Кто такой недоросль в комедии фонвизина: «Недоросль» смысл названия комедии Фонвизина

«Недоросль» смысл названия комедии Фонвизина

Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться.

Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!».

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета).

Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

  • Кто-То Нету

    16/18

  • Наталья Садовская

    16/18

Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Фонвизин Д. И.
  4. Смысл названия комедии Недоросль

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою.  Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня. 

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный. 

Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться. 

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит. 

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке. )

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано. 

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее. 

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения! 

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум. 

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними! 

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Другие сочинения:

← Характеристика и образ Софьи↑ Фонвизин Д.И.Тема и идея комедии Недоросль →

Смысл названия комедии Недоросль

Несколько интересных сочинений

Советское искусство, культура СССР

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт окончил Театральное училище. Щукина, а затем стал там преподавать. Он играл на ведущих сценах страны, сам ставил спектакли и писал к ним сценарии. Более 20 лет был бессменным художественным руководителем Театра Сатиры. В кино артист снимался у известных советских режиссеров – Эльдара Рязанова, Марка Захарова и Виктора Бутурлина. Ширвиндт стал известен после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», где он сыграл друга главного героя.

Ирония судьбы или С легким паром

Александр Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Поздний ребенок музыканта Анатолия Ширвиндта и редактора концертного отдела Московской филармонии Раисы Ширвиндт. В годы Великой Отечественной войны семья переехала в город Чердынь Пермского края России. Там будущий артист пошел в первый класс. Позже он вспоминал, что «учитель был замечательным».

Александр Ширвиндт в детстве

В 1943 году Ширвиндты вернулись в столицу, в коммуналку в Скатертном переулке. Следующие девять лет Александр Ширвиндт учился в ближайшей к Москве общеобразовательной школе № 110. Он участвовал в постановках школьного драмкружка, был пионервожатым, часто устраивал розыгрыши. Одноклассники прозвали его Ширва.

В итоге Александр Ширвиндт поступил в музыкальную школу. Однако никакого рвения к учебе он не проявлял. Ширвиндт проучился несколько лет и бросил это заведение.

Ревизор (фильм-спектакль)

Ширвиндт в школе и на сцене театра

Александр Ширвиндт хотел попасть в Театр им. Вахтангова, но его не взяли. В 1956 году поступил в труппу Театра-студии киноактёра. Через год Ширвиндт перешел в Театр им. Ленинский комсомол (ныне «Ленком»).

Александр Ширвиндт проработал в Ленкоме до 1968 года. Дебютировал в роли белого офицера в постановке Бенедикта Норда по пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная». В постановке «Чайка» артист сыграл писателя Бориса Тригорина, в спектакле «Снимаем кино» ему отведена роль кинорежиссера Федора Нечаева, а в произведении «Мольер» — французского короля Людовика XIV. Всего на сцене этого театра Александр Ширвиндт исполнил более 30 ролей.

Факты прошедшего дня

После Ленкома Александр Ширвиндт пару лет работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, а в 1970 году ушел в Театр Сатиры. Там Ширвиндт не только играл на сцене – более 30 ролей, – но и писал сценарии, а также ставил спектакли. Среди них — «Недоросль» по комедии Дениса Фонвизина, «Швейк, или Гимн идиотизму» по роману чешского писателя Ярослава Гашека, «Слишком женатый таксист» по мотивам комедии британского драматурга Рэя Куни.

В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем Театра Сатиры.

Орнифль спектакль театра сатиры

Александр Ширвиндт в кино и на телевидении

Александр Ширвиндт дебютировал в кино в 1956 году. В советской комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она тебя любит» он сыграл эстрадного певца Вадима Ухов. На гонорар за эту картину Ширвиндт «скупился с родителями и купил свою первую машину — старую «Победу».

Параллельно с театральной деятельностью Александр Ширвиндт продолжал сниматься в кино. Известность ему принесла роль в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Он сыграл Павла, с которым дружил главный герой Евгений Лукашин, а также прочитал закадровый текст от автора. Особенно Ширвиндту запомнились съемки знаменитого эпизода в бане, где друзья по сюжету встречали Новый год.

Миллион в брачной корзине 1985

В итоге на съемки эпизода ушёл дополнительный день, и актёры снова разыграли сцену с обычным реквизитом.

Помимо этой знаменитой ленты, Ширвиндт снялся в фильмах Эльдара Рязанова «Старые разбойники», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и других. Чаще всего он играл колоритных персонажей в небольших ролях.

Александр Ширвиндт также снимался у других известных советских режиссеров. Актер сыграл одноглазого шахматиста-любителя в мини-сериале Марка Захарова «12 стульев», одного из друзей-холостяков в комедии Нахума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», бывшего мужа главной героини. в мюзикле Виктора Бутурлина «Аплодисменты, аплодисменты…». Всего в его фильмографии, наряду с фильмами-спектаклями, более 60 фильмов.

В 1970-х Ширвиндт стал вести телепередачи: «Нас семеро и джаз», «Терем-теремок», «Театральные встречи» и другие. Вместе со своим другом, художником Михаилом Державиным, он участвовал в музыкальной программе «Утренняя почта», а также выступал на юбилеях, концертах, капустниках и новогодних «Голубых огоньках».

Александр Ширвиндт в молодости

Личная жизнь художника

В 1957 году Александр женился на архитекторе Наталье Белоусовой. Через год у них родился сын Михаил. Также окончил Щукинское училище, по профессии – актер, продюсер и телеведущий. Александр и Наталья Ширвиндт женаты уже более 60 лет.

У Александра Ширвиндта трое внуков и пятеро правнуков. О родственниках он говорит так: «Семья у меня замечательная». Свои дни рождения артист обычно отмечает на Валдае, в кругу родных.

Ширвиндт с 24 лет преподает в Щукинском училище. В 1995 году стал профессором кафедры актерского мастерства.

принцесса цирка 1982

Александр Ширвиндт в фильме Аплодисменты, Аплодисменты 1984

в фильме Самая обаятельная и привлекательная

Станция для двоих 1982

Дата назначена Татьяной Шмыгой (фильм-спектакль)

Совместно с Дунаевским 1984

Д. И. Фонвизин. Ënnerwachstum. Resumo vun der ongewéinlecher Komedie

Простаков Митрофан Терентьевич — главный герой комедии «Недоросль». Фонвизин Д.И. erzielt iwwer den eenzege Jong vum Landbesëtzer Prostakov, считайте, что Entwécklung véier Joer op der Etapp vun der Arithmetik an Alphabetiséierung studéiert huet. Eng faul, высокомерный, grausam домм Sissy, nieft engem Ignoranz, ишак и др. мат enger raicher Braut ze bestueden, déi vill méi schlau, méi uerdentlech a méi literaresch ass wéi hien.

De Lieser fënnt sech am Duerf vun de Grondbesëtzer Prostakov, vu wou den Денис Иванович Фонвизин seng Geschicht ufänkt. «Подлесок» (e kuerze Resumé vun der Comedy) erzielt fir d’éischt iwwer d’Ausrüstung vun enger Mamm fir Hire Jong mat engem Kaftan, dee vum Serf Trishka geschnidden ass. De Kleed geet net duer, de Knecht mecht Ausried.

Erneierung gëtt fir de Rite vun der Verschwörung tëscht Skotinin (Prostakova säi Brudder) an der Weese Sophia, e Schüler vun de Landbesëtzer. Wéi d’Meedche säi Papp gestuerwen ass, hu si beschloss, d’Immobilie ze «këmmeren» ип ссылки. Zur selwechter Zäit предлагает d’Braut net esou eng Entwécklung vun Eventer. Hir eenzege Verwandten, de Monni Starodum, deen hatt virun esou Willkür schütze kéint, kee weess wou hien ass, a kann net hëllefen. Кроме того, intrigéiert de Lieser, fänkt Fonvizin «Undergrowth» un. De Resumé erzielt, datt de Monni trotzdem d’Sophia fonnt huet, an um Virowend vum Matchmaking kritt si e Bréif vun it.

Prostakova ass genervt vun dësem Event, well si net erwaart huet datt Starodum lieweg wier. An der Noriicht informéiert de Monni d’Sophia, datt hien hir all seng Eegeschafte gëtt, wat vill Akommes bréngt. Dës Tatsaach huet zu der fester Decisioun vum Landbesëtzer gefouert fir d’Meedche vun Hirem Jong Mitrofanushka ze bestueden — eng undersized. Фонвизин weist net nëmmen Prostakova Duuscht no Suen, mä och hir Ignoranz. Si konnt schliisslech den Inh alt vum Bréif net studéieren, well se net liese kann.

Skotinin, deen нанять Besëtz wëll huelen, huet och seng Pläng fir eng räich Ierwen. Wéi och ëmmer, hie weess net iwwer seng Schwëster hir Iddi.

Huet de Fonvizin en Ënnerwachstum mat engem Weese bestuet? De Resumé geet weider mat der Erscheinung vun neie Personnagen. Eng Gesellschaft vun Zaldoten gefouert vum Offizéier Milon verfollegt durch d’Landgoed, deen onerwaart sai Frënd Pravdin begéint. Hien ass Member vum Komitee vum Gouverneur a schwätzt iwwer biiswëlleg ignoramuses an der Persoun vun de Prostakovs, déi Leit Mësshandelen.

Wat fir Schicksal huet den Denis Ivanovich Fonvizin fir d’Helden virbereet? «Подлесок» (резюме комедии) iwwerrascht weider mat engem greablen Tour. Vum Pravdin léiert de Milon iwwer d’Venture vun der giercher Prostakova. Et stellt sech eraus datt den Offizéier an d’Sophia scho laang warensi verléift mateneen, hie sicht si zënter ongeféier engem Joer.

Op eemol treffen d’Liebhaber sech, si si mat engem Gefill vu Freed gefëllt. D’Sophia annonciiert dii nächst Hochzait, an de Milon gëtt jlous op hatt. Wéi hie méi iwwer säi Konkurrent geléiert huet, huet hien sech berouegt. An, nodeems se Mitrofanushka begéint hunn, gesäit den Offizéier wéi onwichteg seng Essenz ass. D’Liierpersonal vun der Sissy, Tsyfirkin a Kuteikin, schwätzen och iwwer dëst, erkläert seng Ignoranz duerch d’Onwëllegkeet ze liieren.

Mat der Arrivée vum Starodub ass d’Aktioun vun der Comedy Fonvizin weidergaang. «Подлесок» (Zesummefaassung) erzielt datt virum Treffpunkt mat de Grondbesëtzer dem Sophia säi Monni mam Правдин шватцт и д’Зайте вум Питер де Груссе люфт. Hir Gespréich gëtt vum Prostakova a Skotinin ënnerbrach, dii kampfen. Milon zu dëser Zäit probiiert se ze trennen. Erkennt Starodub am Friemen, de Grondbesëtzer berouegt sech a fänkt un him ze gefalen fir eng geplangten Hochzait ze organiséieren.

Awer de Monni versprécht d’Sofya den nächsten Dag mat engem gewësse jonke Mann ewechzehuelen an ze bestueden. Dëst dréckt d’Meedchen and d’Verzweiflung, da gëtt de Starodub hir d’Recht fir selwer e Bräitchemann ze wielen, an d’Hoffnung un hir Niess zréck.

Prostakova lueft Mitrofanushka, erzielt wéi schlau hien ass a wéi vill si seng Léierpersonal bezilt. Enseignanten sinn traureg, well tatsachlech de Prozess vum Wëssen ze kréien kann net erfollegräich genannt ginn. Op hir Demande fir sai Wëssen ze weisen, erkläert de Jong, datt hien net wëll studéieren, mä sech bestuede wëll.

Milon freet dem Starodub dem Sophia seng Hand, an hien stëmmt frou wann hien e wiirdege Bräitchemann gesäit. RefuséiertProstakova a Skotinin an Hiren Intentiounen fir en Accord mat Sophia ze kommen, informéiert de Monni hinnen iwwer Hiren Depart den nächste Moien.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *