Краткое сообщение о томасе море краткое: Томас Мор биография кратко – что сделал, идеи, творчество эпохи Возрождения – самое важное для подготовки сообщения

Доклад Томаса Мор 7 класс кратко сообщение

  • Энциклопедия
  • Люди
  • Томаса Мор

Сэр Томас Мор, был лорд-канцлером Англии, юристом, философом. В историю же он вошёл как автор самой знаменитой утопии по государственному устройству.

Сэр Томас родился в семье лондонского судьи, 7 февраля 1478 года, его отец прослыл на всю округу как самый честный и справедливый судья. Ещё обучаясь в школе, Томас Мор проявлял свои недюжинные умственные способности. Когда ему было 13 лет, он стал пажом при английском кардинале Джоне Мортоне. Английский кардинал очень высоко ценил талант и ум Мора.

Мор обучался на юриста в Оксфордском университете, изучает латинский и греческий языки. В 1497 Мор стал членом кружка Эразма Роттердамского (учёного философа эпохи Возрождения). Там он постигает идеи гуманизма, который повлиял на культуру и общественное знание того времени. Гуманисты занимались изучением человеческой природы и совершенствованием человека (его духовности).

Томас Мор был очень религиозным, и даже какое-то время хотел стать монахом. В 1504 году стал членом английского парламента. В парламенте Мор ведёт активную деятельность, и даже вступает в конфликт с королем  Генрихом VII, Мор выступил за уменьшение сбора податей в пользу короля, осуждая его непомерную жадность. Власть в лице Генриха была очень недовольна и стала чинить препятствия деятельности Мора в парламенте. Даже заключила отца Мора в тюрьму, в отместку за его речи. Мору было поставлено условие либо он устраняется от общественной (политической) деятельности и тогда отца выпускают из тюрьмы, либо его ждут такая же участь, как и отца. Сэру Томасу пришлось уйти из парламента. Впрочем, ненадолго, после смерти короля он вновь вернулся к общественной деятельности.

Новым королём стал Генрих VIII, который был очень благосклонен к Мору и даже назначил его лордом-канцлером Англии (высший чин в государстве). В это же время Т. Мор работает над своим произведением утопия (на латинском языке).

Этому произведению суждено стать великим. В этой книге Мор критикует социально-политическую жизнь Англии тех лет. Источником несправедливости он видит частную собственность и делает вывод, что справедливость возможна если государство объявит имущественное равенство. Мор предлагает новую модель устройства общества, где все равны, где нет частной собственности. Система трудовой повинности по Мору призвана «освободить людей от рабских оков» и даровать им больше времени для духовного саморазвития. По сути Мор разработал модель социалистического государства. Но, при всем свободолюбии и гуманизме Мор пишет о необходимости иметь рабов даже в таком справедливом обществе, которое он описал. Мор отвергает идею о «божественном происхождении» власти, считает, что тирания власти недопустима. Когда его книга увидела свет то имела большой общественный резонанс, его обвиняли в революционности.

«Утопия» впервые в России была опубликована лишь в конце XVIII века и так же вызвала споры и недовольство.

В 1532 году у Мора происходит конфликт с королём и он уходит в отставку. Конфликт, произошел из-за разрыва короля с церковью (которая не давала ему развод).

Мор отказался признавать главенство короля над церковью. За это, в 1534 год, заключён в Тауэр (тюрьму). Был казнён в 1535 году. Канонизирован  Римско-католической церковью в 1935 году.

7 класс кратко по истории

Томаса Мор

Популярные темы сообщений

  • Творчество Некрасова Николая Алексеевича

    Николай Алексеевич Некрасов, поэт- революционный демократ, родился в 1821 году. Детские годы прошли в имении отца в Ярославской губернии. Творчество поэта и большая часть жизни связаны с Петербургом,

  • Плоскостопие

    Эту болезнь диагностируют у тех людей, чья ступня во время движения полностью касается пола. Кости здорового человека образуют дугу, необходимую для амортизации. Такая арка оказывает помощь при ходьбе и распределяет нагрузку.

  • Экономия семейных ресурсов

    В современном мире огромную роль играет умение грамотно вести семейный бюджет. Бережливое использование семейных ресурсов поможет обеспечить семье благополучную и комфортную жизнь, в то время как излишние траты могут

  • Город Подольск

    Подольск имеет очень глубокую и интересную историю своего появления. Как и в любом другом городе, так и в Подольске существует много разнообразных легенд, на тему появления названия города. Легенда данного города гласит нам,

  • Азовское море

    Азовское море, омывающее берега Украины и России, простирается на юге Русской равнины и является самым маленьким и мелководным морем в мире. Половина акватории Азовского моря имеет глубину около 5 метров. Максимальная глубина составляет всего лишь 15 м.

Мор Томас — Русская историческая библиотека

Содержание:

Молодость Мора

«Утопия» Мора

Канцлерство Мора

Казнь Мора

Издания сочинений Томаса Мора в XVI веке

Книги о Томасе Море

Книги об «Утопии» Мора

читайте также статьи Томас Мор «Утопия» – основные идеи и Томас Мор «Утопия» – краткое содержание

Молодость Мора

Томас Мор (More, латиниз. Morus) — замечательный английский политический деятель и гуманист. Родился в 1478 или 1480 г. в Лондоне. Отец Мора был членом суда королевской скамьи; человек старозаветный, он растил детей в строгой дисциплине. Архиепископ Кентерберийский Мортон, друг нового просвещения, заметил способности мальчика и отправил его в Оксфордский университет. Здесь или вскоре после того Мор сблизился с Эразмом, который оказал на него сильное влияние; Эразм посвятил Мору свою знаменитую сатиру, как остроумнейшему человеку своего времени. Оксфордский кружок, к которому примкнул Мор, связывал с классицизмом идеи религиозной реформы, стараясь слить с учением Платона раннее христианство, преимущественно в учении ап. Павла. Одно время Мор предавался аскетизму, носил власяницу, думал поступить в монастырь; впоследствии благочестие его приняло более смягченный, внутренний характер. Занятия греческим языком, считавшиеся в то время опасным новшеством, вызвали страх отца Мора; молодой гуманист должен был сделаться адвокатом. Он не оставил, однако, прежних занятий и читал при большом стечении лучшей молодежи лекции об Августиновой «De civitate Dei». В 1504 г. Мор появился в качестве депутата в парламенте, созванном Генрихом VII после семилетнего промежутка; здесь Мор выступил с оппозицией денежным требованиям короля и вызвал его немилость, вследствие чего должен был удалиться в частную жизнь. Воцарение Генриха VIII (1509), дружившего еще в качестве принца с Мором и другими гуманистами, открывало последним широкие надежды. Мор был привлечен ко двору: в 1514 г. он стал членом Тайного совета и был возведен в дворянство.

Томас Мор, автор «Утопии». Художник Ганс Гольбейн Младший, 1527

 

«Утопия» Мора

В эту пору (1516) вышло знаменитейшее сочинение Мора «Утопия», где в форме политического романа раскрываются общественные, педагогические, религиозные идеалы Возрождения. «Утопия» распадается на две части. Первая заключает в себе резкую сатиру на Англию Генриха VII, указывая на противоречие между развитием бедности и преступлений — с одной стороны, разорительной, воинственной политикой правительства и бесполезной жестокостью суда — с другой; здесь намечена и основная задача реформы — реорганизация общественного строя и воспитания. Во второй части Мор изображает счастливую жизнь граждан фантастического острова «Утопии» на отдаленном западе. В «Утопии» при сохранении моногамической семьи и патриархальных отношений проведен коммунизм относительно земли, орудий и продуктов труда. От государства Платона «Утопия» Мора отличается еще тем, что работа обязательна для всех и считается почетом. Рабство допущено, но представляет явление исключительное: рабам-военнопленным или рабам-преступникам предоставлены тяжелые и неприятные работы. Нормальный труд — земледелие. Граждане-работники, разделенные, по мысли Мора, на «фамилии», переходят группами поочередно из города в деревню и обратно; труд сведен на шестичасовую норму. Нравы отличаются крайнею простотой и умеренностью. Образование и духовные наслаждения доступны для всех. Женщина в культурном отношении поставлена наравне с мужчиной. Ученые занимают крупные общественные должности. «Утопия» допускает веротерпимость в отношении самых различных верований при условии отсутствия у их представителей духа преследования и наклонности к мятежу. Священники, немногие числом, выбираются тайной подачей голосов; это — исключительное призвание для героических и возвышенных натур, окруженное необычайным почетом. При общем довольстве жители «Утопии» Мора избегают по возможности войны или ведут ее через чужестранных наемников; но право войны остается жестоким.

Карта воображаемого острова Утопия, художник А. Ортелиус, ок. 1595

 

Канцлерство Мора

Мор, по-видимому, рано стал разочаровываться в короле. Он и его друзья огорчались, что Генрих VIII увлекается войной, вместо того чтобы отдаться делу просвещения. Тем не менее, Мор продолжал возвышаться в милости короля: он был по желанию короля избран спикером палаты общин, исполнял важные дипломатические миссии. Начиная с 1525 г. король ищет общества Мора, часто посылает за ним и сам нередко посещает Мора в его доме в Челси, постоянно заводя с ним разговоры о науках и богословии. Мор, не доверяя королю, неохотно поддавался на эти ласки и по возможности избегал двора. В 1523 г. Мор, до тех пор пользовавшийся расположением всесильного кардинала Уолси, вызвал его гнев, когда в качестве спикера стал во главе парламента, отклонившего денежные требования правителя. Но король оградил Мора от преследований Уолси, а после его падения, в 1529 г., сделал Мора канцлером (это был первый случай замещения этой должности не прелатом и не представителем высшей аристократии). Мор приобрел в этой должности необыкновенную популярность неподкупным и добросовестным судом, который он установил. Отрицательное отношение Мора к разводу короля с первой женой заставило его в 1532 г. отказаться от канцлерства и службы вообще, вследствие чего он очутился в крайне стесненных материальных условиях.

 

Казнь Мора

В 1534 г. Мору было предложено признать незаконность первого брака короля и законность наследственных прав детей от второй жены. Мор согласился на второе, так как парламент мог изменить порядок наследования, но отказался от первого. За этот отказ он был посажен в тюрьму. Сначала заключение было не тяжкое; но положение Мора ухудшилось, когда он отказался признать королевскую супрематию. Это повело к обвинению его в государственной измене. 6 июля 1535 г. Мор был обезглавлен. Мор был одним из самых горячих провозвестников нового просвещения в Англии. В своих сочинениях (ср. особенно epist. ad Dorpium) он настаивал на изучении греческого языка и напечатании греческого текста Библии. Но Мор, как и Эразм, лишь с большей убежденностью, остался до конца дней на почве католической церкви. Его отталкивали догматизм и нетерпимость протестантов; он не хотел в них видеть представителей реформы. Приверженность к старой церкви поставила его под конец в противоречие с началами веротерпимости, проведенными в «Утопии». В качестве канцлера Мор встретился с сильным сектантством в Англии; проповедники реформы при нем наказывались, как мятежники: их сажали в тюрьму, а епископам Мор не мешал присуждать их к смерти. Из иностранцев, посещавших Мора, с ним особенно сблизился художник Гольбейн, оставивший прекрасные портреты Мора и описание его домашней жизни. Католическая церковь впоследствии старалась представить Мора мучеником за веру; Папа Лев XIII в 1886 г. включил Мора в число блаженных.

 

Издания сочинений Томаса Мора в XVI веке

Сочинения Мора вышли: английские — в 1530 г., в Лондоне, латинские — в 1563 г., в Базеле. Кроме названных, между ними выделяются собрание латинск. эпиграмм и биографии йоркских королей XV в. «Утопия» первым изданием вышла в 1516 г. в Лувене, под заглавием «Libellus aureus nec minus salutans quam festivus de optimo reipublicae statu de que nova insula Utopia».

 

Книги о Томасе Море

Из современников Мора его биографии написали его зять Роупер (издана по-англ. 1551, по-дат. 1558, много раз переиздавалась) и Стэплтон (1588)

Рудхарт «Томас Мор». Нюрнберг, 1829

Баумштарк. «Томас Мор». Фрейб., 1879

Вальтер «Томас Мор и его эпоха». Тур, 1868

Бриджетт. «Томас Мор». Лондон, 1883

 

Книги об «Утопии» Мора

Каутский «Томас Мор и его Утопия». Штутгарт, 1888

Кимвехтер. «Роман о государстве». Вена, 1891

Виппер Р. «Утопия Мора» (журнал «Мир Божий», март 1896)

 

История рассказчиков — Евангелие от Фомы | От Иисуса ко Христу | ФРОНТЛАЙН

Он не рассказывает историю жизни и смерти Иисуса, а предлагает читателю его «тайные учения» о Царстве Божием.

 

Элейн Х. Пейджелс:

Фонд Харрингтона Спира Пейна Профессор религии Принстонского университета

Эта книга начинается со строк: «Это секретные слова, которые живой Иисус говорил, а близнец Дидим Иуда Фома записал их». далее следует список высказываний Иисуса. Теперь это поднимает все виды вопросов. Был ли у Иисуса брат-близнец? На самом деле имя Фома Дидимос… Ну, Фома на иврите означает близнец. Дидимос по-гречески означает близнец… здесь подразумевается, что он близнец Иисуса. Но этот персонаж, конечно, также появляется в Евангелии от Иоанна, он один из учеников, близнец.

Здесь он выглядит так, как будто он близнец Иисуса, и он тот, кто знает тайное учение, которую Иисус не дал всем другим людям. Некоторые из этих высказываний знакомые. Мы знаем их от Матфея и Луки – Иисус сказал: «Я пришел к брось огонь на землю» или «вот, вышел сеятель сеять», и так далее… Другие столь же странны и неотразимы, как коаны дзэн. Мой любимый из это высказывание номер 70, в котором говорится: «Если ты произведешь то, что внутри тебя, то, что ты произведешь, спасет тебя. Если вы не произведете то, что внутри тебя, то, чего ты не родишь, погубит тебя». Евангелие начинается с того, что Иисус приглашает людей посмотреть….

Евангелие от Фомы также предполагает, что Иисус знал и критикует взгляды на Царство Божие как на время или место, которые проявляются в другом евангелия. Здесь Иисус говорит: «Если ведущие вас скажут вам: вот, Царство в небе», тогда птицы доберутся туда первыми. Если они говорят: «Это в океане», то рыба доберется туда первой. Но Царство Божие есть внутри вас и вне вас.

Как только вы познаете себя, вы стать известным. И вы узнаете, что это вы дети живой отец»

В этом Евангелии, а также в Евангелии от Луки, Царство Бога — это не событие, которое катастрофически разрушит мир как мы его знаем и вступая в новое тысячелетие. Здесь, как и в Луки 17:20, Царство Божие называется внутренним состоянием; «Это внутри тебя», — говорит Люк. А здесь говорится: «Это внутри вас, но это также и снаружи вас». Это как состояние сознания. Это трудно описать. Но Царство Божие здесь что-то, во что вы можете войти, когда достигнете гнозиса, что означает знание. Но это не означает интеллектуальное знание. У греков было два слова для знаний. Одним из них является интеллектуальное знание, подобное знанию физики или что-то подобное. Но этот гнозис личный, например: «Я знаю этого человека или знаете ли вы то-то и то-то?» Итак, этот гнозис есть самопознание; вы могли бы назвать его на виду. Это вопрос знания того, кто вы есть на самом деле, а не обычного уровень вашего имени и вашего социального класса или вашего положения.

Но зная себя на глубоком уровне. Секрет гнозиса в том, что когда вы знаете себя на этом уровне вы также познаете Бога, потому что обнаружите, что божественное внутри вас.

ИИСУС В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ФОМАНА

Иисус из Евангелия от Фомы действительно выглядит несколько иначе, чем Иисус мы встречаем в др. Потому что Евангелие от Марка, например, изображает Иисус как совершенно уникальное существо. Это благая весть об Иисусе из Назарета, Сын Божий. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус даже не человек. все, но он божественное присутствие, которое спускается на небеса в человеческом обличии… В Евангелии от Иоанна сказано: «Бог послал в мир сына своего, чтобы спасти мир». Если ты веришь в него, ты спасен, если ты в него не веришь, ты уже проклят, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Бог.

Теперь [в Евангелии от Фомы] этот Иисус приходит, чтобы открыть, что вы и он являются, если хотите, близнецами… И то, что вы обнаружите, читая Евангелие от Фома, который вам предстоит открыть, заключается в том, что вы и Иисус на глубоком уровне идентичные близнецы. И что вы обнаружите, что вы дитя Бога только что как он есть. И так, что в конце Евангелия Иисус говорит с Фомой и говорит: «Кто пьет из моих уст, тот станет таким, как я, и я стану тем, человека, и тайны откроются ему». роль авторитета и учителя. В Евангелии от Фомы ученики говорят Иисусу: «Скажи нам, что Ты хочешь, чтобы мы сделали? Как нам молиться? мы едим? Как нам поститься?» Теперь, если вы посмотрите на Матфея и Луку, Иисус отвечает на вопросы. Он говорит: «Когда молишься, говори: „Отче наш, сущий в Да святится небо…» Когда постишься, умойся, не делай из этого вида. Когда вы подаете милостыню, делайте это тайно и не показываясь». на это Иисус не отвечает. Он говорит: «Не лги и не делай того, что хочешь». ненавижу, ибо все известно перед небом». Теперь этот ответ бросает вас и меня на самих себя… Здесь Иисус, по сути, обращает человека к самому себе, и это на самом деле одна из тем Евангелия от Фомы, что вы должны собственного духовного поиска, чтобы узнать, кто вы есть, и обнаружить на самом деле, что вы дитя Бога, как и Иисус.

Гельмут Кестер:

Джон Х. Морисон, профессор изучения Нового Завета и Винн, профессор церковной истории Гарвардской школы богословия

ПОНЯЙ СЕБЯ

Один из этих документов [найден в Наг-Хаммади] начинается с примечания писца на на полях «Евангелие от Фомы». И первое предложение этого В документе говорится: «Это тайные слова, которым живой Иисус учил и которую записал Иуда Фома Дидим». 110 изречений, каждое из которых начинается словами «Иисус сказал…» Некоторые из этих высказываний параллели в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки. Некоторые из них не имеют. Некоторые из этих высказываний восходят к очень раннему периоду христианства, некоторые из них могли быть добавлены позже. Сам документ исходит из четвертого век….

Как и все евангельские тексты, особенно этот, мы должны помнить, что эти тексты были текучими, что писцы могли добавить, что писцы могли что-то опускать, а писцы могли добавлять комментарии или добавлять интерпретация. Таким образом, мы не можем с уверенностью реконструировать, что же было в Евангелии от Томас выглядит примерно на 100 лет или раньше. Но очень вероятно, что это существовало в то время, и что большая часть материала, который сейчас находится в этом рукопись была уже в греческой рукописи, которая восходит к первому век. Что, конечно, очень интересно, потому что здесь у нас есть коллекция изречений Иисуса, дополнительных изречений Иисуса, которые прежде не были известны, и открылось целое начало новой области исследований…

Характерным для этих высказываний является то, что в каждом случае эти высказывания хотят сказать, что если вы хотите понять, что сказал Иисус, вы должны узнать себя. Вы должны знать себя, знать, кто вы есть. Начинается с поговоркой о Царствии Божием, «если ищете Царствия Божия в небо, то птицы будут опережать вас. И если ты ищешь его в море, то рыба будет предшествовать вам, но Царство в вас. И если ты знаешь себя то познаете Царствие Божие» (Царство Отца, по сути, это всегда говорится в Евангелии от Фомы. Обычно Царство Отца, а не Царствие Божие.) «Но если ты не знаешь себя, ты живешь в нищете». А бедность понимается как неведение жизни в ее физическом существовании. Под знанием понимается знание своего божественного происхождения, факта тот пришел из Королевства. Что мы на этой земле только в пребывание ….

Что значит по-настоящему познать себя? Познать себя — значит иметь представление в свою собственную окончательную божественную идентичность. Вы можете вернуться, чтобы понять это, чтобы Греческие модели, которые наверняка существуют. «Познай себя» — очень древнегреческое максим… то есть надо знать что ваша собственная душа божественна, и тогда вы знаете, что вы бессмертны, тогда как тело является смертной частью человеческого существования. Теперь это радикализируется в Евангелия от Фомы в высказывание о том, что все, что переживается физически и посредством чувственного восприятия все в этом мире, что вы можете воспринимать в этот путь ничего. В лучшем случае это хаос, а в худшем — даже не существуют в реальности. Единственное, что действительно существует, это ваш божественный дух или ваша божественная душа, которая по своему качеству идентична самому Богу. И Этому учит Иисус…

[Когда человек действительно знает себя], он понимает, что он божественен, но также человек понимает, что он смертен. Таким образом, вы признаете, что это смертность действительно бессмысленна, как бессмысленно физическое существование. И поэтому смерть уже не проблема, а смерть есть решение, потому что в смерть, наконец, вся эта смертность отпадет, и истинное я будет освобождены для независимого существования, которое больше не зависит от физического существование. И обо всем, что связано с физическим существованием, болезнями и бедность и тд. И поэтому физическое существование часто описывается как бедность. Но когда вы познаете себя, вы больше не бедствуете.

Прочтите Евангелие от Фомы.

Экспедиция Льюиса и Кларка | Сводка, история, участники, факты и карта

Экспедиция Льюиса и Кларка

Смотреть все СМИ

Дата:
1804 — 1806
Местонахождение:
США
Ключевые люди:
Уильям Кларк Мериуэзер Льюис Сакагава

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Какова была цель экспедиции Льюиса и Кларка?

Экспедиция Льюиса и Кларка (1804–1806 гг. ) была военной экспедицией США под руководством капитана Мериуэзера Льюиса и лейтенанта Уильяма Кларка для исследования покупки Луизианы и северо-запада Тихого океана. Эта экспедиция стала важной главой в истории американских исследований.

Какой президент отправил Льюиса и Кларка в их экспедицию?

Президент США Томас Джефферсон попросил своего личного секретаря Мериуэзера Льюиса возглавить экспедицию по изучению покупки Луизианы и северо-запада Тихого океана. В качестве своего второго командира Льюис выбрал Уильяма Кларка, который был его военным начальником во время правительственных сражений с Северо-Западной Индийской Федерацией в начале 1790-х годов.

Кем был Моряк в экспедиции Льюиса и Кларка?

В экспедиции Льюиса и Кларка Симэн звали ньюфаундлендскую собаку, которую Мериуэзер Льюис купил за 20 долларов.

Какие растения и животные открыл Льюис?

Льюис идентифицировал 178 новых для науки растений, в том числе горькокорень, степную полынь, пихту Дугласа и сосну пондерозу, а также 122 животных, таких как медведь гризли, луговая собачка и вилорогая антилопа.

Кем была коренная американка, сопровождавшая экспедицию?

Сакагавеа была шошонской женщиной, которая в качестве переводчицы преодолела тысячи миль по дикой местности с экспедицией Льюиса и Кларка (1804–1806 гг.) от деревень мандан-хидатса в Дакоте до северо-запада Тихого океана.

Экспедиция Льюиса и Кларка , (1804–06), военная экспедиция США под руководством капитана Меривезера Льюиса и лейтенанта. Уильям Кларк, чтобы исследовать покупку Луизианы и северо-запад Тихого океана. Эта экспедиция стала важной главой в истории американских исследований.

Ввод в эксплуатацию и подготовка

Посмотрите, как покупка Луизианы привела к насильственному переселению индейских племен и разожгла дебаты о рабстве

Посмотреть все видео к этой статье

18 января 1803 г. Томас Джефферсон направил Конгрессу секретное сообщение с просьбой выделить 2500 долларов на отправку офицера и дюжины солдат для исследования реки Миссури, установления дипломатических контактов с индейцами, расширения американской торговли мехом и определения местонахождения Северо-Западного прохода (наиболее ожидаемого гипотетического пути). северо-западный водный путь в Тихий океан). Предложенная поездка приобрела дополнительное значение 2 мая, когда Соединенные Штаты согласились на покупку Луизианы — продажу Наполеоном 828 000 квадратных миль (2 100 000 квадратных километров) французской территории за 27 миллионов долларов. Джефферсон, который уже спонсировал несколько попыток исследовать Запад, попросил своего личного секретаря Мериуэзера Льюиса возглавить экспедицию. Льюиса отправили в Филадельфию для обучения ботанике, астрономической навигации, медицине и зоологии. Он также купил припасы и потратил 20 долларов на собаку ньюфаундленда по кличке Симэн.

Льюис закупал оружие в Харперс-Ферри, штат Вирджиния (сейчас в Западной Вирджинии), руководил строительством 55-футовой (17-метровой) килевой лодки и охранял суда меньшего размера, а также проектировал лодку с железным каркасом, которую можно было собрать. в путешествии. В качестве своего сокомандующего он выбрал Уильяма Кларка, который был его военным начальником во время правительственных сражений с Северо-Западной Индийской Федерацией в начале 1790-х годов. Военный министр США отклонил просьбу Льюиса о совместном командовании, но капитан Льюис и лейтенант Кларк решили обращаться друг к другу как «капитан», чтобы скрыть этот факт от других участников экспедиции. Со своей стороны, Кларк набирал людей в Кентукки, руководил их обучением той зимой в Кэмп-Ривер-Дюбуа в Иллинойсе и служил в экспедиции главным лодочником и картографом.

Экспедиция с 14 мая 1804 г. по 16 октября 1805 г.

За время путешествия с 14 мая 1804 г. по 23 сентября 1806 г. из Сент-Луиса, штат Миссури, в Тихий океан и обратно, «Корпус открытий», как называлась экспедиционная компания, преодолел почти 8 000 миль (13 000 км). Окружение, насчитывающее около четырех десятков человек, преодолевало от 10 до 20 миль (от 16 до 32 км) в день, толкая и тяня свою 10-тонную килевую лодку и две пироги (долбленые лодки) вверх по реке Миссури. Лодка Льюиса с железным каркасом позже была собрана и покрыта шкурами недалеко от Грейт-Фолс (в современной Монтане), но от нее пришлось отказаться, потому что швы протекали и не было смолы, чтобы заделать их. Капитаны и по крайней мере еще пять человек вели журналы. Президент Джефферсон поручил Льюису наблюдать за широтой и долготой и делать подробные заметки о почве, климате, животных, растениях и коренных народах. Льюис идентифицировал 178 новых для науки растений, в том числе горький корень, степную полынь, пихту Дугласа и сосну пондерозу, а также 122 животных, таких как медведь гризли, луговая собачка и вилорогая антилопа. Научные названия Philadelphus lewisii (чубушник), Lewisia rediva (горький корень) и Clarkia pucella (розовая волшебница, или рваная малиновка) — вот лишь три примера открытий, сделанных людьми. Экспедиция столкнулась с огромными стадами животных и хорошо питалась, потребляя одного буйвола, двух лосей или четырех оленей в день, а также коренья, ягоды и рыбу. Они назвали географические места в честь участников экспедиции, сверстников, близких и даже своей собаки (Seaman’s Creek). Они испытали дизентерию, венерические заболевания, фурункулы, укусы клещей и травмы от опунции, но только один человек погиб в пути.

Еще одна основная цель — дипломатические отношения с коренными американцами. Экспедиция проводила советы с индейцами, на которых корпус устраивал военные парады, раздавал медали мира, флаги и подарки, произносил речи, обещал торговлю и просил межплеменного мира. Также было что-то вроде магического шоу (магниты, компасы и пневматический пистолет Льюиса) и приглашение представителей индейцев поехать в Вашингтон, округ Колумбия. Большинство племен приветствовали торговые возможности и предоставили экспедиции еду, знания, проводников, кров, секс, и развлечения. Однако лакота (встречавшиеся в Южной Дакоте) уже имели коммерческие связи с Великобританией и не приветствовали американскую конкуренцию, особенно потому, что это сделало бы их врагов сильнее. Их попытка помешать экспедиции двигаться вверх по течению едва не обернулась насилием, но дипломатия вождя Черного Бизона разрядила ситуацию.

Узнайте, как экспедиция Льюиса и Кларка полагалась на помощь женщин коренных американцев

Посмотреть все видео к этой статье

Экспедиция прибыла в деревни Мандан и Хидатса недалеко от современного Бисмарка, Северная Дакота, и построила Форт Мандан, в котором провести зиму. Капитаны подготовили карты, артефакты, образцы минералов, образцы растений и документы, чтобы отправить их весной. 7 апреля 1805 года небольшая команда отправилась на килевой лодке, направлявшейся в Сент-Луис, нагруженной ящиками с материалами для Джефферсона, в том числе живыми сороками и луговой собачкой. Тем временем постоянная группа двинулась вверх по Миссури на шести каноэ и двух пирогах. Теперь он состоял из 33 человек, включая солдат, штатских, раба Кларка Йорка и двух недавно нанятых переводчиков — франко-канадца Туссена Шарбонно и его жену-шошонку Сакагавею, которая в феврале того же года родила мальчика Жана Батиста. Сцена отъезда была описана Льюисом в его дневнике:

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Этот маленький флот, хотя и не столь достойный почтения, как корабли Колумба или капитана Кука, по-прежнему рассматривался нами с таким же удовольствием, как эти заслуженно прославленные авантюристы когда-либо созерцали свои… две тысячи миль в ширину, на которые никогда не ступала нога цивилизованного человека; добро или зло, которое оно приготовило для нас, должно было быть определено экспериментом, и эти маленькие сосуды содержали все предметы, с помощью которых мы должны были существовать или защищаться.

2 июня 1805 года экспедиция прибыла к развилке реки. Не зная, какой водный путь является основным потоком, они отправили разведывательные группы по обеим развилкам. Хотя доказательства не были убедительными, капитаны считали южную развилку основным курсом, в то время как все остальные отдавали предпочтение северному. Льюис назвал северную развилку рекой Марии (теперь река Мариас) и поручил отряду двигаться вверх по южной развилке. Этот выбор оказался верным, когда почти две недели спустя экспедиция прибыла к Грейт-Фолс. 18 миль (29км) передвижение вокруг водопада было еще более затруднено из-за пересеченной местности, кактуса опунции, града и многочисленных медведей гризли. 4 июля 1805 года группа закончила перевозку и, чтобы отпраздновать День независимости, выпила последние из своих 120 галлонов алкоголя и танцевала до ночи.

Достигнув Трех развилок реки Миссури (место слияния рек Джефферсон, Мэдисон и Галлатин), Сакагава узнал скалу Биверхед и сообщил остальным, что вскоре они столкнутся с шошонами. Льюис поднялся на перевал Лемхи, пересекая Континентальный водораздел, только для того, чтобы его надежда на единственную горную переправу рухнула, когда он увидел бесконечные горы, простирающиеся перед ним: со снегом». К счастью, в середине августа он встретил банду шошонов во главе с братом Сакагавеи Камеавейтом, который предоставил экспедиции лошадей. Шошонский проводник Старый Тоби присоединился к экспедиции и провел их через хребет Биттеррут. На переходе Кларк сокрушался: «Я был мокрым и холодным во всем, чем когда-либо в своей жизни, и действительно, одно время я боялся, что мои ноги замерзнут в тонких мокерсонах [мокасинах], которые я носил». Замерзшая и голодная, экспедиция, наконец, выплеснулась из гор в прерии Вайппе, родину не-персе. По рекомендации уважаемой пожилой женщины Ваткувейс Нез Персе подружился с экспедицией. Оставив своих лошадей с Вождем Вьющимися Волосами, исследователи выдолбили пять каноэ из тополя и поплыли по рекам Клируотер и Снейк, достигнув реки Колумбия 16 октября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *