Кто отменил в афинах долговое рабство: В каком веке было отменено долговое рабство в Афинах?

когда в Афинах отменили долговое рабство / Справочник :: Бингоскул

В 600-е годы до нашей эры афинами правила аристократия. Почти все правительственные решения и операции находились в руках полудюжины лидеров, называемых архонтами, и более мелких чиновников, называемых магистратами. Собрание дворян, большинство из которых были выходцами из богатых землевладельческих семей, каждый год избирало лидеров из их числа.

Кризис Афин

Аристократы правили Афинами ради собственной выгоды. Они часто создавали жестокие группировки, чтобы получить преимущество друг над другом. Они также использовали суды для дискриминации простых людей, в основном бедных фермеров, рабочих, ремесленников и растущего класса торговцев. Долгая история ненависти выросла между низшими классами и их аристократическими правителями.

Видя надвигающуюся катастрофу, как аристократия, так и простые люди Афин поддержали избрание Солона главным архонтом в 594 году до н. э. Афиняне предоставили Солону, которому тогда было около 35 лет, почти неограниченные полномочия для написания новых законов, чтобы покончить с условиями, которые вызвали ненависть и страх.

История новой демократии

Солон был сыном афинского аристократа, но, по-видимому, его отец потерял семейное состояние. В результате молодой Солон стал торговцем, чтобы прокормить себя и свою семью. Он вел скромную жизнь и никогда не стремился к большому богатству. Солон также стал первым известным поэтом Афин. Многое из того, что мы знаем сегодня о его идеях и взглядах, почерпнуто из его поэзии.

Афиняне выбрали Солона посредником в урегулировании их кризиса по нескольким причинам:

  • аристократам нравилось, что он благородного происхождения;

  • простолюдины доверяли ему как честному человеку, который зарабатывал себе на жизнь;

  • он также был известен как патриот, который сплотил афинян, чтобы победить другой город-государство за обладание близлежащим островом Саламин. Прежде всего, Солон имел репутацию человека справедливых взглядов.

Солон во многом винил в беспорядках в Афинах жадность владельцев аристократических поместий. Он обвинил их в том, что они собирались «разрушить великий город своим легкомыслием». Однако он не принял демократию, что означало бы передачу Афин простым людям. Другими словами, он отказался принимать чью-либо сторону и искал справедливый выход из кризиса.

Философия Солона

Солон отверг идею о том, что бог, царь, тиран, отдельный класс или даже он сам могут спасти Афины. Вместо этого он считал, что все граждане, богатые и бедные, несут ответственность за достижение общего блага города. Идея Солона о значении гражданства была новой.

Первоочередной задачей Солона было облегчение бремени задолженности бедных, что он называл «избавлением от бремени». Указом Солон аннулировал все долги. Ведутся споры о том, что это на самом деле означало. Но большинство историков сходятся во мнении, что Солон вернул землю, которую бедные фермеры вынуждены были передавать за долги своим аристократическим кредиторам.

Отмена долгового рабства

Солон также освободил тех, кто находился в долговом рабстве, и запретил предлагать свое собственное тело или тела членов семьи в качестве обеспечения кредита или арендной платы. Кроме того, Солон даровал амнистию тем, кто бежал в изгнание из-за своих долгов. Однако он отказался от захвата крупных поместий аристократов и перераспределения их земель среди бедных.

Затем Солон обратился к реформированию правительства Афин. Он верил, что существует «правильный порядок» управления городом. Солон реорганизовал афинян в четыре новых класса, основанных не на их богатстве. Только благородное происхождение было основой старой аристократии.

Согласно плану Солона, только представители двух самых богатых классов могли стать архонтами или магистратами. Он открыл членство в собрании для всех граждан Афин, даже для бедных.


 

Смотри также:

  • Афинский демос – что это? Почему недовольство демоса стало причиной создания законов Солона?
  • Система управления в Афинах: политическая схема древнего государства
  • Реформы Солона: причины и дата введения, значение, краткое описание

Кем был издан закон запрещающий долговое рабство в Афинах?

Как известно из истории, в древнегреческом городе Афины впервые в мире появилась демократия, при которой органы власти выбирал народ. Это произошло в шестом веке до нашей эры во времена правления афинского правителя Солона. В те времена в Афинах было введено и новое законодательство, получившее название «Законы Солона». Если вам интересно узнать, кто издал закон, запрещающий в Афинах долговое рабство, то его издал все тот же правитель Солон и этот законопроект входил в новое законодательство.

Когда Солон издал закон, запрещающий долговое рабство в Афинах?

Вышеуказанный закон был издан Солоном в 593-594 годах до нашей эры. На появление закона повлияло то, что жители Афин часто жили не по средствам и постоянно брали денег в долг, а потом не знали, как и чем расплатиться. Долговая проблема была очень актуальной и в Афинах на земле должника устанавливали каменные столбы или плиты, на которых писали сумму долга. Крестьян продавали за неуплату долгов в рабство за границу, забирали у них землю и ценное имущество.

Солон приказал убрать все такие столбы и плиты, велел найти проданных в рабство крестьян и их выкупили за счет государства. Он издал новый закон, который запретил долговое рабство в городе. Законопроект гласил: «Все старые долги будут отменены, но если кто-то опять возьмет в долг серебро или зерно – будет отдавать. Если в установленный срок должник не вернет свой долг – у него снова заберут все имущество, как и раньше. Если имущества не хватает для погашения долга, то самого злостного неплательщика могут сделать рабом».

Очевидно, что отменялись только старые долги, новых долгов никто не отменял. Но многие люди не поняли этого и начали после того, как с них все списали, набирать долги снова и некоторые граждане Афин, как и прежде, оказались в долговой яме. Конечно, Солон хотел сделать как лучше, но людская жадность и склонность к легкой жизни все испортила тем людям, которые жили не по средствам.

История об этом умалчивает, но скорее всего, были и такие люди, которые обрадовались списанию старых долгов и начали жить по своим средствам. Некоторые историки считают, что Солон этим законодательным актом как бы преследовал тайную цель убедить людей в том, что если старые долговые обязательства отменены, то можно новые набирать без ограничений, все равно их потом спишут. Но новые долги уже никто не стал отменять.

Были ли злоупотребления новым законом в Афинах в высших кругах?

При списании долгов не обошлось и без злоупотреблений. Как гласит история, перед изданием этого законопроекта Солон рассказал о нем трем своим друзьям. Друзья решили обогатиться, воспользовавшись удобным случаем. Они заняли у богатых граждан большие деньги и накупили на них землю. После издания закона они не стали возвращать долги, и земля осталась у них, ее не изъяли.

Некоторые граждане начали обвинять Солона в том, что он специально рассказал друзьям о новом законе, чтобы они обогатились. Но все попытки обвинить правителя в нечестности сразу же отпали, когда он самым первым отказался от большой финансовой суммы, которую дал кому-то взаймы.

Источник: производство подарочных коробок packinggift

Долг в Древних Афинах и реформы Солона

Пока люди торгуют друг с другом, они создают долги. И пока люди создают долги, некоторые из них не в состоянии выплатить то, что они должны. Это было так же верно в древних Афинах, как и сегодня.

Примерно до 6 века до н.э. в Аттике среди населения, состоящего в основном из крестьян и мелких земледельцев, среди членов местных общин происходили займы в форме ссуды сельскохозяйственных орудий, небольших сумм и предметов домашнего обихода.[1] Но когда заимствование выходит за рамки соседской торговли, долги таких фермеров и ремесленников становятся больше, и их труднее погасить. Кроме того, наследование всеми сыновьями, а не только старшим, привело к разделу земли на все более и более мелкие участки, которые не могли содержать семью.

Интересно, что афиняне той эпохи считали, по крайней мере номинально, что любая торговля должна происходить одновременно, без допущения схемы «купи сейчас, заплати потом». Таким образом, гипотетически не существовало такой вещи, как согласие продавца на отсрочку платежа или предоставление кредита под залог товара («гарантийный интерес на покупку денег» на языке современного Единого торгового кодекса)[3].

Однако, как и следовало ожидать, это правило одновременного обмена привело к трудностям в повседневной торговле, поэтому афиняне придумали множество способов обойти это.[4] «На практике в Афинах сохранившиеся источники подтверждают, что кредит был широко доступен для потребительских (и других) покупок как у продавцов, так и у банков». , называется arrabṓn [ἀρραβών] или авансовый платеж, называемый pródosis [πρόδοσις]. Более того, предприятия могли бы получать финансирование от банков подобно тому, как сегодня предприятия получают «операционные кредиты».

Агора Афин

Функции банковского дела, безопасного хранения богатства и выдачи займов зародились в храмах.[6] Позже появились внехрамовые банковские операции, получившие название trapezai [τράπεζαι].[7] Буквально эти trapezai были столами, за которыми происходил обмен валюты и другие услуги.

Такое кредитование, как и следовало ожидать, породило такие концепции, как проценты, цена, взимаемая кредитором за использование его денег или имущества, и обеспечение, имущество, предлагаемое должником в качестве гарантии в случае неуплаты.

[9] «Помимо права продать принадлежащее ему имущество, владелец также имеет право предложить его в качестве залога. Еще с древних времен Греция признавала как личную безопасность (человек, дающий в залог), так и реальную безопасность (предлагаемый в качестве обеспечения предмет)»[10]

Старейшей формой обеспечения собственности был залог.[11] Поручитель-третье лицо также может пообещать заплатить, если должник не выполнит свои обязательства.[12] «[С] самых ранних времен было принято совершать [продажу с обеспечением] с правом взыскания долга должником». Таким образом, к кредитору переходило право собственности на имущество, превышающее долг, но должник сохранял владение им и мог продолжать получать от него доход для погашения долга. Должник имел право на возвращение права собственности после погашения долга, но если должник не платил, кредитор сохранял право собственности и переходил во владение, независимо от размера долга по сравнению со стоимостью имущества.[13] ]

Должников, потерявших таким образом контроль над своей землей, называли hektḗmoroi [ἑκτήμοροι], от греч. продукции или дохода кредитору. Если долг не погашался одной шестой и если долг превышал стоимость земли или другого имущества должника (то, что сегодня мы назвали бы «нахождением под водой»), должник и его семья становились рабами. Должник также мог использовать свою свободу (или, возможно, свободу своей семьи) в качестве обеспечения долга, что снова приводило к рабству в случае невыполнения обязательств.

Со временем все больше должников попадали в неуправляемые обязательства перед богатой элитой или другими менее чем сочувствующими кредиторами, и неравенство между заемщиками и кредиторами росло.[15] «Главной проблемой в Афинах было несоответствие между небольшой группой элиты, владеющей большей частью пахотных земель, и большой группой зависимых мелких арендаторов, которые имели доступ к земле только через них». [16] Эта потеря сельскохозяйственных угодий. а свобода богатым элитам, в свою очередь, привела к кризису экономической и социальной нестабильности.[17]

Солон

В конце концов, в 594 г. до н. э. афиняне избрали Солона для разрешения кризиса и принятия новых законов.[18] Законы Солона были написаны в поэтической форме и дошли до наших дней в виде фрагментов и комментариев Плутарха и других. Реформы Солона в отношении долга были известны как

seisákhtheia [σεισάχθεια], от греческих слов seíein [σείειν] — встряхивать, и ákhthos [ἄχθος] — бремя, то есть избавление от бремени. Seisákhtheia привела к аннулированию всех непогашенных долгов и освобождению всех порабощенных должников, как рабов, оставшихся в Аттике, так и проданных за границу, которые должны были быть возвращены.] Законы также вернули конфискованное имущество hektḗmoroi . После этого личная свобода не могла использоваться в качестве залога, и был установлен максимальный предел количества земли, которой можно было владеть, чтобы предотвратить чрезмерное накопление земли богатыми.

Кроме того, законы Солона удалили хороев с фермерских земель. Греческое слово hóros [ὅρος, пл. ὅροι] буквально означает пограничный знак или гору, которая отмечает границу видимости. В Аттике продажа имущества в кредит или долги под залог собственности отмечались такими

hóroi , каменные указатели с надписями, установленные на заложенных домах или землях, как способ уведомления общественности.

Пример a hóros

Реформы Солона также организовали социальные классы на основе собственности и единиц, называемых médimnoi [μέδιμνοι] сельскохозяйственного производства. 500, или pentakosiomédimnoi [πεντακοσιομέδιμνοι] были высшим классом, имущество которого производило не менее 500 médimnoi в год, имевших право стать высшими должностными лицами, гражданскими и военными. 300 или triakosiomédimnoi [τριακοσιομέδιμνοι], также известный как hippeîs (ἱππεῖς), обладал имуществом, производившим не менее 300 médimnoi в год, и поэтому мог позволить себе содержать боевого коня. Те, чье свойство произвело 200

Médimnoi или более, были известны как Diakosiomédimnoi [Διακοσιομεδιμνοι] или Zeugîtai [ζευταται], в то время как самый низкий класс. ] Это изменило определяющую характеристику статуса на богатство, а не на аристократическое происхождение, но не устранило социальную борьбу. Плутарх отмечает, что после того, как он принял свои законы, Солон покинул Афины, которые снова разделились на бедных и богатых.

Следует также отметить, что частные долги физических лиц не были единственным видом обязательств. Древнегреческие города-государства иногда брали государственный долг. Например, примерно через сто лет после реформ Солона, во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.), город Афины занял из священной казны Афины около 7000 серебряных талантов и в итоге объявил дефолт. После войны временное правительство Афин заняло у Спарты 100 серебряных талантов. Эта сделка была одним из самых ранних зарегистрированных случаев суверенного (то есть государственного) долга и была полностью выплачена с процентами преемником правительства Афин.

К сожалению, реформы Солона длились недолго. Геродот и Плутарх сообщают нам, что междоусобицы возникли и продолжались примерно с 595 г. до н.э. по 546 г. до н.э., когда к власти пришел тиран Писистрат.[26] Однако отмена долгового рабства, предложение свободы в качестве обеспечения кредита имели более долгосрочный эффект. «[Мы] больше не слышим о долговых рабах после Солона». [27] Это может свидетельствовать о прогрессе в вековых усилиях найти баланс, как в древние времена, так и сегодня, между кредиторами, чувствующими себя в достаточной безопасности, чтобы хотеть расширить кредит, чтобы торговля могла функционировать, и должники чувствовали, что могут выжить в долгах, не теряя средств к существованию или свободы.

Примечания

[1] Hornblower, S. and A. Spawforth, ред. 1998.

Оксфордский компаньон классической цивилизации . 211. Оксфорд, Великобритания

[2] Блок, Йосин и Крул, Юлия, 2017. «Долг и его последствия: ближневосточный фон Seisachtheia Солона». in Hesperia, Журнал Американской школы классических исследований в Афинах , Vol. 86, № 4, с. 619. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.2972/hesperia.86.4.0607.

[3] Коэн, Э. 2005. «Коммерческое право». в Кембриджский компаньон древнегреческого права . 294. Кембридж, Великобритания; См. Единый торговый кодекс США, §9-103(b), «Залог на покупку товаров».

[4] Коэн 2005. 294.

[5] Коэн 2005. 294.

[6] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 111.

[7] Коэн 2005. 295.

[8] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 111. Оксфорд, Великобритания («[Б]анки в древности предоставляли набор услуг, знакомых с их современными аналогами. клиентов, лишь мимолетно появляется в древних текстах»).0003

[9] Маффи, А. 2005 г. «Семейное и имущественное право». в Кембриджском компаньоне древнегреческого права. изд. М. Гагарин и Д. Коэн, 262. Кембридж, Великобритания

[10] Маффи, 2005. 261.

[11] Маффи, 2005. 261.

[12] Маффи, 2005. 261.

[13] Маффи, 2005. 261–262.

[14] Титце, Т. 2013. «Мы все теперь [древние] греки, когда дело доходит до долгов». доступно на сайте historynewsnetwork.org, спонсируется Колумбийским колледжем искусств и наук Университета Джорджа Вашингтона.

[15] Килборн, Дж. 2012. «5000-летний круг списания долгов: от Шумера и Вавилона до Америки и Европы». Nederlands Tijdschrift voor Burgerlijk Recht 2013. 1.

[16] Блок и Круль. 2017. 613.

[17] Блок и Круль. 2017. 613.

[18] Хорнблауэр и Спофорт. 1998. 669. См. также Blackwell, C. 2003. «Развитие афинской демократии» 3. Доступно на сайте stoa.org

.

[19] См. Аристотель, Афинское государство 6, доступно на perseus.tufts.edu; и Плутарх, Жизнь Солона 15.3–5, доступно на сайте perseus.tufts.edu 9.0003

[20] Титце, Т. 2013.

[21] Один такой маркер определял размеры Афинской агоры, заявляя « horos eimi tes agoras » — я являюсь пограничным маркером Агоры». См. ὁρίζων, причастие родительного падежа и существительное с общим значением «разделять» или «разделять», с английским «горизонт».

[22] Маффи, 2005. 261-262. См. также Робинсон, Д. 1944. «Греческий хорой и новая надпись на чердаке». 13 Hesperia: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах  № 1, 16. Доступно по адресу http://www.jstor.org/stable/146892

.

[23] Martin, T. Обзор классической греческой истории от Микен до Александра . 1996. Раздел 6.25, «Реформы Солона», доступен на perseus.tufts.edu

.

[24] Плутарх. Жизнь Солона 29.1. доступно на perseus.tufts.edu

[25] Титце, Т. 2013.

[26] Блэквелл. 2003. 3.

[27] Блок и Круль. 2017. 639

Доступ к онлайн-текстам за февраль 2021 г.

Авторы изображений

Афинская Агора. Фото: Общество Космос

Римский бюст Солона из коллекции Фарерских островов, Неаполь, Италия. фото Саилко. Файл: Ignoto, c.d. солон, копия 90 dc ca da orig. Греко дель 110 ак. ок, 6143.JPG. Лицензия CC BY-SA 3.0 через Wikimedia Commons

. №

Образец хороса из Археологического музея Айгины, инв. 2410. Фотография Дэна Диффиндейла. Файл: «Хорос Афины». Лицензия CC BY-NC-SA 2.0 через Flickr

Примечание. Изображения были выбраны из изображений, находящихся в свободном доступе с открытым исходным кодом или лицензиями Creative Commons, или из фотографий, присланных членами сообщества для этой цели. Некоторые изображения в этом посте предназначены для того, чтобы предложить предмет, а не точно проиллюстрировать его — как таковые, они могут быть из других периодов, предметов или культур. Атрибуции основаны, где это возможно, на тех, что представлены в музеях или на Викискладе на момент публикации на этом веб-сайте.

Изображения получены в марте 2021 г.
___

Келли Ламберт — член Общества Космос.



ИСТОРИЯ

Афины, долги, деньги, Солон

Древне -греческий решение для долгового кризиса

  • Опубликовано

Изображение. ? Не древнегреческий ноутбук, а письменный планшет на вазе 470 г. до н.э.

Автор Armand D’Angour

Оксфордский университет

Какой совет дали бы древние греки, чтобы помочь современным грекам решить их текущие финансовые проблемы?

1. Долг, разделение и бунт. Вот новости 6 века до н.э. из Афин.

В начале 6 века до н.э. жители Афин были обременены долгами, социальным разделением и неравенством, а бедные фермеры были готовы продать себя в рабство, чтобы прокормить свои семьи.

Революция была неизбежна, но аристократ Солон выступил справедливым посредником между интересами богатых и бедных. Он отменил долговую кабалу, ограничил владение землей и разделил граждан на классы с разным уровнем благосостояния и соответствующими финансовыми обязательствами.

Его меры, несмотря на нападки со всех сторон, были приняты и проложили путь к окончательному созданию демократии.

Успех Солона демонстрирует, что великие государственные деятели должны иметь мужество идти на непопулярные компромиссы во имя справедливости и стабильности.

2. Что дальше? Дельфийский оракул

Древние Дельфы были местом оракула Аполлона, который, как считается, был вдохновлен богом на изречение истины. Ее высказывания, однако, были неразборчивы и нуждались в интерпретации жрецами, которые обычно превращали их в двусмысленные пророчества.

Источник изображения, Пенсильвания

Подпись к изображению,

Как боги на горе Олимп справятся с МВФ и рынками облигаций?

В ответ, скажем, «Должна ли Греция выйти из евро?» оракул мог бы ответить: «Греция должна отказаться от евро, если евро отказался от Греции», оставив сторонников и противников «Грексита» спорить о том, что именно это означает. Должно быть, это было что-то вроде слушания современных экономистов. По крайней мере, у оракула был повод вдохнуть дым лавровых листьев.

Более мудрые советы можно найти в девизах, начертанных на фасаде храма Аполлона в Дельфах и призывающих к умеренности и самопознанию: «Познай себя. Ничего лишнего».

3. Ничего нового под солнцем: мудрец Пифагор

Если современные греки чувствуют себя подавленными сегодняшними финансовыми проблемами, они могли бы немного утешиться, вспомнив пресытившийся советом своего предка Пифагора, что «все возвращается на круги своя, так что нет ничего совершенно нового».

Пифагор Самосский был мистическим мудрецом 6-го века до нашей эры, который верил, что числа стоят за всем во вселенной и что космические события повторяются одинаково в течение цикла в 10 800 лет.

Его учение было подхвачено библейским автором Екклесиаста в 3 веке до н.э., чья фраза «Нет ничего нового под солнцем» повторяется более 20 раз.

Image caption,

В море случаются и худшие вещи: «Одиссея» Гомера демонстрирует стойкость духа в невзгодах

Если вы посмотрите на картинку в начале истории, молодой человек с ноутбуком на греческой вазе 470 г. до н.э. (на самом деле, планшет для письма), кажется, подтверждает это предположение.

4. Имейте в виду, могло быть и хуже… Одиссей и выносливость

«Держись, сердце мое, ты перенес худшее страдание», — увещевает себя Одиссей в «Одиссее» Гомера, относящейся к 8 веку до нашей эры.

Сразившись с враждебными элементами и ужасными чудовищами по возвращении домой через море из Трои к своей возлюбленной Итаке и жене Пенелопе, Одиссей здесь из-за нетерпения не позволяет себе поставить под угрозу успешный финал.

Волнующее сообщение состоит в том, что при любых обстоятельствах следует признать, что все могло быть и было еще хуже. Мы столкнулись с более серьезными проблемами и, при должном уме и силе духа, преодолели их.

5. Вы уверены, что правильно? Сократ и неутомимое исследование

«Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить для человека», — сказал Сократ.

Путем перекрестного допроса обычных людей философ стремился добраться до сути таких сложных вопросов, как «Что такое справедливость?» и «Как нам жить?» Часто не было ясного ответа, но Сократ настаивал на том, чтобы мы продолжали задавать вопросы.

Источник изображения, AP

Подпись к изображению,

«Мученик нравственного исследования»: Статуя Сократа возле Банка Греции в Афинах его в 399 г. до н.э., и тем самым сделал его вечным мучеником свободомыслия и моральных исследований.

Сократ завещал человечеству обязанность продолжать мыслить с неустанной целостностью, даже когда — или особенно когда — вряд ли будут найдены определенные ответы.

6. Как эти шутники оказались у власти? Комик Аристофан

Самый изобретательный из комических драматургов, Аристофан был счастлив высмеивать современных ему афинских политиков всех мастей. Он также был первым, кто придумал слово «инновация».

Его комедия «Лягушки 405 г. до н.э.», в которой впервые была представлена ​​воздушная война, содержала сердечный и недвусмысленный совет своим политически непостоянным согражданам: выбирайте хороших лидеров, иначе вам придется столкнуться с плохими.

7. Должны ли мы сделать то же самое, что и в прошлый раз? Гераклит-мыслитель

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» — одно из утверждений Гераклита в начале V века до н. ты вступаешь в него.

Источник изображения, SPL

Подпись к изображению,

Гиппократ: «Принятие желаемого за действительное не приведет к излечению» в движении, такова и личность человека, вступающего в воду.

Хотя изменения постоянны, разные вещи меняются с разной скоростью. В условиях непрекращающегося движения важно определить стабильные маркеры и твердо их придерживаться.

Рынки облигаций, долги и спасение должны казаться похожими проблемами.

8. Расскажите мне самое худшее, доктор. Гиппократ сталкивается с фактами

Западная медицина восходит к Гиппократу, в конце 5-го века до нашей эры, и врачи до сих пор дают «Клятву Гиппократа». Обширный набор древних медицинских наблюдений подробно описывает, как чувствовали себя пациенты, когда их лечили такими средствами, как диета и физические упражнения.

Что является исключительным в древнем мышлении о здоровье и болезнях, так это ясное понимание того, что врачи должны точно наблюдать и правдиво записывать — даже когда пациенты умирают в процессе.

Магия или принятие желаемого за действительное не могут принести исцеление. Только честное, исчерпывающее эмпирическое наблюдение может выявить, что работает, а что нет.

9. Воспользовавшись возможностью: Клисфен и демократия

Древние греки прекрасно осознавали силу возможности — по-гречески kairos. Использование момента — в ораторском искусстве, спорте или бою — вызывало восхищение и рассматривалось как показатель мастерства.

Image caption,

Дельфийский оракул. Всегда достаточно двусмысленный, чтобы быть правым потом. Скорее, как современные экономисты

Во многих случаях такие временные инновации, порожденные моментом, будут более устойчивыми, особенно если сменяющие друг друга новаторы будут основываться на их принципах.

Когда афинские тираны были свергнуты в конце 6-го века, влиятельному гражданину Клисфену нужно было придумать конституцию, которая разрушила бы существующие структуры власти и подчинения.

Он с поразительной быстротой изобрел систему выборного правления, в которой все граждане (греческое слово «демос» означает «народ») имели один голос — первая в мире демократия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *