Крестовые походы что такое: Крестовый поход | это… Что такое Крестовый поход?

Содержание

Крестовые походы: история, причины, последствия

Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год.

Содержание статьи

  • Крестовые походы: причины
  • Крестовый поход «бедноты»
  • Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
  • Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
  • Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
  • Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
  • Другие Крестовые походы
  • Последствия Крестовых походов

Крестовые походы: причины

Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.

В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.

В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

Крестовый поход «бедноты»

Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход. 

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

  • Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
  • Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
  • Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.

Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Другие Крестовые походы

В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.

Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Читайте также:

  • Первые короли Иерусалима (+видео)
  • Спаситель Византийской империи — Алексей I Комнин (видео)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

И Бог захотел крестовых походов | Телеграф

Телеграф

Настенная роспись в церкви тамплиеров в Крессак-сюр-Шарант. Принимавшие участие в крестовых походах монахи объединялись в новые монашеские ордена.  Орден тамплиеров стал самым известным среди них и изначально ставил своей целью охранять пилигримов, следующих к Святым местам

26 ноября 1095 года несколько тысяч человек собрались на поле близ южнофранцузского города Клермон. Только что закончился происходивший в Клермоне поместный церковный Собор французской Церкви. В работе Собора участвовал сам римский первосвященник, папа Урбан II (Pope Bl. Urban II, 1042–1099, папа с 1088 года). Помимо участников Собора, в Клермон съехалось немало мирян, рыцарей и простонародья. Каждый из прелатов прибыл со свитой; предчувствуя возможность поживы, в Клермон явились торговцы; кто-то желал увидеть самого папу. Все хотели послушать проповедь папы по случаю закрытия Собора. Желающих было столько, что городской храм не смог их вместить. Дело в том, что вокруг речи папы ходили самые разные слухи. Но действительность превзошла все ожидания.

Папа живописал ужасное положение христиан в той части Византии, которая была захвачена вторгшимся с Востока диким магометанским племенем. «В пределы Империи вторглось персидское племя турок [sic!], которые добрались до Средиземного моря». Турками была завоевана и Святая Земля , и даже величайшая святыня христиан — Гроб Господень. «Именно необходимо, — продолжал Урбан, — чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке, о чем они не раз уже просили вас. Занимая все больше и больше христианских земель, турки семикратно одолевали христиан в сражениях, многих поубивали и позабирали в полон, разрушили церкви, опустошили царство Божие. И если будете долго пребывать в бездействии, верным придется пострадать еще более». По одной из версий, папа заявил, что о помощи просил его сам император Востока Алексей I Комнин (1048–1118, император с 1081 года). В конце проповеди Урбан II призвал силой вырвать Иерусалим из рук неверных и воскликнул: «Я говорю об этом присутствующим, поручаю сообщить отсутствующим — так повелевает Христос !».

Тысячегласный вопль вырвался из толпы: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!». Хронисты не забыли отметить, что крики эти были на французском языке, хотя папа произносил проповедь на латыни. Люди разрывали одежды и нашивали на плащи кресты из лоскутов в знак того, что они принимают обет отправиться за море воевать за Гроб Господень. Так началась эпоха крестовых походов.

Урбан II призывает начать Крестовый поход. Миниатюра из книги Себастиана Мамеро (Sébastien Mamerot) «Les Passages d’outremer faits par les François contre les Turcs depuis Charlemagne jusqu’en 1462» (1475)

Причины крестовых походов

На первый взгляд, все ясно: западные христиане хотели помочь христианам Востока (раскол Церквей произошел недавно, в 1054 году, и разделяющий их разрыв не превратился еще в пропасть) и желание покончить с угнетенным положением Святого Города. Но приглядимся к этим причинам внимательнее.

С конца Х века Сирия и Палестина , в том числе Иерусалим, находились под властью египетских халифов Фатимидов, потомков (впрочем, сомнительных) дочери пророка Мухаммеда. При дворе Фатимидов были влиятельны подозрительные, с точки зрения ортодоксального ислама , проповедники из Персии. В то же время полулегендарный хан Сельджук (умер ок. 994 года) сплотил ряд кочевавших в Приаралье племен огузов, родственных нынешним туркменам, и направил их на Запад. Эти племена, получившие название сельджуков, ведомые внуком Сельджука Тогрул-беком (около 993–1063, хан с 1038), овладели к середине XI века Иранским нагорьем (вот откуда «персидское племя турок» в речи папы). Племянник и преемник Тогрул-бека Алп-Арслан (1029 или 1030–1072 или 1073, хан с 1063) в 1070 году отвоевал Сирию и Палестину у Фатимидов и в 1071 году разбил близ города-крепости Маназкерт к северу от озера Ван византийскую армию во главе с императором Романом IV Диогеном (умер 1072, император в 1068–1071). Император попал в плен, а вся Малая Азия оказалась в руках турок. Иерусалим пал в том же году.

Весьма вероятно, что страх перед турками, а также мусульманами-кочевниками печенегами (последние тревожили северные границы Империи и готовы были вступить в союз с сельджуками), заставил Византию просить помощи у Запада. Это и послужило толчком к крестовым походам. Однако сельджукская держава стала еще в 1070-е годы расползаться на полунезависимые владения. А в 1092 году она распалась на враждующие между собой и с местными арабскими правителями, в том числе Фатимидами, небольшие княжества.

Что же касается ситуации в Иерусалиме, то стоит помнить, что Святой Город был завоеван мусульманами еще в 637 году. В 1009 году египетский халиф Хаким (985–1021, халиф с 996 года), судя по всему, психически больной человек, начал гонения на христиан и иудеев. Он приказал разрушить все синагоги, церкви и монастыри, начав с церкви Гроба Господня. По сведениям позднейших хронистов, в которых трудно отличить правду от легенды, христианам предписывалось носить на шее медный крест, весивший десять фунтов. От иудеев же требовалось волочить за собой плахи в форме, почему-то, телячьей головы.

