Краткое содержание пьесы гроза по действиям: Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн

Краткое содержание «Гроза» ❤️ | Краткие содержания

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «темного царства» с потребностью в новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины. Фабула пьесы представляет собой эпизод

из жизни семьи Кабановых, а именно — встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по главам, которое представлено ниже.

Главные герои

Катерина — молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.

Борис — молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савлу Прокофьевичу Дикому. Влюблен в Катерину.

Кабаниха — богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.

Тихон Кабанов — сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Другие персонажи

Варвара — дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая не боится матери.

Кудряш — возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич — купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек.

Кулигин — мещанин, одержимый идеями прогресса.

Барыня — полусумасшедшая.

Феклуша — странница.

Глаша — служанка Кабановых.

Краткое содержание

Действие 1

Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи — ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника, Бориса, и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савлом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось. Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.

Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжелый характер Дикого. Борис признается, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живем…».

Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да еще и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.

На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он все равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали ее в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в ее словах нет искренности. Уже через мгновение она берет ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В этой фразе виден не только ее властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.

Кабанов признает, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всем деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.

Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» — так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне ее жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признается, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить ее настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.

На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведет. В самый омут». Ее слова окажутся пророческими, хотя в городе ее предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всем видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

Действие 2

Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «еще не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у нее нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь — основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдет от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать,. ..чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять ее с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.

Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя ее волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.

Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить. Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чем свет стоять будет — не знаю…»

Катя остается одна. Ей нравится тишина, но одновременно она ее пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у нее нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полетах и свободе. Девушка представляет как могла бы сложиться ее жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят». Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но все равно желает увидеть девушку вновь.

Действие 3

Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город. Все и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может ее увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.

Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.

Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поет песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.

Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает ее. Катерина ужасно нервничает, сознается, что своей воли у нее нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.

Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюбленные договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.

Действие 4

Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевленно рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.

Катерина все больше предчувствует, что скоро умрет. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет еще больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подает сигнал Борису, чтобы тот ушел.

Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдет». Катя говорит мужу, что сегодня ее убьет гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.

Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдешь!. ..в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признается в своем грехе и мужу и свекрови. Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

Действие 5

Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьем. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.

Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки.

Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовет возлюбленного. Борис пришел на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.

Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на ее виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

Заключение

Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого пути писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается непросто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет, на первый взгляд, незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, романом «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а, соответственно, и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.

Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержании, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

«Гроза» кратко по действиям за 10 минут


Краткое содержание «Грозы» — как прочитать книгу за 10 минут

С одной стороны нет ничего зазорного в том, чтоб прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» на страницах блога Читай Быстро и уже через 10-15 минут знать ответы на все основные вопросы по книге.

А с другой стороны вы должны знать, что используя основные методы скорочтения собранные в наших рабочих тетрадях вы можете читать «Капитанскую дочку» в полном содержании, если не за 10 минут, то за вечер точно.

Скорочтение — это то, что может выделять вас среди других людей, делать более конкурентноспособным и успешным. Как это работает? Если на то, чтоб получить какие-то определенные знания вашим коллегам-конкурентам нужно при их скорости чтения потратить месяц, то вы с вашими навыками сможете сделать это за неделю. Соответственно, будете быстрее раза в четыре.

Начинать подготовку к скорочтению нужно с проверки вашей текущей скорости чтения и осознанности. Сделать это можно тут: . Совершенно бесплатно и не больно :). На втором шаге обратите внимание на наши бесплатные книги и тетради для скорочтения.

Однако, вернемся к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» и попробуем за 10-15 минут разобраться в хитросплетении сюжета и основных персонажей.

Персонажи пьесы

Катерина.

