Краткое содержание путешествие из петербурга в москву глава спасская полесть: Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, главы 6, 7, 8, 9, 10

Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, главы 6, 7, 8, 9, 10

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

В этой статье читатели познакомятся с содержанием 6 – 10 глав произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

Содержание:

  • 1 6. Спасская Полесть
  • 2 7. Подберезье
  • 3 8. Новгород
  • 4 9. Бронницы
  • 5 10. Зайцово

6. Спасская Полесть

На станцию «Спасская Полесть» путешественник приезжает во время дождя и становится на ночлег в первейшей лачуге. Пробудившись, он подслушал обсуждения хозяев дома, которые, как позже он узнал, были присяжными.

Мужчина повествовал своей супруге о наместнике государя, который, будучи молодым, путешествовал на чужбине, где пристрастился к устрицам, после чего они стали постоянными в его рационе, увеличиваясь в количестве с повышением чина наместника. Дошло до того, что курьера отправляли за устрицами в Петербург, будто за чем-то важным и не терпящим отлагательств делом.

По сути, муж рассказывает жене, как его вывели в чин – потому что он и был тем самым курьером, будучи в чине сержанта, который осуществлял доставку устриц барину, за что тот его и повысил, произведя в чин прапорщика.

Также жена говорит о неприязненных взаимоотношениях ее мужа с казначеем, указывая на то, что он берет промен со всех, но с казначеем не делится, на что муж просит ее, чтобы она говорила потише, опасаясь того, что его подслушают.

На следующий день путешественник повстречал на станции парня, требовавшего себе лошадей без подорожной, не торгуясь с ямщиками. Потом попросил у путника помощи, на что тот согласился, и они поехали вместе в одной кибитке, беседуя по пути. Мужчина поведал о случившемся с ним несчастье, которое стало для него полной неожиданностью.

Он был счастлив –имел богатство, у него была беременная супруга, а в доме часто были гости. Но случилось так, что его без вины осудили, потому что обманул доверенный человек, оболгав его. Из-за этого жена незнакомца умерла при ранних родах. Откровение путешественника возмутило главного героя и рассердило его на государство.

В дороге герой заснул, и ему снился сон, что он – сидящий на золотом троне царь, а подле него слуги, которые радостные и восторженные, хвалят его. И лишь одна женщина находилась поодаль ото всех и сказала, что является лекарем и излечит слепоту царя, убрав с глаз бельма.

После чего убрала пелену с глаз, прикоснувшись к ним, и монарх узрел истину, окружавшую его. Оказалось, что его государство не идеальное, а рядом были лишь подхалимы и лжецы, после чего все чудесное, окружающее его, разоблачается.

7. Подберезье

Пробудившись ото сна, Путник ощущает сильную головную боль и тяжесть. Вспомнив совет своей няни, он готовит себе кофе, заодно предложив попутчику, на что тот согласился, так как герой сам не смог осилить пять чашек. Они начали беседу.

При более подробном знакомстве выяснилось, что незнакомец являлся членом семинарии, что в Новгороде, а в Петербург стремился ради встречи с родным дядей, работавшим секретарем в штате. Главной же целью являлось просвещение, нехватку которого путник ясно наблюдал в государстве.

Также, по его мнению, преподавать и учить людей лучше на их родном языке, в результате чего люди обучались бы быстрее и больше. Потом он много размышляет о людских заблуждениях и просвещении, говорит о писателях и литературе.

8. Новгород

При приближении к Новгороду, путнику вспоминается история города и округи, которую знал из летописей. Например, что правило городом вече – народное собрание, а князья владели существенно меньшей властью.

А остановившись на мосту через Волхов, он размышляет о завоевавшем Новгород царе Иване Грозном и вспоминает о его поступке, думая о том, имелись ли полномочия у царя, или нет. После чего заключает, что без силы право – пустое слово.

9. Бронницы

Путешественник, пока ему меняли коней, забрался на гору, размышляя о том, как же неизвестно и туманно будущее, о познании жизни и мудрости.

По слухам, там, где стоит деревня Бронницы, раньше был древний город Холмоград, имевший языческое капище, на месте которого ныне стоит христианская церковь.

10. Зайцово

На почтовой станции «Зайцово» герою повезло встретить старого друга Крестьянкина, который был по своей натуре человеком добрым и отзывчивым.

Будучи служащим в уголовной палате, участвовал в судебных процессах, из-за чего оставил должность. Причиной ухода со службы стал один асессор, который в своем имении людей считал за зверей и обходился соответствующим образом.

Суть причины такова – в имении была красивая девушка, которая имела жениха, любя его. И вышло так, что на нее положил глаз сын асессора. Но на его просьбы и требования она ответила отказом, храня верность любимому. После того сыны барина совершили насилие над девушкой, за что потом возлюбленный девушки вместе с отцом проломили голову одному из них.

Про то асессор прознал и потребовал, чтобы крестьянина подвергли наказанию. Однако за него вступились другие крестьяне, и закончилась эта история тем, что они убили барина.

После чего началась новая история, уже судебная. В сложившейся ситуации Крестьянкин придерживался своего мнения, полагая, что крепостные правильно поступили, убив асессора. А суд, будучи подкупленным, выдвинул обвинения в с сторону крестьян, при этом не замечая преступлений убитого барина и его сынов. А его жена подкупила суд и сказала, что самолично расправится со своими крепостными.

У героя проскакивает мысль о равенстве всех людей с самого их появления на свет.

Потом герою приходит письмо от пожилого товарища по фамилии Дурындин по поводу женитьбы того на бывшей хозяйке борделя, которая богата.

Читайте также:

Adblock
detector

Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева (см. его полный текст) написано в форме путевых заметок. По дороге из новой российской столицы в старую рассказчик проезжает через города, местечки и станции. На них он встречается с людьми разных общественных положений, наблюдает характерные жизненные случаи – и пытается из этих происшествий и разговоров создать подробную и цельную картину современной ему русской жизни, больше всего указывая на её пороки и недостатки.

 

Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Выехав из Петербурга, рассказчик лишь к ночи добирается до почтовой станции София. Из-за темноты ему не хотят делать там перемену лошадей. Рассказчик добивается её, только сунув деньги на выпивку ямщикам.

В Тосне Радищев встречает писаря-стряпчего, который зарабатывает на жизнь, выдумывая молодым незнатным дворянам поддельные родословные с большим числом старинных предков. На пути из Тосны в Любань рассказчик замечает крестьянина, который пашет в церковный праздник – воскресенье, когда по обычаю полагается отдыхать. Пахарь объясняет: он берёт на себя такой грех, потому что шесть будничных дней недели по приказу помещика приходится работать на барщине. Повествование об этом случае сопровождается у Радищева рассуждением о барских беззакониях.

В Чудове героя повести нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, как он в Петербурге, отправился кататься на большой лодке. Но начался шторм, волны зажали лодку между камней, и она стала тонуть. Двое бывших в ней гребцов с риском для жизни поплыли посреди бури к далёкому берегу. Один из них, добравшись до суши, прибежал к местному начальнику – просить, чтобы тот срочно послал подмогу тем, кто остался в лодке. Но начальник спал, а помощники побоялись его будить. Тонущим всё же удалось спастись. Ч. после этого пытался пристыдить нерадивого начальника, однако тот нагло ответил, что спасение на водах не входит в его обязанности. Негодующий Ч. плюнул почти что в лицо начальнику – и после этого счёл за лучшее покинуть Петербург.

По дороге из Чудова в Спасскую Полесть герой повести встречается с человеком, который решил разбогатеть на откупах, но был коварно обманут компаньоном, попал под суд и лишился состояния. Жена его в волнении прежде времени разрешилась от бремени – и умерла вместе с новорождённым дитятей. Чтобы спасти несчастного, друзья посадили его в кибитку и посоветовали спасаться в ней «куда глаза глядят». Слушая этот рассказ, Радищев думает, что спасти таких попавших в беду невинных способна только верховная власть – но для этого она должна быть истинно справедливой и бескорыстной. У Радищева мало надежды на то, что власть станет такой. Он представляет себе образ монарха, который уверен, что его государство процветает. Но странница Прямо-взора проясняет зрение этого государя, и он видит, что его правление на самом деле неправедно, что он возвышал одних недостойных льстецов. Прежнее убеждение монарха в благодетельности своих поступков оказывается лишь сном.

На станции Подберезье рассказчик встречает семинариста, который рассказывает ему о современном обучении. Радищева это наводит на рассуждение о науке и общественной роли писателя.

Вскоре он добирается до Новгорода, который в старину имел строй народоправства.

Радищев размышляет о демократии. Он идёт обедать к именитому гражданину Карпу Дементьевичу и беседует с этим бывшим купцом о подробностях ведения торговли. Оба они высказывают критические замечания о векселях.

В Зайцеве герой повести встречает своего приятеля Крестьянкина, который прежде служил в уголовной палате, но теперь оставил эту должность, ибо видел в судах только жестокость и взяточничество. Крестьянкин рассказывает Радищеву о случае, когда сын одного помещика беззаконно посягнул на честь молодой крестьянки – и был за это убит её женихом. Уголовная палата приговорила этого жениха и нескольких его друзей к казни и пожизненной каторге. Именно это происшествие и побудило Крестьянкина оставить службу.

В Крестцах Радищев наблюдает за расставанием отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец убеждает их быть добродетельными, строго следовать закону, сдерживать душевные порывы, ни перед кем не раболепствовать. Умилённый этим наставлением Радищев выражает мнение, что родителя с детьми всегда должны связывать «нежные чувствования сердца», а не принуждение.

В Яжелбицах рассказчик видит, как хоронят молодого человека и как над покойником плачет его отец, заразивший сына при зачатии «смрадной болезнью», которой страдал сам. Главным виновником распространения «смрадных болезней» Радищев считает государство.

В Валдае рассказчик вспоминает устное предание о монахе Иверского монастыря, который влюбился в одну местную девушку и ради свиданий с ней, подобно мифическому герою Леандру, переплывал Валдайское озеро. Однажды он отправился в такое плавание среди сильной бури – и утонул.

В Едрове Радищев знакомится с благонравными крестьянами – девушкой Анютой и её женихом Иваном. Чтобы способствовать их семейному счастью, Радищев предлагает им деньги на обзаведение. Но Иван, проявляя благородство, достойное дворянина, отказывается взять деньги, говоря, что заработает на жизнь себе и Анюте сам. Рассказчик размышляет о существующих в России плохих брачных обычаях.

На пути в Хотилово герой рассуждает о страшном вреде «зверского обычая» крепостничества. Нельзя, считает он, дозволять одному человеку порабощать другого. Государство, где две трети населения – бесправные крепостные, никогда не будет блаженствовать. Принудительный труд на бар малопроизводителен и плодит нищету. У почтовой станции рассказчик якобы случайно находит исписанную бумагу, где выражен тот же взгляд на крепостное право. Почтальон говорит ему, что последним здесь проезжал один его друг – он, видимо, и был автором этих потерянных записок.

В Торжке Радищев встречает человека, который хочет завести свободное от цензуры книгопечатание. Они вдвоём рассуждают о вредности цензуры, которая отучает читателей думать и действовать самостоятельно. Цензурой должно служить само общество, признавая либо отвергая писателя. В заключение этой главы Радищев излагает историю возникновения цензуры.

По пути в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого и возмущается описываемым там случаям продажи с торгов имущества разорившихся дворян. В числе этого имущества с молотка продают и крестьян – в том числе стариков и младенцев.

В ближайшем трактире рассказчик ведёт со знакомым разговор о стихосложении. Пользуясь этой внешне невинной темой, Радищев цитирует в повести свою оду «Вольность» – с подлинно революционным содержанием.

В деревне Городня путешественник становится свидетелем рекрутского набора, который проходит среди рыданий матерей, жен и невест крестьян, угоняемых на военную службу. Впрочем, один из рекрутов даже рад: он предпочитает лучше уйти в армию, чем остаться на родине во власти злого барина.

В Пешках рассказчик посещает бедную крестьянскую избу, где хозяйка просит у него кусок сахара для ребёнка. Негодуя по поводу бедности крестьян, Радищев обращает гневную речь к дворянам: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Радищев пророчит, что если жестокие бары не подвергнутся справедливому суду на этом свете, то будут сурово наказаны Богом на том.

«Путешествие из Петербурга в Москву» завершается «Словом о Ломоносове», которого Радищев горячо хвалит и называет «первым в стезе российской словесности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *