианство продвинуло человеческую мораль, но считал, что царствование христианства подошло к концу. Его религиозные наклонности постепенно усиливались, пока он не объявил, что мир подошел к кризису, предсказанному Ветхим Заветом, который должен был закончиться установлением действительно универсальной религии, принятием всеми народами миролюбивого общественного устройства и скорейшее улучшение положения бедняков. Это видение было развито в «Новом христианстве», которое не было закончено после смерти Сен-Симона.

Сен-Симон не занимался теологией до написания Nouveau Christianisme. Он начал с веры в Бога и решил свести христианство к его простым и существенным элементам. Он убрал догмы и другие наросты и дефекты, развившиеся в католической и протестантской интерпретациях христианства. Он предложил в качестве заповеди нового христианства, что «все общество должно стремиться к улучшению морального и физического существования беднейшего класса; общество должно организовать себя таким образом, чтобы это лучше всего подходило для достижения этой цели».

Сен-Симонизм

Взгляды Сен-Симона не имели большого влияния при его жизни, и он оставил лишь небольшое число учеников, которые считали его пророком и продолжали отстаивать его учение. Самыми важными из этих последователей были Олинда Родригес, любимая ученица Сен-Симона, и Бартелеми Проспер Анфантен, вместе получившие последние наставления Сен-Симона. Их первым шагом было учреждение журнала Le Producteur, , но он был прекращен в 1826 году. Однако секта начала расти и до конца 1828 года имела собрания не только в Париже, но и во многих провинциальных городах.

В 1828 году Аман Базар дал «полное изложение сенсимонианской веры» в ходе длинного курса лекций в Париже, которые были хорошо посещены. Его «Изложение доктрины Сен-Симона » (2 тома, 1828–1830 гг.) завоевало больше сторонников. Второй том был написан главным образом Анфантеном, который вместе с Базаром стоял во главе общества, но был более метафизичен в своей ориентации и склонен доводить свои выводы до крайности. Июльская революция (1830 г.) принесла социалистам-реформаторам новую свободу. Была выпущена прокламация, требующая общности имущества, отмены права наследования и предоставления избирательных прав женщинам.

В начале следующего года школа получила во владение Globe через Пьера Леру, который присоединился к школе. Теперь в ее состав входили самые способные и многообещающие молодые люди Франции, многие из которых были учениками Политехнической школы, заразившейся ее энтузиазмом. Члены образовали ассоциацию, состоящую из трех степеней и составлявшую общество или семью, которая жила на общий кошелек на улице Монсиньи. Однако вскоре в секте стали возникать разногласия. Базар, человек логичного и более твердого темперамента, уже не мог работать в согласии с Анфантеном, желавшим утвердить высокомерный священнический строй и имевшим расплывчатые представления о браке и отношениях полов.

Через какое-то время Базард отделился, а за ним последовали многие из сильнейших сторонников школы. Серия экстравагантных развлечений, устроенных группой зимой 1832 года, сократила ее финансовые ресурсы и сильно дискредитировала ее общественную репутацию. В конце концов группа переехала в собственность, принадлежащую Анфантену в Менильмонтане, где они жили в коммунистическом обществе, отличавшемся своеобразной одеждой. Вскоре после этого лидеров судили и осудили за действия, наносящие ущерб общественному порядку; и секта была полностью разогнана (1832 г.). Многие из его членов прославились как инженеры, экономисты и бизнесмены.

Школа Сен-Симона продвинула и прояснила смутные и путаные взгляды мастера. Они выделили два типа эпох в философии истории; критическое, или негативное, и органическое, или конструктивное. Критические эпохи, в которых господствующей силой является философия, характеризуются войной, эгоизмом и анархией. В органические эпохи господствует религия, и они отмечены духом послушания, преданности и объединения. Два духа антагонизма и объединения являются двумя великими социальными принципами, и характер эпохи определяется тем, который преобладает. Однако дух ассоциации все более и более берет верх над своим противником, распространяясь от семьи к городу, от города к нации и от нации к федерации. Этот принцип ассоциации должен стать основой социального развития будущего. При существующей системе промышленный вождь эксплуатирует пролетариат, члены которого, хотя и номинально свободны, должны принять его условия под страхом голодной смерти. Единственным средством против этого является отмена закона о наследовании и объединение всех орудий труда в общественный фонд, который будет эксплуатироваться товариществом. Таким образом, общество становится единоличным собственником, поручая социальным группам и общественным деятелям управление различной собственностью. Право наследования переходит от семьи к государству.

Школа Сен-Симона решительно выступала за социальную иерархию, в которой каждый человек располагался бы согласно его способностям и вознаграждался бы согласно его трудам. Правительство было бы своего рода духовной или научной автократией. Школа Сен-Симона выступала за полную эмансипацию женщины и полное ее равенство с мужчинами. «Социальный индивидуум» — это мужчина и женщина, связанные выполнением тройственной функции религии, государства и семьи. В своих официальных декларациях школа отстаивала неприкосновенность христианского закона о браке. С этими доктринами была связана теория «реабилитации плоти», выведенная из философской теории школы, которая отвергала дуализм, подчеркиваемый католическим христианством в его умерщвлении тела, и считала, что тело должно быть возвращено в его прежнее состояние. должное почетное место. Эта теория была неясна, и ее этический характер различался в зависимости от различных интерпретаций, которые давали ей разные представители школы Сен-Симона. Анфантен развил его в своего рода чувственный мистицизм, в систему свободной любви с религиозной санкцией.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • comte de Saint-Simon/Markham ed. Анри Граф де Сен-Симон 1760-1825 Избранные сочинения. Блэквелл Оксфорд, 1952 г.
  • Де Сен-Симон, Клод Анри. Ионеску, В. (переводчик). Политическая мысль Сен-Симона. Издательство Оксфордского университета, 1976. ISBN 978-0198740186
  • Мануэль, Фрэнк Эдвард. Новый мир Анри Сен-Симона. Университет Нотр-Дам Пресс, 1963. ISBN 978-0195107630
  • Сен-Симон, Анри. Анри Сен-Симон (1760–1825): Избранные труды по науке, промышленности и социальной организации. Шлем Крума. 1975. ISBN 978-0856642067

Внешние ссылки

Все ссылки получены 15 декабря 2017 г.

  • Сен-Симон и сен-симонизм Статья Католической энциклопедии.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *