Крестьяне в древней руси: Крестьянство Древней Руси | Понятия и категории

Крестьяне на Руси | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Автор
  • Беляев Иван Дмитриевич
Описание

Беляев, Иван Дмитриевич (1810-1873).
     Крестьяне на Руси : исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе : c портретом автора, кратким биографическим очерком и списком важнейших исторических трудов его / соч. ординарного проф. Московского ун-та И. Д. Беляева. — 4-е изд., без изм. против 1-го изд. — Москва : издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1903. — XII, 306 с., [1] л. портр. ; 24 см. — Библиогр. в сносках .
1. Беляев, Иван Дмитриевич (1810 — 1873). 2. Крестьянская реформа 1861 года (коллекция). 3. Крестьянство — Россия — 9 — 18 вв..
ББК 63. 3(2)4-282.2
ББК 63.1(2)52-81Беляев И.Д.
     Исследование известного русского историка, археографа, профессора Московского университета (с 1852), действительного члена Императорского Общества Истории и Древностей Российских (с 1846 г.) и славянофила Ивана Дмитриевича Беляева (1810 – 19.11. 1873), ученика академика Петербургской Академии Наук (с 1841 г.) Михаила Петровича Погодина (1800 – 1875), посвящено одному из важнейших и наиболее дискуссионных вопросов в отечественной науке и русском общественном сознании середины XIX в. Объектом изучения И. Д. Беляева, сторонника теории общинного быта, стали проблемы происхождения и эволюции крестьянского сословия на Руси, его терминология, связи между общинами и другими сословиями страны на протяжении нескольких веков. В 1860 г. это исследование было представлено автором на соискание степеней магистра и доктора гражданского, защищено и издано Московским университетом. Учитывая его общественную и научную актуальность исследования, до сих пор не потерявшего своего значения, монография И.
 Д. Беляева неоднократно переиздавалось (Изд. 1-е. М., 1860; Изд. 2-е. М., 1863; Изд. 3-е. М., 1891; Изд. 4-е. М., 1903). Данное издание опубликовано без каких-либо изменений по сравнению с первым изданием. Оно имеет портрет И. Д. Беляева, краткий очерк его научной деятельности, списки важнейших исторических трудов, вышедших в изданиях Императорского Общества Истории и Древностей Российских (в 1845-1861 гг.), в других периодических изданиях (журналах и газетах за 1855-1873 гг.), отдельно (в 1857-1871 гг.) и посмертно (в 1873-1903 гг.). .
Источник электронной копии: РГБ
Место хранения оригинала: РГБ

Издательство издание книгопродавца А. Д. Ступина
Объект в каталогах
  • Россия в IX
  • История. Исторические науки
В коллекциях
  • Российский народ → Общество → Социальная структура → Социальная история России → Сословия → Крестьяне

Что ели русские крестьяне? | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

В наши дни мы почти не знаем ограничений в питании, но еще 3-4 века назад рацион крестьян значительно отличался от нашего повседневного

Мы редко задаемся вопросом, из чего состоял рацион наших предков, однако, на наш взгляд, — это интересное и полезное знание. В наш век глобализации и активного проникновения «интернациональной» кухни на наши столы, в рестораны и другие места общепита, было бы даже интересно несколько разнообразить рацион, попробовав различные древние (и не очень) русские национальные блюда. В конце концов, как писал Вильям Похлёбкин, «наша кухня вкусная и здоровая». Кстати, именно так и называлась лучшая советская поваренная книга, для миллионов наших домохозяек ставшая настольной: «Книга о вкусной и здоровой пище».

Не хлебом единым

Многие могут подумать, мол, откуда ученые могут знать о пище на Руси в IX-XIII веках? Ответ прост: многочисленные археологические находки, естественно, «пищевой» направленности – горшки, глиняные черепки, корзины и другие емкости – даже через века сохранили остатки органических материалов, хранившихся в них. Анализ при помощи современных научных средств позволяет выяснить, что же ели наши предки.

Ржаной хлеб

Источник: pinterest.ru


Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.

За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой. Согласно древней поговорке про щи и кашу, каша была очень важным и даже ритуальным блюдом. Каши на Руси едали и при княжеском дворе, и на деревенских крестинах, и в будни, и в праздники.

Более поздний источник – «Домострой», который относят к XVI веку. Он не только рассказывает нам о семейных ценностях, но и даёт ценную информацию о пище. Из него мы узнаём, что хозяйки тогда уже готовили не только из ржаной, но и из пшеничной муки оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей. Существовали десятки видов пирогов и пирожков.

