Кто такой мишель монтень: писатели и не только о том, что читают почему

«Прочтите его от начала до конца и, когда окончите, начните снова»

В истории мировой литературы Мишель Монтень остался автором одной-единственной книги, но его «Опыты» перевернули представления современников и потомков о том, как надо писать и с помощью каких слов можно постичь человеческую душу. О жизни «французского Сократа», писателя-скептика, постоянно вопрошавшего «Что я знаю?», рассказала Наталья Пахсарьян.

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу.

Мишель де Монтень (1533—1592) — классик французской литературы конца XVI столетия и в то же время «абсолютно наш современник», как утверждает его нынешний биограф Жозеф Масе-Скаррон. Вынужденный жить в один из наиболее мрачных периодов истории Франции, он стал, по справедливому утверждению Антуана Компаньона, изобретателем современной свободы, одним из тех, кто подготовил современное понятие толерантности.

Всем любителям чтения известно, что Монтень — автор единственной книги-шедевра под названием «Опыты» (Essais). Благодаря ей он прославился как создатель жанра эссе — свободного, философско-художественного, субъективного размышления о мире и о себе. Однако этот писатель заслуживает, чтобы мы не только читали его книгу, но и знали о его жизни.

Пьер-Ноласк Бержере. Детство Монтеня. Ок. 1819 г. 

Мишель де Монтень родился в разгар Ренессанса: это произошло 28 февраля 1533 года в замке Монтень, расположенном в Перигоре, на юго-западе Франции. Большая часть здания сгорела в конце XIX века, но сохранилась башня, в которой находилась библиотека, служившая рабочим кабинетом писателя. Будущий автор «Опытов» происходил из богатой купеческой семьи Эйкемов, приобретшей дворянское поместье, название которого станет впоследствии фамилией Мишеля Эйкема. Его предок, Ремон Эйкем, разбогатевший на торговле вином и сельдью, купил эту землю в 1477 году за 900 франков. Его отец, Пьер Эйкем, был первым, кто прервал семейную традицию занятий торговлей и отправился воевать в Италию, чтобы осесть затем в своем замке подобно дворянину. Пьер Эйкем не имел глубокого и систематического образования, но всегда интересовался словесностью, много читал и даже сочинял. Пребывание в Италии приобщило отца будущего писателя еще и к педагогическим идеям Ренессанса, и это определило принципы воспитания его сына. Воспитание и обучение юного Монтеня было своего рода воплощенной утопией: когда младенца Мишеля по обычаю той эпохи отдавали кормилице, то для этой цели была выбрана бедная крестьянская семья, в которой ребенок мог, по его собственным словам, сказанным впоследствии, привыкнуть «к самому простому и бедному образу жизни»*Здесь и далее «Опыты» в русском переводе цитируются по изданию: Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Т. 1-2. Второе издание, подготовили А. С. Бобрович, Ф. А. Коган-Бернштейн, Н. Я. Рыкова, А. А. Смирнов. М.: Наука, 1981. Серия «Литературные памятники».. Когда же в двухлетнем возрасте мальчика вернули в семью, то здесь, по словам знаменитого критика прошлого века Шарля Сент-Бёва, «казалось, его воспитывали не для жизни в грубую и бурную эпоху, а для общения с музами и служения им»*Здесь и далее очерк Сент-Бёва «Монтень» цитируется в русском переводе И. Лихачева.. Так, каждое утро ребенка будили звуки музыкальных инструментов. Его учителем стал немецкий медик, говоривший с мальчиком только по-латыни. Все домашние, даже слуги, также обязаны были обращаться к маленькому Мишелю на латинском языке. В результате он блестяще усвоил этот язык и владел им как родным. Параллельно ребенка учили также греческому — не принуждая, а используя игры и увлекательные упражнения — едва ли не по примеру воспитания героя Рабле, великана Гаргантюа.

Принуждение вообще было чуждо педагогическим принципам Пьера Эйкема, и, лишь поддавшись уговорам друзей, несколько обеспокоенных таким вольным воспитанием, в 1539 году отец отдал шестилетнего сына в коллеж в Гийене. Привыкший к свободному проявлению своей индивидуальности, Мишель поначалу замкнулся в себе: ему трудно было привыкнуть к дисциплине, его отталкивал педантизм учителей, хотя среди них были люди по-настоящему образованные, известные гуманисты. И все же любовь к латинской культуре и литературе победила: Монтень прекрасно справился со школьной программой, более того, раньше других, в тринадцать лет (то есть в 1546 году), завершил курс обучения, чтобы продолжить его в Тулузском университете, где он приступил к изучению права. Когда Монтеню исполнился двадцать один год, он стал замещать своего отца на должности советника Счетной палаты в Перигё, так как Пьер Эйкем, выбранный мэром Бордо, приступил к своим новым обязанностям. В 1557 году, после того как Счетную палату слили с бордоским парламентом (то есть городским судом), двадцатипятилетний Монтень принял на себя функции его члена и добросовестно исполнял их на протяжении тринадцати лет.

Неизвестный художник. Портрет Монтеня. Ок. 1565 г.  

К этому периоду относится знакомство Монтеня с Этьеном де Ла Боэси — знаменитым французским гуманистом, мыслителем, публицистом. Их знакомство переросло в трогательную братскую дружбу, которую оборвала лишь смерть Ла Боэси в 1563 году. Это была ранняя смерть: она «не дала расцвесть и принести ожидаемых плодов» (Сент-Бёв) таланту Ла Боэси, но общение с ним чрезвычайно обогатило будущего автора «Опытов». Отдавая дань уважения другу, Монтень в 1570 году взял на себя хлопоты по изданию литературных трудов Боэси — его стихотворений и переводов. К этому времени Монтень уже был женатым человеком (он женился в 1565 году на Франсуазе де ла Шассень, принесшей ему богатое приданое) и как старший сын после смерти отца в 1568 году приступил к управлению родовым поместьем, хоть и не слишком усердствовал на этом поприще, предпочитая литературные занятия.

Монтень не был «общественным» человеком. Его тяготила необходимость заниматься гражданской деятельностью, в чем он не раз признавался. Здесь играло роль и то, что Монтень называл своей ленью, но кроме того — его нелюбовь к власти над другими людьми: «Есть известная приятность в том, чтобы повелевать, пусть даже на гумне, и в том, что близкие тебе покорны, — писал он, — но это слишком однообразное и утомительное удовольствие». Однако будущий писатель никогда не позволял себе пренебрегать служебными обязанностями. За время своей работы в бордоском парламенте Монтень несколько раз ездил в Париж, выполняя поручения королевского двора, и в 1571 году был награжден орденом Святого Михаила. Но тогда же он с явным удовольствием решил уйти в отставку, чтобы, по его собственному выражению, «скрыться в объятия муз».

Однако музами поэта стали не только античная поэзия и проза, особенно философская проза римского писателя Сенеки, но и современная ему история Франции. Неспокойная, трагическая эпоха гражданских войн, кровавые столкновения католиков и протестантов, возвращение обскурантизма с особой силой заставляли Монтеня искать утешения в философии, в раздумьях над мудрыми писаниями древних. При этом самого себя он называл «непредвиденным и случайным философом». Первоначально решив сосредоточиться на комментировании моральных сентенций античных мыслителей, выписывании цитат из них, писатель пришел к попытке нарисовать свой собственный портрет посредством этих комментариев. Отсюда его утверждение в «Предуведомлении читателю»: «содержание моей книги — я сам» — и стремление подчеркнуть одновременно частный характер и искренность своего письма. Хотя первый набросок размышлений Монтеня относится к 1569 году, систематически над своими «Опытами» он начал работать после 1572 года, то есть после печально знаменитой Варфоломеевской ночи — массовой резни, учиненной католиками над гугенотами в Париже в ночь на 24 августа названного года. Подстегнуло его работу и личное обстоятельство: в 1579 году Монтень довольно тяжело заболел и, решив, что дни его сочтены, спешил закончить работу над книгой размышлений, чтобы оставить ее на память о себе друзьям и близким. Уже тогда он написал довольно много, хотя один из его слуг, нерадивый и плутоватый, умудрился потерять часть рукописи.

В 1580 году первые две книги «Опытов», включающие 94 главы, вышли из печати. Они сразу же привлекли внимание своей необычной манерой: Монтень не следовал хронологии, не пытался держаться строгой последовательности тем, а воссоздавал на бумаге естественное течение мысли. По мнению социолога Филиппа Дезана, «никогда еще ни один автор не выражал перед читателями так очевидно чувство безграничной свободы».

Монтень знал, что делает, и надеялся на успех подобной манеры: «Меня должны спасти странность и новизна, которые обычно придают ценность вещам, иначе я никогда, клянусь честью, не ввязался бы в это глупое предприятие». В тот период, когда в трудах большинства гуманистов важнейшее место занимала риторика, Монтень решил, что сумеет быть красноречивым без ее помощи, полагает Антуан Компаньон. Не случайно его порой называют «французским Сократом».

Неизвестный художник. Портрет Монтеня. Ок. 1578 г. 

Размышления автора «Опытов» всегда очень человечны — обращены ли они на книгу, предмет, событие или конкретных людей. На страницах «Опытов» встречается множество референций, цитат, отсылок, которые, на первый взгляд, способны раздавить читателя огромной, кажущейся чрезмерной эрудицией. В то же время автор говорит обо всем без аффектации, уважительно по отношению к разным точкам зрения, искренне и просто, так что читатели понимают его без особых усилий. Сложность Монтеня — не в непривычном языке доклассической эпохи, даже не в «рапсодической» манере письма, которую осуждали в XVII в., а в глубине его мысли и в удивительном сочетании в ней индивидуальности и широты. Один из критиков даже назвал появление «Опытов» литературной революцией. Но Монтень вовсе не стремился прослыть новатором и ниспровергателем традиций. Более того, он пишет: «Я разочаровался во всяческих новшествах, в каком бы обличии они нам ни являлись». Его не привлекают крайности и категорические суждения, он сомневается и ищет ответ, вовлекая в свои раздумья читателей. Жесткость и категоричность высказываний как форма словесного насилия для Монтеня неприемлемы. В «Опытах» он признается:

«Я люблю слова, смягчающие смелость наших утверждений и вносящие в них некую умеренность: „может быть“, „по всей вероятности“, „несколько“, „говорят“, „я думаю“ и тому подобные… В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание. Надо сказать, что существует незнание, полное силы и благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию, незнание, для достижения которого надо ничуть не меньше знания, чем для права называться знающим».

Знаменитой стала реплика писателя: «Что я знаю?». Она не только выражает скептицизм Монтеня, но и призывает человека к сдержанности, осторожности, терпимости в словах и делах: «Упрямство и пылкость духа — самые верные доказательства глупости. Есть ли на свете существо, столь же уверенное в себе, решительное, заносчивое, созерцательное, важное, глубокомысленное, как осел?». В обстановке религиозных распрей между католиками и гугенотами, ожесточенного, порой фанатического отстаивания своих позиций, когда в ход шли не словесные аргументы, а оружие, советы автора «Опытов» оказались как нельзя более актуальны. Не случайно современные ученые рассматривают скептицизм Монтеня как средство противостоять «политическому насилию, характерному для периода религиозных войн» (Филипп Дезан).

В том же 1580 году Монтень вместе с братом (тот был младше его на 27 лет) отправился в большое путешествие — по Германии, Швейцарии, Италии. В пути писателя настигла весть о том, что жители Бордо избрали его своим мэром. Монтень сперва хотел отказаться от этой обременительной чести, однако король потребовал от него повиновения. В 1581 году писатель-мэр вернулся в Бордо, чтобы приступить к своим новым обязанностям. Как дружно утверждают биографы, хотя добросовестность Монтеня была подтверждена тем, что в 1583 году его переизбрали на ту же должность, «мэр» и «Монтень» были как бы двумя разными людьми. Годы, в которые Монтеню выпало управлять городом, оказались трудными: хотя католики и гугеноты заключили временное перемирие, однако продолжали постоянно враждовать между собой. Каждая партия стремилась привлечь Монтеня на свою сторону — и каждая была им недовольна. Как писал сам Монтень: «На меня посыпались неприятности, которые при всяких общественных неустройствах выпадают на долю людей умеренных». Действительно, мэр Бордо был умеренным, терпимым человеком, стремился не разжигать противоречия, а гасить их, не поддаваться конъюнктурным политическим или религиозным настроениям, а служить закону. Тяготила его не эта необходимость служить закону (она совпадала с его личными убеждениями), а суетность гражданской жизни, необходимость нарушать свое уединение, оставлять любимые занятия — чтение и сочинение.

Впрочем, несмотря на занятость, Монтень уже в 1582 году выпустил второе издание своей книги, и оно пользовалось таким же большим успехом, как первое. Кроме того, в те годы он вел дневник, куда записывал то, что ему довелось повидать во время путешествий. Этот дневник не был опубликован при жизни писателя и увидел свет лишь в конце XVIII века, но некоторые наблюдения из него Монтень перенес в свои эссе.

Этьен Мартеланж. Портрет Монтеня. 1587 г. 

Мэру Монтеню оставалось всего несколько месяцев до истечения полномочий, когда в июне 1585 года в Бордо разразилась эпидемия чумы. Монтень был в отъезде, но счел необходимым связаться с городскими властями и в письмах регулярно отдавал необходимые распоряжения. Эпидемия коснулась и замка Монтень, так что, даже оставив наконец должность, писатель не сразу обрел покой. Прежде чем вернуться в родное гнездо, Монтень вынужден был в течение полугода скитаться по Франции в поисках убежища от страшной болезни, и картины разнообразных бедствий, представшие перед его глазами, глубоко поразили его. Он понял, что должен вернуться к своим размышлениям, еще раз осмыслить драматический опыт современности, чтобы понять, как следует достойно жить и умирать человеку, жаждущему счастья, но непрерывно сталкивающемуся с невзгодами.

Третью часть «Опытов» Монтень писал в течение 1586—1587 годов. Параллельно он вносил исправления и дополнения в первые две книги. В 1587 году вышло первое парижское издание «Эссе», а на следующий год — новое, полное, включающее и третью книгу.

Оказавшись в Париже по делам издания, Монтень вновь попал в центр бурных политических событий. Столичная смута вынудила королевский двор уехать в Шартр, а затем в Руан, и писатель сопровождал короля в этих странствиях. Когда же он вернулся в Париж, то на несколько часов даже оказался в Бастилии по приказу членов Католической Лиги — обрести свободу ему удалось только благодаря вмешательству королевы-матери Екатерины Медичи. Прежде чем окончательно вернуться в свой замок, Монтень отправился в Блуа на заседание Генеральных Штатов: здесь ему представилась возможность пообщаться с видными гуманистами эпохи — будущим историком де Ту, писателем Э. Пакье.

Оставшиеся четыре года жизни Монтень посвятил своей главной книге, занимаясь подготовкой дополнений и поправок для нового издания «Опытов». Этот последний, самый полный вариант его сочинения был опубликован учениками Монтеня во главе с названой дочерью писателя, мадемуазель де Гурне, в 1595 году. Но автору уже не суждено было его увидеть: 13 сентября 1592 года, прямо во время мессы, Монтень скончался. К тому времени он уже похоронил всех своих дочерей, старшая из которых скончалась в 25-летнем возрасте в 1590 году, а остальные пять — еще во младенчестве. Его пережили только мать, жена — и слава, закрепившая за именем Монтеня звание великого мудреца и моралиста.

Ни один крупный писатель конца эпохи Возрождения и начала Нового времени не прошел мимо книги Монтеня: его уроки усвоили Шекспир и Бэкон, Декарт и Паскаль, Вольтер и Руссо. Но и позже, в ХIХ-ХХ веках, «Опыты» оставались настольной книгой многих поколений читателей и во Франции, и за ее пределами, в том числе в России. Гюстав Флобер в свое время называл автора «Опытов» «точкой, из которой вышли французская литература и французский дух» и советовал: «Вы спрашиваете, какие книги читать? Читайте Монтеня, читайте медленно, не торопясь!.. Прочтите его от начала до конца и, когда окончите, начните снова»*Цитируется по изданию: Гюстав Флобер. Собрание сочинений в 5 томах. Том 5. Перевод с французского М. Ромма, Т. Ириновой, Б. Грифцова, М. Эйхенгольца. М.: Правда, 1956.. Этот совет вполне актуален и сегодня.

Монтень, Мишель – краткая биография

Мишель Монтень (Montaigne, 1533 – 1592) – знаменитый писатель, типичнейший представитель французского Возрождения. Происходя из богатой дворянской семьи, Монтень получил блестящее, но тепличное воспитание. Окончив юридический факультет в Тулузе, Монтень был советником в Cour des Aides в Периге и членом бордоского парламента. После смерти отца Монтень вышел в отставку и всецело предался умственной работе. В 1580 г. вышли в Париже две первых книги его «Опытов» (Essais). В том же году он предпринял большое путешествие по Европе. Во время своего отсутствия Монтень был избран мэром родного города и по возвращении в Бордо после многих колебаний принял эту должность. Но на следующее трехлетие он сам не выставил своей кандидатуры, и всю остальную часть своей жизни посвятил литературе.

