Краткое содержание полтавы пушкина: «Полтава» краткое содержание поэмы Александра Пушкина – читать пересказ онлайн

Полтава (Пушкин) — краткое содержание для читательского дневника

Главная > Читательский дневник > 7 класс > Полтава

Название произведенияПолтава
АвторАлександр Сергеевич Пушкин
ЖанрПоэма
Год написания1828

Из краткого содержания «Полтавы» читатели узнают подробности исторической Полтавской битвы и семейной вражды влиятельнейших людей Украины начала XVII века. Поэт виртуозно соединил в поэме историю любви и ненависти, политические трения и другие серьёзные темы. Произведение русского классика держит читателя в напряжении до оконца, заставляя задуматься младшее и старшее поколение.

Главные герои

  • Кочубей — генеральный судья Запорожского Войска, уважаемый и богатый казак, отец Марии
  • Мария — дочь Кочубея, предавшая свою семью из-за запретной любви
  • Супруга Кочубея — мать Марии, прокравшаяся во дворец Мазепы
  • Мазепа — гетман, мстительный и властный старик, возлюбленный Марии
  • Искра — полковник и соратник Кочубея
  • Пётр I — русский царь и полководец
  • Карл XII — шведский король

Сюжет произведения

Богатый и уважаемый казак Кочубей славился прекрасной дочерью Марией. Самые завидные женихи Украины и России получали отказ, ведь сердце её было занято – девушка была влюблена в своего крёстного отца Мазепу. Мазепа являлся другом её отца и гетманом, был намного старше Марии. Однажды девушка тайно покинула дом родителей и сбежала жить к своему возлюбленного. Кочубей не смог пережить предательства своего некогда верного друга Мазепы. Вместе с полковником Искра они пишут донос самому Петру I о намерении Мазепы принять сторону шведского противника в сражении.

Великий русский царь не поверил доносу, но гетмана всё же оскорбил. Мазепа, в свою очередь, решил жестоко отомстить Кочубею и Искре, спровоцировать их казнь. Узнав об этом, мать Марии тайно пробирается в замок врага к спящей дочери, которая ничего не знает. Женщина умоляет дочь спасти отца. Женщины опаздывают на казнь и Кочубею с Искрой отрубают головы. Мария бесследно исчезает.

Мазепа притворяется больным и переходит на сторону Карла XII. Он намерен отомстить Петру I, помогая шведскому королю выйти на Москву. Русский царь с успехом разгромил шведское войско, повернув на Полтаву. Полтавская битва заканчивается бегством Мазепы со своим соратником Филипом Орликом. Остановившись на ночь в бывшей усадьбе Кочубея, Мазепа в последний раз видит Марию. Девушка сходит с ума, исчезает, её судьба остаётся неизвестной. Бежав в Турцию, Мазепа вскоре умирает. Проходит сто лет, в память о Кочубее посажен ряд дубов в полтавской Диканьке.

План пересказа

  • 1Описание Кочубея и его дочери Марии.
  • 2Гетман Мазепа просит руки Марии.
  • 3Исчезновение дочери Кочубея. Общественный позор.
  • 4Решение Кочубея отомстить Мазепе. Составление доноса с полковником Искрой Петру I.
  • 5Русский царь не верит клевете, считает Мазепу верным и преданным воином.
  • 6Намерения Мазепы отомстить Кочубею. Мать Марии тайком проникает к спящей дочери.
  • 7Казнь Кочубея и Искры. Исчезновение Марии.
  • 8Притворство Мазепы больным, переход на сторону шведов. Победа русской армии.
  • 9Полтавская битва. Бегство Мазепы.
  • 10Последняя встреча гетмана с Марией в бывшей усадьбе Кочубея.
  • 11Память о невинном Кочубее спустя век в Диканьке.

Главная мысль

Мария предала родителей и осквернила свою честь ради слепой любви. По её вине разгорелась вражда между гетманом и генеральным судьёй (её отцом). Девушка не смогла перенести смерть родного отца, потеряв рассудок. Она увидела истинное лицо Мазепы, который всегда был подлым и коварным человеком. Жаль, что было слишком поздно.

Вывод

Произведение одновременно затрагивает ценность дружбы, любви, грань человеческой подлости. Обиженный человек способен на ужасные вещи, он живёт планами мести, но судьба наказывает злые помысли. Подлые поступки возвращаются той же монетой, а всё тайное становится явным. Автор затрагивает важный аспект – любовь бывает слепа. Не стоит доверять внезапным чувствам, порывам страсти – они лишь толкают на необдуманные поступки. В жизни нет ничего важнее семьи и здоровья родителей.

1017667

Категории дневника:

7 классАлександр Пушкин

Краткое содержание Полтава Пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Пушкин
  • Полтава

Богат и известен генеральный судья Кочубей: его земли обширны, табуны огромны, меха, серебро и золото не считаны. Но главное его сокровище – дочь Мария, юная, красивая, скромная. Много женихов со всего края сватались к ней, но всем было отказано.

Гетман Мазепа стар, сед, но он испытывает к девушке не страстные юношеские чувства, а крепкую любовь до смерти. Родители Марии недовольны сватовством крестного отца, мать сообщает ей, что свадьба не может состояться. Девушка лишается чувств и два дня не может прийти в себя. На третий день она исчезает.

Скоро Кочубею становится известно, что его дочь добровольно сбежала с гетманом. Он может прямо отомстить за честь дочери, убив похитителя, но у него есть другой план.

Тем временем Россия крепнет, готовясь к новой войне со Швецией. Народ Уурайны волнуется, молодые люди призывают выступить против Петра и вернуть независимость стране. На старого гетмана сыплются упрёки. Никому не ведомо, что он задумал.

Только Кочубею, когда-то близко дружившему с Мазепой, удалось предугадать его действия. Он собирает верных товарищей, чтобы послать Петру донос на изменника-гетмана. В шапку молодому казаку, любившему Марию, зашивают документ, и он скачет к царю.

Не зная о доносе, Мазепа готовит измену. С помощью иезуита, княгини Дульской и архиепископа он подговаривает донских казаков, поляков, турок и шведского короля Карла. Из России ему присылают донос. Пётр не сомневается в верности гетмана, и последний просит обезглавить «клеветников». Несмотря на любовь к Марии, Мазепа готовит казнь Кочубея и Искры.

Он мрачен и холоден к девушке, пожертвовавшей своей честью и семьёй ради него. В ответ на ревность Марии гетман рассказывает ей о намерении присоединиться к шведам. Девушка рада видеть возлюбленного королём, ей ничего не известно о казни отца.

Кочубей проводит свою последнюю ночь в старом замке. Орлик приходит к нему с допросом, ища богатства приговорённого. Тот отвечает, что у него было три клада: собственная честь, потерянная в пытках, честь дочери, украденная Мазепой, и месть, которую он унесёт с собой. Начинается новая пытка.

Гетман в светлице наблюдает за спящей Марией. Ему жаль, но политические дела он ставит выше. После ухода Мазепы к девушке пробирается мать. Она рассказывает о казни и просит Марию спасти отца. Но женщины опаздывают.

Никто не может найти Марию. Душевные муки не мешают гетману строить козни. Он претворяется больным и в нужный момент идёт с Карлом против Петра. Видя легкомысленность своего союзника, Мазепа сожалеет о союзе с ним, но всё равно желает мстить Петру за давнишнее унижение.

Полтавское сражение окончено, союзники спасаются бегством. Ночью в одной из пещер к Мазепе приходит лишенная рассудка Мария. С ужасом узнавая её родной дом, старый гетман мчится дальше. Искра и Кочубей похоронены героями, а о бедной девушке ничего не слышно.

Данная поэма учит преданности, верности, важности сохранения собственной чести. Важно иметь внутренний стержень и не прогибать под обстаятельствами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пушкин. Все произведения

  • Арап Петра Великого
  • Барышня-крестьянка
  • Бахчисарайский фонтан
  • Борис Годунов
  • Братья разбойники
  • Выстрел
  • Гаврилиада
  • Граф Нулин
  • Гробовщик
  • Домик в Коломне
  • Дубровский
  • Дубровский по главам
  • Евгений Онегин
  • Евгений Онегин по главам
  • Жених
  • История Пугачёва
  • Кавказский пленник
  • Каменный гость
  • Капитанская дочка
  • Кирджали
  • Маленькие трагедии
  • Медведиха
  • Медный всадник
  • Метель
  • Моцарт и Сальери
  • Песнь о Вещем Олеге
  • Пиковая дама
  • Пиковая дама по главам
  • Пир во время чумы
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Русалка
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о царе Салтане
  • Скупой рыцарь
  • Станционный смотритель
  • У Лукоморья дуб зелёный
  • Цыганы

Полтава.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Хромая Молли (английская сказка)

    Жили в небольшом селении муж и жена. В их семье было много детей, и родителям с каждым годом всё труднее прокормить их. Тогда они решили отвести в ближайший лес старших детей – трёх сестёр.

  • Краткое содержание Куприн Барбос и Жулька

    Рассказ «Барбос и Жулька», написанный русским писателем Куприным Александром Ивановичем, повествует о дружбе двух собак – комнатной и дворовой.

  • Джейн Остин

    Джейн Остин – всеми известная английская писательница. Одна из первых людей, которая сделала роман более «живым», добавив в него ежедневную рутину.

  • Краткое содержание Лисистрата Аристофана

    Эта древняя комедия, как нельзя более актуальная в наши дни. Она повествует о том, как женщины остановили войну между Спартой и Афинами. Вдохновительницей этого героического по сути своей поступка стала женщина по имени Лисистрата

  • Краткое содержание Чехов Радость

    Это очень забавный и ироничный рассказ А. П.Чехова. Действие рассказа разворачивается в доме, где все уже готовятся ко сну, но внезапно в сонное жилище своих родителей врывается возбужденный каким-то известием сын

Александр Пушкин | Биография, работы и наследие

Александр Пушкин

Смотреть все СМИ

Год рождения:
6 июня 1799 г. Москва Россия
Умер:
10 февраля 1837 г. (37 лет) Санкт-Петербург Россия
Известные работы:
«Борис Годунов» «Египетские ночи» «Евгений Онегин» «Моцарт и Сальери» «Руслан и Людмила» «Жених» «Медный всадник» «Фонтан Бахчисарая» «Цыгане» «Негр Петра Великого» «Кавказский пленник» «Пиковая дама» «Братья-разбойники» «Каменный гость» «Для моих друзей»
Механизм/стиль:
Романтизм Арзамасское общество

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Александр Пушкин , полностью Александр Сергеевич Пушкин , (род. 26 мая [6 июня по новому стилю] 1799, Москва, Россия — умер 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург), русский поэт , романист, драматург и автор рассказов; его часто считают величайшим поэтом своей страны и основоположником современной русской литературы.

Первые годы

Отец Пушкина происходил из старинного боярского рода; его мать приходилась внучкой Абраму Ганнибалу, который, согласно семейному преданию, был абиссинским князьком, купленным в рабство в Константинополе (Стамбуле) и усыновленным Петром Великим, соратником которого он стал. Пушкин увековечил его в неоконченном историческом романе Арап Петра Великого (1827; Негр Петра Великого ). Как и многие аристократические семьи в начале 19в России, родители Пушкина восприняли французскую культуру, и он, его брат и сестра научились говорить и читать по-французски. Они были оставлены на попечение бабушки по материнской линии, которая рассказывала Александру, в частности, истории его предков на русском языке. От Арины Родионовны Яковлевой, своей старой няни, вольноотпущенной крепостной (увековеченной как няня Татьяны в

Евгений Онегин ), он услышал русские народные сказки. Летом в подмосковном имении бабушки он разговаривал с крестьянами и проводил часы в одиночестве, живя в мире грез не по годам развитого, богатого воображением ребенка. Он много читал в отцовской библиотеке и черпал вдохновение от литературных гостей, которые приходили в дом.

В 1811 году Пушкин поступил в только что основанный Императорский лицей в Царском Селе (позднее переименованный в Пушкина) и там начал свою литературную деятельность изданием (1814, в «Вестник Европы», «Вестник Европы») своего стихотворного послания «К Мой друг, Поэт». В своих ранних стихах он следовал стилю своих старших современников, поэтов-романтиков К.Н. Батюшков и В.А. Жуковского, французских поэтов XVII и XVIII веков, особенно виконта де Парни.

В Лицее он также начал свое первое законченное крупное произведение, романтическую поэму Руслан и Людмила

(1820; Руслан и Людмила ), написанную в стиле повествовательных поэм Людовико Ариосто и Вольтера, но со старорусским постановка и использование русского фольклора. Руслан, созданный по образцу традиционного русского былинного героя, сталкивается с различными приключениями, прежде чем спасти свою невесту, Людмилу, дочь Владимира, великого князя Киевского, которую в брачную ночь похитил злой волшебник Черномор. Стихотворение игнорировало принятые правила и жанры и подверглось яростным нападкам со стороны обеих устоявшихся литературных школ того времени, классицизма и сентиментализма. Однако она принесла Пушкину славу, и Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного мастера».

Викторина «Британника»

Любимые литературные произведения: правда или вымысел?

Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.

Санкт-Петербург

В 1817 году Пушкин поступил в министерство иностранных дел в Санкт-Петербурге, где был избран в Арзамас, элитный литературный кружок, основанный друзьями его дяди. Пушкин также вступил в объединение «Зеленая лампа», которое, хотя и было основано (в 1818 году) для обсуждения литературы и истории, стало подпольным отделением тайного общества «Союз благоденствия». В своих политических стихах и эпиграммах, широко распространенных в рукописях, он сделал себя выразителем идей и чаяний тех, кто должен был принять участие в декабристском восстании 1825 года, неудачной кульминации русского революционного движения на его ранней стадии.

Изгнание на юге

За эти политические стихи Пушкин был выслан из Петербурга в мае 1820 года в отдаленную южную губернию. Направленный сначала в Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина), он там заболел и, выздоравливая, путешествовал по Северному Кавказу, а затем в Крым с генералом Раевским, героем 1812 года, и его семьей. Полученные впечатления послужили материалом для его «южного цикла» романтических повествовательных поэм: Кавказский пленник (1820–21; 9).0045 Кавказский пленник ), Братья разбойники (1821–22; Братья-разбойники ), и Бахчисарайский фонтан (1823; Бахчисарайский фонтан ).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя этот цикл стихов подтвердил репутацию автора Руслана и Людмилы и Пушкина провозгласили ведущим русским поэтом того времени и лидером романтического, свободолюбивого поколения 1820-х годов, сам он не был доволен этим. В мае 1823 года он начал работу над своим центральным шедевром, романом в стихах 9.0045 Евгений Онегин (1833 г.), над которой он продолжал работать с перерывами до 1831 г. В ней он вернулся к идее изображения типичной фигуры своего времени, но в более широком контексте и с помощью новых художественных приемов и приемов.

Евгений Онегин разворачивает панорамную картину русской жизни. Герои, которых она изображает и увековечивает, — Онегин, разочарованный скептик; Ленский, романтик, свободолюбивый поэт; и Татьяна, героиня, глубоко любовное исследование русской женственности: «драгоценный идеал», по словам самого поэта, — типично русские и показаны в связи с социальными и экологическими силами, которые их формируют. Хотя формально произведение напоминает «9» лорда Байрона.0045 Дон Жуан, Пушкин отказывается от субъективной, романтизированной трактовки Байрона в пользу объективного описания и показывает своего героя не в экзотическом окружении, а в сердцевине русского быта. Таким образом, действие начинается в Петербурге, продолжается в провинциальной усадьбе, затем переходит в Москву и, наконец, возвращается в Петербург.

Тем временем Пушкин был переведен сначала в Кишинев (1820–1823; ныне Кишинев, Молдова), а затем в Одессу (1823–24). Его горечь по поводу продолжающейся ссылки выражена в письмах к друзьям — первом из собрания переписки, ставшего выдающимся и непреходящим памятником русской прозы. В Кишиневе, отдаленном форпосте в Молдавии, он много времени уделял писательству, хотя и погрузился в жизнь общества, занятого любовными интригами, пьянством, азартными играми и насилием. В Одессе он страстно влюбился в жену своего начальника графа Воронцова, губернского генерал-губернатора. Он участвовал в нескольких дуэлях, и в конце концов граф потребовал его увольнения. Пушкин в письме к другу, перехваченном полицией, заявил, что теперь он берет «уроки чистого атеизма». Это, в конце концов, привело к тому, что его снова сослали в имение его матери Михайловское, под Псковом, на другом конце России.

На Михайловском

Хотя два года в Михайловском были несчастливы для Пушкина, они должны были оказаться одним из самых продуктивных его периодов. В одиночестве и изоляции он приступил к тщательному изучению русской истории; он познакомился с крестьянами в поместье и заинтересовался записью сказок и песен. В этот период все более отчетливо проявляются специфически русские черты его поэзии. Его баллада «Жених» (1825; «Жених»), например, основана на мотивах русского фольклора; и его простой, стремительный стиль, совершенно отличный от блестящей экстравагантности Руслан и Людмила или романтическая, мелодичная музыка «южных» стихов, подчёркивает его суровую трагичность.

В 1824 г. он издал Цыганы ( Цыганы ), начатые ранее в рамках «южного цикла». В Михайловском тоже написал губернские главы Евгения Онегина; поэма Граф Нулин (1827; «Граф Нулин»), основанная на жизни сельского дворянства; и, наконец, одно из крупных его произведений, историческая трагедия Борис Годунов (1831).

Последний знаменует собой разрыв с неоклассицизмом французского театра и построен на «народных принципах» пьес Уильяма Шекспира, особенно историй и трагедий, пьес, написанных «для народа» в самом широком смысле и потому универсальных по своей сути. обращаться. Написанная накануне восстания декабристов, она затрагивает животрепещущий вопрос об отношениях между господствующими классами во главе с царем и массами; именно нравственное и политическое значение последнего, «суда народа», подчеркивает Пушкин. Действие происходит в России в период политического и социального хаоса на пороге XVII века, его тема — трагическая вина и неумолимая судьба великого героя — Бориса Годунова, зятя Малюты Скуратова, фаворита Ивана I. Грозный, а здесь представлен как убийца маленького сына Ивана, Дмитрия. Развитие действия в двух планах, одном политико-историческом, а другом психологическом, виртуозно и поставлено на фоне бурных событий и беспощадных амбиций. Пьеса во многом обязана чтению Пушкиным ранних русских летописей и летописей, а также Шекспиру, который, по выражению Пушкина, был его мастером в смелой, свободной трактовке характеров, простоте и правдивости по отношению к природе. Хотя и лишенный повышенной поэтической страсти шекспировских трагедий, Борис отличается «убедительностью положения и естественностью диалога», к которой стремился Пушкин, то используя разговорную прозу, то пятистопный ямб большой гибкости. Тонко и сочувственно прорисован характер самозванца, Лжедмитрия; и сила народа, которая в конце концов возводит его на престол, так сильно подчеркивается, что публикация пьесы задерживалась цензурой. Умение Пушкина создать психологическое и драматургическое единство, несмотря на эпизодическое построение, усилить драматическое напряжение экономией языка, деталей и характеров, делает эту выдающуюся пьесу революционным событием в истории русской драматургии.

Русская литература полна имперской идеологии

Анализ

Русская классическая литература, переполненная бесчеловечным национализмом, сегодня читается тревожно знакомо.

Портрет Александра Пушкина.

Портрет Александра Пушкина. Художественная библиотека Бриджмена

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, 19русский поэт X века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Одна из улиц Гоголева — города к востоку от столицы Украины Киева — носит имя Михаила Лермонтова, русского поэта XIX века. Лермонтов никогда не был в Украине, и лишь несколько его стихов затрагивают украинскую тематику. Но улицы по всей Украине до сих пор названы в его честь и других российских деятелей культуры, наследие ее советского имперского прошлого. Гоголев, где в марте произошли ожесточенные бои, также чествует Антона Чехова, Владимира Маяковского и Александра Пушкина. Именование улиц в каждом городе, городке и деревне — это всего лишь один из инструментов империи для обозначения и контроля своего колониального пространства. Каждое известное русское имя было способом исключить украинское. Названия улиц были инструментом для стирания местной памяти.

Великие российские литераторы, однако, не просто предоставили свои имена имперскому проекту своей страны. Гораздо больше, чем принято считать, их сочинения также помогли сформировать, распространить и укоренить имперскую идеологию и националистическое мировоззрение России.

А Лермонтов? В русской литературе он имеет специфический образ писателя, солдата, ловеласа, поэта-романтика. Он вызывал в воображении идиллические образы Кавказа, захватившие его воображение, как и многие другие известные русские писатели. Как и Пушкин, он трагически погиб на дуэли.

Но за романтизмом начала 19 века скрывается нечто другое: холодная хватка империи. Самое известное стихотворение Лермонтова — « Мцыри » или « Послушник », написанное в 1839 году, — это идиллическое повествование о кавказском монахе, взятом мальчиком в плен русским офицером. Ключевая эмоция стихотворения – чувство безысходности: Гордая и славная история народов Кавказа осталась в прошлом и ушла навсегда, а ностальгия главного героя по утраченному прошлому говорит нам о том, что он принадлежит к побежденной стороне человечества. В Уланша , раннее непристойное стихотворение Лермонтова, он повествует о коллективном изнасиловании женщины русскими солдатами; в тексте, кажется, нет никаких видимых признаков симпатии к жертве. Другое стихотворение, Кавказец Кавказец »), намекает на то, что настоящие кавказцы — не туземцы, а русские солдаты, завоевавшие этот регион в начале 19 века, точно так же, как советские солдаты, посланные для вторжения и оккупации Афганистана, в просторечии называли «афганцами».

Подобно тому, как Лермонтов построил имперскую, колониальную российскую перспективу на Кавказе, Пушкин сделал то же самое на Украине. Возьми Полтава , стихотворение Пушкина об Иване Мазепе, украинском гетмане, который восстал против тогдашнего царя Петра Великого, когда тот ужесточал контроль России над Украиной (и которого президент России Владимир Путин только что упомянул в речи о возвращении земель Российской империи). ). Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления российскому господству и напоминанием о том, что царская Россия нарушила договор 17-го века о сохранении автономии казаков (будущих украинцев) в обмен на верность московитам (будущим русским). Для украинцев Питер нарушил сделку; для русских любые украинские претензии на автономию были предательством, как и для Путина сейчас. Пушкин придерживается русской точки зрения, изображая Мазепу развратным предателем, который «прольет кровь, как воду». Украинцев следует жалеть и презирать, как предлагает стихотворение, как «друзей старых и кровавых времен».

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях.

То же самое сообщение вы найдете в известной исторической повести русского писателя Николая Гоголя об Украине: Тарас Бульба. Когда Гоголь — украинец по происхождению — сменил свою идентичность на русскую имперскую, он потратил большую часть своего таланта на то, чтобы доказать, что все украинское устарело и, главное, жестоко. По словам Гоголя, им нужна Российская империя, чтобы они могли стать цивилизованными.

Конечно, был и другой взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин создали свой образ украинского казачества как части устаревшего и жестокого прошлого, Тарас Шевченко — украинский поэт, художник и национальный герой — говорил своим соотечественникам, что казачество антитираническое и прото- демократический дух был не пережитком прошлого, а предвестником будущего. Взгляд Шевченко на Кавказ также отличался от лермонтовского: не идиллический пейзаж, где романтизированное русское господство стерло историю, а очень драматическая сцена, где имперское насилие вызывает реки крови, а сопротивление сильно и бескомпромиссно. Боритеся — поборете («Борись, и ты победишь»), культовый лозунг Шевченко о восстании против тирании, взят из его стихотворения Кавказ («Кавказ») и в равной степени применим к кавказской и украинской борьбе против России. имперская власть. Если лермонтовский Кавказ белоснежный, идиллически холодный и далекий от людских страданий, то шевченковский Кавказ кроваво-красный и погружен в борьбу человечества за свободу. Лермонтов пишет стихотворение о коллективном изнасиловании с точки зрения русских преступников; Вернувшийся образ Шевченко — это образ 9.0045 pkrytka — по-украински «падшая женщина». Его провокационная религиозная поэма Мария («Мария») проводит параллель между украинкой покровкой , вынашивающей внебрачного ребенка от московского солдата, возможно, после изнасилования, и матерью Иисуса — как одинокими, страдающими матерями. Сочувствие к женщинам, подвергшимся сексуальному насилию, — это ответ Шевченко на лермонтовскую поэтизацию изнасилования, где в обоих случаях преступник — русский, а жертва — побежденный субъект.

Как только вы начнете его искать, вы обнаружите, что русская литература битком набита империалистическими рассуждениями, романтизированными завоеваниями и жестокостью, и молчанием о последствиях. Даже если произведение якобы сочувствует имперскому субъекту, как Тарас Бульба или Мцыри , это сопереживание есть романтическое представление о печальной судьбе субъекта — вечной отсталости и подчинении. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ как не имеющих истории, о которой стоило бы рассказывать, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживает забвения.

Параллели с сегодняшней российской завоевательной политикой глубоки и широки. Пушкинская «Клеветникам России» — замечательный образец антиевропейской брошюры, направляющей агрессивный русский империализм. Его отношение к польскому восстанию 1830–1831 годов в чем-то похоже на нынешний взгляд Кремля на так называемые цветные революции в бывшей советской империи. Пушкин открыто угрожает Европе войной («Не забыли ли мы еще завоевать?») и напоминает читателям о чудовищности русской мощи и завоеваний («От жарких колхидских степей до ледяных гор Финляндии»). От пушкинской идеологии до сегодняшней неоимперской риторики прямая линия. Одним из российских лозунгов во время российско-украинской войны было «мы можем повторить» — сознательное напоминание о прошлых разрушительных и захватнических войнах, чтобы запугать воображаемых врагов России. Точно так же русский поэт и современник Пушкина Федор Тютчев во время революций 1848 года в Европе прославлял Российскую империю как оплот Европы, препятствующий прорыву опасной демократии — точно так же, как Россия сегодня является авторитарной моделью (и сторонником) антидемократических взглядов. сил справа и слева в Европе.

Когда западные ученые представляют золотой век русской литературы XIX века как интеллектуальную борьбу между западниками и славянофилами, они упускают из виду националистические и империалистические подводные течения, общие для обоих. Даже так называемые западники верили в исключительность России, часто превращались в радикальных противников того, за что, по их мнению, выступала либеральная Европа, и часто лелеяли тираническую модель общества. Немногие авторы лучше иллюстрируют этот феномен, чем русский писатель Федор Достоевский, который в юности превратился из социалистического радикала в религиозного фундаменталиста в более позднем возрасте. Он классно сказал, что русские социалисты и коммунисты «не европейцы» и «в конце концов станут настоящими русскими» — другими словами, в конечном итоге отвергнут Запад. В романе Бесы, Достоевский описывает западные идеи как «бесовские» соблазны, подлежащие осуждению.

Независимо от того, воспринимали ли эти писатели поверхностно западные идеи или нет, их этнонационалистическая, имперская призма помогла России привести к большей тирании, а не к меньшей. Сброшенные на российскую землю, даже западные прогрессивные идеи трансформировались в новую и более сильную тиранию — будь то при великом модернизаторе России Петре Великом или большевиках, чья убийственная тирания была построена на европейских социалистических идеях.

Все это продолжается и сегодня. Когда Россия уничтожила Чечню в 1990-х годах, спровоцировала искусственную сепаратистскую борьбу в Молдове и Грузии в 1990-х, вторглась в Грузию в 2008 году и вторглась на Украину в 2014 году, эти акты жестокости имели свою интеллектуальную основу в великих классиках русской литературы и взглядах их авторов. к колониям и завоеваниям империи. Эти авторы и их произведения до сих пор говорят россиянам, что на землях, оккупированных русскими солдатами, уважать нечего. Когда Пушкин изображал украинских казаков кровавыми и жестокими, это был как раз 19 век.версия XX века сегодняшнего пропагандистского нарратива об украинцах как о предполагаемых нацистах, чья историческая судьба — смерть и покорность. Когда Тютчев представляет Россию XIX века как славного спасителя Европы от демократии, его вторит путинская борьба за свержение цветных революций на Украине и в других местах.

Конечно, русская культура не является единственной причиной русских преступлений, и связь между культурой и политикой никогда не бывает линейной. Но наивно думать, что русская культура невинна и свободна от империалистического дискурса, который веками был в основе российской политики. И хотя западные университеты изучают империализм и ориентализм в западном литературном каноне — на ум сразу же приходят писатели Гюстав Флобер, Редьярд Киплинг и Джозеф Конрад, — они почти полностью игнорируют подобные течения в литературе последней нереконструированной колониальной империи мира, которая борется с другой. война имперского завоевания, как я пишу.

Итак, если вы ищете корни насилия России над соседями, ее желания стереть их историю и ее неприятие идей либеральной демократии, вы найдете некоторые ответы на страницах Пушкина, Лермонтова, и Достоевский.

Владимир Ермоленко — философ, главный редактор UkraineWorld, директор по аналитике «Интерньюс Украина», ведущий подкаста «Объясняя Украину ». Твиттер: @yermolenko_v

Метки: Культура, Россия, Украина, Война

Еще из Foreign Policy

Владимир Путин и Си Цзиньпин во время военного парада 9 мая 2015 года в Москве.

Катастрофа России на Украине обнажает военную слабость Китая

Пекин знает, что его собственные вооруженные силы имеют много общего с неэффективными силами Москвы.

Солдаты Афганской национальной армии тренируются.

Россия вербует афганских коммандос

Брошенные ветераны спецподразделений получают предложения о работе на совсем другом поле боя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *