Крылов басни волк и ягненок мораль: Волк и Ягнёнок — басня Крылова. Текст, сожержание и мораль басни.

Что хочется мне кушать. Басня волк и ягненок

Какие можно сделать выводы?

Басня Волк и Ягненок — анализ

Мораль басни Волк и Ягненок

Басня Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году».
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Делу дать хотя законный вид и толк

АНАЛИЗ БАСЕН «КВАРТЕТ» И «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»

Иван Андреевич Крылов -великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка;
Затеяли сыграть квартет»
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры
Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

«А вы, друзья, как ни садитесь.
Все в музыканты не годитесь».

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей…. говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным.

У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.

В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством- в этом секрет их долголетия.

В чем и чем. 1. в чем (объект вины). Во всем виноват мой рассказ о дороге (Горбатов). 2. чем (причина вины). Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать (Крылов) … Словарь управления

— (иноск.) обвинен напрасно Ср. Без вины виноватые. Заглавие комедии. Ср. Виноват, как Иисус Христос перед жидами. Ср. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крылов. Волк и Ягненок. Ср. Скитская беда не людская, и без вины виноваты останемся …

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов

ВИНОВАТЫЙ, виноватая, виноватое; виноват, виновата, виновато. 1. Виновный, совершивший проступок, какое нибудь преступление. Не щадить ни правого ни виноватого. Быть виноватым в чем нибудь или в том, что или тем, что… «Ты виноват уж тем, что… … Толковый словарь Ушакова

Виноватый, грешный, неправый, преступный, провинившийся; повинный, ответственный. Без вины виноват. Кругом виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крыл. В чем виноват я? Пушк. Вы оба неправы. Этому он сам виною. Это мой грех.… … Словарь синонимов

Ая, ое; ват, а, о. обычно кратк. в чём. 1. Совершивший проступок, провинившийся в чём л. Виноват в небрежности. Чувствовать себя виноватым. Без вины в. (о ком л., вынужденном отвечать за чужую вину). Я виноват перед тобой. Разберись, кто прав,… … Энциклопедический словарь

виноватый — ая, ое; ва/т, а, о. , обычно кратк. см. тж. виноват, виноватые, виновато, виноватость в чём. 1) а) Совершивший проступок, провинившийся в чём л. Виноват в небреж … Словарь многих выражений

Ср. Кто одолеет, тот и прав. Крылов. Лев и Барс. Ср. Кто посмирней, так тот и виноват. Крылов. Мор зверей. Ср. Молчи! устал я слушать, Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Крылов. Волк и Ягненок. См. чья сильнее, та правее. См. кто кого… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

— (1769 1844), русский писатель, баснописец; академик Петербургской АН (1841). Создал более 200 басен (1809 43), отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком, высмеивающих общественные и человеческие пороки. По словам Н. В. Гоголя,… … Энциклопедический словарь

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». —

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». —

«Поэтому я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!» —

«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —

Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —

«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Волк и Ягненок – одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как у сильного всегда бессильный виноват…

Басня Волк и Ягненок читать

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват… Волк и Ягненок – одна из редких басен, начинающихся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Бытующее мнение, что мол кто сильнее, тот и прав показывается во всей красе. Ну на самом деле, что сможет доказать Ягненок голодному Волку? А вот Волку напротив, стоило бы задуматься, не ровен час отыщется сила, больше чем его. Как тогда он заговорит? Как Ягненок?

Басня Волк и Ягненок — анализ

Волк и Ягненок – редкая по построению басня. В ней два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Персонаж Волка:

  • Характеризует человека, обладающего силой и пользующегося своим положением
  • Показывает своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и обозленность в обращении к Ягненку, обзывая его и псом и нечистым рылом
  • Выворачивает наизнанку свою сущность одними только словами “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, показывая наглость и ничем не прикрытое бесстыдство

Персонаж Ягненка:

Беззащитный Ягненок олицетворяет бесправный народ в целом и любого простого человека в частном. Он пытается добрым словом смягчить Волка, хотя с самого начала беседы осознает своё бессилие. Обращается к Волку как к знатной особе, а затем кратко, но емко, ни в одной реплике стараясь не нарушить нотку почтения.

Какие можно сделать выводы?

Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.

Ягненок пришел в жаркий день напиться к ручью. Тут его увидел Волк и решил съесть. Но чтобы придать этому хоть немного законный вид, он обвинил Ягненка, что тот мутит ему воду. Ягненок объясняет, что не может этого быть, так как пьет воду вниз по течению ручья. Тогда Волк сердится и обвиняет ягненка в грубости и других вымышленных проступках. В конце Волк заявляет: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» и утаскивает Ягненка в лес.

Читать басню Волк и Ягнёнок онлайн

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».


«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». —
Ягненок говорит. — «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.


(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Волк и Ягнёнок

Автор показывает бесправие простого народа против силы и власти. Ягненок, как и народ, безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. А Волк, как олицетворение силы и власти, понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать любые проступки и оставаться безнаказанным.

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок»: смысл и идея произведения

Сочинения

12.11.21

13 мин.

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок» может потребоваться для разбора сюжета на уроке литературы. Небылица учит высмеивать злоупотребление должностными полномочиями, лицемерие и подлость. В этом произведении есть свой смысл, как и в остальных творениях поэта. Написано оно в XIX столетии, но не потеряло актуальности и сегодня, так как в современном обществе отсутствует социальное равенство.

Оглавление:

  • Мораль произведения
  • Идея басни
  • Основная мысль
  • Тема высмеивания
  • Характеристики главных персонажей

Мораль произведения

Готовая басня впервые опубликовалась в издании «Драматический вестник» в 1808 г. О времени создания и истории написания произведения сообщений нет. Непосредственно писатель относит басню к «подражаниям или переводам».

Басня является переделкой художественного произведения Лафонтена «Волк и ягненок». При этом она восходит к повествованиям Федра и Эзопа.

Это повествование не имеет классической структуры, поскольку мораль «Волк и Ягненок» находится в начале басни (в отличие от остальных произведений), а не в конце.

Аллегорическая басня показывает проблему отношений слабых и сильных, невозможность первых отстоять собственные права в споре с последними.

Уже с первых строчек автор описывает идею и понятие о том, какова мораль басни и какой вопрос будет рассматриваться. Он указывает на то, что у человека, обладающего силой, все время виновен тот, кто слабей его. Даже если последний не сделал ничего плохого. Просто выместить гнев на том, кто не сможет сравниться по физической и моральной силе намного проще.

Не сложно, но подло. Именно так у некоторых получается как самоутвердиться, так и получить уважение у людей, которые не разбираются в сложившейся ситуации.

Мораль басни «Волк и Ягненок» актуальна и в современном обществе. Поскольку сила — это не все время физические данные. Это еще и особые полномочия, власть, статус. Так, овца символизирует обычных людей, а волки — это представители закона, государственные служащие, политики.

Безусловно, последние считают, что пытаются отстоять интересы общества. Но у некоторых людей есть такая негативная черта характера — им невозможно что-то доказать. Чаще всего они думают лишь о себе и пользуются своим положением. Если они посчитали, что человек виновен в чем-то, то у того нет другого пути, помимо того как быть наказанным. Ведь его аргументы никто не станет выслушивать.

Также волками бывают и люди, которые любят оклеветать кого-то, опорочить честное имя только из неприязни, создать остальным проблемы, чтобы достигнуть собственной цели. Смеются, злоупотребляя своим должностным положением.

Идея басни

Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

Основная мысль

Проводя анализ басни «Волк и Ягненок», основную мысль можно проследить сразу. Она находится в первых строчках, как и мораль.

Существует несколько типов людей:

  1. Одни — корыстные, лицемерные, коварные, алчные, однако им все прощается, ведь у них есть полномочия и власть.
  2. Другие не несут чего-то плохого, однако у них нет ни статуса, ни права.

То есть, чтобы ни сделал последний тип, для первого он все время будет виноватым. Только из-за того, что у него нет возможности опровергнуть вину, так как человека никто не слушает. Как и в естественной среде, сильный поедает слабого.

Но «сильных» пугает ответственность. Эти люди никогда не признаются в собственных недостатках и злодеяниях. Легче обвинить слабого и бесправного. В действительности это довольно низко.

Главное — добиться справедливости. Это сделать трудно, но вполне возможно. Ягненок, который просто в жаркий день пришел к ручью воды попить (в этом случае обычный народ), не должен молчать и искать оправдания. Нужно заявить о собственных правах и потребовать их выполнения, бороться за справедливость. Естественно, для этого нужно сплотиться.

Тема высмеивания

Басня высмеивает людей, думающих, что стать сильнее можно только благодаря унижению слабых. Произведение осуждает людей, которые пользуются рабочим положением или статусом в собственных целях, а также тех, кто пытается переложить ответственность за свои деяния на других. И не просто на других, а на людей, которые не могут дать достойный отпор. Но, даже если они и подбирают какие-то слова, обидчики их просто не слушают.

Можно уверенно говорить, что поэт высмеивает политиков и власть, которая, как и волк, избавляется от неугодных, наказывает за свои оплошности, а сама дальше жирует, оставаясь свободной. Обычные люди в этом случае — безропотные овцы, они хоть изредка и пытаются отстоять собственное мнение, однако это выходит совершенно неубедительно. При этом у «волков» изначально все решено — кто слабее, тот и виновен, как и в сказке Кривина «Волк на елке».

Характеристики главных персонажей

Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

  1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
  2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

Эта басня говорит о том, что власть человека обязана быть направлена только на то, чтобы восстановить справедливость. Можно лишь восхищаться уникальной способностью Крылова тонко и немногословно напомнить сильным мира сего, как иногда низко они себя могут вести.

Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

Елена Анисимова, 35 лет, г. Самара

«Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

Екатерина Светлакова, 28 лет, г. Москва

Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные.

Виктория Дубцова, 32 года, г. Киев

In Ictu Oculi Размышления о «Волке и звере» Берехии Ханакдан в контексте его современных версий в средневековых баснях | Сравнительное литературоведение

Skip Nav Destination

Исследовательская статья| 15 мая 2019 г.

Тови Бибринг

Сравнительные литературные исследования (2019) 56 (2): 374–401.

https://doi.org/10.5325/complitstudies.56.2.0374

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Разрешения

  • Поиск по сайту

Citation

Тови Бибринг; In Ictu Oculi Размышления о «Волке и звере» Берехии Ханакдан в контексте его современных версий в средневековых преданиях. Сравнительное литературоведение 15 мая 2019 г.; 56 (2): 374–401. doi: https://doi. org/10.5325/complitstudies.56.2.0374

Скачать файл цитирования:

  • Zotero
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Abstract

Мишлей Шуалим представляет собой собрание около ста эзопических басен XII века, написанных на рифмованном иврите Берехией ха-Накдан. После обзора творчества, жизни и возможных источников вдохновения в статье представлена ​​теория о том, что Басня 36, Волк и звери , состоит из двух разных частей. В первой части басни рассказывается о ненасытном волке, которого другие животные обвиняют в львином суде и приговаривают к отказу от охоты на два года. Во второй части, когда он видит овцу, он моргает 730 раз, каждое мигание представляет в его уме 24-часовой период, таким образом определяя, что прошло 2 года. Первая часть, вероятно, основана на басне, у которой нет предшествующей письменной версии, но которая, возможно, находит отражение в современном тексте Одо из Черитона. Вторая часть, посвященная обману и остроте волка, сравнивается с «Басней 50» Мари де Франс и другими латинскими источниками, где волк дает обет воздерживаться от употребления мяса во время Великого поста. Увидев овцу, он притворяется, что это лосось, чтобы съесть его без сожаления. В то время как в версии Мари де Франс волк полностью культивируется, а овца — просто идея, в Берехии и других версиях образы животных чередуются между цивилизацией и природой.

Berechiah ha-Naqdan, Marie de France, Odo of Cheriton, Dérivé Partiel, Dérivé Complet, басни, Великий пост, подмигивание в литературе, волк, овца, лосось

Copyright © 2019 Университет штата Пенсильвания. Все права защищены.

2019

Университет штата Пенсильвания

Раздел выпуска:

СТАТЬИ

В настоящее время у вас нет доступа к этому контенту.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Они не только для детей

Канон западной литературы похож на легендарную золотую жилу, глубокую и старую, и наполненную богатством.

Библия. «Илиада» и «Одиссея». «Энеида». «Размышления Марка Аврелия». «Кентерберийские рассказы.» Данте «Божественная комедия». Пьесы Мольера и Уильяма Шекспира. Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина».

Этот краткий список лишь поверхностно описывает сотни выдающихся книг за последние 3000 лет. Философия, научные трактаты, истории и биографии, поэзия — перечень писателей и их произведений кажется неисчерпаемым.

Философ Роджер Скратон (1944–2020) всю жизнь исследовал эти сокровища. «Культура цивилизации, — сказал он однажды, — это искусство и литература, посредством которых она поднимается к самосознанию и определяет свое видение мира».

Декларация Скратона верна для всех великих цивилизаций мира. Даже сегодня в западном обществе, когда многие либо игнорируют, либо нападают на традиционную культуру и ценности, все мы — даже самые яростные противники — в долгу перед такими мыслителями и художниками, как Сократ, Паскаль, Джотто, Микеланджело, Скарлатти и Моцарт.

Одним из архитекторов западной культуры, о котором часто забывают, является человек, окутанный туманом времени, но чье влияние было огромным: создатель басен Эзоп.

Бюст Эзопа, слепок в ГМИИ им. Пушкина с эллинистической статуи, Художественное собрание Виллы Альбани, Рим. (shakko/CC BY-SA 3.0

The Mystery Man

Ученые долго спорили о личности Эзопа и о том, существовал ли он когда-либо. Даже для древних Эзоп был загадкой. Одни считали его рабом, другие считали его советником царя Креза, а третьи считали его греком, фракийцем, эфиопом или разгадывателем загадок с острова Самос, ставшим советником царя Вавилона.0003

Хотя мы никогда не узнаем, ходил ли человек по имени Эзоп по земле, сочинял или собирал басни, а затем передал их своим современникам, мы точно знаем, что моралистические сказки, собранные под его именем, издавна влияли на нашу культуру и внесли на воспитание нашей молодежи.

Даже сегодня басни Эзопа появляются в детских сборниках. В «Книге добродетелей для молодежи» Уильяма Беннета, например, мы находим «Лиса и ворона», «Лягушки и колодец», «Мухи и горшок с медом», «Медведь и путешественники», «Геркулес и Возчик» и «Земледелец и его сыновья» — все приписывается античному баснописцу.

Иллюстрация к «Зайцу и черепахе» из «Басен Эзопа», опубликованной Ballantyne & Co., Лондон, 1912 г. (общественное достояние)

Черепаха и заяц басни. Мы находим эту историю гонки между кроликом и черепахой в многочисленных сборниках детской литературы, а также в отдельных сборниках рассказов. Если мы зайдем на YouTube и проверим «Черепаху и зайца», также всплывут несколько видеороликов об этой самой известной из гонок. Действительно, еще в 1934 года студия Уолта Диснея выпустила мультфильм по этой популярной сказке.

Если вам нужно напоминание, вот басня вкратце. Заяц объявляет себя самым быстрым существом во всем лесу. Устав от хвастовства зайца, черепаха принимает вызов на скачки. Заяц соглашается, и они уходят. Заяц так быстро обгоняет черепаху, что решает передохнуть, ложится и засыпает на залитой солнцем траве. Медленная черепаха проходит мимо спящего зайца и пересекает финишную черту в тот момент, когда заяц просыпается и обнаруживает, что проиграл.

Мораль этой истории: медленные и настойчивые побеждают в гонке.

Первый римский император Цезарь Август, также известный как Октавиан, использовал в качестве личного девиза «Festina lente», что переводится на английский как «Спешите медленно». Другими словами, продолжайте двигаться, но тщательно работайте. Вдохновила ли басня Эзопа Октавиана в этом отношении? Мы не можем быть уверены, но он наверняка был знаком с греческим языком и его рассказами, поскольку один из свободных людей императора, Федр, составил сборник этих рассказов.

Как бы то ни было, большинство из нас не раз слышали фразу «Медленно и упорно побеждает в гонке», что является еще одним признаком продолжающегося влияния Эзопа на нашу культуру.

Другие подарки

Другие популярные басни, приписываемые Эзопу, включают «Лиса и виноград», «Муравей и кузнечик», «Лев и мышь» и «Волк в овечьей шкуре».

Как и в «Черепахе и зайце», каждая из этих сказок преподает урок. В «Льве и мышке», например, мышь будит льва, который намеревается съесть своего крошечного незваного гостя. Мышь умоляет сохранить ему жизнь, обещая льву, что когда-нибудь он сможет помочь королю джунглей. Смеясь над этой нелепостью, лев отпускает мышь. Позже, когда лев попадает в ловушку, мышь слышит его рев, бежит ему на помощь, перегрызает связывающие его веревки и спасает льву жизнь.

Мораль этой истории: «Доброта никогда не пропадает даром» и «Большое или маленькое, но мы можем помочь друг другу».

«Лев и мышь», иллюстрация Эрнеста Гризе, из «Басен Эзопа», 1869 г.

Для взрослых

А что насчет басен, менее известных читателям? В частности, какие басни могли бы соответствовать нашей эпохе и нашему положению в жизни?

Ниже приведены две басни Эзопа, которые, кажется, нацелены на сегодняшние политические беспорядки и неразбериху. Обе они взяты из подборки сказок Эзопа из книги «Эзоп для детей», представленной на веб-сайте Библиотеки Конгресса. Несмотря на это название, многие из нас любого возраста могут найти в этих сказках дельный совет, как жить. Кроме того, некоторые истории кажутся предназначенными больше для взрослых, чем для детей. Вот два из них.

«Животные и чума» рассказывает о животных, которые, страдающие от широко распространенной болезни, собираются вместе, чтобы обсудить ситуацию. Лев предлагает принести в жертву самых виновных из них, чтобы умилостивить богов, а затем исповедует свои собственные «грехи» в том, что съел разных животных и даже одного или двух пастухов. Другие плотоядные, такие как волк, так же относятся к кровавым нападениям на своих собратьев. Но когда осел признается, что ел траву с чужого поля, другие животные обвиняют его в том, что он стал причиной чумы, набрасываются на него и тут же пожирают.

Мораль этой истории: слабых заставляют страдать из-за проступков сильных. Это также осуждение поиска козлов отпущения и возложения ложных обвинений.

Иллюстрация к басне Эзопа «Животные и чума» Франсуа Шово в «Баснях» Лафонтена. (PD-US)

В «Волке и ягненке» мы получаем еще один урок тирании. Волк замечает ягненка на краю ручья и говорит: «Ты заслуживаешь наказания за то, что взбудоражил всю грязь в ручье». Ягненок отрицает это обвинение, но волк упорствует, принимая новое направление атаки: «Ты солгал обо мне. Или это был твой брат. Когда ягненок отрицает обвинение, утверждая, что у него нет брата, волк говорит: «Это был кто-то из твоей семьи, и я не собираюсь быть обманутым в отношении моего завтрака». Затем волк «схватил бедную овечку и унес ее в лес».

Басня «Волк и ягненок» актуальна для нашего времени. Картина Жана-Батиста Удри 1747 года по сказке Эзопа. Версальский Дворец. (PD-US)

Мораль этой истории: тиран всегда может найти оправдание своей тирании.

Обе эти истории несут в себе последствия и предупреждения для нашего времени и кажутся особенно актуальными для нашего времени пандемии и мандатов.

Перекрёстные течения

Эти басни также говорят о нашем времени, потому что они пересекают культурные границы. Научное предположение об этнической принадлежности Эзопа — был ли он греком? Фракийский? Эфиопский? — уже один раскрывает мультикультурное происхождение этих историй.

И в отличие от сочинений Платона или Декарта, на которые сегодня нападают те, кто стремится подорвать западную цивилизацию, басни Эзопа, как и басни из Западной Африки, Индии или любого другого региона, являются носителями истин, которые заменяют расу и вероисповедание. . Их мораль универсальна в своем обращении к общей порядочности и нашей человечности.

Частое использование антропоморфизма во многих из этих басен усиливает этот универсализм, создавая персонажей, далеких от трайбализма человеческого рода. Говорящие медведи и петухи усиливают нейтралитет, которого могло бы не быть, если бы баснописец использовал людей.

Басни Эзопа любимы во всем мире. Японская гравюра («эхон») басни «Геркулес и возница» из издания «Цодзоку ишо моногатари» 1872 года. (Общественное достояние)

Независимо от нашей расы или политических убеждений, мораль этих басен должна находить отклик в нас. «Больше всего жалуются те, кто меньше всего страдает» («Быки и оси»), «Помогай, а не советуй, в трудной ситуации» («Купающийся мальчик»), «Делами, а не словами» («Хвастовство»). Путешественник»): все эти три примера выражают идеи здравого смысла, которые, особенно в эпоху моральной двусмысленности, такую ​​как наша, могут служить строительными блоками для добродетели и характера.

Иллюстрация Эдварда Юлиуса Детмольда «Быки и осиные деревья» из издания «Басни Эзопа» 1909 года. (PD-US)

Сохранение жизни дерева

В своем предисловии к книге «Культура имеет значение» Роджер Скратон заметил: «Наша цивилизация была вырвана с корнем. Но когда дерево вырывают с корнем, оно не всегда погибает. Сок может попасть на ветки, которые каждую весну распускают листья с вечной надеждой живых существ. Таково наше состояние, и именно поэтому культура стала для нас не только драгоценностью, но и настоящим политическим делом, основным способом сохранения нашего нравственного наследия и стойкости перед лицом туманного будущего».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *