Краткое содержание сказка о мертвой царевне и семи богатырях пушкина: Сказки Пушкина для детей — читать бесплатно онлайн

Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Пушкин Александр Сергеевич

Название: “Сказка о мертвой царевне”

Жанр: литературная сказка в стихах

Тема произведения: волшебство

Число страниц: 22

Подборку иллюстраций к сказке разных художников можно найти здесь

Главные герои и их характеристика

Царевна. Молодая и очень красивая. Добрая и отзывчивая. Ее все любят и не могут причинить зло. Не чурается простой работы, не кичится своим происхождением. Очень простая в обхождении и доброго нрава.

Царица. Злая мачеха. Безжалостная и завистливая. Пойдет на все, лишь бы погубить красивую падчерицу. Хочет быть самой красивой в мире. Самовлюбленная.

Елисей. Королевич. Верный друг и возлюбленный царевны. Ищет ее по всему свету, находит и спасает от смерти.

Семь богатырей. Надежные, могучие витязи, которые защищают родную страну. Любят царевну, но относятся к ней как к сестре.

Чернавка. Служанка царицы. Колдунья. Сперва пожалела царевну, потом все-таки отравила ее. Противоречивый персонаж.

Царь. Персонаж скорее второстепенный. Мало что может. Просто есть.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о том, как злая мачеха Царица пыталась погубить красавицу-падчерицу. Однако, царевна нашла себе верных друзей, а ее нашел жених.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание
  • После смерти своей супруги, царь женится на другой, а та оказывается злой и самовлюбленной, гордой и надменной.
  • Новая царица узнает от зеркала, что молодая царевна красивее ее и велит ее погубить.
  • Чернавка отпускает царевну, и та находит спасение в доме семи богатырей.
  • Мачеха узнает об этом и все-таки убивает царевну отравленным яблоком.
  • Королевич Елисей повсюду ищет свою любимую и находит ее в гробу.
  • Царевна оживает, выходит замуж за Елисея, а мачеха умирает от тоски.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, как королевич Елисей спрашивал солнце, месяц и ветер о своей любимой. Солнце ничем не могло ему помочь, Месяц  тоже не знал о судьбе царевны. И только ветер, который гонял стаи туч и волновал море, знал, где найти царевну.

План произведения для пересказа
  • Смерть старой царицы.
  • Красивая, но злая мачеха.
  • Волшебное зеркало.
  • Поручение Чернавке.
  • Жалость Чернавки.
  • Царевна у богатырей.
  • Отравленное яблоко.
  • Хрустальный гроб.
  • Поиски Елисея.
  • Разбитый гроб.
  • Свадьба.

Главная мысль

Доброта и отзывчивость притягивают к человеку людей, а зависть и гордыня — отвращают от него.

Чему учит эта книга

Сказка учит быть добрыми, хорошо относиться к другим людям, не считать себя лучше других. Учит верности и любви, учит настойчивости. Учит не верить незнакомым людям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта замечательная сказка Пушкина. Она написана очень красивым языком, стихами, читается легко и обладает увлекательным сюжетом. Мне очень понравилась главная героиня сказки — молодая царевна. Она была хорошим товарищем, добрым и отзывчивым, поэтому ее все любили и во всем помогали.

Новые слова и выражения

Прекословить — возражать.

Рогатка — старинное орудие наказания, пытки, ошейник.

Ломливая — упрямая, самовольная.

Перст — палец.

Полати — лавки в доме, кровать.

Чернавка — служанка, прислужница.

Пословицы к произведению

Завистливый сохнет по чужому счастью.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Добрая слава злому ненавистна.

Делай добро и жди добра.

Для милого дружка семь верст не околица.

Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь

Краткий пересказ сказки о мертвой. «сказка о мертвой царевне»

В статье вы прочитаете краткое содержание известной сказки Пушкина « О мертвой царевне и 7 богатырях». Кстати, сюжет очень похож на популярную зарубежную сказку «Белоснежка и семь гномов». Только гномы заменены на богатырей и молодая царевна умирает после 1-й же попытки отравления.

Нижеприведенный текст подходит для использования в читательском дневнике. Если хотите, можете его немного подсократить.

Царь простился со своей супругой, и отправился в поход. Государыня очень скучает по мужу. День и ночь она проводит у окна. В самый сочельник у царицы рождается дочь, а утром возвращается и муж. Верная супруга лишь на него взглянула и умерла. Долго царь переживал гибель горячо любимой жены, сильно горевал, только дочь была отрадой — он не мог нарадоваться на нее. Прошел год, и царственный вдовец женился во второй раз.

Новоиспеченная царица отличалась сварливым характером и эгоизмом. Она была красива, но очень жестока. У нее имелось чудесное зеркальце, которое умело изъясняться человеческим языком. Царица не выпускала его из рук, постоянно спрашивая о своей исключительной красоте. Зеркальце всегда подтверждало слова хозяйки, говоря ей, что она самая красивая во всем мире, «на всем белом свете».

Дочь царя тем временем взрослела, хорошела, и вскоре превратилась в очаровательную девушку. У царевны был кроткий характер и ее все любили. Особенно ее боготворил жених, юноша королевских кровей, Елисей.

Однажды злая царица задала свой извечный вопрос зеркалу о своей красоте. Ответ ей не понравился, оказывается, теперь титул самой красивой принадлежит не ей, а падчерице. Государыня разгневалась. Она велела служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву. Мачеха возжелала, чтобы падчерицу съели волки. Прислужница пожалела царевну, она просто отвела ее в лес, оставив там. А вернувшись, сказала барыне, что приказание исполнено.

Молодая царевна долго блуждала по лесной чаще и обнаружила высокий терем. Девушка зашла в дом, навела порядок и приготовила ужин. Вечером в терем вернулись хозяева, семь богатырей. Братья обрадовались гостье и попросили стать женой одному из них. Девушка вежливо отказалась, у нее уже был суженый, Елисей. Богатыри не обиделись, они предложили прекрасной незнакомке остаться в тереме, и быть их сестрой. Она с радостью, согласилась. Стали они жить все вместе. Царевна готовила еду и создавала уют в доме, а богатыри добывали хлеб насущный на охоте.

Королевич Елисей узнал о пропаже своей невесты и поспешил на поиски. А злая царица, тем временем, опять обращается к волшебному зеркалу. Она была уверена, что падчерица погибла. Ответ зеркальца привел женщину в бешенство. Чудесная штуковина настаивала на своем, твердя одну и ту же фразу «Царевна всех краше». Царица решила собственноручно избавиться от соперницы. Она вырядилась в лохмотья и отправилась в лес.

Царевна ждет братьев с охоты, она не чувствует приближения беды. Вдруг девушка замечает старуху у ворот. Пес насторожился и стал лаять, не пуская свою хозяйку к нищенке. Царевна сердится на собаку, а потом кидает кусок хлеба старушке. Та в ответ угощает девушку отравленным яблочком и уходит. Верный пес жалобно смотрит на свою хозяйку, предупреждая о беде, но она его не понимает. Царевна запирается в горнице, откусывает яблоко и падает замертво.

Вернувшись с охоты, богатыри сразу заметили что-то неладное. Еще и собака бежит навстречу и лает. Братья побежали в дом, и обнаружили там свою нареченную сестрицу мертвой.

Пес укусил отравленный фрукт и тут же издох. Богатыри все поняли. Они очень опечалились, но ничего не поделаешь, девушку не оживить. Братья похоронили царевну в пещере, в хрустальном гробу.

Елисей уже долгое время ищет свою возлюбленную. Поиски безуспешны. От безысходности юноша просит совета у Солнца и Месяца, но и небесные светила не в силах помочь. Они направляют его к Ветру, который и сообщает ужасную весть. Царевна мертва и покоится в хрустальном гробу, в пещере. Елисей отправляется к ней. Когда он увидел свою невесту, он был поражен ее красотой – царевна была как живая. Юноша не удержался и поцеловал девушку. Вдруг царевна оживает. Радости не было предела! Влюбленные едут во дворец и играют свадьбу. Мачеха, узнав об этом, умирает от злости.

Краткое содержание сказки предоставила liliya-2018.

Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»и их характеристика

  1. Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
  2. Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
  3. Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
  4. Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
  5. Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
  6. Чернавка, прислуга царицы, пожалела царевну.

План пересказа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

  1. Рождение царевны и смерть матери
  2. Новая супруга царя
  3. Чудо-зеркальце
  4. Зависть царицы
  5. Чернавка в лесу
  6. Царевна у семи богатырей
  7. Царица дарит яблоко
  8. Хрустальный гроб
  9. Солнце, месяц и ветер
  10. Елисей находит гроб
  11. Смерть царицы
  12. Свадьба

Кратчайшее содержание для читательского дневника «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» в 6 предложений.

  1. Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну.
  2. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей.
  3. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает
  4. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти
  5. Елисей разбивает гроб и царевна оживает
  6. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.

Главная мысль «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке — его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Признаки волшебной сказки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

  1. Волшебный помощник — зеркальце
  2. Волшебные существа — солнце, месяц, ветер
  3. Победа добра над злом.

Отзыв на «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»
Сказка «О мертвой царевне» Пушкина мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Пословицы к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
Добрая слава злому ненавистна.
Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.
Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей.

В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.
Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку.
Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.
Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених.
Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.
Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб.
Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.
Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает.
В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает.
Елисей женится на царевне.

Иллюстрации и рисунки к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Время прочтения

Полный вариант 15 минут (≈12 страниц А4), краткое содержание 3 минуты.

Главные герои

Елисей, Царевна, Царица

Царь уехал. Пока он отсутствовал, царица родила девочку. Царица умерла сразу после возвращения мужа.

Царь сначала горевал. Однако спустя год взял себе новую жену. Она была очень красивой. Но характер у нее был тяжелый. Ее нрав отличался завистливостью, своенравностью и жестокостью. У новой супруги царя имелось волшебное зеркало. Оно могло говорить. Ежедневно царица любовалась на собственное отражение и каждый раз задавала зеркалу вопрос, является ли она самой красивой женщиной на свете. На протяжении многих лет зеркало говорило правду, что красивее царицы никого не было в мире.

Однако незаметно выросла падчерица царицы. У нее появился жених. Царица в очередной раз спросила у зеркала о своей несравненной красоте. На что услышала ответ, что самой красивой на свете является ее падчерица.

Царица позвала служанку и отдала ей приказ извести царевну. Служанка должна была увести девушку в лес и оставить там. Чернавка исполнила приказ своей госпожи. Царевна поняла ее замысел и стала молить о пощаде. Она посулила служанке награду за это. Чернавка отпустила девушку, а сама вернулась к хозяйке.

Царица поинтересовалась насчет исполнения своего приказа. Служанка обманула ее, сказав, что царевна связана и оставлена на съедение лесному зверью.

Царь горевал о дочери. А жених девушки, Елисей пустился на поиски невесты.

Царевна долго бродила по лесу, после чего вышла к дому. Который был скрыт в чаще. Позднее пришли хозяева. Это были семь братьев, которые были богатырями. Девушка осталась у них, вела хозяйство. Однако скоро богатыри предложили ей выбрать себе мужа среди них. Царевна отказалась, так ка уже имела жениха.

Царица же, думая, что царевну разорвали дикие звери, снова обратилась к зеркалу и узнала, что девушка жива. Она при помощи угроз добилась правды от чернавки и приняла решение самостоятельно извести падчерицу. Она оделась нищенкой и отправилась в лес. Царевна ничего не подозревала и радушно приняла гостью. Только пес почуял неладное и громко лаял на нищенку и рвался с привязи. Девушка подала страннице милостыню. В ответ получила яблоко. Оно было наполнено ядом. Поэтому царевна откусила небольшой кусочек и тут же упала бездыханной.

Вернулись богатыри. Они увидели, как пес проглотил яблоко и умер. Братья поняли, что девушка скончалась по причине зависти. Первоначально они собирались похоронить царевну. Однако девушка не казалась мертвой. Она как будто спала. По этой причине богатыри положили ее в гроб из хрусталя и повесили его в пещере.

Царица наконец услышала ответ от зеркала, какой хотела. Елисей искал невесту по всему миру, однако не мог ее найти. Он спрашивал о девушке у всех, кого встречал – солнца, месяца и ветра. И только ветер, который был вечным странником, поведал королевичу о пещере. Он сообщил, что в той пещере гроб из хрусталя, а в нем лежит царевна. Королевич опечалился и решил в последний раз посмотреть на невесту. В отчаянии он разбил гроб. Его невеста вдруг ожила. Молодые люди вернулись к отцу царевны.

Тем временем царица снова спросила у зеркала о своей красоте. Зеркало ей ответило, что царевна самая красивая. Царица в ярости разбила зеркало. Когда она встретилась с падчерицей, то сразу умерла от злости и зависти. В конце сказки состоялась свадьба царевны и Елисея.

Царь, простившись с женой, уехал в путь-дорогу. Девять месяцев супруга ждала его, с тоской глядя в окно. В ночь сочельника она родила дочь, а на следующий день муж её воротился. От родов и радостного волнения при виде царя царица к обедне следующего дня скончалась. [См. полный текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина .]

Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мультфильм

Через год царь женился на другой. Новая его жена была писаной красавицей, но по характеру – страшно гордой и своенравной. У неё было волшебное зеркальце, которое умело говорить. То и дело глядясь в него, новая царица кокетливо спрашивала:

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

При дворе меж тем подрастала юная царевна, рождённая умершей государыней за день до кончины. Вскоре она стала необычайно красивой девушкой доброго и кроткого нрава. Отец подыскал ей достойного жениха – королевича Елисея. А волшебное зеркальце стало теперь говорить злой царице, что не она, а царевна – первая красавица на свете.

В муках чёрной зависти царица позвала сенную девушку Чернавку и велела завести царевну в лес, связать её там и бросить на съедение волкам. Но Чернавка пожалела невинную. Зайдя с царевной в глухую чашу, она рассказала ей о коварном замысле её мачехи. Чернавка не стала связывать царевну и ушла, а молодая невеста Елисея отправилась бродить по лесу и набрела на красивый терем.

Внутри никого не было, но в комнатах стояли столы, лавки и святые иконы. Видя, что здесь кто-то живёт, царевна убрала дом, затопила печку и села ждать. В обеденный час к дому подъехали семь братьев-богатырей, семь румяных усачей.

Девушка вышла к ним, прося извинения за то, что пожаловала в дом незваной. Но богатыри радушно приветствовали её, усадили за стол и оставили у себя.

Царевна стала жить в их доме как сестра. Каждый день богатыри уезжали в лес на охоту «иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса». Трудолюбивая же царевна следила за домом и хозяйством. Один раз богатыри предложили, чтобы она выбрала одного из них в мужья, но скромная девушка сказала, что останется верной своему жениху – королевичу Елисею.

Тем временем злая мачеха-царица стала вновь спрашивать у зеркальца, кто первая красавица в свете. Зеркальце ответило, что это – царевна, которая сейчас живёт «средь зелёныя дубравы у семи богатырей». В ужасном гневе царица велела пытать Чернавку. Та призналась, что не связала царевну в лесу, а отпустила её.

Царица составила новый коварный замысел. Она подослала к царевне старуху с отравленным яблоком. Старуха разыскала в лесу терем семи богатырей и явилась туда под видом нищенки, просящей подаяние. Сердобольная царевна дала её еды, а старуха как бы в благодарность угостила её спелым яблочком. Верный пёс громко лаял, чтобы не дать девушке съесть это угощение, однако царевна откусила от яблока кусок – и тут же упала мёртвой.

Вернувшись с охоты, семеро братьев нашли её бездыханное тело. В глубокой горести они положили его в хрустальный гроб и отнесли ночью в горную пещеру. Там они привинтили гроб на шести чугунных цепях к шести столбам и попрощались с умершей сестрой. На следующий день волшебное зеркало сказало злой царице, что теперь она всех румяней и белее на свете.

Но свою невесту уже давно разыскивал королевич Елисей, странствуя верхом на коне. Царевны нигде не было. В отчаянии Елисей стал спрашивать о ней у солнца и месяца, но даже и они не видели девушку со своей небесной высоты. Лишь могучий ветер сказал Елисею, что, залетая в высокую гору за дальней рекой, он видел, как качается там на шести цепях среди столбов гроб с телом его суженой.

Елисей зарыдал и поскакал к горе. Он вбежал в пещеру и в пылу неутешной страсти ударился о хрустальный гроб лбом. Гроб разбился ­– и царевна ожила, глядя изумлёнными глазами на своего жениха. Елисей вынес её из пещеры на руках и повёз на коне домой.

Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Аудиокнига для детей

Злобная царица в это время вновь взяла волшебное зеркальце, и то сказало ей, что не она, а царевна румянее и белее всех на свете. Мачеха в ярости разбила зеркало о пол, выбежала из дворца – и увидела, как королевич Елисей ввозит на крыльцо её живую падчерицу. Царевна тут же умерла от зависти. Сразу после её похорон во дворце сыграли весёлую свадьбу.

Сказки – потрясающий жанр. Благодаря им на первых порах жизни человек усваивает простые истины, учится запоминать и анализировать сюжет. Обратимся же к краткому содержанию творения А. Пушкина, где изложены основные события из книги.

(482 слова) Царь и царица прощаются перед долгой разлукой. Девять месяцев «ждёт- пождёт с утра до ночи» супруга своего мужа, но милый друг не появляется. И вот в самый сочельник Бог дарит женщине дочь. Ранним утром возвращается новоиспечённый отец. Изнемозждённая родами царица «восхищенья не снесла» и скончалась.

Минул год. Хозяйкою палат стала другая женщина. Новая царица была внешне красива, но душой черна: ужасно горделива и самовластна. Она обладала волшебной вещицей – говорящим зеркалом. «Свет мой, зеркальце!», — обращалась к нему дама, чтобы узнать, что нет ей равных по красоте.

Между тем росла и расцветала молодая царевна. Отец нашёл ей жениха Елисея. И жила девушка счастливо, пока зеркальце мачехи не признало её красоту первой на Земле. Разозлилась царица и велела своей сенной девке Чернавке извести соперницу. Чернавка должна была завести царевну в лес, связать и оставить голодным волкам. Оказавшись с юной царевной в непроходимой чаще, крестьянка пощадила её.

Девушка осталась в лесу и через некоторое время набрела на прекрасный терем. Царевна не застала жильцов. Она убрала дом, затопила печь и стала ждать. В час обеда появились хозяева хором: семеро братьев богатырей. Девушка извинилась за то, что пожаловала к ним незваной. Богатыри назвали её своей сестрой и оставили жить в тереме.

Каждый день, рано утром, братья уезжали в лес. Царевна оставалась за хозяйку. Так летели дни. Однажды братья предложили девушке выбрать одного из них в мужья. Но царевна отказала, ведь она уже невеста Елисея и будет ему верна.

Тем временем, царица решила вновь обратиться к зеркальцу. Оно ответило, что её падчерица всё также самая красивая на свете. Женщина разгневалась. Она позвала Чернавку, и та подтвердила, что царевна жива.

В одно утро молодая царевна сидела у окна и пряла пряжу. К воротам подошла старуха, которая просила подаяние. Пёс стал лаять на неё, словно чуя неладное. Милосердная героиня отогнала пса и дала нищенке еды. Старуха отблагодарила её наливным яблоком.

Девушка вернулась к своему занятию. Яблоко манило её, и царевна откусила от него кусочек, но тут же упала замертво. Вернулись богатыри. Они почуяли беду, когда увидели беспокойного пса. Они вошли в терем и увидели свою сестрицу мёртвой. Пёс забежал с богатырями и издох, когда укусил отравленное яблоко. Богатыри отнесли бездыханное тело царевны в пещеру и положили в хрустальный гроб. Зеркало порадовало царицу своим ответом, она снова самая красивая на свете.

На поиски своей невесты отправился королевич Елисей. Он нигде не находил свою любимую. Царевич обратился к солнцу и месяцу, но даже они не видели царевну. Только могучий ветер смог ему помочь. Он указал Елисею на пещеру, в которой на шести цепях качается хрустальный гроб с телом его невесты.

Царевич помчался к горе. В пещере случилось чудо. Гроб от удара Елисея разбился, и девушка ожила. Они отправились домой.

Коварная царица опять обратилась к зеркалу. Оно вновь назвало царевну самой прекрасной. В ярости царица разбила зеркало, выбежала из дворца и увидела свою соперницу живой. Она тут же не снесла этого и умерла. После её похорон во дворце состоялась свадьба Елисея и царевны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

русских сказок | Сказки и народные сказки Wiki

Русские сказки — наименование сказок, собранных в России.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XIX век
    • 1,2 20 век
    • 1.3 21 век
  • 2 См. также

История[]

XIX век[]

Некоторые из наиболее значительных писателей русского романтизма были сильно вдохновлены национальными традициями на написание сказок, в значительной степени заимствованных из устной традиции. Александр Пушкин (1799-1837) опубликовал несколько сказок в стихах, наиболее известная из них «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеде », изданная в 1832 г., в в которой царевич с помощью царевны-лебедя разоблачает двух своих злых тетушек. Хотя некоторые сказки Пушкина явно имели аналоги среди сказок братьев Гримм, как, например, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях и Сказка о рыбаке и рыбке , Пушкин всегда утверждал, что его вдохновляют слышанные им устные сказки, и в них легко ощущается влияние русской культуры. Дело друга Пушкина Василия Жуковского (1783-1852), опубликовавшего в 1832 году сказку в стихах «Сказка о Спящей царевне» , повесть действительно похожа на «Спящая красавица» , но, как и многие сказки Пушкина, в ней также показаны вдохновлен русской устной традицией. Менее известен в мире Петр Ершов (1815-1869 гг.).), несмотря на то, что он является автором одной из самых любимых литературных русских сказок, «Конек-Горбунок », впервые опубликованной в 1834 году. крестьянский мальчик, которому с помощью волшебного титульного коня удается выполнять многочисленные необоснованные требования царя. Сергей Аксаков (1791-1859) был еще одним автором, опубликовавшим устную сказку, знакомую ему с детства. Эта сказка была Аленький цветочек , версия Красавица и Чудовище , которая в России превосходит по популярности сказку Бомонта. Аксаков впервые опубликовал сказку в приложении к своему роману «Детские годы внука Багрова », в 1858 году.

Несмотря на раннее влияние русского фольклора на русскую литературу, только в середине 19 века были опубликованы наиболее важные сборники русских сказок. Александр Афанасьев (1826-1871) считается самым значительным из русских коллекционеров. Его коллекция Русские народные сказки , начатая в 1855 году и оконченная в 1863 году, насчитывает более 500 сказок, среди которых такие знаковые сказки, как Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке , Василиса Прекрасная , Марья Моревна , Буренушка, Рыжая коровка , Терешечка , Волшебные гуси-лебеди , Лягушка-царевна и а также известные интернациональные версии, как Волшебное кольцо Красавица и чудовище ( Очарованный царевич ), Белоснежка ( Волшебное зеркало ) или Золушка ( Чернушка , Золотая туфелька ) со своим русским колоритом. Но то, что Афанасьев считается самым значительным собирателем русских народных сказок, не означает, что он был единственным. Ивана Худякова (1842-1876) можно считать вторым по значимости русским коллекционером этого века, чья коллекция Великие русские сказки издавался с 1860 по 1862 год. Другим собирателем, заслуживающим упоминания, был Дмитрий Садовников (1847-1883), чей сборник Сказки и легенды Самарской области был посмертно издан в 1884 году.

Положение русских авторов под влиянием устной традиции и фольклора не прекратилось и во второй половине века. Несмотря на то, что Лев Толстой (1828-1819) считается одним из самых важных русских авторов как в целом, так и в реалистическом движении10) видел значение сказок как средства воспитания подрастающих поколений, поэтому в 1872 году издал сборник « Азбука ». Эстетически на сказки сильно повлияли сказки, собранные Афанасьевым и другими авторами, но идеологически на сказки повлияла политика Толстого. Некоторые из историй были пересказами известных международных сказок, таких как Три медведя , пересказ Златовласки и трех медведей ;

Сказки стали популярным источником вдохновения для русских композиторов. Петр Ильич Чайковский (1840-189)3) особенно известен своими балетами. Премьера его первого балета « Лебединое озеро » состоялась в Москве в 1877 году, но критики раскритиковали спектакль, и он провалился. Но, несмотря на это, в 1888 году Иван Всеволожский, директор Императорских театров России, заказал Чайковскому балет по мотивам « Спящая красавица в лесу» Шарля Перро . Балет, поставленный Мариусом Петипа (1818-1910), был впервые показан в Санкт-Петербурге в 1890 году и имел такой успех, что два года спустя в Санкт-Петербурге состоялась премьера новой совместной работы Чайковского и Петипа, на этот раз по мотивам литературной сказки 9.0029 Щелкунчик и Мышиный король немецкого автора Э.Т.А. Хоффманн. Балет имел еще один успех, но Чайковский, к сожалению, умер через год. В честь Чайковского в Санкт-Петербурге в 1895 году состоялась премьера новой версии балета «Лебединое озеро » в хореографии Петипа, что помогло переоценить балет в гораздо более положительном свете. Николай Римский-Корсаков (1844-1908) черпал вдохновение как в народных, так и в зарубежных сказках. Его симфоническая сюита Sherazade , вдохновленная Тысяча и одна ночь , а его опера Майская ночь , премьера которой состоялась в 1892 году, была основана на литературной сказке Гоголя.

Переводы русских народных сказок на другие языки быстро начали появляться в конце 19 века, особенно сказок Афанасьева. В немецком языке мы должны упомянуть Russische Märchen Вильгельма Гольдшмидта, изданного в 1883 году, а в английском языке мы должны упомянуть русских народных сказок В.Р.С. Ральстон (1828–1889), опубликованный в 1873 году; «Мифы и сказки русских, западных славян и мадьяр» Иеремии Куртина (1835–1906), опубликованная в 1890 г., в которую включены также чешские и венгерские сказки; и «Русские сказки » Роберта Нисбета Бейна (1854–1909), опубликованные в 1892 году.

ХХ век[]

Народные сказки продолжали собираться в годы, предшествовавшие революции. В 1908 году Николай Ончуков (1872–1942) издал свой сборник « северных сказок ». Но, несомненно, самым крупным коллекционером первой половины века является Павел Бажов (1879 г.-1950). Его сборник Малахитовая шкатулка , изданный в 1939 году, содержал 14 сказок Уральского края, и многие из них быстро стали классикой, например Хозяйка Медной горы , Каменный цветок и Серебряное копытце . Сказки также продолжали быть источником вдохновения как для композиторов прошлого века, которые все еще работали в первой половине века, так и для новых композиторов. Среди композиторов прошлого века есть Римский-Корсаков, написавший несколько опер по мотивам сказок Пушкина, самая известная из которых 9.0029 Сказка о царе Салтане . Из новых композиторов у нас появился Игорь Стравинский (1882-1971), ученик Римского-Корсакова, прославившийся после премьеры в Париже в 1910 году его балета «Жар-птица » в хореографии Сергея Дягилева (1872-1929) по вдохновению по сказкам Афанасьева, с сюжетом, в котором Иван-царевич должен победить Кощея Бессмертного и ему помогает титулованная Жар-птица. Сезар Кюи (1835-1918) написал несколько опер, рассчитанных на детскую аудиторию, на основе иностранных сказок, таких как Красная Шапочка и Кот в сапогах . Сергей Прокофьев (1891–1953) был еще одним из этой группы новых композиторов, черпавших вдохновение в сказках для многих своих произведений. Его самая известная опера «Любовь к трем апельсинам» , премьера которой состоялась в Чикаго в 1921 году, была основана на одноименной пьесе Карло Гоцци. Прокофьев также сочинил балеты, вдохновленные сказками, в том числе балет по мотивам оперы Перро « Золушка », премьера которого состоялась в Москве в 1945 году, и его последний балет 9.0029 Сказка о каменном цветке , вдохновленная сказками Бажова, премьера которой состоялась посмертно в 1954 году.

Перед Великой Отечественной войной международный интерес к русским народным сказкам сохранялся, публиковались новые переводы. Август фон Лёвис из Менара (1881–1930) опубликовал в 1914 году свой сборник под простым названием Russische Volksmärchen . Надо сказать, что из 52 сказок сборника не все собственно русские, в том числе и украинские и белорусские сказки. Английский журналист Артур Рэнсом (1884-1919 гг.)67) опубликовал свой собственный сборник русских сказок, переведенных на английский язык, в 1916 году под названием «Русские сказки старого Петра », прочитав сборник Ральстона и посчитав его язык слишком сложным для более молодой аудитории.

После русской революции Коммунистическая партия относилась к классическим сказкам довольно антагонистически, считая их прославлением царской эпохи. Несмотря на это положение, это не помешало некоторым ученым заняться их изучением и даже выдвинуть некоторые теории, которые впоследствии приобретут мировую известность. Наиболее известен Владимир Пропп (189 г.5-1970), чья книга «Морфология сказки », впервые опубликованная в 1928 году, объясняет, что есть тридцать одна повторяющаяся точка, которые появляются по крайней мере более чем одна из них во всех сказках почти всегда в одном и том же порядке, хотя никогда не все из них в одном и том же, создавая постоянную структуру во всех сказках. Ситуация изменилась в 1934 году, когда Максин Горький, глава Союза писателей, заявил, что Коммунистическая партия неправильно понимает народные сказки, называя их историями, прославляющими старый режим, когда многие из них на самом деле были приключениями простых героев и героинь, сражающихся против власти царей, которые во многих сказках изображались как злодеи истории, что делало их применимыми для обучения социалистическим ценностям.

Вскоре после этого советские кинематографисты начали снимать фильмы по мотивам сказок. Среди наиболее значимых фигур того времени следует отметить украинского режиссера Александра Птушко (1900-1973), который начал снимать короткометражные фильмы с куклами, среди которых «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке Александра Пушкина. одноименного произведения, вышедшего в 1937 году, к столетию со дня смерти Пушкина. Птушко снова адаптировал сказку Пушкина в 1966 году, на этот раз выбрав свою самую известную, Сказка о царе Салтане , на этот раз в прямом эфире. Другим наиболее важным режиссером, адаптировавшим русские сказки для киноэкрана, был русский режиссер ирландского происхождения Александр Роу (1906–1973). Роу, в отличие от Птушко, предпочитал снимать игровые фильмы и адаптировал многие сказки Афанасьева, такие как По щучьему велению в 1938 году и Лягушка-царевна в 1939 году, под новым названием Василиса Прекрасная . Кроме Афанасьева Роу также вдохновлялся Павлом Ершовым, адаптировав свою любимую сказку в стихе 9. 0029 Конек-Горбунок в 1941 году. Сфера анимации быстро стала популярным полем для адаптации сказок, с Иваном Ивановым-Вано (1900-1987) как наиболее примечательной фигурой, с фильмографией, которая включает адаптации сказок Ершова, таких как Конек-Горбунок , выпущенный в 1947 году; сказки Афаньева типа Волшебные гуси-лебеди в 1949 году; и сказки Пушкина типа Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 1951 года, а также мультипликационный фильм по пьесе Самуила Маршака Двенадцать месяцев , основанный, в свою очередь, на одноименной словацкой сказке Немцовой, выпущенной в 1956 году. Близок к Иванову-Вано Лев Атаманов (1905-1981), который адаптировал сказку Аксакова Аленький цветочек в 1952 году.

Помимо русских сказок, советские кинематографисты адаптировали и иностранные сказки, фаворитом кинематографистов был датский писатель Ганс Христиан Андерсен. Русалочка была адаптирована как в анимации в 1968 году, так и в живом действии в 1976 году. Тот же случай с Снежная Королева , который получил анимационную адаптацию режиссера Атаманова в 1957 году и игровую в 1967 году. Между тем Дикие лебеди получили анимационную адаптацию в 1962 году и Дюймовочка в 1964 году. Фильм Принцесса и Горох , выпущенный в 1977 году, не только адаптировал одноименную сказку Андерсена, но также включил элементы из других сказок, таких как Свинопас и Путешественник . Надежда Кошеверова (1902-1989) вместо этого очень любила адаптировать сказки французского писателя Шарля Перро, как мы можем видеть по ее адаптации Золушка в 1947 году и Ослиная шкура в 1982 году, хотя она также использовала две сказки Андерсена, Нитингейл. и Новая одежда императора , как вдохновение для ее фильма Соловей , выпущенного в 1979 году.

Во второй половине века литературные сказки продолжали издаваться. Софья Прокофьева, невестка Сергея Прокофьева, прославилась сказками типа Лоскутик и Облако , впервые опубликованная в 1972 году, история о королевстве, правитель которого является тираном, владеющим всей водой в королевстве, и его подданные должны платить за доступ к ней, сказка с социалистическим посылом не трудно интерпретировать. Героиня, Лоскутик, девочка-сирота, которая дружит с облаком и соглашается помочь им спасти их друга-жабу из королевского дворца.

21st Century[]

Анимация, как в кино, так и на телевидении, продолжала использоваться для того, чтобы национальные и зарубежные сказки были более известны молодой аудитории. В этой области анимационная студия «Мельница», вероятно, является самой важной студией с момента их дебюта в 2003 году с фильмом 9.0029 Длинноносый Ильи Максимова по мотивам литературной сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа. Одна из самых известных их постановок — « Иван-царевич и Серый волк » Владимира Торопчина, вольная экранизация сказки Афанасьева, коммерческий успех которой породил несколько сиквелов. Студия также выпустила телешоу, такие как сериал CGI Princesses , сериал о сказочных персонажах, отправляющихся в школу-интернат, с новинкой в ​​том, что вместо классических персонажей из международных сказок актерский состав состоит из персонажей из источников с гораздо более местного происхождения, как у Афанасьева Царевна-лягушка и Царевна Несмеяна и Жуковского Спящая царевна .

См. также[]

  • Украинские сказки, сказки собранные в Украине.
  • Белорусские сказки, сказки собранные из Беларуси.
  • Сибирские сказки, сказки собранные в Сибири.

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина. Сказка о золотой рыбке на новый лад

Кто из нас с детства не знаком со «Сказкой о рыбаке и рыбке»? Кто-то читал ее в детстве, кто-то впервые столкнулся с ней, увидев мультфильм на телеэкране. Сюжет произведения, несомненно, знаком каждому. Не многие знают, как и когда была написана эта сказка. Именно о создании, истоках и персонажах этого произведения мы и поговорим в нашей статье. А также рассмотрим современные переделки сказки.

Кто и когда написал сказку о золотой рыбке?

Сказка написана великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в селе Болдино 14 октября 1833 года. Этот период в творчестве писателя принято называть второй Болдинской осенью. Первое опубликованное произведение было в 1835 году на страницах журнала «Библиотека для чтения». В это же время Пушкин создал еще одно известное произведение — «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

История создания

Уже в раннем творчестве Пушкин начал интересоваться народным творчеством. Сказки, услышанные им в колыбели от любимой няни, сохранились в его памяти на всю жизнь. Кроме того, позже, уже в 1920-е годы, поэт занимался фольклором в селе Михайловское. Именно тогда стали появляться идеи будущих сказок.

Однако непосредственно к народным сюжетам Пушкин обратился только в 1930-е годы. Он начал пробовать себя в создании сказок. Одной из них стала сказка о золотой рыбке. В этом произведении поэт попытался показать национальность русской литературы.

Для кого Пушкин написал сказку?

Пушкин писал сказки в наивысшем расцвете своего творчества. И изначально они не предназначались для детей, хотя сразу вошли в круг их чтения. Сказка о золотой рыбке – это не просто развлечение для детей с моралью в конце. Это прежде всего образец творчества, традиций и верований русского народа.

Тем не менее, сюжет самой сказки не является точным пересказом народных произведений. На самом деле в нем мало что из русского фольклора отражено. Многие исследователи утверждают, что большая часть сказок поэта, в том числе сказка о золотой рыбке (текст произведения это подтверждает), заимствована из немецких сказок, собранных братьями Гримм.

Пушкин выбрал понравившийся сюжет, переработал его по своему усмотрению и облек в поэтическую форму, не заботясь о том, насколько правдивы будут рассказы. Однако поэту удалось передать если не сюжет, то дух и характер русского народа.

Изображения главных героев

Сказка о золотой рыбке не богата персонажами — их всего трое, но этого достаточно для захватывающего и поучительного рассказа.

Образы старика и старухи диаметрально противоположны, и их взгляды на жизнь совершенно разные. Они оба бедны, но отражают разные аспекты бедности. Так вот, старик всегда бескорыстен и готов помочь в беде, потому что сам не раз бывал в таком же положении и знает, что такое горе. Он добрый и спокойный, даже когда ему повезло, он не пользуется предложением рыбки, а просто отпускает ее на волю.

Старуха, несмотря на одинаковое социальное положение, высокомерна, жестока и жадна. Она толкает старика, изводит его, постоянно ругает и вечно всем недовольна. За это она будет наказана в конце сказки, оставшись с разбитым корытом.

Однако никакой компенсации старик не получает, так как не в силах сопротивляться воле старухи. За свое послушание он не заслужил лучшей жизни. Здесь Пушкин описывает одну из главных черт русского народа — долготерпение. Это не позволяет вам жить лучше и спокойнее.

Образ рыбы невероятно поэтичен и пропитан народной мудростью. Он действует как верховная сила, которая до поры до времени готова исполнить желание. Однако ее терпение не безгранично.

Краткое содержание

Сказка про старика и золотую рыбку начинается с описания синего моря, у берега которого в землянке живут 33-х летний старик и старуха. Они живут очень бедно и единственное, что их кормит, это море.

Однажды старик идет на рыбалку. Он дважды забрасывает сеть, но оба раза приносит только морскую грязь. В третий раз старику везет — в его сети попадается золотая рыбка. Она говорит человеческим голосом и просит отпустить ее, обещая исполнить ее желание. Старик не стал просить рыбу, а просто отпустил ее.

Вернувшись домой, он сказал жене. Старуха стала его ругать и велела идти назад, просить у рыбки новое корыто. Старик пошел, поклонился рыбе, и старуха получила то, что она просила.

Но ей этого было мало. Она требовала новый дом. Рыба выполнила это желание. Тогда старуха захотела стать столповой дворянкой. Снова пошел старик к рыбе, и снова она исполнила желание. Самого рыбака послала злая жена работать в конюшню.

Но этого было недостаточно. Старуха приказала мужу вернуться к морю и попросить сделать ее царицей. Это желание было выполнено. Но и это не удовлетворило жадности старухи. Она еще раз призвала к себе старика и велела ему попросить рыбу сделать ее царицей морской, а сама прислуживала в ее помещениях.

Рыбак сказал слова жены. Но ничего не ответила рыба, только плюхнула хвостом и уплыла в морскую пучину. Он долго стоял у моря, ожидая ответа. Но рыба больше не появлялась, и старик вернулся домой. И там его поджидала старуха с разбитым корытом, сидящая у старой землянки.

Источник сюжета

Как было отмечено выше, сказка о рыбаке и золотой рыбке имеет свои корни не только в русском, но и в зарубежном фольклоре. Так, сюжет этого произведения часто сравнивают со сказкой «Жадная старуха», входившей в сборник братьев Гримм. Однако это сходство очень отдаленное. Все внимание в сказке немецкие авторы акцентировали на нравственном выводе — жадность к добру не приводит, нужно уметь довольствоваться тем, что имеешь.

Действия в сказке братьев Гримм также разворачиваются на берегу моря, но вместо золотой рыбки исполнителем желаний выступает грабитель, который впоследствии оказывается заколдованным принцем. Пушкин заменил этот образ золотой рыбкой, символизирующей в русской культуре достаток и удачу.

Сказка о золотой рыбке на новый лад

Сегодня можно найти множество переработок этой сказки на новый лад. Для них характерно изменение во времени. То есть из древности главные герои переносятся в современный мир, где столько же бедности и несправедливости. Момент ловли золотой рыбки остается неизменным, как и сама волшебная героиня. Но желание старухи меняется. Теперь ей уже нужна машина «Индезит», новые сапоги, вилла, «Форд». Она хочет быть блондинкой с длинными ногами.

В некоторых переделках меняется и конец истории. Сказка может закончиться счастливой семейной жизнью старика и старухи, помолодевших на 40 лет. Однако такой конец скорее исключение, чем правило. Обычно концовка либо близка к оригиналу, либо рассказывает о смерти старика или старухи.

выводы

Итак, сказка о золотой рыбке живет до сих пор и остается актуальной. Это подтверждается рядом его переделок. Звучание по-новому дает ей новую жизнь, но задачи, поставленные Пушкиным, даже в переделках остаются неизменными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *