Краткое содержание текста левша: «Левша» очень краткое содержание рассказа Лескова

Краткое содержание «Левша» Лесков — LibAid.Ru

Краткое содержание «Левша» Лесков

Ездит по Европе в сопровождении донского казака Платова император Александр Павлович. Прельщают его иностранцы разными своими чудесами. А Платов государю все говорит, что и у нас не хуже, мол, есть.

Англичане повезли гостей в кунсткамеру — собрание редкостей: «В самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под Балдахином стоит Аболон полведерский».

Правильно, конечно, не «бюстры», а «бюсты». И Аболон полведерский — это Аполлон Бельведерский, знаменитая статуя.

Лесков стилизует сказовую фольклорную манеру с ее своеобразной народной этимологией и конструированием новых слов, придающих рассказу иронический оттенок.

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские… а для конницы смолевые непромокабли».

Похвастались англичане необычайной пистолью. Только Платов раскрутил ее, и внутри оказалась надпись, что сделана эта пистолья русским мастером в городе Туле.

Поехали и на другой день император с казаком английские чудеса смотреть — в «двухсестной» (двухместной) карете.

Преподнесли англичане государю крошечную «нимфозорию», что «из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: и она тут же начнет дансе танцевать».

И в самом деле: блоха подпрыгнула, сделала «две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала».

Александр Павлович велел за блоху отдать миллион серебром да еще пять тысяч за бриллиантовый футляр в виде ореха. Английских же мастеров признал первыми на всем свете. Мол, русские «супротив вас сделать ничего не могут».

Платов очень тем словам огорчился, однако против ничего не сказал. «Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, — говорит, — принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли ».

В дороге царь все хвалил английские порядки, так что «Платов остался с обидою и лег дома на досадную укушетку, да так все и лежал да покуривал Жуков табак без перестачи ».

Через некоторое время Александр Павлович скончался в Таганроге. Английская диковина со всеми иными драгоценностями досталась в наследство новому государю Николаю Павловичу.

Донской казак Платов про эту «нимфозорию» все новому правителю рассказал.

И договорились они промеж собой отвезти блоху тульским мастерам, чтобы они придумали, как англичан превзойти.

Платов завез блоху в Тулу и уехал на Дон, договорившись через две недели вернуться принимать работу.

Три оружейника, один из них — «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны, попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города».

Пошли они к городу Мценску, где была высеченная из камня чудотворная икона святого Николая. Помолились, попросили совета и помощи, вернулись домой ночью, «ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать».

Любопытный народ не знал, что там происходит за ставнями закрытыми, — только молоточки по металлу потюкивали.

. Вот Платов возвращается с Дону в сопровождении двух «свистовых» (вестовых) казаков. В нетерпении посылает казаков к мастеровым, а те не открывают — не закончили еще работу.

Тогда казаки взяли бревно и крышу им своротили с домишки.

«…Крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть».

Тут как раз последний гвоздик был заколочен — и мастеровые поспешили вслед за казаками.

Платов открыл шкатулку с блохой — и никаких изменений не заметил. Стал донской атаман бранить мастеровых. Они обиделись и сказали, что секрета своей работы не откроют. Пусть везет шкатулку к государю — тот разберется. Платов пуще прежнего разъярился и взял с собой в Петербург левшу.

«Как же вы его от нас без тугамента (документа) увозите»? —попробовали было заступиться товарищи.

Однако Платов вместо ответа показал им свой страшный кулак: «Вот вам тугамент!»

В Петербурге левшу бросили в каземат. Однако Николай Павлович ничего не забывал, призвал он к себе казака. Тот сказал, что, вроде, туляки не смогли ничего сделать. Хотя и врут, что работа была.

— Подавай сюда, — велел царь. — Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано.

Государь «веры своей в русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей:

— У тебя на руках персты тонкие — возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой нимфозории брюшную машинку».

Александра Николаевна завела блоху, однако та уже никаких «ве-рояций» делать не могла.

Платов в гневе притащил левшу и стал его трепать за волосы. Мастеровой попросил посмотреть на блоху в самый сильный мелкоскоп.

Царь на блоху посмотрел сквозь самое сильное увеличительное стекло и вызвал к себе левшу.

Тот «идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

«Что же такое? — думает. — Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».

Левша показал императору, как блоху расположить под микроскопом — смотреть отдельно на ножки и на пяточки.

«Государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Все окружающие увидели в микроскоп подковки на пяточках блохи.

Левша рассказал, что если бы был мелкоскоп, увеличивающий еще больше, то можно было бы увидеть, что на каждой «подковинке масте-рово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

Страницы: 1 2 3

Левша | СПАДИЛО

Автор: Лесков Н.С. | Дата публикации: 1881 | Форма произведения: повесть | Жанр: легенда | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Экранизация: мультфильм (СССР, 1964 год, реж. Иван Иванов-Вано) | Темы: власть, дружба, жизнь и смерть, культурное наследие, милосердие и жестокость, образование и воспитание, патриотизм, религия и бог, самопожертвование, свобода, смысл жизни

Главные герои: Александр I (император), Николай I (император), Платов (казак, генерал), Левша (тульский мастер)

Второстепенные персонажи:

мастера из Тулы


«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»» – известное произведение Н. С. Лескова про талантливого тульского мастера по прозвищу Левша, который с тремя помощниками превзошел английских мастеров тем, что подковал их механическую блоху, которая умела «дансе танцевать».

Жанр: повесть/сказ Дата написания: 1881 Дата первой публикации: 1881, журнал «Русь».

История создания

«Сказ о тульском Левше и о стальной блохе» Н. С. Лесков написал в 1881 году и сразу опубликовал своё произведение в журнале «Русь». Позже автор включил его в сборник «Праведники». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. По словам Николая Семёновича, легенда о блохе и подковавшем её мастере была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке. Однако позднее Лесков отказался от публикации предисловия и заявил, что его сказ – литературный вымысел. Историк С. А. Зыбнин в 1905 году предположил, что прототипом Левши мог оказаться тульский оружейник Алексей Михайлович Сурнин. Филолог Б. Я. Бухштаб разглядел в Левше умельца Илью Юницына, мастера по изготовлению микроскопических механизмов.

Жанр и направление

Жанровая принадлежность «Левши» до сих пор вызывает споры среди литературоведов. Одни исследователи считают, что произведение обладает типичными чертами повести. Об этом говорят следующие детали: обилие героев и исторических личностей, изображение нескольких эпизодов из их жизни. Другие уверены, что «Левша» – это сказ. Сам же Николай Лесков определял своё произведение как сказ. Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам литературы. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, весёлой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

В данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  1. Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям глубокой старины.
  2. Образ Левши приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу.
  3. Писатель сталкивает городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Художественные и языковые особенности

Особенность произведения заключается в уникальном языке. Чтобы оживить речь тульского мастера, Лесков вводит в повествование просторечия и устойчивые обороты: «откудова», «пустяковина», «как снег на голову».

Автор намеренно искажает заимствованные и специальные слова. Например, «Египетская керамида» (пирамида), «студинг» (пудинг), «двухсестная» карета двухместная), «мелкоскоп» (микроскоп), «Твердиземное море» (Средиземное море), «долбица умножения» (таблица умножения), «публицейские» (полицейские), «гульвар» (бульвар), «укушетка» (кушетка) и др. Подобные выражения не затрудняют чтение, а создают атмосферу беседы с человеком из народа. Кроме того, таким способом создаётся комичность повествования. Лесков использует следующие литературные приёмы:

  1. Антитеза – на этом приёме построено всё произведение. К примеру, взгляды двух императоров на способности русских мастеров в сравнении с иностранными противоположны, противопоставлены и условия труда, жизни русских и английских рабочих.
  2. Историзм – достоверность событий подчёркивается именами реальных исторических фигур (Александр I, Николай Павлович, генерал Платов и др.).
  3. Фольклорные сказочные мотивы: блоха помещается в орех, орех – в табакерку, потом в дорожную шкатулку и др.
  4. Гиперболизация (преувеличение) – подчёркивает талант и искусность русского народа (работали много дней, не выходя из дома; подковали блоху и т.д.).

Главные герои

Левша – косой, неуклюжий тульский оружейный мастер, имя которого неизвестно. Безмерно любит отечество, православный христианин. Не соглашается променять родину на благополучие и комфорт в Англии.

Платов Матвей Иванович – генерал, приближенный царя, атаман казачьего войска. Скептически относится к заграничным чудесам. Патриот, на чужбине скучает по родному хозяйству. Верит в русских людей.

Император Александр I – равняется на европейские страны и страдает от недоразвитости русского государства.

Император Николай Павлович – даёт задание усовершенствовать английскую блоху. Верит, что русский народ может сделать что-то лучше всех. Не любит ни в чём уступать иностранцам.

Тульские мастера– надежда нации, прекрасные ружейники. Люди православные, полны церковного благочестия.

Конфликт

В произведении несколько конфликтов. Первый раскрывается в борьбе-состязании между Россией и Англией в мастерстве. Кажется, что весь рассказ направлен на то, чтобы доказать превосходство русских умельцев. Тульские мастера совершили чудо: без микроскопа подковали механическую блоху. Однако блоха утратила свои первоначальные свойства: перестала танцевать.

Второй более глубокий конфликт выражается в неумении и нежелании власти заботиться о талантливых людях своей страны. Одарённый от природы и трудолюбивый Левша очень беден и не образован. Параллельно автор говорит о благополучной жизни английских работников. В финале повествования Левша приезжает из Англии в Санкт-Петербург, у него отбирают все подарки и требуют документы. Левши умирает на полу в больнице для бедняков. Никто не позаботился о мастере, отстоявшем честь страны. По мнению Лескова, именно равнодушие и потребительское отношение правительства к народу порождает отставание России от других европейских держав.

Композиция

Читатель знакомится с главными героями постепенно, в течение первых глав. Сюжет разворачивается линейно. Композиционно «Левша» делится на четыре части:

  1. первая излагает историю появления блохи в России;
  2. вторая описывает, как английскую блоху подковали тульские мастера;
  3. третья посвящена путешествию Левши в Англию и его возвращению;
  4. четвёртая рассказывает о  бесславном конце великого мастера.

Все эти сюжетные линии перекликаются, и основная перекличка развивается по линии «Россия – Европа». Ключевой композиционный приём – противопоставление (разница в отношении к мастеру, его труду, оружию, техническому прогрессу). Действие произведения связано с историческими событиями, реальными людьми и географическими названиями. Есть упоминание о Венском конгрессе, после которого Александр I решил в европейских государствах «чудес посмотреть», повествуется о кончине царя в Таганроге в 1825 году, рассказывается о правлении Николая I, не признававшего превосходство иностранных мастеров и стремившегося доказать с помощью народных умельцев высокий уровень мастерства русских.

Темы и проблемы

  1. Тема талантливых русских ремесленников. Левша смог сделать маленькие гвоздики, чтобы прибить подковы металлической блохе. Тульские оружейники – труженики, не умеющие отдыхать. Они создают не только удивительные изделия, но и неповторимый национальный код, который передается из поколения в поколение.
  2. Тема патриотизма. Левша умирает на холодном полу в больничном коридоре, но при этом думает об отчизне. Последние мысли перед смертью: сообщить государю, что ружья чистить кирпичом нельзя, потому что они станут непригодными. Однако до государя слова мастера не доходят из-за пренебрежения царских чиновников к народу и к отечеству.
  3. Социальная несправедливость в России. Автор размышляет о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Писателя волнует проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.
  4. Проблема любви к родным местам, к родной природе. Родная земля дорога человеку. Воспоминания о ней пленяют душу и дают энергию для создания чего-то прекрасного. Многих, как и Левшу, тянет к отчизне, так как никакие блага не смогут заменить родительскую любовь, отчий дом и искренность верных товарищей.
  5. Проблема отношения талантливых людей к труду. Мастера одержимы поиском новых идей. Это труженики, фанатично увлечённые своим делом. Многие из них «сгорают» на работе, так как не думают о себе.

Основная мысль

Левша – символ талантливости русского народа. Герой Лескова наделён трудолюбием, скромностью, честностью, любовью к родине. Он до последней капли отдаёт себя отечеству, ничего не требует взамен. Многие государственные деятели этого не ценят, но в памяти народа всегда остаются примеры самоотверженного поведения и бескорыстных поступков тех людей, которые жили не ради себя, а ради славы и благополучия своего Отечества. Смысл их жизни – в процветании Отчизны.

Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако они оказываются незащищенными в собственной стране. Эти скромные люди живут в невыносимых условиях. Они тяжело работают и приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Они часто умирают в бедности и муках. Государство не может развиваться и процветать, если простые труженики не будут получать уважительное отношение от представителей власти, хорошее образование и достойные условия жизни.

Критика

Произведение Н. С. Лескова было воспринято неоднозначно. Одни полагали, что в образе Левши воспеты любовь к Родине, талант и бескорыстие русского человека, думающего даже перед лицом смерти о благе государства. Другие считали образ Левши издевательской насмешкой над простоватостью, грубостью, невежеством и непрактичностью русского народного умельца, растратившего свой талант впустую. Так, рецензент газеты «Новое время» писал, что Лесков изображает русского человека «существом низшего порядка»:

«Гениальный «Левша» (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего своё ничтожество рабочего, который безропотно идёт своей серенькой, неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля: под «куцапые пальцы» казака Платова, или «свалит его в участке на пол», а потом в больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают»…

А. Л. Волынский (1901 г.):

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений – в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней – в постепенно бледнеющих чертах».

В. Шкловский (1927 г.):

«Написана же вся вещь в страшно хвастливом стиле: русские хвалятся своей изобретательностью и кроют англичан, как хотят».

Интересные факты

  1. В России есть два памятника, посвящённых Левше. Один из них расположен в родном городе мастера – Туле. Памятник был установлен в 1989 году, скульптор Бронислав Кривохин.
  2. В 2004 году памятник Левше появился в центре Челябинска, скульптор Игорь Брунеткин.
  3. В России XIX века ружейные каналы чистили перетопленным бараньим или говяжьим салом, в их отсутствии – горячей мыльной водой, раствором золы от костра, в крайнем случае – смоченной слюной тряпкой. Кирпичная пыль использовалась для чистки внешних поверхностей стволов, медных и латунных частей ружья.
  4. Лесков вёл записные книжки  с общим заглавием «Порча слов и речений», где записывал  слова, подслушанные у народа. Многие из этих слов вошли в его «сказ», сделав произведение неповторимым.
  5. Слово «левша» в русском языке стало именем нарицательным, обозначающим даровитого народного умельца, мастера на все руки, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом.
  6. Лев Толстой, бывший большим поклонником творчества Лескова, не оценил «Левшу» по достоинству. Писателю не очень понравились «мудреные словечки» вроде «безабелье». Толстой считал, что «в народе так не говорят».
  7. В 1986 году повесть «Левша» была экранизирована режиссером Сергеем Овчаровым.

Краткое содержание

Путешествие по Европе

Император путешествовал по Европе и не переставал восхищаться заграничными чудесами. Только казак Платов не разделял его восторгов, так как считал, что в России чудеса нисколько не хуже. В конце своего путешествия царь решил посетить Англию.

Английские мастера наперебой хвастались своими достижениями. В результате император пришел к выводу, что Россия безнадежно отстала от Запада в техническом плане. Платов же продолжал настаивать на своем, доказывая англичанам, что русские все равно их обошли.

Иллюстрация художника А. Тюрина

Посещение кунсткамеры произвело на императора еще большее впечатление. Здесь ему показали механическую заводную блоху натуральной величины, которая умела прыгать и танцевать. Заплатив англичанам, царь стал обладателем этого чуда. Поместив блоху в табакерку, он отправился на родину.

Приказ императора

Блоха пролежала в табакерке до самой кончины императора. После его смерти ее владельцем стал новый император. Он долго не мог понять ее назначение, пока во дворец не прибыл Платов. Он привез с собой мелкоскоп и показал царю, как прыгает и танцует блоха. Новый царь решил удивить иностранцев ответным чудом.

Для исполнения государева приказа Платов отправился в Тулу. Там он показал блоху местным мастерам. Задача стояла сделать что-нибудь подобное, чтобы доказать иностранцам, что в России тоже умеют делать чудеса. Мастера попросили Платова оставить им блоху на некоторое время.

Разгадать секрет блохи согласились три мастера. Они поклонились иконе Св. Николая и отправились к Левше. Никто из соседей не мог догадаться, что в течение нескольких дней происходит в  доме Левши. После завершения работы мастера не захотели открывать секрет Платову. Тот был вынужден взять Левшу с собой в Петербург.

Секрет тульских мастеров

Иллюстрация художников Кукрыниксы

Император с дочерью обнаружили, что блоха не работает. Платов разгневался и стал ругать Левшу. Мастер посоветовал рассмотреть блоху при помощи самого сильного мелкоскопа. Однако и теперь никто ничего не заметил. Тогда Левша велел рассмотреть не всю блоху, а только ее ножку. И тут император увидел, что блоха оказалась подкованной. Левша же сообщил, что при большем увеличении можно было бы на каждой подкове увидеть имя мастера. А гвоздики, выкованные им, вообще нет возможности рассмотреть.

Платов извинился перед Левшой. Мастера помыли в бане, подстригли, одели и послали передать блоху в качестве подарка англичанам. В пути Левша не ел, а только пил вино и пел песни. В Англии мастер остаться не согласился, сославшись на родителей и собственную веру, которую считал самой правильной. Его ничто не прельщало в чужой стране. Даже предложение жениться он отверг, неодобрительно отозвавшись о худобе и одежде английских женщин. Побывал мастер и на заводах Англии. Особенно его заинтересовало оружейное производство.

Конец истории о Левше

Вскоре мастер стал тосковать по родине. Сев на корабль, Левша поспорил со шкипером о том, кто больше выпьет. В результате они напились до такого состояния, что им стали мерещиться черти. По прибытии в Петербург Левшу отправили в квартал. Там у него потребовали документы, отобрали подарки и доставили в больницу. На следующий день шкипер нашел Левшу. Мастер пожелал поговорить с императором. Англичанин решил помочь ему и отправился к Платову. Однако тот уже был в отставке и англичанина направили к Скобелеву. К Левше послали доктора, но он уже был при смерти. Единственное, что попросил Левша передать императору, это то, что англичане не чистят ружья кирпичом. Перекрестившись в последний раз, Левша скончался. Доктор передал его слова Чернышеву, однако тот не придал им значения, потому что генералам лучше знать чем чистить ружья.

Лесков Н.С.

👉Анализ “Левша”
👉Анализ “Очарованный странник”

Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.1k

Сводка адресов начала продаж для левшей

от Урсулы К. Ле Гуин

  • Home /
  • Исторический текст /
  • Адрес начального уровня левой руки /
  • Свод
    • Введение
    • Текст
    • Резюме
    • Раздел 1: Обсуждение мужского языка (1-24)
    • Раздел 2: Успех против. Неудача (25-39)
    • Раздел 3: В котором женщины — отчужденные иностранцы (40-44)
    • Раздел 4: Мы должны идти своим путем (45-62)
    • Раздел 5: Ее надежды на выпускников (63 -68)
    • Раздел 6: Заключение (69-74)
    • Основная идея
    • Исторический контекст
    • Хронология
    • Ключевые цифры
    • Темы
    • Котировки
    • Сравните и сопоставьте
    • Тогда и сейчас
    • Анализ
    • Вопросы
    • Глоссарий
    • Лучшее из Интернета
    • Викторины
    • Содержание
    • НАЗАД
    • СЛЕДУЮЩИЙ

    Краткое резюме

    Подготовка

    Начало конца Второй волны феминизма. (Не беспокойтесь: будет продолжение под названием «Третья волна».) Социальные реформы, проведенные во имя равноправия, впечатляют, но этого недостаточно. Поэтому, когда Ле Гуин попросили выступить на церемонии вручения дипломов в известном женском колледже, ей есть что сказать о том, что значит быть женщиной.

    Текст

    Ле Гуин хочет дать понять, что настало время для женщин занять свое место в американском обществе. Им нужно перестать бороться за успех, как это определено в мужском мире, и вместо этого привыкнуть к тому, что значит добиться успеха в качестве женщины в женском мире.

    В определенной степени она выступает за сепаратизм, чтобы создать места, где женщины могут быть женщинами без патриархальных рамок, на которых было построено американское общество, чтобы они могли наконец достичь своего уровня величия.

    К тому же, знаете ли, будущее за женщинами. (Мужчинам было бы очень трудно производить потомство самостоятельно…)

    TL;DR

    Ле Гуин говорит, что женщины правят… так что давайте перестанем позволять мужчинам командовать нами.

      

    • НАЗАД
    • СЛЕДУЮЩИЙ

    Процитировать эту страницу


    Леворукий анализ вступительного адреса

    Этос

    Согласно Аристотелю (вы знаете, тому парню, который придумал всю эту чепуху этос-пафос-логос), этос имеет отношение к тому, воспринимается ли говорящий аудитория как заслуживающая доверия. Несмотря на то, что мы не закончили Миллс-колледж в 1983, мы все еще можем сделать довольно хорошее предположение о внешнем и внутреннем идеале, который Урсула Ле Гуин могла использовать в своей речи.

    Внешний дух связан с характером, знаниями, образованием и опытом говорящего. Например, если бы вы действительно были в этой аудитории, что насчет Ле Гуин заставило бы вас поверить в то, что она говорит? Что она приносит к столу сразу? Что ж, у нее масса рекомендаций, подтверждающих, что она является экспертом в этой конкретной области: а именно, она женщина. Но ей не просто женщина, она успешная женщина: известный автор научно-фантастических романов, карьера которой традиционно была прочно в поле зрения мужчин. Поэтому, когда дело доходит до разговоров о сексизме в обществе и особенно в научных кругах, Ле Гуин, скорее всего, знает кое-что.

    Ее внутренний дух связан с языком и отношением, которое она адаптирует во время своей речи. Хотя у нас нет этого на пленке, мы можем только предположить, что это обращение вошло в историю, потому что она говорила убедительно, авторитетно и без особых колебаний. Но, что более важно, важен ее выбор слов: в комнате (в основном), полной женщин, она предпочитает использовать местоимение «мы», объединяя ее со своей аудиторией и удостоверяясь, что они знают, что их борьба — общая:

    Ну, мы уже иностранцы. Женщины как женщины в значительной степени исключены, чужды самопровозглашенным мужским нормам этого общества, где человеческие существа называются мужчинами, единственный уважаемый бог — мужчина, единственное направление — вверх. Так что это их страна; давайте исследовать наши собственные. (40-42)

    Это в значительной степени подтверждает ее подлинность и опыт в предмете, а также приводит к другой форме риторики, которую Ле Гуин довольно часто использует в своем обращении.

    Пафос

    Пафос — это попытка задействовать эмоции аудитории, и Ле Гуин — мастер этой техники. Вам было бы очень трудно слушать эту речь в комнате, полной женщин, или где угодно, если уж на то пошло, и не чувствовать воодушевления, гнева или даже легкой грусти по поводу положения с правами женщин.

    В 1983 году, когда она произнесла речь, фраза о равной оплате за равный труд только начинала становиться крылатой фразой в феминистском движении. (Как грустно, что мы все еще слышим тот же крик сегодня, десятилетия спустя?) Или, может быть, то, что вы извлекли из этого, связано со страстным призывом создать место для женщин, где их голоса будут слышны на той же частоте, что и мужские, и сами вынуждены «говорить как женщина» на публике. Может быть, вам кажется, что она делает из ничего большое дело и преувеличивает состояние гендерного равенства.

    Как бы вы ни отреагировали на это выступление, мы можем предположить, что вы очень сильно к нему относитесь: и это пафос. Она обращается к корням разочарования, сочувствия и несправедливости, и делает это таким образом, что (большинство из нас) соглашаются с ней.

    Логос

    Несмотря на то, что речь эмоциональна и наполнена метафорическими образами, Ле Гуин также использует довольно логичный подход. По сути, она говорит: «Мужчины до сих пор получали удовольствие (перечисляет причины 1, 2, 3 и т. д.), так что теперь наша очередь. Давайте сделаем все по-своему».

    Ее аргументы имеют смысл, особенно в зале, полном женщин-выпускниц. Когда она говорит о том, что женщины были отодвинуты в «тени» жизни, она перечисляет профессии, исторически принадлежавшие мужчинам:

    Все, что Воин отрицает и отвергает, остается нам и мужчинам, которые разделяют это с нас и поэтому, как и мы, не могут играть в докторов, только в медсестер, не могут быть воинами, только штатскими, не могут быть вождями, только индейцами. (57)

    Люди в зале, вероятно, кивали вместе с ней, когда она излагала свои мысли, и это прямо здесь — логос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *