Крещение Руси — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Мифы и исторические факты о Крещении Руси
- Предыстория христианства на Руси архим. Макарий (Веретенников)
- Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси
- Крещение св. Владимиром Руси проф. Е.Е. Голубинский
- Равноапостольный великий князь Владимир, креститель Руси проф. С.И. Смирнов
- Чин оглашения и крещения в Древней Руси иеромонах Мигель Арранц
- Крещение Руси А.Л. Дворкин
- Распространение христианства проф. А.В. Карташёв
- Крещение Руси В.И. Петрушко
- Значение Православия в жизни и исторической судьбе России проф. А.А. Царевский
- Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. Древнейшие письменные источники Н.И. Милютенко
- Важнейшие источники для определения времени крещения и Руси и их данные Н.
- Схема: история Русской Православной Церкви
- Тест “Крещение Руси”
Креще́ние Руси́ —
1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным руководством святого князя Владимира в 988 г.;
2) совокупность всех вообще исторических опытов по вкоренению и распространению Православной веры среди населения, обитавшего на территории Древней Руси (при святом апостоле Андрее Первозванном, князьях Аскольде и Дире, святых равноапостольных Кириллле и Мефодии, святом князе Владимире).
Правильно ли считать, что христианство на Руси насаждалось насильственно?
Мнение о том, что введение и укоренение христианства на Руси осуществлялось не проповедью, а жестокостью и насилием, не имеет под собой твердых оснований. Во многом попытки очернить историю распространения Православия на Руси основаны на доводах, сформулированных или необъективными исследователями, или же ярыми противниками Господа Иисуса Христа.
В качестве наиболее часто фигурирующих аргументов на этот счёт используются древние летописные свидетельства и более поздние выводы исторической науки о противлении жителей ряда городов политике князя Владимира, связанной с христианизацией Руси. Среди очагов сопротивления княжеской воле отличились в частности: Ростов, Муром и Новгород. Что можно на это сказать?
Достоверность дошедших до нас исторических памятников далеко не всегда может быть названа всецело бесспорной, а значит и делать из их содержания далеко идущие выводы следует осторожно и взвешенно. Даже если и не ставить изложенные в них факты под строгое научное сомнение, они не могут служить доказательством повсеместного использования приближенными князя Владимира насильственных мер.
Что же касается отдельных случаев принуждения, вызванных рвением частных уполномоченных лиц, сильным желанием выслужиться перед князем, то возможно, такая практика и применялась, однако даже и в этом случае нет оснований считать её общим правилом, скорее — исключением из правила. Кроме того, ряд фактов использования при христианизации грубой физической силы со стороны княжеских воевод легко объяснить не давлением, а реакцией на ярое сопротивление язычников, не желавших отказываться от традиции поклонения столь дорогим их сердцам идолам и кумирам. Именно так можно интерпретировать свидетельство о крещении новгородцев: «Путята крестил их мечем, а Добрыня огнем».
Другим фактором, подталкивающим к мысли о насильственном насаждении Православия, служит стремительность его распространения по территории Древней Руси, несравнимая с распространением веры в Римской Империи в первые века существования Церкви.
Но этот довод парируется просто. В Римской Империи Церковь была вне закона и испытывала регулярные нападения со стороны государственной власти, а язычество находилось под государственным покровительством и защитой. При князе же Владимире все происходило с точностью до наоборот: власть боролась с язычеством и активно содействовала христианизации.
Что и действительно может вызвать определенные сомнения, так это предположение об осознанности и осмысленности принятия Христа всей совокупностью (бывших) язычников. Гораздо вероятнее предположить, что многие из них обращались ко Христу легкомысленно, а иные и вовсе номинально, лишь бы не слыть ослушниками и не ссориться с властью. Трудно представить, чтобы все, присоединявшиеся к Церкви, делали это исключительно по велению сердца, в силу прозрения и осуществившегося в них глубочайшего духовно-нравственного переворота.
Цитаты о крещении Руси
«Крещение Руси в X–XII веках проходило в основном без крови, без насилия. Как об этом узнать, как убедиться в том, что Крещение Руси было ненасильственным? По количеству мучеников. Когда происходит насильственное обращение кого-то в христианство, волей-неволей появляются те христиане, которые были убиты противоположной силой в военных столкновениях.
иеромонах Макарий
«Неисчислимое множество благодатных плодов принесла отечеству нашему св. вера, насажденная в нем св. князем Владимиром. Все, что ни видим добраго, великаго и славнаго в нашем отечестве, все, чем ни красуются наши города и веси, все, что ни есть доблестнаго, знаменитаго, приснопамятнаго в истории царства русскаго, — есть плод св. веры, ея благодатныя действия и ея драгоценный дар. Она собрала во едино народ русский, разделенный прежде по племенам, и расширила пределы России до концев земли. Она ввела у нас законы и благоустройство гражданское, устроила весь порядок жизни общественной и семейной, освятила взаимныя отношения и связи, которыми связуются все члены великаго семейства народа русскаго во едино живое и крепкое тело государства русскаго.
архиепископ Димитрий (Муретов)
Крещение Руси и спецоперация на Украине: что общего?
«Поворотный этап»
По словам президента РФ Владимира Путина, «Крещение Руси — это ключевой, поворотный этап нашей истории, событие цивилизационного масштаба и преображающей духовной силы». Он отметил, что это событие определило дальнейший многовековой путь России, оказало влияние на все мировое развитие. А народы, которые приняли христианские ценности как свои, получили опыт единения, не раз спасавший общую Родину.
Историки считают, что православие стало основой для собирания в единое государство разрозненных русских земель, раздробленность которых усугублялась многобожием и язычеством. Вера в единого бога позволила снять религиозные противоречия между ними и стала основой формирования общей идентичности, которая пришла на смену местечковым особенностям.
Одна из ключевых православных ценностей — терпимость — стала основой национальной политики России на тысячелетия вперед по отношению к малым народам.
Она позволила сохранить их самость после включения в единое русское государство.
По словам заместителя директора Института истории и политики МПГУ, кандидата исторических наук Владимира Шаповалова, Крещение Руси «заложило основы российской государственности, российской цивилизации, российской культуры, с того момента Россия движется развивается в рамках того цивилизационного выбора».
Он считает, что православная идентичность, которая была воспринята Русью от Византийской империи, предопределила «очень многое, практически все» в историческом развитии нашего государства. Прежде всего — полиэтнический состав населения, подчеркивает эксперт.
Очевидно, что сегодня в условиях СВО активно формируется общественное и национальное единство, происходит сплочение общества для помощи армии и населению освобожденных территорий и для поддержки стратегического курса президента по защите национальных интересов и соотечественников.
Россия вновь стала способной к исполнению своей миссии — защищать угнетаемых.
«Мы видим, что в стране растет единство и сплоченность на базе ценностного консенсуса, на основе общих ценностей, восходящих к историческому выбору, сделанному святым Владимиром», — отмечает политолог Александр Рудаков.
Среди них, по его словам, огромное значение играют помощь ближнему, сострадание, милосердие и взаимопомощь.
«Освобождение Донбасса осуществляется под знаком эти же ценностей», — уверен он.
«Антитеза Западу»
Принятие Русью христианства восточной ветви — православия — отвернуло от нее католические страны и народы. Католики считали и продолжают считать православных «неправильными» христианами. Эта же причина лежит в основе представления Запада о собственной исключительности и неполноценности других народов, поэтому на протяжении всей истории он открыто претендовал на земли и ресурсы России. Спровоцированная этим враждебность по отношению к России стала свойством коллективного Запада.
«После разделения церквей в середине одиннадцатого века коллективный Запад начал воспринимать восточнославянские народы как «еретиков», «схизматиков», религиозные сообщества которых подлежат уничтожению», — рассказал политолог Александр Рудаков.
По его мнению, это наложило свой отпечаток на взаимоотношения католического Запада и славянского Востока, придав им черты цивилизационного конфликта. Именно здесь, считает он, Запад в полной мере проявил присущие ему комплексы превосходства и исключительности.
На протяжении веков Запад, прежде всего, руками Речи Посполитой пытался искоренить и уничтожить православие в Восточной Европе.
Это происходило различными способами: и путем политического давления, и путем создания религиозно-политических проектов, самым масштабным из которых была уния, и путем прямых репрессий, отмечает эксперт.
«Только воссоединение русских земель в середине XVII века положило конец геноциду на религиозной и культурной почве», — сообщил Александр Рудаков.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов подчеркивает, что, выбрав православие, Россия создала антитезу Западу, который «стремился, в отличие от православной России, колонизовать другие народы, насадить свои нормы, и занимается этим вплоть до сегодняшнего дня». Отсюда, по его мнению, конфликт России и Запада, который длится многие сотни лет.
Историк констатирует, что сегодня коллективный Запад представлен США и их сателлитами, объединенными в военный альянс НАТО, расширение которого на восток после распада СССР необходимо рассматривать исключительно как продвижение к границам России. Россия официально в документах НАТО, принятых до начала СВО, была названа главной стратегической угрозой.
Очевидно, что конфликт на Украине был спровоцирован руками западных стран, которые передавали ей вооружение, она должна была стать плацдармом нападения на Россию.
Кроме военной помощи, западные страны сегодня отправляет на Украину наемников из числа собственных граждан. Таким образом, стратегическая цель коллективного Запад на протяжении несколько веков в отношении России не меняется — сдерживание, ослабление, расчленение и полное уничтожение, отмечает эксперт.
«На основе общих ценностей»
Эксперты сходятся во мнении, что православие стало скрепляющим фактором для множества народов вокруг России, принявших религию вслед за русским народом. На протяжении всей истории государства необходимость защиты православной веры объединяла их и сплачивала.
Ценности, проповедуемые православием, близки к другим крупным конфессиям, представленным в России — исламу, иудаизму, буддизму.
Все они проповедуют традиционные ценности и любовь к ближнему, это стирает ментальные и ценностные границы между представителями разных религий и народов.
Владимир Шаповалов подчеркивает важность того, что православие — это религия соборности, единства, сострадания, сочувствия, терпимости, высокогуманная религия по отношению ко всем остальным народам.
«Очень важно не только то, что православие сформировала открытое общество с точки зрения этнической составляющей, но и то, что православие сформировало общество, сориентированное на взаимодействие с другими конфессиями, оно не является закрытым или враждебным по отношению к ним», — отметил он.
По его мнению, это основа того этнического, культурного и конфессионального единения, которое существует в России с момента ее формирование вплоть до сегодняшнего дня.
Участие в специальной военной операции представителей всех народов, проживающих в России, еще больше укрепило межнациональное единство и понимание.
Общество сплотилось вокруг помощи армии и населению освобожденных территорий, реальными делами и акциями поддержки показывая свою сопричастность и единение.
«Сегодня представители многих народов и разных религий участвуют в спецоперации. Наши люди действуют на основе общих ценностей, общих представлений о добре и зле, о справедливости и гуманизме», — считает Александр Рудаков.
По его словам, это воспринимается как исторически значимое большое дело, имеющее духовное измерение, оставляющее свой отпечаток в вечности.
«Борьба с темными идолами»
Крещение Руси — последовательный процесс обращения язычников в православную веру. Многие из язычников были настоящими безбожниками, которые ни во что не верили, считая, что это освобождает их от каких-либо моральных обязательств перед другими людьми. Поэтому убивали, разбойничали и насиловали. Христианские проповедники вели против них особую борьбу, отмечают собеседники «Газета.Ru».
Киевский неонацистский режим восемь лет бомбил мирных жителей Донбасса. Они убили более 14 тысяч человек, в том числе несколько сотен ни в чем неповинных детей. При отступлении боевики ВСУ используют тактику террористов — берут мирных жителей в заложники и отступают, прикрываясь «живым щитом» из женщин и детей. Попавшие в украинский плен российские военнослужащие подвергаются нечеловеческим пыткам и истязаниям.
Для укронацистов не существуют морали, они не рассуждают такими категориями и не боятся за свои злодеяния кары божьей. Многие из укронацистов — открытые сатанисты и последователи человеконенавистнических культов, которые приносят жертвы и совершают ритуальные убийства, заключают эксперты.
По мнению политолога Александра Рудакова, с одной стороны, мы видим, что именно современная Россия на ценностном уровне является подлинной наследницей идеалов святого Владимира и принявшей крещение Древней Руси. А с другой — процессы, которые происходили все последние десятилетия на Украине, привели к торжеству духа вражды, ненависти и насилия, то есть всего того, с чем решительно покончил князь Владимир.
«В системе духовных координат нашей цивилизации СВО — это борьба с агрессивным и жестоким мировоззрением тех, кто отверг христианские идеалы. Это борьба с теми темными идолами, которые были низвергнуты Владимиром в дни Крещения Руси», — считает Рудаков.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов подчеркивает особенную важность этой даты Крещения Руси сейчас, в условиях специальной военной операции на Украине и той гибридной войны, которую Запад ведет против России.
«Россия в конфликте с Западом отстаивает нашу культурно-цивилизационную идентичность, наши традиционные ценности, которые находятся под угрозой, имеющей фундаментальный мировоззренческий характер», — считает он.
Запад, по его мнению, хочет не просто захватить эти территории, уничтожить Россию, расчленить ее, но и стремится к отмене русской культуры, уничтожению российской цивилизации. Поэтому, по его словам, «защищая нашу Землю, защищая народ Донбасса, освобождая народ Украины от нацизма, мы сохраняем наши традиционные ценности».
УКРАИНА Москва и Киев празднуют Крещение Руси, но отдельно
Патриарх Кирилл называет крещение князя Владимира в 988 году «основополагающим событием всей русской истории». В столице торжество прошло на Соборной площади Кремля в присутствии Владимира Путина. В Киеве торжества возглавил митрополит Онуфрий. Напряженность между Москвой и Киевом сохраняется из-за конфликта с Украиной и попыток украинских православных получить автокефалию. Отдельные церемонии для православных Филарета и для греко-католиков Святослава Шевчука.
Москва (AsiaNews) — 28 июля состоялись торжественные мероприятия, посвященные 1030-летию Крещения Киевской Руси, исторической родины русских, украинцев и белорусов.
Кульминация торжества была достигнута на Соборной площади Москвы в сердце Кремля под председательством патриарха Кирилла (Гунджаева), претендующего на первородство в наследии древнего князя Владимира.
Русский Патриарх выразил сожаление в связи с тем, что не может отпраздновать годовщину в Киево-Печерской Лавре, как он это делал каждый год с момента своего избрания в 2009 годудо 2014 года, когда конфликт с порошенкоской Украиной запер двери в древнюю столицу Руси.
В Киеве торжества с участием более 250 тысяч человек возглавил митрополит Онуфрий (Березовский), глава Православной церкви, связанной с Москвой, но вскоре получивший автокефалию от Константинопольского Патриархата.
В связи с этим русские утверждают, что предотвратили уступку Томоса об автономии после недавних переговоров с эмиссарами Вселенского Патриарха Варфоломея (Архонтониса).
Украинские источники, напротив, настаивают на наличии уверенности в том, что Варфоломей собирается объявить каноническое решение в пользу независимости Киева от Москвы, и что большинство других Православных Церквей поддержат его.
Москва вытеснила Киев в XV веке, после долгого подчинения «татарскому игу», сровнявшему с землей древнюю столицу; напротив, Московское княжество зародилось и процветало благодаря своим делам с монголами.
С возрождением Киева в 1600-х годах и началом украинских восстаний против поляков дуализм между двумя столицами восточнославянского православия был восстановлен, вернувшись сегодня к исходной точке.
Для дальнейшего укрепления своего положения Кирилл пригласил еще одного из исторических патриархов византийского православия Феодора II Александрийского (Хорефтакиса), чей титул носит не более чем формальный характер; в Египте господствует Коптская церковь во главе с другим Феодором II — Тавадросом (Солиманом).
Грек Феодор — давний друг Кирилла, учился в России, а также представляет Российский экзархат в Египте. Таким образом Московский Патриархат хотел послать сигнал Константинополю, заявив о связи с традиционными патриархами православного пентарха первых веков (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), заручившись также поддержкой Папы Римского. Франциска с недавними визитами различных русских делегаций в Рим.
Впервые торжественная литургия была отслужена прямо на исторической площади в центре Кремля, за пределами Успенского собора, чтобы собрать как можно больше верующих. Присутствовали Президент России Владимир Путин и представители многих других Православных Церквей. Патриарх Кирилл назвал крещение 988 «основополагающее событие всей русской истории».
Отвечая на все большее распространение в современной России различных неоязыческих влияний, Кирилл вспоминал, что «все до Крещения погружается во мрак и известно нам лишь по крупицам. В бассейне Днепра родился новый народ, новой цивилизации, с таким творческим порывом, что новорожденная Русь, таким образом, расширилась, достигнув шестой части земель мира».
Таким образом, патриарх предполагает, что наследие Москвы уже было заложено в изначальном призвании Киевской Руси, известной в летописях за столетие до Крещения как земля языческого Роса, угрожавшего Византийской империи.
Эту же дату праздновали и другие Украинские Церкви, такие как неканонический патриархат Филарета (Денисенко), под названием «Крещение Руси-Украины» (даже если термин «Украина» стал употребляться только в конце 18 века).
Украинская Греко-Католическая Церковь во главе с архиепископом Святославом Шевчуком (верующие которого также называют своего духовного лидера «патриархом»), в свою очередь, совершила Крещение в те же дни, подтвердив преемственность «униатства» с вся история восточнославянского христианства.
Славянские Церкви: Кирилл и Мефодий/Крещение Руси
РАЗДЕЛ 11: СЛАВЯНСКИЕ ЦЕРКВИ
Цель: Учащиеся должны уметь идентифицировать свв. Кирилла и Мефодия, св. Владимира, св. Ольги, св. Александра Невского, св. Иннокентия, св. Германа Аляскинского, св. ПЦА и Русские Православные Церкви, а также нынешняя организация и лидеры ПЦА.
Неделя 1: Кирил и Методюс/Крещение России
Исторический контекст
На западе римляны упали на «варвары» — Висготы, Франки, Вандалы и т. Д. Востока. Подготовьте карту, чтобы найти эти племена и места, упомянутые позже в уроке. Подталкиваемые нашествиями гуннов (помните Аттилу Гунна?), некоторые племена двинулись на запад (став чехами и поляками), некоторые двинулись на север (став русскими), но балканские славяне постоянно напирали на Византийскую империю на юг, изредка вторгаясь сам город Константинополь.
Кирилл и Мефодий :
В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий.
Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Некоторые из славян пришли сюда как рабы, но теперь поселились в городе как торговцы.
Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством разных религий. Кто-то принял ислам, а кто-то иудаизм. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию по Днепру. Там они научили короля всему, что касается христианской веры.
На следующий год к болгарскому народу прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Князь Ростислав хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы учить народ на его родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Люди стекались послушать миссионеров; славяне были действительно готовы к христианству.
Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.
Крещение Руси:
Варяжские русские сначала были известны как Киевское государство. Киев стоял в центре речного сообщения в России; купцы, столкнувшиеся с исламскими пиратскими кораблями в Средиземном море, сочли эти новые маршруты более безопасными. Они принесли с собой свою христианскую религию. А кириллица и славянский язык проникли через их южные границы с Болгарией. На самом деле ни у одного из других варварских племен не было своего алфавита, письменного Писания и литургии на своем языке.
Умер русский правитель Игорь, а его вдова Ольга стала регентшей при сыне Святославе. Ольга посетила Константинополь в 955 году нашей эры, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Ольга пыталась распространять христианство, но это не интересовало даже ее сына. Святослав женился на пленной дочери великого врага Киевского государства Малуше; это взбесило Ольгу, которая отослала пленную служанку в родные края. Там у Святослава и Малуши родился сын, названный Володомиром, или Мирным Владыкой. А потом, когда сын подрос и ушел на войны, Ольга заботилась о внуке, которого теперь звали Владимиром. Она рассказала ему о христианстве. Святая Ольга известна как «Равноапостольная». Сначала Владимир бунтовал и жил жизнью удовольствия и греха, будучи еще язычником. Святослав перед смертью разделил свое царство в битве между тремя своими сыновьями, причем Владимир унаследовал Новгород на севере, но мирным путем и битвой Владимир завоевал всю землю.
Владимир стал правителем в 980 году нашей эры. Он хотел государственной религии для русского народа. Миссионеры пришли из ислама, иудаизма, Латинской церкви и Восточной церкви. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!
Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. В 988 году нашей эры он сказал всем киевлянам, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — в тот день крестились тысячи. На месте языческих алтарей строились храмы, а литургия совершалась на славянском языке Кирилла и Мефодия. Молитва святого Владимира при освящении величественного собора в Киеве, посвященного Богородице, сохранилась до наших дней: «Господи Боже, призри с Неба и воззри, и посети виноградник Твой, который насадила десница Твоя. . И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Бога Истинного. И воззри на сию церковь Твою, которую устроил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, за молитвы Пречистой Богородице». В 9В 91 г. крестилось и население Новгорода. К концу правления Владимира в 1015 г. на Руси было три епископства, доходивших до верхней Волги. Даже врагов-язычников в далеких степях часто побеждали не в бою, а крещением! Князя Владимира помнят как «крестителя Руси», равноапостольного.
Сыграйте в обучающую игру: код кириллицы —St. Кирилл создал совершенно новый алфавит для славянского народа, теперь известный как кириллица.