Кто такой добролюбов: Добролюбов биография кратко – жизнь критика Николая Александровича, творчество и интересные факты

Биография Николая Александровича Добролюбова – творчество и личная жизнь автора, читайте на Литрес

Николай Александрович Добролюбов – русский литературный критик, публицист и революционер.

Николай Добролюбов родился 24 января 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Мальчик имел большую страсть к литературе, с трех лет читал наизусть басни Крылова, позже стал одним из лучших в духовной семинарии. В 1853 году Николай отлично закончил обучение и поступил в Главный педагогический институт Петербурга. После смерти отца Николай по собственному решению стал главой семьи и начал энергично работать, отсылая большую часть денег домой.

С 1854 года Добролюбов решил полностью посвятить себя литературному творчеству. В рукописном студенческом журнале «Слухи» регулярно появлялись стихотворения и статьи Добролюбова, а в 1856 году в «Современнике» была напечатана первая статья будущего критика о «Собеседнике Российского Слова». Работал он чрезвычайно много и плодотворно, только за один 1958 год было создано семьдесят пять рецензий и статей. В своей критике Николай развивал взгляды и принципы Белинского и Чернышевского, усматривая назначение литературы в критике монархии. Философские взгляды автора нашли отражение в статьях, содержащих острые общественно-политические высказывания. Статьи-рецензии «Когда же придёт настоящий день?», «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве», «Забитые люди» – это яркие образцы реалистической критики русской литературы того времени. В статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» Добролюбов первым употребил термин «реализм» для обозначения художественного стиля.

Молодой автор-публицист был блестящим библиографом. Его «Обзор духовной литературы» архиепископа Филарета, статьи о Петре Первом, Роберте Оуэне образцы кропотливого научного труда. Свои взгляды на систему воспитания критик изложил в педагогических трудах: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами». Добролюбов-педагог выступал против подавления личности, воспитания покорности, осуждал физические наказания. Ратовал за воспитание всесторонне развитого самостоятельного человека, воспитание трудом, наглядным примером, за получение образования женщинами наравне с мужчинами.

Однако вскоре интенсивный умственный труд, большие физические и моральные нагрузки подорвали здоровье Николая Добролюбова – развилась чахотка. Весной 1860 года критик по настоянию друзей отправился за границу для лечения, но угасание продолжалось.17 ноября 1861 в возрасте двадцати пяти лет Николай Александрович Добролюбов скончался от туберкулеза и был похоронен в Санкт-Петербурге на мемориальном кладбище «Литераторские мостки» рядом с могилой Белинского.

Слава к русскому критику пришла уже после смерти, когда Некрасов посвятил ему стихотворение «Светлой памяти Николая Добролюбова». Вскоре вышло полное собрание сочинений Николая Александровича, которое имело большой успех и только в девятнадцатом веке выдержало семь изданий большими тиражами.

Электронные книги Николая Добролюбова в нашем интернет-магазине можно купить и скачать для компьютера, телефона или ридера, а также прочесть онлайн.

биография, высказывания о воспитании и образовании в России.

Публикации раздела Образование

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую. Портал «Культура.РФ» публикует любопытные тезисы просветителя о воспитании и образовании в России.

«Увидеть внутреннего человека…»

Николай Добролюбов. Конец 1850-х годов. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Используя термин своего знаменитого современника, Николая Пирогова, Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека». Цель воспитания теоретик видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно.

«Ребенок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20–30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью»

«Действительная жизнь и природа детей…»

Алексей Пахомов. В классе скрипки (фрагмент). 1939. Краеведческий музей Сокольского района, Сокол, Вологодская область

Воспитание XIX века, основанное на жестком подчинении ребенка старшим, резко критиковалось Добролюбовым, который был уверен, что «безусловная» их покорность мнению и желаниям взрослых вредна по двум причинам: во-первых, это мешало развитию «внутреннего человека», а во-вторых, было вредно для ребенка, так как и сами педагоги, и родители не могли быть идеальными. Тонко анализируя детскую психологию, свободную от тщеславия, корыстолюбия и других пороков, приобретаемых с возрастом, Добролюбов много говорил о последствиях насилия над характером ребенка, предупреждая о том, что приведет к появлению «новых Молчалиных».

«Влияние старших поколений на младшие неизбежно, — скажете вы, — и его нельзя уничтожить, тем более что, при дурных сторонах, оно имеет и много хороших; все сокровища знаний, собранные в прошедших веках, передаются ребенку именно под этим влиянием…

Возражение совершенно справедливое, и мы поступили бы безумно, если бы стали требовать уничтожения того, что естественно, само по себе является, существует и уничтожиться не может. Мы говорим только о том — зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»

Читайте также:

  • Ломоносов и компания
  • Письма о добром и прекрасном
  • 10 удивительных глаголов из словаря Владимира Даля

Уважение к человеческой природе

Жан Батист Шарден. Хорошее воспитание (фрагмент). 1749–1783. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Отрицались Добролюбовым и методы, благодаря которым воспитывалась такая «покорность». Розги, палки и прочие снаряды для «вбивания» в юные головы нужной информации, абсолютно не вписывались в педагогическую систему критика. А вот гарантом дисциплины должно было стать заботливое отношение воспитателя к детям и личный пример старшего.

«Самая натура его должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях. Иначе — что выйдет, если учитель будет, например, восхищаться Державиным и заставит ученика учить оду «Бог»; а тому нравится уже Пушкин, а ода «Бог» — представляет совершенно непонятный набор слов? Что, если целый год морят над музыкальными гаммами ребенка, у которого пальцы давно уже свободно бегают по клавишам и который только и порывается играть и играть… Что, если дитя восхищается картиной, статуей, пьесой, любуется цветами, насекомыми, с любопытством всматривается в какой-нибудь физический или химический прибор, обращается к своему воспитателю с вопросом, а тот не в состоянии ничего объяснить?.

Спор о грамотности

Елизавета Бем. Грамотеи. Начало ХХ века. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск

Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.

«…Г. Аппельрот не решится, конечно, отвергать преимущество общего образования для всякого звания, пола и возраста. По словам самого г. Аппельрота, это образование должно «дать направление всей жизни простолюдина, изъяснить ему назначение и призвание его, призвание человеческое, христианское и гражданское». Спрашивается, можно ли достигнуть этого без пособия грамотности? Очевидно, что если и есть средства, то далеко не так удобные и совершенные, как грамотность»

Теги:

ПерсоныОбразованиеРусский языкПубликации раздела Образование

ДОБРОЕ СЕРДЕЧНОЕ определение | Кембриджский словарь английского языка

Это вид сердце устойчивость; заботливое сопротивление; нежная, но неоспоримая сила.

От Хаффингтон Пост