Критики чистого разума – Критика чистого разума — Википедия

Краткое содержание Кант Критика чистого разума за 2 минуты пересказ сюжета

«Критика чистого разума» является одним из ключевых произведений в мировой философии. Идеи, представленные Иммануилом Кантом в книге, связаны с теорией познания. Ключевая задача – это поиск всеобщего и необходимого познания и ценностей, в первую очередь – это свобода личности. В книге подробно рассматривается аналитика чистого разума, его диалектика и само учение о его методе.

Кант рассматривает познание как деятельность, предполагающая протекание процессов, подчиненных собственным законам. Для того, чтобы решить, что такое истинное знание, автором проанализирована в книге структура субъекта. Предмет теоретической философии заключен в изучении основных законов разума индивида, в том числе познавательной деятельности. Он применяет термин «трансцендентальный», означающий выход за пределы невозможного. Трансцендентальная логика, по Канту, делится на два вида:

  • Учение о рассудке;
  • Учение о разуме.

В книге дана подробная критика замыслов, которая предшествовала метафизике и представляла ответы на следующие вопросы:

  • Возникновение «математики»;
  • Возникновение «чистого естествознания»;
  • Возможность существования метафизики, как науки.

Автор считает, что предмет можно познать только в связи с тем, что он выступает объектом чувственного наблюдения, как явление. Сам по себе предмет познать нельзя. Далее Кант рассматривает предмет, как непознаваемую «вещь в себе»:

  • Феномены– доступны сознанию;
  • Ноумены– о которых мы только можем мыслить, например, Бог.

В книге отмечены три базовых способности индивида:

  • Чувственное созерцание;
  • Рассудок;
  • Разум.

Рассудок выступает «нечувственной» способностью, которая связана с опытом человека. Кант пишет, что для рассудка необходимы понятия, которые позволят систематизировать материал в конкретные категории (априорные возможности приобретения опыта). Автором выделено 4 группы категорий:

  • Модальность;
  • Количество;
  • Качество;
  • Отношение.

Основные идеи чистого разума – это:

  • Теология;
  • Космология;
  • Психология.

Действительность не сопряжена с идеями разума, вследствие чего, при любой попытке соотнести действительность с идеями возникает антиномия.

Суть критики заключается в рассмотрении основных проблем философии – это душа и ее бессмертность, Бог и волевая свобода.

Данная философия учит человека рассматривать любой объект в двояком значении, не принимая абсолютную истину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кант — Критика чистого разума. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел

    Во время сильной метели в пансионате останавливаются несколько странников. Один странник утверждает, что их спас ангел. Он начал рассказывать своим товарищам ужасающие и священные рассказы об ангеле.

  • Краткое содержание Лиханов Лабиринт

    Толик вместе с родителями жил у бабы Шуры. Это была своевольная старуха, мерившая людей на деньги и ценившая в жизни только денежные знаки. Мама и папа свои зарплаты сдавали ей, а уж бабушка распоряжалась всеми тратами

  • Краткое содержание Джон Грин Виноваты звёзды

    В романе рассказывается о Хейзел Ланкастер. Хейзел недавно исполнилось 16 лет. Она живет в Индиане. Она болела раком щитовидной железы и у нее были метастазы легких. Молодая девушка дышала только через кислородный аппарат

  • Краткое содержание Гордость и предубеждение Джейн Остин

    В графстве Хартфордшир настоящий переполох. В окрестности небольшого городка Меритон приехал молодой мистер Бингли. Он поселился в богатом поместье Незерфилд – парк. Само по себе это событие могло бы остаться незамеченным

  • Краткое содержание Моэм Театр

    Произведение повествует нам внутренние переживания актрисы, ее взлеты и падения, как в становлении карьеры, так и в любви.

2minutki.ru

Замысел «Критики чистого разума»

В истории логических идей большую роль сыграла работа Канта «Критика чистого разума».

138

Кант отличает логику формальную и трансцендентальную. Трансцендентальная логика занимает особое место в его «Критике чистого разума», послужив своего рода рубежом в истории буржуазной философии прошлых веков. Буржуазные историки философии подразделяют всю историю философии на два периода: докантовскую и послекантовскую. «Критика чистого разума» была основой, на которой развились идеалистические системы классической философии в Германии.

Основной вопрос «Критики чистого разума» заключается в том, как возможно научное знание, какие имеются для того гносеологические предпосылки.

Кант исходит из тех наук, которые засвидетельствовали свое значение в истории развития человеческого знания. Он выделяет математику и чистое естествознание. Вопрос ставится им следующим образом: если математика и чистое естествознание являются действительными науками, подлинными достижениями знания, то какие познавательные ресурсы обеспечивают достоверность их положений, т. е. их всеобщность и необходимость, или как потом стали говорить, их общезначимость? Каковы те начала, опирающиеся на познавательные способности человека, которые обеспечивают эту общезначимость? Находится ли в таком же положении метафизика, престиж которой сильно покачнулся ко времени Канта? Каким образом на основании приобретенных знаний в области математики и чистого естествознания можно определить, с одной стороны, гносеологические источники этого знания, а с другой стороны, выяснить, что условия, которые обеспечивают общезначимость положений математики и чистого естествознания, способны также обеспечить достоверность в области метафизики?

На последний вопрос Кант отвечает отрицательно, настаивая на том, что метафизика выходит за пределы тех условий знания, которые обеспечивают общезначимость таких наук, как математика и чистое естествознание.

В одной из основоположных частей «Критики чистого разума», в начале отдела, названного «Трансцендентальная логика», Кант говорит, что существуют два основных источника нашего знания: первый источник — способность получать представления, второй источник — способность познавать через эти представления предмет, что зависит от самодеятельности субъекта. Посредством первой способности предмет нам дается, а посредством второй он мыслится в отношении к представлению.

Таким образом, с одной стороны, наглядные представления, с другой стороны, чисто рассудочные понятия (отнюдь не эмпирические) — таковы элементы любого нашего позна-

139

ния. Ни понятие без соответствующего наглядного представления, ни наглядное представление без понятия не могут дать знания. Но и представления и понятия могут быть чистыми и могут быть эмпирическими.

Кант был противником всякого сенсуализма и всякого эмпиризма; ему представлялось, что эмпирическое понимание знания есть его психологическое истолкование; ни к логике, ни к теории познания эмпирические данные отношения не имеют.

Если в представлениях содержится ощущение; то это эмпирические представления. Чистыми же представления (и тем самым понятия) бывают в том случае, если к ним никакие ощущения не примешиваются. Ощущения можно назвать материалом или содержанием чувственного знания. Таким образом, чистое наглядное представление содержит в себе только форму, под которой что-либо наглядно представляется, а чистое понятие содержит в себе только форму мышления о предмете вообще. И чистые понятия могут и должны быть только априорными. Всякое апостериорное знание, как эмпирическое знание, Кант отвергает.

«Наша природа такова, что наглядные представления, могут быть только чувственными, т. е. содержат в себе лишь способ действия на нас предметов. В свою очередь способность мыслить предмет чувственного наглядного представления есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой» (II, S. 75)8. Это — отправное, исходное положение Канта, которое никогда не нужно терять из виду, говоря о системе «Критики чистого разума». «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет не был бы мыслим. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятий слепы» (там же).

Отсюда понятно, как мог Кант, при всей парадоксальности точки зрения субъективного идеализма, которой он придерживается, отличать субъективное познание от познания объективного. Ведь с точки зрения субъективного идеализма нельзя выйти за пределы субъекта. Согласно Канту, если мы имеем ряд каких-либо представлений, данных нашей душе, то

8 I. Kant. Werke, sorgfältig revidirte Gesamtausgabe in zehn Banden, Bd. II. Leipzig, 1838. Есть русский перевод: И. Кант. Критика чистого разума. Изд. 2 в пер. Лосского. Пг., 1915. Ссылки на «Критику чистого разума» приводятся в тексте по первому (1781) или второму (1787) изданию данного произведения и содержат указание на эти издания и страницу.

В любом современном издании «Критики» по этим двум первым изданиям дается дополнительная пагинация. В русском переводе Лосского по этой дополнительной пагинации можно легко найти любой цитируемый текст.

140

этот субъективный ряд растворяется в психике. Но если мы имеем дело с чистыми наглядными представлениями, с одной стороны, а с другой — с системой категорий, причем наглядные представления подводятся нами под категории рассудка, а категории рассудка наполняются наглядным материалом, то тогда выявляется подлинный предмет знания. При таких условиях эти ряды как бы выходят за пределы познающего субъекта и становятся общезначимыми, существуют как «объективный» предмет для всякого сознания. В этом Кант видит выход за пределы субъективизма.

Данная схема соответствует тому, как Кант конструирует свое понимание двух источников познания.

РАССУДОК ЧУВСТВЕННОСТЬ

(понятие) (наглядное представление)

Чистые наглядные представления (пространство время)

Ощущение; предмет его: явление

форма явления

содержание явления

Трансцендентальная логика

Наглядные представления без понятий слепы

Мысли без

содержания

пусты

С одной стороны, существует рассудок, с другой — чувственное знание. Чувственное знание — это наглядное представление и ощущение.

Непосредственный предмет ощущений — это явление; в явлении мы можем отличать две стороны — форму и содержание. Содержание явления составляют ощущения, форму явления — чистые наглядные представления.

Ощущения эмпирические не составляют предмета науки, а чистые наглядные представления, если их соединить с рассудочными категориями, дают подлинное знание. В пределах чистых наглядных представлений возможно априорное знание, а одни лишь ощущения дают только апостериорное знание. Априорные чистые наглядные представления — это для Канта пространство и время. Но, чтобы познать явления в пространстве и времени во всей необходимости, нужно их подвести под категории рассудка. Когда мы достигаем соответствия чистых наглядных представлений рассудочным катего-

141

риям и, в свою очередь, соответствия рассудочных категорий чистым наглядным представлениям, то мы получаем подлинное знание, ибо мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятий слепы. В соответствии одного другому — критерий того, что мы имеем предмет познания; нам важно подлинное, общезначимое постижение этого предмета.

В построении такой искусственной системы Кант проявил много остроумия, доказывая, например, что чистое пространство и время не могут быть результатом простых эмпирических обобщений, а даны априорно. Он хочет показать, что пространство и время вовсе не составляют обобщения из опыта. Самый опыт возможен только в связи с тем, что мы уже владеем формами пространства и времени, т. е. мы эти формы как бы привносим в получаемые нами восприятия и располагаем согласно им хаотическое разнообразие чувств и ощущений.

Кант возражает против мнения, будто первоначально нам даны отдельные отрезки пространства и что при их сопоставлении мы находим в них одинаковое свойство протяженности, благодаря которому получаем якобы общее понятие пространства.

Однако при таком рассуждении, говорит далее Кант, мы вертимся в кругу. Для того чтобы начать рассматривать любой предмет, обладающий качеством протяженности, мы его помещаем вне нас. Но если мы считаем предмет находящимся вне нас, то мы тем самым поместили его уже в пространстве. Не понятие пространства извлекается из наблюдения над явлениями внешнего мира, а сам внешний мир возможен потому, что мы его помещаем в пространство. Следовательно, пространство, как чистое пространство, не выводимо из опыта, а, наоборот, сам опыт возможен только в силу того, что он развертывается в пространстве.

И другой аргумент — доказательство необходимости пространства. То, чем мы обладаем в опыте, не является необходимым. Мы всегда в воображении можем устранить предмет из внешнего мира,: из внешнего опыта. Внешний опыт продолжает быть внешним опытом, хотя отдельных явлений, отдельных предметов и не будет. Кант исходит из того, что мы всегда можем мысленно исключить тот или иной отдельный предмет, а вот пространство мы отбросить не можем. Мы не можем представить себе предмет, находящийся вне пространства. Следовательно, форма пространства есть не результат приобретенного посредством опыта знания, не простое обобщение, а нечто предваряющее опыт. Таким образом, пространство и время для Канта являются формами нашего сознания, при этом формами чистых наглядных представлений.

142

Какое же место занимает в «Критике чистого разума» трансцендентальная логика? Самое важное и центральное в гносеологическом отношении. Трансцендентальная логика учит о том, как категории рассудка должны прилагаться к чистым наглядным представлениям, чтобы составился подлинный предмет науки, подлинный предмет знания.

В разгаре спора вокруг «Критики чистого разума», когда многие критики настаивали на том, что в сущности это есть тот же самый субъективный идеализм Беркли, вышла небольшая книга современника Канта Иоганна Шульце — «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». Шульце сумел коротко и просто обобщить главные мысли Канта, не извращая их и даже не критикуя. Шульце пишет: «Определив формы чувственности, Кант переходит к формам мышления. Наука об этих формах называется трансцендентальной логикой. Общая логика занимается формой мышления вообще, т. е. теми правилами рассудка, которым должны подчиняться все наши познания без различия. Поэтому она отвлекается от всякого содержания или материалов наших познаний и совершенно не обращает внимания на то, каково их происхождение, эмпирические ли это понятия или чистые, и к каким предметам они могли бы относиться. Напротив, трансцендентальная логика имеет дело как раз с содержанием или материей наших познаний и с их происхождением, потому что она и должна именно исследовать, может ли рассудок создавать исключительно априори синтетические суждения и, если да, то как это возможно; каким образом понятия, создаваемые рассудком и, следовательно, представляющие собой нечто чисто субъективное в нас, тем не менее имеют отношение к предметам и потому могут обладать объективной реальностью; и каков, наконец, тот предел, которым ограничено применение наших познаний априори» 9.

Здесь сразу разъясняется вторая часть трансцендентальной логики, где анализируются мнимые достижения разума. Категории рассудка оправдываются тогда, когда им соответствуют наглядные представления в виде пространственных и временных данных. Если же категории выходят за пределы наглядных представлений, они оказываются пустыми. Поскольку у нас есть тенденция раздувать категории рассудка, получается так, что мы эти категории выводим за пределы данного содержания и как бы конструируем мнимые объекты познания. Такова метафизика, таково учение о душе, о происхождении мира, об абсолюте.

9 И. Шульце. Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». М., 1910, стр. 16.

143

«Трансцендентальная диалектика» и посвящается вопросу о том, возможна ли метафизика. С точки зрения Канта она оказывается невозможной. В главных частях «Трансцендентальной диалектики» доказывается, почему метафизика невозможна.

studfiles.net

КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА это что такое КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА: определение — Философия.НЭС

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

1781) – осн. соч. Канта, в к-ром изложены его общефилос., гл. обр. гносеологич., идеи.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

важнейшее произведение Канта (первое издание — 1781; второе издание, переработанное, — 1787). Автор излагает здесь новую философскую программу, которая сегодня является программой современной философии: призвание философии не в том, чтобы позволять нам научно познавать мир; она должна раскрыть нам само основание науки в человеческом уме. Произведение подразделяется на «трансцендентальную эстетику» или теорию интуиции (пространство и время), «трансцендентальную аналитику» или теорию понятий и форм нашего знания о мире и «трансцендентальную диалектику» или теорию непознаваемого для нас (целостность мира, бессмертие души и существование Бога). Таким образом, «Критика» определяет источник, формы и границы всякого человеческого знания вообще.

Оцените определение:

Источник: Философский словарь

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

Kritik der reinen Vernunft», Riga, 1781), осн. труд Канта. Во 2-м изд. «К. ч. p.» (Riga, 1787) существенно переработан ряд разделов и введен фрагмент «Опровержение идеализма». Посвящен определению и оценке источников, принципов и границ науч. знания, состоит из предисловий, введения, трансцендентальной эстетики, аналитики и диалектики чистого разума, а также учения о его методе. Кант преодолевает односторонности рационализма и эмпиризма в трактовке источников знания, утверждая взаимосвязанность чувств. опыта и рациональных структур в науч. познании. В «Трансцендентальной эстетике» говорится о необходимом эмпирич. основании познания — ощущениях, возникающих в результате воздействия объектов на нашу способность восприятия, но в дальнейшем изложении преимуществ. внимание уделяется анализу способов «упорядочения», «связывания» эмпирич. данных с помощью априорных и субъективных форм чувств. познания — пространства и времени. Соответственно ощущения, представления и вообще все «феномены», подчиненные субъективным условиям восприятия (пространству и времени), по Канту, не дают подлинного знания об объектах, или «еещах в себе». Последние он объявляет непознаваемыми. Априорный характер Кант приписывает всем формам познания. В «Трансцендентальной аналитике» рассматривается рассудок как способность мыслить, синтезировать, обобщать содержание чувств. представлений посредством априорных понятий — категорий. В основе способности объединять представления лежит «первоначальносинтетич. единство апперцепции». «Подведение» эмпирич. созерцаний под категории осуществляется с помощью способности суждения, или продуктивной способности воображения. В «Аналитике основоположений» рассмотрены общие методологич. принципы и требования науч. познания (принцип каузальности, идея субстанции и др.), к-рые определяют условия и границы «возможного опыта». В «Трансцендентальной диалектике» исследуется разум, требующий абс. завершенности опыта, и дается критика его иллюзий и ошибочных заключений (паралогизм, антиномии, идеал), в к-рые он впадает, отрываясь от чувств. основания познания и стремясь к познанию сверхчувственного — души, мира как целого и бога. Кант далек от однозначно отрицат. оценки заблуждений разума и его антиномичности — он видит в этом проявление стремления к неогранич. расширению знания. Идеи разума имеют для естествознания регулятивное, направляющее значение. Учение об априорных, рацион. структурах и диалектике разума составляет, по Канту, подлинный предмет философии. В «Трансцендентальном учении о методе» определяются методы критич. филос. исследования (дисциплина), его цели, идеал и способы их достижения, рассматривается система предметов чистого разума (сущее и должное) и знаний о них (метафизика природы и нравственности), а также его архитектоника. Краткое изложение «К. ч. р.» содержится в «Пролегоменах» Рус. пер. М. Владиславлева И. М. Соколова, Н. Лосского;

Оцените определение:

terme.ru

Критика чистого разума

Российский химико-технологический университет

имени Д.И.Менделеева

Реферат

На тему: «Критика чистого разума» Иммануила Канта и ее основные проблемы.

Выполнил:

Проверила: Павлова Людмила

Васильевна

Москва 2008г.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………2

2.“Критика чистого разума”………………………………………………3 3.Заключение ……………………………………………………………..8 Список использованной  литературы……………………………………9

Введение   Немецкая классическая философия не менее  интересна и значима чем, например, античная философия или философия просвещения. Иммануил Кант, как и многие философы, считался человеком “не от мира сего”, его философия своеобразна и уникальна. Изучая философию нельзя обойти стороной философскую систему Канта, но нельзя и останавливаться только на ней, не замечая других не менее великих творений философов.  Канта  называют «основоположником немецкой классической философии». Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя.

Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него — человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек  стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью и разнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. У Канта была привычка любую пришедшую в голову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специально подготовленные листы, чаще — первый попавшийся на глаза клочок: только что поступившее письмо, счет от торговца и т.д. Его жизнь — непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет, когда мысль вышла из — под его контроля.     Творчество Канта принято подразделять на два этапа  Первый этап — так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественно научными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кант пытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основе изучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным и основанием логическим. Свое состояние в эти годы сам Кант называл «догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап — так называемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на критическом анализе познавательных способностей человека, на разработке соответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большое значение использованию в философии опытного знания.

Критика чистого разума”

Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса Бэкона. В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания — догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются четкого («догматического») взгляда. Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Причем речь идет не о критике каких — либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего начинания. Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями «Критики чистого разума». Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер.

Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное — всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во — первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во — вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том, что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы — как возможно чистое, внеопытное знание — распадается на три. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела основной части «Критики …»: трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. В диссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает их недоступными никакому пониманию, трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может быть дан». Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия представляет собой «только негативный критерий истины», но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время — внутренние. Философ не отрицал эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство и время был в известной степени реакцией на механистические представления об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей.

Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных направления в теории познания — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул несводимость одного «ствола познания» к другому. Научное знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов — образование понятий. Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих возможностей возникло понятие требуется «продуктивное воображение». В работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного, творческого начала. Автор говорит о «спонтанности мышления». Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное воображение — это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельств. Кант называет это интуитивное уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае действует продуктивное воображение, во втором — способность суждения. Без них функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другие виды интуиции, в ее современном понимании, — в работе речь идет о художественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивной способности суждения, Кант называет еще одну сферу интеллектуальной деятельности, высшую ее форму — разум. В широком смысле слова разум для философа равнозначен всему логическому мышлению. Разум — высшая контрольная и направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферой науки, — это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту — логика видимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии, принимать кажущееся за действительное. Задача критики — внести ясность. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями. Идея — это такое понятие, которому в созерцании не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле для деятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Он выполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок к определенной цели, ставит перед ним задачи. (Функция рассудка конститутивна, то есть конструктивна, он создает понятия). Разум очищает и систематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику, идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. В теоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочный категориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения, выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему, выведенную из трех возможных вариантов отношения к реальности: во — первых, отношение к субъекту, во — вторых, к объекту, в — третьих, к тому и другому вместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, о мире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается в самой основательной проверке и самокритике. Таковы основные идеи «Критики чистого разума». Работа завершается программой на будущее. Ни о каких новых «критиках» автор не помышляет. Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных начал метафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не опасаясь быть уличенным во лжи», так как она не располагает теми средствами проверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика не была наукой, но у нее, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. По замыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырех частей — онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение о природе, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука о мире в целом) и теологии (наука о боге).  В середине 80-х годов XVIII века Кант особое внимание уделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла его статья «Идея всеобщей истории во всемирно — гражданском плане». Статья открывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало более или менее общим достоянием, — действия законов в жизни общества. Затем, Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает, что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в некоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое начало человеческой истории» (1786). В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временем Кант был избран ректором университета (на этой должности находились в течение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов (это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невнимание к своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже не статьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизме и субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да и необходимости: одновременно с количеством критиков росло и число сторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам. Научный спор, по его мнению, интересен только тогда, когда можешь сказать что — то новое. Уличать противника в недобросовестности или глупости — занятие неблагодарное, тем более, что перед Кантом открылся наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и к которому он сам стремился много лет.

Заключение

12 февраля 1804 года Кант умирает. На его похоронах присутствует практически весь город…

Кант стал наиболее яркой фигурой  в немецкой философии. В докритический период Кант занимался проблемами физики и математики.

Кант впервые поставил вопрос о том что же изучает наука. Формирование философских  воззрений Канта проходило постепенно.Пожалуй можно сказать, что Кант  впервые в истории немецкого идеализма восстановил диалектику. Маркс и Энгельс высоко оценили социально-классовые основы философской системы Канта. Практически вся концепция Канта направлена на человека,  его связь с  природой,  изучение  человеческих возможностей.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. “Иммануил Кант.” М., 1973. 2. Гулыга А.В. “Кант.” М., 1981. 3. Философский словарь, М., 1994. 4. “Философия” Под. ред. Радугина А. А. М., 1997.

9

studfiles.net

«Критика чистого разума»

Реферат

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

.

Ульянова М.

Школа №218,

11«а» класс

Содержание:

Введение

1. Догматический период

2. Переломный период

3. Критический период:

а) «Критика чистого разума»

б) Этика по Канту

в) Эстетика по Канту

4. Завершение пути

5. Заключение

6. Список литературы

Введение.

Иммануил Кант – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. Он – основатель «критического» или «трансцендетального» идеализма, т.е. идеализма, занимающегося изучением не предметов, а видами познания предметов.

Творческий путь Канта традиционного разделен на два периода с границей примерно середина 60-х годов XVIII века. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический». В этот период философ занимался главным образом естественнонаучными проблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную» космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». В это же время философ высказал предположение о существовании большой вселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли в результате приливного трения и учение об относительности движения и покоя. В этот период Кант преувеличивает роль формально-дедуктивных методов мышления по сравнению с опытным знанием.

Второй этап – так называемый «критический». Главные произведения этого периода: т.н. «Критики…» («Критика чистого разума» 1781 г. – кантовское учение о познании, «Критика практического разума» 1788 г. — кантовское учение о нравственности, «Критика способности суждения» 1790 г. – кантовское учение об эстетике). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах. При этом вещи существуют сами по себе независимо от нашего сознания, и их Кант называет «вещами в себе». Кант разделяет явление вещей от их сути. Познание по Канту начинается с того, что «вещи в себе», т.е. то, что нас окружает, воздействуют на наши органы чувств и вызывают хаос ощущений. Это в целом материалистический взгляд. Порядок в этот хаос вносят т.н. категории — якобы априорные формы рассудка. Но в учении о формах и границах познания Кант выступает как идеалист и агностик, т.е. отрицает познание мира, считая, что природа вещей недоступна нашему познанию. Познать можно только явления, с помощью которых вещи проявляют себя. При этом он допускает, что наши знания о «вещах в себе» могут неограниченно расширяться и углубляться, приближая нас к их познанию.

В «Критике чистого разума» свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть два вида одностороннего и ложного подхода к проблеме познания – скептицизм (т.е. сомнения относительно природы вещей) и догматизм (излишняя однозначность во взглядах). Кант предлагает третий путь – путь критики самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни было опыта.

Основной вопрос в логике Канта – вопрос об источниках и границах знаний. Кант считает, что главное – возможность априорных (т.е. существующих вне опыта) синтетических (т.е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительной философии, или умозрительного познания истины). Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания.

Кант доказывает невозможность построить систему метафизики до того, как будет определена граница познания и исследованы формы познания. Достоверное теоретическое знание по Канту существует только в математике и естествознании. В основе математики лежат созерцание пространства и времени, которые являются «чистыми», т.е. не зависящими от нашего опыта, данные до опыта. В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые также являются «чистыми» и априорными. Но чтобы возникло истинное знание, необходимо соединение чувств с категориями рассудка. По Канту всеобщие законы опыта принадлежат не природе, а рассудку человека, который вкладывает их в природу. При этом Кант утверждает, что поскольку бог не может найден в опыте, так как не принадлежит к миру явлений, то невозможно ни доказать, ни опровергнуть его существование. Для Канта вера в бога необходима для примирения высоких нравственных требований с реальными условиями мира (зло, жестокость и др.).

В «Критике чистого разума» Кант исследует три основные способности познания: чувства, рассудок и разум. Рассудок является сферой науки. Разум – это сфера философии и диалектики. Разум обладает способностью принимать кажущееся за действительное. Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями — понятиями, за которыми нет соответствующих предметов. Разум вырабатывает общие принципы, которые рассудок и интуиция применяют к частным случаям.

В основной части «Критики чистого разума» три раздела: эстетика, аналитика, диалектика, для ответа на вопросы, соответственно: Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки?

На основе результатов «Критики теоретического разума» Кант построил свою этику. Ее основой стало развившееся под влиянием Руссо утверждение о том, что каждая личность есть самоцель и не может рассматриваться как средство решения каких-либо задач, даже общего блага. Основным законом этики Кант провозгласил «категорический императив» (по сути некий долг), имеющий два постулата:

— действуй в соответствии с принципами, которые могли бы стать всеобщими;

— относись к человечеству и любому другому лицу, как к цели, а не как к средству.

Большое значение в последующем развитии философии сыграло учение Канта о роли антагонизмов в развитии общества.

В работах «критического» периода последовательно излагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось на разработке соответствующей теории познания.

Следует отметить, что философии Канта свойственны противоречивость и двойственность, являющиеся проявлением одновременно материалистического и идеалистического подходов к рассмотрению философских проблем. Кант пытается примирить материализм и идеализм и поэтому его философия может быть названа субъективным идеализмом.

Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах. Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в развитии диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

I. Начало жизненного пути. Догматический период

Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье ремесленника. Его прадед по отцу был выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраине города среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеро детей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду, честности и пуританской строгости.

В 1730 году Кант поступил в начальную государственную церковную гимназию на латинское отделение. Основными предметами в гимназии были латынь и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейский языки. Проводились факультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскому языкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природным способностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним из лучших учеников гимназии.

Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет, предположительно на медицинский факультет. Гимназическое увлечение филологией сменилось интересом к физике и философии. Первая работа Канта (1946 г.) называлась «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа содержала ряд оригинальных идей, в том числе рассуждения о связи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения.

Космогония Канта. В 23 года, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидает Кенигсберг. В глухой провинции философ написал рукопись по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Несколько позднее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, — «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьи были как бы прелюдией к космогоническому трактату «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона”. Трактат вышел анонимно в 1755 году. Работа представляет собой своеобразную попытку сочетать материалистический подход с догмами церкви. Философ убеждён, что противоречия между его гипотезой и традиционным христианским верованием нет. Однако, очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов – Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Он показал, как под воздействием чисто механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Таким образом, философ отрицал за богом роль создателя вселенной. Однако он видел в нём всё же творца того первоначально рассеянного вещества, а также творца живой природы.

mirznanii.com

Критика чистого разума Википедия

«Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft) — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос «Критики» — исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим (опытным) путём. По ходу исследования философ освещает вопросы пространства и времени, возможности доказательства существования Бога посредством разума и др.

Кант устанавливает непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании. Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте, субъективны, то есть они — наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому всё, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление; следовательно, на опыте мы имеем дело только с нашими представлениями, но лишь являющимися нам как объекты; так что всё без исключения, даже самих себя, мы знаем лишь как явления, а не как «вещь в себе». При всём том Кант не считает возможным отрицать самое существование вещей в себе, хотя бы потому, что такое отрицание явилось бы известным суждением о них, высказывать которое, в виду их непознаваемости для нас, мы не имеем никаких данных[1]. Основной смысл сочинения: за явлениями, доступными опыту, находится мир предметов «самих по себе», познать который мы не в состоянии; наше познание имеет дело лишь с феноменами[2]; мир возможен лишь как бытие, подчинённое категориям мысли: «наш рассудок сам же и предписывает природе её законы»[3].

Сочинение написано за несколько месяцев после более чем десятилетнего обдумывания; по всей видимости, является объединением многолетних записок автора. Читатели жаловались на излишнюю сложность книги, затруднявшую понимание идей автора. Для предотвращения возможных неверных толкований в 1783 году Кантом были изданы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», а в 1787 году вышло второе издание «Критики». Изложив в 1-м издании тот взгляд критического идеализма, что мир познается нами только в своих являемых формах, которые суть построения умственной деятельности нашего субъекта и помимо нашего представления вовсе не существуют, Кант понял, что этот взгляд смешивается многими с тем фантастическим идеализмом, по которому мир создаётся субъектом без всякого данного материала и есть только грёза или пустой призрак. Ввиду этого Кант во 2-м издании, так же и как в «Пролегоменах», подчеркнул различие двух идеализмов и изложил свой таким образом, чтобы дальнейшее смешение было невозможно.[4]

Непосредственное продолжение — «Критика практического разума» (1788), основное этическое произведение Канта.

ru-wiki.ru

Кант, «Критика чистого разума»: критика, содержание

Все чаще современные люди возвращаются к мыслям философов, живших за много лет до их рождения. Таким образом, каждый человек ищет ответы на свои вопросы, разделяет или отрицает мнение другого, находит свой путь или же теряет его. Философия – это совершенно непредсказуемая наука, объяснить словами которую до конца невозможно. Поэтому смотреть на вещи с данной точки зрения может абсолютно каждый. Так, одним из самых выдающихся немецких представителей философии по праву считается Иммануил Кант. Его жизнь тесно переплеталась с двумя эпохами: Просвещения и Романтизма. Возможно, благодаря этому его труды настолько интересные, а мысли потрясающие, неожиданные и гениальные.

История Иммануила Канта

Немецкий философ родился в 1724 году. Его семья была небогатой, но мальчику дали престижное образование в элитной гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году Кант поступил в университет, но завершить учебу ему не удалось. Причиной такого мрачного события стала смерть отца Иммануила, после которой молодой человек стал главным кормильцем всей семьи. Тем не менее, немецкий ученый нашел выход из затруднительного положения и стал преподавать на дому. Таким образом Кант проработал десять лет, которые не прошли даром, так как за данный период он сумел защитить диссертацию, получить докторскую степень, разработать и опубликовать космическую гипотезу происхождения Солнечной системы, а также имел право преподавать в университете. Пережив множество неприятных событий, к которым приписывают Семилетнюю войну (1758-1762 гг.), Кант начал новый этап своего творчества. Его называют «критическим».

Этапы творчества немецкого философа

Остановимся подробнее на творчестве выдающегося философа. До написания труда «Критика чистого разума», краткое содержание которого в наши дни может прочесть каждый желающий, Иммануил Кант работал над космическими гипотезами, выдвинул идею происхождения человеческих рас, предложил генеалогическую классификацию животного мира, изучал приливы и отливы на планете, их роль и место в жизни Земли. Все эти достижения сегодня относятся к «докритическому» этапу творчества. Все работы после 1770 года посвящены вопросам гносеологии, метафизическим проблемам бытия, познания человека, государства, нравственности и эстетики.

«Критический» этап творчества Канта

Начиная с 1770 года, творчество Иммануила Канта стали называть «критическим». Именно в этот период он написал лучшие философские работы, благодаря которым он сегодня считается великим и выдающимся мыслителем восемнадцатого века. Отметим, что труды немецкого ученого были настолько уникальны и правдивы, что имеют некоторое влияние и в наши дни. Большинство философов придерживаются работ Канта, полностью полагаясь на его мысли и предположения. Самыми популярными трудами Иммануила Канта считаются «Критика чистого разума», «Критика практичного разума» и «Критика способности суждения». Они были охарактеризованы в следующем порядке: гносеология, этика, эстетика.

Жестокий режим Канта

На определённом этапе жизни здоровье и самочувствие философа значительно ухудшились. Для того чтобы продолжать работать и познавать мир, самого себя, окружающих, Кант разработал индивидуальный жесткий режим. Считается, что благодаря ему Иммануилу удалось прожить такую долгую жизнь и скончаться позже всех своих друзей.

Главным кредо философа было пользоваться своим умом при любых условиях. По его мнению, для этого нужно было иметь настоящее мужество. Сведения из личной жизни Канта могут поведать о том, что он никогда не был женат. Это было связано с тем, что в юные годы он не мог обеспечить избранницу (в материальном плане), а когда этот вопрос был решен, у философа уже не было желания вступать в брак. Возможно, благодаря уединению Иммануилу Канту удалось написать такие потрясающие труды, среди которых «Критика чистого разума» – фундаментальная работа.

Философский труд Канта

Считается, что у Иммануила Канта было всего три главных труда, которые изменили его жизнь и мировоззрение многих людей в мире. После 1770 года философ работал над своими книгами, но лишь в 1781 г. ему удалось опубликовать первую из них.

«Критика чистого разума» – это основа последующих двух книг. Возможно, некоторым они покажутся абсолютно разными, но все же их связь неразрывна. Описывает в этом труде Иммануил Кант следующее: критика – это ключ к исследованию собственного разума человека. Поэтому все люди должны не только адекватно относиться к ней, но и желать ее. Именно таким путем человек разгадает частичку собственного разума. «Критика чистого разума» (Иммануил Кант) освещает вопросы пространства, времени, возможности с помощью мыслительной деятельности доказать существования Бога и так далее.

Обдумывал Кант свою первую работу более десяти лет, поэтому каждое слово, описанное в труде, является взвешенным и несет некоторый смысл, читать который нужно между строк. Тем не менее, чтобы написать «Критику чистого разума», Иммануилу понадобилось лишь несколько месяцев.

Подробнее о произведении

Наверное, для того чтобы понять, о чем идет речь, необходимо охарактеризовать труд «Критика чистого разума» кратко. В таком случае можно обсуждать некоторые моменты работы. Но все же эффект будет лишь тогда, когда человек прочитает всё полностью, подумает над каждым предложением и проникнется книгой. Тогда у людей возникнут вопросы, представление о том, что же все-таки хотел донести до окружающих немецкий философ.

По-настоящему непредсказуемым человеком был Иммануил Кант. «Критика чистого разума» это доказала, так как никто в мире еще не представил такое тщательно продуманное и совершенное произведение, написанное за считанные дни. Итак, сущность работы – это познание разума. Одним из методов осуществить эту задачу является критика. То есть под психологическим натиском наш разум странно реагирует на происходящее. Для того чтобы познать его, необходимо для начала раскритиковать. Но все-таки каждый человек видит индивидуально актуальность произведения.

Сущность труда Канта

После прочтения произведения, которое написал Кант («Критика чистого разума»), у большинства людей создается не совсем понятная картинка. Все потому, что работа состоит из двух частей: трансцендентальное учение о началах и о методе. Труд Канта имеет главную тему, которая заключается в соединении частей содержания, которые находятся по разные стороны определенного предела. «Критика чистого разума» и Кант – это понятия неразделимые. Поэтому люди, которые общались с философом, понимали его манеру написания и взгляды. Обычному же читателю поначалу может быть сложно вникнуть в суть произведения. Чтобы избежать этого, достаточно лишь внимательно и не торопясь читать работу немецкого философа.

В своем труде «Критика чистого разума» Иммануил Кант повествует о пространстве и времени, о категориях рассудка и его антиномиях. Он начинает свой труд с необычной классификации суждений. Вследствие этого читатель знакомится с тремя его видами: синтетическим, аналитическим и априорным. Далее по тексту все очень подробно объясняется. Например, суть синтетического заключается в его способности анализировать новое знание. Аналитическое позволяет раскрыть свойства определенного субъекта, а априорное не нуждается в проверке его истинности.

Кроме того, в труде «Критика чистого разума», краткое содержание которого представить в рамках оодной статьи попросту невозможно, выделяется особый вид суждений, так сказать комбинированный (например, синтетическое + априорное).

Оглавление

Работа «Критика чистого разума» состоит из нескольких частей, как указывалось выше. Также в труде есть предисловие и введение. Первая часть – трансцендентальное учение о началах — состоит из двух элементов, таких как эстетика и логика. Первый блок рассказывает о пространстве и времени. Там также приведены общие замечания и выводы к разделу. Второй блок настолько обширный, что состоит из нескольких книг: аналитика понятий, основоположений, о понятиях чистого разума, о его диалектических выводах и приложения. Вторая часть – трансцендентальное учение о методе — состоит из введения и четырех глав: дисциплина, канон, архитектоника и история чистого разума.

Таким образом, достаточно большим считается труд под названием «Критика чистого разума», анализ которого требует времени и усилий. Но никому не помешает прочитать интересную работу немецкого философа восемнадцатого века, каждое слово которой совсем не случайно.

Отзывы критиков

Как и ко всем популярным произведениям, к труду Иммануила Канта была написана критика «Критики чистого разума». Она напрямую связана с различными взглядами философов и комментаторов, которые предоставляли умозаключения, выводы к работе ученого. Некоторые считают, что анализ разума не углубляется настолько, что данным трудом можно дать ответ на многолетние вопросы и исследования. Таким образом, с помощью работы Канта невозможно в полной мере оценить априорное синтетическое знание.

Всякое познание начинается с опыта

Иммануил Кант пытался донести до читателя, что невозможно что-то познать, не ощутив или не попробовав этого. Так он пришел к выводу, что любое познание начинается с опыта. Продумав до мелочей свой труд (наверняка критика «Критики чистого разума» ему бы пришлась по душе), он попытался помочь всем людям получить тот мизерный опыт, который бы позволил человеку познать свой разум. Конечно же, не полностью, а всего лишь некоторую его часть, но это стало бы шагом на длительном и сложном пути. Убедитесь в этом сами, прочитав величайшее творение Канта.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *