Персей, Андромеда и горгона Медуза. Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга]
Персей, Андромеда и горгона Медуза
Акризий, сын аргосского царя Абанта, не имея наследника, обратился к дельфийскому оракулу, чтобы узнать о судьбе своего ближайшего потомства. Оракул ответил царю, что у дочери его, Данаи, родится сын, который убьет деда и воцарится вместо него. Акризий заключил дочь в подземный терем, но всевидящий Зевс полюбил прекрасную Данаю и проник к ней через щели кровли в виде золотого дождя. Даная родила от бога света и молнии сына Персея. Узнав об этом, Акризий велел заключить Данаю с сыном в ящик и спустить его в море (сравните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина). Ящик прибило к острову Серифу, царь которого Полидект воспылал страстью к Данае и решил овладеть ею, отделавшись от Персея. Он предложил сыну Зевса достать голову горгоны Медузы, в уверенности, что Персей погибнет при исполнении невозможного предприятия.
Наб. кан. Грибоедова, 13
Руководимый Афиной и Гермесом, Персей отправился сперва к богиням Греям, знавшим все скрытое в природе, и, отняв у них их единственный, общий глаз и такой же уникальный зуб, обещал отдать отнятое лишь в том случае, если они укажут ему дорогу к горгонам и дадут крылатые сандалии, мешок и шлем Аида (шапку-невидимку). Получив все это, Персей отправился к горгонам, отрубил голову Медузе, положил ее в мешок и быстро улетел на крылатых сандалиях от рассвирепевших сестер обезглавленной горгоны. Правда, в комплимент ему сказать, глаз и зуб Греям вернул!
Английский пр., 26
Победив богинь тьмы, Персей полетел на Сериф, но, пролетая над страной царя Кефея, увидел прикованную к скале и обреченную на жертву морскому чудовищу Андромеду.
Андромеда — по-греческому сказанию, дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Однажды она неосторожно похвалилась, что превосходит красотою нереид. Разгневанные богини обратились к Посейдону с мольбою о, как бы мы сегодня сказали, «защите чести и достоинства», и он послал морское чудовище, грозившее гибелью всем подданным Кефея.
Оракул объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесет Андромеду в жертву чудовищу. Ее приковали к скале — морскому монстру на пропитание…Караванная ул., 2
Тут, как нельзя кстати, мимо пролетал Персей, исполнивший «заказ» Полидекта — в дорожной суме его уже лежала отрубленная голова горгоны Медузы, и Персей знал, какое это страшное оружие. Пораженный красотой Андромеды, он вызвался убить чудовище и благополучно совершил свой опасный подвиг, использовав орудие страшной силы — взгляд мертвой горгоны Медузы. За подобное нецелевое использование вверенного ему оружия боги обязательно бы наказали Персея и, безусловно, влюбившуюся в своего спасителя Андромеду, но выручила их мудрая и суровая «совоокая» Афина. Она дала Андромеде и Персею место на небосводе между звездами.
В других мифах, где отчетливо прослеживается древняя история Персея — не героя, а божества света, светоносных лучей, не случайно ему удается убить богиню тьмы горгону, используя оптический эффект — законы отражения светового луча: он видел ее в зеркально отполированном щите, в этих мифах — финал иной.
Английский пр., 26
Когда происходил брачный пир Персея и Андромеды, ее дядя, Финей, которому Андромеда была раньше обещана в жены, напал на Персея! И началась заваруха, как в сериале «Бандитский Петербург». Направленная против нападающих голова Медузы обратила всех в камень. Возвратясь в Сериф, Персей нашел свою мать у алтаря, где она спасалась от насилия Полидекта. Собрав народ и пригласив царя, Персей показал им голову Медузы и тоже всех обратил в камни, причем и сам остров со всеми его растениями и живыми существами окаменел и сделался бесплодным.
Освободив мать, Персей отдал сандалии, мешок и шапку-невидимку Гермесу, а голову Медузы — Афине, сам же отправился в Аргос, чтобы свидеться с отцом. Между тем Акризий, услышав, что Персей жив, решил покинуть Аргос и поселился у фессалийских пелазгов в Лариссе. Не найдя отца в Аргосе, Персей отправился в Фессалию и уговорил его возвратиться в Аргос. Здесь свершилось предсказанное оракулом: во время игр Акризий был убит диском, пущенным рукой Персея. Томимый печальными воспоминаниями, Персей обменялся царствами с Мегапенфом и перешел из Аргоса в Тиринф. Он основал города Мидею и Микены, в постройке которых участвовали циклопы, и сделался родоначальником линии Персеидов, предком Геракла.
Маскаронов Персея в Питере полным-полно! Но в большинстве случаев он в паре с горгоной Медузой, а не с Андромедой, и эфиопская царевна тоже почти всегда в паре с горгоной — тому есть причины!
По подсчету Б. Скочилова, «шестьдесят семь зданий Петербурга представляют со своих фасадов образ этого страшного мифического персонажа».
Что же так влекло архитекторов к этому образу, почему он был так популярен, что по числу изображений маскароны горгоны могут соперничать только с маскаронами охранительницы домашнего очага богини Геры и богини Деметры?
Во-первых, потому что горгулии (голова Медузы не на щите) — классический апотропей.
Во-вторых, маскарон горгоны Медузы олицетворял стихийное зло, «дыхание смерти», приближение чего-то страшного и неотвратимого, что предчувствовали российские художники, да и все общество, начиная с середины XIX столетия. И надо сказать — предчувствия, как это ни печально, их не обманули! Век ХХ, пожалуй, первенствует в истории объемом зла, сотворенным человечеством.
Дворцовая пл., 2
Что же касается изображения, то горгоны претерпели очень серьезные изменения. Причем эти изменения начались еще в античные времена. Века простодушной архаики оставили нам страховидное клыкастое существо с высунутым языком, но позднее, после стихов древнегреческого поэта Пиндара, она представлена красиво; горгону Медузу стали изображать прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасные атрибуты заменились ужасным выражением красивого лица. Почему? Можно предположить: греки догадались, что зло — не так просто, оно может принимать какие угодно формы и прежде всего рядиться в красоту. «Не верьте красоте, она всегда обманет» (А. Белый). Развивая эту мысль, в христианских апокрифах утверждается, что Сатана может явиться в облике Христа.
Основой большинства изображений Медузы в маскаронах служит маска, созданная Фидием в V веке до Р. Х., и мраморная голова горгоны Медузы школы великого итальянца Бернини из Эрмитажа. Родоначальником же многозначной трактовки образа зловещей горгоны в России стал, конечно же, Ч. Камерон. Мало того что его горгона — один их первых маскаронов Медузы, где читается хорошее знакомство с творением Бернини, в нем заложена вся последующая загадочность и вся драматургия, связанная с этим мифологическим персонажем. Медуза Ч. Камерона — улыбается! Она не страшная и не отвратительная, что, однако, не мешает ей быть олицетворением зла.
Самым популярным изображением можно считать горгонион с ограды Летнего сада работы Шарлеманя. Мотив горгониона неоднократно повторяется не только на фасадах домов, но и на парапетах мостов и даже на фонарях.
Не менее знаменита горгона с дома по ул. Глинки, 15. Из текста мемориальной доски на стене можно узнать, что: «В этом доме с 1808 по 1958 год жили представители семьи Бенya, Лансере, Серебряковых, давших миру выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и историков искусства».
Ул. Глинки, 15
В 1994 году отмечалось 200-летие с того дня, когда в Россию приехал основатель прославленной династии, выходец из Франции Луи-Жюль Бенуа по профессии кулинар, сделавший свою карьеру при дворе императрицы Марии Федоровны. Он купил этот дом после смерти его владельца и создателя архитектора В. И. Баженова.
Сохранились документы, где сообщается, что знаменитый русский архитектор в 1776 году приобрел участок под строительство своего дома — именно того, в котором позже поселится предок целой плеяды художников и архитекторов, прославивших Россию.
На замковых камнях окон первого этажа чередуются две женские маски. С одной все просто: это традиционный апотропей — ужасная горгона Медуза, которая кроме кошмарной внешности имела такой же голос, маска застыла в немом крике. А на другой — женщина в тюрбане. Я, по молодости и наивности, встречая эту полюбившуюся петербургским строителям маску на фасадах[85], долгое время был уверен, что это мужчина, может быть сам Луи Жюль — кулинар, в поварском колпаке.
С чего бы это повару взгромоздиться на фасад? Времена, когда украсят стены домов краснофлотцы и спортсменки, парашютистки и ударники труда, еще не пришли, до них еще полтора столетия. Пока еще это времена, где декоративное убранство домов не уподобляется плакату и рассчитано на людей образованных. Тогда кто же это? Андромеда! И находится она здесь как антипод Горгоне, как надежда на спасение. А ее улыбка на зареванном лице — свидетельство тому, что Персей «калган-башка гаргон — Медуз отсадил», как объяснил мне когда-то дворник-татарин, с неизменными тогдашними атрибутами должности — в белом фартуке, с медной бляхой и метлой, сидевший на табуретке у ворот этого дома.
— А на голове-то у нее что?
— Тюрбан, чалма — шапка такой! Ты чо! Она же «ефиопка»!
Потому и принялась эта парочка странствовать по питерским домам, что дарила людям надежду на спасение. Эта Медуза тоже отсюда, от дома Бенуа, пошла по фасадам, а ее образ дал весьма обильную пищу для творчества архитекторам и ваятелям.
Ул. Глинки. 15
Как повествует миф, Персей напал на спящую Медузу в момент пробуждения. Кстати, прием, используемый всеми диверсантами, когда проснувшийся еще не совсем понимает, что происходит. Такая Медуза на замковом камне проездной арки, дома № 31 по Большой Морской улице[86]. «Непроспавшуюся» Медузу даже жалко.
Вообще, рассматривая маскароны Медузы последовательно, можно выстроить целый фильм! Блистательный пример такого понимания и метода восприятия маскаронов дает Б. Скочилов в своей замечательной книге «Маскароны Петербурга»: «Другая композиция масок, повествующая о встрече Персея с Медузой, находится на фасаде дома № 9 по Съездовской линии Васильевского острова <…> на замковых камнях окон второго этажа этого дома шесть масок с изображением Персея перемежаются с таким же количеством масок с изображением Медузы. В композиции запечатлен момент, когда Персей, узнав Медузу из трех сестер горгон, подлетел к ней для нанесения смертельного удара. Об этом свидетельствует одинаковое количество масок Персея и Медузы и их расположение окнами, указывающее на то, что мифические персонажи находятся рядом. На голове Персея шлем, по бокам которого небольшие крылья: он только что незаметно подлетел к Медузе. Змеи на голове Медузы почувствовали врага — зашевелились. Медуза проснулась, но не видит Персея — его скрывает шлем Аида. На маске Медузы запечатлено не зловещее выражение, а раздражение неожиданным пробуждением»[87].
Большая Морская ул., 37
И далее следующий эпизод — «кульминационный момент в жизни Персея — встреча с Медузой. Один из них — дом № 7 на Малой Морской улице (арх. Н. И. Иванов), построенный в классическом стиле. Его серый фасад непримечателен и прост, кроме масок, находящихся на нем. Женские маски принадлежат трем сестрам горгонам, как две капли воды похожим друг на друга. На них изображена молодая женщина со спокойным, открытым и волевым лицом. Короткие завитки волос, обрамляющие его, заканчиваются змеиными головами. Под подбородком переплелись тела двух змей. О том, что горгоны летают, свидетельствуют крылья, находящиеся на голове. Маски ничем не напоминают ужасное чудовище, представленное в мифологии.
Другая маска — с изображением мифического героя Персея. На его молодом мужественном лице отражение внутренней напряженности и сосредоточенности, губы сжаты, он внимательно и пристально смотрит перед собой. Волосы Персея развеваются ветром. На его голове отсутствует шлем, подаренный ему властелином подземного царства теней Аидом, делающим его невидимым. Действие мифического сюжета развертывается на уровне второго этажа фасада здания. На нем семь окон из девяти, находящиеся в неглубоких аркообразных нишах и декорированные масками горгон, разделены на три группы двумя окнами без наличников, украшенными масками с изображением Персея (левая утрачена).
Повествование начинается с трех центральных окон с масками горгон. Оно знаменует, согласно мифу, время подлета Персея к острову, где жили горгоны, и обнаружение им трех сестер горгон. Которая из них Медуза?! Следующее мгновение переносит действие сюжета на окна, размещенные по краям фасада (по два окна с масками горгон), перед Персеем уже две горгоны… Это Медуза! На нее указал ему вездесущий Гермес! Одна маска — живая Медуза, оказавшаяся от Персея на расстоянии вытянутой руки с мечом, другая — ее отражение в медном щите, в который смотрит герой, чтобы не видеть прямого взгляда Медузы, превращающего все живое в камень. Овал ниш окон как бы напоминает об этом круглом щите»[88].
Вот так! Во всем контексте архитектурного облика всего здания, в умении воспринимать послание, обращенное к нам мастерами прошлого, усиленное нашим историческим опытом, и нужно «читать» маскароны, в частности весь декор сооружения, который в отрыве от него — бессмысленен, как литеры рассыпанного набора. Неторопливо, во всей полноте используя умение, стремительно теряемое нынешними поколениями — умение наслаждаться чтением, музыкой, архитектурой. Зачем? Чтобы жить полно! Чтобы улица не была тупым монотонным и мучительным маршрутом из пункта А в пункт Б, а неповторимой частицей бытия. Как гениально у Александра Сергеевича: «Летят за днями дни, и каждый миг уносит частицу бытия…» И все равно едете ли вы на метро, несетесь, расталкивая прохожих, по тротуару или стоите в пробках, запертые в железной коробке автомобиля: «…каждый миг уносит частицу бытия…» Каждый! Вашей жизни! А этот миг, эту частицу бытия следует проживать наполненно, с интересом и радостью, что и есть счастье бытия, то, чего, как говорил мой армейский старшина, «на том свете и за поллитру не дадут!»
Наб. кан. Грибоедова, 69
Относительно разработки образа горгоны в маскаронах отчетливо прослеживается два направления. Одно — в сторону иносказательности, в сторону психологической проработки образа, другое — в декоративность, когда обилие змеевидных волос Медузы превращается в самодостаточный орнамент; так, в образе Медузы, «охраняющей» дом № 19 на Рузовской улице (арх. Б. И. Пфшович), «художник, изображающий горгону Медузу, не придерживается правил, связанных с портретной корреляцией создаваемого образа. Этому способствует не только ее непременный атрибут — змеи на голове вместо волос, но и характеристическая непредсказуемость поведения страшного мифического персонажа. Поэтому в передаче выражения лица Медузы существует такой диапазон предполагаемых чувств, на который способна мимическая мускулатура в воспроизведении оттенков отрицательных эмоций.
Иногда и змеи на голове мифической женщины-чудовища становились объектом вдохновения скульпторов. И тогда уже не выражение лица Медузы, а рельефные изображения представителей отряда пресмыкающихся, извивающиеся вокруг ее головы, привлекают внимание прохожих (П. С., Малый пр., 25, арх. А. Н. Дмитриев; Большая Монетная ул., 6, арх. В. С. Шорохов)»[89].
В данном случае декоративность превалирует над драматическим содержанием. Замысловатые извивы змей превращаются в сказочную плетенку, где собственно лицо Медузы не играет определяющей роли. Другое направление в развитии образа горгоны Медузы, буквально цитируемая архитекторами «Медуза Рондронини», хранящаяся в Мюнхене в Глиптотеке, работы Джорджо. Но мастер копировал ее с классического оригинала, предположительно скульптуры Фидия V века до Р. Х.
Солдатский пер., 3
С годами происходит странное слияние образов Горгоны и Персея. Они начинают походить друг на друга. Ремни под подбородком героя, держащие шлем, делаются похожими на змей, а голову Горгоны увенчивает крылатая шапка, «арендованная» Персеем. Со временем разница настолько стирается, что о маскароне на доме № 2 по Караванной улице нельзя сказать с уверенностью, кто это — Персей или утратившая все непривлекательные свойства Горгона? Равно как и в маскароне женщины, увенчанной средневековой европейской короной, можно с большими оговорками признать Андромеду. Образ Персея все более сливается и с образом безбородого Гермеса. Только кадуцей позволяет определить точно, что перед нами вездесущий Меркурий.
* * *
13-я Красноармейская ул., 6 (арх. И. Б. Слупский).
Ул. Белинского, 5, доходный дом Н. А. и С. А. Латониных (1911 г., арх. И. П. Володихин).
Большая Монетная ул., 6, доходный дом В. С. Шорохова (арх. В. С. Шорохов).
Большая Морская ул., 37, здание Страхового общества России (1898–1899 гг., арх. Л. Н. Бенуа, З. Я. Леви).
В. О., Кадетская линия, 9, доходный дом Ф. И. Клеменца (1900 г., арх. Ф. И. Лидваль).
Ул. Глинки, 15, дом Бенуа (1796 г., арх. В. И. Баженов).
Дворцовая пл., 1, штандарт Гвардейского штаба (арх. А. Брюллов).
Наб. Кутузова, 51 (арх. П. А. Чепыжников).
Малая Морская ул., 7 (арх. Н. И. Иванов).
Невский пр., 62 (1896–1898 г., арх. Б. И. Гиршович).
П. С., Малый пр., 25 (1911–1912 гг., арх. А. Н. Димитрато).
Рижский пр., 36, нет сведений.
Рузовская ул., 19, доходный дом Б. И. Гиршовича (1908–1909 гг. , арх. Б. И. Гиршович).
Садовая ул., 39/41, дом Денежкина (1820 г., арх. А. И. Мельников).
Солдатский пер., 3, доходный дом (Римский дом) М. Н. Граббе (1913–1914 г., арх. С. Г. Гингер).
Столярный пер., 18, доходный дом И. Д. Зверкова (1827, 1910–1911 гг., арх. А. И. Зазерский).
Суворовский пр., 51, фасад дома, выходящий на Заячий переулок (арх. Н. И. Котович).
Наб. р. Фонтанки, 86, 88, дома мещанского общества (1910 г., арх. Н. К. Прянишников).
Наб. р. Фонтанки, 92, дом купцов Устиновых, дом Петровых (1817 г.; арх. нет сведений).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Персей | Wikids
Озвучка доступна в режиме обучения
В стародавние времена в древнегреческом городе Аргос правил царь Акрисий.
У Акрисия была дочь – красавица Даная. Царь в своей дочери души не чаял.
Полезные ссылки
- Древняя Греция
- Аргос
Однажды оракулы сообщили Акрисию, что ему суждено погибнуть от рук внука.
– Неужели моя любимая дочь родит внука – моего убийцу?
– Так будет, царь, – подтвердили оракулы с белоснежными бородами.
Полезные ссылки
- Оракулы
Испугался Акрисий, как никогда до того. С одной стороны, дочка родная, жалко ее. С другой стороны, оракулы не ошибаются. Что делать? Подумал и приказал заточить Данаю в медную башню.
– Если женихи не встретятся с дочерью, она не родит ребенка. Так я останусь жив, – рассудил несчастный отец.
Полезные ссылки
- Башня
Сидя у окошка, с высоты наблюдала Даная за недоступными женихами.
Однажды с неба пошел золотой дождь. Золотые капли затекли в темницу и превратились в прекрасного мужчину. Этим мужчиной был громовержец Зевс.
Полезные ссылки
- Зевс – царь богов
Через девять месяцев Акрисий зашел в темницу проведать дочку и… что он увидел? Девушка не коротала время в одиночестве: она баюкала на руках симпатичного младенца.
– Это Персей, сын Зевса, – сказала Даная, протягивая ребенка Акрисию.
Больше прежнего испугался Акрисий. Мыслимое ли дело – получить в зятья могущественнейшего из богов?!
Полезные ссылки
- Персей
В конце концов Акрисий повелел заточить Данаю с младенцем во вместительный деревянный ящик.
– Столкните ящик в море, – распорядился царь. – Если моя дочь родила от бога, пусть всесильные и решают, кому жить, а кому умирать.
Полезные ссылки
- Критское море
Даная и Персей не умерли. Ящик, в котором они находились, прибило к берегу острова Серифос.
Выбравшись из ящика, Даная выстроила на берегу скромную хижину, в ней с сыном и поселилась.
Полезные ссылки
- Остров Серифос
Прошли годы. Персей вырос, но его мать Даная по-прежнему оставалась привлекательной женщиной.
Однажды Полидект, царствовавший на острове Серифос, увидел Данаю, и сделал ей предложение. Но женщина, помнившая о любви Зевса, отказала царю.
Полезные ссылки
- Хижина
Отказ женщины привел Полидекта в ярость. Желая отомстить Данае, он вызывал к себе во дворец Персея и сказал:
– Слышал о Медузе-Горгоне? Это женщина со змеиными волосами. Добудешь ее голову, и я тебя озолочу.
На самом деле Полидект надеялся, что Персей погибнет.
Полезные ссылки
- Медуза Горгона
Персей загорелся этой идеей.
Вернувшись в рыбацкую хижину, он сообщил матери, что отправляется искать Медузу-Горгону.
Даная долго плакала, умоляя сына остаться, но Персей был непреклонен. На следующее утро он отправился с ближайшей лодкой на материк.
Полезные ссылки
- Рыбалка в старину
Даная осталась на Серифосе одна, совсем беззащитная.
Опасаясь, что Полидект прибегнет к насилию, женщина поселилась в храме Афины. Осквернить храм не мог позволить себе даже такой распущенный царь, как Полидект.
В храме Даная ожидала возвращения сына…
Полезные ссылки
- Древнегреческие храмы
- Богиня Афина
А Персей в это время искал Медузу-Горгону. Пустынных местностей в Древней Греции много… Где может скрываться от людей женщина со змеиными волосами?
Юноша не успел отчаяться в поисках, как на помощь ему пришла богиня Афина.
– Поскорей накажи эту негодницу, но будь осторожен, – сказала богиня. – У Медузы убийственный взгляд. Если ты взглянешь на нее, то окаменеешь.
– Где мне искать Медузу? – спросил Персей у Афины.
– Выпытай у сестер Грай. Старухам известно, где девчонка спряталась. Возьми крылатые сандалии, чтобы поскорей обернуться.
Полезные ссылки
- Крылатые сандалии
При помощи крылатых сандалий, подаренных Афиной, Персей быстро разыскал сестер Грай.
Это были воистину странные старухи. На троих у них был один глаз и один зуб. Когда какой-нибудь из старух требовалось посмотреть или пожевать, она забирала глаз или зуб у сестер, оставляя тех слепыми или беззубыми.
Полезные ссылки
- Сёстры Грайи
– Глядите, глядите, человек спускается с неба! – закричала та старуха, у которой был глаз.
– Дай мне посмотреть! Дай мне посмотреть! – закричали две другие старухи и принялись отбирать глаз у первой.
Глаз выпал из глазницы и закатился под камень.
Когда Персей спустился с неба, то увидел трех слепых старух, ползающих на коленях в поисках потерявшегося глаза.
– Вот ваш глаз, бабушки, – вежливо сказал юноша, доставая глаз из-под камня.
Грайи обрадовались возвращению глаза и рассказали Персею, где живет Медуза-Горгона.
До жилища Медузы-Горгоны было два часа лету.
Когда Персей опустился на землю, то увидел множество каменных статуй. Юноша вспомнил слова Афины, что люди под взглядом Медуза-Горгоны превращаются в камни, и стал осматривать окрестности через отражение в щите.
Тут из пещеры выскочила Медуза-Горгона. Убедившись, что Персей не смотрит в ее сторону, она выхватила меч.
Между Персеем и женщиной со змеиными волосами произошла битва.
Фехтовать, глядя в зеркальное отражение, было неудобно, но Персей победил. Когда все было кончено, он отрубил Медузе-Горгоне ее страшную голову и сунул в мешок, чтобы та никому не причинила вреда.
Полезные ссылки
- Персей и голова Медузы
- Древнегреческие щиты
- Древнегреческие мечи
Окрыленный победой, Персей летел на родной Серифос. Он живо представлял, как обрадуется Даная возвращению сына.
Вдруг посреди моря Персей увидел скалу, к которой была прикована девушка. Удивленный юноша спустился вниз, желая разузнать, в чем дело.
Девушка рассказала Персею, что ее зовут Андромедой. Боги наслали на жителей ее города Микены морское чудище. Избавиться от чудища можно, принеся в жертву царскую дочь. У микенского царя была единственная дочь – Андромеда.
– Смотри, морское чудище поднимается из пучин! – вскрикнула Андромеда испуганно. – Улетай, юноша, иначе ты погибнешь вместе со мной.
Полезные ссылки
- Микены
Персей не испугался. Он приказал девушке зажмурить глаза. Вот чудище показалось над водой, разевая зубастую пасть… Тут Персей выхватил из мешка отрубленную голову Медузы. Чудище издало протяжный вопль и окаменело.
Персей освободил Андромеду от цепей, подхватил на руки и взлетел с одинокой скалы в направлении Серифоса.
– Мама, мама! Я победил Медузу-Горгону. А эту девушку зовут Андромеда, я спас ее от когтей морского чудища, и мы любим друг друга! –
так говорил Персей, переступая порог родной хижины.
Хижина была пуста. Странно. Куда могла подеваться его мать?
Персей нашел ее в храме Афины. Узнав о том, что случилось, он отправился прямиком к царю Полидекту. В руках юноша держал мешок с головой Медузы-Горгоны.
– Персей, ты вернулся? – Полидект попытался изобразить на лице радость, но у него не очень-то получилось.
– Почему моя мать вынуждена скрываться от тебя в храме Афины? – строго спросил Персей.
Полидект покраснел до корней волос и принялся нести какую-то чушь, якобы Даная сама во всем виновата.
Персей увидел, как нагло ведёт себя Полидект, и разозлился.
– Ты посылал меня за головой женщины со змеиными волосами, царь? – воскликнул Персей и вытащил из мешка смертельную голову. – Вот она, гляди!
Полидект не успел испугаться, как окаменел.
Вернувшись к женщинам, он рассказал им о смерти Полидекта.
– Ты ведь отвезешь меня в Микены? – Андромеда потянула юношу за рукав.
– Конечно! Мы вместе туда отправимся.
Через час лодка, нагруженная нехитрыми пожитками Данаи и Персея, отплыла в море.
Полезные ссылки
- Древнегреческие корабли
В Микенах Персея и Данаю приняли как родных. Микенский царь, отец Андромеды, не ожидал, что дочь спасется от когтей морского чудища, и страшно обрадовался.
Персей и Андромеда поженились.
Когда через несколько лет отец Андромеды умер, на царство вместо него взошел Персей.
Персей управлял Микенами твердой и мудрой рукой. Народ в нем души не чаял.
Слава о молодом правителе Микен распространилась по городам Древней Греции. Когда Акрисий, аргосский царь, понял, что микенский царь не кто иной, как его родной внук Персей, то сильно опечалился. Захотелось старику взглянуть на внука и дочку хоть одним глазком.
Никого не предупредив, Акрисий тайком отправился в Микены.
В Микенах как раз проходили олимпийские игры, и Персей участвовал в них в качестве метателя диска.
Наступил долгожданный день состязаний. Метатели поочередно выходили на олимпийскую арену и выполняли броски. Затаив дыхание, ждал Акрисий выступления внука.
Полезные ссылки
- Древние Олимпийские игры
- Метатели диска
Наконец, дождался. Крепкотелый загорелый Персей, микенский царь, вышел на арену и изготовился для броска. Тут сердце постаревшего Акрисия не выдержало.
– Внучок, внучок! – закричал он с трибуны.
Дрогнула рука Персея, услышавшего эти слова, и пущенный им снаряд улетел в сторону трибун.
Полезные ссылки
- Диск для метания
Надо же такому случиться, что диск угодил Акрисию прямо в грудь. Престарелый царь охнул и через некоторое время умер. В момент смерти он улыбался и смотрел на Персея, склонившегося над ним и державшего деда за руку. А рядом рыдала Даная.
Акрисий погиб от руки своего внука, сына Данаи. Сбылись предсказания оракулов.
Perseus – Mythopedia
Греческий геройАвтор: Ави КапахПоследнее обновление: 29 ноября 2022 г.
Да. Персей убил Медузу по приказу Полидекта, царя Серифа.
Персей убил Кракена?
Нет. Хотя Персей убил Кракена в фильме 1981 года Битва Титанов , этот эпизод не упоминается в древней литературе. Однако Персей убил Горгону Медузу, а также морское чудовище по имени Цетус.
Персей ездил на Пегасе?
Нет. Хотя Пегас родился из крови Медузы после того, как она была убита Персеем, сам Персей не ездил на Пегасе. В античной литературе именно герой Беллерофонт захватил Пегаса и оседлал его.
Обзор
Персей, смертный сын Зевса и аргосской принцессы Данаи, был греческим героем, царем и убийцей монстров. После того, как он и его мать были изгнаны с родины, Персей вырос на отдаленном острове, где он вырос, защищая свою мать от жестокого царя Полидекта.
Персей сделал себе имя, убив Медузу, чудовище, чей взгляд обращал людей в камень. Позже, проходя через Эфиопию, Персей спас царевну Андромеду от морского чудовища и сделал ее своей женой. В конце своих приключений Персей стал правителем Микен и основал важную династию.
Этимология
Этимология имени Персея неясна. Древняя народная этимология связывала имя «Персей» с персами, так как иногда говорили, что он был их предком. [1]
Ученые восемнадцатого и девятнадцатого веков часто полагали, что это название произошло от греческого глагола πέρθειν ( perthein , «разграблять, уничтожать») в сочетании с окончанием -eus, которое часто встречается во многих ранние греческие имена (Тесей, Прометей и т. д.): Таким образом, имя Персея переводится как «разрушитель». [2]
Другие ученые предполагают, что его имя связано с богиней подземного мира Персефоной [3] или даже с хеттским богом войны Пирвой. [4]
Эксперты также расходятся во мнениях относительно того, когда возникло имя и его носитель. Мартин Нильссон уверенно датировал Персея и его мифы бронзовым веком (ок. 1600–1100 гг. до н. э.), [5] гг., в то время как Т. П. Хоув утверждал, что имя и герой были придуманы позже, возможно, в архаический период (ок. 800 г. до н. э.). –490 г. до н.э.). [6]
Произношение
30085английский
греческий
9007 9Perseus Περσεύς Phonetic
IPA
[PER-see-uhs] /ˈpɜːrsiəs, -sjuːs/
Атрибуты
Ранний герой и знаменитый истребитель монстров, Персей обычно представлялся с оружием и артефактами, которые он получил от богов для борьбы с Медузой: несокрушимым мечом, шлемом-невидимкой, зеркальным щитом, крылатым сандалии и волшебный ранец. В древней и современной иконографии его часто изображают держащим голову Медузы, которой он обращал своих врагов в камень.
После своих подвигов Персей построил город Микены. Расположенный в центральной Греции (в северо-восточной части Пелопоннеса), это был один из самых важных городов в греческой мифологии. Имя Персея стало ассоциироваться с могущественной династией Персеидов, в которую входили не только многие микенские цари, но и известные герои, такие как Геракл.
Семья
Персей был сыном Зевса, правителя греческих богов. [7] Его матерью была Даная, дочь Акрисия, царя Аргоса. Со стороны матери это сделало Персея потомком первой правящей династии Аргоса, которая вела свое происхождение от речного бога Инаха.
Со своей женой Андромедой у Персея было много детей. Согласно Аполлодору, у Персея было шесть сыновей (Перс, Алкей, Сфенел, Гелей, Местор и Электрион) [8] и одна дочь (Горгофона). [9]
Генеалогическое древо
Мифология
Рождение
Как и у многих детей Зевса от смертных матерей, ранние годы Персея были бурными и несчастливыми. Еще до рождения Персея Акрисия, царя Аргоса, предупредили, что однажды его убьет внук. Поэтому Акрисий заключил в тюрьму своего единственного ребенка Данаю, чтобы она никогда не родила сына.
Но Зевс влюбился в прекрасную Данаю и посетил ее золотым дождем. Вскоре после этого Даная родила Персея. [10]
Акрисий, все еще опасаясь пророчества о том, что его убьет внук, запер Данаю и младенца Персея в сундук, который бросил в море. Сундук плавал по морю много дней, пока наконец не был выброшен на берег на острове Серифос. Там Даная и Персей были найдены Диктисом, рыбаком и братом царя острова Полидекта. Добрый Диктис принял Данаю и помог ей воспитать Персея.
Медуза
Когда Персей возмужал, Полидект, царь Серифоса, влюбился в Данаю. Однако Даная не хотела выходить замуж за Полидекта, и Персей защищал свою мать от нежелательных ухаживаний Полидекта. Затем Полидект начал заговор, чтобы избавиться от Персея.
Однажды Полидект устроил большой пир, на котором каждому гостю было приказано принести ему подарок. У Персея Полидект потребовал голову Медузы. Это считалось почти невыполнимой задачей: Медуза была одним из трех монстров, известных как Горгоны, чьи головы были окружены змеями вместо волос и чей взгляд обращал людей в камень. Не уклоняясь от архисложной задачи, Персей пообещал принести Полидекту голову Медузы.
В поисках Медузы Персей руководствовался богиней Афиной, дочерью Зевса и, следовательно, его божественной сводной сестрой. Афина объяснила ему, что только Геспериды, девы, охраняющие рощу Геры, могут подсказать ему, где найти Медузу и горгон. Но сначала Персею нужно было найти Гесперид.
По указанию Афины Персей посетил Грай, сестер Горгон, чтобы узнать местонахождение Гесперид. Грайи были тремя старухами, у которых был общий глаз. Персей подкрался к Граям и вырвал их единственный глаз, который он согласился вернуть только после того, как они сказали ему, где найти Гесперид.
Когда Персей добрался до Гесперид, ему дали специальный ранец, в котором можно было безопасно нести голову Медузы. Другие боги также помогли Персею в его поисках: от Афины он получил щит с полированным лицом; от своего отца Зевса он получил несокрушимый серп; от Аида он получил шлем, делавший его невидимым; наконец, от Гермеса он получил крылатые сандалии.
Вооружившись таким образом, Персей отправился в пещеру горгон. Когда он нашел Медузу, он смог приблизиться к ней, не превращаясь в камень, глядя на ее отражение в щите Афины. Затем он отсек голову Медузы мечом Зевса. Когда кровь Медузы пролилась на землю, родились крылатый конь Пегас и его брат Хрисаор. Воспользовавшись шлемом-невидимкой Аида, Персей вырвал отрубленную голову Медузы и скрылся.
Ваза, изображающая Персея, обезглавливающего спящую Медузу, приписываемая Полигноту (450–440 гг. до н. э.). Персей смотрит на Афину и отворачивается от Медузы, чтобы не превратиться в камень.
Метрополитен-музей Public DomainАндромеда
По пути домой Персей проезжал через Эфиопию. Там он стал свидетелем странной и ужасной сцены: красивая молодая девушка была привязана обнаженной к скале, ожидая, пока морское чудовище выйдет из глубины и поглотит ее. Кассиопея, царица Эфиопии, хвасталась, что она красивее пятидесяти дочерей морского божества Нерея. [11] Это разозлило Посейдона, который принес разрушения в Эфиопию и успокоился бы только в том случае, если бы Кассиопея принесла ему в жертву свою дочь Андромеду. Таким образом, Андромеда была оставлена в цепях на берегу моря для морского чудовища Посейдона Цита.
Это была сцена, которая разворачивалась, когда Персей прибыл в Эфиопию. Подойдя к Кассиопее и ее мужу Цефею, царю Эфиопии, Персей предложил спасти жизнь Андромеде в обмен на ее руку. Кассиопея и Цефей согласились (хотя ни одна версия мифа не объясняет, почему они отказались от своих планов жертвоприношения). Впоследствии Персей убил Кита и освободил Андромеду.
Персей и Андромеда Яна Кейноога (1561).
MauritshuisPublic DomainОднако свадьба Персея и Андромеды была нарушена прибытием ее дяди Финея, который первоначально был помолвлен с Андромедой. Вспыхнула ссора. В конце концов Персей обратил Финея и его сторонников в камень, показав голову Медузы.
Возвращение домой
Персей наконец вернулся на Серифос со своей новой невестой, но обнаружил, что Полидект продолжает преследовать свою мать Данаю. Персей решил раз и навсегда положить конец нежелательным достижениям Полидекта. Отправившись во дворец Полидекта, Персей показал развратному царю «подарок», который он сам просил: голову Медузы. Полидект, не веря своим глазам, посмотрел на голову Горгоны и окаменел.
Поставив Диктиса царем Серифоса вместо своего брата Полидекта, Персей вернулся в Аргос, царство своего деда Акрисия. Однако, когда Акрисий узнал о возвращении Персея, он бежал из города, все еще опасаясь пророчества, которое предсказывало, что он будет убит своим внуком.
Когда Персей принимал участие в спортивных играх в городе Ларисе, он бросил диск, который попал в старика в зале и тут же убил его. Позже выяснилось, что жертвой был не кто иной, как его дед Акрисий, тем самым непреднамеренно исполнив пророчество. Опечаленный, Персей похоронил деда и отдал царство Аргоса своему двоюродному брату Мегапентесу.
Дом Персея
Согласно многим преданиям, Персей затем взошел на трон Тиринфа и основал город Микены. [12] Он прославился тем, что построил грозные стены Микен, сделанные из валунов, плотно соединенных друг с другом без раствора. Эти укрепления, которые стоят и сегодня, в древности называли «циклопическими», потому что выглядели так, будто их могли построить только гигантские циклопы.
Персей основал могущественный Дом Персея, который снабжал поколениями королей и героев. Через детей, которые у него были с Андромедой, Персей стал предком многих важных людей, включая персов, Геракла, Елену Троянскую и Диоскуров (Кастора и Полидевка).
Поклонение
Храмы
В Древней Греции Персею иногда поклонялись как герою. Самые ранние свидетельства его культа были найдены в Микенах: в надписи конца шестого века до н. э. упоминаются «жрецы-аналитики» Персея (неясный термин, вероятно, относящийся к хранителям записей, которые также выполняли религиозные функции). [13]
Павсаний, географ, живший во втором веке н. э., писал, что в его время самые важные святилища Персея находились в Серифосе и Афинах. Он также описал жертвенник герою на пути из Микен в Аргос. [14] Однако, похоже, что эти культы не существовали до эллинистического периода (323–31 гг. до н. э.). Помимо этих обрывков, мало что известно о поклонении героям, связанным с Персеем.
Популярная культура
Миф о Персее появляется в современной массовой культуре, даже если Персей не так знаком, как некоторые другие греческие мифические фигуры (например, Геракл). Фильм 1981 года «Битва титанов » (переделанный в 2010 году) вольно адаптирован из мифа о Персее. Перси Джексон, главный герой 9-й серии книг Рика Риордана.0021 Перси Джексон и олимпийцы назван в честь Персея.
В своих современных изображениях Персей вообще довольно одномерный герой: смелый, благородный, решительный, благородный. Это более или менее соответствует изображению Персея в древнем мифе, где он главным образом руководствовался желанием защитить слабых (свою мать, Андромеду) и никогда не уклонялся даже от самых сложных задач.
Персей с головой Медузы Антонио Канова (1804–1806).
Метрополитен-музей Public DomainСписок литературы
Примечания
Herodotus, История 7,61, 150.
↩Роберт Грейвз, Гик Myths (1955;
↩Ульрих фон Виламовиц, Пиндарос (Берлин: Weidmann, 1922), 148n1.
↩Р. Д. Барнетт, «Некоторые контакты между греческими и восточными религиями», в Éléments orientaux dans la religion grecque ancienne (Страсбург: Presses Universitaires de France, 1961), 149.
↩Мартин П. Нильссон, Микенское происхождение греческой мифологии (1932; переиздание, Беркли: University of California Press, 1972), 40– 42.
↩Т. П. Хоу, «Происхождение и функция головы Горгоны», American Journal of Archeology 58 (1954): 209–21.
↩Был малоизвестный вариант, в котором Проет, а не Зевс, был отцом Персея (Аполлодор, Библиотека 2. 4.1).
↩Аполлодор, Библиотека 2.4.5. В схолиях Гомера Илиада 19.116 приводится аналогичный список, но вместо Элея используется Элий. Схолия Аполлония Родосского Argonautica 1.747, с другой стороны, называет только четырех сыновей: Алкея, Сфенела, Местора и Электриона. Другой сын по имени Кинур упоминается писателем II века н. э. Павсанием ( Description of Greece 3.2.2).
↩Аполлодор, Библиотека 2.4.5. Другие источники, однако, утверждали, что у Персея также была дочь по имени Автохте (Иоанн Цецес, Чилиадес 5.678; Джон Цецес на Ликофроне Александра 494).
↩Однако существует и другая традиция, согласно которой Данаю зачала не Зевс, а брат Акрисия (и ее дядя) Проет (Аполлодор, Библиотека 2.4.1).
↩Это самая известная версия мифа, но, согласно некоторым источникам, Кассиопея хвасталась не своей красотой, а красотой своей дочери Андромеды (Hyginus, Fabulae 64).
↩Павсаний, Описание Греции 2.15.4, 2.16.3–6, 2.18.1. В Аполлодоре, Библиотека 2.4.4, нам просто говорят, что Персей укрепил Микены.
↩IG IV 493.
↩Павсаний, Описание Греции 2.18.1.
↩
Первоисточники
Греческий
Гомер: Персей и его рождение в результате романа между Зевсом и Данаей упоминается в Илиада (14.319–20).
Гесиод: Битва Горгон и Персея с Медузой упоминается в Теогонии , эпосе седьмого века до н. э. (строки 270–81).
Пиндар: Миф о Персее и его убийстве Медузы был рассказан в Пифийской оде 12. В Пифийской оде 10 Пиндар также рассказал историю, в которой Персей путешествовал к гипербореям, мифическому народу с мистическими знаниями, на пути убить Медузу.
Афинская трагедия: несколько афинских трагиков (из которых наиболее известными были Эсхил, Софокл и Еврипид) написали пьесы о Персее и его приключениях, но ни одна из них не сохранилась. В древности самой известной трагедией о Персее была еврипидовская « Андромеда », в которой пересказывалась история о том, как Персей спас Андромеду от морского чудовища.
Страбон, География : географический трактат конца первого века до н. э. и важный источник многих местных греческих мифов, институтов и религиозных практик древности.
Павсаний, Описание Греции : Путевой рассказ II века н.э.; как « География » Страбона, важный источник местных мифов и обычаев.
Роман
Овидий: Основные подвиги Персея, особенно его битва с Медузой и его женитьба на Андромеде, описаны в книгах 4 и 5 знаменитого эпоса Овидия « Метаморфозы ».
Мифологические справочники (греческий и римский):
Диодор Сицилийский, Библиотека истории : труд по всемирной истории, охватывающий события от сотворения космоса до времен Диодора (середина I века до н. э. ). Мифы о Персее описаны в Книге 4.
Аполлодор, Библиотека : Мифологический справочник первого века до нашей эры или первых нескольких веков нашей эры. Мифы о Персее можно найти в Книге 2.
Hyginus, Fabulae : Латинский мифологический справочник (первый или второй век н.э.), который включает разделы, посвященные мифам о Персее.
Вторичные источники
Ганц, Тимоти. Раннегреческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам . 2 тт. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996.
Грейвс, Роберт. Греческие мифы . Лондон: Penguin, 1955.
Хартленд, Эдвин. Легенда о Персее . 3 тт. Лондон: Натт, 1894–1896 гг.
Хоу, Т. П. «Интерпретация мифа о Персее и Горгоне». Кандидатская диссертация, Колумбийский университет, 1952.
Джеймсон, Майкл Х. «Персей, герой Микен». В Культы и обряды в Древней Греции: Очерки религии и общества , 22–40. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2014.
Кереньи, Карой. Греческие герои . Лондон: Темза и Гудзон, 1974.
Огден, Дэниел. Персей . New York: Routledge, 2008.
Роуз, Х. Дж. Справочник по греческой мифологии . Лондон: Метуэн, 1929.
Уилк, Стивен Р. Медуза: разгадка тайны Горгоны . Oxford: Oxford University Press, 2000.
Вудворд, Джоселин М. Персей: исследование греческого искусства и легенд . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1937.
Цитата
Капач, Ави. «Персей.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/perseus.
Капач, Ави. «Персей.» Mythopedia , 29 ноября 2022 г. https://mythopedia.com/topics/perseus. По состоянию на 2 декабря 2022 г.
Капач, А. (2022, 29 ноября). Персей . Мифопедия. https://mythopedia.com/topics/perseus
Авторы
Андромеда и Персей — Storynory
искать 00.00.00 00.00.00 loading- Скачать
Один из самых остросюжетных и захватывающих греческих мифов рассказывается с точки зрения принцессы Андромеды.
Родители привязали Андромеду к скале и оставили на завтрак морскому чудовищу. Неудивительно, что она была не очень рада этому. Она рассказывает нам своим собственным голосом, как это произошло и как ее спас греческий герой Персей. Затем мы слышим историю жизни Персея, в том числе рассказ о том, как он отрезал змеиную голову Медузы Горгоны.
Рассказ Берти.
Рисунок Берти
Читает Наташа.
Корректура: Яна Элизабет.
Меня зовут Принцесса Андромеда. Возможно, вы видели мою картину, потому что на протяжении столетий меня рисовали столько раз разные художники. Обычно они показывают меня более или менее обнаженным, прикованным к скале у моря, и змеем, готовым прийти и пожрать меня. Каким-то образом им удается показать, что я выгляжу довольно круто во всем этом деле. Это было не совсем так. Я могу вам сказать, я кричала навзрыд — я имею в виду, не так ли? Этот монстр, он был просто – тьфу – уродливым, склизким, покрытым ракушками и, очевидно, никогда в жизни не чистил зубы. Он торопился, извивался в волнах и бил хвостом, чтобы максимально напугать меня.
Это действительно случилось со мной — и знаете что? Мои собственные родители приковали меня к этой скале. Да, мать и отец! Я думал, они меня любят! Мама всегда хвасталась мной. Она говорила всякому, кто готов был слушать, что я красивее морских нимф, называемых нереидами, — я не говорю, что это неправда, — но так нельзя говорить. Это называется богохульством. Нереиды бессмертны, и у них есть данное Богом право претендовать на титул всего, что они хотят, включая самое красивое. Но я был молод и не знал этого. Что меня действительно раздражало, так это их план выдать меня замуж за моего дядю. Если бы не то, что он был немолодым и уродливым, а также братом моего отца, — он тоже был — вы не поверите — пиратом. Его жуткие банды головорезов угрожали нашим портам, и он сказал, что они поступят еще хуже, если я не смогу стать его невестой. Поэтому мама и папа уступили, даже не спросив моего мнения. Дата свадьбы была назначена, и придворный бард разослал приглашения с небольшой одой, в которой придворный бард сравнил меня с нереидами и сказал, что я превзошла их в отделе внешности. Одну из этих песенок они даже послали Посейдону, богу моря, известному своим бурным нравом, и гордому отцу вышеупомянутых нереид. Какая это была ошибка! Он не просто взбудоражил волны, он изверг гнусного монстра, пришедшего разорить наш берег. Его жрица сказала моим родителям, что чудовище не отступит, пока не отведает вашего покорного слугу в качестве жертвенного завтрака. Итак, теперь вы знаете, как я оказался в этом довольно неприятном затруднительном положении, прикованный к скале. Если это не было достаточно утомительно, то на скалах сидел придворный художник, записывая самое первое впечатление от Андромеды и Морского Чудовища для мифологии. Я не знаю, был ли я больше напуган или больше разгневан на своих родителей. Я думал, что никогда не доживу до своего семнадцатилетия.
Как я уже говорил, морское чудовище таскало вещи — я думаю, ему нравилась вся эта драма. Толпы зрителей должны были оправдать свои деньги, но это была его большая ошибка.
Я поднял глаза к небу, чтобы воззвать: «О Зевс, владыка небес, пошли мне избавление от этого мерзкого зверя и этих моих глупых родителей!» А кто говорит, что молитва не имеет силы – потому что из облаков появилась странная птица. Я сразу увидел, что это было что-то из ряда вон выходящее; он казался более прямоходящим в воздухе, чем обычный пернатый друг. Не могу сказать, что он пикировал, как орел, местами это больше походило на то, что его подбрасывало ветром — настоящий летчик-любитель. Но затем он получил больше контроля и начал стремительно приближаться к нам. Теперь я мог видеть, что это воздушное существо было вооружено щитом, мечом и шлемом. Его крылья были на ногах, что объясняло его странный стиль полета. На спине у него было что-то вроде рюкзака. Я затаил дыхание. Меня точно спасли. Это был бог или герой, и он собирался использовать свой меч, чтобы разрубить этого мерзкого морского змея. Но ох – какой идиот! Вместо того, чтобы прийти спасти меня, он плюхнулся на землю прямо рядом с моими родителями. Позже я узнал, что он требовал моей руки в обмен на мое спасение. Мой отец, как всегда раздражал его, торговался с ним о более выгодной сделке. Я глубоко вздохнул и крикнул:
«Давай! Если ты собираешься спасти меня, давай!»
В этот момент крылатый герой наконец понял, что время имеет решающее значение. Он сделал свое дело и порхал над зверем своим мечом, взмахивая из стороны в сторону, пока, наконец, не попал в цель и не проткнул ему шею. В ту ночь мы ели жареного морского змея на пляже.
Так я узнал имя своего героя. Он называл себя Персеем, сыном Зевса. Должна признать, он был лучше моего предыдущего жениха. По крайней мере, он был молод и красив, даже если он был неумелым летчиком, и ему слишком нравился звук собственного голоса. Он сидел и разговаривал с моим отцом о политике неба и земли, обо всех своих божественных родственниках, обо всех своих героических подвигах и приключениях. Я заметил одну вещь: он, казалось, никогда не оставлял свой рюкзак, сделанный из козьей шкуры, подальше от глаз. Когда он поставил его на берег, все водоросли тут же превратились в кораллы. Что бы ни было внутри, оно обладало довольно мощной магией.
Когда он наконец сел рядом со мной, я спросил:
«Так что привело тебя сюда, Персей?»
— Ветры, — сказал он. — Или, может быть, судьба. Моя жизнь всегда была такой. Когда я был младенцем, отец посадил меня в ящик с мамой и бросил в Эгейское море».
«Разве родители не прекрасны?» Я прокомментировал.
«Ну, у него были свои причины. Оракул сказал ему, что мне суждено убить его, — объяснил он. «Пять дней мы с мамой были игрушками ветров, которых волны швыряли туда-сюда. В конце концов нас выбросило вместе с обломками и обломками на берег острова Серифос, где нас и обнаружил рыбак. Он привел нас к царю Полидекту, который принял нас в свой дворец и присматривал за нами. Единственная проблема заключалась в том, что ему нравилась моя мать, прекрасная Даная, невеста Зевса. Он пришел к ней золотым дождем».
— Как Зевс, — сказал я.
«Шло время, я становился старше, Полидект все больше и больше обижался на меня. Он думал, что я скрываю от него свою мать. Поэтому, когда у него был день рождения, он придумал хрип, чтобы убрать меня с дороги. Я спросил его, что он хочет в подарок – и он ответил: «Голова Медузы Горгоны».
«Голова кого?»
«Медуза. Когда-то она была красивой женщиной, но тоже нашла способ разозлить богов, осквернив храм Афины. Мстительная богиня устроила Медузе худший день прически за всю историю. У нее в голове было полно змей — шипящих, плюющихся и извивающихся. На нее так страшно смотреть, что любой мужчина, взглянувший на нее, тут же превращается в камень. Она буквально окаменела».
«А женщины?» Я попросил.
«Не знаю. Я считаю, что именно мужчины больше всего боятся головы Медузы».
«Ну, это настоящий квест», — сказал я. — Желаю тебе удачи. Я подумал, может быть, что когда он в следующий раз улетит, он уже никогда не вернется. Жаль, потому что, как я уже сказал, он был симпатичным парнем. У него были мышцы в порядке. Но у нас не было времени поболтать больше, потому что кто же тогда должен появиться, кроме самого надоедливого человека в моей жизни — и это о чем-то говорит — дядя Финеус, пират, который думал, что имеет право жениться на собственной племяннице. Что ж, теперь у меня был защитник, который показал бы ему. Была только одна проблема. У моего дяди была целая армия с ним.
Когда мой дядя и будущий муж увидел Персея, уютно сидящего рядом со мной, его глаза загорелись яростью. Он поднял свое копье, готовый метнуть его в мое тело. Это было неприятно. Отец встал и крикнул:
«Брат, что ты делаешь? Персей завоевал право жениться на моей дочери. Не вини его в том, что он потерял твою невесту. Это Посейдон хотел отобрать ее у всех нас послав своего морского змея, чтобы пожрать ее».
Однако у Финея был вспыльчивый характер, и он ничего этого не слышал. Он бросил копье и промахнулся. Персей вернул бы его с лихвой, но мой дядя искал божественной защиты, нырнув за алтарь Бахуса. Затем вспыхнула всемогущая драка между армией пиратов Финея и телохранителями моего отца. Персей тоже был активен, рубя пиратов направо и налево своим мечом, но было ясно, что наша часть семьи сильно превосходила численностью. Когда дела у нас пошли плохо, Персей подобрал свой мешок из козьей шкуры. Я подумал: «О, он ушел, готовится к бегству», но теперь я знаю, что Персей не из тех, кто убегает с поля боя. Он крикнул: «Наша сторона, все отвести взгляд – Сейчас!» И, отвернув голову, он полез внутрь мешка и вытащил голову Медузы. Я мог смотреть на это, потому что я девушка, а нас, женщин, не так легко окаменеть от отвратительных вещей, как мужчин. Это было действительно отвратительно — даже больше, чем то морское чудовище. Это было сочетание бледного, но красивого лица и этих мерзких змей. Они заставили мою кровь стынуть в жилах, но я не превратился в камень. Однако все пираты Финея мгновенно превратились в статуи. Дядя в последний момент успел отвести взгляд и закрыл глаза рукавом. Теперь он начал умолять:
«Персей. Ты законный муж Андромеды. Я признаю, что был неправ, нападая на вас. Прояви милосердие. Пощади меня». Но мой жених перезвонил:
«Ты не потерпишь меч. Я сделаю так, чтобы ты был непреходящим памятником на протяжении веков, и тебя всегда будут видеть во дворце моего тестя».
Он подошел к тому месту, где прятался Финей, и свесил змей над его лицом — и тоже превратился в статую. Заслуженная судьба, говорю я.
К настоящему времени я понял, что Персей уже выполнил свою миссию по отсечению головы Горгоны. Он рассказал мне, как Афина дала ему оборудование, необходимое для дела. Она дала ему блестящий щит и велела смотреть только на отражение Медузы, а не прямо на нее. Она также дала ему божественный меч, чтобы отрубить ей ужасную голову. А Гермес, вестник богов, снабдил его крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой. Жаль, что он не дал ему урок полета, пока он был об этом.
Главная проблема заключалась в том, что Персей не знал, где на земле найти дам Горгон и Медузу. Сначала он улетел в земли заснеженного севера, где дни короткие, а небо грязное. Там, в сырой и прохладной пещере, он нашел трех серых сестер, которые делят между собой один глаз. Они были родственниками Медузы и наверняка знали, где она прячется, но им не хотелось предавать своих родных и близких. Персей был быстр и хитёр, и, когда они, сестра за сестрой, обменялись взглядом, он скользнул в его руку и отнял его у них. Теперь седые сестры были вне себя:
«Верни нам глаза, греческий вор!» они бушевали.
«А-а-а, пока ты не скажешь мне то, что я хочу знать». он заявил. В конце концов, у серых не осталось иного выбора, кроме как указать ему дорогу к земле Горгон, далеко на юг, где можно было найти Медузу.
Вооружившись этим знанием, Персей снова обратился в бегство. Он полетел на юг, в земли жаркие и песчаные, и обнаружил храм змееголовой Горгоны. Он мог слышать шипение ее змей, когда ее голова лежала на травяном холме. Отступив назад, руководствуясь только отражением своего щита, он подкрался на цыпочках, держа в руках свой божественный меч. Одним быстрым взмахом он отрубил ей голову и сунул ее в сумку из козьей шкуры, которую одолжил у Гермеса и которую не могли укусить змеи.
Так Персей собрал змеиную голову Медузы. Он улетел домой, его крылья трепетали в нежном воздухе. Когда он пролетал над Ливией, кровь Горгоны капала из его сумки и попадала на песок пустыни. С тех пор здесь обитают змеи. Когда он добрался до берега, подул ветер — он был в их власти — носил туда и сюда — точно так же, как он был младенцем на морских волнах. Поток воздуха поднял его высоко в небо и швырнул на край мира – туда, где живет гигантский Атлас. Теперь Атлас ревностно охранял свой сад, сад Гесперид, где на деревьях росли золотые яблоки. Подозрительный силач заподозрил, что сын Зевса пришел украсть его драгоценный плод. Каким бы великаном он ни был, он думал, что ни один тщедушный человек не сможет победить его — как он мог? И он пришел, чтобы ударить Персея и загнать его в подземный мир. Но он не рассчитывал на секретное оружие героя. Персей вытащил чудовищного змееголова из своего рюкзака из козьей шкуры. Лицо Медузы окаменело у Атласа. Его волосы и борода превратились в деревья. Его неповоротливое тело превратилось в скалу и землю горы. Его голова была его вершиной. Он вырос в огромную высоту, и все небо с его многочисленными звездами покоилось на нем. Теперь и навсегда именно тело, которое когда-то было Атласом, держит вершину мира.
Буря улеглась, и Персей мог продолжить свое путешествие, но он так сбился с курса, что не знал, где находится. Вот так он и обнаружил, что дрейфует над скалой, к которой я был прикован. Случай привел его ко мне. Но нет, ничто не случайно. Боги так задумали. Это была судьба.
На следующий день после битвы с пиратами я вышла замуж за Персея. Должен сказать, я был доволен. Ведь мы были красивой парой, одинаковой красотой, но не мозгами. Я, конечно, был в десять раз умнее его. Прошло несколько недель почти полного совершенства, и однажды утром он сказал мне:
«Моя дорогая Андромеда. Тебе пора познакомиться с моей матерью.
Девочки, знайте, это то, что рано или поздно говорят все мужчины. Это просто то, через что вам нужно пройти.
«Но она живет далеко за морем, — возразил я, — как же мы до нее доберемся?»
— Лети, — сказал он.
«Летать? Если ты думаешь, что я подниму тебя на спине, пока ты порхаешь на этих крылатых сандалиях, то у тебя есть еще одна вещь. Нет, спасибо. Я люблю землю.»
Персей был совершенно естественно смущен этой речью – но я имею в виду, неужели он действительно думал, что я собираюсь довериться тому, что он назвал «ветром судьбы»? Ни за что! Но через несколько дней он вернулся с более приемлемой идеей. Когда он убил Медузу, из ее шеи выпрыгнул крылатый конь по имени Пегас. Он немного помолился наедине со своей сводной сестрой Афиной, и она велела Пегасу перепрыгнуть через моря, подобрать нас и отнести к себе домой. Да, это был способ летать! Какое путешествие! Мы вдвоем на этой великолепной, блестящей белой лошади с правильным размахом крыльев, которая могла бить воздух и плавно нести нас над всей турбулентностью. Море под нами, небо вверху — все растянуто и изогнуто по краям — так, будто оно было для нас и только для нас. Я мог видеть корабли и дельфинов и мерцающие волны, покрытые белым прибоем. Золотой закат. Серебристая луна. Розовый рассвет — это было так, как будто мы были Богами!
Добравшись до острова Серифос, мы направились прямо во дворец, чтобы встретиться с королем.
— С возвращением, Перси, — покровительственно сказал он. Мне, например, не нравится это прозвище, и я всегда называю его Персеем. — Я вижу, ты завел себе прекрасную лошадь и хорошенькую невесту. Но что ты мне принес? Голова Горгоны оказалась слишком для тебя, а? Хоть ты и сын Зевса.
«Вот, — сказал Персей, доставая отвратительную вещь из своей сумки. Король увидел свой подарок ко дню рождения, голову Медузы, и обратился в камень.
Затем я встретила мать моего мужа, Данаю. Он не преувеличивал. Она действительно была настоящей красавицей и подходящей невестой для Зевса. Затем Персею пришлось увидеть еще одну важную женщину в своей жизни – свою сводную сестру Афину. Он вернул ей щит и меч. Он также дал ей голову Медузы, которую она прикрепила к своему щиту, чтобы все ее враги окаменели. Гермес забрал свои крылатые сандалии — скатертью дорога им, говорю я, — и свою сумку из козьей шкуры.
Персей по-прежнему был моим героем. Красивый, крепкий, немного толстоват. Это далеко не конец истории. Несколько лет спустя он принял участие в некоторых спортивных играх. В конце концов, это было то, в чем он был хорош. Он был готов выиграть соревнование по метанию копья, точно и точно метнув свое копье в цель. Но в этот момент и старик, немного ошеломленный, встал у него на пути.