Знаменитые «Опыты» ясно отражают многогранную личность этого французского скептика. Свести всю пеструю афористическую мозаику Монтеня в одно стройное органическое целое совершенно невозможно. Монтень – эссеист до мозга костей. Начав доказывать какой-нибудь тезис, он поминутно отвлекается в сторону, делает выписки из древних и новых писателей и никогда не упускает случая подчеркнуть слабость человеческого разума, обманчивость чувств, недостоверность знания, изменчивость суждения.

Разрушив какое-нибудь ложное мнение, он не решается выдвинуть что-либо на освободившееся место. Ничто не достоверно в его глазах. Он знает только то, что ничего не знает. В этом он похож на Сократа, хотя лишен его нравственного величия. Полушутя, полусерьезно Монтень поддерживает богословскими доводами свою теорию философского неведения. Прямой предшественник Ренана, он считает свою уклончивую и поверхностную иронию неотразимым критическим оружием. Мнимо-философское сомнение было коренной интеллектуальной способностью Монтеня, воздухом его дыхания, самым характерным свойством его литературного облика.

Мишель Монтень (предположительно)

 

Неглубокое и нестройное миросозерцание Монтеня проникнуто однако некоторым беспечным оптимизмом. На историческом пути человечества в его глазах нет трагических рытвин, нет безысходных конфликтов. Этот нетребовательный оптимизм не является у Монтеня плодом многолетних размышлений, как оптимизм Лейбница или Гегеля. Это – преобладающее органическое настроение человека, не развившего у себя логической дисциплины и нравственного критицизма. Он без труда внушает себе любовь неиссякаемую «к жизни, славе и здоровью» и тщательно оберегает у себя расположение духа, «такое же ясное и безмятежное, как тихое звездное небо». Монтень никогда не покидает эмпирической плоскости привычного житейского кругозора и никогда не выходит за тесные пределы своего самолюбующегося «я». Порою весь познаваемый мир сжимается у Монтеня в мертвую точку нравственного эгоизма.

Этим предопределяется неизбежно большая неустойчивость его моральных и правовых воззрений. В вопросах философии права Монтень держится беспечного релятивизма. Юрист по образованию и опытный сановник муниципального самоуправления, он хорошо видел несовершенство господствовавшего правопорядка. Безжизненная рутина отечественного судопроизводства и обрядовый педантизм провинциальной французской администрации дали богатый материал для его сатирического остроумия. Однако Монтень не вступил на путь протеста. В его глазах никакая юридическая норма не может покрыть целиком ни одного индивидуального правоотношения. Монтень признает неизбежное глубокое несовершенство каждого законодательства, обличает полное бессилие современного ему правового творчества, но не выдвигает в противовес этой безотрадной критике никаких политико-юридических идеалов. Он прямо говорит, что первый долг человека по отношению к государству – повиновение существующим законам.

Любовь к собственному спокойствию, связанная с неверием в человеческий разум, заставила его склониться к строгому политическому охранительству. Любые перемены и потрясения страшны ему. Таким же безучастным консерватором является Монтень и в вопросах религиозно-нравственных. Но моральные нормы лишены авторитетного значения в его глазах. Высота и ценность добродетели измеряются наслаждением и пользою, которые она приносит. Итог людских идей и привычек сводится к обычаю тиранического господства, которого не может избежать ни один человек. Нравственные оценки бывают безысходно противоречивы не только у народов, чуждых друг другу по расе и языку, но даже у людей, связанных кровной приязнью. Совершенно немыслимо найти два одинаковых мнения не только у двух различных людей, но даже у одного человека в разное время.

Монтень принадлежал к последнему поколению гуманистов. Подобно последним скептикам античного мира, он до конца своих дней не изменял отрешенному и пассивному индивидуализму. Тем не менее, влияние его на последующую скептическую мысль было огромно. Гёте и Ницше, Мериме и Ренан, Байрон и Эмерсон видели в нем своего духовного предка.

Наиболее благотворным было авторитетное воздействие Монтеня в вопросах педагогических. Здесь его полустоические заветы были восприняты и Коменским, и Руссо, и нашим Пироговым.

 

  • Назад
  • Вперёд

Мишель де Монтень | Французский писатель и философ

Год рождения:
28 февраля 1533 г.
Франция
Умер:
23 сентября 1592 г. (59 лет) Франция

См. все связанные материалы →

Мишель де Монтень , полностью Мишель Эйкем де Монтень , (родился 28 февраля 1533 года, Шато-де-Монтень, недалеко от Бордо, Франция — умер 23 сентября 159 года)2, Château de Montaigne), французского писателя, чьи эссе ( эссе ) установили новую литературную форму. В своих « эссе » он написал один из самых захватывающих и интимных автопортретов, когда-либо созданных, наравне с портретами Августина и Руссо.

Живя во второй половине XVI века, Монтень стал свидетелем упадка интеллектуального оптимизма, характерного для эпохи Возрождения. Ощущение огромных человеческих возможностей, проистекающее из открытий путешественников Нового Света, повторного открытия классической античности и открытия научных горизонтов благодаря работам гуманистов, было разрушено во Франции, когда наступила кальвинистская Реформация.

за которыми последовали религиозные преследования и религиозные войны (1562–159 гг.).8). Эти конфликты, раздиравшие страну на части, были на самом деле политическими и гражданскими, а также религиозными войнами, отмеченными крайними эксцессами фанатизма и жестокости. Одновременно глубоко критически относясь к своему времени и глубоко погрузившись в его заботы и борьбу, Монтень решил написать о себе: «Я сам являюсь содержанием своей книги», — говорит он в своем вступительном слове к читателю, — чтобы прийти к определенные возможные истины о человеке и человеческом состоянии в период идеологических раздоров и расколов, когда всякая возможность истины казалась иллюзорной и коварной.

Родившийся в фамильном поместье Шато-де-Монтень на юго-западе Франции, Мишель Эйкем провел большую часть своей жизни в своем замке и в городе Бордо, в 30 милях к западу. Семейное состояние было основано на торговле прадедом Монтеня, который приобрел поместье и дворянский титул. Его дед и его отец расширили свою деятельность до сферы государственной службы и основали семью в

Noblesse de Robe , административной знати Франции. Отец Монтеня, Пьер Эйкем, был мэром Бордо.

В детстве Монтень обучался дома в соответствии с педагогическими идеями своего отца, которые включали создание непринужденной атмосферы мягкого поощрения и исключительное использование латыни, до сих пор являющейся международным языком образованных людей. В результате мальчик не выучил французский, пока ему не исполнилось шесть лет. Он продолжил свое образование в Колледже Гиенны, где строгая дисциплина вызывала отвращение, а обучение было лишь умеренно интересным, и, в конце концов, в Тулузском университете, где он изучал право. Следуя традиции государственной службы, начатой ​​его дедом, он поступил в магистратуру, став членом Акцизного совета, нового налогового суда Перигё, а когда этот орган был распущен в 1557 году, парламента Бордо. один из восьми региональных парламентов, входящих в состав французского парламента, высшей национальной судебной инстанции. Там, в возрасте 24 лет, он познакомился с Этьеном де ла Боэти, встреча, ставшая одним из самых значительных событий в жизни Монтеня.

Между несколько более старшим Ла Боэти (1530–1563), уже выдающимся государственным служащим, ученым-гуманистом и писателем, и Монтенем зародилась необыкновенная дружба, основанная на глубокой интеллектуальной и эмоциональной близости и взаимности. В своем эссе «О дружбе» Монтень очень трогательно писал о своей связи с Ла Боэти, которую он называл совершенной и неделимой, намного превосходящей все другие человеческие союзы. Когда Ла Боэти умер от дизентерии, он оставил в жизни Монтеня пустоту, которую не смогло заполнить ни одно другое существо, и вполне вероятно, что Монтень начал свою писательскую карьеру через шесть лет после смерти Ла Боэти, чтобы заполнить оставшуюся пустоту. из-за потери невозвратимого друга.

В 1565 году Монтень женился, действуя не столько из любви, сколько из чувства семейного и социального долга, на Франсуазе де ла Шассен, дочери одного из его коллег по парламенту Бордо. У него было шесть дочерей, пять из которых умерли в младенчестве, а шестая, Леонора, пережила его.

В 1569 году Монтень опубликовал свою первую книгу, французский перевод « Естественной теологии » XV века испанского монаха Раймонда Себонда. Он взял на себя эту задачу по просьбе своего отца, который, однако, умер в 1568 году до ее публикации, оставив своему старшему сыну титул и владения Монтеня.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1570 году Монтень продал свое место в парламенте Бордо, что означало его уход из общественной жизни. Позаботившись о посмертной публикации произведений Ла Боэти вместе с его собственными посвятительными письмами, он удалился в 1571 году в замок Монтень, чтобы посвятить свое время чтению, размышлению и письму. Его убежищем стала библиотека, установленная в башне замка. Именно в этой круглой комнате, заставленной тысячами книг и украшенной греческими и латинскими надписями, Монтень намеревался изложить на бумаге свои essais , то есть пробы и испытания его ума. Он провел годы с 1571 по 1580 год, составляя первые две книги Очерков , которые включают соответственно 57 и 37 глав очень разной длины; они были опубликованы в Бордо в 1580 году.

Хотя большая часть этих лет была посвящена писательству, Монтеню приходилось также следить за управлением своим имением, и он был вынужден время от времени покидать свое убежище не только для поездки ко двору в Париж, но и для вмешательства в качестве посредник в нескольких эпизодах религиозных конфликтов в своем регионе и за его пределами. И римско-католический король Генрих III, и протестантский король Генрих Наваррский, который, как Генрих IV, стал королем Франции и обратился в католицизм, почитали и уважали Монтеня, но экстремисты с обеих сторон критиковали и преследовали его.

После публикации 1580 г., жаждущий новых впечатлений и глубоко возмущенный положением дел во Франции, Монтень отправился в путешествие и в течение 15 месяцев посетил области Франции, Германии, Швейцарии, Австрии и Италии. Любопытный по натуре, интересующийся мельчайшими подробностями быта, географии и региональных особенностей, Монтень был прирожденным путешественником. Он вел отчет о своем путешествии, свой Journal de voyage (не предназначенный для публикации и не публиковавшийся до 1774 г.), который богат живописными эпизодами, встречами, воспоминаниями и описаниями.

Еще в Италии, осенью 1581 года, Монтень получил известие о том, что он избран на пост мэра Бордо, который занимал его отец. Не желая соглашаться из-за мрачной политической ситуации во Франции и из-за плохого здоровья (он страдал от камней в почках, которые также преследовали его во время поездки), он тем не менее занял этот пост по просьбе Генриха III и занимал его в течение двух лет. сроки до июля 1585 года. Хотя начало его пребывания в должности было относительно спокойным, его второй срок был отмечен усилением боевых действий между враждующими группировками, и Монтень сыграл решающую роль в сохранении равновесия между католическим большинством и важной протестантской лигой. Представительство в Бордо. Ближе к концу его срока в Бордо вспыхнула чума, которая вскоре вышла из-под контроля и унесла жизни одной трети населения.

Монтень возобновил свою литературную деятельность, принявшись за третью книгу эссе . После того, как его снова прервали новой вспышкой чумы в этом районе, которая вынудила Монтеня и его семью искать убежища в другом месте, военной деятельностью недалеко от его поместья и дипломатическими обязанностями, когда Екатерина Медичи обратилась к его способностям как к в качестве посредника между собой и Генрихом Наваррским — миссия, оказавшаяся неудачной, — Монтень смогла закончить работу в 1587 г.

1588 год был отмечен как политическими, так и литературными событиями. Во время поездки в Париж Монтень был дважды арестован и ненадолго заключен в тюрьму членами Протестантской лиги из-за своей верности Генриху III. Во время той же поездки он руководил публикацией пятого издания Очерков , первого, содержащего 13 глав Книги III, а также Книг I и II, обогащенных многими дополнениями. Он также познакомился с Мари де Гурне, горячей и преданной молодой поклонницей его произведений. Де Гурне, сама писательница, упоминается в Эссе как «заветная дочь» Монтеня и должна была стать его литературным душеприказчиком. После убийства Генриха III в 1589 году Монтень помог Бордо сохранить верность Генриху IV. Последние годы своей жизни он провел в своем замке, продолжая читать, размышлять и работать над Очерками , добавляя новые отрывки, которые означают не столько глубокие изменения в его идеях, сколько дальнейшее исследование его мысли и опыта. Различные болезни преследовали его в этот период, и он умер после приступа ангины, воспаления миндалин, лишившего его речи. Его смерть наступила, когда он слушал мессу в своей комнате.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *