Краткое содержание песчаная учительница платонов: Краткое содержание «Песчаная учительница» за 1 минуту, по главам за 7 мин

Краткое содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Автор начинает рассказ «Песчаная учительница» описанием жизни главной героини Марии Нарышкиной. Она родом из мелкого города в Астраханской области. Их семейство миновали ужасы войн и революционных движений. А отец не говорил дочери о происходящих переменах, чтобы не шокировать ее. Девушка активно изучала географию, ей она была интересна, и поэтому, в возрасте шестнадцати лет, ее отправляют в педучилище в Астрахань. Его она успешно заканчивает, после чего ее определяют на работу в Хошутово, село, которое стояло у границы с пустыней. Именно там молодая учительница познакомилась  с негативными сторонами местного климата и природы – песчаными бурями.

Практически каждый день село было покрыто песком, который люди убирали со своих домов лопатами. Девушка быстро ощутила, какой настрой в селе царит – люди были обременены бесполезным и тяжелым трудом, уставшие, безразличные и унылые.

Сама она заселилась в комнату, бывшую при школе.  Тамошний сторож был ей очень рад, ведь девушка составляла ему хоть какую-то компанию, и во всем ей помогал, особенно поначалу с обустройством. Учеников в школе было немного, на занятия они ходили непостоянно, а во время зимы и вовсе переставали посещать школу. Но причиной тому была не их леность и нежелание учиться, а нищета – у детей не было одежды, чтобы одеться нормально, по погоде. Крестьяне жили в таких условиях, что дожили до ужасающей нищеты, они голодали, и некоторые вовсе умирали.

Девушка переживала из-за того, что школа в селе при таком раскладе попросту не нужна, и находилась в отчаяние, однако, ей пришла в голову отличная идея – чтоб ее предметом интересовались, надо, чтобы его знание приносило пользу прямо сейчас. И сейчас людям нужно было знать, как противостоять пескам. Поэтому, учительница прошла по селу, рассказала крестьянам о том, что хочет и чем хочет им помочь, пособрала подписи с людей и с ними двинулась в округ, где ее запрос удовлетворили и выдали несколько книг и руководство над самим предметом.

Ей нужно было научить крестьян всему самой.

По прошествии двух лет село сильно изменилось – при помощи работ всем селом жители смогли огородить Хошутово ограждениями, которые не давали песку засыпать все вокруг. Молодая учительница высаживала возле школы сосны, чтобы улучшить урожайность. У крестьян появилось топливо для печей и материал для создания мебели. Все это в совокупности улучшило уровень жизни в селе, и школа заполнилась как детьми, так и взрослыми.

А спустя еще год людей постигло новое несчастье – прибыли кочевники, которые несколько опоздали, придя тогда, когда степь стала уже невыгодным местом обитания, и попросту разорили село всего лишь за три дня. Не  стало ни воды, исчезли сосны. Девушка, полная возмущения и безысходности в сложившейся ситуации, пошла к вождю кочующих дикарей, который оправдался тем, что его кочевником надо как-то выживать. Поэтому они и паразитировали на селе.

Учительница отправилась в округ, где доложила о случившемся, но там ее обескуражили – предложили уехать из Хошутово и перебраться в Сафуту. Это предложение ей объяснили тем, что жители Хошутово теперь были людьми обученными, и со всем могли справиться своими силами.  А в Сафуте селятся кочевые племена, и именно там нужно просветить людей насчет борьбы с песками, что остановило  бы  перебежки и паразитизм других племен, и в этом случае села русских не разоряли бы. Девушка хорошенько подумала о себе, о своей судьбе, о возрасте, и том, что ее ждет… и в итоге согласилась уехать в Сафуту, но пообещала, что вернется к ним – уже не по песку, а по дороге, проложенной в лесу.

Я был впечатлен рассказом об учительнице. И это впечатление было весьма неоднозначным, ибо девушка хоть и показала себя с наилучшей стороны и фактически спасла целое село от гибели, однако, ее судьба могла сложиться куда более благоприятно, не определи ее жизнь в далекую глухую деревню, заметаемую песками пустыни. И ей приходится тратить свои молодые лучшие годы на то, чтобы обучить поселян бороться с песчаными заносами, что показывает героизм и стойкость девушки.

Также мне импонирует и ее финальное решение насчет возвращения, что говорит мне о человечности и благородстве образа молодой учительницы. А деяния вышестоящих чинов кажутся мне странными, ведь поначалу они несколько отрицательно относятся к просьбе девушки, а потом обращают внимание на хороший результат ее работы и переводят в другое селение. А ведь могли набрать добровольцев для работ и запросить финансирование из госказны, вместо того, чтобы отправлять в то селение всего одного человека.

Их безразличие и равнодушие мешает полностью одобрить рассказ, ибо люди не должны привыкать к тому, что придет своеобразный праведник, который взвалит на свои плечи все тяжести их жизни. Девушке изначально было трудно, ведь к ее затее скептически отнеслись как в округе, так и сами крестьяне. Но, несмотря на неверие, она смогла обуздать стихию.

Думаю, автор хотел нам сказать в своем произведении, что для нормальной жизни нужно прикладывать усилия, и только тогда выйдет что-то путное. Примером является все село – Хошутово, в котором люди постоянно боролись с песком, но чтобы избавиться от этого бремени, нужно было как-то противостоять погоде, и учительница им в этом помогла.

Таким образом, автор хочет нам сказать, что нужно искать причины неудовлетворенности своей жизнью в себе и одерживать над ними победу, чтобы достичь нового желаемого результата. Он хотел сказать также, что следует не жаловаться на трудности в жизни, а думать о том, как бы их преодолеть. В рассказе фигурирует история всего одного села и одной молодой учительницы, но сел по всей стране, которым нужна своя Мария Нарышкина, очень много. Большинство сел опустели до сего момента, но многие еще выстаивают. Рассказ не оставил меня равнодушным, я одобряю его к прочтению.

Читайте также:

Adblock
detector

«Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова.

Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.
Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Никита», анализ рассказа Платонова
  • «Фро», анализ рассказа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
  • «Корова», анализ рассказа Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Песчаная учительница»

По писателю: Платонов Андрей Платонович


Платон и игра | Inside Classical Education

Будучи классическим педагогом и консультантом классических школ вот уже около 20 лет, я часто забавлялся, а иногда и рад тому, как научные исследования заново открывают то, что классические педагоги знали (или, по крайней мере, верили) на протяжении веков. Например, «теперь исследования показывают», что изучение латыни поможет вам с вашим словарным запасом английского языка и вербальным разделом SAT или GRE (студенты-классики лучше справляются с вербальным разделом GRE, чем английские студенты). «Исследования также показывают», что мультимодальное обучение (с использованием путей глаз, ушей и тела) улучшает обучение и память. Классическая педагогика для младших школьников, которая включает в себя пение, пение, движения руками и телом при просмотре диаграмм, текстов песен или диаграмм, оказывается… мультимодальной. То же самое можно сказать и о сократовском обучении (совместном обучении) и о том, что студенты фактически обучают других студентов (9).0003 docendo discimus — обучая, мы учимся).

Совсем недавно «исследования показывают», что игра на самом деле улучшает способ обучения молодых учеников (статья NPR: Ученые говорят, что детские игры помогают укрепить мозг). Серджио Пеллис из Летбриджского университета в Альберте говорит: «Игровой опыт меняет связи нейронов в передней части мозга… и без игрового опыта эти нейроны не меняются».

Я цитирую прямо из статьи NPR:

«Будь то драка или двое детей решают вместе построить замок из песка, дети сами должны договариваться, ну и что мы будем делать в этой игре? Каким правилам мы будем следовать?» — говорит Пеллис. По его словам, мозг строит новые цепи в префронтальной коре, чтобы помочь ему ориентироваться в этих сложных социальных взаимодействиях.

Другой ученый и исследователь из Кембриджа выступает (вместе с более чем 100 другими экспертами по английскому языку) за то, чтобы официальное школьное обучение было отложено с четырех до семи лет. Дэвид Уайтбред из Кембриджа пишет:

В настоящее время в Англии дети начинают формальное школьное обучение, а также формальное обучение грамоте и счету в возрасте четырех лет. В недавнем письме, подписанном примерно 130 экспертами в области дошкольного образования, включая меня, опубликованном в Daily Telegraph (11 сентября 2013 г.), содержится призыв к расширению неформального дошкольного образования, основанного на играх, и отсрочке начала формального «школьного обучения» в Англия с текущего фактического начала до семилетнего возраста (в соответствии с рядом других европейских стран, которые в настоящее время имеют более высокий уровень академической успеваемости и благополучия детей).

Уайтбред подчеркивает, что этот вывод основан на многочисленных исследованиях:

Существует несколько доказательств, которые указывают на важность игры в развитии детей младшего возраста и на ценность продолжительного периода игрового обучения до начала обучения. формальное школьное образование. Они возникают в результате антропологических, психологических, нейробиологических и педагогических исследований.

Он обосновывает эти выводы нейробиологическими и психологическими исследованиями:

Нейробиологические исследования показали, что игровая активность приводит к росту синапсов, особенно в лобной коре, части мозга, отвечающей за все уникальные высшие психические функции человека.

Меня обрадовали и удовлетворили (и да, немного позабавили) эти сообщения. Часто научные исследования подтверждают расхожее мнение, полученное благодаря накопленному человеческому опыту. Мы, люди, уже некоторое время работаем над обучением наших детенышей и обычно считаем это очень важным делом. Таким образом, игра является важнейшей частью образования маленьких детей, и нейробиология, по-видимому, подтверждает это. Но стоит остановиться и спросить: кто сказал это первым? Классические педагоги (и, если быть честным, множество прогрессивных педагогов) признавали игру ключом к обучению маленьких детей. Дети воспроизводят на игровой площадке то, чему они научились в классе. Научите гражданской войне до 6 класс мальчики (или Пелопоннесская война) а что вы получаете на переменах? И многие ли из нас заставали своих детей «играющими в школу или домашнюю школу» на заднем дворе в летний день?

Греки заставляли мальчиков регулярно бороться на улице в рамках их обучения (я не буду упоминать тот факт, что они делали это обнаженными). Они боролись вне класса, и, без сомнения, они боролись в классе с некоторой примечательной ясностью (в туниках). Они боролись снаружи в рукопашной, затем внутри лицом к лицу. Спросите любого учителя третьего класса: ученики лучше подготовлены к уроку математики до или после перемены? Перерыв остается в наших школах (и даже не нуждается в таком названии в наших домашних школах) спустя 2500 лет после того, как греки интегрировали его в свою учебную программу.

Так кто сказал это первым? Вероятно, Платон первым осознал воспитательную ценность игры. В Книге VII Платона « Республика » Сократ предлагает начать образование с игры: «Не применяйте силу, обучая детей учебе, а скорее играйте. Так вы сможете лучше различить, к чему каждый из них естественным образом направлен» (537а).

В том же контексте Сократ продолжает говорить, что принудительное или принудительное обучение мимолетно:

«Телесные упражнения, когда они обязательны, не причиняют вреда телу; но знание, полученное по принуждению, не захватывает ум». (536е)

Мы хорошо знакомы с циклом зубрежки-сдал-забыл в американском образовании, когда мы «выучили» материал для теста, чтобы забыть его через день или два. Платон говорит, что такое учение есть фарс, который «не овладеет умом». Однако игра — это естественный способ обучения маленьких детей тому, что они действительно хотят воплотить и овладеть знаниями. Для греков здесь также существует лингвистическая связь. Греческое слово pazein (играть) связано со словом «ребенок», 9.0003 pais . Он отдаленно сохраняется в нашей фразе «детская игра». Есть своего рода игра, врожденная для ребенка, которая делает ее игрой, свойственной ребенку, даже частью того, что значит быть ребенком. Ребенок играет. Ребенок учится, играя. Большая часть его обучения, с одной точки зрения, является детской игрой.

Можно ли это представление исказить? Да, может, и часто так и есть. Если мы расширим это представление о том, как дети учатся слишком далеко, у нас будут дети, решающие на каждом этапе, что и когда изучать, и мы, взрослые, не будем ни о чем спрашивать их, потому что это было бы «силой и принуждением». Не надо забывать, что цель игры — научиться жить в драме реальной жизни, когда палки сменяются мечами, а лужи — бушующим морем. Маленькая девочка, которая является феей, однажды будет управлять домом или отелем.

Это означает, что игра является подготовкой и что игра на самом деле является серьезным делом. В то время как детям должна быть предоставлена ​​широкая полоса свободы (перерывы должны иметь как можно меньше правил, и я думаю, что палки должны быть законными), их также нужно направлять, и их нужно учить. Другими словами, классная комната и игровая площадка работают рука об руку. Учитель учит, ученики выбегают на улицу, их головы полны латинских слов, стихов, рассказов о кораблях, битвах и всевозможных героических подвигах; воспроизводить уроки в классе непредсказуемым, творческим и восхитительным образом. Они учатся заново, как может только играющий ребенок.

Можно ли перенести игру в класс? Да, мудрыми способами, подходящими для классной комнаты, — даже если обучение можно проводить вне дома, мудрыми способами. Мы могли бы сказать, изменяя словарный запас, что есть способ сплести воедино неформальные и формальные способы обучения. Мудрый учитель сумеет сделать это с наибольшей пользой, не позволяя своему классу стать игровой площадкой, а игровой площадке — классной комнатой.

Когда вы смотрите на ребенка, вы видите pais , созданный для игры ( pazein )? Если перейти на латынь, когда вы видите детей, вы видите liberi — свободных? Учим ли мы их как свободных умов? Можем ли мы извлечь пользу из мышления римлян, которые называли свою школу для детей младшего возраста ludus — также их слово для детской игры?

 

 

 

Sandy Lane Elementary (es) / Домашняя страница

Перейти к основному содержанию

Выберите школу…

  • Дом
  • О нас
    • Сообщение от нашего директора
    • Информация о школе
    • Дресс-код
    • План улучшения школы (SIP)
    • Информационные бюллетени
    • ИСБ
    • Домашняя система
    • Фотоархив
    • Список желаний Сэнди Лейн
  • Академики
    • Информация об уровне обучения
    • Цифровая обучающая информация
    • Списки поставок
  • Программы
    • Консерватория искусств
    • Партнеры сообщества
  • Клубы и мероприятия
    • Школьные клубы
    • Расширенное обучение
  • Ресурсы
    • Классные соединения
    • Единый общегосударственный календарь оценки
    • Обеденное меню
    • Флорида KidCare
    • Библиотека-Медиацентр
  • Помолвиться
    • Консультативный совет школы
    • ВОМ
    • Волонтер
    • Обещание Сэнди Хук
  • Календарь
  • Дом акул

    Мечтайте ~ Верьте ~ Достигайте

     

    Консерватория искусств в Сэнди-Лейн — это школа интеграции искусств. Мы уделяем особое внимание качеству изобразительного и исполнительского искусства как отдельной учебной программы, а также внедрению искусства в общеобразовательный класс. Целью интеграции искусств является расширение знаний и достижений в общей предметной области (математика, естествознание, ELA), одновременно способствуя оценке, пониманию и достижениям в изобразительном и исполнительском искусстве.

     

    2022-2023 Студенческие часы: 8:30 — 3:10 вечера

    Завтрак: 8:00 — 8:30

    . :45 PM

    Школьные экскурсии:  Пожалуйста, позвоните в школу, чтобы договориться о встрече.

    Миссис Келли Остин, директор: [email protected]

    Джули Брюстер, помощник директора: [email protected]

  • Комментарии (-1)

  • Комментарии (-1)

  • Первоначальная заявка начинается 10 января 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *