«Властителям и судиям», анализ стихотворения Державина
Стихотворение «Властителям и судиям» было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано — в «Санкт-Петербургском Вестнике». С большим трудом добивался поэт этой публикации. И всё же обличительная ода была напечатана в популярной газете. Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него своё чисто «русское» возмущение от «деяний сильных мира сего».
На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделённые высокой властью. Автор убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбцы» не способны понять простого человека и тем более помочь ему. Поэт горько «кричит» о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти «земных богов». Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема её ясна — убедить правителей жить по законам человечности и добродетели.
По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание «карай лукавых» — это явный призыв к политическому перевороту. Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к «Властителям и судиям». В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела. Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.
Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: «Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своём государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно.
Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств. И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек. Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова».«Властителям и судиям» написано ямбом, с помощью перекрёстной рифмы: судит-будет (женская), их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: невинных-бессильных (прилагательные), покров-оков
В эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги властны, страстны, смертны. Это придаёт стихотворению торжественность и силу. Историзмы: рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ — подчёркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина сравнения:
И вы подобно так падёте,
как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
как ваш последний раб умрёт!
Прилагательные увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.
Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И всё же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью — одой — называют державинское стихотворение. Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.
- «Памятник», анализ стихотворения Державина
- «Река времён в своём стремленьи», анализ стихотворения Державина
- «Снигирь», анализ стихотворения Державина
- Державин Гавриил Романович, краткая биография
- «Признание», анализ стихотворения Державина
- «На птичку», анализ стихотворения Державина
По произведению: «Властителям и судиям»
По писателю: Державин Гавриил Романович
Державин властителям и судиям читать.
Властителям и судиямДержавин. Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Ода Державина «Властителям и судиям» (см. её краткое содержание и анализ) имела три редакции. Первая не удовлетворила поэта. Вторая оды была опубликована в «СПб. вестнике», однако номер журнала, открывавшийся одой, был приостановлен, листок, на котором раньше была ода, перепечатан. По-настоящему ода пришла к читателю только в 1787 г., когда она была в окончательной редакции напечатана в журнале «Зеркало света» под заглавием «Ода. Извлечена из псальма 81». В 1795 г., пытаясь испросить разрешение на издание собрания своих сочинений, Державин поднес Екатерине II рукописный экземпляр первой части, куда включил и эту оду. Однако то, что в 1787 г. прошло незамеченным, в 1795 г., после Великой французской революции , казни короля Людовика XVI и т. п., произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Тогда ходил слух, что 81-й псалом был использован революционерами-якобинцами против короля.
Когда теперь Державин появлялся при дворе, вельможи сторонились и попросту «бегали» от него. Поэт немедленно написал объяснительную записку – «Анекдот», в которой «ясно доказал», что автор псалма «царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным при дворе лицам.
Возможно, что непосредственным внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 г. был перестроен под смотрением его [Державина] Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная… лепными барельефами…, между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; то когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: «Вели ее, брат, несколько прикрыть». И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям»
История создания
С 1786 по 1788 годы Державин служит губернатором в Тамбовской губернии. Как и на другой службе, здесь он проявлял активную деятельность, пытался многое изменить в существующих порядках края. Но вскоре понимает, что местным вельможам его преобразования мешают, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, и была им написана гражданская ода «Властителям и судиям».
За основу этого произведения Державин взял написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».
Псалом – это библейская песня, обращенная к богу . Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин переложил древнее произведение на современный язык, наполнил обличительным содержанием и дал стихотворению новое название: «Властителям и судиям».
Основные темы и идеи стихотворения
Опираясь на библейский текст, автор говорит о современной жизни Российского государства. В его родной стране происходит безнаказанное нарушение законов, слабые угнетаются, неправда и зло торжествуют, а искать справедливости негде. Остается уповать только на бога, лишь он сможет навести порядок в стране. А если Господь спросит у правителей, как они вершат установленные им законы?
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рёк, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и злых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, остаются все-таки людьми, а не всемогущими богами. Поэтому им следует помнить о высшей каре, о том, как они легко нарушали закон справедливости, установленный самим богом. В этом и заключается основная идея стихотворения.
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Конечно, это произведение было воспринято как революционная прокламация. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Художественное своеобразие стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам , т.к. в основе его лежит библейский текст. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются такие слова: во сонме; не внемлют; покрыты мздою очеса; их молению внемли. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!» Благодаря таким приемам создается ораторское звучание, убеждающее читателей в правоте поэта.
С другой стороны, это стихотворение направлено на то, чтобы пробудить сознание читателя, вызвать стремление к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, наставлением «властителей».
Каково же значение этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своим стихотворением не собирался вызвать мятеж в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В дальнейшем подобная тема зазвучит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин в данной оде выступает как новатор: он соединяет старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как это должно быть в оде классицизма, а разоблачает пороки царей и вельмож.
Стихотворение «Властителям и судиям» поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям. Это произведение — крик отчаявшегося человека, сердце которого болит от сострадания к угнетаемым, слабым, бесправным. И при этом автор не видит никакого выхода из этого положения, кроме суда Всевышнего Бога.
Следует отметить, что Державин с большим почтением относился к царской семье, считая, что все беды происходят не от правителя, а от тех, кто наделен властью судить и определять судьбы простых людей.
Именно им автор посвящает гневные строки от имени самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невинных, наказывать виноватых. Но «земные боги» не делают этого. Они творят злодейства, глаза их закрыты с помощью взяток, а совершаемые ими беззакония сотрясают землю и доходят до небес.
Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедные, что и они в свое время умрут. Тогда им предстоит Божий суд, однако люди не думают об этом и продолжают делать злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина только Господь способен установить справедливость в России, обычным людям с этим не справиться. И поэт призывает Бога прийти, покарать всех виновных и править на всей земле.
Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, кто не побоялся открыто осудить беззакония и злоупотребления властей. В 1780 году стихотворение не было напечатано, так как цензура не пропустила его. Лишь спустя 8 лет произведение все же увидело свет, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она посвящена. В те времена не было принято осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего столетия, посвятив этой теме свои лучшие произведения.
Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Оду «Властителям и судьям» Гавриил Державин написал в 1787 году. Будучи государственным деятелем, писал смог на себе прочувствовать всю несправедливость и злость того общества. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечением преступной деятельности высших слоёв общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решился на написание оды по тематике псалома 81.
Вся его суть заключалась в обращении к Богу, путём праведных песнопений.
Первое творение поэта по этой тематике так и не вышло в издательство из-за редакторов, которые не допустили выпуска псалома Державина. Издательство «Санкт-Петербургского вестника» считало оду слишком пафосной и гневной.
Тем не менее, Гавриил Державин добился издательства своего переработанного стиха спустя пять лет. Изменив название на «Властителям и судьям», новое творение поэта выходит в издательство.
Свои мысли и чувства писатель находит в библейских сказаниях, которые и превозносит в стихотворение в переработанной форме. Несправедливость, злость, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов — всё эти темы вбирает в себя ода «Властителям и судьям».
Гневной тирадой рассыпается Державин на несоблюдение этих законов в реальной жизни. В этих строчках стихотворения раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.
Но по словам писателя, неизбежно наказание властителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина, по отношению к людям стоящим у власти, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.
В последних строчках оды, писатель проявляет свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из которой, можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.
Главная тема, которую поднимает в своем стихотворении «Властителям и судьям» Гавриил Державин остаётся значимой и по наши дни. «Лукавые» правители, чьи поступки наполнены злостью, несправедливостью и пороками во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но по словам писателя, обязательно настанет день, когда справедливость восторжествует и победит зло.
Анализ стихотворения Властителям и судиям по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Ахматовой Муза
Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы.
- Анализ стихотворения Листопад Бунина
Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с авторскими философскими размышлениями о жизненном человеческом смысле.
- Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние
Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть
- Анализ стихотворения Блока Незнакомка
Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта
- Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова
Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства
«Властителям и судиям» Гавриил Державин
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Анализ стихотворения Державина «Властителям и судиям»
Со второй половины 18 века русская поэзия перестала быть салонным и кулуарным явлением, постепенно оказывая на жизнь общества все больше и больше влияния. Красивые стихи, написанные «высоким штилем», уступили место обличительным произведениям, на которых впоследствии выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, который не побоялся публично обличить тех, кто злоупотребляет своей властью, стал Гавриил Державин. Именно ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 году.
К этому моменту автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественном и политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принести ему широкую известность сперва в салонах, а позже и во дворце императрицы. На волне заигрывания с французскими республиканцами императрица Екатерина-II поощряла смелые высказывания и среди своих подданных. Именно по этой причине она достаточно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором присутствуют достаточно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.
Тех, кто вершит человеческие судьбы, поэт называет богами на земле и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не причисляет себя к высшему существу, однако отваживается говорить от имени Всевышнего, указывая своим соотечественникам на недопустимость тех поступков, которые он совершают. «Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых?», — вопрошает поэт.
В первой части стихотворения автор повествует о том, чем именно заключается долг тех, кто находится у власти. Эти люди, по мнению Державина, должны «сохранять законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать от бед невинных» и защищать слабых перед сильными. Кроме этого, поэт озвучивает мысль, что необходимо «исторгнуть бедных из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое высказывание даже во времена правления Екатерины-II считалось проявлением вольнодумства, однако императрица, благоволившая Державину, закрыла на подобную дерзость глаза.
Вторая часть стихотворения носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внемлют доводам рассудка и давно уже живут не по божьим заповедям, а по мирским законам. «Злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса», — с горечью констатирует поэт. Обращаясь к русским царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками на земле. Однако автор убежден, что «и вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет!». В финале поэт призывает Всевышнего спуститься на грешную землю, чтобы вершить суд над людьми. «Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!», — восклицает Державин, справедливо полагая, что без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.
Суверенитет | Определение, характеристики, типы, история и факты
Жан Боден
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Томас Гоббс Жан Боден Гарольд Джозеф Ласки
- Похожие темы:
- национальное государство состояние капитуляция теория доминиона
Просмотреть весь связанный контент →
суверенитет , в политической теории, высший надзиратель или власть в процессе принятия государственных решений и в поддержании порядка. Концепция суверенитета — одна из самых противоречивых идей в политической науке и международном праве — тесно связана с трудными концепциями государства и правительства, независимости и демократии. Произведенный от латинского superanus до французского souveraineté , этот термин первоначально понимался как эквивалент высшей власти. Однако его применение на практике часто отклонялось от этого традиционного значения.
Во Франции XVI века Жан Боден (1530–1596) использовал новую концепцию суверенитета, чтобы укрепить власть французского короля над мятежными феодалами, способствуя переходу от феодализма к национализму. Мыслитель, который больше всего сделал для придания этому термину его современного значения, был английский философ Томас Гоббс (1588–1679), который утверждал, что в каждом истинном состоянии какое-то лицо или группа лиц должны иметь окончательную и абсолютную власть провозглашать закон. ; разделить эту власть, считал он, означало по существу разрушить единство государства. Теории английского философа Джона Локка (1632–1704) и французского философа Жан-Жака Руссо (1712–1778) о том, что государство основано на формальном или неформальном договоре его граждан, общественном договоре, посредством которого они полномочия правительству, которые могут быть необходимы для общей защиты, — привели к развитию доктрины народного суверенитета, которая нашла свое выражение в американской Декларации независимости в 1776 году. Другой поворот этой концепции был придан заявлением во французской конституции 179 г.1, что «суверенитет един, неделим, неотчуждаем и неотчуждаем; он принадлежит нации; ни группа не может присвоить себе суверенитет, ни отдельный человек не может присвоить его себе». Таким образом, идея народного суверенитета, осуществляемого прежде всего народом, соединилась с идеей национального суверенитета, осуществляемого не неорганизованным народом в естественном состоянии, а нацией, воплощенной в организованном государстве. В 19 веке английский юрист Джон Остин (1790–1859) развил эту концепцию, исследуя, кто осуществляет суверенитет от имени народа или государства; он пришел к выводу, что суверенитет принадлежит национальному парламенту. Он утверждал, что парламент является высшим органом, который принимает законы, обязательные для всех остальных, но сам не связан законами и может изменять эти законы по своему желанию. Это описание, однако, соответствовало только определенной системе правления, такой как та, которая господствовала в Великобритании в 19 веке. век.
Представление Остина о законодательном суверенитете не совсем соответствовало американской ситуации. Конституция Соединенных Штатов, основной закон федерального союза, не наделяла национальный законодательный орган верховной властью, но налагала на него важные ограничения. Дальнейшее осложнение было добавлено, когда Верховный суд Соединенных Штатов успешно отстаивал в Marbury v. Madison (1803) свое право объявлять законы неконституционными посредством процедуры, называемой судебным пересмотром. Хотя это развитие не привело к судебному суверенитету, оно, казалось, наделило суверенной властью сам основополагающий документ, Конституцию. Эта система конституционного суверенитета усложнялась тем фактом, что право предлагать изменения в Конституции и утверждать их было предоставлено не только Конгрессу, но также штатам и специальным конвенциям, созванным для этой цели. Таким образом, можно утверждать, что суверенитет продолжал принадлежать штатам или народу, который сохранил за собой все полномочия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам или прямо запрещенные Конституцией штатам или народу (Десятая поправка). Следовательно, заявления защитников прав штатов о том, что штаты продолжают оставаться суверенными, подкреплялись трудностью поиска единственного носителя суверенитета в сложной федеральной структуре; и концепция двойного суверенитета как союза, так и составных частей нашла теоретическую основу. Даже если принять конкурирующую теорию народного суверенитета — теорию, согласно которой суверенитет принадлежит народу Соединенных Штатов, — все равно можно утверждать, что этот суверенитет не обязательно должен осуществляться от имени народа исключительно национальным правительством, но может быть разделены по функциональному признаку между федеральными и государственными органами власти.
Еще одна атака изнутри на доктрину государственного суверенитета была предпринята в ХХ веке теми политологами (например, Леоном Дюги, Хьюго Краббе и Гарольдом Дж. Ласки), которые разработали теорию плюралистического суверенитета (плюрализма), осуществляемого различными политические, экономические, социальные и религиозные группы, которые доминируют в правительстве каждого штата. Согласно этой доктрине, суверенитет в каждом обществе не находится в каком-либо конкретном месте, а постоянно переходит от одной группы (или союза групп) к другой. Плюралистическая теория далее утверждала, что государство является лишь одним из многих примеров социальной солидарности и не обладает особой властью по сравнению с другими компонентами общества.
Судьи: Введение – Судьи 1:1–3:6 – Искупленный разум
Дэвид У. Джонс
Прочтите отрывок: Судей 1:1-3:6
Авторство и дата. Книга Судей технически анонимна, хотя иудейская традиция считает, что эту книгу написал пророк Самуил. Если это так, разумно предположить, что это было записано в первые дни монархии Саула, которая началась примерно в 1043 г. до н.э. Термин «судьи» относится к группе лидеров, которых Бог дал Израилю между смертью Иисуса Навина и установлением монархии. Интересно, что эти судьи в первую очередь не были законными представителями, а скорее военачальниками. Обратите внимание, что слово «судьи» также может быть переведено как «правители». Книга Судей охватывает примерно 350 лет истории, примерно с 1385 по 1050 год до н. э., и упоминает 12 разных судей, а также правителя-узурпатора Авимелеха, которого некоторые считают судьей (ср. Суд. 8:33–9).:57). Обратите внимание, что Илий и Самуил также были судьями Израиля (ср. 1 Цар. 4:18; 7:15), хотя они жили ближе к концу периода времени, охватываемого этой книгой.
Цель и тема. Предыдущая книга Иисуса Навина во многом является обнадеживающей историей триумфа, когда Бог исполняет определенные аспекты Авраамова завета, а Израиль населяет землю обетованную. Напротив, настоящая книга Судей представляет собой удручающее повествование о непослушании Израиля, упадке веры и военных поражениях. Действительно, в этой книге записано семь основных циклов отступничества Израиля. Каждый цикл содержит схожие элементы: (1) отступничество и идолопоклонство народа, (2) наказание, военное поражение и подчинение, (3) мольбы об избавлении и (4) Бог воздвигает судью, чтобы избавить Свой народ. Положительно то, что книга Судей демонстрирует терпение Бога и указывает на нужду людей в Мессии. В то время как грех является конечной причиной проблем Израиля в этом повествовании, конкретные проступки, определенные в этой книге как причины отступничества, включают: неспособность изгнать хананеев с земли, всеобщее идолопоклонство, смешанные браки с язычниками и всеобщую анархию после смерти данный судья. Обобщающим стихом для всего этого повествования является последний стих в книге Судей: «В те дни не было царя в Израиле; каждый делал то, что было правильным в его глазах» (21:25).
Структура и план: Книга Судей в целом имеет хронологическую структуру, хотя автор в основном фокусируется на грехах людей и выходках судей. В этом смысле эта книга сродни исторической биографии. В повествовании есть промежутки времени, в которых дается мало подробностей, и также возможно, что некоторые из судей пересекались в своих соответствующих правлениях, поскольку они служили в разных географических точках в стране Израиль. Книгу Судей можно обрисовать следующим образом:
- Введение и резюме (1:1–3:6)
- Грех и избавление (3:7–16:31)
- Идолопоклонство и анархия (17:1–21:25)
Завоевание Ханаана (1:1–36)
Суд. 1:1–3:6 в значительной степени резюмирует, а иногда и расширяет более раннюю информацию, которая была дана в книге Иисуса Навина. Например, повествование о семье Халева, владеющей землей в Суд. 1:12–15 ранее было дано Джошу. 15:15–19. Кажется, есть несколько причин для повторения материала в Книге Судей. Во-первых, переформулировка более ранней информации позволяет читать книгу Судей отдельно, что, вероятно, произошло в ее первоначальной обстановке. Во-вторых, весь материал, повторяющийся в этой книге, подчеркивает общую тему, которая встречается во всей Книге Судей, а именно неспособность народа изгнать хананеев с земли, а также их согласие на меньшее, чем то, чем был Бог. в состоянии обеспечить. Обратите внимание, что у Judg. 1:1 Бог указывает, что Иудея будет первым коленом, которое полностью овладеет своей землей. Это потому, что Иуда был коленом, избранным Богом, чтобы возглавить Израиль (ср. Быт. 49).:8–12), а позже станет коленом как Давида, так и Иисуса.
Неповиновение Богу (2:1–23)
Суд. 2:1–6 — это рассказ о событии, которое произошло перед смертью Иисуса Навина. В этом отрывке Бог противостоял Израилю за их неподчинение Ему, заключив завет с хананеями и не изгнав этих язычников с земли, которую Бог обещал Своему народу. В качестве наказания за этот грех Бог объявил, что накажет израильтян, не помогая им изгнать этих хананеев из Земли Обетованной. Другими словами, Бог осудил людей, просто позволив им пожинать дурные плоды с их собственных греховных семян, которые они решили посеять. Судья 2:7–10 повторяет смерть Иисуса Навина, рассказанную у Джоша. 24:29–31. Судья 2:11–23 является своего рода прологом ко всей книге, поскольку в этих стихах Бог резюмировал повторяющийся образец непослушания (ср. Суд. 2:11–15), назначение судьи (ср. Суд. 2). :16–18) и отступничество после смерти судьи (ср. Суд. 2:19–23), которое циклически повторяется на протяжении всей книги.
Остальные нации (3:1–6)
At Judg. 2:22, Бог объявил, что одна из причин, по которой Он не поможет израильтянам изгнать хананеев, заключается в том, «чтобы через них Я испытал Израиль, будут ли они хранить пути Господни, ходить по ним, как хранили их отцы их, или нет.» Здесь в Суд. 3:1–6 Бог дважды упоминает об этой же цели испытания израильтян через Свое решение оставить хананеев в земле (ср. Суд. 3:1, 4). Кроме того, Бог открыл вторую причину, по которой Он не изгнал сразу всех хананеев, то есть это было «для того, чтобы роды сынов Израилевых научились войне» (Суд. 3:2). Обратите внимание на более позднее заявление Давида: «Слава Господу, скале моей. Он обучает мои руки войне и дает моим пальцам умение сражаться» (Пс. 143:1). Однако, к сожалению, израильтяне не выдержали этого испытания, так как вместо того, чтобы идти войной на хананеев, чтобы очистить землю, они начали вступать в брак с язычниками.