Мифология — Мифы о музах | Мельпомена | Терпсихора | Эрато | Урания | Клио | Полигимния | Каллиопа | Талия | Евтерпа | Сирены
Зевс и Мнемозина. — Отличительные признаки Муз. — Место пребывания Муз. — Дочери Пиэра. — Музы — победительницы Сирен.
Зевс и Мнемозина
Музы первоначально были не что иное, как воодушевляющие нимфы источников. Музы одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах.
Число Муз также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех Музах: Мелета — размышление, Мнема — память и Аэда — песня. По древнегреческому поэту Гесиоду, их девять сестер, все Музы — дочери Зевса и Мнемозины (богини памяти).
Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны. У Муз дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Музы поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу.
«Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).
Музы любят и покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только Музам они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, воображающих, что могут состязаться с Музами в пении.
Музам воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду. Для того чтобы понять, почему Муз так почитали, надо вспомнить, что в древние века поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.
Отличительные признаки Муз
Впоследствии распространили влияние Муз на все отрасли искусства и наук; каждой из Муз отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.
- Клио, Муза истории, изображалась со свертком пергамена в руке.
- Каллиопа, Муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos, стиль).
- Трагическая маска, вакхический венок, котурны — вот отличительные признаки Мельпомены, Музы трагедии. Иногда Мельпомене придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии разыгрывались впервые на празднествах Вакха (Диониса). В Лувре находится прекрасная античная статуя Мельпомены.
- Терпсихора — Муза танцев. Терпсихора увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.
- Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпан (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, Музы комедии и буколической поэзии.
- Эрато — Муза любовной поэзии. Эрато держит в руках легкую, небольшую лиру. Очень часто рядом с Эрато изображали Эрота (Амура).
- Эвтерпа изображалась всегда с флейтой. Эвтерпа — Муза лирической поэзии и музыки.
- Полимния, или Полигимния, — Муза красноречия и гимнов.
- Наконец, Урания — Муза звездоведения (астрономии). У ног Урании находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.
Место пребывания Муз
Первоначальный культ Муз явился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания Муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Гиппокрена, посвященные Музам.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти Муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен Аполлон, заставляющий танцевать Муз под звуки своей лиры в присутствии Марса, Венеры и Амура.
Рафаэль в своей знаменитой фреске в Ватикане представил Аполлона среди Муз. На картине Джулио Романо бог поэзии сам танцует с Музами.
На римских саркофагах очень часто изображались Музы, так же как и театральные маски, потому что древние смотрели на жизнь как на роль, которую люди играли как бы мимоходом на земле, и тот, кто исполнял хорошо свою роль, попадал на острова Блаженства (Праведных).
Прекрасный саркофаг, известный под названием саркофага Муз, находящийся теперь в Лувре, был открыт в XVIII веке при раскопках вблизи Рима. На нижнем барельефе находится прекрасное изображение девяти Муз с их атрибутами.
Дочери Пиэра
Музы так же, как и Аполлон, не оставляли безнаказанными тех, кто осмеливался с ними состязаться.
У царя македонского Пиэра было девять дочерей, которые так гордились своими музыкальными способностями, что решились вызвать Муз на состязание. Они стали воспевать бой богов с великанами, осмеивая первых за то, что многие из них превратились в зверей, чтобы спастись от страшного Тифаона.
Слыша это, Музы и их спутницы пришли в негодование, но так как нимфы всей страны были приглашены на это состязание, то пришлось и Музам петь. Каллиопа, настроив свою лиру, запела о таинственном похищении Персефоны и о горе Деметры.
|
Нимфы единогласно признали Каллиопу победительницей, но Пиэриды не захотели признавать решения тех самых нимф, которых они же избрали своими судьями, и забылись до того, что пытались ударить божественных Муз.
Кара не замедлила воспоследовать: Пиэриды были превращены в сорок. Сохранив и в этом виде их врожденную болтливость и тщеславие, они стали оглашать леса и поля своими резкими криками.
Этот древнегреческий миф прекрасно характеризует страстность и озлобление соперничавших между собой художественных школ древней Греции.
Музы — победительницы Сирен
У Муз явились также и другие соперницы — Сирены, их называли Музами смерти. На примитивных памятниках искусства Сирены изображались с головой и руками женщины и с туловищем птицы. В последующих же изображениях Сирен представляли в виде женщин с крыльями и лапами птиц. Боги дали Сиренам крылья и факел, когда они отправились разыскивать Персефону.
Сирены славились нежностью и мягкостью голоса, их пение привлекало всех. Сирены проводили большую часть своей жизни, лежа на скалах и принося гибель мореплавателям, которых заманивали своими песнями к подножию этих скал.
Гомер называет Сирен очаровательницами, прельщающими всех мужчин, которые отваживались послушать их пение. «Кто по неосторожности остановится и будет прислушиваться к пению Сирен, тот не увидит больше ни жены, ни возлюбленных детей: Сирены очаруют его своими гармоничными голосами и погубят. Вокруг этих очаровательниц валяются кости и высохшие остовы их жертв» («Одиссея»).
|
Сирены осмелились состязаться с Музами, но были ими побеждены и безжалостно ощипаны. В воспоминание этой победы Музы часто изображались с перьями на голове. Несчастные, ощипанные Сирены кинулись в воду от стыда и горя, — вот, быть может, та причина, почему новейшие художники смешивают их с Тритонидами и изображают их в виде женщин с рыбьими хвостами.
© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, преподаватель древнегреческого языка и учитель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.
Девять муз искусства. Греческая мифология
Музы — греческие богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусства.
Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.
Статуя предводителя муз — Аполлона
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой. Как богини искусства музы были связаны со своим предводителем — богом Аполлоном. Они веселили богов песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошлого.
Каллиопа — муза патриотизма, жертвенности и эпической поэзии. Изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза пробуждала в человеке чувство жертвенности, стремление преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги. Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать бластво. Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина.
Эвтерпа — муза лирической поэзии. Ее атрибут — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение. Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи под тихое сопровождение арфы Орфея мог часами слушать весь сонм олимпийцев. Могла изображаться в окружении лесных нимф. Согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику. Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.
Эрато — муза любовной поэзии. В руках у нее лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви. Эрато стала олицетворением борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Она стала создательницей нового направления в музыке Греции — свадебного.
Мельпомена — муза трагедии. Мельпомена не только муза трагедии, о чем свидетельствует скорбная маска в руке. Муза — мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя, по иной версии, матерью сирен была Терпсихора. Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздуха. Две дочери Мельпомены с рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии, их превратил в сирен сам громовержец, по другой — обращение в птиц было делом рук Посейдона Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в театральной мантии, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток пергамента. Мантия на музе в точности отражает дух Греции той эпохи: люди — игрушки в руках богов и лишь принимают участие в их спектакле.
Статуя Мельпомены
Талия (Фалия) — муза комедии. Талия ближе всех была к музе трагедии Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились. В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках — символ смеха, однако, по другой версии, она означала примерно то же самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей — лишь лицедейство для богов. Талия была супругой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать своей женой. Однако муза знала Геру, супругу Зевса, и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.
Терпсихора — муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры — это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, старались слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем. Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не отличалось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике, с лирой в руках, на голове венок из плюща.
Скульптура Терпсихоры
Клио — муза истории. О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». История бесценна для любого народа, а для жителей Греции — особенно. Клио, как считалось, записывала в своих свитках каждое, даже малозначимое событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое. В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Клио обладала строгим нравом, никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства. Согласно мифам, муза истории была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз у одного мастера.
Урания — муза астрономии. Мудрейшая из всех дочерей Зевса, не считая Афины. Считается, что имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес. Муза всегда держит в руках глобус и циркуль, который помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась желаемого от своих подопечных — ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной тематики. Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. В России есть музей Урании, и в некоторых городах установлены статуи богини астрономии.
Скульптурное изображение Урании, Волгоград, планетарий
Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом — пантомимы и гимнов. Покровительница ораторов, именно в ее воле было либо сделать речь пламенной и живой, либо люди могли не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, и Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и помогая войти в голос. Без покровительства Полигимнии невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.
Поделиться ссылкой
Мифология « Креве муз
Мифология
Музы: Клио, Эвтерпа и Талия Юсташ Le Sueur Musée du Louvre, Paris
«Я начну с Муз, Аполлона и Зевса. Ибо благодаря Музам и Аполлону есть певцы на земле и играющие на лире; но короли от Зевса. Счастлив тот, кого любят музы: сладкая речь струится из уст его». ( Гомеровский гимн музам и Аполлону, 1).
В греческой мифологии музы — дочери Зевса и Мнемозины, богини памяти. Иногда этих эфирных богинь называют водяными нимфами, так как они родились из четырех священных источников, которые текли на Геликоне после того, как Пегас, крылатый конь, топнул копытами по земле.
Они известны своей божественной красотой, изяществом и очарованием; они пробуждают в художниках, особенно в поэтах, танцорах, музыкантах и философах, необходимое для творчества вдохновение. Их любимцы были наделены самыми благородными мыслями, самыми сладкими гармониями, красноречием, мудростью, знанием и пониманием.Количество Муз зависит от источника мифологии. Согласно Гесиоду, существует девять богинь, каждая из которых управляет своим искусством. Жители Нового Орлеана могут узнать свои имена по часто неправильно произносимым улицам города: Каллиопа, Килон, Эрато, Эвтерпа, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия и Урания. Искусство муз — это эпическая поэзия, история, лирическая поэзия, песенная и элегическая поэзия, трагедия, гимны, танец, комедия и астрономия соответственно.
На горе Олимп они развлекали своего отца и других богов своим великим искусством. Аполлон, бог музыки и гармонии, стал их руководителем хора, за что получил имя Мусагет, что означает лидер муз.
Музы: Мельпомена, Эрато и Полимния Юсташ Le Sueur Musée du Louvre, Paris
Художественные направления эпохи Возрождения и неоклассицизма стандартизируют изображения муз, узнаваемых по их художественным эмблемам и часто изображаемых радостно танцующими вокруг родника на вершине горы.
Хотя они известны тем, что вдохновляют на творчество, они также наказывали вызовы, чтобы соперничать с их божественными способностями. Сирены, завлекавшие греческих моряков к скалистым берегам своей чарующей музыкой и голосами, вызвали Муз на состязание в музыкальном искусстве. Песни сирен были обманчивы и фальшивы, а песни муз — верны и верны. Сирены были побеждены Музами, и после победы Музы вырвали перья сирен, чтобы сделать из них короны.
Этот конкурс отмечается каждый год финальным поплавком Krewe of Muses.Греческая мифология богата рассказами о богах и богинях, но ни одна из них не имела такого влияния, как музы. Эти богини были созданы, чтобы давать вдохновение, артистизм, знания и музыку древнему миру. Krewe of Muses надеется продолжить эту традицию.
Музы греческой мифологии
Написано GreekBoston.com в греческой мифологии Комментарии к записи Музы греческой мифологии
отключеныСогласно греческой мифологии, у художников есть Муза, которая шепчет им на ухо вдохновение. Без Музы художник не смог бы творить. Говорят, что Муза помогает писателям, музыкантам, художникам, скульпторам и другим творческим людям. Без Музы не было бы вдохновения.
Сегодня мы думаем о «Музе» просто как о синониме «вдохновения». Однако для древних греков это было гораздо больше. Музы были богинями вдохновения для искусства, науки и литературы. Есть некоторые споры о том, сколько муз было на самом деле.
Происхождение муз
Музы были дочерьми Зевса, царя богов, и Мнемозины, титанической богини памяти. Зевс обманул Мнемозину, переодевшись пастухом. По одной из версий, они пролежали вместе девять ночей. Каждую ночь рождалась новая Муза. В некоторых версиях муз было всего три.
В данном случае Мнемозина и Зевс были вместе только три ночи. Согласно поэзии Сапфо, существовала десятая Муза. Историки спорят, почему количество муз было таким разным.
Кем они были
Каждая Муза представляла различные аспекты интеллекта, мышления и творчества. Они также были связаны с определенным инструментом. Вот краткий обзор того, кем они были и что представляли, согласно Гесиоду.
- Каллиопа была музой, олицетворявшей эпическую поэзию. Ее орудием был планшет для письма.
- Клио была музой, связанной с историей, и она всегда ассоциировалась со свитком в руках.
- Эвтерпа была музой лирической поэзии и музыки и всегда изображалась с авлосом (флейтой).
- Талия представляла как комедию, так и пастырскую поэзию, и она ассоциировалась с комической маской.
- Мельпомена была музой трагедии, а ее предметом была трагическая маска.
- Терпсихора была музой танца и всегда ассоциировалась с лирой.
- Эрато всегда ассоциировался с любовной поэзией. У нее была лира, называемая кифарой.
- Полигимния олицетворяла священную поэзию и всегда изображалась с покрывалом.
- Урания была музой астрономии, у нее были глобус и компас.
В версиях, где существовало только три музы, это были Мелете, которая представляла «практику», Мнема, которая представляла «память», и Аоиде, которая была музой «песни».