Краткое содержание отцы и дети 25 глава: Отцы и дети | краткое содержание, о произведении

Содержание

Отцы и дети — краткое содержание по главам


Главные герои

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, то есть философии, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи нигилизма.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается демократичных взглядов, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Впоследствии выходит замуж за Аркадия.

Главные герои[ | ]

  • Евгений Васильевич Базаров
    — нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нём живёт явный романтик — он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
  • Николай Петрович Кирсанов
    — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов
    — старший брат Николая Петровича, отставной офицер в возрасте «под пятьдесят», аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблён. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов
    — 23-летний сын первой жены Николая Петровича — Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
  • Василий Иванович Базаров
    — 62-летний отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
  • Арина Власьевна Базарова
    — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
  • Анна Сергеевна Одинцова
    — богатая 28-летняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
  • Катерина
    (
    Екатерина Сергеевна Локтева
    [3]) — сестра Анны Сергеевны Одинцовой младше её на десять лет, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Другие персонажи

Фенечка – молодая женщина, крестьянка по происхождению, у неё есть маленький сын от Николая Кирсанова.

Виктор Ситников – знакомый Аркадия и Базарова.

Евдокия Кукшина – знакомая Ситникова, разделяющая убеждения нигилистов.

Матвей Колязин – городской чиновник

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
  • для самых любопытных — Анализ «Отцы и дети» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью

Краткое содержание

Глава 1.

Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына у него умирает жена и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один, а с товарищем.

Глава 2.

Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений – человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.

Глава 3.

Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении. Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.

Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь, он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.

Глава 4.

У барского дома их никто не встретил, только старый слуга и показавшаяся на миг девочка. Выйдя из экипажа, старший Кирсанов ведет гостей в гостиную, куда просит слугу подать обед. В дверях они сталкиваются с красивым и очень ухоженным пожилым человеком. Это старший брат Николая Кирсанова, Павел Петрович. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова. Состоялось знакомство, после которого молодые люди отправились привести себя в порядок перед обедом. Павел Петрович в их отсутствие начинает спрашивать брата о Базарове, внешний вид которого ему не понравился.

Во время еды, разговор не клеился. Все говорили мало, особенно Евгений. После еды, все сразу разошлись по своим комнатам. Базаров рассказал Аркадию свои впечатления от встречи с его родственниками. Они быстро уснули. Братья Кирсановы еще долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов. Краткое содержание романа «Отцы и дети» не передает всех тех чувств, которые переживают герои.

Глава 5.

Проснувшись раньше всех, Евгений отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются мальчишки, и все отправляются на болото ловить лягушек.

Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий отправляется к сказавшейся больной Фенечке, узнает о существовании маленького брата. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.

Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова, и Аркадий рассказывает о нем, говорит о том, что он нигилист, человек, который не принимает ничего на веру. Вернулся Базаров с лягушками, которых отнес в комнату для опытов.

Глава 6.

Во время совместного утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу. Николай Кирсанов пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений. Тот соглашается.

Чтоб как-то изменить отношение Евгения к Павлу Петровичу, Аркадий решает рассказать другу его историю.

Глава 7.

Павел Петрович был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету.

Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

Глава 8.

Павел Петрович не знает, чем себя занять: присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, заходит к Фенечке посмотреть на маленького Митю.

История знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: Однажды ещё маленькой Фенечке в глаз попал пепел из печи и мама повела ее к Николаю Петровичу, он обработал глаз и ему понравилось милое детское личико Фенечки.С тех пор он начал часто смотреть за ней, она от него пряталась, смущаясь. Когда мать умерла, Николай Петрович забрал Фенечку жить с собой. Они полюбили друг друга, и Фенечка родила Николаю сына Митю.

Глава 9.

Базаров знакомится с Фенечкой и ребенком, говорит, что он врач, и, если возникнет необходимость, они могут без стеснения к нему обращаться. Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает неодобрение Аркадия.

Глава 10.

За две недели к Базарову все привыкли, но относились по-разному: дворовые его любили, Павел Кирсанов – ненавидел, а Николай Петрович беспокоился о его влиянии на сына. Однажды, он подслушал разговор Аркадия и Евгения. Базаров назвал его отставным человеком, чем очень обидел. Николай пожаловался брату, который решил дать отпор молодому нигилисту.

Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова. Возникает спор о том, кто больше приносит пользы обществу, аристократ, человек, следующий каким-либо принципам, или нигилист. Евгений в ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты своим отрицанием только усугубляют положение в России.

Разгорелся нешуточный спор, который Базаров назвал бессмысленным, и молодые люди удалились. Николай Петрович внезапно вспомнил, как давным-давно, будучи таким же молодым, поссорился с матерью, которая его не понимала. Теперь такое же непонимание возникло между ним и его сыном. Параллель отцы и дети – главное, на что обращает внимание автор.

Глава 11.

Перед тем, как отправиться спать, все обитатели имения были заняты своими размышлениями. Николай Петрович Кирсанов уходит в любимую беседку, где вспоминает жену и размышляет о жизни. Павел Петрович смотрит в ночное небо и думает о своем. Базаров предлагает Аркадию поехать в город и посетить старого друга.

Глава 12.

Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Давний знакомый Базарова Ситников пригласил их в гости к Евдокии Кукшиной, женщине современных взглядов.

Глава 13.

В гостях у Кукшиной им не понравилось, так как хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивала с предмета на предмет. Кукшина – жалкая пародия Базарова, пытается подражать нигилистам. Во время этого визита впервые прозвучало имя Одинцовой Анны Сергеевны.

Глава 14.

Приехав на бал, друзья знакомятся с Одинцовой, милой и привлекательной женщиной. Она проявляет внимание к Аркадию, расспрашивая его обо всем. Он рассказывает о своем друге и Анна Сергеевна приглашает их в гости.

Одинцова заинтересовала Евгения своей непохожестью на остальных женщин, и он согласился на визит к ней.

Глава 15.

Друзья приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он неожиданно сконфузился.

История Одинцовой производит впечатление на читателя. Отец девушки проигрался и умер в деревне, оставив двум дочерям разорённое имение. Анна не растерялась и взялась за хозяйство. Встретила своего будущего мужа и прожила с ним 6 лет. Потом он умер, оставив молодой жене свое состояние. Она не любила городского общества и чаще всего жила в имении.

В гостях у Одинцовой Базаров вел себя не так, как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась, как к младшему брату. В конце разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

Глава 16.

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с другими обитателями. Сестра Анны Катя была застенчива, играла на фортепьяно. Анна Сергеевна много разговаривала с Евгением, гуляла с ним в саду. Аркадий, которому она нравилась, видя ее увлечение другом, немного ревновал. Между Базаровым и Одинцовой зарождалось чувство.

Глава 17.

Во время проживания в имении Одинцовой, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали открываться друг другу.

Базаров встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из них мечтает получить от жизни.

Глава 18.

Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако в ответ он слышит: «Вы меня не поняли», так как она приходит к мысли, что «спокойствие лучше всего на свете». Не желая стать рабом своей страсти, Базаров принимает решение уехать к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку.

Глава 19.

Произошел не совсем приятный разговор между Одинцовой и Базаровым. Он сообщил ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно – несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит.

На следующий день Аркадий и Базаров уезжают к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу. Аркадий замечает, что друг сильно изменился.

Глава 20.

В доме старших Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына.

После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако он не уснул до утра. В романе «Отцы и дети» описание отношений между поколениями показано лучше, чем в других произведениях.

Глава 21

В доме родителей Базаров пробыл совсем мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать. Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

Родители, узнав о решении Евгения уехать, сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда родители остались одни и сильно переживали, что сын их оставил.

Глава 22.

По дороге Аркадий решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и по ее речи было понятно, что им не рады.

В имении Кирсановых старших им обрадовались. Базаров стал заниматься опытами и своими лягушками. Аркадий помогал отцу в управлении имением, но постоянно думал об Одинцовых. Наконец он находит предлог поехать к ним в гости. Аркадий боится, что ему будут не рады, но одного его встретили тепло и радушно.

Глава 23.

Базаров понимает причину отъезда Аркадия и полностью отдается работе. Он уединяется и больше не спорит с обитателями дома. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки. Однажды в беседке они много разговаривали, и, решив проверить свои мысли, Базаров поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Базаров чувствовал себя неловко.

Глава 24.

Павел Петрович Кирсанов оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Евгений ранит Кирсанова в ногу.

Испортив полностью свои взаимоотношения с Кирсановыми старшими, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.

Аркадий все больше и больше увлекается сестрой Анны Сергеевны Катей.

Глава 25.

Катя разговаривает с Аркадием и убеждает того, что без влияния друга он совсем другой, милый и добрый. Они пытаются объясниться друг другу в любви, но Аркадий, пугается и поспешно уходит. В своей комнате он находит приехавшего Базарова, который рассказал ему о том, что произошло в Марьино в его отсутствие. Встретившись с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями.

Глава 26.

Аркадий признается Кате в любви, просит ее руки, и она соглашается стать его женой. Базаров прощается с другом, обвиняя его в том, что он не годится для решающих дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

Глава 27.

Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой. Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

Глава 28.

Прошло полгода. В один день прошли две свадьбы, Аркадия с Катей и Николая Петровича с Феней. Павел Петрович уехал за границу. Вышла замуж и Анна Сергеевна, став спутницей не по любви, а по убеждению.

Жизнь продолжалась, и только два старых человека постоянно проводили время на могиле сына, где росли две елочки.

Данный краткий пересказ «Отцы и дети» поможет понять основной замысел и суть произведения, для более глубоких знаний рекомендуем ознакомиться с полной версией.

Краткое содержание «Отцы и дети»

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов

, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына
Аркадия
, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым

и
Павлом Петровичем
происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную — «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль — нелепость; ну, а с практической точки зрения — это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

краткое содержание и анализ произведения

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Галерея сильных и волевых персонажей представлена в произведении «Что делать?». Краткое содержание позволит получить общее представление об этом многоплановом романе. Какие темы и идеи раскрыты в «Что делать?» Краткое содержание по главам с подробным анализом читайте в статье.

«Что делать?»: краткое содержание

Роман «Что делать?» Чернышевский создал в период с 1862 по 1863 год. Выбрав направление социологического реализма, автор создал утопию, которая тем не менее покорила читателей и продолжает привлекать внимание новых поколений. Краткое содержание «Что делать?» таково:

Начало истории

Однажды в петербургской гостинице находят записку, которую оставил постоялец. Он пишет, что вскоре станет известен в связи с Литейным мостом, но что в происшествии никого не следует винить. Позднее выяснится, что в ту ночь на мосту кто-то выстрелил в себя — из воды вытащили фуражку с дырой от пули.

Тем же утром на даче на Каменном острове молодой даме Вере Павловне служанка приносит письмо. После его прочтения героиня безутешно рыдает, даже пришедшему молодому человеку не удается ее успокоить. Она твердит, что оба они теперь в крови.

Завязка

После вступления автор романа «Что делать?» рассказывает историю главной героини Веры Павловны. Девушка росла в хорошей семье, но ее мать искренне считала, что для девушки главное — успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.

Решение пришло случайно, когда к ее брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашел оригинальный способ ее спасти — сделал девушке предложение.

После этого события Вера увидела необычный сон: будто бы ее выпустили из подвала, после чего с ней беседовала удивительная красавица. Девушка пообещала помогать всем, кто оказался в такой же ситуации, как ранее она сама.

Развитие сюжета

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

Семейная жизнь Лопуховых оказалась необычной. Вместе они жили как друзья, но не как супруги, чем сильно удивляли квартирную хозяйку. Однако их все устраивало. Дмитрий работал, а Вера занялась открытием швейной мастерской. Туда она пригласила девушек, которые нуждались в собственном источнике дохода.

Главная героиня видит второй сон — поле с колосьями и грязью. Последняя стала символом заботы о насущном, и именно на ее основе растут колосья.

К Лопуховым часто приходит Александр Кирсанов — друг и сокурсник Дмитрия. Вере Павловне нравится с ним общаться, а потому она удивляется и обижается, когда Александр внезапно пропадает. Молодой человек влюбляется в жену друга и предпочитает это скрывать. Но Вера также испытывает к нему нежные чувства и не знает, что с этим делать. В третьем сне неведомая женщина объясняет ей ее чувства.

Кульминация и развязка

Как же разрешить такую ситуацию достойно? Лопухов находит выход и инсценирует самоубийство. О том, что это подлог, Вера узнает от человека по фамилии Рахметов, который также был другом их семьи. Успокоенная этим сообщением героиня становится супругой Кирсанова.

Брак оказывается похожим на предыдущий, только в нем присутствует любовь между супругами. Вера Павловна занимается швейными мастерскими, чувствует поддержку мужа. В четвертом вещем сне она видит, как жили женщины в разные века. Все это время они оставались рабынями, собственностью мужчин, но теперь могут достичь свободы и равноправия.

Описывая краткое содержание романа «Что делать?», невозможно не упомянуть оригинальную концовку произведения. Среди людей, которых принимают у себя Кирсановы, оказывается чета Бьюмонт. Екатерина Васильевна, которая раньше была знакома с Александром, приходит в гости с мужем Чарльзом, который оказывается Лопуховым.

«Что делать?»: анализ произведения

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

О любви и не только поведал в своем романе Чернышевский. «Что делать?» затрагивает социальную, экономическую и философскую стороны жизни, отношения отцов и детей, просвещение, значение силы воли. Есть на страницах романа даже революционные намеки. Проводя анализ произведения, важно обратить внимание на следующие аспекты:

«Что делать?»: история создания

К работе над романом автор приступил в декабре 1862 года, а закончил его в апреле 1863 года. Тогда его арестовали за радикальные взгляды, писатель находился в Петропавловской крепости. Роман продуман как ответ тургеневскому опусу «Отцы и дети», а потому в некоторых моментах произведения схожи.

Чтобы провести цензуру, Чернышевский обрамил политические подтексты и социальную тематику в любовный контекст, добавил в качестве сюжетной линии сны главной героини. Поэтому роман напечатал «Современник», но вскоре произведение запретили. Повторное разрешение на публикацию выдано только в 1905 году.

Роман «Что делать?»: тема

Неординарный и запутанный сюжет романа отражает мотивы, актуальные для русской литературы XIX века. На основе описанных ситуаций читатель поразмышлять о:

  • любви, которая основана на общих интересах и взаимоуважении;
  • мечтах о новой жизни общества;
  • заключении браков без любви;
  • вопросах дружбы;
  • возможности равноправия мужчин и женщин;
  • значении трудовой деятельности в жизни человека.
«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.): YouTube / Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского

После интригующего начала тематика раскрывается через призму жизни Веры Павловны. На ее примере видим важность вопросов любви и брака, в особенности для женщин, чье мнение в те времена зачастую не учитывалось вовсе. Идея о равноправном труде представлена в истории создания главной героиней швейных мастерских. Вопросы дружбы, взаимоуважения и понимания остаются в центре внимания автора и читателя в течение всего повествования.

Композиция «Что делать?»: произведение с необычным сюжетом

С помощью необычного подхода к композиции автор раскрыл сразу несколько тем и завуалировал запрещенные мотивы. В начале создается впечатление, что задача автора — описать любовную историю. Но это лишь маска, призванная скрыть социально-политическую составляющую романа. Последняя раскрывается в описании сновидений Веры Павловны.

Автор нанизывает эпизоды, раскрывая постепенно главные мотивы поведения героев и основную тему произведения. Интересен прием, который связан с появлением образа Лопухова в начале и в конце. Это формирует обрамление истории.

Жанр «Что делать?»: роман-утопия

Это произведение определяют как роман с несколькими сюжетными линиями и открытой центральной проблемой. В нем переплетаются любовный, философский, социально-политический жанр и утопия. Направление, в котором создано произведение, — реализм.

Актуален ли сейчас роман «Что делать?» Краткое содержание позволяет с уверенностью дать утвердительный ответ на этот вопрос. Несмотря на минувшие годы и реформы, которые произошли в обществе, мы все еще движемся в сторону описанной Чернышевским утопии. Поэтому полезно знакомиться с такими произведениями и делать выводы для развития собственной жизни.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1876163-cto-delat-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Educated Главы 23-25 ​​Резюме и анализ

Резюме: Глава 23: Я из Айдахо

Тару приглашают на свидания несколько мужчин из ее церковной общины, но она отказывается. В результате ее вызывают на встречу с епископом. Заметив, что что-то не так, епископ просит Тару продолжать встречаться с ним. К своему удивлению, она начинает открыто говорить с ним о своей жизни и своей семье.

Когда заканчивается семестр, Таре нужно идти домой и работать. Епископ рекомендует ей держаться подальше, предлагая дать ей деньги за аренду, но Тара настаивает на возвращении. Епископ заставляет ее пообещать, что она не будет работать на своего отца, поэтому вместо этого Тара возвращается к работе в продуктовом магазине. В результате она возвращается в школу с гораздо меньшими деньгами, чем ей нужно. Через две недели после начала семестра у нее сильная зубная боль, которая требует дорогостоящего стоматологического лечения. Ее родители предлагают ей одолжить деньги при условии, что она будет работать на них следующим летом, но она отказывается это сделать. Тара пытается игнорировать боль.

Узнав о страданиях Тары, епископ предлагает ей обратиться за грантом или взять деньги в церкви, но она отказывается ни от того, ни от другого. Тара проводит отчаянный семестр, едва сводя концы с концами, и к рождественским каникулам у нее не осталось денег. Она планирует переехать в Лас-Вегас, чтобы жить со своим братом Тони. Затем Шон удивляет Тару, давая ей ровно столько денег, чтобы вернуться в школу в январе. Тем не менее, Тара едва может оплачивать свои счета, даже имея вторую работу, и епископ продолжает уговаривать ее подать заявку на грант. Наконец, Тара подает заявку. Она получает грант и впервые чувствует себя финансово обеспеченной. Она также знает, что ей больше никогда не придется работать на отца.

Краткое содержание: Глава 24: Странствующий рыцарь

Решив финансовые проблемы, Тара снова сосредоточилась на учебе. Основываясь на лекции на уроке психологии, она начинает подозревать, что ее отец психически болен. Эта идея также приводит ее к расследованию расстрела семьи Уивер в Руби-Ридж. Ее отец всегда рассказывал ей эту историю в контексте семьи, которая была безжалостно убита федеральными агентами после того, как отказалась отправить своих детей в школу. Тара узнает, что, хотя члены семьи, включая детей, были убиты, конфликт был спровоцирован участием Уивера в белых националистических движениях. Параноидальные заблуждения ее отца заставили его совершенно неверно истолковать события.

Тара начинает исследовать и писать о биполярном расстройстве. Она становится намного злее и в конце концов говорит отцу о том, как его поведение повлияло на ее жизнь. Она остается в Юте на лето. Она переезжает в квартиру, стажируется в юридической фирме и начинает встречаться с мужчиной по имени Ник. Когда она заболевает, Ник настаивает, чтобы она обратилась к врачу. Таре прописывают антибиотики, и она рассказывает об этом своей матери, которая разочарована тем, что она обратилась к научной медицине. На следующее утро Одри звонит Таре и сообщает, что их отец попал в серьезную аварию.

Краткое изложение: Глава 25: Работа Сульфура

Тара размышляет над семейной историей. Когда ее дед был серьезно ранен, работая в одиночку на горе, ангелы пришли ему на помощь и спасли ему жизнь. Ее отец был ранен в результате аварии, когда взорвался бензовоз, и получил серьезные ожоги лица и пальцев. Тара едет в Айдахо, в ужасе от состояния своего отца. Несмотря ни на что, Джин медленно начинает выздоравливать.

Анализ: главы 23–25

Епископ — первый человек, которому Тара действительно доверяет и открывает себя. Поскольку он является авторитетной фигурой, Тара достаточно послушна, чтобы продолжать встречаться с ним, хотя изначально у нее нет желания ему что-либо говорить. Тара не приводит много подробностей о реакции епископа на ее рассказы, но ясно, что он не осуждает. Вместо того, чтобы обвинять Тару, он делает все возможное, чтобы помочь ей. Даже больше, чем практическая поддержка, которую он предлагает, его реакция жизненно важна для того, чтобы позволить Таре доверять другим и строить отношения для себя. Она всегда боялась, что, если она расскажет кому-нибудь правду о своем прошлом и своей семье, они отвернутся от нее. Вместо этого реакция епископа показывает Таре, что люди могут проявить сострадание и предложить помощь.

Финансовая поддержка становится все более важной для образования Тары; Одних только упорного труда и решимости недостаточно для обеспечения успеха. Тара очень интеллектуально одарена и делает все, что в ее силах, чтобы позволить себе образование. Тем не менее, она несколько раз была близка к тому, чтобы достичь дна. Шон и епископ помогают ей собрать деньги, необходимые для продолжения образования. Деньги от Шона, хотя это и небольшая сумма, эмоционально сложны в контексте их оскорбительных отношений. Деньги от гранта должны казаться более простыми, но Тара на самом деле больше стыдится подачи заявки на правительственный грант. Тем не менее деньги, которые получает Тара, освобождают ее, позволяя полностью посвятить себя учебе. Это изменение отразилось на заинтересованности Тары и ее успеваемости, что показывает, насколько адекватное финансовое положение имеет решающее значение для академической успеваемости любого студента.

Знания, которые получает Тара, заставляют ее все больше сомневаться и злиться на то, как ей приходится жить. Тара понимает, что ей отказали в точной информации о том, как устроен мир, особенно после того, как она обнаружила психическое заболевание, истинную природу того, что произошло во время перестрелки в Уивере, и эффективность обезболивающих. Все ее идеи и убеждения были сформированы через искаженную линзу, и теперь ей нужно пересмотреть их. Тара, наконец, стала достаточно независимой, чтобы посмотреть на то, как ее воспитывала семья, и увидеть, что с ней плохо обращались и ей отказывали в возможностях, которые были у большинства других детей. Этот гнев подпитывает ее, чтобы оттолкнуть от своей семьи.

Узнайте больше о том, как благодаря образованию Тара может открыть для себя новые сообщества и больше не зависит от своей семьи.

Страшные ожоги Джина отражают трагичность его жизни. Фэй настолько напугана травмой своего мужа, что готова обратиться за медицинской помощью, но убеждения Джина настолько укоренились, что он отказывается. Тот факт, что он держится за свои убеждения даже во время мучительной физической боли — и вполне реальной вероятности того, что он может умереть, — показывает, насколько искажено его мировоззрение. Боль Джина важна, потому что она вызывает к нему жалость как со стороны Тары, так и со стороны читателя. В этот момент он все больше и больше кажется злодеем из-за детства, которое он навязал Таре и другим своим детям. То, как он страдает из-за своего психического заболевания и паранойи, показывает, что он также является жертвой собственной судьбы.

Узнайте больше о том, как мотив травмы дает понять, какой опасный образ жизни ведет семья Вестовер.

Вещи разваливаются Главы 24 и 25 Сводка и анализ

Сводка: Глава 24

После освобождения заключенные возвращаются в деревню с такими задумчивыми взглядами, что деревенские женщины и дети боятся их приветствовать. Всю деревню охватывает напряженная и неестественная тишина. Эзинма приносит Оконкво немного еды, и она и Обиерика замечают следы от кнута на его спине.

Деревенский глашатай объявляет о новом собрании на следующее утро, и клан наполняется предчувствием. С восходом солнца собираются жители деревни. Оконкво очень мало спал из-за волнения и предвкушения. Он все обдумал и определил курс действий, которого он будет придерживаться независимо от того, что решит деревня в целом. Он достает свое военное обмундирование и оценивает свою дымчатую юбку из рафии, высокий головной убор из перьев и щит как в надлежащем состоянии. Он вспоминает свою былую боевую славу и размышляет о том, что природа человека изменилась. На собрании полно мужчин из всех девяти деревень клана.

Первый говорящий оплакивает ущерб, который белый человек и его церковь нанесли клану, и оплакивает осквернение богов и духов предков. Он напоминает клану, что ему, возможно, придется пролить кровь членов клана, если он вступит в бой с белыми людьми. В середине выступления к толпе подходят пятеро судебных гонцов. Их лидер приказывает, чтобы собрание закончилось. Не успели слова слететь с уст гонца, как Оконкво убивает его двумя ударами мачете. В толпе поднимается шум, но не такой, на который надеется Оконкво: жители деревни позволяют посланникам сбежать и доводят собрание до конца. Кто-то даже спрашивает, почему Оконкво убил посыльного. Понимая, что его клан не пойдет на войну, Оконкво вытирает мачете от крови и уходит.

Он уже выбрал название книги. . . Умиротворение первобытных племен Нижнего Нигера.

См. объяснение важных цитат

Краткое изложение: Глава 25

Когда окружной комиссар прибывает на территорию Оконкво, он обнаруживает небольшую группу мужчин, сидящих снаружи. Он просит Оконкво, и мужчины говорят ему, что Оконкво нет дома. Комиссар спрашивает второй раз, и Обиерика повторяет свой первоначальный ответ. Комиссар начинает злиться и угрожает посадить их всех в тюрьму, если они не будут сотрудничать. Обиерика соглашается отвести его в Оконкво в обмен на некоторую помощь. Хотя комиссар не понимает сути обмена, он следует за Обиерикой и группой членов клана. Они идут к небольшому кусту за территорией Оконкво, где обнаруживают тело Оконкво, свисающее с дерева. Он повесился.

Обиерика объясняет, что самоубийство — это тяжкий грех, и члены его клана не могут прикасаться к телу Оконкво. Хотя они послали за незнакомцами из далекой деревни, чтобы помочь снять тело, они также просят помощи у комиссара. Он спрашивает, почему они не могут сделать это сами, и они объясняют, что его тело теперь злое и к нему могут прикасаться только посторонние. Хоронить не разрешают, но опять же чужим можно. Обиерика проявляет нехарактерную вспышку гнева и набрасывается на комиссара, обвиняя его в смерти Оконкво и восхваляя величие своего друга. Комиссар решает выполнить просьбу группы, но уходит и приказывает своим посланникам выполнить работу. Уходя, он поздравляет себя с тем, что пополнил свой багаж знаний об африканских обычаях.

Комиссар, который пишет книгу об Африке, воображает, что обстоятельства смерти Оконкво составят интересный абзац или два, если не целую главу. Он уже выбрал название: Умиротворение первобытных племен Нижнего Нигера.

Анализ: главы 24–25

В природе Оконкво действовать опрометчиво, и его убийство посланника является инстинктивным актом самосохранения. Бездействие означало бы отказ от его ценностей и традиционного образа жизни. Он не может позволить себе или, соответственно, своему клану показаться трусливым. В этом поступке, безусловно, есть элемент саморазрушения, своего рода мученичество, которое Оконкво охотно принимает, потому что альтернатива состоит в том, чтобы подчиниться миру, закону и новому порядку, с которыми он неумолимо расходится.

Подробнее о том, почему Оконкво убивает посыльного.

Слова Уноки о горечи неудачи в одиночестве приобретают реальное значение в жизни Оконкво. На самом деле их можно рассматривать как фаталистическое предзнаменование горьких потерь, постигших Оконкво, несмотря на его попытки дистанцироваться от отцовской модели лени и безответственности. Он ценит свой личный успех и статус выше выживания сообщества и, в одиночку поднявшись на вершину экономической и политической кучи клана, терпит неудачу в одиночку.

Узнайте больше о предзнаменовании самоубийства Оконкво.

Отсутствие заботы Оконкво о судьбе своей общины проявляется, когда перед общеклановым собранием он не удосуживается ни с кем обменяться приветствиями. Его не интересует судьба кого-либо, кроме него самого. Несмотря на свой большой успех и престиж, он умирает с позором, как и его безымянный отец без гроша в кармане. Это одиночество сохраняется даже после того, как его жизнь заканчивается, поскольку предполагаемый захват его тела злыми духами делает его клан неспособным справиться с его похоронами.

Подробнее о том, почему клан не может похоронить Оконкво.

Один из способов понять самоубийство Оконкво — это результат самосбывающегося пророчества о его страхе неудачи. Он так боится закончить именно так, как он это делает, что добивается своего самого худшим образом, какой только можно вообразить. Никто не заставляет его руку, когда он убивает посланника; скорее, этот поступок представляет собой отчаянную попытку восстановить свою мужественность. Великая трагедия ситуации в том, что Оконкво игнорирует гораздо более эффективные, но менее мужские способы сопротивления колонизаторам. В конечном счете, жертва Оконкво кажется тщетной и пустой.

Узнайте больше о том, почему Оконкво совершает самоубийство.

Финал романа мрачный и ироничный. Окружной комиссар — напыщенный человечек, который думает, что понимает коренные африканские культуры. Ачебе использует комиссара, который кажется персонажем прямо из

Heart of Darkness, , чтобы продемонстрировать неточность рассказов об Африке, таких как Джозеф Конрад. Неверные толкования комиссара и степень, в которой они основаны на его собственных недостатках, очевидны. Он комментирует, например, «любовь сельчан к лишним словам», пытаясь высмеять их красивый и выразительный язык. Его размышления о том, что из истории Оконкво можно было бы написать хороший абзац, иллюстрируют его поверхностность.

В то время как Ачебе написал целую книгу об Оконкво, он предполагает, что европейский отчет об Оконкво, скорее всего, изображал бы его как хрюкающего, бескультурного дикаря, который необъяснимо и бессмысленно убивает посыльного. Ачебе также подчеркивает одну из причин того, что ранние этнографические отчеты часто были оскорбительно неточными: когда Обьерика просит комиссара помочь ему с телом Оконкво, рассказчик говорит нам, что «решительный администратор в [комиссаре] уступил место исследователю первобытных обычаев».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *