Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского
Публикации раздела Образование
Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I составила лично его бабушка Екатерина II, Александра II воспитывал поэт Василий Жуковский, а Александр III и Николай II стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным».
Александр I: «царственный питомец», которого воспитывала бабушка Екатерина II
Джордж Доу. Портрет императора Александра I (фрагмент). 1825. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Портрет Александра I (фрагмент). 1802–1803. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне (фрагмент). 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Будущий император Александр I был старшим сыном Павла I. Он родился в 1777 году, когда Россией еще правила его бабушка, Екатерина II. Она забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей и воспитывала внуков лично: подбирала педагогов, утверждала программу занятий и сама посещала их уроки. Екатерина II даже написала «Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев», в котором объясняла, как правильно воспитывать детей. Наследника престола и его брата кормили только простой пищей, им запрещали лгать и «оказывать несправедливость»: «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость». А в целом Екатерина II старалась привить внукам «любовь к ближнему».
Главным наставником Александра и Константина императрица назначила швейцарского генерала Фредерика Лагарпа. Он преподавал французский язык, всеобщую историю, географию, математику, право, особое внимание уделял философии. По совету Екатерины II Лагарп стремился привить Александру взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который призывал установить в мире полное социальное равенство, уделять внимание детям, развивать в них стремление к труду.
Неизвестный художник. Портрет Петра-Симона Палласа (фрагмент). 1949. Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Владивосток
Михаил Шибанов. Портрет Екатерины II (фрагмент). XVIII век. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет Михаила Муравьева (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Естественные науки императорским внукам преподавал ученый-естествоиспытатель Петр Паллас. А русским языком с наследником престола и его братом занимался поэт, попечитель Московского университета и друг Николая Карамзина Михаил Муравьев.
Образовательная система, которую придумала Екатерина II, была успешной: современники считали Александра I очень образованным. А еще император был республиканцем. Польский князь Адам Чарторыйский вспоминал: «Он утверждал, между прочим, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа, который сумеет выбрать наиболее способного правителя».
Николай I — единственный император, которого пороли в детстве
Иван Гудовский. Портрет Николая I (фрагмент). 1844. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1846–1847. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Егор Ботман. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1856. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Будущего императора Николая I и его младшего брата Михаила Екатерина II не стала забирать у родителей — Павла I и Марии Федоровны. Младшие дети не могли претендовать на престол, и их готовили к военной службе. Главным наставником Николая стал директор Первого кадетского корпуса, генерал-лейтенант Матвей Ламздорф. Его кандидатуру выбрал лично Павел I. До своей смерти император уделял младшим детям много внимания: часто играл с ними, посещал занятия. В письмах он называл их ласково «мои барашки, мои овечки». А Николаю Павел I подарил игрушечные шпаги и ружье.
Когда император умер, Мария Федоровна решила не менять образовательную программу. Младшие дети все так же изучали военное искусство, стратегию, инженерное дело. Матвей Ламздорф был очень строгим педагогом. За шалости и ошибки он лично бил будущего императора и его брата розгами, линейкой и ружейным шомполом — стержнем для чистки оружия. Все наказания учитель фиксировал в специальном журнале. Николай I позднее вспоминал: «Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство — страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий… Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум».
Карл Фишер. Портрет Матвея Ламздорфа (фрагмент). 1900-е. Государственный исторический музей, Москва
Феодосий Яненко. Портрет Павла I (фрагмент). 1798. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иоганн Лампи Младший. Портрет Ивана Акимова (фрагмент). 1795. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Кроме Ламздорфа уроки у детей вели и другие педагоги: историк Федор Аделунг, юрист Василий Кукольник, экономист Андрей Шторх. Николай также увлекался живописью и занимался ею с директором Императорской Академии художеств Иваном Акимовым.
Домашнее образование, которое получили младшие дети Павла I, было слабым. Николай и Михаил хорошо разбирались в военном деле, а гуманитарные науки почти не изучали. В 1844 году королева Великобритании Виктория написала в своем дневнике о Николае I: «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно». Император сам старался восполнить пробелы в знаниях. А еще он решил найти хороших учителей своим детям.
Читайте также:
- Первые профессии известных художников
- Первые профессии русских писателей
- «Свистали, косились, говорили дерзости»: история первого женского университета
«Мое влияние на него ничтожно»: Василий Жуковский — наставник Александра II
Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Левицкий. Портрет Александра II (фрагмент). 1860–1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный художник. Портрет Александра II (фрагмент). XIX век. Музеи Московского Кремля, Москва
Воспитанием будущего императора Александра II руководил лично Николай I. Главным наставником он назначил Василия Жуковского. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.
Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).
Орест Кипренский. Портрет Василия Жуковского (фрагмент). 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Варнек. Портрет Михаила Сперанского (фрагмент). 1824. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Франц Крюгер. Портрет Карла Мердера (фрагмент). 1830-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.
Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.
Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.
«Неразвитый, неодаренный, неутонченный, упрямый и непокладистый»: Александр III
Иван Крамской. Портрет Александра III (фрагмент). 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III с рапортом в руках (фрагмент). 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1865 году от болезни умер Николай, старший сын Александра II. Наследником престола назначили его младшего брата, двадцатилетнего Александра — будущего императора Александра III. Историк Сергей Шереметев писал, что при дворе цесаревича считали «неразвитым, неодаренным, неутонченным, упрямым и непокладистым».
На тот момент Александр уже получил традиционное для младших детей Романовых военное образование, и ему стали преподавать курс государственных наук. Главным наставником назначили правоведа Константина Победоносцева. Историю Александру читал Сергей Соловьев, ректор Московского университета, а экономикой с ним занимался директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Николай Качалов. Педагоги вспоминали, что учеба давалась будущему императору тяжело. Они даже полагали, что Александр не готов к правлению. Победоносцев писал: «Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего — и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная».
Историк Сергей Соловьев. 1880-е годы. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр Борель с фотографии Сергея Соловьева. Портрет Николая Качалова. 1800-е. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Современники вспоминали, что поведение Александра изменилось после того, как он взошел на трон. Фрейлина Анна Тютчева писала: «Теперь, глядя на него, я с изумлением спрашивала себя, каким же образом произошла эта полнейшая перемена… откуда у него… это свободное и естественное величие, соединенное с выражением честности и простоты, бывших всегда его отличительными чертами… Видя его, понимаешь, что он сознает себя императором, что он принял на себя ответственность и прерогативы власти».
«Нормальные, здоровые русские дети»: как воспитывали Николая II
Валентин Серов. Портрет императора Николая II (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Николая II (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Верещагин. Портрет Николая II (фрагмент). После 1909. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург
Образовательную программу для будущего императора Николая II, его братьев и сестер составил лично их отец Александр III. Педагогам он писал: «Ни я, ни жена не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру… Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это самое мое первое требование».
Сначала Николай прошел классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику. Однако по просьбе Александра III педагоги убрали из программы древние языки — греческий и латинский. Вместо них наследнику преподавали ботанику, минералогию, зоологию и физиологию. Император любил природу и с помощью этих предметов хотел привить детям интерес к ней.
Неизвестный художник. Портрет генерала Владимира Обручева (фрагмент). 1900-е годы. Фотография: Wikimedia Commons / Public domain
Неизвестный художник. Портрет Александра III (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Военный инженер, композитор Цезарь Кюи. 1960 год. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск
В 1885–1890 годах Николай Александрович прошел курс высшей школы. Программу специально для него написали известные ученые, чиновники и военные тех лет: генерал Владимир Обручев, химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, композитор и профессор фортификации Цезарь Кюи. По просьбе Александра III педагоги просто читали наследнику лекции и даже не проверяли его знания. Однако учился цесаревич прилежно. Историк Вера Бокова писала о нем: «Николай Александрович… был прекрасно воспитан — аккуратен, выдержан, учтив, пунктуален. Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».
В будущем Николай II воспитывал по похожей программе собственного сына — цесаревича Алексея Николаевича. Его супруга Александра Федоровна писала: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». От детей не требовали отличной успеваемости, им позволяли много играть и шалить.
Автор: Анастасия Войко
Теги:
Императорская семьяОбразованиеПубликации раздела Образование
Свидание императоров Александра I и Наполеона в павильоне на Немане в Тильзите 25 июня 1807 года
Фрейтгоф И. И. (Freidhof J. J.)
Немецкий гравер пунктиром конца XVIII – начала XIX века.
С оригинала Делинга. 1808
Летом 1807 года Александр и Наполеон, не имея средств и ресурсов для войны друг с другом, были заинтересованы в мирных переговорах. В Тильзите на специально сооруженном плоту посередине реки Неман состоялись две встречи Наполеона и Александра. Гравюра изображает первую из них. Во время нее Наполеон заявил Александру: «Я буду вашим секретарем, а вы моим». Основной вопрос переговоров касался отношений с Англией, которую Наполеон хотел удушить экономически. Александр I заявил, что поддержит эту политику. 25 июня/7 июля был подписан Тильзитский мирный договор, согласно которому Франция и Россия вступали в военный союз. (Г. П.)
Александр I и Наполеон.
Наполеон и Александр I — своего рода антиподы. Первый — узурпатор, стремившийся удержать власть любой ценой, вынашивавший идею «всемирной монархии»; второй — император по праву рождения, с юности мечтавший отречься от трона и удалиться от мира. В 1805 году Александр I участвовал в Третьей коалиции против наполеоновской Франции, включавшей Австрию, Швецию, Неаполь и Пруссию. После страшного поражения союзников под Аустерлицем эта коалиция развалилась. В 1806 году Россия пыталась создать новую, но оказалась один на один с противником: в битве под Фридландом русская армия была разбита французами. Это заставило Александра I пойти на унизительный, но неизбежный Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. Франко-русский союз не был основан на взаимном доверии и дружбе. За публичными объятиями императоров во время визита Александра в Эрфурт (1808), за каскадом подарков и знаков внимания друг другу стояли определенные политические цели. Наполеон, прежде всего, надеялся на русскую военную помощь против Австрии, а также был не против вступить в династический брак с великой княжной Анной Павловной, чтобы войти в семью европейских монархов. Получив отказ, он сделал в 1810 году предложение австрийской принцессе, на которое та немедленно согласилась. Этот брак был первым явным свидетельством охлаждения между императорами. Взаимное нарушение условий Тильзитского мира свело на нет их эфемерный союз, окончившийся кровавой схваткой 1812 года. Но рассказывали, что Александр I во время своего последнего приезда в Париж часто появлялся в саду Елисейского дворца, чтобы покормить любимого лебедя Наполеона.
Говорили также, что однажды на острове Святой Елены Наполеон вдруг произнес: «Александр! Мы любили друг друга!» (Г. П.)Под изображением: слева —
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 260.
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
Николай I | Биография, факты и достижения
Николай I
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 6 июля 1796 г. Россия
- Умер:
- 2 марта 1855 г. (58 лет) Санкт-Петербург Россия
- Должность/Офис:
- император (1825-1855), Россия царь (1825-1855), Россия
- Дом/Династия:
- Династия Романовых
- Известные члены семьи:
- супруга Александра отец Пол сын Александр II брат великий князь Константин Павлович брат Александр I
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Николай I , русский полностью Николай Павлович , (род. 6 июля [25 июня по старому стилю] 1796 г., Царское Село [ныне Пушкин], близ Санкт-Петербурга, Россия — умер 18 февраля [2 марта по новому стилю] 1855 г. , Санкт-Петербург), российский император (1825–55), часто считавшийся олицетворением классического самодержавия. За свою реакционную политику его называли императором, заморозившим Россию на 30 лет.
Молодость
Николай был сыном великого князя Павла и великой княгини Марии. Примерно через три с половиной месяца после его рождения, после смерти Екатерины II Великой, отец Николая стал императором России Павлом I. У Николая было трое братьев, двоим из которых, будущему императору Александру I и Константину, было 19 лет.и старше его на 17 лет. Это был третий, Майкл, младше его на два года, и сестра Энн, которые стали его товарищами в детстве и близкими друзьями на всю жизнь.
Пол был крайне невротичным, властным и деспотичным. Тем не менее, считается, что он проявлял доброту и внимание к своим младшим детям и что, на самом деле, он нежно любил и лелеял их. Он был убит во время дворцового переворота 1801 года, сделавшего Александра императором, когда Николаю не было и пяти лет. Мария, напротив, оставалась формальной и холодной в отношении к детям, что очень соответствовало ее общему характеру. Она принадлежала, по-видимому, к тем людям, которые сочетают многочисленные общепринятые добродетели с некоторой жесткостью и отсутствием теплоты. По словам компетентного наблюдателя: «Единственным недостатком этой необыкновенной женщины была ее чрезмерная, можно сказать, требовательность к своим детям и к людям, зависящим от нее».
Образование
Первым опекуном и воспитателем будущего императора была шотландская медсестра Джейн Лайон, назначенная Екатериной II для ухода за младенцем и постоянно пребывавшая с Николаем в течение первых семи лет его жизни. Из Лиона молодой великий князь узнал даже такие вещи, как русскую азбуку, свои первые русские молитвы и свою ненависть к полякам (по крайней мере, ему нравилось впоследствии возводить происхождение своей горькой антипатии к этим людям в истории, рассказанные его няней).
о своем тяжелом опыте в Варшаве в неспокойном 179 году4).Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
В 1802–1803 годах мужчины заменили женщин в окружении Николая, и началось его регулярное образование. По указанию генерала Мэтью Ламсдорфа в нем подчеркивалась строгая дисциплина и формализм. Подрастающий великий князь изучал французский и немецкий языки, а также русский язык, всемирную историю и общую географию на французском языке, а также историю и географию России. В учебную программу были добавлены религия, рисование, арифметика, геометрия, алгебра и физика. Николай также обучался танцам, музыке, пению и верховой езде и в раннем возрасте познакомился с театром, костюмированными балами и другими придворными развлечениями.
В 1809 году вступила в силу более продвинутая учебная программа, включающая курсы от политической экономии, логики, моральной философии и естественного права до стратегии. В языковую программу были добавлены английский, латинский и греческий языки. Хотя в целом мнение о том, что Николай не был подготовлен для своей роли русского государя, ошибочно, он мало что получил от обучения, которое он нашел жестким и утомительным. Он любил только военное дело, став прекрасным военным инженером и знатоком ряда других областей военных знаний. При этом он всегда оставался в душе преданным младшим офицером.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Обстоятельства также благоприятствовали милитаризму. Образование Николая, как и его младшего брата, было прервано и в значительной степени прекращено великой борьбой против Наполеона в 1812–1815 годах. Великим князьям разрешили вступить в армию в 1814 году, и, хотя они не участвовали в реальных боевых действиях, они пережили пьянящие эмоции тех знаменательных лет, а также наслаждались возможностью остаться в Париже и других местах в Западной и Центральной Европе. 4 ноября 1815 года на торжественном обеде в Берлине Александр I и король Фридрих-Вильгельм III встали, чтобы объявить о помолвке Николая и принцессы Шарлотты Прусской (Александры, после того как она приняла православие).
Торжественная свадьба состоялась примерно через 20 месяцев, 13 июля 1817 года. Брак представлял собой династическое и политическое соглашение, к которому стремились оба правящих дома, которые вместе выступали в решающие годы против Наполеона, а затем на Венском конгрессе — мирное урегулирование после наполеоновских войн — и оно оказалось исключительно успешным. Николай был не только влюблен в свою жену, но и очень привязался к своему тестю, а также к своим королевским братьям, один из которых впоследствии стал его соправителем, королем Фридрихом Вильгельмом IV. Кроме того, Николая сильно привлекал прусский двор и, тем более, прусская армия. Он чувствовал себя удивительно счастливым и домашним в своей приемной семье и стране, которую в течение многих лет старался посещать как можно чаще.
Для завершения обучения великий князь Николай был отправлен в два учебных плавания — обширное путешествие по России, длившееся с мая по сентябрь 1816 года, и путешествие в Англию, где будущий император провел четыре месяца в конце того же года и начале 1817 года. Русское путешествие преодолело много земли с большой скоростью и было весьма поверхностным, но представляет интерес для историка из-за заметок о том, что Николай, следуя наставлениям матери, взял на себя все увиденное и услышанное. Наблюдения великого князя, как правило, касаются внешности, а не причин, и отражают ряд его предубеждений, в том числе его острую неприязнь к полякам и евреям. Такие быстрые инспекционные туры впоследствии стали чуть ли не навязчивой идеей императора.
В Англии Николас останавливался в основном в Лондоне, хотя и побывал во многих других местах. Хотя он действительно присутствовал на открытии парламента и в целом получил некоторые знания об английской политике, его единственные записанные комментарии на этот счет были неблагоприятными.
Император и Пустынник: Царь Александр I и Федор Кузьмич — Статьи
Популярная историческая тайна окружает судьба российского императора Александра I (1777-1825), смерть которого на 48-м году жизни возраст был некоторые считают постановкой. Говорят, что Александр исчез из отдаленный крымский форпост Таганрог, где он якобы умер только для того, чтобы снова появиться одиннадцатью годами позже в Сибири как Федор Кузьмич, немногословный старый отшельник, уважаемый местными жителями как старец за образцовую жизнь благочестия, простоты и проницательность.
Был ли Федор Кузьмич на самом деле царем Александром?
Сторонники теории императора, ставшего отшельником, несут бремя объясняя не только механику, но и мотив. Короче говоря, их аргументы психологические и моральные, вращающиеся вокруг настроения Александра в время, желая отказаться от мирской удачи и дел. По иронии судьбы, правление царя было, по выражению Бондесена, «под самым блестящим покровительством». Он был героем сопротивление вторжению Наполеона в Россию (память Льва Толстой в своем романе-эпопее Война и мир ), и хотя его социальные реформы сопротивлялись Православной церкви, Александр никогда не был непопулярен. Но его последние годы перед 1825 годом глубоко беспокоили его.
Реакционный итог постнаполеоновской эпохи резко разочаровал Александр. Он выразил сожаление по поводу того, что его правительство прибегло к жестким репрессиям против дореволюционные элементы выступали против крепостного права. Его назначенец граф Аракчеев, названный современником «злым гением России», организовал жестокие военные колонии по всей России, которые эксплуатировали крестьян, что привело к еще большему нищенству среди население. Гражданские беспорядки и слухи о заговорах множились.
В 1824 году у Александра развилась рожа, тяжелая инфекция ноги. Его жена, императрица Елизавета, заболела респираторным заболеванием. И его 18-летний старая дочь Софья умерла от туберкулеза.
Графиня Эдлинг, подруга императрицы Елизаветы, писала об этом периоде: «Александр, обескураженный и несчастный, находил утешение только в одиночестве, которое вывел его на более высокий уровень сознания, подальше от этого мира, полного разочарований и страданий». настроения в это время другими современниками. Он стал более замкнутым, сдержанным, религиозное и даже мистическое.
Затем, усугубляя психологическое состояние Александра, большое наводнение опустошил Петербург. Сотни погибли, тысячи остались без крова. крупные центры гордого города превратились в болото. Александр отправился в путешествие по город. Рассказывают известный анекдот об Александре, анонимно стоящем в разоренный наводнением район, безнадежно слоняющиеся люди. Старик рядом плачет выходит: «Бог наказывает нас за наши грехи». «Нет, — отвечает Александр, — не для нашего грехи, кроме моих.»
То, что могло преследовать Александра даже после череды катастроф этот период был братоубийственным. В 1801 году его отец, император Павел, уже давно демонстрировал неустойчивое и тираническое поведение, подозревался в психическом заболевании и паранойя. Группа офицеров решила свергнуть его и сделать молодого Александр его преемник. Обещали, что ничего страшного не случится. Павла, но когда действовали лидеры переворота, они убили Павла в Александровском дворце. присутствие. Александра, несомненно, всегда тяготила огромная вина и угрызения совести. поскольку.
Неожиданно в том же 1824 году Александр объявил о планах посетить то, что один современник назвал «несчастно расположенный» Таганрог. Александр казался не только решительным, но и вынужденным своим новым желанием путешествовать. Когда все было готово, он ушел в сумерки. Его карета остановилась у Невского монастыря, где он присутствовал на литургии проводил настоятель. Игумен пригласил Александра в гости к одному отшельнику. жить уединенно в монастыре. Келья отшельника представляла собой голую комнату с черные флажки на стенах, обставленные только алтарем и иконами. Александр спросил отшельник, где он заснул, и отшельник отвел его к задней стене. Он раздвинул занавеску, чтобы обнажить в мягком свете свечи открытый черный гроб. «Смотреть!» сказал монах. — Это моя кровать. И не только моя. В ней мы все когда-нибудь ляжем, и тогда мы будет крепко спать». Александр был явно впечатлен этим происшествием.0003
По дороге в Таганрог у Александра появились симптомы малярии — после посещение больницы для больных малярией. В Таганроге загадочные симптомы возникло, и Александр страдал постоянной лихорадкой и другими признаками болезнь нарастала и угасала. У него были долгие беседы с Елизаветой, которая неохотно сопровождал его и чей дневник записи резко прекратились. На самом деле, почти вся таганрогская документация была разрушен преемником Александра Николаем. Источники скептически относятся к Александр Легенд утверждает, что все, что последовало за этим, а именно смерть и вскрытие Александра, регулярно в их записях, но другие утверждают, что медицинские отчеты и отчеты о вскрытии противоречивы, неполны и ненадежны, особенно с учетом многих врачи, прислуживавшие императору в его последние дни. Действительно, не было вскрытие в течение 33 часов и серьезное разложение.
Появление Федора Кузьмича
В 1836 году в Красноуфимске, Сибирь, появился некий Федор Кузьмич. Потому что он не давал информации о себе и казался бродягой несмотря на явную осанку, Кузьмича арестовали, выпороли и отправили в ссылка в Томск. Работал на винокуренном заводе Богнотольской ссыльной слободы. пять лет, после чего скитался 15 лет.
Кузьмич ваще поселился в Красной речке, где его простота, набожность и манера поведения вскоре установились население говорит о нем как о старец . Он знал несколько языков, давал мудрые давал советы своим многочисленным посетителям и развлекал всех рассказами о придворной жизни и личностях В Санкт-Петербурге. Ходили слухи о его имперском происхождении, но Кузьмич ничего не рассказал о своем происхождении.
В 1852 году купец Хромов построил Кузьмичу избу на окраине с. Томск, и здесь Кузьмич доживал свои дни. Автор Тробецкой описывает малоквартирный дом:
Его хижина представляла собой единственную комнату с крохотным вестибюлем, выходящим наружу, своего рода прихожая, в которой висело тяжелое зимнее пальто. Сама камера имела размеры одиннадцать с половиной на четырнадцать с половиной футов и был скудно обставлен, включая только грубый деревянный стол с двумя-тремя стульями и раскладушка с деревянными рейками который служил матрацем вместе с подушкой и тяжелым одеялом. Кроме того была небольшая печка, пара скамеек и полка. На столе лежала Библия и молитвенник, а на настенной полке распятие и иконы с заветной лампадой, которая горела день и ночь. Два маленьких окна дают мало света; однако морозной зимой в комнате было тепло и уютно. Посетители неизменно отмечали опрятность и чистоту этих спартанских кварталы.
Здесь Кузьмич держал огород и пчел. Его рацион состоял из овощей, хлеба, и вода. Он широко переписывался и получил много писем. «Облечение жизнь старца, — пишет Тробецкой, — возможна только через воспоминания и анекдоты его современников — то, что они сами записали или другие, которые, в свою очередь, записали его». Среди рассказанных анекдотов есть тайник с секретными документами, о тайных визитерах с знатным положением, приходивших в его молодых людей, которым была доверена секретная информация о нем и придворных жизнь.
Заключение
Все источники сходятся во мнении, что только могила открывает правду. После Кузьмича После смерти в 1864 году «Александровская легенда» возродилась и распространилась. Последующие императоры проявляли интерес к истории Александра, но публично казался преднамеренно игнорировать этот вопрос, зайдя так далеко, как это сделал Николай I, чтобы уничтожить все письменные доказательства о болезни и смерти Александра, как упоминалось выше.