Главная героиня пьесы: молодая девушка, которая живет в семье Кабанихи. Отличается красотой, добротой и сильной верой в бога. Живет в браке с Тихоном, однако любви к нему не испытывает.
Борис.
Молодой человек, который живет в доме купца Дикого. Он является его племянником и испытывает симпатию к Катерине. Мужчина отличается кротким нравом, нерешительностью и слабым духом.
Марфа Игнатьевна (Кабаниха).
Купчиха в Калинове с большим достатком. Каждый день изводит семью лекциями и нравоучениями. Не любит свою невестку, постоянно читает морали сыну.
Варвара.
Сестра Тихона и дочь Кабанихи. Молодая девушка, красивая и сильная. Она сводит Катерину и Бориса вместе, так как не видит в этом ничего плохого. Искренне хочет помочь Катерине.
Тихон.
Муж Катерины и сын Марфы. Отличается пристрастием к выпивке, любит страдать о том, как мать загубила его жизнь. Любит жену.
Кудряш.
Молодой человек, который встречается с Варварой.
Савел Прокофьевич Дикой.
Купец, известный своим плохим характером и жадностью. Любит издеваться и над работниками, и над семьей. Жалуется, что все хотят от него только денег.
Барыня.
Сумасшедшая женщина в Калинове, которая постоянно предсказывает смерть молодым и красивым девушкам.
Кулигин.
Скромный механик, который хочет помогать людям. Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой.
Глаша.
Служанка в доме Кабановых.
Феклуша.
Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице.

[править] Действующие лица

  • Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе
  • Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
  • Катерина, жена его.
  • Варвара, сестра Тихона.
  • Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.
  • Шапкин, мещанин.
  • Феклуша, странница.
  • Глаша, девка в доме Кабановой.
  • Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола.

Действие первое

События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями. Одним из немногих положительных характеров является Кулигин – бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям.

В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе.

Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа – тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда.

Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь.

Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание. Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги. Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель.

Краткое содержание: «Гроза» Островского

Что вы навскидку помните о драме Островского «Гроза»? Только то, что «люди не летают так, как птицы»? А мы сейчас всё расскажем и восстановим в памяти: чётко, ёмко, по делу и так, чтобы никто не заподозрил вас в незнании текста.

Сначала немного предыстории. Однажды Александр Островский отправился в путешествие по Поволжью. И был поражён абсолютно всем, приятно и не очень. Приятно: видами, Волгой, природой, бескрайностью просторов и синевой неба. Не очень: мещанскими нравами живущих там людей, болотом, которое засасывало любые идеи и нововведения. Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» – о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни. Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов – обобщающий образ любого провинциального городка.

Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой – женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый. Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать – известная на весь город купчиха Марфа Кабанова (Кабаниха) – тиранит Катерину.

Катерина – спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя. Как её так угораздило – из тепла отчего дома, где её холили и лелеяли, попасть в такое адово пекло? От множества правил она задыхается: туда не ходи, сюда не ходи, почитай свекровь, своего мнения не имей. Когда девушке плохо, она может придумать себе всё что угодно. И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого – племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого. Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира. Но вот беда: Катерине нужен человек сильной воли, тот, кто сможет взять на себя ответственность за двоих и убежать из мещанского болота. А Борис не такой: он только много говорит, но никогда не пойдёт против воли своего дяди. Благодаря содействию сестры Тихона Варвары молодые люди несколько раз встречаются, но Катерина не выдерживает первой. Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Сильная женщина мертва, два безвольных мужчины – муж и возлюбленный – остались жить в «тёмном царстве», не желая ничего менять.

На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам.

1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году.

2. Направление в литературе – реализм.

3. Бориса Дикого Островский называет «порядочно образованным».

4. События драмы разворачиваются в вымышленном городе Калинове на Волге, летом.

5. Изобретатель Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, перпетуум-мобиле. А в городе на центральной площади он хочет поставить солнечные часы, на которые просит деньги у купца Дикого.

6. Борис приехал в Калинов, чтобы получить наследство от бабушки. Но сделать это он может, только если будет во всем слушаться дядю, купца Дикого.

7. Способ выжить в диком царстве Варвары Кабановой: внешне во всём соглашаться с матерью, а на самом деле постоянно врать ей и делать по-своему.

8. Больше всего на свете купчиха Марфа Кабанова (Кабаниха) сожалеет о том, что старшее поколение вскоре уйдёт, а новое не научилось чтить заведённых порядков.

9. Вначале Катерина отрицает свои чувства к Борису и старается не думать о нём.

10. Катерина сама рассказывает мужу об измене, впечатлившись видом грозы, в которой ей видится дурной знак.

Скачать «Гроза» бесплатно вы можете в интернет-магазине электронного контента PocketBook.

Понравился материал?

Действие второе

Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь. Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье. Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом.

Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней. Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается. Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим.

Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа. Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда. Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается.

Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине – ей становится скучно. Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью. Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь.

Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи. Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке. Катерина сначала хочет отказаться, ей кажется, что ключ, сунутый сестрой мужа, жжется в ее руке.

Однако прочитанная лекция Кабанихи и тот факт, что Тихон холодно отказался взять ее с собой в другой город, становятся последней каплей. Поэтому девушка все же забирает ключ.

Главные герои

Все персонажи, главные действующие лица пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) — нового, прогрессивного.

Катерина

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Подробнее: Катерина: характеристика и образ героини

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Подробнее: Кабаниха: характеристика и образ героини

Тихон


(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи — Марфы Игнатьевны)
Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Подробнее: Тихон: характеристика и образ героя

Борис


(Катерина и Борис)

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Подробнее: Борис: характеристика и образ героя

Действие третье

События начинаются с беседы Глаши и Феклуши. Они обсуждают дом Кабанихи. Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе. Девушки сплетничают о Москве, которая для провинциалок выглядит слишком шумной.

В дом к Кабанихе приходит Савел Прокофьевич в пьяном виде. Он просит встречи с хозяйкой, хочет облегчить свою душу. Он выражает недовольство тем, что от него постоянно требуют денег. Особенно сильно купец жалуется на своего племянника Бориса. В это же время молодой человек разыскивает Дикого. Он приходит к дому Катерины и жалеет, что не может увидеться с ней. Бориса на прогулку приглашает Кулигин. Молодые люди беседуют о богатых. Кулигин говорит, что те прячутся в больших домах и закрываются там, чтобы простой народ не видел, как они издеваются над собственной семьей.

Во время прогулки они встречают Варвару, которая в саду целуется с Кудряшом. Именно она сообщает Борису место и время встречи с Катериной. Той же ночью Борис рассказывает Кудряшу о своих чувствах к замужней девушке – Катерине. Чуть позже Варвара и Кудряш уходят и оставляют Бориса одного, чтобы тот встретился с Катей.

Катерина очень боится, она даже пытается прогнать Бориса, однако тот успокаивает девушку. Она сильно нервничает и признается, что теперь у нее нет своей силы воли. Она считает, что ею теперь правит воля Бориса. Она в порыве чувств обнимает мужчину и говорит, что если она не испугалась божьего осуждения, то мнение людей для нее ничего не значит. Они оба признаются друг другу в чувствах. Перед рассветом влюбленным приходится расстаться, так как скоро может проснуться Кабаниха. Они договариваются о следующей встрече. Однако в город неожиданно возвращается муж Катерины.

«Гроза» (главные герои)


Предлагаем вашему вниманию список главных героев пьесы Островского «Гроза».

Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе. Ругатель, пронзительный мужик, так характеризуют его те, кто лично знаком с ним. Очень уж не любит он давать деньги. Кто бы ни попросил у него денег, он непременно старается обругать. Тиранит своего племянника Бориса, и не собирается выплатить ему и его сестре деньги из наследства.

Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Любит Катерину искренне, всей душой. Но ничего самостоятельно решить не способен. Нет в нем мужской инициативности, силы. Плывет по течению. Послали его в Сибирь, он и поехал, хотя в принципе мог отказаться. Борис признался Кулигину, что терпит причуды дяди ради сестры, надеясь, что тот хоть что-то выплатит из завещания бабушки на приданное ей.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова – жесткая, даже жестокая женщина. Держит под каблуком все семейство. При народе держится благочестиво. Придерживается домостроевских обычаев в искаженной по своим понятиям форме. Но домашних тиранит почем зря.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын – маменькин сынок. Тихий, забитый мужичонка, ничего не способный решить самостоятельно. Тихон любит жену, но свои чувства к ней боится проявлять, чтобы лишни раз мать не злить. Жизнь в доме с матерью ему невмоготу, и он был рад уехать на 2 недели. Когда Катерина покаялась, он просил жену, чтобы только не при матери. Понимал, за ее грех мать не только Катерину, но и его самого заклюет. Сам он готов простить жену за это чувство к другому. Побил ее слегка, да только потому, что мать велела. И только над трупом жены бросает упрек матери в том, что это она погубила Катерину.

Катерина — жена Тихона. Главная героиня «Грозы». Получила хорошее, благочестивое воспитание. Богобоязненная. Даже горожане заметили, что когда она молится, от нее словно свет исходит, настолько умиротворенной она становится в момент молитвы. Катерина призналась Варваре, что тайком любит другого мужчину. Варвара устроила Катерине свидание, и все 10 дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась с возлюбленным. Катерина понимала, что это тяжкий грех, и поэтому в первый же лень по приезду покаялась перед мужем. К покаянию ее подтолкнула разыгравшаяся гроза, старая полусумасшедшая барыня, пугавшая всех и вся геенной огненной. Она жалеет Бориса и Тихона, и во всем случившемся винит только себя. В конце пьесы она бросается в омут и погибает, хотя самоубийство – это самый тяжкий грех в христианстве.

Варвара – сестра Тихона. Бойкая девица, с хитрецой в отличие от Тихона не прогибается перед матерью. Ее жизненное кредо: делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Тайком от матери встречается по ночам с Кудряшом. Она же и устроила свидание Катерины с Борисом. В конце, когда ее стали запирать под замок, сбегает из дома с Кудряшом.

Кулигин – мещанин, часовщик, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Неслучайно Островский дал этому герою фамилию, созвучную с известным механиком – Кулибиным.

Ваня Кудряш, – молодой человек, конторщик Дикова, дружок Варвары, веселый парень, жизнерадостный, любит петь.

Второстепенные герои «Грозы»:

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой – Глаша скрывала все проделки Варвары, поддерживала ее.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая — пугает всех горожан страшным судом.

Городские жители обоего пола.

Действие четвертое

События этого действия начинаются через 10 дней после возвращения Тихона в город. Наступает праздник, а жители города выходят прогуляться на бульвар. Однако над городом собирается сильная гроза. Кулигин и Дикой сильно ругаются. Механик убеждает купца в пользе его изобретений, просит денег на постройку механизма, однако тот грубо отказывает. Кулигин же хочет сделать громоотвод, который обезопасит людей. Купец не понимает ценности этого изобретения.

Варвара и Борис встречаются в закрытой галерее, вроде бы как укрываясь от ненастья. Девушка рассказывает молодому человеку о горе, которое творится у них дома. Варвара сообщает, что Тихон вернулся домой раньше срока, из-за чего Катерина слишком сильно разволновалась. Она нервничает, постоянно пускается в слезы, чем очень удивляет Тихона. Купчиха же смотрит на девушку с большим подозрением. Варвара переживает, что в таком состоянии Катерина не выдержит и решится рассказать мужу о том, что изменила.

В это время к галерее приближаются Тихон, Катерина и Марфа Игнатьевна вместе с другими людьми, которые хотят спрятаться от дождя под крышей. Народ сплетничает о том, что грозы – это божественные наказания, а молнии в это время постоянно убивают грешников. Находящийся среди толпы Кулигин пытается доказать людям, что гроза – это естественное природное явление, что об этом давно известно науке.

Катерина, которая все это время пребывала в сильном потрясении и в душевных муках, поворачивается к мужу. Девушка говорит, что ей известно, кого должна убить гроза. Она просит помолиться за нее. В этот момент появляется местная сумасшедшая Барыня, которая ранее так напугала Катерину своими предзнаменованиями. Она славится тем, что после бурной юности, ходит по всему городу и пугает молодых хорошеньких девушек смертельными предсказаниями. Барыня замечает Катерину и снова начинает кричать про омут, который предназначается девушке. Она говорит, что с такой красотой, как у Катерины, гореть ей в неугасимом огне. Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом.

Действие пятое

Признание Катерины делает много шума в городе. Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью. Тихон все время пьянствует. В это же время Дикой собирается избавиться от племянника и отправить его на китайскую границу. Кулигин, который отличается добротой и сочувствием к окружающим, советует Тихону простить жену. Мужчина, на самом деле, и сам не против помириться с женой и вернуть былые отношения. Однако купчиха непреклонна. Она против прощения девушки.

Неожиданно по городу разносится известие, что Катерина исчезла из дома. Девушка в отчаянии и растерянности идет по дороге, забытая и несчастная. Она молится о том, что не хочет дальше жить, однако ей хотелось бы еще хотя бы раз увидеть Бориса. И этот момент она встречает его. Девушка бросается к нему на шею. Мужчина рассказывает о том, что его отсылают в Сибирь. Катерина умоляет взять ее с собой. Однако робкий и нерешительный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. Тогда Катерина говорит ему ехать и не волноваться о ней, не тосковать. Она сообщает, что рада, ведь им удалось попрощаться.

Когда Борис уходит, Катерина не знает, что ей делать дальше. Она решает, что лучше отправиться в могилу, чем вернуться домой. Приняв решение, девушка отправляется к берегу Волги. В следующей сцене появляются муж Катерины, купчиха и Кулигин. Они слышат с берега крик, что какая-то девушка бросилась в воду. Механик срывается к реке, а Тихон хочет побежать за ним.

Однако мать вцепляется в его руку мертвой хваткой. Она обещает проклясть сына, если тот сейчас бросится к Катерине. Кабаниха говорит, что та и так наделала много шуму и опозорила их семью.

Кулигин приносит тело Катерины Тихону и Кабанихе. Он отдает его и говорит, что они теперь могут делать с ней, что хотят. Ведь душа девушки уже предстала перед главным судом, им она не принадлежит. Тихон, увидев жену, бросается к ней и кричит матери, что та погубила девушку.

Заканчивается история словами Тихона о том, что Катерине теперь хорошо, а ему еще придется мучиться на этом свете непонятно по какой причине.

Повелитель мух: сводка и анализ Глава 9

 

Резюме

Когда над островом бушует буря, Саймон просыпается от обморока и направляется к чудовищу, увидев его на горе. Он находит тело десантника, осматривает его и понимает его настоящую личность. Со своего наблюдательного пункта он видит, что большинство мальчиков у костра в лагере Джека, поэтому он направляется туда, чтобы сообщить всем новости. Он настолько ослаблен дневными переживаниями, что едва может ходить.

Ральф и Пигги понимают, что даже верные Ральфу большие ганы пошли на вечеринку Джека. Ходят тоже из любопытства и голода. Джек позволяет им поесть, но, когда все заканчивают есть, призывает всех мальчиков указать, хотят ли они присоединиться к его группе или остаться с Ральфом. Ральф предлагает мальчикам остаться с ним, напоминая им о первом дне выборов. Однако Джек крепко держится за них, играя роль вождя племени.

На вечеринку обрушивается буря. Джек заказывает танец в ответ на ливень. Ральф и Пигги также присоединяются к внешнему краю танца. Внезапно Саймон выползает из леса в центр танцевального круга. Он пытается рассказать им об истинной личности зверя, увиденного на горе, но едва слышит его из-за бури и яростного пения мальчиков. Преодолевая собственный импульс, группа набрасывается на Саймона, как если бы он был зверем, и убивает его. Дождь усиливается, и мальчики отступают, оставляя тело Саймона на пляже. Той ночью прилив уносит его тело.

Штормовой ветер наполняет парашют погибшего солдата и поднимает его над островом и в море. Это зрелище приводит мальчиков в ужас, и они с криком разбегаются.

Анализ

Эта глава посвящена Саймону и выполнению его роли дальновидного мистика. Очнувшись от обморока, он снова задает вслух вопрос, который задавал собравшимся в предыдущей главе: «А что еще делать?» Он должен столкнуться с тем, что находится на горе. Это противостояние, кажется, состарило его: он ходит с трудом старика, словно согбенный «бесконечным цинизмом взрослой жизни», который он видел в свиных глазах.

Саймон, похоже, не боится зверя, увиденного на горе. Учитывая сомнения, которые у него были в главе 6 по поводу этого предполагаемого зверя, и посещение настоящего зверя, Повелителя мух, Саймон перешел от страха к другой арене эмоций. Подойдя к страшной фигуре на горе, он видит, что она сидит и смотрит на него; в ответ «Он спрятал лицо», как бы стыдясь неправильного представления мальчиков о его угрозе. Затем он освобождает стропы парашюта солдата от камней, позволяя мертвому солдату улететь во время шторма, что и происходит после смерти Саймона.

В каком-то смысле солдат фактически работает агентом настоящего зверя, пробуждая в мальчиках худшее. Они не объединяются, чтобы преодолеть эту пугающую ситуацию, а позволяют своим худшим импульсам выйти на поверхность и доминировать, распадаясь на противоборствующие группы и убивая одного из своих в безумии страха и дикости. Учитывая, что его прибытие на остров было вызвано сражением продолжающейся войны, солдат действительно был посланником зверя, дикости, которая таится в человечестве.

Из мальчиков только Саймон воспринял присутствие неопознанного существа на горе как знак, который следует исследовать, или как символ, который следует принять во внимание, а не как указание на присутствие животного-зверя. Отважно разыскивая фигуру на горе, Саймон исполняет свое предназначение откровения. Столкнувшись с Повелителем мух (голова свиньи на палке) и так называемым зверем (труп солдата), Саймон понимает природу зла на острове. Он не может поделиться своим откровением с другими мальчиками, потому что они не готовы его принять или понять.

Они проживают действия настоящего зверя, в то время как они думают о себе, как о разыгрывающих роли нарисованных дикарей, что является представлением Джека о веселье, а также представлением настоящего зверя.

Продолжение на следующей странице…

Энканто (2021) — Краткое содержание сюжета

Править

Энканто (2021)

Прыгать, чтобы:

  • Резюме (6)
  • Резюме (1)
Резюме
  • Колумбийской девочке-подростку приходится столкнуться с разочарованием от того, что она единственный член своей семьи, не обладающий магическими способностями.

  • Encanto рассказывает историю необычной семьи Мадригалов, которые живут скрыто в горах Колумбии, в волшебном доме, в оживленном городе, в чудесном, волшебном месте под названием Энканто. Магия Энканто благословила каждого ребенка в семье уникальным даром от сверхсилы до способности исцелять — всех детей, кроме одного, Мирабель. Но когда она обнаруживает, что магия, окружающая Энканто, в опасности, Мирабель решает, что она, единственный обычный Мадригал, может быть последней надеждой ее исключительной семьи.

    — Анимационная студия Уолта Диснея

  • Мадригалы — необыкновенная семья, живущая в горах Колумбии в заколдованном месте под названием Энканто. Магия Энканто благословила каждого ребенка в семье уникальным даром — каждого ребенка, кроме Мирабель. Однако вскоре она может стать последней надеждой Мадригалов, когда обнаружит, что магия, окружающая Энканто, теперь в опасности.

    — анонимный

  • Исключительная семья Мадригал, которой посчастливилось жить в тайной заколдованной гавани, нашла убежище в защищенном горном королевстве Колумбии, наполненном красками и добротой. Однако, поскольку мистическая сила неприметного артефакта наделяет его обитателей сверхъестественными дарами, интроспективная девочка-подросток Мирабель еще не обрела свой явный талант. Но когда непредсказуемый ужасный кризис ставит под угрозу будущее сплоченного сообщества, Мирабель должна вмешаться и попытаться спасти положение. Сможет ли маловероятный защитник защитить семью и найти свое истинное призвание?

    — Ник Риганас

  • В нем рассказывается о колумбийской семье Мадригалов, состоящей из нескольких поколений, во главе с матриархом, чьи дети и внуки, за исключением Мирабель Мадригал, получают волшебные дары от чуда, которое помогает им служить людям в их сельской общине под названием Энканто. Когда Мирабель узнает, что семья теряет свою магию, она намеревается выяснить, что происходит, и спасти свою семью и их волшебный дом.

    — Гневзо

  • Действие Encanto происходит в сельской местности Колумбии и рассказывает историю Мадригалов, сверхъестественной семьи, у каждого члена которой есть волшебный «дар». Ну, кроме 15-летней Мирабель, которой приходится нести бремя обвинений во всем, потому что у нее нет дара. Но когда начинают появляться признаки того, что их волшебный дом может рухнуть, Мирабель обращается за помощью к своему дяде Бруно, который давно покинул семью, потому что его сила была слишком опасна.0003


Спойлеры

Синопсис ниже может выдать важные моменты сюжета.

Сводка
  • Спасаясь от вооруженного конфликта, юная Альма Мадригал теряет мужа Педро, но спасает своих тройняшек Джульетту, Пепу и Бруно. Свеча, которую Альма носит с собой, становится волшебной и создает разумный дом, «Касита», для проживания Мадригалов. Спустя годы растет деревня, защищенная Каситой, и члены семьи Мадригал наделены сверхчеловеческими способностями, которые они используют, чтобы помочь сельским жителям («Семейный Мадригал»). Однако дар предвидения Бруно вызывает многочисленные конфликты, которые приводят к тому, что семья очерняет его, в то время как к Мирабель, младшей дочери Джульетты, относятся по-разному из-за того, что у нее вообще нет дара.

    Вечером, когда младший сын Пепы Антонио получил способность говорить с животными, Мирабель внезапно видит, как Касита трескается, но ее предупреждения остаются без внимания, когда Касита оказывается в порядке («В ожидании чуда»). Мирабель, решив спасти магию Каситы, отправляется на расследование и допрос членов своей семьи. Ее старшая сестра Луиза, обладающая сверхчеловеческой силой, предполагает, что в комнате Бруно могут быть некоторые ключи к разгадке феномена («Поверхностное давление»). Там Мирабель видит пещеру из песка и куски плиты из непрозрачного нефритового стекла, которые после ремонта представляют собой образ, предположительно показывающий, как она заставляет Каситу разваливаться. После ухода Мирабель она обнаруживает, что дары членов ее семьи начинают ослабевать («Мы не говорим о Бруно»).

    На ужине, где старшая сестра Мирабель Изабелла, которая может заставить цветы расти по желанию, обручается с соседним сельским жителем Мариано Гузманом, старшая кузина Мирабель Долорес, обладающая сверхчеловеческим слухом, признается, что подслушивала, как Мирабель разговаривает со своим отцом о видении Бруно. . Предложение Мариано рушится, когда Касита снова начинает трескаться, в результате чего Пепа, чьи эмоции управляют погодой, вызывает в воображении грозу, ко всеобщему шоку. Затем Изабелла обвиняет Мирабель, несмотря на то, что последняя отрицает свою причастность к катаклизму. В этой ситуации Мирабель внезапно мельком видит человека, которого она затем преследует через скрытый проход в стенах, обнаруживая, что это не кто иной, как сам Бруно, который на самом деле никогда не покидал их дома, потому что он все еще любит свою семью. Мирабель снова убеждает его делать предсказания и получает разрешение Антонио использовать комнату последнего. Бруно делает еще одно видение, которое показывает рушащуюся Каситу и изображение Мирабель, обнимающей Изабелу.

    Мирабель идет извиниться, но вместо этого узнает о бремени Изабелы быть идеальной и ее желании не выходить замуж за Мариано. Излив свои чувства, силы Изабелы начинают развиваться, и обе сестры примиряются («Что еще я могу сделать?»). Однако Альма обнаруживает действия Мирабель и бездумно обвиняет ее в несчастьях семьи. Затем Мирабель, наконец, огрызается на нее, говоря, что все действительно было ее ошибкой из-за того, что она заставила всех поступать по-своему. Их аргумент внезапно создает гигантскую трещину, которая разрушает Каситу, в то время как волшебная свеча Альмы гаснет в руках Мирабель в ее тщетных попытках спасти ее, фактически лишая Мадригалы их сил.

    Позже Альма находит плачущую Мирабель у реки, где умер Педро, и, наконец, признает свою вину в оказании давления на семью, забывая, что настоящим подарком были не силы, а сама семья («Дос Оругитас»). Оба примиряются и вместе с Бруно воссоединяют мадригалов, чтобы восстановить Каситу с помощью жителей деревни. Когда Мирабель кладет последнюю дверную ручку, Casita возвращается к жизни, и магия возвращается («Все вы»). Фильм заканчивается тем, что Мадригалы делают свой первый семейный снимок, на котором теперь изображены Мирабель и Бруно («Колумбия, Ми Энканто»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *