«Собачье сердце» анализ произведения Булгакова – смысл названия, тема, история создания, жанр рассказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1781.
Обновлено 19 Апреля, 2022
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1781.
Обновлено 19 Апреля, 2022
Известное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. Анализ “Собачьего сердца” по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – повесть написана в 1925 году.
История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.
Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.
Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.
Жанр – социально-философская сатирическая повесть.
Направление – реализм.
История создания
Произведение Булгакова написано в 1925 году. Всего за три месяца родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.
Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую откровенно враждебную к существующему политическому строю книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята.
В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.
После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.
Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.
Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.
Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа Шариковых нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20–30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.
Смысл названия произведения в том, что не у всех людей от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
Композиция
Повесть имеет кольцевую композицию, что можно заметить, следуя за содержанием произведения.
Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик животного.
Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Собачьего сердца», а для основных подготовили отдельные страницы:
- Характеристика Шарикова
- Характеристика Преображенского
- Характеристика Борменталя
Жанр
Жанр “Собачьего сердца” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг анализа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 1781.
А какую оценку поставите вы?
Характеристика Борменталя в повести Собачье сердце кратко, образ доктора с цитатами героя для сочинения в таблице
Одним из ключевых героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» является Иван Арнольдович Борменталь — молодой хирург, ассистент, верный друг и коллега профессора Преображенского. Только благодаря поддержке молодого доктора профессору удается достойно выдержать все испытания, связанные с появлением Шарикова. Характеристика Борменталя позволяет лучше понять главного героя, профессора Преображенского, его внутренний мир, взгляды на политическую и социальную жизнь в России, отношение к глобальным переменам в обществе страны.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткая характеристика
Полное имя — Иван Арнольдович Борменталь.
Возраст — точно не указан, молодой мужчина.
Род занятий — доктор, хирург, ассистент профессора Преображенского.
Семья — отсутствует.
Социальное положение — служащий.
Происхождение — родом из интеллигентной семьи, сын судебного следователя.
Воспитание — получил прекрасное воспитание.
Образование — окончил Московский университет, специализация — медицина.
Внешность — красивый молодой мужчина, худощавый, но физически сильный, с острой бородкой.
Характер — честный, глубоко порядочный, вежливый, умный, справедливый, преданный, ответственный.
Положительные черты — культурный, воспитанный, порядочный, честный, справедливый, умный, деликатный, прекрасно образованный.
Отрицательные черты — эмоциональный, в силу своей молодости — идеалист.
Произведение — «Собачье сердце».
Автор — Михаил Афанасьевич Булгаков.
Цитатная характеристика
Описание образа Борменталя с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Борменталя основан на том, что он является доктором, практикующим хирургом, учеником и ассистентом знаменитого профессора Преображенского.
«Оперировал профессор Ф. Ф. Преображенский. Ассистировал доктор И. А. Борменталь».
Источник: Глава 5
«Подпись: ассистент профессора Ф. Ф. Преображенского доктор Борменталь».
Источник: Глава 5
Полное имя доктора — Иван Арнольдович Борменталь.
«…дорогой Иван Арнольдович…»
Источник: Глава 3
Борменталь — верный помощник и первый ученик выдающегося ученого-экспериментатора Преображенского.
«Борменталь, вы первый ученик моей школы…»
Источник: Глава 8
Борменталь, по признанию строгого и требовательного профессора Преображенского, является способным доктором. Однако ему далеко до всеобщего признания.
«…я вас полюбил как способного врача…»
Источник: Глава 8
«— Потому что вы-то ведь не величина мирового значения?
Источник: Глава 8
— Где уж…»
У Борменталя, с точки зрения социалистической власти, сомнительное происхождение. Его отец служил судебным следователем в Вильно (Вильнюсе) в Литве.
«Нам ведь с вами на «принимая во внимание происхождение» отъехать не придется, невзирая на нашу первую судимость».
Источник: Глава 8
«Ведь у нас нет подходящего происхождения, мой дорогой?
Источник: Глава 8
— Какой там черт… Отец был судебным следователем в Вильно, — горестно ответил Борменталь».
Внешность
Портретная характеристика Борменталя основана на том, что он является красивым молодым мужчиной.
«…оказавшийся теперь в ярком свете очень красивым, молодым…»
Источник: Глава 2
Борменталь — худощавый, но физически крепкий, сильный мужчина.
«…передернул широкими плечами, вежливо ухмыльнулся…»
Источник: Глава 3
«Борменталь сжал сильные худые руки в кулаки…»
Источник: Глава 8
У Борменталя руки с короткими пальцами, которые во время работы становятся удивительно ловкими, гибкими и точными.
«…своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухватился янтарною нитью его там замотать…»
Источник: Глава 4
У доктора приятный голос.
«…спросил приятный мужской голос…»
Источник: Глава 2
Борменталь — брюнет, у него острая бородка по моде тех лет.
«…с черной острой бородкой…»
Источник: Глава 2
У Борменталя прямой, открытый и смелый взгляд.
«Пес здесь больше всего возненавидел тяпнутого и больше всего за его сегодняшние глаза. Обычно смелые и прямые, ныне они бегали во все стороны от песьих глаз…»
Источник: Глава 4
Во время работы доктор надевает медицинскую одежду — халат, перчатки. В остальное время он предпочитает носить классический костюм.
«…он был уже без халата, в приличном черном костюме…»
Источник: Глава 3
Черты характера и поступки
Борменталь высоко ценит возможность принять участие в смелой экспериментальной операции с псом и прикладывает максимум усилий.
«Борменталь, совершенно мокрый от усердия и волнения…»
Источник: Глава 4
«Пот с Борменталя полз потеками, и лицо его стало мясистым и разноцветным».
Источник: Глава 4
Борменталь с большим пиететом относится к своему учителю и наставнику, профессору Преображенскому. Он искренне восхищается его научным гением.
«— Филипп Филиппович, вы — величина мирового значения…»
Источник: Глава 8
«— Ну, хорошо. Без ложной скромности. Я тоже полагаю, что в этом я не самый последний человек в Москве.
Источник: Глава 8
— А я полагаю, что вы — первый не только в Москве, а и в Лондоне и в Оксфорде! — яростно перебил его Борменталь».
Борменталь очень привязан к профессору Преображенскому, который когда-то помог ему в сложной ситуации: помог встать на ноги, реализовать свой потенциал.
«…сидели двое — сам Филипп Филиппович и верный, привязанный к нему Борменталь…»
Источник: Глава 8
«— Филипп Филиппович! — прочувствованно воскликнул он, — я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре. Поверьте, Филипп Филиппович, вы для меня гораздо больше, чем профессор-учитель… Мое безмерное уважение к вам… Позвольте вас поцеловать, дорогой Филипп Филиппович…»
Источник: Глава 8
Ради любимого учителя Борменталь готов пойти на преступление и убить ненавистного Шарикова.
«— Тогда вот что, дорогой учитель, если вы не желаете, я сам на свой риск покормлю его мышьяком. Черт с ним, что папа судебный следователь. Ведь в конце концов, это ваше собственное экспериментальное существо».
Источник: Глава 8
Воспитание
Борменталь — вежливый, прекрасно воспитанный молодой человек.
«Пострадавший от пса вежливо поблагодарил и, краснея, засунул деньги в карман пиджака…»
Источник: Глава 3
У Борменталя медицинское образование, полученное в университете.
«…в присутствии двух людей с университетским образованием…»
Источник: Глава 8
Борменталь говорит по-немецки.
«— Показалось, — молвил Филипп Филиппович и с жаром заговорил по-немецки».
Источник: Глава 8
Характеристика Борменталя другими героями
Профессор Преображенский
Борменталь, по мнению профессора Преображенского, является способным врачом.
«…я вас полюбил как способного врача…»
Источник: Глава 8
Профессор Преображенский высоко ценит личные качества Борменталя и считает его не только своим учеником, но и верным, преданным другом.
«Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня».
Источник: Глава 8
Подробная характеристика Преображенского.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Борменталя вместе!
Биография
Иван Арнольдович Борменталь — молодой мужчина, доктор, практикующий хирург, ассистент и ученик профессора Преображенского.
Иван Арнольдович родом из небогатой интеллигентной семьи. Его отец был судебным следователем. Иван Арнольдович смог поступить в университет, где обучался на медицинском факультете. Медицина стала для него настоящим призванием, и молодой человек отдавал ей все свои силы.
Во время обучения в университете Борменталь испытывал серьёзные финансовые трудности, однако благодаря поддержке профессора Преображенского он смог получить место на кафедре и тем самым решить свои проблемы.
Трудолюбие, талант и большая любовь к медицине не остались незамеченными Преображенским, который сделал Борменталя своим личным ассистентом. Так Иван Арнольдович стал помогать профессору во время операций, которые тот вёл в своей московской квартире.
Борменталь помог профессору Преображенскому провести смелую операцию, вследствие которой из простая собака трансформировалась в человека. Доктор тщательно фиксировал все метаморфозы этого существа, всячески помогал профессору облагородить новоявленного грубияна.
Поняв, что Шариков представляет большую угрозу обществу, Борменталь предложил Преображенскому избавиться от него, но профессор предложил более гуманное решение проблемы. Проведя повторную операцию, профессор и его ассистент вернули Шарикова в его первоначальное состояние.
Образ Борменталя
Образ Ивана Арнольдовича Борменталя — это образ умного, образованного, интеллигентного молодого поколения. Перед нами глубоко порядочный, справедливый, исключительно честный человек, неспособный на подлость или предательство.
Выбрав профессию по призванию сердца, Борменталь смог добиться больших успехов в медицине — даже строгий и требовательный профессор Преображенский признаёт очевидные способности своего помощника. При этом Иван Арнольдович совершенно не зазнаётся — напротив, он весьма скромно оценивает себя, прекрасно понимая, какова пропасть между ним и его гениальным наставником. Доктор очень трудолюбив и готов полностью отдаваться своей работе, оказывая большую помощь профессору в его смелых экспериментах.
Борменталь способен высоко ценить добро. Он благодарен Преображенскому, который в своё время помог ему избавиться от унизительной бедности, устроил на кафедру, а позже взял к себе личным ассистентом. Восхищение талантом профессора и безмерная благодарность за проявленную заботу перерастают в безоговорочную преданность Преображенскому.
По своей натуре Борменталь является спокойным, уравновешенным человеком, но в силу молодости иногда может горячим и несдержанным. При всей своей вежливости и деликатности, он обладает твёрдым характером, который проявляется в ответственный момент. Так, доктор готов пойти против собственных представлений о чести и убить Шарикова, чтобы тем самым помочь Преображенскому исправить ужасную ошибку. Лишь настойчивая просьба профессора не марать руки и совесть заставляют Борменталя отказаться от этого плана. Вместе с наставником он достойно проходит все испытания и тяготы, ни разу не изменяя своим главным принципам: вежливости, порядочности и ответственности.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вывод
В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Борменталь, несмотря на свою второстепенную роль, явно принадлежит к положительным героям произведения. Своими личными качествами молодой доктор вызывает только доброе к себе отношение, он ни разу не заставил усомниться в своей порядочности и благородстве.
Роль героя заключается в том, чтобы максимально полно раскрыть и дополнить образ профессора Преображенского, сделать его более понятным для восприятия. Молодой доктор в опасный момент готов на радикальные средства, а в общении с новым существом Шариковым строг и требователен, в отличие от профессора. В этом заключается главная ценность данного персонажа. Краткая цитатная характеристика Борменталя позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Собачье сердце Глава 1 Сводка и анализ
Сердце Собаки Глава 1 Сводка и анализ | ЛитЧартсВо время метели в дверях правительственной столовой собака воет и сообщает читателю, что умирает. Несколько часов назад повар поймал его, когда он рылся в мусоре, и облил его горячей водой, сильно обварив. Уже почти стемнело, и он думает о еде. Он жалуется, что люди всегда оскорбляют его, хотя обычно он достаточно силен, чтобы уйти. Но кипяток ошпарил его мех, и он остался без защиты от холодной русской ночи. Поэтому собака думает, что либо заболеет пневмонией, либо умрет с голоду. Пес помнит Власа, отличного повара, который когда-то работал у графа Толстого и всегда оставлял запасные кости для бездомных собак. Напротив, советские повара — мошенники, подающие тухлятину доверчивым и беспомощным.
Булгаков открывает роман характерной для него острой сатирой. Он тонко шутит об уникальном способе восприятия мира собаками и относительно простых инстинктах и потребностях. Представляя мир Москвы середины 1920-х годов с точки зрения бездомной собаки, он также высмеивает тенденцию советской литературы превозносить бедность и страдания. И, разыгрывая сцену возле правительственной столовой, Булгаков вводит свою злобную критику советской власти. В старой Российской империи к собаке относились хорошо; при новом якобы эгалитарном Советском Союзе он отвергнут и забыт. Конечно, он заменяет русский народ в целом, который, по мнению Булгакова, пострадал от советской коррупции.
Активный Темы
Революция и регресс
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Социальный класс и иерархия
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Достоинство, верность и уважение
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Связанные цитаты с пояснениями
Собака видит молодую машинистку (Васнецову), которая не может позволить себе есть нигде, кроме казенной столовой. Единственная роскошь в ее жизни — это чулки, которые ей покупает любовник-бизнесмен, и он, вероятно, бросит ее в любой день, не задумываясь. Пес жалеет машинистку, но еще больше жалеет себя. Машинистка подзывает пса и зовет его «Шарик». Но тут сильный порыв ветра задирает ее юбку. Она жалуется на погоду и еду, после чего выбегает в метель. Испытывая сильную боль, пес сдается и решает просто позволить себе умереть. Он думает, что «Шарик» («Мячик») — это имя богатой толстой собаки, а не его.
Бедственное положение молодой машинистки отражает неспособность советского правительства обеспечить трудящихся — тот самый класс, который оно якобы представляет. В то время как правительство обещает равенство, люди могут выжить только благодаря коррупции, подобно тому, как любовник машинистки платит ей за частные услуги. Булгаков также метафорически связывает суровую московскую зиму с суровостью новой, безличной власти, жертвующей качеством во имя равенства. Наконец, есть намек на сатиру в чрезмерной жалости к себе пса Шарика, которую Булгаков сравнивает с чрезмерной (но кажущейся неискренней) заботой Советов о пролетариате.
Активный Темы
Революция и регресс
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Социальный класс и иерархия
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Цитаты по теме with Explanations
Внезапно улицу переходит хорошо одетый мужчина (Филипп). По глазам Филиппа пес может сказать, что он настоящий джентльмен. Он явно слишком хорошо ест, чтобы посещать отвратительную столовую, но ненадолго это делает. Собака выползает из дверного проема к нему, и ветер уносит огромный рекламный щит с надписью «Возможно ли омоложение?» Да, решает пёс: чует в кармане барина колбасу из конины. Пес умоляет об этом, обещая джентльмену свою вечную верность. Мужчина наклоняется и говорит: «Возьми! Шарик, Шарик! Пес говорит, что не против, чтобы его называли Шариком, и поглощает колбасу. Джентльмен гладит собаку и говорит, что он «как раз то, что мне нужно».
Достоинство, доброта и изобилие джентльмена явно контрастируют с суровым, неумолимым пейзажем, который до сих пор доминировал в романе. Филипп олицетворяет утонченность и роскошь русской аристократии по сравнению с бесплодным отчаянием масс. Рекламный щит предвещает его профессию врача, выполняющего омолаживающие процедуры, но также ясно указывает на надежду Шарика обрести новую жизнь благодаря доброте этого джентльмена. Конечно, весь этот символизм — часть булгаковской сатиры: читатели могут сказать, что он имеет в виду что-то зловещее с Шариком, который слишком туп, чтобы заметить, потому что он собака. На самом деле, когда Филипп оперирует Шарика, он не омолаживает и не улучшает его, а превращает в отвратительного и невыносимого гуманоида. Поэтому рекламный щит — еще и иронический знак неудачи эксперимента Филиппа: Булгаков, кажется, считает, что омоложение невозможно. Конечно, омоложение всегда является метафорой революции в этой книге — и пренебрежение Булгакова к русской революции уже очевидно.
Активный Темы
Пес Шарик охотно следует за Филиппом по Пречистенке, целует его ботинок и расчищает ему дорогу по снегу, чтобы выразить свою благодарность. Когда кот чует колбасу и выходит на тротуар, Шарик приходит в ярость от мысли, что ему придется делиться, поэтому сердито рычит на вошедшего.
Шарик превращается в верного компаньона Филиппа, потому что он признает, что он ниже Филиппа, и обязан его благодарности. (Все меняется во второй половине романа, когда Шарик становится человеком и больше не считает Филиппа своим начальником.) И хотя он только что воспользовался щедростью незнакомца, Шарик не заинтересован в том, чтобы делиться своей колбасой с другим животным. Это иронические комментарии к коммунизму и человеческой (и животной) природе. Булгаков предполагает, что люди лучше всего процветают и ладят, когда подчиняются социальной иерархии, и он считает, что большинство людей, особенно массы, на самом деле эгоистичны, даже если они говорят, что верят в равенство.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Активный Темы
Похожие цитаты с Пояснениями
Когда они доходят до дома Филиппа, господин предлагает Шарику еще кусок колбасы. Сначала Шарик боится швейцара дома (Федора), но когда джентльмен приглашает его внутрь, Шарик приходит в восторг и комментирует, что швейцары — злые негодяи, ненавидящие собак. Швейцар сообщает джентльмену Филиппу Филипповичу, что правительство заселяет лишних жильцов во все квартиры, кроме его собственной. Филипп Филиппович ведет Шарика наверх.
Повествование Шарика показывает, как он руководствуется наивными животными инстинктами (что для Булгакова означает, что он представляет низы). Он слепо доверяет кормящей его руке и питает абсурдное предубеждение против швейцаров, потому что не может выйти за пределы своей точки зрения. (Более поздние события в романе опровергают это предубеждение — Федор — один из самых преданных и доброжелательных персонажей книги. ) Примечательно, что многоквартирный дом набирает жителей из-за советской политики перераспределения. Это показывает, как привилегия Филиппа и класс, который он представляет, подвергаются нападкам.
Разблокировать Разблокировать с помощью LitCharts A +
Активный Темы
Краткое содержание «Собачье сердце»
Краткое описание «Собачье сердце» | GradeSaverЛучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
к Михаил Булгаков
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Роман начинается с нытья дворняги в московской подворотне. Собака жалуется на собачью жизнь, а также на отношение людей к бездомным животным. Пес также подробно рассказывает об ожоге на левом боку, сделанном поваром в канцелярской столовой Совнархоза, который облил его кипятком и ошпарил. Бедная машинистка, страдающая от плохого питания и холода, на ходу зовет пса Шариком (буквально «маленький мячик»; распространенная в России кличка собаки). Позже джентльмен делится с Шариком кусочком колбасы, и после такого сердечного жеста Шарик соглашается следовать за мужчиной. Выясняется, что этим человеком является важный профессор Филипп Филиппович Преображенский, и они вдвоем прибывают на квартиру профессора. Поначалу это место напоминает Шарику больницу с темными коридорами и ярким светом. Шарик пытается сбежать, но его подавляют профессор и его помощник (позже выяснилось, что это доктор Иван Арнольдович Борменталь), которые нокаутируют его и лечат его раны.
Когда Шарик приходит в себя, доктор осматривает разных пациентов, прежде чем его посещает домком. Домовой комитет, возглавляемый человеком по имени Швондер, пытается встряхнуть профессора Преображенского и заставить его отказаться от части своей обширной квартиры (в частности, от столовой). В ответ профессор Преображенский звонит председателю домкома и требует от Швондера и компании уйти в отставку. Они уходят со стыдом, и весь этот эпизод вызывает у Шарика симпатию к профессору, которого Шарик считает могущественной, почти божественной авторитетной фигурой.
Шарик вживается в жизнь профессора Преображенского и балуется большим разнообразием изысканных блюд. Он подслушивает, как профессор Преображенский обедает с доктором Борменталем, и обсуждает его буржуазные, антисоциалистические симпатии. Он также знакомится с Зиной, горничной, которая водит его на прогулки, а также с Дарьей Петровной, домашней кухаркой. Однако однажды во вторник все это меняется, когда доктор Борменталь звонит и сообщает, что приобрел товары у человека, который недавно умер. Затем в квартире начинается суматоха, идет подготовка к какому-то важному событию. В центре этого, как вскоре понимает Шарик, находится он сам. Его снова нокаутируют доктор Борменталь и профессор Преображенский, которые затем оперируют его. Затем в гротескных подробностях рассказывается сама процедура, при которой гипофиз и яички пересаживаются от недавно умершего человека в тело Шарика. Он переживает процедуру, но с трудом.
В истории болезни профессора Преображенского и доктора Борменталя нам затем рассказывается, как Шарик не только выжил после операции (сама по себе предназначалась для проверки омолаживающего потенциала трансплантатов), но и как он начал полностью превращаться в человека будучи после процедуры. Он научился носить одежду, разговаривать (хотя и грубо) и другими способами вести себя как человек. Нам также сообщают о человеке, чьи органы сейчас находятся внутри Шарика, — бедном преступнике-большевике по имени Клим Григорьевич Чугункин.
Со временем Шарик начинает разными способами действовать на нервы профессору Преображенскому. Прежде всего, это его старые собачьи привычки, из-за которых он ломает кран профессора Преображенского и затапливает квартиру в часы работы профессора. Во-вторых, тот факт, что Шариков идейно большевик, вызывающий проф. Преображенского за его декадентство и сближающийся со Швондером из жилищкома. Именно Швондер, например, официально регистрирует Шарика как некоего Полиграфа Полиграфовича Шарикова, снабжает его большевистскими англоязычными чтениями и, в конце концов, заставляет его работать зоозащитником, хотя тот, кто душит кошек и превращает их мех в беличьи шубки для рабочий класс. В-третьих, это пьянство и дурной характер Шарика, из-за чего он приводит в квартиру профессора странных персонажей и даже пытается изнасиловать Дарью и Зину. Наконец, последняя капля выпадает, когда Шарик приводит домой хрупкую женщину — весьма вероятно, что это та самая машинистка, которая прошла мимо Шарика в начале романа, — на которой он намеревается жениться и зарегистрироваться. Профессор Преображенский говорит этой женщине правду и прогоняет ее, что приводит к тому, что Шарик принимает ответные меры, устно угрожая профессору Преображенскому револьвером и сообщая властям о его декадентских, меньшевистских поступках.
Чего, однако, Шарик не знает, так это того, что профессор Преображенский дружит с высокопоставленным чиновником советской власти. Этот друг профессора Преображенского приходит на квартиру и рассказывает профессору о показаниях Шарика против него, подписанных Швондером. Позже в тот же день, когда Шарик возвращается с работы, профессор Преображенский противостоит Шарику и говорит ему, чтобы он убирался из квартиры. Это заставляет Шарика щелкнуть и вытащить револьвер, угрожая профессору и доктору Борменталю. Однако эти двое вступают в бой и побеждают Шарика в комнате для осмотра.
Слух об этой стычке, увиденный с улиц и услышанный из близлежащих квартир, распространяется в следующие несколько дней. Однако через десять дней после борьбы в эпилоге текста Швондер появляется с некоторыми авторитетами на квартире профессора Преображенского. Они ищут Шарика и подозревают, что он был убит профессором и его сотрудниками. Однако профессор Преображенский опровергает их утверждения, показывая им Шарика, теперь вернувшегося в собачью форму (подразумевается, что они изменили первоначальную процедуру после боя). Так как никто не спорит, что Шарик на самом деле собака, а не человек, да еще и живой, то никакого преступления на профессора не возьмешь. Швондер и компания уходят расстроенными и смущенными. Затем роман завершается повествованием Шарика, вернувшегося к своей былой невинности и собачьему удивлению. Он наблюдает, как профессор Преображенский лечит несколько сохранившихся мозгов в своей экзаменационной комнате, и думает о том, как ему повезло, что он попал к такому могущественному и успешному мастеру.