Каша

Источник: pinterest.ru


В годы неурожая, голода или войны часто и хлеб «скудел», так как хозяйки добавляли в муку что было под рукой. Например, очень распространено было добавление сорняка – лебеды. Но бывало, что и лебеды не было, или её уже всю съели, тогда толкли сосновую кору (её называли «березовый дуб») или брали для муки траву вахку.

В XVIII веке в Россию попадает картофель. При Петре I крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», но к концу века ситуация меняется благодаря усилиям Екатерины II. Крестьяне не только варили или жарили картофель с маслом или салом, но и добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Хоть он и черствел быстрее зернового, но был очень сытным.

Уха и щи

Согласно всё той же известной нам всем поговорке, мы не можем обойти вниманием и супы. В древности на Руси любой суп называли ухой, но со временем место на крестьянском столе себе отбили щи (или «шти», как произносили в некоторых регионах).

Щи

Источник: pinterest.ru


Щи готовили обычно из рубленой кислой капусты, которую солили в бочках и кадках. Капусту клали слоями, перемежая со слоем ржаной муки и соли. Получались большие куски солёно-кислой капусты, которая и шла на щи. Обычно в щи добавляли так называемый сок (конопляное масло) и сметану. Начинка щей зависела от того, какой день – скоромный или постный. В скоромные дни кроме сметаны добавляли и сало, и сметану. А в постные ограничивались крупами, грибами. Были и щи с рыбой, которую удалось поймать, если ее дозволялось есть в пост. Обычно брали плотву или снетку. Как для каши, так и для щей хорошей добавкой считался добрый кусок сливочного масла.

Мясо и птица

Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Интересно, что даже в зажиточных крестьянских хозяйствах, которые порой не уступали современным фермерским, пища была простая, и мясо ели редко. Понятно, что в богатой крестьянской семье, чтобы хотя бы раз в неделю есть мясо, нужно колоть барана. Несложно подсчитать, что за год пришлось бы заколоть от 30 до 40 баранов, семьи-то по числу ртов были больше, не в пример нынешним. Такой расход скотины себе мало кто мог позволить.

Пасхальный обед

Источник: pinterest.ru


Но в богатых хозяйствах разводили и домашнюю птицу. А это хорошее подспорье – и мясо, и яйца. Яичница в богатых семьях была на столе частенько. В разведении птицы крестьяне были весьма находчивым народом. Они разводили не только домашнюю, но и дикую птицу в лесу: создавали дупла в деревьях, собирали яйца. Да и охота выручала: утка, куропатка, вальдшнеп, тетерев и другая дичь были доступной добычей, несмотря на некоторые помещичьи запреты. Отдельно стоит сказать о добыче крупной дичи. Ее мясо попадало на стол редко из-за тех же запретов. Разводили кроликов, с силком ходили на зайца, и это мясо встречалось в рационе чаще.

Но всё-таки следует подчеркнуть, что мясо было скорее роскошью, а не обыденностью. Часто крестьяне объедались на праздник, «болели животом» с непривычки. Нужно понимать, что мясо – продукт скоропортящийся, а холодильников тогда не было. Поэтому 2-5 суток были пределом тогдашнего «срока годности». А если не было ледника, мясо просто замачивали в кадке с пивом, уксусом, молоком или сразу варили.

Овощи и другие «ествы»

Традиции русских солений хорошо известны и в наши дни. Репа, редька, свекла, капуста. Эти овощи были на столах практически всегда, причем в разном виде: пареные, вареные, жареные и сырые. Чаще всего, чтобы сохранить подольше, овощи солили, причем тем же способом, что и капусту, о которой мы говорили выше. «Довольно соли», мука, 7 дней в тёплой избе – и готова кадка солений.

Крестьянский праздник

Источник: pinterest.ru


Самым популярным овощем на столе до появления огурцов и помидоров была пареная репа (и она тоже стала именем нарицательным). Кстати, репа спела за 2 месяца, что позволяло снимать частые урожаи, поэтому ею засевали огромные площади. Крестьяне ее любили, и часто, кроме «щей да каши», была еще «репа, рыба да грибы». Популярной была и редька, резаная кружочками, с луком и соком (конопляным маслом). Да и сами лук и чеснок хранили здоровье наших крестьян, и присутствовали в рационе почти всегда.

Ествы – это еда для праздничных дней. Мы уже этой темы касались, теперь расскажем подробнее о том, что украшало стол. Мясные щи или похлебки (например, «варить баранину с луком, морковью или репой; и после подправить подпалкой»). Жареное мясо, студень, птица (разумеется, у состоятельных крестьян). Наконец, яичницы – простые, с ветчиной и так называемые «драчены». Вот один из рецептов, можете взять себе на кухню:

«Разбить в чашку несколько яиц и, сбивши их, прибавить туда молоко и масло, и опять сбивать, подбавляя понемногу пшеничной или крупичатой (ржаной) муки до тех пор, покамест зделается наподобие блинного теста. После чего, немного осоля, поставить в печь в вольной дух».

В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники, оладьи, пироги – всё, о чем мы тоже упомянули.

Крестьянская трапеза

Источник: pinterest.ru


Итак, краткий обзор материалов по крестьянской пище лишь подтверждает главную мысль о том, что в условиях суровой природы, с коротким земледельческим сезоном работ, весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный «мобилизационно-кризисный» характер. Такой быт заставлял выбирать крайне рациональный тип питания. Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий (их, кстати, заготовливали сразу на большой срок), преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, «коренные» сорта рыбы, то есть «крутого» соления, сушеная, вяленая рыба и т. п.), «дары природы» (лесные ягоды, грибы и т. п.). Существенную роль играли и выращенные в огороде овощи, и заготовки диких трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион был весьма однообразен, но он же при этом способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.

Обложка: pinterest.ru


Смотрите также:

Что можно было получить в годы войны по продуктовым карточкам?

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

Война войной, а обед по расписанию: что ел советский солдат

Топ-5 блюд, которые подарил нам Советский Союз

Кому положены 100 грамм?

русских крестьян | Encyclopedia.com

ЭТНОНИМ: Великороссы


Ориентация

Идентификация. Русские крестьяне входят в восточную ветвь славянского этноса. Это население вообще именуется просто «русским» как само по себе, так и другими. «Великороссия» — более специфический термин, отличающий восточных славян от других славянских групп, населявших историческую территорию Российской империи — белорусов («белорусов»). и украинцы («малороссы»). Также много местных этнонимов.

Местоположение. Рассматриваемая в статье популяция населяет территорию, простирающуюся от Белого моря на севере до северного побережья Черного моря и северного склона Большого Кавказа на юге. Территория ограничена на востоке Уральскими горами, а на западе территориями, населенными балтийскими народами, поляками, украинцами и белорусами. Территория России состоит из очень большой равнины, расчлененной грядами холмов и оврагов, множеством рек и (особенно на севере) большим количеством озер. Равнина изначально была покрыта густым лесом и до сих пор во многих местах остается лесистой и болотистой. Климат континентальный — с жарким летом и холодной зимой, особенно на С.

Демография. В 1989 г. 34% населения СССР проживало в сельской местности, хотя доля сельских жителей варьировалась от региона к региону. Большая часть прироста городского населения приходится на отток населения из сельской местности. Во многих местах ощущается нехватка молодых женщин. Миграция женщин происходит во многих случаях из-за отсутствия потенциальных брачных партнеров в сельской местности, а также из-за ограниченных возможностей для высокопоставленной работы и предполагаемых худших условий жизни. Медицинское обслуживание в сельской местности значительно хуже, чем в городах, и, следовательно, детская смертность выше. Сельское население, включая рабочую силу, стареет. Большая часть работы в сельском хозяйстве в настоящее время выполняется людьми на пенсии и с относительно низким уровнем образования и квалификации. Недавние экономические и социальные реформы еще не решили эту проблему.

Языковая принадлежность. Русские говорят на одном из трех основных языков восточнославянского отдела славянской ветви индоевропейской языковой семьи.


История и культурные связи

Русский этнос консолидировался в течение первого тысячелетия н.э. из большого количества мелких племен, проживающих в северной части современной территории России. Начиная с XIV—XV вв., они распространились на юг и восток, заняв Дон, северное Причерноморье, долину Терека, части Закавказья и Сибири. При этом русские поглотили множество малочисленных изначально финноязычных и тюркоязычных этносов, ныне неотличимых от них по языку и культуре. (Другие группы остаются инкапсулированными на территории России; некоторые из них имели автономный статус при советской власти.) Во время миграции на юг русский этнос также поглотил большое количество людей, которые изначально были украинцами или принадлежали к другим местным этническим группам. Однако стоит подчеркнуть, что русские остаются северным народом по происхождению и традициям, и что крайний север страны это их этническая родина.

До образования Российской империи на территории России находился ряд самостоятельных и полусамостоятельных княжеств и республик — Новгородская, Псковская, Тверская и другие. В ходе истории империи на окраинах территории из популяций беглых крепостных и крестьян-переселенцев формировались и другие русские группы. Эти группы по своему социальному положению и организации отличались от крестьян среднерусской территории, и некоторые из этих различий, основанные отчасти и на религиозных различиях, сохраняются и по сей день.

Крестьянское население среднерусской территории отличается сильным чувством этнической идентичности и обособленности от других групп, как западноевропейских (преимущественно римо-католиков), так и восточных (преимущественно тюркских и мусульманских). Однако отдаленные русские группы впитали большую часть культуры людей, среди которых они поселились, и вели с ними обширную торговлю. Некоторые группы русских религиозных диссидентов даже перешли на территорию Румынии, Турции или Китая.

Поселения

Структура расселения русских крестьян широко варьировалась в зависимости как от конфигурации ландшафта, так и от характера хозяйственной деятельности, характерной для той или иной местности. Пожалуй, наиболее типичным образцом для среднерусской территории было расположение домов по обеим сторонам одной улицы, окруженной со всех сторон возделанными полями (за исключением тех случаев, когда вмешивались болота или леса). Были также «групповые деревни» без регулярного уличного рисунка и отдельные усадьбы в лесах. В более крупных деревнях с церквями и небольших рыночных городках обычно было несколько общественных зданий и общественных площадей с рядами прилавков для продажи сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Рост населения и индустриализация при советской власти привели к урбанизации многих районов и созданию «поселков городского типа» с регулярными уличными сетями, троллейбусными линиями, инженерными сетями и т.п. Многие старые села теряют население или были в прошлом объявлены «бесперспективными», а новые объекты в них не строились. Ближе к концу советского режима эта политика была отменена в попытке оживить сельское хозяйство. Для привлечения необходимых рабочих колхозы, совхозы и другие предприятия развернули амбициозные программы по развитию социальных, образовательных и медицинских учреждений.

Пространственная организация домов и усадеб варьировалась от региона к региону, но в целом отражала семейную организацию. На севере России, где были распространены большие разросшиеся семьи, жилой дом, хозяйственные постройки и двор были объединены под одной крышей, а доступ осуществлялся через большие, иногда замысловатые ворота. В более южных регионах и жилые дома, и здания, в которых они размещались, обычно были меньше. Стандартным типом дома в северной и средней России был «пятистенный дом» (с центральной перегородкой), сложенный из бревен, с соломенной крышей. Ритуальным центром дома был очаг, обычно располагавшийся напротив входа, где рассаживались гости. Центральным и важнейшим предметом обстановки была глиняная печь, служившая для обогрева, приготовления пищи и купания (если не было отдельной бани). Возле печи к стене были пристроены деревянные полки, служившие вместо кроватей для сна.

На юге России вместо бревен для строительства домов использовали побеленный саман. Планировка и обстановка были в целом похожи, но стандарты удобства и чистоты были заметно выше. Например, в дом не пускали домашний скот, как это было принято на севере.

В настоящее время, за исключением самых отдаленных районов, традиционные бревенчатые дома заменены современными каркасными или кирпичными постройками с мебелью городского типа (стулья, железные каркасы кроватей, кухонные плиты и т.п.) . Электричество, водопровод и внутренняя сантехника имеются в более развитых колхозах и совхозах.

Экономика

Средства к существованию и коммерческая деятельность. Экономическая деятельность традиционно широко варьировалась, но подпадала под несколько довольно четко определенных категорий. В «черноземных» районах в центральной и южной частях страны практиковалось крупное зерновое хозяйство с использованием гужевой, а затем моторизованной техники и больших контингентов наемной рабочей силы. При советской власти эти же территории были заняты крупными колхозами и совхозами. В последние годы преобразование колхозов в совхозы получило широкое распространение во многих районах. В нечерноземных районах, в северной и северо-восточной частях страны и вдоль Волги хозяйства были меньше, и упор делался на корнеплоды, овощи, молочное производство и относительно небольшое количество зерна, главным образом ржи. Во многих местах плодородие почвы и продолжительность вегетационного периода не позволяли производить достаточно зерна для обеспечения круглогодичного снабжения продовольствием, и значительная часть мужского населения была занята на сезонных отходных работах — в горнодобывающей промышленности, лесозаготовки, буксировки барж, фабричных работ (особенно с середины XIX в.) и различных переселенческих ремесел. Кроме того, вблизи городов существовали огородные хозяйства; рыболовство в озерах и реках, круглогодичная лесозаготовка и сплав леса в северных лесах либо дополняли, либо полностью заменяли земледелие.

Промышленное искусство. Традиционно русские крестьяне занимались большим количеством ремесел, производя как предметы утилитарного назначения (небольшие деревянные и металлические орудия труда и посуду), так и предметы искусства (резной горный хрусталь, лаковые работы, резьба по дереву, вышивка, декорированные металлические подносы и т. п. ). Более художественные направления были сосредоточены в определенных деревнях и небольших городах, таких как Палех и Гусь-Хрустальный, к северо-востоку от Москвы. Утилитарные изделия производились ремесленниками-путешественниками на условиях неполного рабочего времени. Большинство этих ремесел в настоящее время вымерло, хотя художественные разновидности были организованы в кооперативы при государственной поддержке, с полностью аккредитованными мастерами-ремесленниками, входящими в национальный союз художников.

Торговля. Исторически торговля сельскохозяйственной продукцией, древесиной, промышленным сырьем и другими категориями товаров осуществлялась купцами, которые были организованы в «гильдии» в соответствии с размером капитала, которым они распоряжались. В некоторых частях страны, главным образом в хлебородных районах и Поволжье, эта система была хорошо развита с середины XIX в. и обрабатывала большие объемы товаров. С другой стороны, многие районы производили мало, если вообще производили излишки, и поддерживали только отдельных разносчиков, путешествующих пешком или на лошади с телегой. Сельскохозяйственные излишки часто продавались в рыночных городах самими производителями. При советской власти сельскохозяйственная продукция закупалась государственными закупками у колхозов и единоличников и распределялась через торговую сеть. Однако эта система распределения работала неэффективно, и на протяжении всего советского периода часто возникала нехватка продовольствия, иногда из-за неурожаев, а иногда и независимо от таких событий. Отсутствие необходимой инфраструктуры — дорог, транспорта, хорошо расположенных складских и перерабатывающих мощностей — и устаревшего оборудования также является причиной многих дефицитов в отдельных местах. Большая часть продуктов питания, поступающих к потребителю, поступает с личных подсобных хозяйств колхозников и работников совхозов. Можно ожидать, что сбыт продуктов питания, производимых в частном секторе, возрастет по мере полного осуществления реформ, которые в настоящее время запланированы для перехода страны к рыночной экономике.

Разделение труда. В традиционной сельской общине каждый крестьянин мог выполнять все функции, необходимые для ведения веялки. Специалистам доверяли лишь некоторые ремесла, такие как строительство традиционной глиняной печи. С другой стороны, существовало резкое разделение труда по половому признаку, домашние дела в ограде фермы считались исключительно женскими. Женщины имели право на доходы от всей такой деятельности, которые наследовались по женской линии отдельно от самой фермы и прав на землю. Женщины управляли мелкими домашними животными, такими как домашняя птица и кролики, которые, как правило, также отвечали за маркетинг сельскохозяйственных товаров. Это разделение труда по половому признаку, по-видимому, сохранилось более или менее неизменным, несмотря на появление в деревне новых женских профессий — школьной учительницы, бухгалтера, работника культуры, врача или помощницы врача, агронома и администратора.

Землевладение. Система землевладения, характерная для русского крестьянства, прошла сложную историческую эволюцию. Традиционно основной землевладельческой единицей была крестьянская община, внутри которой земельные наделы периодически перераспределялись полосами. Членство в коммуне принадлежало домохозяйствам, каждое из которых было представлено в руководящем органе коммуны своим старшим членом-мужчиной; в большинстве мест женщины не имели права голоса на этом собрании. В некоторых деревнях, где были или когда-то были и крепостные (принадлежащие отдельным помещикам), и государственные крестьяне, существовали рядом две общины. В конце девятнадцатого и начале двадцатого века царское правительство предприняло сознательную попытку разрушить общину и создать индивидуальные семейные хозяйства. Эта программа, известная как столыпинская земельная реформа по имени премьер-министра того периода, была отменена после 19-го века.17 Революция. Земельный кодекс 1922 г. предусматривал так называемое «отработочное владение»: каждое крестьянское хозяйство имело право на столько земли, сколько оно могло обработать своими членами и рабочим инвентарем. Некоторые из наиболее зажиточных крестьян использовали наемный труд, по крайней мере, сезонно, но это активно не поощрялось, а к концу 1920-х годов было полностью запрещено. С начала 1930-х годов сельское население было организовано в колхозы — юридически самостоятельные кооперативы, владевшие средствами производства и оплачивавшие труд своим членам деньгами или натурой (до недавнего времени преимущественно последние) — и совхозы, в которых государство проводило всю операцию, брало на себя все риски и выплачивало рабочим денежную заработную плату. Сама земля полностью принадлежит государству. Каждое колхозное хозяйство имело право на участок земли для собственного пользования (размер которого варьировался от района к району) и могло владеть скотом в определенных пределах. Эта система землевладения оставалась в основном неизменной вплоть до реформ, проведенных в конце XIX в.80-е годы. Структура сельской местности в настоящее время находится в состоянии изменения, и ее окончательный вид в настоящее время не может быть предсказан, хотя предлагаемый новый земельный кодекс предусматривает постоянную аренду земли домовладениями с наследованием прав пользования приусадебными участками.


Родство

Самой большой родственной группой была патрилинейная расширенная семья. Происхождение считалось по мужской линии. Терминология родства следовала стандартному европейскому образцу, за исключением того, что аффинальные родственники обозначались разными терминами в зависимости от пола говорящего. Родственные отношения вне нуклеарной семьи остаются важными даже сегодня с точки зрения взаимной помощи, распределения товаров и модели сельской миграции.

Брак. Исторически брак у русского крестьянства, как и у большинства крестьянского населения, был результатом сделки, заключенной между двумя родами, включавшей обмен товарами, правами на землю и правами на рабочую силу отдельных лиц. Брак был отмечен очень сложным церемониалом, частично языческого происхождения, с ярко выраженным театральным уклоном. Он также обычно отмечался религиозной церемонией, но это было совершенно отдельно, и во многих местах предполагалось, что совместное проживание начинается с завершения этого крестьянского ритуального цикла, тогда как религиозная церемония могла быть отложена до тех пор, пока не были доступны услуги священника или до рождения первого ребенка.

Брак обычно заключался в вирилокальном, но в некоторых случаях, когда не было других доступных мужчин, жених переезжал к своим родственникам, взяв на себя ответственность за их ферму и унаследовав ее после их смерти.

Официальный развод был крайне редок в традиционной крестьянской общине и обычно сопровождался скандалами и конфликтами. Православная церковь, в частности, не предусматривала развода.

Внутренний блок. Домашней единицей была патрилинейная расширенная семья, часто неполная. Семейная единица обычно сохранялась до смерти старшего мужчины, после чего братья разделялись и создавали новые хозяйства.

Наследство. Наследование применялось только при распаде домохозяйства или отделении от него данного лица, поскольку крестьянское хозяйство традиционно представляло собой корпоративную единицу, пережившую смерть какого-либо конкретного лица. Как специфически женское имущество, так и некоторые виды мужского имущества (крупные орудия труда и ремесленное инвентарь) передавались по наследству отдельно и не подлежали разделу при разделе домохозяйства. В современных условиях корпоративный характер домохозяйства был сильно ограничен, хотя и не исчез полностью. Наследование движимого имущества подчинялось нормам общего советского права.

Социализация. В дореволюционной русской деревне крестьянские дети учились у своих родителей всем крестьянским навыкам, соответствующим их полу. Формальное образование было недоступно в большинстве мест, а там, где оно существовало, включало только два или четыре года обучения. Детей, которых считали многообещающими, можно было отправить в церковную школу в ближайшем крупном городе.

Советский режим установил систему начального и среднего образования. Высшее образование также широко доступно, особенно для тех, у кого есть надлежащее спонсорство и политическая репутация. С другой стороны, доступные источники очень мало раскрывают механизмы неформальной социализации и обучения традиционным крестьянским навыкам. Развитию современной российской деревни препятствует ярко выраженный отток молодежи из села в города, а также очень низкая престижность сельского хозяйства и сельских профессий.

Общественно-политическая организация

Традиционно существовало резкое разделение между общественно-политической организацией, навязанной сверху государством через помещиков или местных чиновников, и той, которая управлялась самими крестьянами через их сельские собрания. Это собрание было руководящим органом местной общины; обычно голос был только у мужчин. Собрание контролировало права на землю (пахотную, пастбищную или лесную), распределяло общественные задачи, отвечало перед помещиком за феодальные повинности и перед государством за сбор налогов и обеспечение рекрутами для армии.

Полномочия определялись либо общесоветским законом, либо уставом колхоза. Руководящим органом местной общины был сельский совет, который, по крайней мере теоретически, содержал штат рабочих для решения повседневных дел. Однако в большинстве случаев фактическая власть принадлежала местным комитетам коммунистической партии различных уровней. Эта ситуация может вскоре измениться в соответствии с текущей политической реформой, но пока мало твердых указаний на то, что местные советы будут наделены какой-либо реальной властью, которая сделала бы их противодействующей силой против председателей колхозов и их правлений или против директоров совхозов или руководителей других важных хозяйственных организаций.

Социальный контроль. В дореволюционной русской деревне действовали две основные формы общественного контроля, цели которых иногда противоречили друг другу: национальный закон, обеспечиваемый чиновниками, и местный обычай, обеспечиваемый сообществом, действовавшим через неформальные группы или, в некоторых случаях, случаях в толковании судов. Конкретные данные о работе общинного правоприменения для собственно европейской России крайне скудны, но в Сибири, где крепостного права не было, местная община имела достаточно развитую систему уголовного розыска и правоприменения, укомплектованную урядниками, посыльными, и так далее, выбранных из местного сообщества. Этнографические источники показывают, что общественные нормы морали навязывались группами молодых людей, которые, например, оскверняли собственность тех, кто считался виновным в их нарушении, и что с упорными ворами и людьми, виновными в агрессивном поведении, иногда расправлялись путем убийства. или изгнан из общества. С другой стороны, национальный закон обеспечивался констеблем в форме, который обычно не жил в деревне, и небольшой группой других подчиненных ему чиновников. Подкуп таких мелких чиновников крестьяне считали само собой разумеющимся делом.


Религия и культура самовыражения

Религиозные верования. Формальной религией русских крестьян традиционно было русское православие. Однако существовала заметная социальная дистанция между крестьянством и православным духовенством, которое функционировало в деревне как чиновники и считалось таковым. Соблюдение русского православия было для большинства крестьян в значительной степени формальным делом, ограниченным определенными праздниками в течение года и некоторыми важными жизненными переходами. Субстратом служила дохристианская славянская народная религия; его обрядам была придана православная форма и они были привязаны к соответствующим событиям в православном календаре.

На протяжении всего советского периода активно пресекались все формы религиозного обряда, хотя степень и характер антирелигиозной деятельности менялись со временем. Поздние изменения советской политики привели к уменьшению давления на соблюдение религиозных обрядов в целом и на отдельных верующих. Несколько увеличилось количество действующих русских православных храмов, строятся новые храмы. В настоящее время соблюдение русского православия характерно в первую очередь для некоторых представителей старшего поколения, хотя, в зависимости от демографической ситуации в регионе, в нем участвует больше молодых людей, чем считалось ранее, отчасти потому, что русское православие рассматривается многими как выражение русского православия. этническая принадлежность. Дохристианские ритуалы вымерли, за исключением очень отдаленных мест.

Сверхъестественные существа в народной религии включали в себя широкий спектр духов природы — домовой (домовой дух), леший (лесной леший) и русалка (водяной дух), — большинство из которых считались злонамеренными. , хотя их можно смягчить при правильном лечении. Эти существа, за исключением домашнего духа, относились к общему разряду «нечистой силы».

Некоторые люди имели репутацию опытных в общении с этими народными сверхъестественными существами, и с ними консультировались на неофициальной основе. Некоторые из них также были практикующими врачами, травниками и т.п., а в некоторых случаях обладали реальными знаниями об эффективных средствах.

Народный ритуал. Существовал сложный комплекс ритуалов, связанных с различными этапами сельскохозяйственного года и, в более общем плане, со сменой времен года. Привязав наиболее важные из этих праздников, в которых сохранились важные дохристианские элементы, к русским православным праздникам, церковь попыталась кооптировать их и контролировать. Например, Троицу, отмечавшуюся ранней весной, ознаменовывали уборкой и украшением приусадебного участка цветами и скошенной травой. Масленница (соответствующая европейскому Марди Гра) отличалась пиршеством, праздничным входом и установкой традиционных соломенных и деревянных фигурок, перевозимых на телегах. Большинство этих ритуалов к настоящему времени вымерли, но некоторые традиционные элементы были включены в советские гражданские обряды в попытке придать им этническую окраску и более праздничный характер. Соблюдение традиционного земледельческого цикла обнаруживает явные связи с теми, которые типичны для индоевропейских народов в целом, и явные признаки веры в симпатическую и подражательную магию.

Ст. Традиции русского декоративного народного творчества чрезвычайно богаты и породили огромную литературу. Наиболее известные его приемы — резьба по дереву (как рельефная, так и отдельно стоящих фигур), вышивка, декоративная роспись подносов и др. предметов быта, архитектурное украшение. Многие типичные мотивы русского народного творчества восходят к дохристианской религиозной системе. Традиция народного декоративно-прикладного искусства в настоящее время во многом утратила свою жизненную силу, за исключением тех случаев, когда оно сознательно культивировалось государством и отдавалось в руки специалистов. С другой стороны, русская народная музыка, также имеющая давние и богатые традиции, до сих пор пользуется большой популярностью и культивируется на многих уровнях, от профессиональных ансамблей до местных самодеятельных коллективов.

Смерть и загробная жизнь. Похоронная церемония прошла в руках православного духовенства. Однако в некоторых особенностях обращения с умершими, особенно теми, которые по тем или иным причинам не считались пригодными для христианского погребения (самоубийцы, хронические алкоголики, а также те, кто при жизни был известен как колдуны), обнаруживаются следы влияния дохристианские религиозные культы.


Библиография

Анохина Л.А., В.Ю. Крупянская, М.Н. Шмелёва (1973). «Об изучении русского крестьянства». Перевод Стивена П. Данна и Этель Данн. Текущая антропология 14:143-157.

Чижикова Л. Н. (1966). «Жилища русских». Советская антропология и археология 5:32-55.

Данн, С.П., и Э. Данн (1967). Крестьяне Центральной России. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. Исправленное издание с новым вступительным материалом и новым списком для чтения. 1988. Проспект Хайтс, штат Иллинойс: Waveland Press.

Хаббс, Дж. (1988). Россия-матушка: женский миф в

Русская культура. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Индианского университета.

Иваниц Л. (1989). Русское народное поверье. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe.

Пушкарева Л. А., Шмелева М. Н. (1974). «Современная русская крестьянская свадьба». Введение в Советская этнография 1:343-362.

СТИВЕН П. ДАНН И ЭТЕЛЬ ДАНН

Лорд и крестьянин в России

Барин и крестьянин в России

Джером Блюм

Мягкая обложка ISBN: 9780691007649 65 долларов США/55 фунтов стерлингов

Доставка по адресу:

Выберите странуСоединенные ШтатыКанадаВеликобританияАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и ГерразговинаБоснияБосния ритская территория в Индийском океанеБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКамерунКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонго, Демократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасао КипрЧехияДанияДжибутиДоминикаЭквадорЭквадорЭквадорЭквадорДоминиканская РеспубликаЭквадор opiaФолклендские (Мальвинские) острова Фарерские острова островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГайанаГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИраИндонезияИран, Исламская РеспубликаИран lyЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКореяКорейская Народная Республика КувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейн ЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикияМаврикийМайотта Штаты голияЧерногорияМонтсерратМароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-БартелемиСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСен-МартинСен-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСинт-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСоломоновы островаСуслаланСуриканСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия.

Вальбард и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские Эмираты ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

добавить в корзину
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

История

  • Джером Блюм

      Мягкая обложка

      Купить это
      • Скачать обложку

      Понять русскую историю, не поняв крепостного права  — «крестьянско-помещичьих отношений, веками формировавших Россию», — невозможно. Тем не менее, до Джерома Блюма ни один ученый не занимался этим вопросом глубоко. Монументальный по своему масштабу и новаторский по своему анализу роман « Господин и крестьянин в России » сразу же привлек к себе внимание после публикации в 1961 году, в том же году, когда исполнилось 100 лет со дня освобождения русских крепостных. Как заметил один рецензент: «Лучшей книги на эту тему не существует; это необходимо серьезному исследователю России.?

      В масштабе, подобающем России — шестая часть земной суши — Книга Блюма почти на семистах страницах исследовала правовую и социальную эволюцию ее преимущественно земледельческого населения, типы крестьянского положения и многогранный характер господ-крестьян. отношение. Что еще более важно, Блюм был первым, кто сформулировал необходимость выдвигать крепостных на первое место и в центр изучения русской истории. Как написал рецензент журнала Economist : «Мистер. Блюм написал не только монографию о помещиках и крестьянах в России, но и историю России с определенной точки зрения.

      Нельзя отрицать, что историю страны, где… всего 13 процентов населения составляли городские жители, можно безнаказанно писать в терминах помещиков и крестьян». В 1962, он был удостоен премии Герберта Бакстера Адамса Американской исторической ассоциации; он остается краеугольным камнем российской историографии.

      • Документы Томаса Джефферсона, пенсионная серия, том 19
        Томас Джеферсон
      • Эрос Сладко-горький
        Энн Карсон
      • Советский век
        Карл Шлегель
      • Москва Монументаль
        Екатерина Зубович
      • Кеннан
        Фрэнк Костильола

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *