Горький, Краткое содержание На дне, План 📕
План
1. Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Костылев — содержатели ночлежки; Наталья, сестра Василисы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картежники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие.
2. Васька Пепел — любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. В ночлежке появляется Лука, странник.
3. Лука жалеет людей, вселяет в них надежду через «праведную ложь». Многие под его влиянием начинают изменяться.
4.
Василиса старается подговорить Пепла убить ее мужа, чтобы владеть ночлежкой самой. Но Васька сватается к Наталье. Этот разговор слышит Василиса.
5. Василиса ошпаривает кипятком ноги Наталье. В создавшейся сумятице убивают Костылева. Наталья проклинает и сестру, и Пепла. Лука бесследно исчезает.
6. Толки о старичке идут еще долго. Он оказал огромное влияние на обитателей ночлежки, многие из них задумываются о смысле жизни. И только для Актера такие рассуждения и его обманутые надежды оказываются губительны. Он кончает жизнь самоубийством.
Краткое содержание
Акт 1
Герои пьесы —
обитатели ночлежки. Это мрачный подвал, внешне похожий на пещеру. Вдоль стен выстроены нары, дополняют убранство большой стол, табурет и две скамьи. Все это некрашеное, грязное. У самовара хлопочет Квашня, у стола — Барон, жующий черный хлеб, и Настя. Она читает растрепанную книгу.
Слышно, как кашляет больная Анна. На нарах Бубнов выкраивает шапку. Не скрывая издевки, Барон спорит с Настей, которая пытается доказать, что она свободная женщина и не пойдет замуж. К их разговору присоединяется Клещ, вспыхивает ссора. Анна просит их остановиться, дав ей перед смертью покоя. Квашня не может без жалости смотреть на ее муки. Проснувшийся Сатин выясняет, кто его вчера бил. Бубнов ему рассказывает, что это произошло во время карточной игры. Никому не хочется наводить порядок в помещении ночлежки, обитатели начинают спорить по этому поводу. Жалуясь на то, как ему вредно дышать пылью, с печи спускается Актер. Он говорит, что его «организм отравлен алкоголем». Сатин бормочет что-то непонятное. Это часто с ним происходит. Из-за любви к редко произносимым словам он слывет образованным человеком. К ним он пристрастился, когда в детстве служил на телеграфе, читал много книг. Актер, поддерживая разговор, говорит, что «…образование — чепуха, главное — талант». Он тоже пускается в воспоминания. В прошлом он играл могильщика в «Гамлете» Шекспира, знал многих талантливых артистов. Сочувствуя Анне, Актер выводит ее в сени подышать свежим воздухом, в дверях он встречает Костылева, подозрительно осматривающего ночлежку в поисках жены. Слышно, как он напевает «что-то божественное». Придравшись к Клещу, Коростылев укоряет его, что тот занимает слишком много места, и хорошо бы ему побольше платить за проживание. Так же он ставит в вину Клещу то, что это он во многом поспособствовал болезни Анны.
Воздавая должное возвратившемуся Актеру за участие к больной женщине, он говорит, что это зачтется на том свете. В то же время на этом свете Костылев не собирается скостить ему даже половины долга. Остановившись у двери Васьки Пепла, он стучится. Из-за двери слышится голос Пепла, который интересуется судьбой денег за проданные часы. Услышав, что Костылев их не принес, Васька прогоняет его. Зная, что у Васьки роман с женой Костылева Василисой, Сатин предлагает ему убить Коростылева, а самому взять ее в жены. Беззлобно огрызаясь в ответ на это предложение, Пепел по просьбе Актера дает ему денег взаймы. Тот собирается с Сатиным пьянствовать. Пепел — вор, и деньги даются ему легко. Пепел, разговаривая с Клещом, пеняет ему, что он «зря скрипит». Но Клещ горд тем, что он рабочий человек, он верит в возможность того, что после смерти жены он покинет ночлежку. Он говорит, что ему неприятны люди без чести и совести, но у Пепла на этот счет есть свои возражения. Он уверен, что только тем, у кого есть власть и сила, нужны честь и совесть. И Бубнов поддерживает его, говоря, что он беден, а потому и совести у него нет. Входит новый постоялец — Лука, его приводит Наташа. Наташа призывает Клеща уделять побольше внимания умирающей жене, напоминает о необходимости заботиться о ней. Пепел, явно симпатизируя Наташе, говорит, что не боится смерти, просит Наташу ударить его в грудь ножом, ведь умрет он с радостью в сердце, «потому что от чистой руки». Разговаривая с Наташей, Пепел рискует навлечь на себя гнев Василисы, хотя обитатели ночлежки не раз предупреждали его о ревности хозяйки.
Слышен голос пьяного Алешки. Он обижен, что все его прогоняют. Войдя, он говорит, что не желает, чтобы им командовали, а также не хочет ничего, в том числе и денег. Появляется Василиса… Она раздражена, ведет себя по-хозяйски; угрожает Бубнову выселением, если Алешка еще раз появится. Наконец, выгоняет последнего. Поинтересовавшись паспортом Луки, она направляется к двери в комнату Пепла. По пути она выказывает обитателям свое недовольство по поводу грязи в ночлежке. Поинтересовавшись, заходила ли в ночлежку Наташа и разговаривала ли с Пеплом, Василиса уходит. Настя перестает читать книгу о несчастливой любви. У нее возникает желание напиться, что непременно закончится слезами. Выясняется, Василиса сердится на Алешку за то, что он всем рассказывает о заинтересованности Пепла Наташкой и его намерении в скором времени бросить Василису. Вошедший Медведев делает вид, что ему интересен этот разговор. Одновременно Медведев пытается добиться расположения Квашни, намекая на то, что он крепкий кавалер и у него есть деньги. Квашне не безразлично его внимание, она поддерживает разговор с ним. Входят Лука и Анна, которую все забыли в сенях. Он помогает ей добраться до кровати. Снаружи слышен шум драки, глухие крики. Медведев спешит разнимать.
Акт 2
В помещении ночлежки собралось большинство ее обитателей. Идет карточная игра. Звучит заунывное негромкое пение. По — прежнему страдающая Анна жалуется Луке, что даже на том свете ей не будет покоя.
Добрый старик пытается уговорить ее смириться с судьбой, произносит слова утешения. Он уверяет ее, что в жизни ее ничего хорошего не ждет, а после смерти она попадет в рай. Ко всем обитателям ночлежки Лука относится с участием, для всех находится доброе слово. Он утешает Актера, который сетует на то, что утратил свои способности, даже стихи читать не в состоянии, забывает текст. Кается он, что пропил свой талант. Лука говорит ему о возможности лечиться от пьянства в больнице, а пока самому воздерживаться. Пепла он уговаривает уехать в Сибирь, на что тот отвечает, что у него есть возможность попасть туда за казенный счет. Пепел возмущен известием, что Василиса из ревности избила Наташу, грозится донести на нее в полицию. Костылевы незаконно занимаются скупкой краденого. Василиса, желая избавиться от своего мужа, пытается уговорить Пепла, освободить ее от мужа. Она обещает, отказавшись от Своих притязаний к Пеплу, сосватать ему Наташу и дать денег. Лука, слышавший их разговор, не советует ему связываться с Василисой.
Тихо, не привлекая ничьего внимания, умирает Анна. Ее смерть не трогает никого, даже мужа, которому не на что похоронить женщину. Со страхом смотрит Наташа на покойницу, один вид которой внушает ей ужас. Лука же советует ей бояться живых.
Желая, по совету Луки, отправиться на лечение, пьяный Актер расспрашивает, где найти тот город, в котором его бесплатно вылечат. На что, следуя своей привычке выражаться непонятными для окружающих словами, Сатин говорит ему: «Фата — Моргана! Наврал тебе старик: ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!»
Акт 3
Герои пьесы — на пустыре за ночлежкой Костылевых. Все слушают рассказ Наташи о ее прошлом романе. Она мечтательна, ждет от жизни чего-то необыкновенного и хочет, чтобы рассказанное произошло с ней. Никто, кроме Луки, не верит ей, да и он делает это из жалости. Она утверждает, что ложь приятней правды, потому что всем плохо жить. На что Клещ возражает ей, что это не так, возмущаясь: «Ведь если бы всем было плохо жить, тогда было бы не так обидно». Будучи зол на весь свет, он спрашивает, зачем ему правда, если у него нет ни работы, ни силы, нет пристанища. «Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..» Лука же, утверждая, что «…не всегда правдой душу вылечишь…», рассказывает, что жил человек, который верил в существование «праведной земли». Там живут люди, уважающие друг друга, помогающие ближнему. Пытался он найти ту землю, даже ученого спрашивал. Но не смог ученый помочь ему, «нет нигде праведной земли». Выходит, зря терпел он, зря верил, что сможет найти ее. Не в силах вынести такой правды, человек повесился.
Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Он собирается начать новую жизнь, в которой смог бы уважать себя, перестать воровать и найти работу. Он верит, что Наташа поможет ему стать другим: «…ты девица строгая… хорошая… надежный человек…». Наташа в сомнении… «когда любят — плохого в любимом не видят… а я нижу…». Лука ее уговаривает согласиться, советуя только почаще говорить ему, что он хороший человек.
Услышав о Наташином согласии, Костылев и Василиса заявляют свои права на Наташу. Василиса, имея свой интерес, пытается вызвать ссору между Пеплом и мужем. Отослав Наташу заниматься хозяйством, Костылев читает нравоучения Луке. По его мнению, человек не должен бродяжничать, а должен жить на одном месте, «не путаться зря на земле», быть полезным. А если он по-настоящему странник, странный человек, то должен и жить по-другому… Зная свою правду, жить в лесах, никому не мешая и никого не осуждая. В конце концов Костылев прогоняет Луку, угрожая своим родственником — полицейским. Лука собирается уходить. «Вовремя уйти всегда лучше…», — говорит Бубнов, которого однажды своевременный уход спас от каторги. Он собирался убить жену, которая связалась с мастером из его мастерской, да вовремя спохватился и передумал. Правда, с тех пор он остался ни с чем… Уйдя, пришлось оставить мастерскую жене. Появляется опечаленный Клещ, он тоже остался ни с чем. Чтобы похоронить жену, ему пришлось продать инструменты.
Слышна ссора… Костылевы издеваются над Наташей. За нее вступается привлеченный криками Пепел. В пылу драки Василий убивает Костылева. Он долго не верит в случившееся, потом же, в отчаянии, пеняет Василисе: «…она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала!. .» Наташа, как бы прозрев, приходит к выводу, что они были в сговоре.
Акт 4
Выясняется, что «во время суматохи», пропал Лука. Обитатели ночлежки вспоминают его добрым словом. «Любопытный», «жалостливый», «закон душе имел»… — так отзываются о нем. Сатин говорит, что хотя и врал он, но из жалости. А ложь нужна тем, кто слаб душой. «Одних она поддерживает, другие — прикрываются ею…». «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» В разговоре выясняется, что Наташа уже «вышла из больницы и пропала! Нигде ее нет…». Пеплу грозит каторга, а «Василиса — вывернется! Она — хитрая». Вспыхивает ссора. Настя в отчаянии говорит, что ей все опротивело, «вся жизнь… все люди!..». Будь ее воля — «всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!». Актер, в подавленном настроении, произносит монологи из пьес, цитирует стихи, в которых говорится о смерти, могильной яме, о предстоящем уходе. Постепенно он все больше мрачнеет. Сатин пытается всех помирить, выпив, он всегда становится добрым, его тянет на «умные» разговоры. Он говорит, что человек волен жить, как хочет… он — «свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Это звучит гордо! Че-ло-век!». И не надо его унижать жалостью, «уважать надо!». Появляются остальные… Устало переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Бубнов, Алешка и еще некоторые никак не успокоятся. Возбужденные вином, они собираются петь всю ночь. Запевают: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит… А в тюрьме моей темно-о!» Бубнов вбегает с известием, что на пустыре «…Актер… удавился!», Потрясенные, все замолкают. И только Сатин негромко произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».
Глоссарий:
- горький на дне краткое содержание
- на дне план
- краткое содержание на дне
- план на дне
- на дне горький план
Лепестинья смахивает прозрачные слезы сочинение егэ.
Горький, Краткое содержание На дне, План
«На дне» краткий и полный пересказ + история создания — Три правды «На дне»
В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние» . Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
Вторая правда — правда Луки, правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья! » — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им… » Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею? » — спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо! » Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.
Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо» ? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек>? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.
Новый Завет Библии
Резюме
Книга Деяний, продолжающая повествование, начатое Лукой в своем Евангелии, особенно важна, поскольку это была первая письменная история христианской церкви. Деяния касаются очень важного периода христианской истории между воскресением Иисуса и смертью апостола Павла, времени, когда формулировались христианские идеи и верования и когда развивалась организация церкви во всемирное движение. Только со знанием этого фона мы можем понять написание Евангелий, а также другой последующей литературы Нового Завета.
Книга называется «Деяния Апостолов», что на самом деле является неправильным названием, потому что в Деяниях очень мало говорится о большинстве первоначальных Двенадцати Апостолов. Довольно подробно описана деятельность Петра, упоминаются Иоанн и Филипп, но более половины книги посвящено Павлу и его связи с христианским движением. Ученые несколько разделились во мнениях относительно авторства книги. Не может быть никаких сомнений в том, что Лука является автором частей книги, но включение того, что было названо разделами «мы», поднимает некоторый вопрос о лицах, к которым относится местоимение «мы». Был ли кто-то, кроме Люка, также причастен к составлению отчетов? Хотя на этот вопрос нельзя дать определенного ответа, представляется весьма вероятным, что Лука был автором оригинальной книги, но работа редакторов и редакторов была добавлена до того, как текст достиг окончательного вида, в котором мы имеем его сегодня.
Книга Деяний содержит двадцать восемь глав. Из них первые двенадцать сообщают о событиях между последней встречей Иисуса со своими учениками и началом миссионерской деятельности Павла. Остальные шестнадцать глав описывают деятельность Павла, начиная с его миссии в церкви в Антиохии и заканчивая рассказом о его пребывании в Риме в качестве узника римского правительства.
События, зафиксированные в первом разделе книги, включают такие темы, как вознесение Иисуса на небо, избрание ученика на место Иуды, предавшего Иисуса, праздник Пятидесятницы и так называемый дар языков, проповедь Петра доставлено по этому поводу, арест Петра и Иоанна в иерусалимском храме, грех Анании и Сапфиры, побивание камнями Стефана, встреча Филиппа с евнухом и последующее крещение, история обращения Павла по дороге в Дамаск и визит Петра к сотнику Корнилию. Помимо того, что они дают нам некоторое представление о ранней деятельности христианской общины, эти рассказы особенно ценны тем, что они рассказывают нам о верованиях, которые христиане придерживались относительно Иисуса до написания Евангелий.Послание Павла церкви в Коринфе является самым ранним письменным изложением христианской веры. Павел упоминает, что он не получил прямого откровения относительно фактов, относящихся к жизни Иисуса, и их значения для христианской веры, но он передает членам этой церкви то, что было рассказано ему другими.
История побивания Стефана камнями проливает некоторый свет на те факторы в опыте Павла, которые привели к его обращению по дороге в Дамаск. Начиная с главы 13 и до конца книги, у нас есть довольно подробный отчет о миссионерских путешествиях Павла и его опыте работы с разными церквями. В главе 15 у нас есть отчет о Иерусалимском соборе, на котором обсуждался вопрос об обрезании. Рассказ Луки о результатах этой встречи не согласуется во всех деталях с рассказом о той же встрече, данным Павлом в Послании к Галатам. Поскольку Павел был участником собора, а Лука давал то, что можно было бы назвать рассказом из вторых рук, предпочтение следует отдать тому, что содержится в Послании к Галатам. Лука твердо верил в христианское единство, и в этом случае, как и в других, которые можно было бы упомянуть, он стремился свести к минимуму различия между противоречивыми взглядами.
Оставшаяся часть книги Деяний описывает визит Павла в Македонию. В городе Филиппы Павел и его товарищ Сила были брошены в темницу. После того, как землетрясение потрясло тюрьму, их освободили, и по настоянию Пола им дали полицейскую охрану до тех пор, пока они благополучно не покинут город. Пережитое Павлом в Афинах и Коринфе связано, как и его работа в Эфесе, где он пробыл в течение значительного периода времени, вероятно, от двух до трех лет. Поводом для последнего визита Павла в город Иерусалим был сбор даров от различных церквей, которые он хотел передать для помощи бедным христианам в этом городе. Когда он был там, вспыхнули беспорядки, и его обвинили в организации бунта в Храме. Павел довольно долго говорил в свою защиту. Сорок человек вступили в заговор с целью убить Павла, но друг предупредил Павла о заговоре, и Павел обратился за защитой к римскому офицеру. Офицер внял его просьбе, и Павлу было предоставлено убежище в Кесарии, резиденции римского правительства.
В Кесарии состоялись слушания перед Феликсом и Агриппой, каждому из которых Павлу была предоставлена возможность выступить в свою защиту. По его просьбе ему было разрешено отправиться в Рим, чтобы его дело могло быть рассмотрено в суде Цезаря. Во время путешествия в Рим он потерпел кораблекрушение, но в конце концов добрался до Рима, где ему была предоставлена значительная свобода, хотя он все еще был заключенным. Через некоторое время его судили, осудили и казнили.Анализ
При написании Книги Деяний Лука прослеживает распространение христианского движения с самого начала до того времени, когда оно достигло всемирного масштаба. Лука хорошо знал о том, как христианство подвергается нападкам со стороны врагов движения, и хотел представить историю его развития в самом выгодном свете. Хотя было совершенно невозможно написать полную историю движения, он выбрал те события, которые считал наиболее важными, достаточными для характеристики движения в целом. Будучи товарищем Павла, он был более знаком с работой Павла, чем с деятельностью других христианских лидеров. Затем он тоже был поклонником Павла и осознавал значение работы Павла по распространению Евангелия в разных городах. Он глубоко ценил точку зрения христиан-евреев, которые рассматривали христианство как дальнейшее развитие иудаизма, а не как совершенно отдельное движение. Он хотел подчеркнуть согласие, а не различия между теми группами, чьи идеи часто противоречили друг другу. В этом отношении он был своего рода специалистом по устранению неполадок в раннехристианском движении.
Мы не знаем, какие исходные материалы использовал Лука для написания Деяний. Кое-что он наблюдал сам и, вполне возможно, вел дневник, из которого черпал полезные для своего повествования материалы. Предположительно, у него был доступ к другим рукописям, и кое-что из того, что он сообщил, было получено в ходе прямого разговора с другими. Многие вещи были опущены, и Лука не был полностью беспристрастен во всем, что он написал, но, учитывая эти ограничения, Лука создал замечательную работу, включение которой в Новый Завет в значительной степени способствует лучшему пониманию всей работы.
Раннехристианские проповеди, которые Лука обобщил и записал, в значительной степени составляют основу для реконструкции керигмы, и с этой точки зрения были сделаны евангельские записи. Рассказ Луки о том, как христианство распространилось среди язычников, не отбрасывая при этом наиболее важных моментов иудаизма, во многом способствовал установлению единства. Рассказ об аресте Павла в городе Иерусалиме и последовавших за ним судебных процессах ясно оправдывает Павла в глазах любого беспристрастного читателя. Конец книги несколько разочаровывает, потому что можно было бы ожидать прочесть о суде над Павлом при дворе Цезаря, но рассказ обрывается довольно резко. Некоторые думают, что Лука намеревался написать третий том своей истории, но не смог этого сделать. В этом мы не можем быть уверены. Однако мы в немалой степени обязаны Луке двумя написанными им описаниями христианства.
Акты: Неоконченная история | Деяния
Деяния – это книга, раскрывающая силу церкви. Поэтому, когда церковь начинает увядать, терять свою силу и становиться скучной и однообразной в своем свидетельстве, она отчаянно нуждается в том, чтобы вернуться к духу, ожиданиям, знанию и учению книги Деяний. В этой книге драматически раскрываются принципы обменной жизни — «Не я, но Христос».
Если из нашего Нового Завета убрать книгу Деяний, мы никогда не поймем ее остальной части. Это было бы похоже на ребенка, у которого нет переднего зуба. Когда вы закроете евангельские записи, вы не увидите ничего, кроме горстки евреев в городе Иерусалиме, центре еврейской жизни, которые вместе говорят о царстве для Израиля.
Когда вы открываете Послание к Римлянам, на другой стороне Деяний, вы обнаруживаете, что человек, чье имя никогда не упоминается в Евангелиях, пишет группе христиан в Риме — центре языческой культуры. — и он говорит о выталкивании на самый край земли. Очевидно, между ними что-то произошло. Как произошла эта грандиозная перемена? Что же случилось, что заставило Евангелие вырваться за пределы иудаизма и города Иерусалима и за время жизни одного поколения распространиться на все пределы известного тогда мира?
Эта книга была написана Люком, любимым товарищем Пола, тем же человеком, который написал Евангелие от Луки. К сожалению, она носит неправильное название. Почти во всех изданиях Писания она называется «Деяния апостолов». Но когда вы читаете книгу, единственные, чьи действия упоминаются, — это Петр и Павел. Все остальные остаются почти незамеченными, поэтому название вряд ли подходит. Это действительно должно быть озаглавлено «Деяния Святого Духа». или даже, возможно, «Продолжающиеся Деяния Господа Иисуса Христа». Вы найдете это предложение во введении к книге. Когда Лука снова пишет другу, которому он адресовал свою первую книгу, он говорит:
В первой книге, о Феофил, я рассказал обо всем, что Иисус начал делать и чему учил… (Деяния 1:1 RSV)
Очевидно, тогда Лука был «томом первым», а «Деяния» — «томом вторым». Деяния — это продолжение истории о том, что Иисус начал делать и чему учил. Люк продолжает:
.…до дня вознесения, после того как дал повеление Духом Святым Апостолам, которых избрал. Им он представился живым после своих страданий многими знамениями, являясь им в течение сорока дней и говоря о Царствии Божием. И, пребывая с ними, Он повелел им не удаляться из Иерусалима, но ждать обетования Отца, о котором, как он сказал, «вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы прежде многих дней будете крещены Святой Дух.» (Деяния 1:2-5 RSV)
Об этом вся книга Деяний. Это рассказ о том, как Святой Дух, придя в церковь, продолжил то, что начал делать Иисус, то есть продолжил работу, начатую в дни Его воплощения.
Таким образом, евангельские записи — это рассказ только о начале работы Господа Иисуса Христа. Когда вы подходите к концу евангелий, вы приходите не к концу и даже не к началу конца, а к концу начала. В книге Деяний Святой Дух теперь начинает исполнять задуманную Богом программу. Он начинает свою работу через перевоплощенное тело Иисуса Христа — церковь — тело, через которое Господь намеревается достичь самых отдаленных уголков земли. Эта работа началась 1900 лет назад, и, как вы можете видеть, он все еще в этом сегодня. Мы живем сейчас в эпоху Духа, которая была открыта днем Пятидесятницы, первым важным событием книги Деяний.
Церковь много веков страдала от очень неправильной идеи. Слабость церкви во многом связана с тем, что каким-то образом с годами, благодаря человеческим традициям, внутри тела Христова развилось неправильное представление. Христиане собрались вместе и прочитали Великое поручение Иисуса Христа нести Евангелие в самые отдаленные уголки земли,
Итак идите, научите все народы… (Матфея 28:19а RSV)
И это, несомненно, воля Божья. Одна из излюбленных уловок дьявола, однако, состоит в том, чтобы представить христианам ту цель, которую имеет в виду Бог, а затем предложить им действовать по-своему, стараясь исполнить волю Божию в человеческом мире. путь.
Именно этим занимается церковь. Оно собралось вместе, продекламировало Великое Поручение и сказало: «Теперь мы должны мобилизовать все наши человеческие ресурсы, чтобы спланировать стратегию для выполнения этого». Христа часто изображают ожидающим на небесах, искренне наблюдающим за тем, что происходит здесь, внизу, в надежде, что кто-то сообразит и выполнит его программу. Идея состоит в том, что церковь должна каким-то образом спланировать всю стратегию и выяснить, как лучше всего достучаться до дальних уголков земли, чтобы исполнить это ожидание Бога. Но это потому, что мы выслушали только одну часть Великого поручения. Мы услышали первое слово: «Вперед!» но наш Господь произнес еще одно маленькое словечко из двух букв, которое мы почти совсем забыли: «Вот».
Вот, я всегда с тобой, до конца века. (Матф. 28:20б RSV)
Господь никогда не хотел, чтобы вся работа по планированию стратегии достижения краев земли и мобилизации ресурсов ложилась на христианина. Когда церковь пытается работать на этом основании, Господь просто складывает руки и позволяет нам идти своим занятым путем. Он наблюдает, как мы пытаемся выполнить это Великое Поручение собственными силами, в то время как он стоит в стороне и спокойно ждет, пока мы не преодолеем это.
Когда мы истощены, полностью избиты и обескуражены, как неизбежно будет в этом процессе, мы возвращаемся к нему и восклицаем: «О, Господь, мы никогда не сможем выполнить эту работу. Мы никогда не сможем выполнить это». Затем он тихо напоминает нам, что его программа заключалась в том, чтобы Святой Дух выполнил эту задачу через церковь, что он вполне способен это сделать, и что книга Деяний является полным свидетельством его способности и пригодности для выполнения этой программы. он имел в виду. «Верен Призывающий вас, и Он сотворит» (1 Фессалоникийцам 5:24). Намерением Бога всегда было не только изложить нам программу, но и выполнить ее своими собственными силами.
Читая эту книгу, вы видите различные аспекты служения Святого Духа. Прежде всего, он виден в руководстве деятельностью церкви. Именно Дух Божий берет на себя инициативу и запускает новые движения в выполнении программы Бога. Например, когда Филипп проповедовал Евангелие в Самарии, в результате его проповеди происходило великое городское пробуждение. Весь город всколыхнулся. Но дух Божий сказал ему: «Встань и сойди к человеку в пустыню» (Деяния 8:26). Итак, что это за стратегия, оставить общегородскую кампанию, где Дух Божий движется в силе, где множество людей приходит ко Христу, чтобы спуститься в пустыню, чтобы поговорить с одним человеком? Но что это был за человек? Это был эфиопский евнух, человек, который был казначеем эфиопов (Деяния 8:27). Вспомните историю о том, как он был подготовлен Святым Духом (Деяния 8:38). Когда Филипп бежал рядом с каретой, он услышал, как тот читает Исаию, и спросил его, понял ли он это (Деяния 8:39).). Евнух ответил:
Как я могу, если мне никто не объясняет? (Деяния 8:31б RSV)
Когда Филипп подошел, чтобы сесть рядом с ним, он обнаружил, что читает именно то место, Исаия 53. Начиная с этого места, Филипп начал проповедовать ему об Иисусе. И он был завоеван для Христа.
Это всегда то, чем является свидетельствование под руководством Духа: нужный человек в нужном месте в нужное время говорит правильные вещи нужному человеку. Это одно из первых свидетельств в этой книге общей направляющей деятельности Святого Духа.
В девятой главе Святой Дух призывает человека на дороге в Дамаск и посылает другого человека помолиться с ним — Ананию, который был совершенно поражен этим поручением. «Господи, — сказал он, — Ты не знаешь, о чем просишь». Бог сказал: «Я знаю, кого Я призвал. Он мой избранный инструмент».
В главе 13 записано, как Святой Дух говорит церкви в Антиохии:
Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. (Деяния 13:2б RSV)
Далее в книге Павел говорит: «Мы пытались войти в Вифинию, но Дух сказал: «Нет». И мы начали проповедовать Евангелие в Азии, но были запрещены Святым Духом». (Деяния 16:6-7). На протяжении всей этой книги вы обнаружите, что вся стратегия была заранее разработана Святым Духом. По мере того, как ему доступны христиане, он шаг за шагом раскрывает стратегию. Никто не может планировать такую программу. Мы можем только желать следовать общей направляющей деятельности Духа Божьего в Его церкви. Это божественная стратегия.
Далее в Деяниях вы найдете Святого Духа в другом аспекте Своего служения, делающего то, что не может сделать ни один человек, — сообщая жизнь тем, кто верит. Где бы ни проповедовалось Евангелие, где бы ни проповедовалось Слово Божье, где бы людям ни проповедовалась благая весть о работе Господа Иисуса, Святой Дух присутствует, чтобы сообщать жизнь.
Вы когда-нибудь замечали, кто призывает к алтарю в книге Деяний? Это почти всегда те, кому проповедуют. В день Пятидесятницы это было. Когда Дух Божий проповедовал через Петра тем тысячам, которые были привлечены этим чудовищным чудом языков после того, как на них сошел Святой Дух, Петр дошел только до середины своего послания. Он только достиг своей второй точки. Что произошло? Они были осуждены в своих сердцах. Они прервали его и сказали: «Проповедник, что мы должны делать, чтобы спастись?» (Деяния 2:37). Итак, кто дал призыв к алтарю? Что ж, они сделали. Когда филиппийский тюремщик впечатлен пением Павла и Силы в полночь, и приходит землетрясение и сотрясает темничные стены, кто призывает к алтарю? Почему он это делает. Он прибегает и говорит им: «Господа, что мне делать, чтобы спастись?» (Деяния 16:25-27).
Это Святой Дух общается с ними, наделяя их жизнью, когда они верят. Самый полезный стих в этом отношении находится в Евангелии от Иоанна. Я читал это много-много раз, чтобы напомнить себе, что не приглашение заставляет людей прийти ко Христу; это истина, провозглашаемая Святым Духом. В восьмой главе Иоанна Христос объясняет свое послание своим последователям. Он свет мира. Он открывается мужчинам. В стихе 30 говорится: «Когда Он говорил так, многие уверовали в Него» (Иоанна 8:30). Пока шло слово.
Святой Дух не только сообщает жизнь, как он это делал в доме Корнилия (во время проповеди Святой Дух сошел на собравшихся там людей), но и трудится над сохранением чистоты церкви.
Сегодня есть группы людей, единственным занятием которых кажется защита веры; сохранить, если смогут, чистоту церкви. Многие из этих людей заходят так далеко, что загоняют в угол ничего не подозревающих пасторов, пригвождают их к стене из-за всего этого вопроса защиты веры и пытаются убедить их изгнать из церкви тех, кто не согласен или придерживается еретических идей. Их совершенно правильное намерение состоит в том, чтобы попытаться сохранить чистоту церкви. Но на протяжении всей книги Деяний вы обнаружите, что Сам Святой Дух отвечает за эту задачу. Когда церковь выполняет свое поручение быть доступной, быть добровольным орудием действия и жизни Святого Духа, Он работает над сохранением чистоты церкви.
Например, в начале книги происходит удивительный случай. Лицемерие Анании и Сапфиры обнаружилось, когда они пытались приписать себе святость, которой на самом деле не имели (Деян. 5:1-11). Они пытались казаться более преданными или преданными делу, чем были на самом деле. Они пытались завоевать среди христиан репутацию святых только по внешнему виду. Суд Святого Духа пришел немедленно в виде их физической смерти. Сегодня он так не судит (по крайней мере, не до такой степени). Это образец, показывающий, что Дух Божий делает на духовном уровне. Но вначале он судит на физическом уровне, чтобы мы могли увидеть этот принцип в действии. Но будь то духовное или физическое, результат один и тот же. Пусть кто-нибудь начнет использовать свое религиозное положение, свои христианские возможности для того, чтобы продвигать свою святость в глазах людей, — претендовать на святость, которой у него нет, — и что произойдет? Дух Божий отсекает его от проявления жизни Христа. Мгновенно эта жизнь так же бессильна, так слаба и бесплодна, так же мертва по своему действию на окружающих, как были Анания и Сапфира, когда они лежали мертвыми на полу у ног Петра.
Наконец, основной акцент этой книги и удивительная вещь в этих христианах — качество, которое делало их постоянным чудом для тех, кто слышал их проповедь, — это то, что Дух Божий всегда действует, придавая смелость христианам. Вы заметили, какими смелыми были эти христиане? В какой-то момент вы видите Петра и Иоанна, которые прячутся за запертыми дверями, боясь выйти на улицы Иерусалима из-за вражды иудеев против Господа Иисуса. Теперь, когда на них сойдет Дух Божий, они выходят на улицы и дворы храмов, смело провозглашая истину об Иисусе Христе. Когда они заперты в темнице, ангел освобождает их, и они возвращаются во дворы храма, чтобы снова молиться и проповедовать.
Вновь их арестовывают, и церковь возносит за них молитву, прося Бога, чтобы они могли снова выйти и проповедовать Евангелие в том же самом месте. Другими словами, они говорят: «Господи, сделай это снова. Мы попали в беду в прошлый раз, но Господи, сделай это снова!» Их смелость была просто непреодолимой. Даже те, кто был заклятыми врагами евангелия, не могли сопротивляться смелости, с которой они провозглашали истину.
Это Божья программа – Святой Дух делает все – заряжает энергией, направляет, направляет, программирует, наделяет силой и передает жизнь. Он делает все это. Мы не должны ничего делать, кроме как быть доступными, быть Его инструментами, идти, куда Он пожелает, открывать свои уста, быть готовыми воспользоваться любой ситуацией, в которую Он нас поставит. Это работа Духа. , которое он никогда не перестает исполнять, осуществлять это служение. Это то, чего не хватало церкви, не так ли? Именно это вы так много видите здесь, в книге Деяний.
Масштабы этой программы раскрываются нам как в географическом, так и в хронологическом порядке в этой книге. В первой главе у вас есть географическое измерение (стих 8):
«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деяния 1:8 RSV)
Вы можете разделить книгу по этому признаку; это божественно данное оглавление. Первые семь глав сосредоточены на том, чтобы свидетельствовать о Христе в Иерусалиме. В восьмой главе вы находите разрыв, и учеников изгоняют из Иерусалима в Иудею и Самарию. Начиная с 13 главы у вас есть призыв Павла и Варнавы выйти в языческий мир. С этого начинается история охвата самых отдаленных уголков земли. Такова Божья программа географического распространения Евангелия, и только в нашем собственном поколении мы начинаем видеть ее полное осуществление.
Во второй главе вы видите ту же программу, выполненную в хронологическом порядке (в момент времени). Здесь, когда люди ошеломлены излиянием Святого Духа и спрашивают, что им нужно делать, чтобы спастись, Петр говорит (стихи 38, 39):
«Покайтесь [т. Деяния 2:38-39)
Именно тому поколению, которому он проповедовал, «тебе и детям твоим [следующему поколению] и всем дальним» (Деяния 2:39b RSV) — по коридорам времени. Независимо от того, сколько поколений может прийти в этот далеко идущий век благодати, обетование для вас, как и для них, что каждому, кто примет Господа Иисуса Христа, будет дано обетование Святого Духа, «всем дальних, всех, кого призовет к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:39c RSV). Такова программа Бога в измерении времени.
Это началось в первом акте после вознесения Христа, с завершением двенадцати апостолов еще раз. Здесь я должен спорить с теми из моих коллег, которые предполагают, что Матиас был избран в качестве одного из учеников в энергии плоти, и что это было ошибкой со стороны людей; что Бог избрал Павла, а не Матфия. Я считаю, что этот рассказ очень ясно показывает, что Матфий был избран под руководством Святого Духа и что он оказался в нужном месте в нужное время.
В этом рассказе Петр встал и процитировал Писание, сказав, что было предсказано, что кто-то должен быть избран на место Иуды. «Свою должность, — цитировал он, — пусть возьмет другой» (Деяния 1:20b RSV). Его вывод,
«Итак, один из мужчин, которые сопровождали нас во все то время, когда Господь Иисус входил и выходил среди нас, начиная с крещения Иоанна и до того дня, когда Он был вознесен от нас, — один из этих людей должен стать с нами свидетели Его воскресения». (Деяния 1:21-22 RSV)
Потом, как вы знаете, выдвинули двух человек, Иосифа (по прозвищу Варсава) и Матфия. Затем с помощью совершенно подходящего метода, который снова и снова использовался в Ветхом Завете для определения намерений Бога (бросание жребия), Матфий был избран.
Дальнейшее указание на то, что этот выбор действительно находится под руководством и надзором Святого Духа, находится во второй главе, где говорится, что в день Пятидесятницы, когда излился Святой Дух, Петр встал с одиннадцатью. Петр (один) с одиннадцатью (всего двенадцатью) продолжает, возвышает голос и обращается к собравшемуся множеству (Деяния 2:14). Затем в шестой главе, задолго до того, как Павел был призван апостолом к язычникам, мы читаем (стихи 1, 2):
В те дни, когда умножились ученики, еленисты [то есть греки-иудеи] роптали на евреев за то, что вдовы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии. Двенадцать же созвали тело учеников… (Деяния 6:1-2 RSV)
Сколько двенадцать? Ведь одиннадцать вместе с Матфией, избранным на место Иуды, завершают число свидетелей. Именно на эти двенадцать, полное число апостолов, излился Святой Дух в день Пятидесятницы.
Вы помните в книге Откровение, что имена двенадцати апостолов легли в основу города, который Иоанн видел сходящим с неба, — двенадцать вместе с Матфием (Откровение 21:12-14). В Израиле было двенадцать апостолов. Должно быть двенадцать. Иуда пал, но Бог избрал Матфию, чтобы он стал свидетелем Израиля, но именно Павел является особым апостолом, призванным быть апостолом для язычников.
Это не означает, что другие апостолы не имеют служения нам; они делают. Но между ними было решено, что Бог избрал, чтобы Петр пошел в Израиль, а Павел пошел к язычникам. Одно и то же послание было дано каждому, но двенадцать были специально предназначены для того, чтобы быть полным, избранным Богом свидетелем Израиля, и они полностью исполнили это служение.
После восстановления полного числа апостолов произошло великое событие книги Деяний – излияние Святого Духа. Все остальное вытекает из этого события. Интересно видеть, как христиане, читая об этом удивительном происшествии, сосредоточили свое внимание на второстепенном и пренебрегли существенным:
При чем тут второстепенное? Несущийся ветер, огонь, пляшущий на головах учеников, и множество языков или языков, на которых они говорили. Это эпизоды этой истории. Это просто второстепенные события, которые имели место, признаки того, что происходит что-то важное.
Что же тогда было существенным, важным? Это было формирование нового народа — церкви. Сто двадцать человек собрались во дворах храма. Они были так же не связаны друг с другом, как сегодня могут быть друг с другом люди, рожденные в самых разных уголках земли. Они были лично связаны с Господом, но у них не было кровных уз. Когда на них излился Святой Дух, он крестил их в одно тело. Они стали живой единицей; они больше не были связаны только с Господом; они были связаны также друг с другом.
Они стали живым организмом, который с тех пор был и остается телом Христовым, средством, с помощью которого Он говорит с миром, посредством которого Ему дано существование из плоти и крови в наши дни. Они стали новым народом благодаря новой силе — Святому Духу, обитающему в них и связывающему их друг с другом, — и им была дана новая программа. Как мы уже видели, это должно было достигать Иерусалима, Иудеи, Самарии и самых отдаленных уголков земли во времени, от одного поколения к другому, вплоть до пришествия Иисуса Христа. Это самое необходимое. Разве не странно, как мы сосредотачиваемся на этих крошечных мелочах, пренебрегая огромными вопросами, которые Святой Дух поделил бы с нами?
Остальная часть книги посвящена призванию Павла, мудрого мастера-строителя, того, кого Святой Дух избрал образцом для христиан-язычников. Вот почему Павел прошел очень интенсивный период обучения Святым Духом, во время которого он подвергся одному из самых суровых испытаний, которым может подвергнуться любой человек. Его отправили домой, в его родной город, чтобы он жил в безвестности семь лет, пока не усвоил великий урок, которому Святой Дух стремится научить каждого христианина и без которого никто из нас никогда не сможет помочь ему. По словам нашего Господа, «…если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно» (Иоанна 12:24б RSV).
Проследив путь апостола Павла, вы обнаружите, что, как и каждый из нас, когда он впервые пришел ко Христу, он этого не понимал. Как мы рассуждали бы на его месте, он думал, что у него есть все, что нужно; он был особенно подготовлен к тому, чтобы быть своего рода инструментом, который мог бы могущественно использоваться Богом, чтобы привести Израиль ко Христу. Несомненно, он сказал себе, как он показывает в письме к филиппийцам, что у него было происхождение; у него было обучение. Он был по рождению евреем; он был образован во всем законе и понимании евреев, он имел положение; он был любимым учеником величайшего учителя Израиля Гамалиила; он был фарисеем из фарисеев; он понимал все еврейское происхождение.
Благодаря этому осознанию своего происхождения и подготовки в его сердце возник тот пульс, который время от времени постоянно прорывается в трудах этого могущественного человека. Это стремление быть инструментом для достижения Израиля для Христа. В девятой главе Послания к Римлянам он сказал: «…Хотел бы я сам быть отлученным и отлученным от Христа за братьев моих, сродников моих по роду» (Римлянам 9:3). Но Бог сказал этому человеку: «Я не хочу, чтобы ты достиг Израиля. Я призываю тебя быть апостолом к язычникам, носить мое имя перед царями и проповедовать язычникам Деяния 9:15) неисследимое богатство Христово».
Помните, как он ушел в пустыню, и там Бог научил его? Потом он отправил его обратно домой в Тарс. После того, как он попытался в Дамаске проповедовать Христа из энергии от плоти своей и найдя ее несостоятельной, был изгнан из города и сброшен, как преступник, через стену в корзине. С разбитым сердцем и побежденный, он нашел дорогу в Иерусалим и думал, что, по крайней мере, апостолы возьмут его. но они отвергли его, и только когда Варнава в конце концов заступился за него, он получил хоть какое-то признание в глазах апостолов.0003
Затем, войдя в храм, он встретил Господа, Который сказал ему: «Возвращайся домой. Убирайся из города. Здесь твое свидетельство не примут. Тебе здесь не место. место, куда Я призвал вас…» (Деяния 22:17-21). В Тарсе он, наконец, столкнулся лицом к лицу с тем, что Бог все время говорил ему, что, если он не пожелает умереть для своих собственных амбиций стать апостолом Израиля, он никогда не сможет быть слугой Христа. И когда, наконец, он получил это поручение и принял это близко к сердцу, и сказал: «Господь, куда пожелаешь. Всё, что пожелаешь. Куда пожелаешь, пошли меня. Я готов идти». Бог послал к нему Варнаву, и он, взяв его за руку, привел его в Антиохию, языческую церковь, и там начал свое служение апостол Павел.
Книга заканчивается Павлом в Риме, проповедующим в собственном арендованном доме, прикованным день и ночь к римской страже, неспособным выбраться, неспособным продолжать евангелизацию краев земли, к чему стремилось его сердце — ограниченный, скованный, связанный — и все же, как он пишет Филиппийцам, его сердце переполняется сознанием, что хотя он и был связан, но не было слова Божия.
Там дается одно из самых удивительных слов во всем Писании, когда он пишет своим друзьям в Филиппы и говорит: «Все, что случилось со мной, произошло для продвижения Евангелия…» (Филиппийцам 1 :12b RSV). Они ничего не ограничивали. Они ничего не удержали. Эти препятствия и эти кажущиеся разочарования ничего не остановили; они только продвигали Евангелие. И затем он приводит два конкретных способа, которыми это происходило. Во-первых, сливки римской армии, составлявшие особую дворцовую стражу императора, один за другим приводились ко Христу. Достучались до охраны претория, и вы, конечно, знаете, как это происходило. Их привели по повелению императора и приковали к апостолу Павлу на шесть часов. Разговор о плененной аудитории! Бог использовал императора, чтобы привести своих лучших мальчиков и приковать их к апостолу на шесть часов обучения христианскому Евангелию. Неудивительно, что в конце послания Павел пишет: «Приветствуют вас все святые, особенно из дома кесарева» (Филиппийцам 4:22).
Во-вторых, поскольку Павел был арестован, все остальные братья в городе были заняты проповедью Евангелия, поэтому в Риме распространялось больше Евангелия, потому что он был в тюрьме, чем если бы он был в тюрьме. свободный. Он сказал: «Я радуюсь этому». Это всегда наводит меня на мысль, что одним из лучших способов евангелизации общества может быть заключение всех проповедников в тюрьму!
Но есть и третье преимущество, которое апостол не мог увидеть, что происходит, о чем он и не подозревал. Теперь, оглядываясь назад, мы можем видеть, что величайшее дело, которое Павел когда-либо делал в своей жизни, заключалось не в том, чтобы проповедовать Евангелие и насаждать церкви, как он думал. Но самым большим достижением были письма, которых он никогда бы не написал, если бы не сидел в тюрьме. Благодаря этим письмам церковь питалась, питалась и укреплялась на протяжении 20 веков христианской жизни.
Как вы знаете, книга Деяний незакончена. Он никогда не был завершен — он внезапно заканчивается.