Известия о происходящем в Египте вызвали в Европе шок, появились толки о близящемся конце света и о явлении Антихриста в виде халифа Хакима. Но это не привело к военной экспедиции. Тем более, что гонения в 1020 году неожиданно прекратились. Год спустя Хаким таинственно исчез.

В 1048 году византийцы, получив разрешение египетских властей, отстроили церковь Гроба Господня. Между 1070 и 1080 годами, скорее всего, уже при турках, был основан госпиталь св. Иоанна Иерусалимского для паломников. Так что следует поискать причины крестовых походов в другом месте, причины как долговременные, так и относящиеся именно к периоду, предшествовавшему началу крестовых походов.

На «Hereford Mappa Mundi», карте, сделанной примерно в 1300 году в соборе города Херефорда, Англия, отображены Европа и Ближний Восток, однако нам не так просто ориентироваться по этой карте. Наверху, вместо привычного нам Севера, — Восток, а в центре расположен «пуп Земли» — Иерусалим

Крестовые походы и средневековые представления о пространстве

Строго говоря, подавляющее большинство участников крестовых походов понятия не имели о том, что они шли именно в крестовый поход. Это выражение встречается в современных им источниках один раз, в конце XIII века, и введено в оборот историками конца XVII века. Тогда говорили: «пойти за море», «странствовать по стезе Господней», «принять крест», «отправиться в паломничество в Святую Землю». Это значит, что в сознании людей того времени даже не война за веру, но именно путь, передвижение от дома до святынь было главной целью.

Представления людей Средневековья о пространстве весьма отличались от наших. Пространство для них было наполнено ценностным, религиозным содержанием. Бывали места святые — например, церкви, и места прóклятые — например языческие капища. Останки святых придавали благодать местности, где хранились мощи. Стержнем и нравственным смыслом всемирной истории были события земной жизни Христа, от Рождества до Вознесения. Сооветственно, центром всемирной географии был Иерусалим, земное отражение Небесного Иерусалима (Царства Небесного).

Средневековые карты изображали Землю в виде круга, и центром этого круга был именно Иерусалим. «Иерусалим — это пуп Земли», — говорил в своей речи Урбан II. Земной Иерусалим — самое высокое место, ибо ближе всего к Иерусалиму Небесному, и умерший в Иерусалиме быстрее попадет в рай. Страшный Суд начнется в окрестностях Святого Города, и похороненные там раньше окажутся у престола Грозного Судии. Палестина, по воззрениям эпохи, — Святая Земля в буквальном смысле. Тот, кто придет туда, исполнится благодати. Воды реки Иордан , где Спаситель принял крещение , смывают все грехи, опять же, в буквальном смысле. Так что путь от родины к Земле Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению.

Все сказанное, однако, делает понятным стремление к паломничеству, но не объясняет жажды военного захвата.

Итальянский художник Франческо Айец (1791–1882) часто брал сюжеты из Средневековья. В 1836–1850 году он написал полотно «Крестоносцы, страдающие от жажды под Иерусалимом»

«Край плодороднейший»

В некоторых вариантах речи Урбана II, донесенных до нас различными хронистами, звучат не только духовные мотивы, но ведь материальное и духовное в Средние века, во всяком случае, в массовом сознании, не были столь резко разведены, как сегодня. Папа заявил, что все, отправившиеся отвоевывать у мусульман Святую Землю, получат отпущение грехов, а павшие в бою с неверными — вечную награду на небесах. Победа же принесет и земные блага воителям за веру: «Кто здесь горестен и беден, — так перефразировал Урбан евангельское изречение, — там будут радостны и богаты! Пусть увенчает двойная награда тех, кто не щадил себя в ущерб своей плоти и душе».

Земля, на которой почиет благодать, не может не быть благодатной в земном смысле, плодородной, даже сверхплодородной. «Реки там текут млеком и медом, с каждой травинки капает масло, это край плодороднейший в сравнении с другими, это второй рай», — настаивал Урбан II. В годы, предшествовавшие началу крестовых походов, было несколько неурожайных лет. Поэтому слова о земле, где с каждой травинки капает масло, не могли не будоражить воображение простолюдинов.

У благородных же рыцарей была другая мечта. Самым привлекательным в их глазах было владение землями. Рыцарский надел должен был обеспечивать возможность его владельцу иметь вооружение и пропитание, посему не мог делиться и дробиться до бесконечности. С начала XI века в Западной Европе среди вассалов мелкой и даже средней руки распространяется принцип майората (от лат. major — «старший»). В соответствии с ним старший сын получает в наследство все, младшие — ничего. И вот перед глазами этих младших замаячила надежда обрести вожделенные феоды.

Впрочем, стремление захватить богатства Святой Земли было в глазах людей того времени не жадностью, а мечтой об исполнении Господнего завета. Ведь по св. Писанию именно эта земля была обещана Им избранному народу, каковым после Христа являются не евреи (по Ветхому Завету), а христиане. Ныне Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень находятся в руках неверных, и эти неверные самим фактом своего присутствия оскверняют святыни. Следовательно, необходимо вернуть себе истинным Богом заповеданное достояние, смыть скверну своей и чужой кровью. «Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе», — взывал Урбан II.

Петр Пустынник во главе крестового похода бедноты указывает путь на Иерусалим. Книжная миниатюра из рыцарского романа XIII века

«Воинство Христово»

Заповедь «не убий», разумеется, не отменялась, но в XI века изменилось отношение к войне. В рыцарстве стали видеть ту силу, которая должна помочь Церкви устроить христианское общество. В рыцарских обычаях, в церковных обрядах, в культе святых проявляются новые черты. Священники благословляют рыцарское оружие. При посвящении в рыцари меч новопринимаемого в рыцарское сословие лежит на алтаре. Сам новопринимаемый проводит ночь в храме в посте и молитвенном бдении, свершает омовение в купели, напоминающей крещальную, и дает при посвящении клятву защищать святую Церковь.

Оживают идеи «справедливой войны», высказывавшиеся еще Августином Блаженным (St. Augustine of Hippo, 354–430). Если война ведется от имени Церкви, по призыву Церкви и против врагов Церкви, то она не является злом. Папа Григорий VII (Pope St. Gregory VII, между 1020 и 1025 — 1085, папа с 1073 года) впервые употребляет выражение «воинство Христово» не по отношению к монахам (как это было прежде), а к рыцарям, которые служат Святому престолу.

«Поход бедноты и народное христианство»

В марте 1096 года в «паломничество за море» отправились крестьяне, горожане, мелкие рыцари (впрочем, там было несколько представителей знати), просто всякий сброд — воры, нищие и т.п. Видимо, поэтому историки нередко не включают сие «паломничество» в общий счет крестовых походов — уж больно эти «воины Божьи» не вписывались в благостную картину войны за веру — и называют его «крестовым походом бедноты».

Турки избивают участников крестового похода бедноты в Сивито. Книжная миниатюра XV века

Несколько лет неурожая в Северной Франции и Западной Германии подорвали благосостояние людей, для многих поход был единственным способом выйти из тяжелого положения. Папа не только заранее отпустил грехи всем крестоносцам, но и приостановил выплату ими долгов, запретил преследовать по суду до окончания похода и взял под свою защиту оставшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовным преступникам, если те принимали крест.

Но не только жажда обогащения или, хотя бы, возможность вырваться из нищеты или даже избавиться от казни, влекли этих людей. Среди толп, вооруженных косами, топорами, просто дубинами, немалую часть составляли женщины, дети, старики. Они желали, коль скоро не могут сражаться, обрести мученический венец. Царил религиозный подъем. Божья благодать и желание земных благ, стремление уйти от господ и ожидание чуда сливались воедино. Это была вера простых людей, которую современные историки называют «народным христианством».

Один крупный отряд из Северной Франции вели безземельный рыцарь Готье Голяк (Gautier sans Avoir, умер в 1096 году) и монах-проповедник Петр Амьенский (по месту рождения), он же Петр Пустынник (Pierre l’Ermite, около 1050–1115). Жизнь и деятельность последнего обросли легендами, в которых весьма трудно отделить вымысел от реальности. Он предстает чуть ли не душой и вдохновителем вообще всего крестоносного движения. Блестящий оратор и суровый аскет, он ходил босиком, одетый в лохмотья, не ел ни хлеба, ни мяса, питаясь рыбой и овощами. Петр побывал в паломничестве в Иерусалиме и, если позднейшие хронисты не добавили чего-либо от себя, имел беседу с патриархом Иерусалимской Православной Церкви Симеоном II (ум. в 1105 году, патриарх с 1093 года). Патриарх жаловался, что Византия плохо защищает христиан на Востоке, и просил, через Петра, помощи от Запада. По словам Петра Пустынника (если только их не вложили в его уста позднейшие летописцы), когда он молился в церкви Гроба Господня, ему в видении предстал Христос и повелел проповедовать освобождение Святой Земли. Иные добавляли, что отшельник из Амьена даже показывал письмо, полученное непосредственно от Бога, в котором Вседержитель требовал отвоевать Иерусалим.

Бывали еще более экзотические руководители. Впереди некоторых отрядов, к ужасу образованных представителей духовенства, шли гусь или коза. Считалось, что Господь проявляет Свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: «Не Иерусалим ли это?». Дело не только в том, что они не имели ни малейшего представления ни о пути, ни даже о положении места своих устремлений, но и в том, что Всевышний мог, по их мнению, сократить им дорогу и немедленно доставить в Иерусалим.

Мы хотели показать выше, что вело людей в крестовый поход, каковы причины великих подвигов и жестоких преступлений. Но сами крестовые походы — это, как сказано в одном из романов братьев Стругацких , «совсем другая история». (В полном виде рассказы автора о крестовых походах будут опубликованы в томе «Всемирная история. Средние века» энциклопедии для детей издательства «Мир энциклопедии».)

Дмитрий Харитонович

Что такое Крестовые походы? | Живая наука

Годфруа де Буйон, лидер Первого крестового похода, изображен ведущим осаду сарацинского города около 1099 года. (Изображение предоставлено: Getty / Print Collector)

Крестовые походы — серия религиозных войн, инициированных в 1095 году Римско-католической церковью. Они продолжались в различных формах на протяжении веков. Самые известные крестовые походы произошли между 1095 и 1291 годами на Ближнем Востоке, когда европейские христианские армии пытались вернуть Иерусалим из-под власти ислама.

Были и другие крестовые походы против мусульман в Иберии и против язычников и собратьев-христиан в Европе, которых католическая церковь считала еретиками. После того, как Папа Урбан II начал Первый крестовый поход (1095-1099), большие территории Святой Земли были оккупированы европейскими государствами крестоносцев, а также военными орденами, такими как рыцари-тамплиеры. К концу 18 века крестовые походы почти закончились, навсегда изменив Европу и Ближний Восток.

Когда были крестовые походы?

Крестовые походы начались в ноябре 1095 года на Клермонском соборе во Франции Николасом Мортоном, старшим преподавателем Ноттингемского Трентского университета и автором книги «Тевтонские рыцари на Святой Земле, 1190-1291 » ( Boydell, 2009), сообщил Live Science по электронной почте.

«Во время этого собора Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, положив начало Первому крестовому походу, тем самым положив начало крестовому движению», — писал Мортон. «Историки очень редко серьезно предполагают более раннюю дату, и все же многие ученые отмечают, что черты, которые быстро стали присущими крестовым походам (например, разрешение папы на ведение войны), действительно появляются в более ранние годы».

И наоборот, крестовые походы не обязательно завершались в конце 13 века. «На протяжении веков популярность крестовых походов в западном христианском мире колебалась, но на самом деле она оставалась неотъемлемой частью жизни очень долгое время», — писал Мортон.

Покойный Джонатан Райли-Смит, известный историк крестовых походов, продемонстрировал, что готовность папства инициировать крестовые походы начала снижаться в 17 веке; даже в этом случае, как указывал Райли-Смит, аспекты крестового похода сохранились и в последующие века.

Связанный: Кто такие тамплиеры?

Рыцари-госпитальеры — военно-религиозный орден Церкви и продукт крестового похода — продолжали защищать Мальту до 1798 года, а некоторые военные ордена участвовали в военных действиях и в последующие годы», — сказал Райли-Смит.

Считается, что Клермонский собор 1085 года положил начало Крестовым походам, когда Папа Урбан II произнес речь, призывающую к отвоеванию Святой Земли (Изображение предоставлено: Public Domain / Bibliothèque nationale de France)

Сколько крестовых походов было?

Несколько крестовых походов имели место между 11-м и 13-м веками, но точное число до сих пор обсуждается среди историков. «Историки, как правило, довольно последовательно называют пять крупнейших крестовых походов в Восточное Средиземноморье, используя такие термины, как «Первый крестовый поход», «Второй крестовый поход» и т. д., — писал Мортон.

«Проблема в том, что эта система нумерации не исчерпывающая и не использовалась современниками. Во время Первого крестового похода, длившегося с 109 г. до н.э.С 5 по 1099 год европейские христианские армии нанесли поражение Иерусалиму и основали государства крестоносцев. После Пятого крестового похода некоторые современные историки идентифицируют некоторые крестовые походы в конце 13 века, используя такие названия, как Шестой, Седьмой и Восьмой крестовые походы. Однако здесь меньше последовательности.»

Как мы определяем крестовые походы?

Мортон утверждает, что трудно точно определить, что такое крестовый поход. «Ни папство, ни кто-либо еще не упоминали самые ранние крестовые походы как таковые. В то время писатели иногда описывали крестоносцев как «crucesignati», что означает «люди, отмеченные крестным знамением», но в других случаях они описывали их, используя другие термины, такие как «пилигрим». Крестовые походы также развивались с течением времени, принимая множество различных форм и действуя во многих различных географических областях, что усложняет простое определение», — писал он.0003

Есть несколько ключевых особенностей, которые помогают историкам определять крестовые походы. «Чтобы считаться настоящим «крестовым походом», кампания должна была быть одобрена папой. Кроме того, истинный крестоносец давал обет крестового похода, а затем пришивал крест на свою одежду, чтобы символизировать свою приверженность. Они также традиционно носили символы. связанные с паломничеством, такие как «сумка» (кошелек) паломника и посох.Со временем крестоносцы приобрели особый правовой статус, который давал им привилегии, призванные защищать их и их семьи во время их отсутствия; такой статус также сопровождался штрафами им не удается выполнить свой обет».

Первый, Второй и Третий крестовые походы

Годфруа де Буйон, лидер Первого крестового похода, возглавляет осаду сарацинского города, около 1099 года. (Изображение предоставлено Getty / Print Collector)

Самыми известными крестовыми походами были первые три. Первый крестовый поход был очень важным событием. «Это положило начало крестовому походу и привело к завоеванию нескольких крупных городов Ближнего Востока, включая Эдессу, Антиохию и Иерусалим», — сказал Мортон.

Второй крестовый поход (1147-1150) был сложным событием, которое не ограничивалось Ближним Востоком. «Это был ответ на падение города Эдессы (столицы графства Эдесса) в 1144 году турецкому правителю Занги», — писал Мортон. «Сам крестовый поход был направлен на отвоевание Эдессы, но он так и не приблизился к этой цели и завершился неудачной осадой Дамаска в 1148 году. Второй крестовый поход также включал экспедиции, начатые на других границах, в том числе кампании в Иберии (Испания и Португалия) и Балтийский регион».

Связанный: Святая земля: 7 удивительных археологических находок

Третий крестовый поход (1189-1192) начался после драматического исламского завоевания Иерусалима. По словам Мортона, папа начал Третий крестовый поход после битвы при Хаттине, когда мусульманский правитель Саладин победил Иерусалимское королевство. «Папство ответило, подняв огромный новый крестовый поход во главе с правителями, такими как Фридрих I из Германии, Филипп II из Франции и Ричард I из Англии (также известный как Львиное Сердце). «К концу крестового похода Иерусалим остался под контролем Саладина. , но крестоносцам удалось отбить часть прибрежных городов Иерусалимского королевства», — сказал Мортон. 0003

Какими были государства крестоносцев?

После успешного захвата Иерусалима в 1099 году крестоносцы основали на Ближнем Востоке четыре римско-католических королевства. Известен как «государства крестоносцев» или «Утремер» (средневековый французский термин, обозначающий «заморские территории»). «Они состояли из графства Эдесса, Антиохийского княжества, Иерусалимского королевства и, позднее, графства Триполи», согласно Мортону. Юго-Восточная Турция, в то время как Иерусалим включал в себя современные Израиль и Палестину. Хотя государства были основаны крестоносцами, население штатов составляло лишь меньшинство «франков» — мусульманский и восточно-православный термин для западных европейцев. 

Крак-де-Шевалье, расположенный на территории современной Сирии, представляет собой замок крестоносцев, принадлежавший когда-то графу Триполи и рыцарям-тамплиерам. (Изображение предоставлено: CC BY-SA 4.0 / Bernard Gagnon)

Большинство людей, живших в штатах, были коренными христианами и мусульманами, говорящими на различных ближневосточных языках, пишет Эндрю Йотишки в своей книге «Крестоносец и государства крестоносцев» (открывается в новая вкладка)» (Routledge: Taylor & Francis, 2014).

Родственный: Библейская археология: изучение библейских мест и артефактов

Эдесса пала перед турецким военачальником Занги в 1144 году, но другие государства сопротивлялись мусульманским войскам в течение многих лет. В 1268 году мамлюкский султан Египта, известный в то время как Байбарс, со своей армией захватил Антиохию; затем в 1289 году мамлюкский султан Калавун победил Триполи. Город Иерусалим был захвачен Саладином, султаном Египта и Сирии, в 1187 году, но королевство просуществовало до тех пор, пока его заместительная столица Акко не пала в 129 году.1. 

Крестовые походы ограничивались Ближним Востоком?

Хотя наиболее известные походы происходили на Ближнем Востоке, некоторые крестовые походы происходили и в Европе. Эти крестовые походы были начаты честолюбивыми солдатами. По словам Мортона, после первой из этих религиозных войн другие командиры пытались добиться от папы одобрения их военных усилий. «В течение нескольких десятилетий крестовые походы происходили против Византийской империи, в Иберии (Испания и Португалия), а также в Балтийском регионе».

Начиная с 13-го века, различные папы начали крестовые походы против своих противников в Европе. По словам Мортона, эти войны были нацелены на широкий круг людей, включая еретиков в западном христианском мире и политических противников папы. По мере того, как менялись политика и повестка дня христианского движения, менялись и цели крестовых походов.

«Таким образом, крестовые походы происходили во многих различных областях, а не только в Восточном Средиземноморье, против многих различных обществ и сообществ», — сказал Мортон. «Для современного человека путешествие в Иерусалим всегда имело особое и уникальное значение».

Детский крестовый поход

Хотя в основном это были военные кампании, средневековые крестовые походы основывались на христианских религиозных амбициях. Мортон писал, что часто это были духовные начинания, которые можно было бы классифицировать как «популярные» движения. «Народные» крестовые походы время от времени случались на протяжении большей части истории крестового похода, — сказал он. начать крестовый поход. Часто это происходило практически без разрешения папства» 9.0003

Петр Отшельник ведет паломников в изображении Народного крестового похода XIV века. (Изображение предоставлено Public Domain)

Двумя самыми известными народными крестовыми походами были Народный крестовый поход (1096 г.) и Детский крестовый поход (1212 г.). Во время Детского крестового похода тысячи молодых людей из северной Франции двинулись на юг к побережью Средиземного моря в надежде — которая никогда не сбылась — достичь Святой Земли. Народным крестовым походом называлась первая часть Первого крестового похода, когда большая армия, поднятая Петром Отшельником, попыталась отвоевать Иерусалим и остальную часть Святой Земли из-под контроля ислама.

Связанный: Древний Израиль: Краткая история

Народные крестовые походы не увенчались успехом. «Они почти никогда не достигали намеченных целей. Детский крестовый поход никогда не покидал западного христианского мира, и войска Петра Отшельника потерпели сокрушительное поражение, как только они вошли в управляемую турками Анатолию. Несмотря на неудачи и военные неудачи, эти кампании показывают, насколько популярным был крестовый поход. стал по всему социальному спектру западного христианского мира».

Поздние крестовые походы

В течение 13-го века крестовые походы на Ближний Восток в основном пытались вернуть или сохранить контроль над Иерусалимом. Самым успешным из этих более поздних крестоносцев был император Священной Римской империи Фридрих II. «Фридриху ненадолго удалось вернуть Иерусалим в 1229 году, хотя он оставался в руках франков (западноевропейских) только до 1244 года», — сказал Мортон. «В случае Фридриха он отплыл прямо в Иерусалимское королевство и добился возвращения Священного города во время дипломатических переговоров с египетским султаном».

(Изображение предоставлено Public Domain)

В этот период Египет также стал полем битвы крестоносцев. «Два других действительно крупных крестовых похода, Пятый и Седьмой, пытались завоевать Египет до наступления на Иерусалим. Их план состоял в том, чтобы обеспечить сельскохозяйственные богатства дельты Нила и доходы торговых городов Египта», — сказал Мортон. «Затем они использовали эти ресурсы в качестве базы для постоянного повторного завоевания Иерусалима. Обе попытки потерпели неудачу».

Связанный: Что такое Ковчег Завета?

В это время крестовые походы распространились за пределы Святой Земли, и папы пытались получить более жесткий контроль над различными движениями. «Возможно, самые значительные события в крестовых походах в этом столетии произошли в других регионах», — сказал Мортон. «В то время папа начал крестовые походы против разных противников во многих регионах. Среди них были еретики-альбигойцы на юге Франции, монголы в Центральной Евразии и политические противники папы. Кроме того, папство поощряло более широкие слои населения вносить свой вклад в крестовый поход посредством финансовых пожертвований, молитв, процессий или других религиозных обрядов», — сказал Мортон.

Наследие крестовых походов

По словам Мортона, наследие крестовых походов остается сильным даже в 21 веке. «Эпоха крестовых походов на Святую землю сегодня наиболее известна как один из самых конфликтных периодов в истории отношений между западным христианством и исламом», — сказал он. «В народном воображении эти крестовые походы представляются прямым конфликтом между двумя противоположными религиями».

Крестовые походы были столь же сложными в Средние века. «Ирония судьбы заключается в том, что, хотя крестовые походы продолжают вспоминать таким образом в 21 веке, сохранившиеся источники средневекового периода, написанные авторами из разных культур, рассказывают другую историю», — сказал Мортон. «Они содержат заявления о ненависти, насилии, массовых убийствах, триумфальных подстрекательствах к религиозной войне и поражению других религий. Однако они также включают описания дружбы, союзов, заявления об уважении и восхищении, выходящие за культурные и религиозные границы». Он добавил, что «границы войны на Ближнем Востоке очень редко были такими четкими, как просто «христианин против мусульманина» или «мусульманин против христианина»».

Такие крупные военные кампании и религиозные движения в конечном итоге повлияли на другие области человеческого развития на Ближнем Востоке. Например, они способствовали обмену и созданию новых технологий, новых форм искусства и архитектуры, а также обмену различными идеями и даже кухнями. «Два мира — мусульманский и западно-христианский — узнали много информации друг о друге, — сказал Мортон.

Дополнительные ресурсы

  • Подробную переоценку религиозных встреч во время крестовых походов можно найти в статье Николаса Мортона «Встреча с исламом во время Первого крестового похода (открывается в новой вкладке)» (Cambridge University Press, 2016).
  • Чтобы узнать о крестовых походах с военной точки зрения, прочитайте другую книгу Мортона «Государства крестоносцев и их соседи: военная история, 1099–1187 (открывается в новой вкладке)» (Oxford University Press, 2020).
  • Для краткого ознакомления с крестовыми походами прочитайте «Крестовые походы: очень краткое введение (открывается в новой вкладке)» (Oxford University Press, 2005 г.) Кристофера Тайермана 

Том Гарнер — редактор статей журнала «История войны», а также пишет для сестринского издания «Все об истории». Он имеет степень магистра средневековых исследований Королевского колледжа Лондона, а также работал в индустрии британского наследия в Фонде места рождения Шекспира, а также в фондах English Heritage и National Trust. Он специализируется на средневековой истории и берет интервью у ветеранов и выживших в конфликтах, начиная со Второй мировой войны.

Что такое Крестовые походы? | Живая наука

Годфруа де Буйон, лидер Первого крестового похода, изображен ведущим осаду сарацинского города около 1099 года. (Изображение предоставлено: Getty / Print Collector)

Крестовые походы — серия религиозных войн, инициированных в 1095 году Римско-католической церковью. Они продолжались в различных формах на протяжении веков. Самые известные крестовые походы произошли между 1095 и 1291 годами на Ближнем Востоке, когда европейские христианские армии пытались вернуть Иерусалим из-под власти ислама.

Были и другие крестовые походы против мусульман в Иберии и против язычников и собратьев-христиан в Европе, которых католическая церковь считала еретиками. После того, как Папа Урбан II начал Первый крестовый поход (1095-1099), большие территории Святой Земли были оккупированы европейскими государствами крестоносцев, а также военными орденами, такими как рыцари-тамплиеры. К концу 18 века крестовые походы почти закончились, навсегда изменив Европу и Ближний Восток.

Когда были крестовые походы?

Крестовые походы начались в ноябре 1095 года на Клермонском соборе во Франции Николасом Мортоном, старшим преподавателем Ноттингемского Трентского университета и автором книги «Тевтонские рыцари на Святой Земле, 1190-1291 » ( Boydell, 2009), сообщил Live Science по электронной почте.

«Во время этого собора Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, положив начало Первому крестовому походу, тем самым положив начало крестовому движению», — писал Мортон. «Историки очень редко серьезно предполагают более раннюю дату, и все же многие ученые отмечают, что черты, которые быстро стали присущими крестовым походам (например, разрешение папы на ведение войны), действительно появляются в более ранние годы».

И наоборот, крестовые походы не обязательно завершались в конце 13 века. «На протяжении веков популярность крестовых походов в западном христианском мире колебалась, но на самом деле она оставалась неотъемлемой частью жизни очень долгое время», — писал Мортон.

Покойный Джонатан Райли-Смит, известный историк крестовых походов, продемонстрировал, что готовность папства инициировать крестовые походы начала снижаться в 17 веке; даже в этом случае, как указывал Райли-Смит, аспекты крестового похода сохранились и в последующие века.

Связанный: Кто такие тамплиеры?

Рыцари-госпитальеры — военно-религиозный орден Церкви и продукт крестового похода — продолжали защищать Мальту до 1798 года, а некоторые военные ордена участвовали в военных действиях и в последующие годы», — сказал Райли-Смит.

Считается, что Клермонский собор 1085 года положил начало Крестовым походам, когда Папа Урбан II произнес речь, призывающую к отвоеванию Святой Земли (Изображение предоставлено: Public Domain / Bibliothèque nationale de France)

Сколько крестовых походов было?

Несколько крестовых походов имели место между 11-м и 13-м веками, но точное число до сих пор обсуждается среди историков. «Историки, как правило, довольно последовательно называют пять крупнейших крестовых походов в Восточное Средиземноморье, используя такие термины, как «Первый крестовый поход», «Второй крестовый поход» и т. д., — писал Мортон.

«Проблема в том, что эта система нумерации не исчерпывающая и не использовалась современниками. Во время Первого крестового похода, длившегося с 109 г. до н.э.С 5 по 1099 год европейские христианские армии нанесли поражение Иерусалиму и основали государства крестоносцев. После Пятого крестового похода некоторые современные историки идентифицируют некоторые крестовые походы в конце 13 века, используя такие названия, как Шестой, Седьмой и Восьмой крестовые походы. Однако здесь меньше последовательности.»

Как мы определяем крестовые походы?

Мортон утверждает, что трудно точно определить, что такое крестовый поход. «Ни папство, ни кто-либо еще не упоминали самые ранние крестовые походы как таковые. В то время писатели иногда описывали крестоносцев как «crucesignati», что означает «люди, отмеченные крестным знамением», но в других случаях они описывали их, используя другие термины, такие как «пилигрим». Крестовые походы также развивались с течением времени, принимая множество различных форм и действуя во многих различных географических областях, что усложняет простое определение», — писал он.0003

Есть несколько ключевых особенностей, которые помогают историкам определять крестовые походы. «Чтобы считаться настоящим «крестовым походом», кампания должна была быть одобрена папой. Кроме того, истинный крестоносец давал обет крестового похода, а затем пришивал крест на свою одежду, чтобы символизировать свою приверженность. Они также традиционно носили символы. связанные с паломничеством, такие как «сумка» (кошелек) паломника и посох.Со временем крестоносцы приобрели особый правовой статус, который давал им привилегии, призванные защищать их и их семьи во время их отсутствия; такой статус также сопровождался штрафами им не удается выполнить свой обет».

Первый, Второй и Третий крестовые походы

Годфруа де Буйон, лидер Первого крестового похода, возглавляет осаду сарацинского города, около 1099 года. (Изображение предоставлено Getty / Print Collector)

Самыми известными крестовыми походами были первые три. Первый крестовый поход был очень важным событием. «Это положило начало крестовому походу и привело к завоеванию нескольких крупных городов Ближнего Востока, включая Эдессу, Антиохию и Иерусалим», — сказал Мортон.

Второй крестовый поход (1147-1150) был сложным событием, которое не ограничивалось Ближним Востоком. «Это был ответ на падение города Эдессы (столицы графства Эдесса) в 1144 году турецкому правителю Занги», — писал Мортон. «Сам крестовый поход был направлен на отвоевание Эдессы, но он так и не приблизился к этой цели и завершился неудачной осадой Дамаска в 1148 году. Второй крестовый поход также включал экспедиции, начатые на других границах, в том числе кампании в Иберии (Испания и Португалия) и Балтийский регион».

Связанный: Святая земля: 7 удивительных археологических находок

Третий крестовый поход (1189-1192) начался после драматического исламского завоевания Иерусалима. По словам Мортона, папа начал Третий крестовый поход после битвы при Хаттине, когда мусульманский правитель Саладин победил Иерусалимское королевство. «Папство ответило, подняв огромный новый крестовый поход во главе с правителями, такими как Фридрих I из Германии, Филипп II из Франции и Ричард I из Англии (также известный как Львиное Сердце). «К концу крестового похода Иерусалим остался под контролем Саладина. , но крестоносцам удалось отбить часть прибрежных городов Иерусалимского королевства», — сказал Мортон. 0003

Какими были государства крестоносцев?

После успешного захвата Иерусалима в 1099 году крестоносцы основали на Ближнем Востоке четыре римско-католических королевства. Известен как «государства крестоносцев» или «Утремер» (средневековый французский термин, обозначающий «заморские территории»). «Они состояли из графства Эдесса, Антиохийского княжества, Иерусалимского королевства и, позднее, графства Триполи», согласно Мортону. Юго-Восточная Турция, в то время как Иерусалим включал в себя современные Израиль и Палестину. Хотя государства были основаны крестоносцами, население штатов составляло лишь меньшинство «франков» — мусульманский и восточно-православный термин для западных европейцев. 

Крак-де-Шевалье, расположенный на территории современной Сирии, представляет собой замок крестоносцев, принадлежавший когда-то графу Триполи и рыцарям-тамплиерам. (Изображение предоставлено: CC BY-SA 4.0 / Bernard Gagnon)

Большинство людей, живших в штатах, были коренными христианами и мусульманами, говорящими на различных ближневосточных языках, пишет Эндрю Йотишки в своей книге «Крестоносец и государства крестоносцев» (открывается в новая вкладка)» (Routledge: Taylor & Francis, 2014).

Родственный: Библейская археология: изучение библейских мест и артефактов

Эдесса пала перед турецким военачальником Занги в 1144 году, но другие государства сопротивлялись мусульманским войскам в течение многих лет. В 1268 году мамлюкский султан Египта, известный в то время как Байбарс, со своей армией захватил Антиохию; затем в 1289 году мамлюкский султан Калавун победил Триполи. Город Иерусалим был захвачен Саладином, султаном Египта и Сирии, в 1187 году, но королевство просуществовало до тех пор, пока его заместительная столица Акко не пала в 129 году.1. 

Крестовые походы ограничивались Ближним Востоком?

Хотя наиболее известные походы происходили на Ближнем Востоке, некоторые крестовые походы происходили и в Европе. Эти крестовые походы были начаты честолюбивыми солдатами. По словам Мортона, после первой из этих религиозных войн другие командиры пытались добиться от папы одобрения их военных усилий. «В течение нескольких десятилетий крестовые походы происходили против Византийской империи, в Иберии (Испания и Португалия), а также в Балтийском регионе».

Начиная с 13-го века, различные папы начали крестовые походы против своих противников в Европе. По словам Мортона, эти войны были нацелены на широкий круг людей, включая еретиков в западном христианском мире и политических противников папы. По мере того, как менялись политика и повестка дня христианского движения, менялись и цели крестовых походов.

«Таким образом, крестовые походы происходили во многих различных областях, а не только в Восточном Средиземноморье, против многих различных обществ и сообществ», — сказал Мортон. «Для современного человека путешествие в Иерусалим всегда имело особое и уникальное значение».

Детский крестовый поход

Хотя в основном это были военные кампании, средневековые крестовые походы основывались на христианских религиозных амбициях. Мортон писал, что часто это были духовные начинания, которые можно было бы классифицировать как «популярные» движения. «Народные» крестовые походы время от времени случались на протяжении большей части истории крестового похода, — сказал он. начать крестовый поход. Часто это происходило практически без разрешения папства» 9.0003

Петр Отшельник ведет паломников в изображении Народного крестового похода XIV века. (Изображение предоставлено Public Domain)

Двумя самыми известными народными крестовыми походами были Народный крестовый поход (1096 г.) и Детский крестовый поход (1212 г.). Во время Детского крестового похода тысячи молодых людей из северной Франции двинулись на юг к побережью Средиземного моря в надежде — которая никогда не сбылась — достичь Святой Земли. Народным крестовым походом называлась первая часть Первого крестового похода, когда большая армия, поднятая Петром Отшельником, попыталась отвоевать Иерусалим и остальную часть Святой Земли из-под контроля ислама.

Связанный: Древний Израиль: Краткая история

Народные крестовые походы не увенчались успехом. «Они почти никогда не достигали намеченных целей. Детский крестовый поход никогда не покидал западного христианского мира, и войска Петра Отшельника потерпели сокрушительное поражение, как только они вошли в управляемую турками Анатолию. Несмотря на неудачи и военные неудачи, эти кампании показывают, насколько популярным был крестовый поход. стал по всему социальному спектру западного христианского мира».

Поздние крестовые походы

В течение 13-го века крестовые походы на Ближний Восток в основном пытались вернуть или сохранить контроль над Иерусалимом. Самым успешным из этих более поздних крестоносцев был император Священной Римской империи Фридрих II. «Фридриху ненадолго удалось вернуть Иерусалим в 1229 году, хотя он оставался в руках франков (западноевропейских) только до 1244 года», — сказал Мортон. «В случае Фридриха он отплыл прямо в Иерусалимское королевство и добился возвращения Священного города во время дипломатических переговоров с египетским султаном».

(Изображение предоставлено Public Domain)

В этот период Египет также стал полем битвы крестоносцев. «Два других действительно крупных крестовых похода, Пятый и Седьмой, пытались завоевать Египет до наступления на Иерусалим. Их план состоял в том, чтобы обеспечить сельскохозяйственные богатства дельты Нила и доходы торговых городов Египта», — сказал Мортон. «Затем они использовали эти ресурсы в качестве базы для постоянного повторного завоевания Иерусалима. Обе попытки потерпели неудачу».

Связанный: Что такое Ковчег Завета?

В это время крестовые походы распространились за пределы Святой Земли, и папы пытались получить более жесткий контроль над различными движениями. «Возможно, самые значительные события в крестовых походах в этом столетии произошли в других регионах», — сказал Мортон. «В то время папа начал крестовые походы против разных противников во многих регионах. Среди них были еретики-альбигойцы на юге Франции, монголы в Центральной Евразии и политические противники папы. Кроме того, папство поощряло более широкие слои населения вносить свой вклад в крестовый поход посредством финансовых пожертвований, молитв, процессий или других религиозных обрядов», — сказал Мортон.

Наследие крестовых походов

По словам Мортона, наследие крестовых походов остается сильным даже в 21 веке. «Эпоха крестовых походов на Святую землю сегодня наиболее известна как один из самых конфликтных периодов в истории отношений между западным христианством и исламом», — сказал он. «В народном воображении эти крестовые походы представляются прямым конфликтом между двумя противоположными религиями».

Крестовые походы были столь же сложными в Средние века. «Ирония судьбы заключается в том, что, хотя крестовые походы продолжают вспоминать таким образом в 21 веке, сохранившиеся источники средневекового периода, написанные авторами из разных культур, рассказывают другую историю», — сказал Мортон. «Они содержат заявления о ненависти, насилии, массовых убийствах, триумфальных подстрекательствах к религиозной войне и поражению других религий. Однако они также включают описания дружбы, союзов, заявления об уважении и восхищении, выходящие за культурные и религиозные границы». Он добавил, что «границы войны на Ближнем Востоке очень редко были такими четкими, как просто «христианин против мусульманина» или «мусульманин против христианина»».

Такие крупные военные кампании и религиозные движения в конечном итоге повлияли на другие области человеческого развития на Ближнем Востоке. Например, они способствовали обмену и созданию новых технологий, новых форм искусства и архитектуры, а также обмену различными идеями и даже кухнями. «Два мира — мусульманский и западно-христианский — узнали много информации друг о друге, — сказал Мортон.

Дополнительные ресурсы

  • Подробную переоценку религиозных встреч во время крестовых походов можно найти в статье Николаса Мортона «Встреча с исламом во время Первого крестового похода (открывается в новой вкладке)» (Cambridge University Press, 2016).
  • Чтобы узнать о крестовых походах с военной точки зрения, прочитайте другую книгу Мортона «Государства крестоносцев и их соседи: военная история, 1099–1187 (открывается в новой вкладке)» (Oxford University Press, 2020).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *