Краткое содержание рассказ лескова левша: «Левша» краткое содержание по главам рассказа Лескова – читать пересказ 20 глав для 6 класса

Краткое содержание рассказа «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор Владислав Тараненко На чтение 8 мин Просмотров 3.4к. Обновлено

Всем школьникам и их родителям будет интересно читать краткое содержание рассказа «Левша» – одного из самых популярных произведений Н. С. Лескова. Взяв за основу сюжета известную прибаутку, писатель создал поучительную историю о печальной судьбе талантливого русского мастера.

Содержание

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Глава первая
  4. Глава вторая
  5. Глава третья
  6. Глава четвертая
  7. Глава пятая
  8. Глава шестая
  9. Глава седьмая
  10. Глава восьмая
  11. Глава девятая
  12. Глава десятая
  13. Глава одиннадцатая
  14. Глава двенадцатая
  15. Глава тринадцатая
  16. Глава четырнадцатая
  17. Глава пятнадцатая
  18. Глава шестнадцатая
  19. Глава семнадцатая
  20. Глава восемнадцатая
  21. Глава девятнадцатая
  22. Глава двадцатая

Главные герои

Левша – тульский мастер-оружейник, очень талантливый, изобретательный человек. Левша не имеет никакого образования, его мастерство основано исключительно на природном даровании. «Самородок» является убежденным патриотом. Богатство и почет в Англии не могут заставить его изменить России. Левша, доведенный до смерти на родине, из последних сил пытается сообщить властям о «главном английском секрете».

Казак Платов – Матвей Иванович Платов, реальный исторический деятель; атаман донского казачества, участник Отечественной войны 1812 г.

Краткое содержание

Глава первая

Во время заграничного путешествия Александр I с большим интересом рассматривал достижения европейской науки и техники и отмечал их превосходство над отечественными изделиями. Императора сопровождал казак Платов, который стремился доказать, что Россия ни в чем не уступает Европе.

Настоящим испытанием для Платова стала поездка по Англии. Англичане продемонстрировали Александру I свои самые последние технические новинки и напоследок пригласили его осмотреть «оружейную кунсткамеру».

Глава вторая

При осмотре кунсткамеры император был восхищен искусными английскими изделиями, а Платов ничему не удивлялся и сохранял равнодушный вид. В качестве главной гордости англичане показали превосходную «пистолю», добытую в бою.

Платов вскрыл оружие и нашел внутри клеймо русского мастера Москвина. Англичане были сильно смущены. Император даже упрекнул казака за «конфуз», учиненный над ними.

Глава третья

Англичане захотели взять «реванш» и на следующий день повели Александра I и Платова осматривать еще более удивительные вещи. В конце концов они преподнесли императору удивительный дар – сделанную из стали блоху. Искусственное насекомое заводилось ключом и «дансе танцевало».

Александр I наградил английских мастеров миллионом и признал их полное превосходство. По этому поводу между ним и Платовым произошла ссора. На обратном пути в Россию они не разговаривали.

Глава четвертая

Вскоре Александр I умер. Воцарившийся после его смерти Николай I какое-то время был завален государственными делами и даже не знал о существовании английской блохи.

Однажды император случайно нашел драгоценный футляр с блохой и не мог понять, для чего хранится эта «соринка». Специально приглашенный «химик» определил, что это – искусное зарубежное изделие.

О находке узнал Платов и, явившись перед Николаем I, рассказал про историю появления блохи. Император поручил казаку отвезти ее к тульским мастерам. Он был уверен, что знаменитые оружейники «утрут нос» англичанам.

Глава пятая

Платов привез стальную блоху на тульские заводы и показал ее местным мастерам. Казак попросил превзойти английское искусство.

Мастера подивились на тонкую зарубежную работу, но заявили, что «переплюнут» ее. Они попросили дать им две недели сроку, но так и не сказали, что намерены предпринять.

Глава шестая

За трудное дело взялись три тульских мастера во главе с «косым левшой». Перед началом работы они попрощались с родными, собрали котомки и куда-то ушли.

Глава седьмая

Мастера посетили город Мценск, где помолились древней иконе святого Николая. Вернувшись назад, они заперлись в избушке левшы и принялись за работу.

Никто не знал, что делают мастера. Они не выходили наружу и никого к себе не впускали. Можно было лишь видеть через щели отблески кузнечного огня и слышать постукивание молотков.

Глава восьмая

По истечении положенного срока в Тулу прибыл Платов. Ему не терпелось посмотреть на результат работы мастеров. Казак послал за ними несколько человек. Он надеялся, что оружейники оправдают его надежды, но не исключал и их поражения.

Глава девятая

Посланники прибежали к избушке левши и стали громко стучаться. Так как никто не открывал, они попытались взломать дверь, а потом своротили крышу. Мастера ответили, что осталось вбить последний гвоздь. Вскоре они вышли и направились к Платову. Впереди шел левша и нес драгоценный футляр со стальной блохой.

Глава десятая

Платов взял футляр, увидел блоху и возмутился: никаких следов работы туляков не было видно. Он решил, что мастера только испортили хитроумный механизм и обвинил их в этом.

Оружейники сильно обиделись и заявили, что никому, кроме императора, не раскроют секрета. Платов разгневался, повелел схватить левшу и повез его в Петербург. Приехав в императорский дворец, он пошел к Николаю I, повелев строго охранять «пленника».

Глава одиннадцатая

Платов боялся императорского гнева, поэтому решил пока что умолчать о «неудаче» с блохой. Николай I выслушал его подробный доклад о положении дел у донских казаков, но в конце спросил о порученном деле.

Платов признался, что ничего не вышло. Император не мог в это поверить и приказал принести ему блоху.

Глава двенадцатая

Английская диковинка выглядела точно так же, как и раньше. По просьбе Николая I его дочь завела механизм, но блоха не двигалась. Увидев это, Платов разозлился, выбежал из дворца и стал драть левшу за волосы. Мастер вытерпел трепку и сказал, что они ничего не поломали. Он заявил, что результат работы можно разглядеть только в самый мощный «мелкоскоп».

Глава тринадцатая

Платов передал ответ левши императору. Николай I принялся смотреть на блоху через «мелкоскоп». Он поворачивал ее в разные стороны, но так ничего и не увидел.

По приказу императора во дворец привели грязного и оборванного левшу. Он заявил, чтобы его величество обратил особое внимание на пятки блохи. Николай I вгляделся и весь просиял. От радости он обнял и поцеловал левшу, пояснив всем окружающим, что тульские мастера подковали английскую блоху.

Глава четырнадцатая

Левша удивил всех еще больше, сказав, что на каждой подкове стоят имена мастеров. Сам же он делал гвоздики, которые вообще невозможно увидеть даже в самый мощный «мелкоскоп».

Император повелел отослать блоху обратно в Англию, чтобы похвастаться российским мастерством. Футляр повез курьер, а вместе с ним в заграничное путешествие отправили и левшу, которого предварительно отмыли и нарядили в придворный костюм.

Глава пятнадцатая

 Курьер с левшой отдали блоху и поселились в гостинице. Англичане хорошенько рассмотрели русскую работу и несказанно удивились. Они приехали к левше и три дня поили его разными винами.

После праздничной гулянки англичане завели с косым мастером серьезный разговор. Они с изумлением узнали, что левша совершенно не знаком с арифметикой и вообще ничему не учился. Он сам признался, что отсутствие образования привело к ошибке в расчетах: подкованная блоха не могла танцевать.

Англичане предложили левше остаться у них, делая ему заманчивые предложения: возможность получить знания, большой доход, женитьба. Мастер категорически от всего отказывался, упорно утверждая, что жить в России намного лучше. В конце концов англичане пообещали отправить его обратно на родину, показав на прощание свои технические достижения.

Глава шестнадцатая

Левша внимательно осмотрел английские заводы и похвалил их обустройство и условия содержания рабочих. Почему-то он уделял большое внимание старым английским ружьям. Узнав, что русские гости никогда их не осматривали должным образом, левша «затосковал» и стал проситься на родину.

Англичане щедро одарили мастера и посадили на корабль, отправлявшийся в Россию. Левша целыми днями сидел на палубе и с тоской глядел на восток.

Помощник шкипера («полшкипер») заметил странного русского пассажира и угостил его выпивкой. Англичанин предложил левше пари: кто кого перепьет в пути.

Глава семнадцатая

 Левша и «полшкипер» допились до галлюцинаций. Капитан приказал запереть их в трюме и снабдить алкоголем и пищей, чтобы пари продолжалось. Корабль благополучно доплыл до России, но победитель так и не был выявлен. Мертвецки пьяного англичанина увезли в посольство, а точно такого же левшу – в полицейский участок.

Глава восемнадцатая

«Полшкипера» в посольстве окружили заботой и вниманием. У левши же в участке отобрали все английские подарки и попытались «сплавить» его в какую-нибудь больницу. Бедный мастер настолько обессилел от пьянства, что ничего не мог сказать. К тому же у него не было никаких документов.

Больного левшу долго возили по Петербургу и, наконец, кинули на полу в Обуховской больнице, где принимали всех беспаспортных бродяг.

«Полшкипер» вскоре встал на ноги и бросился разыскивать своего русского «камрада».

Глава девятнадцатая

Англичанин нашел умирающего на полу левшу, который хотел о чем-то рассказать самому императору. Выполняя его просьбу, «полшкипер» обежал несколько влиятельных лиц. Комендант Петропавловской крепости Скобелев пообещал позаботиться о мастере.

К левше приехал врач, но было уже слишком поздно. Мастер только успел сказать, чтобы в армии не чистили ружья кирпичом. Врач доложил об этом военному министру, но тот прогнал его. Ружья продолжали чистить так же, что приводило к расширению стволов. В результате «болтающиеся» свободно пули стали одной из причин поражения России в Крымской войне.

Глава двадцатая

Случай с левшой произошел давно. Машинный труд вытеснил таких «самородков», но память о них сохранилась в народных преданиях и сказаниях.

Левша | Краткое содержание | ReadCafe

Вы здесь

Главная

>

Краткие содержания

>

Левша

Год написания: 

Время прочтения: 

3 минуты

Описание произведения: 

Интересно, что задумка написать рассказ Левша появился у Николая Лескова еще в 1878 году. Как рассказал его сын, Николай Лесков жил летом 1878 года в Сестрорецке, там был дом оружейного мастера, в котором и провел лето писатель. Услышав присловье о железной блохе, которую русские подковали и отправили англичанам, Лесков написал сюжет для Левши.

Ниже читайте краткое содержание рассказа Левша.

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.


Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Левша. Будем рады, если вы найдете время прочитать этот рассказ Лескова целиком.

Источник: 

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Другие краткие содержания

Пушкин

У Сергея Львовича Пушкина родился сын, которого он назвал в память своего деда Александром. После крестин в доме Пушкиных на Немецкой улице в Москве устроен скромный «куртаг»…

Мастер и Маргарита

В произведении — две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней. ..

Три мушкетёра

В первый понедельник апреля 1625 г. население городка Менг в предместье Парижа казалось взволнованным так, словно гугеноты вздумали превратить его во вторую крепость Ларошель…

Левша (опера в двух действиях) —

234-й сезон

Кредиты  

Музыка Родиона Щедрина

Ирина Чередникова, Художник по костюмам

Александр Сиваев, Художник по свету

Маэстро Валерий Гергиев, Музыкальный руководитель

Ирина Соболева, Музыкальное оформление

Андрей Петренко, Главный хормейстер

Александр Орлов, Художник-постановщик

Илья Устьянцев, Режиссер-постановщик

Левша («Левша») — опера (2013) Родиона Щедрина по рассказу русского писателя XIX века Николая Лескова.
Мировая премьера концертного номера 26 июня 2013 г. и премьера на мировой сцене 27 июля 2013 г. Дважды лауреат премии «Грэмми» («Лучшее сочинение в области современной академической музыки» 1997 г. и «Лучшее произведение современного композитора классической музыки» 2009 г.) Родион Щедрин

мастер оркестровки, сочетания звука, оркестровой окраски и внезапных эффектов.
Опера написана по заказу Мариинского театра Родионом Щедриным к 60-летию маэстро Гергиева.
Композитор рассказывает о своем произведении:
Сказка Лескова — невероятно богатый литературный источник для оперного сюжета. Сам сюжет сказки представляет собой гротескное преувеличение. Что это? Это библейская притча, фарсовый ярмарочный миф или эпическая повесть? Персонажи яркие, сочные и контрастные. Российские императоры Александр I и Николай I, Зимний дворец, английский двор — буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы… Но если посмотреть немного глубже, то ясно видны художественные противопоставления двух видов жизни — рациональной британской и иррациональной русской.
И, наконец, главный герой. Косоглазый малограмотный ремесленник с «золотыми руками» из Тулы. Он представляет собой сгущенное изображение, как мне кажется, наиболее важных и типичных черт русского национального характера — врожденного таланта, остроумия, самоиронии, равнодушия к человеческой жизни и пагубной любви к алкоголю. И вечная русская тема власти и простого человека. Отсутствие потребности в гении в собственной стране.

Левша («Левша»), опера в 2-х действиях. Либретто композитора по роману Николая Лескова. Концертное выступление 26 июня и мировая премьера 27 июля 2013 года в Мариинском-2 в Санкт-Петербурге под управлением Валерия Гергиева.

Музыка Щедрина занимает особое место в репертуаре театра.

В «Левше» композитор снова обратился к творчеству любимого автора Николая Лескова. После «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника» «Левша» станет третьей оперой Щедрина по сказке Лескова. По словам композитора, «Левша — самая известная новелла Николая Лескова.

В России это знают все. Левша — невероятно богатый материал для оперного сюжета. Настоящая история в новелле — гротескное преувеличение. Что это? библейская притча, фарсовый ярмарочный миф или эпос? Персонажи яркие, сочные и контрастные. Здесь находятся российские императоры Александр I и Николай I, Зимний дворец и британский королевский двор. Это буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы… А если заглянуть несколько глубже, то ясно видно художественное противопоставление двух образов жизни – рационального британского и иррационального русского».

Валерий Гергиев не раз подчеркивал, что премьера «Левши» — ключевое событие театрального сезона этого года и фестиваля «Звезды белых ночей»: «Это грандиозное событие для всей российской музыки. Опера совершенно изумительна – и по оркестровому колориту, и по точности характеристик солистов; он был написан для очень мощных вокальных и оркестровых ресурсов».

«Сказка Лескова — невероятно богатый литературный источник для оперного сюжета. Сам сюжет сказки — гротескное преувеличение. Что это такое? Библейская притча, фарсовый ярмарочный миф, эпическая повесть? Характеры яркие , сочные и контрастные. Российские императоры Александр I и Николай II, Зимний дворец, Британский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы… Но если посмотреть немного глубже, то отчетливо видны художественные противоречия два вида жизни — разумный англичанин и иррациональный русский. И, наконец, главный герой. Косоглазый неграмотный ремесленник с «золотыми руками» из Тулы. Он представляет собой сгущенное изображение, как мне кажется, самого важного и наиболее типичные черты русского национального характера – врожденный талант, остроумие, самоирония, равнодушие к человеческой жизни и пагубная любовь к алкоголю. И вечная русская тема власти и простого человека. Отсутствие потребности в гениальности» своей стране… Эта полнометражная двухактная опера была написана к открытию новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Мариинский-II). Музыкальным руководителем стал Валерий Гергиев, которому в этом году исполнилось шестьдесят. Моя партитура посвящена ему.

Родион Щедрин

Синопсис

Российский царь Александр I во время посещения Англии со своим слугой казаком Платовым демонстрирует множество современных изобретений. Платов продолжает настаивать на том, что в России дела обстоят намного лучше (в какой-то момент смутив гида, когда он находит что-то вроде хорошо сделанного, но оказывается русским ружьем), пока им не показывают маленькую механическую блоху. После его восхождения следующий царь, Николай I, приказывает Платову (после того, как он попытается спрятать блоху) найти кого-то, кто превзойдет англичан, создавших заводную стальную блоху (маленькую, как крошка, а ключ, чтобы завести ее, может можно увидеть только в микроскоп). Платов едет в Тулу, чтобы найти кого-нибудь, кто улучшит английское изобретение. Трое оружейников соглашаются выполнить работу и забаррикадируются в мастерской. Жители деревни пытаются заставить их выйти разными способами (например, крича «огонь»), но никто не может заставить их выйти. Когда Платов приходит проверить их успехи, он приказывает казакам открыть мастерскую. Им удается снять крышу, но толпа испытывает отвращение, когда из мастерской исходит запах запаха тела и металлических изделий. Оружейники вручают Платову ту самую блоху, которую он им дал, и он проклинает их, считая, что они абсолютно ничего не сделали. В конце концов он тащит с собой Левти, чтобы было кому ответить за неудачу.
Блоху отдают царю, которому Левша объясняет, что ему нужно присматриваться к блохе все ближе и ближе, чтобы увидеть, чего они добились. Он заводит его и обнаруживает, что он не двигается. Он обнаруживает, что без всяких микроскопов («Мы бедные люди») Левше и его сообщникам удалось поставить на блоху подковы соответствующего размера (с выгравированными подписями мастеров) (Левша сделал гвозди, которых не видно, потому что они такие small), что изумляет царя и англичан (хотя блоха уже не может танцевать, как прежде). Затем Левти получает приглашение и отправляется в Англию, чтобы изучить английский образ жизни и технические достижения. Английские хозяева пытаются уговорить его остаться в Англии, но он тоскует по дому и при первой же возможности возвращается в Россию. На обратном пути он вступает в запойную дуэль с английским моряком, прибывающим в Санкт-Петербург. С матросом обращаются хорошо, но власти, не обнаружив у Левти никаких документов и посчитав его обычным пьяницей, отправляют умирать в больницу для неизвестных.
Матрос, протрезвев, решает найти своего нового друга, и с помощью Платова его находят. Умирая (его голова разбита из-за того, что его бросили на мостовую), он говорит им сказать Императору, чтобы они перестали заставлять своих солдат чистить мушкеты дробленым кирпичом (после того, как он видит грязное ружье в Англии и понимает, что оно стреляет так хорошо, потому что они держать жирным). Однако сообщение так и не приходит, потому что человек, который должен был сообщить об этом Императору, никогда не приходит. Лесков отмечает, что Крымская война могла бы обернуться иначе, если бы сообщение было доставлено. Рассказ заканчивается комментарием Лескова о замене хорошего, кровного труда и творчества машинами.
Эта история глубоко укоренилась в российском сознании как архетип отношений между Россией и Западом. Язык рассказа уникален; многие его неологизмы и просторечия с народным привкусом (очень забавные и естественные, хотя в основном придуманные Лесковым) стали общеупотребительными поговорками и пословицами. По иронии судьбы, и славянофилы, и западники использовали эту историю в поддержку своих взглядов; действительно, история Левши может означать русскую изобретательность и мастерство, которые поражают мир, или она может быть использована как символ угнетающего российского общества, плохо обращающегося со своими самыми талантливыми людьми.


Стальная блоха | Блог 1streading

« Стальная блоха » Николая (или Николая) Лескова (сокращенная форма ее русского названия «Сказка о косоглазом левше из Тулы и стальной блохе») иногда считается его наиболее типичным произведением. . Это, безусловно, демонстрирует безумное, бесшабашное повествование с хитрым чувством юмора. История начинается с того, что император Александр Первый в Лондоне восхищается технологиями англичан, к большому огорчению сопровождавшего его казака Платова:

«…если Платов замечал, что Государь интересуется чем-то заграничным, то как только все проводники замолкали на минуту, Платов выскакивал и говорил то, то и другое, говоря им, что наши дома просто как хорошо…»

Чудеснее всего стальная блоха, которую они дарят Императору, такая маленькая, что кажется только пятнышком, с ключом для заводных частей часового механизма, который можно увидеть только через «нитроскоп». (Хотя англичане подарили блоху Александру, они берут с него плату за то, чтобы нести ее — Лесков направляет свои сатирические колкости на любую нацию, оказавшуюся в пределах досягаемости).

Александр возвращается в Россию с блохой, Платов, все еще дымящийся (буквально из трубки), удаляется на свое «гневное ложе», и о блохе забывают, пока годы спустя ее не открывает Николай Первый. Платова тоже заново открывают (с «нитроскопом», который он прикарманил в день получения блохи) и, таким образом, снова заводят и заставляют танцевать. Платов предлагает отвезти его в Тулу, «чтобы посмотреть, не переплюнут ли его наши мастера, чтобы англичане не властвовали над нами, русскими». И вот блоха попадает в руки Левши и его товарищей-металлистов, которые обещают:

«…когда ты вернешься, у тебя будет кое-что достойное того, чтобы показать его Императорскому Великолепию.
Но что именно, так и не сказали.

Во второй половине рассказа Левти возвращает блоху в Англию, чтобы продемонстрировать свою работу, что позволяет Лескову еще больше посмеяться над культурными различиями двух народов. На самом деле вся эта история действительно забавна — и, если этого мало, Лесков пускает в ход остроумную игру слов: военное снаряжение типа «морских ли-метров, авантюрных берегов для пехоты, непромокаемых вожжей для кавалерии»; «предубеждение» вместо предубеждения и, мой личный фаворит, «клеветник» из «Daily Telegraft».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *