Идейно-художественное содержание пьесы Горького На дне (На дне Горький)
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”.
Написанная в 1902 г. пьеса “На дне” и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен-пролетариев”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы”. Но пьеса не только завершала тему о босяках, но и разрешала новые революционные требования, которые были поставлены перед массами в период напряженной классовой борьбы между предреволюционной эпохи. Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Все обитатели ночлежки вытолкнуты “хозяевами” на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер — безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со “дна”. Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению. Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка.
Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.
Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно”, дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки. Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры. В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве “человека на личную свободу и человеческое достоинство”: “Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!
Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!” Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. “Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!” Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как “сигнал к восстанию”. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Горький понимал, что в устах спившегося Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, “кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может”. Своей пьесой “На дне” Горький опровергал все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.
На дне: Пьесы. (Максим Горький)
241 ₽
166 ₽
+ до 36 баллов
Бонусная программа
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.
Купить
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии
В наличии в 427 магазинах. Смотреть на карте
29
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Максим Горький (1868—1936) — одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы, писатель, публицист и общественный деятель. Основоположник метода социалистического реализма. Первыми своими рассказами Горький, одержимый мечтой об «иных людях», ввел в русскую литературу образ полуреального, полувоображаемого благородного босяка, который уже к 1902 году мутировал в обитателя ночлежки. Пьеса «На дне», несомненно, одна из вершин горьковского творчества. Основная тема пьесы «На дне» — правда и ложь.

Всю свою творческую биографию, подобно «лукавому Луке», сам Горький пытался «навеять человечеству сон золотой» — «мечту о социалистической революции как панацее от всех человеческих страданий» (В. Ходасевич). И даже собственные «Несвоевременные мысли», казалось, не отрезвили его.
Кроме пьесы «На дне» в настоящее издание включена пьеса «Мещане», а также эссе В. Ходасевича «Горький».
Описание
Характеристики
Максим Горький (1868—1936) — одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX—XX столетий и советской литературы, писатель, публицист и общественный деятель. Основоположник метода социалистического реализма. Первыми своими рассказами Горький, одержимый мечтой об «иных людях», ввел в русскую литературу образ полуреального, полувоображаемого благородного босяка, который уже к 1902 году мутировал в обитателя ночлежки. Пьеса «На дне», несомненно, одна из вершин горьковского творчества. Основная тема пьесы «На дне» — правда и ложь.
В пьесе противопоставлены старец Лука со своими тихими и вечными истинами и громогласный резонер Сатин, который, согласно марксистской критике, олицетворяет собой пробуждение пролетарского сознания.
Всю свою творческую биографию, подобно «лукавому Луке», сам Горький пытался «навеять человечеству сон золотой» — «мечту о социалистической революции как панацее от всех человеческих страданий» (В. Ходасевич). И даже собственные «Несвоевременные мысли», казалось, не отрезвили его.
Кроме пьесы «На дне» в настоящее издание включена пьеса «Мещане», а также эссе В. Ходасевича «Горький».
Азбука
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать
неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в
первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Любимая книга из всей школьной программы
Плюсы
Интересно
Поучительно
Минусы
Нет
На дне мечтаний
О свободе и ответе
Плюсы
Не сюжет, не герои, а некоторые события и рассуждения, вызывающие эмоции
Минусы
Иногда сложно читается, за ночь не проглотить, да и спешка здесь будет лишней
Книга «На дне: Пьесы.» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.
Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом
другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу
Максим Горький
«На дне: Пьесы. » и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка
почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Август Уилсон: Земля, на которой я стою | Цикл Августа Уилсона из 10 пьес: сцены и синопсисы | American Masters
Август Уилсон (справа) познакомился с наставником-режиссером Ллойдом Ричардсом (слева), познакомился в 1982 году и завязал дружбу, в результате которой Ричардс поставил первые шесть бродвейских пьес Уилсона. Фото: Репертуарный театр Йельского университета.
Основополагающий цикл из 10 пьес Августа Уилсона охватывает историю афроамериканцев 20-го века, действие всех, кроме одной, происходит в питтсбургском районе Хилл, где вырос Уилсон. В этом «Вековом цикле» пьес есть повторяющиеся персонажи, хотя пьесы написаны не в хронологическом порядке. «Мои пьесы, в конечном счете, о любви, чести, долге и предательстве», — сказал Уилсон в интервью в 1919 году.96. Все девять бродвейских постановок были номинированы на премию Тони как лучшая пьеса, а две получили Пулитцеровскую премию. Узнайте больше о каждом из них в том порядке, в котором они были написаны, ниже.
Видео драматических чтений, исполненных для Август Уилсон: Земля, на которой я стою включены в Черное дно Ма Рейни , Заборы, Жемчужина океана .
1. Jitney (1979)
Премьера: 1982, Allegheny Repertory Theater, Питтсбург; Премьера 2000 года Off-Broadway в театре Second Stage.
Описание: Действие происходит на неофициальной стоянке такси, которой угрожают сносом в 1977 году. Jitney исследует жизнь и отношения водителей, освещая конфликты между поколениями и различные концепции наследия и идентичности.
Талант: Режиссер Мэрион МакКлинтон. В постановке Off-Broaway снимались Энтони Чизхолм (Филдинг), Пол Батлер (Беккер), Уиллис Беркс (Шили) и Стивен МакКинли Хендерсон (Тернбо), все из которых регулярно ставили пьесу с 19 лет.96.
Награды: Премия Outer Critics Circle 2001 за выдающуюся пьесу вне Бродвея; Премия Лоуренса Оливье 2002 года за лучшую новую пьесу.
2. «Черное дно» Ма Рейни (1982)
Эбони Джо-Энн исполняет монолог Ма Рейни эксклюзивно для Август Уилсон: Земля, на которой я стою .
Премьера: 1984, Йельский репертуарный театр; последующее открытие Бродвея в 1984 году в театре Корт.
Сюжет: Действие происходит в 1927 году в студии звукозаписи в Чикаго (действие происходит не в Питтсбурге), Ma Rainey исследует расизм в истории черных музыкантов и белых продюсеров, а также темы искусства и религии.
Талант: В постановке Ллойда Ричардса на Бродвее снялись Чарльз С. Даттон (Леви) и Тереза Мерритт (Мама).
Награды: Уилсон получает свою первую из семи наград Нью-Йоркского кружка драматических критиков за свои пьесы.
3. Заборы (1984)
Розалин Коулман (Роуз), Рэй Энтони Томас (Трой) и Гораций Роджерс (Джим Боно) исполняют сцену из Заборы специально для Август Уилсон: Земля, на которой я стою .
Премьера: 1987, Бродвейская премьера в Театре на 46-й улице.
Талант: В постановке Ллойда Ричардсона снимались Джеймс Эрл Джонс (Трой), Мэри Элис (Роуз), Кортни Б. Вэнс (Кори) и Рэй Аранья (Джим Боно).
Награды: Пулитцеровская премия за драму, четыре премии «Тони» за лучшую пьесу, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Джеймс Эрл Джонс), лучшую женскую роль (Мэри Элис) и три премии Drama Desk Awards.
4. «Приходи и уходили» Джо Тернера (1984)
Премьера: 1986, Йельский репертуарный театр; 1988, открытие Бродвея в театре Этель Бэрримор.
Сюжет: Действие пьесы разворачивается в пансионе Питтсбурга в 1911 году. В пьесе участвуют персонажи, бывшие рабами, и исследуется опыт жителей, столкнувшихся с расизмом и дискриминацией.
Талант: Режиссер Ллойд Ричардс, в актерский состав вошли Делрой Линдо (Геральд Лумис), Анджела Бассет (Марта, жена Лумиса) и Л. Скотт Колдуэлл (Берта, жена владельца пансиона).
Награды: Л. Скотт Колдуэлл получила премию «Тони» за лучшую женскую роль в пьесе
5. Урок игры на фортепиано (1986)
Премьера: 1987, Йельский репертуарный театр; 1990 Открытие Бродвея в Театре Уолтера Керра.
Краткое содержание: Пьеса, названная в честь картины Ромара Бердена, рассказывает о семье Чарльзов в доме Доакеров Чарльзов. У брата и сестры разные представления о том, что делать с пианино, семейной реликвией. Продайте его, чтобы купить землю, на которой когда-то трудились их порабощенные предки, или оставьте пианино с резными изображениями двух дальних родственников.
Талант: Режиссер Ллойд Ричардсон. В главных ролях Чарльз С. Даттон (Бой Вилли), Рокки Кэрролл (Лаймон), Эйприл Р. Фостер (Марета), Карл Гордон (Доакер), Лиза Гэй Гамильтон (Грейс), Томми Холлис (Эйвери), С. Эпата Меркерсон (Бернис) , Лу Майерс (Мальчик-победитель).
Награды: Пулитцеровская премия за драму, премия Drama Desk за выдающуюся пьесу.
6. Two Trains Running (1990)
Лоуренс Фишберн (слева) и Эл Уайт (справа) в постановке Августа Уилсона в репертуарном театре Сиэтла
Премьера: 1990, Йельский репертуарный театр; 1992, открытие Бродвея в Театре Уолтера Керра.
Описание: Действие пьесы разворачивается в 1969 году вокруг ресторана в питтсбургском районе Хилл, пережившем длительный экономический спад. Владелец ресторана, Мемфис, беспокоится о том, что произойдет, когда город заявит права на здание через выдающееся владение. Молодой активист Стерлинг пытается организовать акции протеста и митинги, которые могут помочь спасти ресторан, но Мемфис не так благосклонен.
Талант: Режиссер Ллойд Ричардсон. В бродвейской премьере снялись Роско Ли Браун (Холлоуэй), Энтони Чизхолм (Вульф), Лоуренс Фишбёрн (Стерлинг), Синтия Мартеллс (Райза), Чак Паттерсон (Уэст), Салливан Уокер (Хэмбоун), Эл Уайт (Мемфис).
Награды: Лоуренс Фишберн получил премию «Тони» и премию «Драма Деск» за лучшую мужскую роль в пьесе.
7. Семь гитар (1995)
Премьера: 1995 Театр Гудмана, Чикаго; 1996, открытие Бродвея в Театре Уолтера Керра.
Описание: Действие происходит в Питтсбурге в 1948 году. Блюзовый певец Флойд «Школьник» Бартон только что вышел из тюрьмы, когда его попросили подписать контракт со звукозаписывающей компанией после того, как песня, которую он записал несколько месяцев назад, неожиданно стала хитом. Он изо всех сил пытается исправить ошибки и вернуться в Чикаго. Черная мужественность — тема пьесы, и петух используется в качестве ее символа.
Талант: Режиссер Ллойд Ричардсон. Кит Дэвид (Флойд Бартон), Розалин Коулман (Руби), Виола Дэвис (Вера), Томми Холлис (Рэд Картер), Роджер Робинсон (Хедли), Рубен Сантьяго-Хадсон (Кэньюэлл), Мишель Шей (Луиза).
Награды: Рубен Сантьяго-Хадсон получил премию «Тони» за лучшую мужскую роль в спектакле.
8. Кинг Хедли II (1991)
Премьера: 1999, Питсбургский общественный театр; 2001 Открытие Бродвея в Театре Вирджинии.
Описание: Действие происходит в Питтсбурге в 1985 году. Бывший заключенный пытается прокормить семью и хочет получить деньги на открытие видеомагазина, продавая украденные холодильники. В спектакле представлены некоторые персонажи из Seven Guitars 9.0009 .
Талант: Марион МакКлинтон поставила бродвейскую постановку с Брайаном Стоуксом Митчеллом (Кинг), Лесли Аггамс (Руби), Чарльзом Брауном (Элмор), Виолой Дэвис (Тоня), Стивеном МакКинли Хендерсоном (Стулья) и Монте Расселом. (Господин).
Награды: Виола Дэвис получила премию «Тони» и премию Drama Desk за лучшую женскую роль; Чарльз Браун получил премию Drama Desk за лучшую мужскую роль в пьесе
9.

Филисия Рашад исполняет сцену из Жемчужина океана эксклюзивно для Август Уилсон: Земля, на которой я стою . За эту роль Рашад была номинирована на премию «Тони» за лучшую женскую роль в спектакле.
Премьера:
2003, Театр Гудмана, Чикаго; 2004, открытие Бродвея в Театре Уолтера Керра.Сюжет: Действие пьесы происходит в Питтсбурге в 1904 году. В ней рассказывается о человеке, чье мелкое преступление имело смертельные последствия для другого человека. Чувствуя себя виноватым, он приходит искать духовного исцеления тети Эстер. Повторяющийся персонаж в пьесах Уилсона, Эстер утверждает, что ей 285 лет, и она является добрым матриархом своего дома в Питтсбурге.
Талант: Мэрион МакКлинтон поставила премьеру в Театре Гудмана; Кенни Леон поставил бродвейскую премьеру, в которой снимались Филисия Рашад (тетя Эстер), Лиза Гей Гамильтон (Черная Мэри), Энтони Чизхолм (Солли Два короля), Рубен Сантьяго-Хадсон (Цезарь), Юджин Ли (Эли), Рейнор Шейн (Резерфорд). Селиг), Джон Эрл Джелкс (Гражданин Барлоу).
10. Radio Golf (2005)
Премьера: 2005 г. в Йельском репертуарном театре; 2007 Открытие Бродвея в Cort Theater.
Описание: Действие этой пьесы происходит в Питтсбурге в 1990 году. Эта пьеса завершает цикл Века Уилсона и является последней пьесой, которую он завершил перед смертью. Дом тети Эстер (место действия первой пьесы цикла « Жемчужина океана ») находится под угрозой сноса, что освободит место для застройки в депрессивном районе. В число инвесторов входит Хармонд Уилкс, который хочет увеличить свои шансы стать первым темнокожим мэром города. История и наследие бросают вызов личным устремлениям и представлениям о прогрессе.
Талант: На Бродвее Кенни Леон поставил Энтони Чисхолма (старейшина Джозеф Барлоу), Джона Эрла Джелкса (Стерлинг Джонсон), Гарри Ленникса (Хармонд Уилкс), Тони Пинкинс (Мейм Уилкс) и Джеймса А. Уильямса (Рузвельт Хикс). ).
Краткое изложение Много шума из ничего
Королевская шекспировская труппа, 2006 г.
- В этой секции
- Все хорошо, что хорошо кончается
- Антоний и Клеопатра
- Как вам это нравится
- Комедия ошибок
- Кориолан
- Цимбелин
- Гамлет
- Генрих IV Часть 1
- Генрих IV Часть 2
- Генрих V
- Генрих VI Часть 1
- Генрих VI Часть 2
- Генрих VI Часть 3
- Генрих VIII
- Юлий Цезарь
- Король Джон
- Король Лир
- Труд любви потерян
- Макбет
- Мера за меру
- Венецианский купец
- Веселые жены Виндзора
- Сон в летнюю ночь
- Много шума из ничего
- Отелло: венецианский мавр
- Перикл, принц Тира
- Ричард II
- Ричард III
- Ромео и Джульетта
- Укрощение строптивого
- Буря
- Тимон Афинский
- Тит Андроник
- Троил и Крессида
- Двенадцатая ночь
- Два джентльмена из Вероны
- Зимняя сказка
TL;DR (может содержать спойлеры): Бенедик и Беатрис не любят друг друга, но любят. Клаудио и Хиро любят друг друга, но потом не любят, а потом снова влюбляются. Все женятся.
Много шума из ничего Резюме
Граф Клаудио влюбляется в Геро, дочь своего хозяина. Кузина Героя Беатрис (убежденная старая дева) и Бенедикт (вечный холостяк) обмануты, заставляя поверить, что другой влюблен в них. Клаудио обманывается злонамеренным заговором и объявляет Героя нецеломудренным, прежде чем они поженятся. Она теряет сознание, и ее считают мертвой, но она выздоравливает, и ее невиновность доказана случайным открытием. Бенедикт завоевывает любовь Беатрис, защищая честь ее кузины, и, к его удивлению, Клаудио воссоединяется с Геро, которого он считал мертвым.
Подробнее: 1,5 минуты чтения
Акт I
Много шума из ничего начинается в Мессине, где Леонато живет со своей дочерью Герой и ее кузиной и спутницей леди Беатрис. Леонато получает известие, что его друг, герцог Дон Педро, вернулся с войны и планирует навестить некоторых своих сослуживцев. Среди гостей Клаудио, который быстро влюбляется в Героя. Бенедикт, холостяк, отрекшийся от любви и брака, также приходит, и ему нравится высказывать свое мнение в остроумном споре с Беатрис.
Акт II
Леонато устраивает бал-маскарад в честь окончания войны. На балу устраивается помолвка Клаудио и Геро. В то же время брат дона Педро, дон Хуан, ищет способ испортить всеобщее счастье (только потому, что он такой горький и мелочный). Дон Джон замышляет заговор с солдатами, Борачио и Конрадом, чтобы обмануть Клаудио, заставив его поверить в то, что Герой ему изменил.
Позволь мне быть тем, кто я есть, и не пытайся меня изменить.
— Много шума из ничего, Акт 1 Сцена 3
Акт III
Той ночью горничная Героя, Маргарет, разговаривает с Борачио из окна спальни Героя. Клаудио и герцог тайно наблюдают издалека и думают, что девушка у окна — Герой. Тем временем Герой, Клавдий и Дон Педро решают, что Бенедик и Беатрис являются идеальными партнерами, несмотря на (или из-за) их ссоры. Они делают заговор, чтобы позволить Бенедикту подслушать, как они обсуждают любовь Беатрис к нему, и наоборот. После серии подслушанных разговоров Бенедик и Беатрис понимают, что действительно любят друг друга.
Готовы проверить свои знания? Попробуйте наш множественный выбор Много шума из ничего Викторина
Акт IV
На свадьбе Героя Клаудио все еще обманывается, думая, что Герой изменил ему. Он осуждает ее и оставляет ее явно мертвой от шока. С помощью священника Леонато, Беатрис и Бенедик решают притвориться, что Хиро на самом деле мертва, пока ее имя не будет очищено. Позже сторожа, которыми руководит неуклюжий деревенский констебль Догберри, слышат, как Борачио и Конрад хвастаются трюком, который они сыграли с Клаудио и доном Педро.